«Условия для прорастания семян и роста растений».
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) по теме

Кузнецова Ольга Васильевна

Урок окружающего мира с проблемной ситуацией.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Андреевская основная общеобразовательная школа»

Муниципальный конкурс

«Наш новый урок в начальной школе»

Номинация: проблемный урок

Автор-составитель:

учитель начальных классов

первой квалификационной категории

Кузнецова Ольга Васильевна

Г. Юрьев – Польский

2016г.

УМК Л.В.Занков

Предметная область: окружающий мир

Класс: 2

Тема: «Условия для прорастания семян и роста растений».

Цель: познакомить детей с условиями, необходимыми для роста и развития растений; обобщить знания о растениях.

Задачи урока:

 Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

  • формирование уважения к иному мнению;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

(регулятивные УУД)

- формирование  умения принимать и сохранять учебные задачи;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать свою деятельность;

(познавательные УУД)

-   формирование умения работать с информацией: использовать различные способы поиска информации; работать с несколькими источниками информации (учебником, планом, иллюстрациями, таблицей);

- формирование интеллектуальной автономности;

- развитие операционного мышления;

 (коммуникативные УУД)

-формирование умения слушать и слышать;

-формирование умения ясно и четко излагать свою точку зрения, доказывать ее;

-формирование умения работать в группах, распределять роли и функции совместной деятельности; выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле;

-формирование умения работать в подготовленной среде, осуществлять выбор дополнительной информации, форм презентации;

-формирование умения связно выражать свои мысли, готовить полные речевые высказывания.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения :

-познакомить с условиями, необходимыми для роста и развития;

-обобщить знания о растениях;

-создать условия для формирования познавательного интереса к обучающему миру.

Оборудование урока: учебник «Окружающий мир» 2 класс (авторы: Н.Я. Дмитриева), рабочая тетрадь №2. Приложение 1,2; презентация к уроку.

Содержание взаимодействия педагога и учащихся

Этапы урока

Содержание этапа. Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1

Организационный

момент

Приветствие Слайд 2

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать –

Научиться наблюдать.

Будем вместе развивать

У себя внимательность,

А поможет всё узнать

Наша любознательность.

Отгадайте загадку. Отгадка и будет темой нашего урока.

Слайд 3

Дышит, растёт, а ходить не может

Правильно! «Условия для прорастания семян и роста растений». Это будет тема нашего урока.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место.

растение

Коммуникативные

Планирование учебного сотрудничества

Управление поведением партнера

Регулятивные

Планирование

Волевая саморегуляция

Личностные

Нравственно-этическая ориентация

2

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Давайте повторим, то что мы проходили на прошлом уроке.

-Вспомните и скажите , что относится к живой и неживой природе?

Слайд 4 деревья: берёза, рябина, дуб, яблоня, клён, груша.

-Разделите эти растения на две группы.

-По какому признаку вы разделите?

Кто пробовал яблоко с дикой яблони? Чем отличается яблоки? Как вы объясните эти различия?

Вспомним и сравним землянику садовую и лесную

Какой вывод вы сделаете?

Приводят примеры живой и неживой природы.

Делят на культурные и дикорастущие деревья.

Они другого вкуса - кислее, они меньше размером.

Они вкусные. Садовая крупнее, чем лесная.

Что для лучшего роста растениям нужен уход.

Познавательные

1.Общеучебные

Осознанное и произвольное построение устного речевого высказывания

2.  Логические

Анализ объектов

Синтез объектов

Сравнение объектов

Классификация объектов

Коммуникативные

Планирование учебного сотрудничества

Умение полно и точно выражать свои мысли

3

4

Постановка учебной проблемы

Творческое воспроизведение знаний.

1.Постановка проблемы. Послушайте историю: «Второклассник Ваня очень любит помогать своей бабушке. А с приходом весны у садоводов много работы: приготовить семена, посадить рассаду. И вот бабушка Вани начала сажать рассаду. Ваня решил провести опыт и помочь бабушке. Он взял 6 неповрежденных семян гороха и поместил в разные условия:

- несколько горошин завернул в сухую салфетку и оставил на кухне;

- несколько горошин бросил в стакан с водой;

- несколько горошин в мокрой тряпочке поместил в холодильник;

- несколько горошин положил в мокрую тряпочку и положил в теплое место и следил чтобы тряпочка была влажная.

Через 4дня Ваня выложил все семена на стол, но бабушка случайно выкинула записи, где какое семя лежало»

Ваня попал в непростую ситуацию.

 Как ему узнать, какое из семян в каких условиях прорастало?

 С какой проблемой мы столкнулись?

Как мы будем решать проблему?

У нас есть фотографии этих семян и список условий, в которых поместил их Ваня.

Разделимся на 4 группы. Слайд 5

У каждой группы карточка с таблицей

Приложение1

Условия

Результат

1

несколько горошин завернул в сухую салфетку и оставил на кухне

2

несколько горошин бросил в стакан с водой

3

несколько горошин в  мокрой тряпочке поместил в холодильник

4

несколько горошин положил в мокрую тряпочку и положил в теплое место и следил чтобы тряпочка была влажная.

Слайд 6

Чтобы работа в группах была успешной напомню правила:

  1. В группе должен быть ответственный.
  2. Если не понял переспроси.
  3. Один говорит другие слушают.
  4. Свое несогласие высказывай вежливо.
  5. Работать должен каждый на общий результат.

Работа в группах.

Проверим. Какую цель вы поставите  перед собой на уроке.

2. Решение проблемы.

Слайд 7

1 сообщение

Небывалая засуха установилась на территории России в 2010 году. Засухи бывают, главным образом, из-за длительного отсутствия атмосферных осадков. При этом почва высыхает сначала с поверхности, потом, благодаря появляющимся трещинам, все глубже и глубже, а растущие на ней растения, не имеют возможности получить нужной им воды, гибнут. Засуха в 2010г. нанесла огромный урон сельскому хозяйству.

Какое из семян Вани оказалось в похожей ситуации?

Что с ним будет?

Что запишем в первую строку таблицы?

Слайд 8

 2 сообщение

Многие растения страдают во время весеннего половодья. Вода заливает поля леса. Гибнут молодые растения так и крупные растения. Из этого следует, что каждой весной возникает проблема борьбы с последствиями наводнений.

-Какое растение оказалось в подобной ситуации?

Слайд 9

3 сообщение

Когда растения повреждается холодом, то они теряют листья, меняется их окраска. При этом в растениях нарушается обмен веществ, в них накапливаются питательные вещества, что приводит к гибели растений.

-Какое из семян оказалось в подобной ситуации?

-Что с ним будет?

Запишем в таблицу

Нам осталось рассмотреть четвертый случай.

-Что сделал Ваня?

Запишем в таблицу

Затрудняются ответить.

Каждая группа работает

Как ведут семена в разных условиях.

То что Ваня положил в сухую салфетку и оставил на кухне.

Оно погибнет

Условия

Результат

1

несколько горошин завернул в сухую салфетку и оставил на кухне

горошины не проросли, погибли, условия для роста семян плохие

То, что Ваня положил в воду.

Семя погибнет.

Условия

Результат

2

несколько горошин  бросил в стакан с водой

Горошины не проросли, погибли, условия для роста семян плохие

То которое Ваня положил в холодильник.

Семя погибнет.

Условия

Результат

3

несколько горошин в  мокрой тряпочке поместил в холодильник

горошины не проросли, погибли, условия для роста семян плохие

Он завернул семя в мокрую тряпочку и положил их в теплое место, и следил чтоб тряпочка была влажной.

Семена проросли.

Условия

Результат

4

несколько горошин положил в мокрую тряпочку и положил в теплое место и следил чтобы тряпочка была влажная.

Горошины - семена проросли.

Познавательные УУД (формулирование проблемы, самостоятельное сознание способов решения проблем творческого и поискового характера)

регулятивные УУД

(целеполагание, планирование, алгоритмизация действий)

Познавательные (самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера, практические действия, умение работать с несколькими источниками информации: таблицей и иллюстрациями).

Личностные (развитие самостоятельности и личной ответственности

Коммуникативные (полные ответы уч-ся, готовые речевые высказывания, использование средств языка и речи для получения и передачи информации)

Личностные (развитие самостоятельности и личной ответственности за свою часть работы

5

Закрепление

Работа в рабочей тетради.

 рабочая тетрадь. Задание №84. Стр.34

Помните о том, что растениям необходима наша помощь.

Прочитайте текст на стр. 60-61 и подготовьте вопрос своим одноклассникам.

А сейчас на экран, слайд 6.

  1. Всем растениям необходимы разные условия для роста и развития.
  2. Любое растение может выжить везде на Земле, если там есть воздух.
  3. Высокие температуры и нечастые дожди помогают росту растений.
  4. Свет, тепло, влага и минеральные вещества необходимы растениям.
  5. После половодья растения растут лучше.

Самостоятельно выполняют задание учителя

Задают вопросы.

Познавательные (анализ с целью выделения признаков существенных или несущественных)

6

Рефлексия деятельности (итог урока)

Выдает листы самооценки, дает инструктаж по их заполнению.

Слайд 10

Дома Р.т.№2 стр.35 №85

Заполняют листы самооценки

Регулятивные (контроль, коррекция, оценка).

Прогнозируемый результат:

- Личностные: дети научатся прислушиваться к чужому мнению, самостоятельно принимать решения и отвечать за свою часть работы.

- Метапредметные: у учащихся продолжат формироваться  умения принимать и сохранять учебные задачи; планировать, контролировать и оценивать свою деятельность (регулятивные УУД); научаться работать с несколькими источниками информации, использовать необходимые иллюстрации (познавательные УУД); дети научатся слушать и слышать,  ясно и четко излагать свою точку зрения,  работать в группах, распределять роли и функции совместной деятельности; выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле; работать в подготовленной среде, осуществлять выбор дополнительной информации, связно выражать свои мысли, готовить полные речевые высказывания (коммуникативные УУД).

-Предметные:

-познакомиться с условиями, необходимыми для роста и развития;

- научиться обобщать знания о растениях;

-создавать условия для формирования познавательного интереса к обучающему миру;

 

Используемая литература и Интернет – ресурсы:

  1. «ФГОС начального общего образования: опыт реализации», Петрова Е.Н., Яковлева С.Г., издательство «Учебная литература» 2012 год, 231 с.
  2. https://uchiteljam.ru/nachalynaya_shkola/material/05dac9fcc7e3.pdf
  3. https://yandex.ru/images/search?img_url=https%3A%2F%2Fwww.gourmetstore.com%2Fsites%2Fdefault%2Ffiles%2Fimagecache%2Fproduct_full%2FH25.jpg&_=1453741163067&p=2&text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D1%88%D0%B8%D0%BD%D1%8B%20%D0%BF%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B1%D0%BB%D0%B8%20%D1%81%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B0&noreask=1&pos=84&rpt=simage&lr=213
  4. http://www.metod-kopilka.ru/konspekt_po_okruzhayuschemu_miru-49391.htm

Приложение 1

Условия

Результат

1

Несколько горошин завернул в сухую салфетку и оставил на кухне.

Условия

Результат

2

Несколько горошин бросил в стакан с водой

Условия

Результат

3

Несколько горошин в мокрой тряпочке поместил в холодильник

Условия

Результат

4

Несколько горошин положил в мокрую тряпочку и положил в теплое место и следил чтобы тряпочка была влажная.

Приложение 2

   http://thumbs.dreamstime.com/x/%D1%81%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B0-%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D1%85%D0%BE%D0%B2-%D1%80%D1%83%D0%BA%D0%B8-19058745.jpghttp://cs1.livemaster.ru/storage/7b/f3/33e32a85da04dffd67398177bd0w--kosmetika-ruchnoj-raboty-vorozhejnoe-mylo-vot.jpg

         

http://irecommend.ru.q5.r-99.com/sites/default/files/imagecache/copyright/user-images/28017/dsc04154.jpg

http://www.dried.su/ckfinder/userfiles/Image/catalog/pea1.jpg

        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Андреевская основная общеобразовательная школа» «Условия для прорастания семян и роста растений » Автор-составитель: учитель начальных классов первой квалификационной категории Кузнецова Ольга Васильевна

Слайд 2

Чтоб природе другом стать, Тайны все её узнать, Все загадки разгадать – Научиться наблюдать. Будем вместе развивать У себя внимательность, А поможет всё узнать Наша любознательность.

Слайд 3

Дышит, растёт, а ходить не может. растение

Слайд 4

берёза , рябина, дуб, яблоня, клён, груша. б ерёза рябина дуб яблоня к лён груша

Слайд 5

№ Условия Результат 1 Семя завернул в сухую салфетку и оставил на кухне 2 2 горошины бросил в стакан с водой 3 Семя в мокрой тряпочке поместил в холодильник 4 2 горошины положил в мокрую тряпочку и положил в теплое место и следил чтобы тряпочка была влажная.

Слайд 6

1. В группе должен быть ответственный. 2 . Если не понял переспроси. 3. Один говорит другие слушают. 4. Свое несогласие высказывай вежливо. 5.Работать должен каждый на общий результат.

Слайд 7

Небывалая засуха установилась на территории России в 2010 году. Засухи бывают, главным образом, из-за длительного отсутствия атмосферных осадков. При этом почва высыхает сначала с поверхности, потом , благодаря появляющимся трещинам, все глубже и глубже, а растущие на ней растения, не имеют возможности получить нужной им воды, гибнут. Засуха в 2010г. нанесла огромный урон сельскому хозяйству.

Слайд 8

Многие растения страдают во время весеннего половодья. Вода заливает поля леса. Гибнут молодые растения так и крупные растения. Из этого следует, что каждой весной возникает проблема борьбы с последствиями наводнений.

Слайд 9

Когда растения повреждается холодом, то они теряют листья, меняется их окраска. При этом в растениях нарушается обмен веществ, в них накапливаются питательные вещества, что приводит к гибели растений.

Слайд 10

Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по окружающему миру "Изучение условий прорастания семян"

Перед нами возникла проблема "Какие условия необходимы для прорастания семян?" Мы много читали, экспериментировали, думали. И поняли, чтобы использовать дары природы - надо много трудиться!...

Исследовательская работа "Условия, необходимые для прорастания семян"

Это исследование проводилось в рамках предмета окружающий мир. Осенью ребенок принес семечко хурмы и спросил, можно ли из него вырастить растение. Мы решили сначала опытным путем узнать на примере фас...

презентация проекта "Сравнение сроков прорастания семян"

Данный материал актуален тем, что при работе по ФГОС много вниманияи времени отводится проектным работам. Данный материал поможет понять, как работать над проектомв 1классе....

Исследовательская работа по теме "Условия, необходимые для прорастания семян гороха"

Цель  работы: рассмотрение влияния внешних факторов на проращивание семян гороха.Исследуя условия прорастания семян гороха, изучая влияние различных факторов на данный процесс, мы ставили перед с...

презентация к исследовательской работе "Условия, необходимые для прорастания семян"

презентация к исследовательской работе "Условия, необходимые для прорастания семян"...

Презентация "Влияние внешних условий на прорастание семян нута"

Исследовательский проект "Влияние внешних условий на прорастание семян нута" . Проект нацеливает на проявление интеллектуальных способностей, нравственных и коммуникабельных качеств, де...

Исследовательская работа "Условия прорастания семян"

Исследовательская работа "Условия прорастания семян" ученика 4 класса.    Актуальность исследования заключается в том, что результаты опытов можно будет использоват...