рабочая программа по окружающему миру (2100)3 класс
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №148 Калининского района
Санкт-Петербурга
«РАССМОТРЕНО»
на заседании МО учителей ___________ Протокол №______ от ___.______________20….г. Руководитель МО ________ /_______________/ | «СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по УВР _____________._____________ ____.______________.20…..г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор ГБОУ гимназии №148 Подзюбанова Ю.В. ____________ _____._____________.20….г. |
Рабочая программа учебного курса
по окружающему миру
для 3 класса
(2 часа в неделю , 68 часов в год)
Учитель-составитель: Поверенова Ольга Анатольевна,
учитель начальных классов высшей категории
2013 - 2014 учебный год
- Пояснительная записка
- Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса составлена на основе авторской программы (Авторы: А. А. Вахрушев, Д. Д. Данилов, А. С. Раутиан, С. В. Тырин. Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Начальная школа. (М.: Баласс, 2011). Программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту 2010, рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю) и обеспечена учебниками «Обитатели Земли», «Моё Отечество» для 3кл., авторы: А. А. Вахрушев, Д. Д. Данилов и др. М: Баласс, 2012
Курс «Окружающий мир (человек, природа, общество) реализует следующие цели:
- Осмысление личного опыта и приручение детей к рациональному постижению мира;
- Создание фундамента значительной части предметов основной школы: физике, химии, биологии, географии, обществознанию, истории;
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих практических задач:
- Умение наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
- Освоение знаний об окружающем мире, о человеке и его месте в природе и в обществе;
- Воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств, формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
- Изменения, внесённые в текст программы:
Так как учащиеся 2 класса «Б» справились с заданиями итоговой диагностической работы по окружающему миру на базовом уровне от 77 % до 93 %, авторская рабочая программа не требует корректировки. (см. Приложение: Анализ итоговой диагностической работы»)
- Учебно-методический комплект для учащихся:
- Вахрушев А. А., Данилов Д.Д., Бурский О.В., Раутиан А.С. Окружающий мир. 3 класс. («Обитатели Земли»). Учебник в 2 частях.Часть 2. – 4-е изд., перераб.- М.: Баласс, Школьный дом, 2012.
- Вахрушев А. А., Бурский О.В., Раутиан А.С., Окружающий мир, 3 класс. Рабочая тетрадь («Обитатели Земли»). – Изд. 2-е, испр. – М.: Баласс; Школьный дом, 2012
- Вахрушев А. А., Бурский О.В., Родыгина О.А. Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир», 3-й класс («Обитатели Земли») . – М.: Баласс, Школьный дом, 2012
- Вахрушев А. А., Бурский О.В., Родыгина О.А Учебно-методическое пособие «Мои первые опыты» к учебнику «Окружающий мир» для 3-4 классов. - М.: Баласс, Школьный дом, 2012
- Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Тырин С.В. Окружающий мир. 3 класс. («Моё Отечество»). Учебник в 2 частях. Часть 2. – 4-е изд., перераб. – М.: Баласс; Школьный дом, 2012.
- Данилов Д.Д., Кузнецова С.С., Сизова Е.В. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» («Моё Отечество»), 3 класс. – Изд. 2-е, испр. – М.: Баласс; Школьный дом, 2012
- Сизова Е.В., Харитонова Н.В. Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир», 3-й класс. («Моё Отечество»), - М.: Баласс; Школьный дом, 2012.
- Требования к результатам освоения учебного курса «Окружающий мир»
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3 классе является формирование следующих умений:
- оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
- объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
- составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
- отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.
Коммуникативные УУД:
- доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
- читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
Средством формирования этих действий служит технология продуктивного чтения.
- договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
- учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-ем классе является сформированность следующих умений:
Линии развития учащихся средствами курса «Окружающий мир» | |
Уметь объяснять мир | Уметь определять своё отношение к миру |
Часть «Обитатели Земли» | |
|
|
Часть «Моё Отечество» | |
|
|
- Календарно – тематическое планирование уроков по курсу «Окружающий мир»
Часть 1. «ОБИТАТЕЛИ ЗЕМЛИ» (34 часа, 2 часа в неделю)
Условные обозначения типов урока:
- ОНЗ – урок открытия новых знаний;
- РУ – урок развития умений;
- Э – урок-экскурсия;
- ВУ – вводный урок;
- ОУ – обобщающий урок;
- ИУ – итоговый урок;
- УК – урок контроля;
- ПР – урок – практическая работа
№ п\п | раздел | Тема урока | Тип урока | Деятельность учащихся | Дата проведения | |||
Виды деятельности учащихся | Развитие УУД | план | факт | |||||
Необходимый уровень | Повышенный уровень | |||||||
Вещество и энергия (4 часа) | Тела и вещества | ВВ, ОНЗ | Приводить примеры веществ | Регулятивные УУД: - самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; - совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; - составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем; - работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя; - в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Познавательные УУД: - ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг; - отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников; - добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др. перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий; - перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний; - преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста; - преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. Коммуникативные УУД: - доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; - доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; - слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения; - читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план; - договариваться людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); - учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. Личностные результаты: - оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие; - объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие; - самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей); - в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. | 3.09 | |||
Из чего состоит вещество | ОНЗ | Сравнивать, различать и характеризовать твёрдые тела, жидкости и газы. | 4.09 | |||||
Что такое энергия | ОНЗ | Приводить примеры движения под действием энергии | 10.09 | |||||
Превращение энергии | ОНЗ | 11.09 | ||||||
Оболочка планеты, охваченная(6 часов) жизнью | Где обитают живые организмы (Оболочки Земли) | ОНЗ | Характеризовать места обитания живых организмов | 17.09 | ||||
Большой круговорот веществ | ОНЗ | 18.09 | ||||||
Живые участники круговорота веществ (Роль живых организмов в экосистеме) | ОНЗ | Характеризовать условия, необходимы для жизни растений. Рассказывать о роли растений в природе и в жизни людей. Характеризовать способы питания, размножения; условий, необходимых для жизни животных. Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей ( на примере своей местности). Рассказывать о роли грибов в природе и жизни людей. | 24.09 | |||||
Обмен веществ в организме | ОНЗ, РУ | Приводить примеры обмена веществ: поглощения и выделения живыми организмами. | 25.09 | |||||
Как живые организмы запасают энергию Солнца | ОНЗ, РУ | Характеризовать роль Солнца как главного источника энергии для живых организмов. | 1.10 | |||||
Контрольная работа № 1 по темам: Вещество и энергия», «Оболочки планеты» | УК | Применять полученные знания и умения на уроках и в жизни. | 2.10 | |||||
Экологическая система (9 часов) | Жизнь экосистемы | ОНЗ | Характеризовать экосистемы и природные сообщества (на примере луга, леса, водоёма) Характеризовать (на основе опытов )состав почвы, роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы ( на примере Ленинградской области) Характеризовать влияние человека на экосистемы и природные сообщества ( на примере Ленинградской области). Сравнивать деревья, кустарники, травы. Сравнивать дикорастущие и культурные растения, характеризовать их роль в жизни человека ( на примере Ленинградской области) | Характеризовать роль каждой «профессии» в экосистеме. Исследовать (на основе опытов) состав почвы, роль почвы в экосистеме и роли живых организмов в образовании почвы. Извлекать необходимую информацию (по заданию учителя)из учебника и дополнительных источников знаний об экосистемах и природных сообществах и обсуждать полученные сведения. | 8.10 | |||
Почва – важнейшая часть экосистемы | ОНЗ | 9.10 | ||||||
Экосистема озера | ОНЗ | 15.10 | ||||||
Экосистема болота | ОНЗ | 16.10 | ||||||
Экосистема луга | ОНЗ | 22.10 | ||||||
Лесные производители | ОНЗ | 23.10 | ||||||
Потребители и разрушители экосистем леса | ОНЗ | 29.10 | ||||||
Экосистема поля | ОНЗ | 30.10 | ||||||
Аквариум – маленькая искусственная экосистема | ОНЗ | 2 чет 12.11. | ||||||
Живые участники круговорота веществ (13 часов) | Растения – производители | ОНЗ | Характеризовать условия, необходимые для жизни растений. Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей. Приводить примеры хвойных и цветковых растений, выделять их отличия ( на примере растений Ленинградской области). | Сравнивать хвойные и цветковые растения. Извлекать необходимую информацию (по заданию учителя)из учебника и дополнительных источников знаний о растениях и обсуждать полученные сведения. Выращивать растения в группах (из семян, побегов, листа). | 13.11 | |||
Животные маленькие и большие (одноклеточные и многоклеточные животные) | ОНЗ | Характеризовать условия, необходимые для жизни животных. Характеризовать роль животных в природе и в жизни людей. Описывать внешний вид, характерные особенности представителей насекомых, рыб, птиц, зверей на примере животного мира Ленинградской области. Сравнивать диких и домашних животных, характеризовать их роль в жизни человека (на примере Ленинградской области). Перечислять правила безопасного поведения при общении с дикими и домашними животными. | Сравнивать внешний вид и особенности строения насекомых, рыб, птиц, зверей. Сравнивать способы питания, размножения, обмена информации животных. Извлекать необходимую информацию (по заданию учителя) из учебника и дополнительных источников знаний о животных своего региона и обсуждать полученные сведения. Проводить наблюдения во время экскурсии «Природные сообщества родного края», «разнообразие растений и животных» | 19.11 | ||||
Маленькие рыцари (членистоногие и ракообразные) | ОНЗ | 20.11 | ||||||
Первый шаг из моря на сушу (рыбы и земноводные) | ОНЗ | 26.11 | ||||||
На суше – как дома (пресмыкающиеся) | ОНЗ | 27.11 | ||||||
Пернатые изобретатели (птицы) | ОНЗ | 3.12 | ||||||
Наши братья (млекопитающие) | ОНЗ | 4.12 | ||||||
Осторожно: животные (дикие и домашние животные) | ОНЗ | 10.12 | ||||||
Прирождённые разрушители (грибы) | ОНЗ | Рассказывать о роли грибов в природе и в жизни людей. Различать съедобные и ядовитые грибы (на примере Ленинградской области) | Различать съедобные и ядовитые грибы (на примере Ленинградской области) | 11.12 | ||||
Экскурсия в краеведческий музей | Э | Приводить примеры зависимости удовлетворения потребностей людей от природы, включая потребности эмоционально-эстетического характера. Оценивать влияние современного человека на природу. Оценивать свою личную роль в охране природы. | Приводить доводы в доказательство зависимости удовлетворения потребностей людей от природы. Участвовать в диспуте, посвященном выбору оптимальных форм поведения, способствующих сохранению природы. Подготавливать в группах рассказ о наблюдениях во время экскурсии в краеведческий музей (ознакомление с природой родного края). | 17.12 | ||||
Экскурсия в лес, на луг, озеро | Э | 18.12 | ||||||
Как нам жить в дружбе с природой (охрана природы человеком) | РУ | 24.12 | ||||||
Контрольная работа № 2 по темам: «Экологическая система», «Живые участники круговорота веществ» | ИУ | 25.12 | ||||||
Повторение (2 часа) | Повторение пройденного. (по выбору учителя) | РУ | ||||||
РУ |
Календарно – тематическое планирование уроков по курсу «Окружающий мир»
Часть 2. «МОЁ ОТЕЧЕСТВО» (34 часа, 2 часа в неделю)
№ п\п | Раздел | Тема урока | Тип урока | Деятельность учащихся | Дата проведения | |||
Виды деятельности учащихся | Развитие УУД | план | факт | |||||
Необходимый уровень | Повышенный уровень | |||||||
Введение (1 час) | Введение. Отправляемся в путешествие | ВУ | Составлять вместе со старшими родственниками родословное древо своей семьи, собирая и представляя информацию об именах, фамилиях, родственных связях. Объяснять личное значение («для меня»)понятий «малая Родина», «Родина», «общество», «государство», «Отечество». Находить на ленте времени века, годы, точку отсчёта. Находить и извлекать необходимую информацию о настоящем нашей страны, родного края из текста, иллюстраций, карт учебника, из дополнительных источников знаний. | Составлять вместе со старшими родственниками родословное древо своей семьи, собирая и представляя информацию о судьбе представителей разных поколений. Соотносить годы с конкретными веками. Преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать, выражать своё отношение) и представлять её в виде устного или письменного текста, рисунка. Выполнять в группе задания по осмыслению значимого явления настоящего своей малой Родины, нашей страны (распределить роли, добыть и преобразовать информацию, обсудить и договориться об общем ответе, представить его). Обмениваться с одноклассниками сведениями (полученными из разных источников) о прошлом и настоящем своей семьи, родного края. | Регулятивные УУД: - самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; - совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; - оставлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем; - работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя; - в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Познавательные УУД: - ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг; - отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников; - добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.); - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. - перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний; - преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста; - преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. Коммуникативные УУД: - доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; - доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; - слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения; - читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план; - договариваться людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); - учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. Личностные результаты: - оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие; - объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие; - самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей); - в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок | |||
Твои родные и твоя Родина в потоке времени (4 часа) | Живая связь времён (Родословная человека) | ОНЗ | ||||||
Как считать время (век и эра) | ОНЗ | |||||||
С чего начинается Родина (Общество, в котором мы живём) | ОНЗ | |||||||
Память о прошлом (История – это наука о прошлом человечества) | ОНЗ | |||||||
Времена Древней Руси. IX – XIII века ( 6 часов) | Когда на Руси было государство (Создание Древнерусского государства) | ОНЗ | Размещать на ленте времени по соответствующим эпохам (обозначенным названиями и веками) даты (годы) исторических событий. Находить и показывать на карте границы России родной регион, Москву и Санкт-Петербург, города России, места известных исторических событий. Отличать друг от друга эпохи истории нашей Родины – по их местоположению на ленте времени. Оценивать некоторые легко определяемые события и поступки исторических деятелей как вызывающее чувство гордости, восхищения или презрения , стыда. Описывать (по результатам экскурсии, просмотра наглядных материалов о достопримечательностях родного города, городов России) свои эмоции. | Размещать на ленте времени по соответствующим эпохам (обозначенным названиями и веками) известные ученику имена исторических деятелей и памятники культуры. Отличать друг от друга эпохи истории нашей Родины – по представленной в тексте и иллюстрациях информации о событиях, памятниках культуры, исторических деятелях. Оценивать некоторые события и поступки исторических деятелей как неоднозначные, которые невозможно оценить только «хорошо» или «плохо», высказывать своё обоснованное отношение к этим событиям и поступкам. | ||||
Когда на Руси было государство (Создание Древнерусского государства) | ОНЗ | |||||||
«Золотые ворота» в Древнюю Русь (культурное богатство Древней Руси) | ОНЗ | |||||||
За землю Русскую! (Защита Русской земли) | ОНЗ | |||||||
«Слово о погибели Русской земли» (Разорение и гибель Древней Руси) | ОНЗ | |||||||
От Древней Руси к единой России (Создание Московского государства) | ОНЗ | |||||||
Времена Московского государства. XIV – XVI века. (5 часов) | Земля и люди Московского государства | ОНЗ | ||||||
Москва златоглавая (Московский Кремль – памятник времён московского государства) | ОНЗ | Собирать и оформлять информацию (текст, набор иллюстраций) о культурных и природных богатствах родного края . Обмениваться с одноклассниками сведениями о культурных богатствах нашей страны, полученными из разных источников информации. Участвовать в обсуждениях, моделирующих ситуации общения с людьми разных взглядов на прошлое и настоящее нашей страны, соблюдая при этом правила культуры общения, уважения и взаимопонимания. Находить и извлекать необходимую информацию о прошлом нашей страны из дополнительных источников знаний. | Практическая работа Изготавливать модели исторических событий, памятников и пр. из различных материалов и сопровождать их соответствующим кратким пояснительным текстом (устным или письменным). Создавать иллюстрированный текст (лист, электронную презентацию) на тему «Мой предок – защитник Родины в годы Великой Отечественной войны», «Кем из моих предков я горжусь», «Какие поступки моих предков становятся для меня образцом». Описывать свои личные чувства и впечатления от увиденного на экскурсиях. Принять посильное участие в охране культурных и природных богатств родного края. Обмениваться с одноклассниками сведениями о традициях и порядках своей страны, полученными из разных источников информации. Высказывать и вежливо отстаивать в споре свою точку зрения, стремясь договориться со своим оппонентом. Преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать, выражать своё отношение) и представлять её в виде текста (устного или письменного), рисунка. Выполнять в группе задания по осмыслению или оценке значимого события, явления прошлого (распределить роли, добыть и преобразовать информацию, обсудить и договориться об общем ответе, представить его). Обмениваться с одноклассниками сведениями. Объяснять правила демократического устройства власти в Российской Федерации, связь прав и обязанностей граждан. Объяснять символический смысл флага (цветов), герба (изображений), гимна (фраз). Предлагать объяснение элементов герба Москвы, Санкт – Петербурга, их символического смысла и проверять свои предположения по источникам информации. Практическая работа Участвовать в коллективном исполнении гимна России. Высказывать и вежливо отстаивать в споре свою точку зрения, стремясь договориться со своими оппонентами. Активно знакомиться ( задавать вопросы, формулировать своё мнение) с материалами о народах России, представленных другими школьниками. Самостоятельно выбирать активную роль в подготовке и праздновании местных, государственных праздников. Описывать чувства и личные впечатления от участия в подготовке и проведении праздников. Преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать, выражать своё отношение) и представлять её в виде текста или рисунка. Обмениваться с одноклассниками сведениями о настоящем родного края, народов России, страны. | |||||
«Хуже грозного царя только междуцарствие» (Смутное время) | ОНЗ | |||||||
Повторение. | РУ | |||||||
Контрольная работа № 1 по темам: «Времена Древней Руси», «Времена Московского государства» | УК | |||||||
Времена Российской империи. XVIII - начало XX века. (5 часов) | Пётр Великий | ОНЗ | ||||||
Власть и народ в Российской империи | ОНЗ | |||||||
Как Россия у Европы училась (Достижения российской культуры во времена империи) | ОНЗ | |||||||
«Гроза двенадцатого года» (Отечественная война 1812 года) | ОНЗ | |||||||
Император – освободитель (Времена правления Александра II) | ОНЗ | |||||||
Времена Советской России . 1917 – 1991 годы (5 часов) | Россия в огне (Распад империи) | ОНЗ | ||||||
Россия в огне (Распад империи) Проверочная работа по теме «Российская империя» | ОНЗ, РУ | |||||||
«К светлому будущему» (Образование советского государства) | ОНЗ | Объяснять значение понятий:
Узнавать государственные символы России (флаг, герб, гимн) среди символов других стран. Описывать по изображению элементы герба Москвы, Санкт – Петербурга. Практическая работа Демонстрировать своё уважение при прослушивании гимна России и других стран. Участвовать в обсуждениях, моделирующих ситуации общения с людьми разного возраста, национальной, религиозной принадлежности; взглядов на историю, соблюдая при этом правила культуры общения, уважения и взаимопонимания. Практическая работа Изготовить (по возможности) элемент, модель национального костюма, кушаний, народного обряда. Подготовить иллюстрированный текст об одном из народов России. Создать свой рассказ о России, государственных праздниках, памятниках культуры ( по выбору) Участвовать ( в активной роли) в праздновании местных, государственных праздников. Описывать свои эмоции от участия в подготовке и проведении праздников. Находить и извлекать необходимую информацию о настоящем нашей страны из дополнительных источников знаний. | ||||||
«Вставай, страна огромная!» (Вторая мировая война и Великая Отечественная война) | ОНЗ | |||||||
«Через тернии к звёздам» (Достижения науки и техники в СССР) | ОНЗ | |||||||
Современная Россия( 8 часов) | Я – гражданин России (преобразование СССР в СНГ) | ОНЗ | ||||||
Власть народа (Что такое демократия?) | ОНЗ | |||||||
Кто в государстве самый главный (Государственная власть в России) | ОНЗ | |||||||
Народы России | ОНЗ | |||||||
Наш общий дом (Государство Российская Федерация) | ОНЗ | |||||||
Как нам жить(Что значит быть гражданином России) | ОНЗ, РУ | |||||||
Контрольная работа № 2 по темам: «Времена Советской России», «Современная Россия» | УК | Применять полученные знания и умения на уроках в жизни. | ||||||
34. | Обобщающий урок | ИУ |
- Содержание предмета
Раздел 1: «Обитатели Земли» (34 ч)
Авторы: Вахрушев А.А. Раутиан А.С.
Вещество и энергия (4 ч) Тела естественные и искусственные. Вещество – то, из чего состоят все предметы и тела в природе. Вещество состоит из частиц. Молекулы – мельчайшие частицы вещества. Чистые вещества, смеси. Три состояния вещества: твёрдые тела, жидкости и газы, расположение в них частиц. Превращение веществ. Почему пластилин мягкий, а стекло – твёрдое. Почему лёд легче воды.
Энергия – источник движения. Многообразие проявлений энергии. Электричество, солнечный свет, падающая вода – явления, обусловленные действием энергии. Превращение энергии на примере быта людей. Неистребимость энергии. Превращение энергии и выделение тепла.
Оболочка планеты, охваченная жизнью (6 ч) Воздушная, водная и каменная оболочки Земли. Распространение живых организмов. Живая оболочка Земли – биосфера. Жизнь распространена в области взаимного проникновения атмосферы, гидросферы и литосферы.
Важнейшее условие жизни людей – порядок окружающего мира. Стабильность условий – следствие круговорота веществ в природе. Жизнь – участник круговорота веществ.
Участники круговорота веществ. Растения – производители, их роль в обеспечении пищи и кислорода. Животные – потребители, их роль в ограничении числа растений. Грибы и бактерии – разрушители, их роль в превращении умерших организмов в минеральные питательные вещества для растений.
Поток вещества, идущий через живой организм (питание, дыхание). Обмен веществ. Использование поглощённых веществ для жизни, рост, самообновление, размножение. Горение и дыхание.
Роль Солнца как источника энергии. Запасание энергии Солнца живыми организмами.
Экологическая система (11 ч) Большой круговорот в биосфере связывает между собой все экосистемы. Экосистема – единство живой и неживой природы, в котором сообщество живых организмов разных «профессий» способно совместными усилиями поддерживать круговорот веществ. Сообщество. Живые и неживые компоненты экосистемы. Цепи питания. Почва – единство живого и неживого. Плодородие почв. Как образуется почва?
Экосистема озера. Мелкие одноклеточные и крупные водоросли. Дафнии и циклопы – излюбленный корм аквариумных рыб. Озёрные и речные рыбы. Бактерии и их роль в переработке отходов. Постепенное зарастание озера.
Болото – заросшее озеро. Болотные растения. Сфагнум и его роль в поглощении лишней воды. Болотные ягоды и их потребители. Животные болот. Не полностью замкнутый круговорот болот. Торф и накопление отмершей органики. Постепенноесамоосушение болота.
Экосистема луга. Луговые растения: злаки и разнотравье. Дерновина и её роль в сохранении и создании рельефа. Животные лугов. Дождевые черви и бактерии, их роль в почвенном плодородии. Зарастание луга лесом.
Экосистема леса. Деревья – главные растения леса. Древесина. Деревья – мощные насосы (передвижение воды с минеральными солями по стволу). Лесные кустарники. Лесные травы. Значение лесных животных. Животные не только участвуют в круговороте веществ, но и регулируют его. Распространение семян растений (берёза, дуб, малина и др.). Лесные грибы и бактерии и их роль в замыкании круговорота веществ.
Роль воды и ветра в разрушении гор, смывании почвы. Роль жизни в сохранении живой оболочки. Смена экосистем и восстановление замкнутого круговорота веществ. Жизнь вылечивает раны биосферы. Зарастание кострища, брошенного поля (залежи). Как помочь природе вылечить её раны?
Поле – искусственная экологическая система. Культурные растения, сажаемые на полях. Зависимость круговорота веществ на полях от деятельности человека. Вспашка полей. Удобрение поля. Неспособность культурных растений к защите – массовые размножения сорняков и вредителей. Животные полей. Настоящее и будущее борьбы с сорняками и вредителями.
Аквариум – маленькая искусственная экосистема. Неживые (песок, камни, вода) и живые компоненты аквариума. Водоросли, рачки и рыбы, бактерии. Взаимосвязь всех живых и неживых компонентов в аквариуме. Возможные ошибки начинающего аквариумиста.
Экскурсия «Обитатели озера, луга, леса».
Живые участники круговорота веществ (13 ч) Растения и их роль на Земле. Стебель, лист, корень – основные органы цветкового растений. Цветок – орган размножения. Семя и его роль. Плод. Разнообразие растений: хвойные, цветковые, мхи, хвощи, плауны, папоротники, водоросли. Растения состоят из отдельных клеток. Хлорофилл и его роль.
Животные и их роль на Земле. Простейшие животные. Разделение труда между разными частями многоклеточного организма. Черви. Роль мышц при активном движении. Возникновение головы и хвоста, спины и брюха. Моллюски. Раковина моллюсков как дом и опора для мышц.
Появление твёрдых покровов – защита от хищников. Наружный скелет членистоногих – «латы» рыцаря. Насекомые и их многообразие. Развитие насекомых. Раки, пауки и их особенности.
Возникновение позвоночника – внутреннего скелета. Рыбы – позвоночные животные, приспособившиеся к жизни в воде. Многообразие рыб. Выход животных на сушу. Жизнь на границе воды и суши и строение земноводных: легкие – органы дыхания, голая кожа и развитие головастиков в воде. Пресмыкающиеся – сухопутные животные с непостоянной температурой тела. Звери и птицы – животные с постоянной температурой тела. Птицы и их приспособления к полету. Перо. Перелётные и оседлые птицы. Звери. Шерсть. Забота о потомстве у зверей и птиц. Мозг и органы чувств.
Осторожное обращение с дикими животными. Правила поведения с домашними животными.
Грибы – разрушители древесины. Грибница. Дрожжи и их роль в изготовлении хлеба. Съедобные и ядовитые, губчатые и пластинчатые грибы. Содружество гриба и дерева. Лишайники.
Бактерии – универсальные разрушители веществ. Бактерии – самые простые, древние и мельчайшие живые существа. Трудности наблюдения за бактериями. Следы жизнедеятельности бактерий видны всюду. Бактерии –главные участники всех круговоротов.
Использование людьми круговорота для своих нужд. Разрушение круговорота веществ и угроза благосостоянию людей. Природа не успевает восстанавливать запасы. Природа не успевает перерабатывать мусор. Примеры экологических нарушений в биосфере. Жизнь в согласии с природой – единственная стратегия для человечества. Заповедники и национальные парки.
Экскурсия в зоопарк или ботанический сад, краеведческий музей, тема «Многообразие растений и животных».
Раздел 2: «Моё Отечество» (34 ч)
Авторы: Данилов Д.Д., Тырин С.В.
Твои родные и твоя Родина в потоке времени (5 ч) Родословная человека. Поколения предков. Родословное древо. Фамилия, имя и отчество – связь времен.
Представление о «реке времени». Исторический счёт времени. Век (столетие) и эра - точка отсчёта времени. Принятая в современном летоисчислении христианская эра. Первичные представления о христианстве – одной из самых распространённых в мире религий.
Наша Родина (дом, город или село, родной край, страна). Общество, в котором мы живём. Образ государства. Государственная власть. Законы – обязательные для всех правила поведения, установленные государством. Моя Родина, моё Отечество – Россия!
История моей Родины. История – наука о прошлом человечества. Исторические источники. Образ многовековой истории России.
Времена Древней Руси. IX – XIII века (6 ч) Древние жители российских просторов. Жизнь славянских племён.
Создание Древнерусского государства. Киев – столица великих князей Древней Руси. Принятие христианства при князе Владимире Святославиче.
«Древняя Русь – страна городов». Города – центры культуры Древней Руси. Представление о культуре как обо всех достижениях человечества. Культурное богатство Древней Руси. Храм в жизни древнерусского города. Монастыри. Летописи и рукописные книги. Славянская азбука – кириллица.
Защита русской земли. Набеги степняков-кочевников. Богатырские заставы. Раздробленность русских земель. Борьба с европейскими рыцарями. «Ледовое побоище». Александр Невский.
Разорение и гибель Древней Руси. Монгольское нашествие. Государство Золотая Орда. Первичные представления об исламской религии. Русские земли под властью Золотой Орды.
Времена Московского государства. XIV – XVII века (5 ч) Время создания Московского государства – время борьбы жестокости и милосердия. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Сергий Радонежский. «Троица» Андрея Рублёва. Освобождение от ордынского ига. Объединение русских княжеств в Российское государство.
Великий государь Иван III. Государственный герб России – двуглавый орёл. Московское государство – наследник Древней Руси. Земля и люди Московского государства. Занятия и быт сельских жителей – крестьян. Бояре и дворяне. Города Московского государства. Столица государства -Москва.
Московский Кремль – памятник времён Московского государства, «сердце Москвы и всей России». Соборы Московского Кремля. Образ царя Ивана Грозного. Собор Василия Блаженного. Смутное время – угроза распада Московского государства. Народное ополчение Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Освобождение Москвы и спасение Отечества.
Времена Российской империи. XVIII – начало XX века (5 ч) Преобразование России Петром Великим – первым российским императором. Победа в трудной войне со Швецией. Выход России к морю. Новая столица -Санкт-Петербург. Приобщение России к европейской культуре. Новые символы империи: государственный флаг (бело-сине-красный), военно-морской Андреевский флаг.
Власть и народ Российской империи. Образ Екатерины II. Великий русский полководец А.В. Суворов. Власть императора и чиновников. Представление о крепостном праве.
Отечественная война 1812 года – угроза существованию России. Бородинская битва. Единство народа перед лицом врага. М.И. Кутузов.
Достижения российской культуры во времена империи. Михайло Ломоносов – «наш первый университет». Александр Сергеевич Пушкин – создатель русского литературного языка. Лучшие произведения русской архитектуры и живописи.
Правление Александра II – время перемен в Российской империи. Отмена крепостного права. Стремительное развитие обновлённой империи.
Времена Советской России и СССР. 1917 – 1991 годы (5 ч) Жизнь рабочих и крестьян в начале XX века. Народ и власть. Николай II. Революция 1917 г. В.И. Ленин и большевики. Гражданская война в России. Распад империи и образование Советского Союза.
Цель советского государства – строительство справедливого общества. Символы СССР: красный флаг, герб. Власть Советов и Коммунистической партии. Попытка строительства справедливого общества. Правление И.В. Сталина.
Вторая мировая и Великая Отечественная война. Победа над фашизмом. Герои Великой Отечественной войны.
Развитие Советского Союза после Второй мировой войны. Достижения науки и техники в СССР, освоение космоса. Перемены в жизни людей. Необходимость перемен в стране.
Современная Россия (8 ч) Преобразование СССР в СНГ. Самое большое государство СНГ – Россия. Современная Россия – наследница Древней Руси, Московского государства, Российской империи и Советского Союза. Восстановление государственных символов. Понятие о гражданстве. Конституция – основной закон государства. Права и обязанности граждан.
Что такое демократия? Представления об избирательной системе.
Государственная власть в России. Представление о власти законодательной и исполнительной. Президент – глава государства, который избирается народом. Правительство. Государственная дума – собрание избранных народом представителей, которое создает законы.
Россия – общий дом многих народов. Языки и обычаи народов России. Единство и равноправие всех народов России.
Российская Федерация – государство, созданное союзом территорий. Совет Федерации. Россияне – все граждане Российской Федерации.
Достояние российской культуры – библиотеки, музеи, театры. Наша важнейшая задача – сохранение и приумножение культурных богатств России. Государственные праздники современной России (происхождение и традиции празднования).
V. Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе
Контроль в курсе «Окружающий мир» осуществляется по сборнику:
- ВахрушевА.А. Бурский О.В., Родыгина О.А Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир», 3-й класс(«Обитатели Земли»).- М: Баласс; Школьный дом, 2010 г.
Данное пособие содержит тексты проверочных и контрольных работ для тематического и итогового контроля по важнейшим темам курса «Окружающий мир».
Проверочные работы предназначены для проведения тематического контроля по изучаемой теме. Их цель – получить информацию об уровне развития умений, которая нужна для корректировки и подготовки к итоговому контролю. Работа выполняется в течение 10-15 минут.
Контрольные работы – одна из форм итогового контроля, проверяющего качество усвоения учебного материала после изучения нескольких тем курса. На выполнение контрольной работы отводится 1 урок (40-45 минут).
- 5» (отлично) - отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения;
- «4» (хорошо) - использование дополнительного материала, полнота раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала;
- «3» (удовлетворительно) достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; отдельные нарушения логики изложения материала неполнота раскрытия вопроса;
- «2» (плохо) - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного; нарушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по окружающему миру 1 класс УМК 2100
рабочая программа по окружающему миру 1 класс УМК 2100...
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс (ОС "Школа 2100")
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс (ОС "Школа 2100")...
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс "Школа 2100"
в соответствии с ФГОС...
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа 2100
календарно-тематическое планирование по окружающему миру, 1 класс, " Школа 2100", надомное обучение...
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс "Школа 2100" 1 класс
Программа с тематическим планированием...
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс (программа "Школа 2100")
рабочая программа содержит календарно-тематическое планирование...
Рабочая программа по окружающему миру, 4 класс, программа 2100.
Рабочая программа по окружающему миру, 4 к ласс, программа 2100....