рабочая программа по окружающему миру 3 класс УМК "Начальная школа ХХI века"
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) по теме
Рабочая программа построена на основе требований Федерального государственного стандарта начального общего образования по образовательной области «Окружающий мир».
Изучение предмета осуществляется по программе УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzh_mir_3_kl.docx | 60.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа построена на основе требований Федерального государственного стандарта начального общего образования по образовательной области «Окружающий мир».
Изучение предмета осуществляется по программе УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой. Учебно-методический комплект допущен Министерством образования РФ и соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования.
/ Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» - М.: Вентана-Граф, 2013./
Данная программа предназначена для обучающихся 3 класса общеобразовательной школы.На изучение данного предмета в 3 классе отводится 68 ч. ( 34 учебные недели по 2 часа в неделю)
Цель программы«Окружающий мир» - формирование социального опыта школьника, воспитание правильного отношения к среде обитания, правил поведения в ней; понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей.
Задачи курса:
-образовательная: формирование разнообразных представлений о природе, человеке и обществе, элементарной ориентировке в доступных естественнонаучных, обществоведческих, исторических понятиях, развитии целостного восприятия окружающего мира;
-развивающая: осознание отдельных связей в природном и социальном мире, психическое и личностное развитие школьника; формирование предпосылок научного мировоззрения;
-воспитывающая: решение задач социализации ребенка, принятие им гуманистических норм существования в среде обитания, воспитание эмоционально - положительного взгляда на мир, формирование нравственно-эстетических чувств.
Концепция (основная идея) программы состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, его биологическую и социальную сущность.
Особенность программы: предмет «Окружающий мир», представленный образовательными областями «Естествознание», «Обществознание» и «Труд», изучается интегрировано с региональной программой «Основы здорового образа жизни».
Содержание данного курса позволяет осуществить интеграцию двух уровней: взаимосвязь знаний о человеке, природе и обществе (первый уровень), а также перенос полученных знаний в разнообразную самостоятельную трудовую деятельность школьника (второй уровень). В процессе изучения «Окружающего мира» у детей формируются умения и навыки хозяйственно-бытового, технического, сельскохозяйственного труда, развивается культура познания природы, общения и взаимоотношений.
Формы организации занятий:
-нетрадиционные формы организации занятий: занятия вне класса (в уголке природы, на пришкольном участке, в парке, музее, физкультурном или игровом зале и пр.);
-экскурсионные занятия в музей, в парк, сезонные экскурсии, на место работы людей и пр.;
-практические работы: уход за комнатными растениями и живым уголком;
-программа предусматривает проведение уроков обобщения. Цель их — оживить знания школьника, которые он получил не только в данном классе, но и за предыдущие годы обучения, и на основе этого систематизировать и обобщить полученные представления, создать стройную картину определенного исторического периода развития нашего государства.
В структуре изучаемой программы выделяются следующие содержательные линии:
Человек как биологическое существо
Я и другие люди
Человек и мир природы
Человек и общество
История родной страны
Планируемые результаты освоения курса «окружающий мир»
Личностныерезультаты:
- готовность и способность к саморазвитию и самообучению,
- достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
- личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.
- воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
- понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.
Предметные результатыобучениянацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:
- осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
- обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
- овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);
- использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
- расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
Метапредметные результатыестественно-научного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяет рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета.
- познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
- регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
- коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.
Планируемые результаты обучения 3 класс
К концу обучения в третьем классе учащиеся научатся:
— характеризовать условия жизни на Земле;
— устанавливать зависимости между состоянием воды и температурой воздуха;
— описывать свойства воды (воздуха);
— различать растения разных видов, описывать их;
— объяснять последовательность развития жизни растения, характеризовать значение органов растения;
— объяснять отличия грибов от растений;
— характеризовать животное как организм;
— устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного;
—приводить примеры (конструировать) цепи питания;
— характеризовать некоторые важнейшие события в истории российского государства (в пределах изученного);
— называть даты образования Древней Руси, венчания на царства первого русского царя; отмены крепостного права; свержения последнего русского царя;
— работать с географической и исторической картой.
Учебно- тематический план
№ п/п | Тематический блок (тема учебного занятия) | Количество часов | Использование ИКТ | Использование проектной деятельности | Использование исследовательской деятельности |
1 | Введение | 1 час | + | ||
2 | Земля — наш общий дом | 10 ч | + | + | |
3 | Грибы | 1 ч | + | + | + |
4 | Растительный мир Земли | 11 ч | + | + | + |
5 | Животный мир Земли | 11 ч | + | + | + |
6 | Каким был человек в разные времена (исторические эпохи) | 14 ч | + | + | |
7 | Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи) | 20 ч | + | ||
Итого | 68 ч |
Основное содержание тематического плана
№ | Тематический блок | Количество часов |
1. | Введение. Где ты живешь. Когда ты живешь. Историческое время. Счет лет в истории. | 1 ч |
2. | Земля — наш общий дом Солнечная система. Солнце — звезда. Земля — планета Солнечной системы. «Соседи» Земли по Солнечной системе. Изображение Земли. Глобус — модель Земли. План. Карта (географическая и историческая). Масштаб, условные обозначения карты. Карта России. Условия жизни на Земле. Солнце — источник тепла и света. Вода. Значение воды для жизни на Земле. Разные состояния воды в зависимости от температуры воздуха. Свойства йоды. Источники воды на Земле. Водоемы, их разнообразие.Растения и животные разных водоемов. Охрана воды от загрязнения. ОБЖ правила поведения на водоемах в разные времена года. Воздух. Значение воздуха для жизни на Земле. Воздух смесь газов. Охрана воздуха. Человек познает мир. Наблюдения, опыты, эксперименты — методы познания человеком окружающего мира. Расширение кругозора школьников. Представления людей древних цивилизаций о происхождении Земли. История возникновения жизни на Земле. Как человек исследовал Землю. История возникновения карты. | 10 ч |
3. | Грибы Отличие грибов от растений. Разнообразие грибов. Съедобные и несъедобные грибы. Расширение кругозора школьников. Правила сбора грибов. Предупреждение отравлений грибами. | 1 ч |
4. | Растительный мир Земли Распространение растений на Земле, значение растений для жизни. Растения и человек. Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные (голосеменные), цветковые, их общая характеристика. Растения — живые тела (организмы). Жизнь растений. Продолжительность жизни: однолетние, двулетние, многолетние. Питание растений. Роль корня и побега в питании. Размножение растений. Распространение плодов и семян. Охрана растений. Расширение кругозора школьников. Разнообразие растений родного края. Ядовитые растения. Предупреждение отравлений ими. | 11 ч |
5. | Животный мир Земли ( Животные — часть природы. Роль животных в природе. Животные и человек. Разнообразие животных: одноклеточные, многоклеточные, беспозвоночные, позвоночные (на примере отдельных групп и представителей). Животные — живые тела (организмы). Поведение животных. Приспособление к среде обитания. Охрана животных. Расширение кругозора школьников. Животные родного края. Цепи питания. Как животные воспитывают своих детенышей. Как человек одомашнил животных. | 11 ч |
6. | Каким был человек в разные времена (исторические эпохи). Названия русского государства в разные исторические времена (эпохи). Портрет славянина в Древней, Московской Руси, в России. Патриотизм, смелость, трудолюбие, добросердечность, гостеприимство — основные качества славянина. Крестьянское жилище. Городской дом. Культура быта: интерьер дома, посуда, утварь в разные исторические времена. Одежда. Костюм богатых и бедных, горожан и крестьян, представителей разных сословий (князя, боярина, дворянина). Расширение кругозора школьников. Происхождение имен и фамилий. Имена в далекой древности. Во что верили славяне. Принятие христианства на Руси. | 14ч |
7. | Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи). Человек и растения. Культурные растения. Что такое земледелие. Хлеб — главное богатство России. Крепостные крестьяне и помещики. Отмена крепостного права. Рыболовство и охота на Руси и в России. Ремесла. Возникновение и развитие ремесел на Руси, в России (кузнечное, ювелирное, гончарное, оружейное и др.)- Знаменитые мастера литейного дела. Андрей Чохов. Появление фабрик и заводов. Рабочие и капиталисты. Торговля. Возникновение денег. Развитие техники в России (на примере авиации, автостроения). Освоение космоса. Строительство. Первые славянские поселения, древние города (Великий Новгород, Москва, Владимир). Расширение кругозора школьников. Орудия труда в разные исторические эпохи. «Женский» и «мужской» труд. Особенности труда людей родного края. Как дом «вышел» из-под земли. | 20 ч |
Итого | 68 ч |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Планируемые результаты | №п/п | Тема урока | Кол-во часов | Календар- ные сроки | Основные понятия и термины | |||
Предметные | Метапредметные | Личностные | план | факт | ||||
Познакомить с терминами «тысячелетие», «век», «столетие»; уточнить временные и пространственные понятия. Уметь показывать на карте Россию Обобщить знания о планетах Солнечной системе. Познакомить с основными принципами существования жизни на Земле – зависимостью живых Обобщить знания о грибах как об отдельном царстве природы. Познакомить с разнообразием растений на Земле. Расширить знания о растениях своей местности. Познакомить с отличительными признаками животных. Познакомить с органами дыхания, кровеносной системой, выделения животных. Обобщить знания о размножении животных. Обобщить знания о поведении животных. Познакомить, как животные приспосабливаются к условиям жизни. Познакомить с жизнью славян, их бытом. Познакомить со старинной русской одеждой. Познакомить со старинной русской обувью. Познакомить с понятиями «крепостное право», «крепостные», «помещики». Сформировать представления о возникновении в России ремесел. Познакомить с разнообразием ремесел в России. . Сформировать представления о ткацком ремесле и прядении. | Регулятивные УУД: Понимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; адекватно воспринимать оценку учителя. Познавательные УУД: Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; строить речевое высказывание в устной форме; умение структурировать знания. Коммуникативные УУД: Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы; контролировать свои действия и действия партнёра. Регулятивные УУД: Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - адекватно воспринимать оценку учителя; -учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. Познавательные УУД: Строить речевое высказывание; проводить сравнение; обобщать т.е. выделять общее на основе существенныхпризнаков. Коммуникативные УУД: Строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы. | Знание основных моральных норм , осознание себя членом общества; формирование основ российской гражданской идентичности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; осознание своей этнической принадлежности. - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; -способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. - широкая мотивационная основа учебной деятельности; -ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; - способность к самооценке. - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; -способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. - широкая мотивационная основа учебной деятельности; -ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; - способность к самооценке. - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; -способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. - широкая мотивационная основа учебной деятельности; -ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; - способность к самооценке. | Введение | 1 ч | ||||
1 | Где и когда ты живешь. | 1 | 03.09 |
| тысячелетие историческое время | |||
Земля — наш общий дом | 10 ч | |||||||
2 | Солнечная система. | 1 | 06.09 |
| планета | |||
3 | Солнце - огненный шар. Земля - планета Солнечной системы. | 1 | 10.09 |
| горизонт | |||
4 | Условия жизни на Земле. Значение Солнца для жизни на Земле. | 1 |
13.09 |
| экватор полюс | |||
5 | Значение воды для жизни на Земле. | 1 | 17.09 |
| ||||
6 | Воздушная оболочка Земли. | 1 | 20.09 |
| атмосфера | |||
7 | Как изображают Землю. | 2 |
24.09 |
| глобус, меридианы | |||
8 | 27.09 |
| параллели | |||||
9 | Географическая карта. | 2 | 01.10 |
| карта | |||
10 | 04.10 |
| масштаб | |||||
11 | Проверочная работа по теме: "Земля — наш общий дом" | 1 | 08.10 |
| ||||
Грибы | 1 ч | |||||||
12 | Бактерии. Грибы | 1 | 11.10 |
| царство грибница | |||
Растительный мир Земли | 11 ч | |||||||
13 | Растения встречаются повсюду. Растения дикорастущие и культурные. | 1 |
15.10 |
| ||||
14 | Если бы на Земле не было растений. | 1 | 18.10 |
| ||||
15 | Разнообразие растений на Земле: водоросли, мхи. | 1 | 22.10 |
| ||||
16 | Разнообразие растений на Земле: папоротники, хвойные растения, цветковые растения. | 1 |
25.10 |
| ||||
17 | Растения - живые существа (организмы). Корень, его значение. | 1 |
29.10 |
| корень | |||
18 | Побег - сложный наземный орган растения. | 1 | 01.11 |
| побег | |||
19 | Цветок - самый красивый орган растения. Какие бывают плоды. | 1 |
12.11 |
| стебель | |||
20 | Размножение растений. Как долго живут растения. | 1 |
15.11 |
| вегетативное размножение | |||
21 | Культурные растения в жизни человека. | 1 | 19.11 |
| ||||
22 | Красная книга России. | 1 | 22.11 |
| ||||
23 | Проверочная работа по теме: "Растительный мир Земли" | 1 |
26.11 |
| ||||
Животный мир Земли | 11 ч | |||||||
24 | Роль животных в природе. Разнообразие животных. | 1 |
29.11 |
| фауна одноклеточное и многоклеточное животноев | |||
25 | Животные - живые существа (организмы). Жизнедеятельность животных. | 1 |
03.12 |
| ||||
26 | Кровеносная система животных. Органы выделения. Размножение животных. | 1 |
06.12 |
| почки размножение | |||
27 | Как животные приспосабливаются к условиям жизни. | 1 |
10.12 |
| ||||
28 | Беспозвоночные животные. | 1 | 13.12 |
| ||||
29 | Позвоночные животные: рыбы, земноводные. | 1 | 17.12 |
| ||||
30 | Позвоночные животные: пресмыкающиеся, птицы. | 1 | 20.12 |
| рептилии | |||
31 | Млекопитающие (звери). | 1 | 24.12 |
| млекопитающие | |||
32 | Что такое природное сообщество. | 1 | 27.12 |
| сообщество | |||
33 | Человек и животные. | 1 | 10.01 |
| ||||
34 | Проверочная работа. Тест по теме: "Животный мир Земли" | 1 | 14.01 |
| ||||
Каким был человек в разные времена (исторические эпохи) | 14 ч | |||||||
35 | Древняя Русь. | 1 | 17.01 |
| потомки | |||
36 | Древнерусское государство. | 1 | 21.01 |
| ||||
37 | Московская Русь. | 1 | 24.01 |
| ||||
38 | Российская империя. | 1 | 28.01 |
| ||||
39 | Советская Россия. СССР. Российская Федерация. | 1 | 31.01 |
| большевики союз | |||
40 | Из истории имен. | 1 | 04.02 |
| семья | |||
41 | Какими людьми были наши предки? | 1 | 07.02 |
| ||||
42 | Характер славян. | 1 | 11.02 |
| ||||
43 | Какие предметы окружали русских людей? | 1 | 14.02 |
| ||||
44 | О первых каменных домах. | 1 | 18.02 |
| ||||
45 | По одежке встречают… Одежда по приказу. | 1 | 21.02 |
| амулет | |||
46 | Русская трапеза. | 1 | 25.02 |
| трапеза | |||
47 | Боги древних славян. Принятие христианства на Руси. | 1 |
28.02 |
| язычники | |||
48 | Проверочная работа на тему: "Каким был человек в разные времена (исторические эпохи)" | 1 | 04.03 |
| ||||
Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи) | 20 ч | |||||||
49 | Как возникло земледелие. Хлеб - великое чудо земли. | 1 | 07.03 |
| ||||
50 | Что создавалось трудом крестьянина? | 1 | 11.03 |
| ||||
51 | Как трудились крестьянские дети. | 1 | 14.03 |
| крепостное право | |||
52 | Тяжелый труд крепостных. | 1 | 18.03 |
| ||||
53 | Что создавалось трудом ремесленника? | 1 | 21.03 |
| ремесло | |||
54 | Маленькие ремесленники. | 1 | 01.04 |
| ||||
55 | О гончарном круге, керамике и фарфоре. | 1 | 04.04 |
| гончарное ремесло, керамика, | |||
56 | О веретене, прялке и ткацком станке. | 1 | 08 04 |
| веретено, прялка | |||
57 | Русские оружейники. | 1 | 11.04 |
| оружейники | |||
58 | Что создавалось трудом рабочего? | 1 | 15.04 |
| ||||
59 | Наличие полезных ископаемых - условие работы промышленных предприятий. | 1 | 18.04 |
| полезные ископаемые | |||
60 | О первых железных дорогах. | 1 | 22.04 |
| ||||
61 | Открытия, которые совершил человек в XIX-XX веках. | 1 | 25.04 |
| ||||
62 | О пароходе. | 1 | 29.04 |
| ||||
63 | Об автомобиле. | 1 | 06.05 |
| ||||
64 | О самолете. | 1 | 13.05 |
| ||||
65 | Время космических полетов. | 1 | 16.05 |
| ||||
66 | Обобщение раздела по теме: "Как трудились наши предки.." | 1 | 20.05 |
| предки | |||
67 68 | Повторение изученного в 3 классе. | 1 | 23.05
|
|
Информационно-методическое обеспечение
Литература для учителя
Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века», руководитель проекта – член-корреспондент РАО проф. Н. Ф. Виноградова, - М.: Вентана-Граф 2009г.
Окружающий мир: учебник для 3кл. в 2 частях. Виноградова Н. Ф., – М.: Вентана-Граф, 2013.
Окружающий мир: 1 – 4: сборник тестов для контроля уровня подготовки выпускников начальной школы / Клепинина З. А. - М.: Вентана-Граф, 2009.
Беседы с учителем. Методика обучения: 3 класс / Под ред. Л. Е. Журовой. – М.: Вентана-Граф, 2007
Окружающий мир: 1 - 4 классы: методика обучения / Виноградова Н. Ф. – М.: Вентана-Граф, 2010.
Рянжин С. Экологический букварь для детей и взрослых. С.-П. Печатный Двор, 1994
Толмачева Л.П. Окно в удивительный мир природы: Занимательная экология. Д.: Сталкер, 1997.
Сорокоумова Е.А. Уроки экологии в начальной школе.М. Аркти, 2008г.
Рыжова Н. Экологические сказки. М. Чистые пруды, 2008г.
Литература для учащихся
Окружающий мир: учебник для 3кл. в 2 частях. Виноградова Н. Ф., – М.: Вентана-Граф, 2013
Виноградова Н. Ф. Рабочие тетради " Окружающий мир". 3 кл. – М.: Вентана-Граф, 2013
Электронные образовательные ресурсы:
- Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир »
- Электронное интерактивное приложение « Повторение и контроль знаний»
- Электронный образовательный ресурс «Окружающий мир »М.: Вентана- Граф, 2011 г
- Мультимедийный учебник «Уроки Кирилла и Мефодия»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике 1 класс УМК "Начальная школа XXI века" с учетом ФГОС
Рабочая программа составлена с учетом требований ФГОС и рассматривает: планируемые результаты по математике, календарно-тематическое планирование, содержание программы, формы и средства контроля, мате...
Рабочая программа по математике 1 класс УМК "Начальная школа 21 века" ФГОС
Рабочая программа содержит пояснительную записку и развернутое календарно-тематическое планирование с УУД в соответствии с требованиями ФГОС 2009 года....
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Перспективная начальная школа" 4 класс
Рабочая программа состоит из разделов1 Поянительная записка2.Общая характеристика курса3.Описание места учебного предмета в учебном плане4. Ценностные ориентиры содержания ученого предмета.5.Кал...
Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Перспективная начальная школа". 1 класс.
Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Перспективная начальная школа". 1 класс....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ УМК "ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА" 3 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ УМК "ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА" 3 класс...
Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Перспективная начальная школа". 2 класс
Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Перспективная начальная школа". 2 класс...
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Перспективная начальная школа" 1 класс
Данная программа разработана для учащихся 1 класса в соответствии с ФГОС....