Урок окружающего мира на тему "Поговорим о здоровье".
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Мамбетова Ирина Владимировна

План - конспект открытого урока по окружающему миру на тему "Поговорим о здоровье". УМК "Начальная школа XXI века".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_-_konspekt_uroka_po_okruzhayushchemu_miru.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

    МБОУ Родионово – Несветайская средняя общеобразовательная

                                                школа № 7

  Открытый урок по предмету «Окружающий мир»

                                  2 – «В»класс.

    Тема: «Поговорим о здоровье».

                        Учитель: Мамбетова И. В.

                                            2013 – 2014 уч.год.

     

УМК «Начальная школа XXI века»

Предметная область: Окружающий мир (автор: Н. Ф. Виноградова)

Тема: «Поговорим о здоровье»

Цели урока:

  • сформировать у учащихся представление о понятии «здоровье» и здоровом образе жизни;
  • познакомить с правилами, помогающими сохранить крепкое здоровье;
  • установить причинно – следственные связи между полезными привычками и  здоровьем;
  • воспитывать навыки здорового образа жизни;
  • развивать устную речь, умение быстро и чётко работать фронтально и группами;
  • формировать положительную мотивацию обучения учащихся на уроке;
  • развивать умение размышлять и самостоятельно делать выводы.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

  • формирование уважительного отношения к иному мнению, к иной точке зрения;
  • формирование эмоционально- ценностного отношения к окружающему миру
  • формировать мотивацию к здоровому образу жизни;
  • развивать логическое мышление, умение грамотно выражать свои мысли;
  • воспитывать бережное, грамотное и ответственное отношение к своему здоровью;
  • воспитывать уважительное отношение друг к другу;
  • развивать у детей потребность в получении  новых знаний, умение применять их в повседневной жизни.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

  • формирование умения работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, обобщать);
  • формирование умений отличать признаки здорового человека от больного (познавательные УУД);
  • формирование умения выстраивать речевые высказывания;
  • формирование умений работать в статичных группах (коммуникативные УУД);
  • формирование начальных форм рефлексии (регулятивных форм рефлексии УДД);

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

  • освоение знаний по теме «Здоровье».

Методы и приёмы: беседа, рассказ, решение проблемной задачи, игра, групповая

                                    работа,  работа с учебником, работа с иллюстративным  мате-

                                    риалом.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах,групповая.

Оборудование: ПК учителя, мультимедийный проектор, презентация POWER   

                            POINT «Секреты здоровья», медицинская шапочка, чемоданчик,

                            конверты с секретами здоровья, плакат с эмблемой змеи, задание

                            «Цветок здоровья» для работы в группах, раздаточный материал

                            «Режим дня» для домашнего задания, учебник «Окружающий

                             мир», раздаточный материал «Сердечки» для оценивания урока,

                             цветные карандаши, поднос, витаминная «Жар - птица» из      

                             фруктов и мармелада.

Методическая литература:

  • «Окружающий мир», 1- 2 классы: методика обучения, Н. Ф. Виноградова, Москва, Издательский центр «Вентана - Граф», 2012 год;
  • Методическое пособие для учителей начальных классов «Растим здоровых, умных, добрых», Е. В. Посошенко, ГОУ ДПО «Ростовский областной институт повышения квалификации и переподготовкиработников образования»;
  • Учебное пособие для начальной школы по предупреждению употребления детьми табака и алкоголя «Полезные привычки», Т. Б. Гречаная, Л. Ю. Иванова, О. Л. Романова, ООО «АТО», г. Ростов – на – Дону, 2002 год;
  • Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений «Окружающий мир», часть 1, Н. Ф. Виноградова, Москва, Издательский центр «Вентана - Граф», 2012 год.

        

     

Ход урока.

  1. Мотивация к деятельности (организационный момент).

-Ребята, я очень рада видеть вас здоровыми и, надеюсь, в хорошем настроении. Думаю, что  к концу урока ваше настроение улучшится. А сейчас прошу вас включить на полную мощность ваш мозг, мы начинаем.

Ребята, когда я была маленькой девочкой, мне было 8 лет, как и вам, я очень хотела побыстрее вырасти и стать либо учителем, либо врачом. Одна мечта исполнилась, я стала учителем и вот сегодня я хочу хоть немного побыть врачом. Вы разрешите мне это сделать? (Надеваю мед. шапочку).

Цель: снять напряжение, мотивировать учащихся к продуктивной учебной деятельности путём установления доброжелательной атмосферы.

  1. Обсуждение домашнего задания. Постановка проблемы.

-Когда я попросила вас дома сделать рисунки, которые вы уже рассмотрели сегодня, то у первого варианта вопросов не было, потому что им нужно было нарисовать здорового человека, а вот второй вариант, которому нужно было нарисовать заболевшего человека, был не очень доволен, многие даже подходили и просили меня: «А можно я тоже нарисую здорового человека?» Как вы думаете, почему некоторые из вас не хотели рисовать больного человека?

(Люди не любят болеть, все хотят быть здоровыми и даже рисовать больных людей  не очень приятно).

- Вы разрешили мне сегодня побыть доктором, а вот скажите мне какая главная работа врача? (Лечить людей). А зачем? (Чтобы все были здоровыми).

Цель: Подготовка к определению темы урока.

  1.  Определение темы урока.

- Я думаю, что вы уже знаете о чём мы будем говорить сегодня на уроке. О чём? О здоровье. Тема нашего урока – «Поговорим о здоровье». Слайд № 1.

И также, не случайно, эмблемой нашего урока я выбрала змею. Змеиный яд используется при изготовлении многих лекарств, поэтому змея является символом мудрости и здоровья.

Цель: определить содержательные рамки урока.

  1. Реализация темы урока.

1. -Скажите, пожалуйста, как вы думаете, что такое здоровье?  (Ответы детей).

- Вы всё правильно сказали. А теперь, давайте посмотрим на экран. (Читаем).Здоровье – это нормальная работа всего организма.

Слайд № 2.

  - А теперь давайте посмотрим, что думает об этом наша змейка. (Нужно выйти и открыть каждую капельку. В них надписи: красота, сила, ум, счастье, жизнь!!!)

- Мы каждое утро заходим в класс и говорим друг другу: «Здравствуйте!», но очень редко задумываемся, какой глубокий смысл скрывается в этом слове. Здравствуйте, живите в здравии, будьте здоровы- замечательные родственные слова! Но, конечно, не всегда всё бывает так хорошо.

2. Слайд № 3.

-Посмотрите внимательно и скажите, чем отличаются эти деревья?

- Почему произошло так, что одно дерево красивое, а второе – нет?

- Первое дерево поливали, было достаточно солнечного света, его удобряли, т.е.кормили. За этим деревом ухаживали.

- Человеческий организм также нуждается в том, чтобы за ним ухаживали, иначе он «сломается» и будет похож на это дерево.

3. Игра «Дружная семейка».

-Мы с ребятами хотим вам показать, как работает здоровый и больной организм. У здорового организма все органы работают дружно, помогают друг другу. (Дети становятся в круг, берутся за руки, по  команде они начинают одновременно приседать и вставать). Так работает здоровый организм.

- Кто у нас часто болеет? Расскажите, что с вами происходит, когда вы заболеваете? (Ответы детей).  Один человек начинает приседать чуть быстрее или чуть медленнее. Работа цепочки нарушилась.

- Вот так чувствует себя больной организм. Если заболевает один орган – нарушается работа всего организма. (Посадить на места).

- Когда вам легче было приседать? Когда соблюдался ритм, или когда ритм был нарушен? т.е.

Здоровье – это правильная, нормальная работа всего организма.

Слайд № 4. (Повторить определение вслух и индивидуально).

4. Слайд № 5.

-Так как вы уже немного знаете, как работает здоровый организм, а как больной, я думаю вы сейчас быстро ответите на мои вопросы.

- Посмотрите на экран. Вы можете отличить больных детей от здоровых?

- Что делают здоровые дети?

- Что делают больные дети?

- На месте кого из них вы бы хотели оказаться? Все хотят быть здоровыми. Но очень часто люди совершают такие поступки, которые приводят их к болезни.

Цель:  выявить уровень компетентности детей в умении отличать здоровый организм от больного.

V. Физминутка.

- Сейчас вы одновременно и отдохнёте,и поработаете. Я буду читать предложения. Если вы считаете, что это полезно для здоровья – вы прыгаете, если вы считаете, что это вредно для здоровья – садитесь на корточки. Давайте порепетируем.

  • На ночь кушай много конфет и булочек.
  • Мой руки только перед едой.
  • Перед сном проветривай комнату.
  • Утром делай зарядку.
  • Пей больше чистой воды.
  • Утром выйдя из дома, обязательно поругайся с кем – нибудь.
  • Каждый раз, увидев своё отражение в зеркале – улыбайся!
  • Много кури!!!(Эта привычка не просто вредная, но самая опасная!)
  • Ешь много овощей и фруктов.

- Ребята, одна минута активного отдыха продлевает жизнь на 1 час, так что, вы сейчас продлили себе жизнь на целый час!

Цель: снять усталость, выявить уровень знаний учащихся о влиянии плохих и хороших привычек на состояние здоровья.

VI. Актуализация знаний.

1.- Вы посмотрели на фотографии больных детей, вы мне рассказали, что чувствует человек, когда заболевает, а теперь подумайте и скажите мне, каким должен быть здоровый человек? Работаем все вместе. (Ответы детей). Сильный, стройный, ловкий, весёлый, красивый, редко болеет, долго живёт, счастливый.

-Как вы думаете, от кого зависит наше здоровье? (От нас самих). Да, если человек ответственно и серьёзно относится к своей жизни – скорее всего он будет здоров.

2. Работа в группах.

-А сейчас я предлагаю вам поработать в группах. Вспоминаем правила работы в группе: обсуждаем вопрос все вместе, пишет кто – то один, отвечает кто – то один.

Задание: каждая группа получает цветок здоровья, совещается, затем в лепестках пишет, что должен делать человек для укрепления своего здоровья.

Проверить работу, участники группы оценивают друг друга, прикрепить цветы здоровья к эмблеме.

3. Обозначение правил (секретов) здорового образа жизни.

-Ребята, вы знаете, что такое тайна, секрет? (Это то, что известно не всем). Поскольку я сегодня немного доктор, у меня есть такой волшебный медицинский чемоданчик. Внутри находятся секреты здоровья. Ну это я так думала, многие секреты вы уже сами назвали и даже написали, но, всё – таки, посмотрим, что же это за секреты. (Дети выходят к доске, достают из чемоданчика пронумерованные секреты, читают их, параллельно они высвечиваются на экране).

  • Секрет № 1 – правильно питайся. Слайд № 6.

-Найдите в этом списке полезные для человека блюда и продукты:(колбаса, яблоки, конфеты, овощи, творог, торт, мясо, лимонад, кефир, кока – кола, рыба, чипсы, шоколад). Выделить на экране полезные продукты.

-А вы часто употребляете вредные продукты?

  • Секрет № 2 – делай утреннюю гимнастику, закаляйся. Слайд № 7.

- Ребята, о пользе физических упражнений мы уже знаем, вы все любите физкультуру, а как вы думаете, для чего люди закаляются, обтираются холодной водой, ныряют зимой в ледяную прорубь? (Закаливание укрепляет нервную систему, способствует крепкому и спокойному сну).

  • № 3 – Соблюдай личную гигиену.  Слайд № 8.

- Кто знает, что такое личная гигиена? (Это содержание в чистоте  кожи, волос, зубов, ногтей. Сколько раз мы с вами говорили о чистых руках за прошедшую неделю?)

-Для чего нужно соблюдать личную гигиену? (Микробы очень любят всё грязное, поэтому грязное тело может нанести большой вред человеку, ни и, кроме того, грязный немытый человек – это очень неприятно для окружающих его людей).

VII. Физминутка.  «Письмо носом».

Цель: снять напряжение мышц глаз и шейного отдела позвоночника.

  • Секрет № 4 – чаще гуляй на свежем воздухе. Слайд № 9.

- Думаю, что это правило вы выполняете с удовольствием и умеете хорошо это делать.

  • Секрет № 5 – соблюдение режима дня. Слайд № 10.

Определение: режим дня – чередование видов деятельности человека в течение дня.

4. Работа с учебником.(с. 35).

Ребята, а что за секрет такой – режим дня? Откройте учебники на с. 35, найдите правила, отмеченные чёрными точками. Читаем правила. (Если не хватает времени, читаем первое правило, остальные - самостоятельно).

Цель: актуализировать мыслительные операции; мотивировать к действию и его самостоятельному выполнению; организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения.

 VIII. Закрепление изученного.

  1. Слайд № 11. Вывести все правила на экран, прочитать.
  2. Самостоятельная работа, подписать работы, взаимопроверка по парам.(Если работа выполнена правильно – поставить плюс, если думаете, что неправильно – поставить минус).

IX.Домашнее задание.

- Ваше сегодняшнее домашнее задание связано с последним секретом. Вы должны будете к следующему уроку составить на этих бланках свой режим дня, начиная с утреннего подъёма и заканчивая отходом ко сну. У кого есть вопросы, кому что – то непонятно? Вложить в дневники.

Цель: обсудить домашнее задание, зафиксировать индивидуальные затруднения.

X. Рефлексия (итог урока, оценивание урока учителем и детьми).

  1. Ребята, о чём мы говорили сегодня на уроке? Скажите, очень сложно выполнять эти правила сохранения здоровья? Я хочу, чтобы после сегодняшнего урока вы поняли, что здоровье – это самая большая ценность, но её не купишь за деньги. Если вы хотите быть здоровыми долго и прожить много лет, вы должны бережно относиться к своему здоровью уже сейчас, не откладывая на потом и выполнять эти простые правила. И всегда помните, что…(прочитать текст слайда).

Слайд № 12

  1. А сейчас я вручу вам вот эти сердечки, если вам понравился наш сегодняшний урок – нарисуйте вот такой ротик, если не понравился – вот такой.
  2. А теперь закройте глаза и не открывайте, пока я не скажу. (Учитель выносит на подносе «Жар - птицу» из фруктов).

-Открывайте глаза. Вы сегодня очень мне помогли на уроке, все хорошо работали, просто выручили, конечно, устали, поэтому я решила оценить вашу работу вот так. Это витаминная птица, сейчас каждый из вас возьмёт по пёрышку и зарядится витаминами. Как доктор, я добавила сюда мармелад, потому что он полезен для здоровья, чуть – чуть.

4. Слайд № 13. (Спасибо за урок и будьте всегда здоровы!)

Цель: зафиксировать изученное на уроке, поблагодарить детей за урок, оценить друг друга.

                           

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира по теме "Секрет здоровья - гигиена". 1-й класс с презентацией

Дидактическое обоснование:Предмет: окружающий мир, 1 класс, учебник “Окружающий мир. 1 класс” (под ред. Н.Ф. Виноградовой),Тема урока:«Секрет здоровья – гигиена»Дидактическая цель:создать условия для ...

Урок окружающего мира 2 класс тема: "Здоровье и питание."

Через коллективную работу дети самостоятельно приходят к выводу, что здоровое питание имеет большое значение в нашей жизни....

Урок окружающего мира в 1 классе "Здоровая пища"

открытый урок с элементом исследовательской работы....

Урок окружающего мира в 3 классе"Здоровый образ жизни". Творческий проект.

Урок составлет в форме творческого проекта.Ребята получают большие возможности раскрыться, самореализоваться и получить знания по сохранению своего здоровья....

Урок окружающего мира в 1 классе "Здоровая пища."

Конспект урока  окружающего мира в 1 классе по программе "Школа 21 век." Тема: Здоровая пища....

Урок окружающего мира во 2 классе "Здоровье - наше богатство"

Урок разработан по программе «Начальная школа XXI век» Окружающий мир» . Урок вызвал живой интерес, позволил привлечь внимание учащихся к идее о необходимости ведения здорового образа жизни. Он отвеча...

Методическая разработка урока окружающего мира. 3 класс. Тема: "Здоровью цены нет"

Урок проводится в 3 классе по образовательной системе "Перспектива"Данный урок даёт возможность сформировать представление о здоровье, как одной из главных ценностей человеческой жизни. Форм...