Урок окружающего мира "Млекопитающие"
план-конспект урока (окружающий мир) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«СОШ №12 ЗАТО Шиханы Саратовской области»
города Шиханы Саратовской области
Конспект урока по окружающему миру
в 3классе
«Млекопитающие»
подготовила
учитель начальных классов
Несмеянова Ирина Анатольевна
г. Шиханы
2012
Предмет: окружающий мир
Тема урока: «Млекопитающие»
Класс: 3
Проблема исследования: Является ли дельфин рыбой?
Тип урока: усвоение новых знаний (урок – исследование)
Дидактическая цель: формирование новых умений и знаний о млекопитающих, создание условий для осознания и осмысления блока новой учебной информации.
Задачи урока:
- Познакомиться с млекопитающими.
- С помощью проблемных вопросов, проведения учебного исследования повышать интерес к учебно-познавательной деятельности.
- Формировать и развивать умение чётко и правильно формулировать ответы, быстро находить верное решение.
- Развивать умение работать с энциклопедической и справочной литературой.
- Развивать практические умения и навыки учащихся, потребность в дополнительном образовании, получении новых знаний.
- Формировать умение работать в группе.
- Воспитывать у школьников положительные личностные качества, чувство товарищества, коллективизма, взаимовыручки.
Оборудование: картинки с изображениями животных, энциклопедическая и
справочная литература, Интернет
Ход урока
1. Организационный момент
2. Мотивация учебной деятельности учащихся.
…только тем, кто любит животных всей планеты,
Покажет и раскроет природа все секреты.
Старательным, внимательным, пытливым и прилежным
Откроется животных мир огромный и чудесный.
3. Актуализация знаний
Что отличает рыб от других животных? Почему они плавают? Что помогает им держаться на поверхности?
4. Постановка целей и задач урока
Вы видели дельфинов? Поделитесь впечатлениями.
Считаете ли вы, что дельфины – это рыбы? (дискуссия)
Предлагаю побыть в роли исследователей и выяснить, действительно ли дельфины – это рыбы.
5. Первичное усвоение новых знаний. Введение материала с учетом закономерностей процесса познания (восприятие и первичное осознание нового материала), осмысление связей и отношений в объекте изучения.
Распределите картинки на группы.
- Что объединяет животных каждой группы?
В ходе беседы появляется таблица (можно пользоваться разными источниками информации)
звери | рыбы | земноводные | |
Кожа |
|
| |
Питание |
|
| |
Появление потомства |
|
| |
Чем выкармливают детёнышей | |||
Дышат |
|
| |
Среда обитания |
|
| |
Вывод |
|
|
6. Формулирование проблемы
- К какой группе можно отнести лягушку? Кто хочет попробовать свои силы и проверить, как он понял новый материал. Рассуждаем по следующему плану (используем материал таблицы)
Согласны?
- К какой группе можно отнести белку?
-К какой группе можете отнести щуку? Обсудите в парах. Сделайте вывод.
Вы легко справились с названными животными.
-А дельфина?
Что вызывает сомнения?
Как решить проблему?
7. Организация усвоения способов деятельности путём воспроизведения информации и упражнений для её применения по образцу (первичное закрепление)
- Поскольку пока мы не можем дать один ответ на поставленный вопрос, давайте попробуем провести исследование.
СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА ИССЛЕДОВАНИЯ
Напомните, как проходит работа ученого-исследователя.
- Определение темы, проблемы исследования
- Выдвижение гипотезы
- Выбор методов исследования
- Составление плана исследования
- Сбор, обработка информации
- Анализ и обобщение полученных материалов
- Подготовка отчёта исследования
- Защита сообщений
- Обсуждение итогов завершённой работы
- Заметно, что Вы уже не один раз выполняли задания как учёные, поскольку точно знаете, как проводится исследование. О каких этапах не должны забыть? Что может помочь Вам в исследовании?
Какие методы исследования будете использовать?
ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Тема исследования: Дельфин.
Гипотеза: Дельфин – это рыба или зверь(млекопитающее)
Методы исследования
- Для того чтобы ответить на вопрос, выберем методы исследования, то есть способы, с помощью которых можно проверить высказанные гипотезы?
1. Подумать и задать себе вопрос.
2. Спросить у взрослых.
3. Понаблюдать.
4. Провести эксперимент.
5. Посмотреть в книге (энциклопедии или справочной литературе),
компьютере.
План исследования
- Какие методы возьмём для сегодняшнего исследования?(1,2,5)
Каков же наш план исследования?
Сбор, обработка информации
(можно провести групповую работу. Одни учёные доказывают, что рыба, другие – млекопитающее)
Анализ и обобщение полученных материалов
- Посмотрим нет ли среди материалов, которые мы собрали лишнего, не относящегося к теме нашего исследования. Оставляем только нужное, определяем главное и второстепенное.
Подготовка отчёта исследования
- Помним, что сообщение должно быть кратким, но запоминающимся. В этом может помочь использование рисунков, схем, чертежей.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
- Защита сообщений
(Детеныши дельфинов выкармливаются молоком, как и другие детеныши млекопитающих. Они вылупляются не из яйца, а рождаются сразу живыми. У дельфинов нет жабр, и они дышат легкими. Если рассмотреть внутреннее строение дельфинов, то мы обнаружим скелет, систему кровообращения, мозг и другие органы, которые ничем не напоминают внутреннее строение рыб. Другим важным отличием является наличие у дельфинов подкожного жира. Млекопитающие — теплокровные животные, и жир позволяет поддерживать у них постоянную температуру тела в холодной воде. Другая удивительная особенность дельфинов — это то, что их хвост расположен в горизонтальном
положении, а не в вертикальном, как у всех рыб. Это помогает ему выпрыгивать из воды.) и т.д.
- Обсуждение итогов завершённой работы
Поощрение выступающих и тех, кто задавал вопросы выступающим.
8. Рефлексия (подведение итогов занятия, анализ и содержание итогов работы, формулирование выводов по изученному материалу)
Какова наша тема урока. Что мы пытались изучить? К какому выводу пришли?
Почему дельфин вызвал у нас сомнения? Как мы вышли из затруднительного положения?
9. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Интересна ли была работа? Чем? Попробуйте дома определить, к какой группе относятся акулы, моржи, тюлени.
Источники информации:
Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011.
Савенков А.И. Психология исследовательского обучения. М.: Академия, 2005.
Савенков А.И. Я - исследователь: рабочая тетрадь для младших школьников. Самара: Издательство «Учебная литература», 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".
Одна из основных задач педагогов - разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...
презентация к уроку окружающего мира "Как изучают окружающий мир" 1 класс УМК "Гармония"
презентация к уроку "Как изучают окружающий мир" 1 класс УМК "Гармония"...
Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"
Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...
УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ДЛЯ 4 КЛАССА ПО ТЕМЕ: «АРКТИКА И ЧЕЛОВЕК»УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ДЛЯ 4 КЛАССА ПО ТЕМЕ: «АРКТИКА И ЧЕЛОВЕК»
Девятый урок в разделе программы «Человек и природа»...
Урок окружающего мира и изобразительного искусства Малокомплектная школа: 1 класс - ИЗО,3 класс – окружающий мир Тема урока: “Бабочки” (однотемный разнопредметный урок)
Урок окружающего мира и изобразительного искусстваМалокомплектная школа: 1класс - ИЗО,3 класс – окружающий мирТема урока: “Бабочки”(однотемный разнопредметный урок)...