Урок окружающего мира "Млекопитающие"
план-конспект урока (окружающий мир) по теме

Уро-исследование по окружающему миру

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-issledovanie.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«СОШ №12 ЗАТО Шиханы Саратовской области»

города Шиханы Саратовской области

 

Конспект урока по окружающему миру

в 3классе

«Млекопитающие»

подготовила

учитель начальных классов

Несмеянова Ирина Анатольевна

г. Шиханы

 2012

Предмет: окружающий мир

Тема урока: «Млекопитающие»  

Класс: 3

Проблема исследования: Является ли дельфин рыбой?

Тип урока: усвоение новых знаний (урок – исследование)

Дидактическая цель: формирование новых умений и знаний о млекопитающих, создание условий для осознания и осмысления блока новой учебной информации.

     Задачи урока:

  • Познакомиться с млекопитающими.
  • С помощью проблемных вопросов, проведения учебного исследования повышать интерес к учебно-познавательной деятельности.
  • Формировать и развивать умение чётко и правильно формулировать ответы, быстро находить верное решение.
  • Развивать умение работать с энциклопедической и справочной литературой.
  • Развивать практические умения и навыки учащихся, потребность в дополнительном образовании, получении новых знаний.
  • Формировать умение работать в группе.
  • Воспитывать у школьников положительные личностные качества, чувство товарищества, коллективизма, взаимовыручки.

Оборудование: картинки с изображениями животных, энциклопедическая и

                справочная литература, Интернет

Ход урока

1. Организационный момент

2.  Мотивация учебной деятельности учащихся.

…только тем, кто любит животных всей планеты,
Покажет и раскроет природа все секреты.
Старательным, внимательным, пытливым и прилежным
Откроется животных мир огромный и чудесный.

3.  Актуализация знаний

Что отличает рыб от других животных? Почему они плавают? Что помогает им держаться на поверхности?

4. Постановка целей и задач урока

Вы видели дельфинов? Поделитесь впечатлениями.

Считаете ли вы, что дельфины – это рыбы? (дискуссия)

Предлагаю побыть в роли исследователей и выяснить, действительно ли дельфины – это рыбы.

5. Первичное усвоение новых знаний. Введение материала с учетом закономерностей процесса познания (восприятие и первичное осознание нового материала), осмысление связей и отношений в объекте изучения.

 Распределите картинки на  группы.  

- Что объединяет животных каждой группы?

В ходе беседы появляется таблица (можно пользоваться разными источниками информации)

звери

рыбы

земноводные              

 Кожа

 

 

Питание

       

 

Появление потомства

         

 

Чем выкармливают детёнышей

Дышат

   

 

Среда обитания

 

 

Вывод

 

 

6. Формулирование проблемы

- К какой группе можно отнести лягушку? Кто хочет попробовать свои силы и проверить, как он понял новый материал. Рассуждаем по следующему плану (используем материал таблицы)

Согласны?  

- К какой группе можно отнести белку?  

-К какой группе можете отнести щуку? Обсудите в парах. Сделайте вывод.

Вы легко справились с названными животными.

-А дельфина?

Что вызывает сомнения?

Как решить проблему?

7. Организация усвоения способов деятельности путём воспроизведения информации и упражнений для её применения по образцу (первичное закрепление)

 

- Поскольку пока мы не можем дать один ответ на поставленный вопрос, давайте попробуем провести исследование.  

СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА ИССЛЕДОВАНИЯ

Напомните, как проходит работа ученого-исследователя.

  • Определение темы, проблемы исследования
  • Выдвижение гипотезы
  • Выбор методов исследования
  • Составление плана исследования
  • Сбор, обработка информации
  • Анализ и обобщение полученных материалов
  • Подготовка отчёта исследования
  • Защита сообщений
  • Обсуждение итогов завершённой работы

- Заметно, что Вы уже не один раз выполняли задания как учёные, поскольку точно знаете, как проводится исследование. О каких этапах не должны забыть? Что может помочь Вам в исследовании?

Какие методы исследования будете использовать?

ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Тема исследования: Дельфин.

Гипотеза: Дельфин – это рыба или зверь(млекопитающее)

Методы исследования

- Для того чтобы ответить на вопрос, выберем методы исследования, то есть способы, с помощью которых можно проверить высказанные гипотезы?  

1. Подумать и задать себе вопрос.

2. Спросить у взрослых.

3. Понаблюдать.

4. Провести эксперимент.

5. Посмотреть в книге (энциклопедии или справочной литературе),

    компьютере.

План исследования

- Какие методы возьмём для сегодняшнего исследования?(1,2,5)

Каков же наш план исследования?

 

Сбор, обработка информации

 

(можно провести групповую работу. Одни учёные доказывают, что рыба, другие – млекопитающее)

 Анализ и обобщение полученных материалов

- Посмотрим нет ли среди материалов, которые мы собрали лишнего, не относящегося к теме нашего исследования.  Оставляем только нужное, определяем главное и второстепенное.

Подготовка отчёта исследования

- Помним, что сообщение должно быть кратким, но запоминающимся. В этом может помочь использование рисунков, схем, чертежей.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

  • Защита сообщений

(Детеныши дельфинов выкармливаются молоком, как и другие детеныши млекопитающих. Они вылупляются не из яйца, а рождаются сразу живыми. У дельфинов нет жабр, и они дышат легкими. Если рассмотреть внутреннее строение дельфинов, то мы обнаружим скелет, систему кровообращения, мозг и другие органы, которые ничем не напоминают внутреннее строение рыб. Другим важным отличием является наличие у дельфинов подкожного жира. Млекопитающие — теплокровные животные, и жир позволяет поддерживать у них постоянную температуру тела в холодной воде. Другая удивительная особенность дельфинов — это то, что их хвост расположен в горизонтальном
положении, а не в вертикальном, как у всех рыб. Это помогает ему выпрыгивать из воды.) и т.д.

  • Обсуждение итогов завершённой работы

Поощрение выступающих и тех, кто задавал вопросы выступающим.

8. Рефлексия (подведение итогов занятия, анализ и содержание итогов работы, формулирование выводов по изученному материалу)

Какова наша тема урока. Что мы пытались изучить? К какому выводу пришли?  

Почему дельфин вызвал у нас сомнения? Как мы вышли из затруднительного положения?

9. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Интересна ли была работа? Чем? Попробуйте дома определить, к какой группе относятся акулы, моржи, тюлени.

Источники информации:

Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников.  Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011.  

Савенков А.И. Психология исследовательского обучения. М.: Академия, 2005.

Савенков А.И. Я - исследователь: рабочая тетрадь для младших школьников.  Самара: Издательство «Учебная литература», 2010.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".

Одна из основных задач педагогов -  разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...

презентация к уроку окружающего мира "Как изучают окружающий мир" 1 класс УМК "Гармония"

презентация к уроку "Как изучают окружающий мир" 1 класс УМК "Гармония"...

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира и изобразительного искусства Малокомплектная школа: 1 класс - ИЗО,3 класс – окружающий мир Тема урока: “Бабочки” (однотемный разнопредметный урок)

Урок окружающего мира и  изобразительного искусстваМалокомплектная школа: 1класс - ИЗО,3 класс – окружающий мирТема урока: “Бабочки”(однотемный разнопредметный урок)...