Урок окружающего мира в 3 классе по теме "Разнообразие животных".
презентация к уроку по окружающему миру (3 класс) на тему
Разработка урока окружающего мира для 3 класса по теме "Разнообразие животных" составлена на основе учебника А.А Плешакова УМК "Школа России". Презентация состоит из 21 слайда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ponkrashina_raznoobr.zhivotnykh.rar | 2.91 МБ |
Предварительный просмотр:
Разработка открытого урока.
Окружающий мир. 3 класс.
Тема урока: Разнообразие животных.
Цели урока:
Образовательная: сформировать представление о разнообразии животных на Земле.
Познакомить с группами животных: звери, птицы, рыбы, пресмыкающиеся, земноводные, паукообразные, насекомые, ракообразные; показать на основании каких признаков зоологи разделяют животных по группам, научить определять к какой группе относится определенное животное.
Развивающая: Развивать познавательную активность детей, умение сравнивать внешний вид животных, рассуждать, делать выводы.
Воспитательная: Воспитывать коммуникативные компетенции в процессе работы в группе, интерес к животному миру Земли, формировать ответственное, бережное отношение к животным.
Универсальные учебные действия, формируемые на уроке:
Регулятивные: умение выделять и осознавать то, что уже знают о мире животных и что ещё нужно узнать.
Познавательные: делать простейшие выводы о взаимосвязи между представителями живой природы, учиться классифицировать животных.
Личностные: уважительно относиться к мнению других ребят, формировать своё мнение.
Коммуникативные: участвовать в диалоге со сверстниками; отвечать на вопросы учителя; слушать и понимать речь других; умение работать в группах.
Планируемые достижения учащихся.
-усвоить, что на Земле есть разнообразные животные и приводить примеры животных разных групп;
-понимать, что каждый вид животных является частью целого мира фауны.
Оборудование:
« Окружающий мир»,3 кл., Учебник для общеобразовательных учреждений. А.А. Плешаков М.: Просвещение. 2009 год
Рабочие тетради «Окружающий мир»,3 кл. часть 1
Компьютерная презентация «Разнообразие животных»
Компьютер, колонки
Мультимедийный проектор с экраном
Карточки с изображением животных
Ход урока:
1. Организационный момент. (слайд 1)
Прозвенел уже звонок
Значит, начался урок.
Сели все за парты дружно
Нам теперь работать нужно.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем
Ни минуты не теряем.
Сегодня мы продолжим говорить об удивительном мире, который нас окружает.
2. Экологическая разминка. Проверка выполнения домашней работы (слайд 2)
Фронтальный опрос по изученной теме:
- Какую роль играют растения в жизни людей?
- Почему многие виды дикорастущих растений становятся редкими?
- Назови несколько растений, нуждающихся в охране.
- Что люди делают для охраны растений?
- Как нужно вести себя в природе, чтобы не причинить растениям вреда?
- Как называется раздел биологии, в котором изучаются растения? (ботаника – наука о растениях)
- Актуализация опорных знаний. (слайд 3)
-Сегодня мы познакомимся еще с одним разделом биологии. Но для этого нам нужно разгадать кроссворд и узнать ключевое слово темы нашего урока.
1. Вдоль дорог, вдоль тропинок встречается это растение. Будто специально растёт там, чтобы помочь, если надо путешественнику, натёршему ногу, поранившему руку.
2. Из травы смотрит весёлый фиолетовый глазок. Значит, будет хорошая погода. Перед дождём этот цветок обязательно закроется.
3. Сегодня полянка золотисто-жёлтая от цветов, завтра – бело-пушистая. Жёлтые цветы превращаются в белые “головки”, а с головок слетают лёгкие пушинки.
4. На изломе стебля этого растения выступает оранжевый сок. Когда-то верили, что этим соком можно сводить бородавки. Это свойство дало название растению.
5. С запахом этого растения знаком даже тот, кто никогда не бывал в лесу. Ведь у некоторых конфет такой приятный вкус и запах именно благодаря этому растению.
6. Дерево с большими, красиво вырезанными листьями можно было бы назвать “музыкальным” - из его древесины изготавливают музыкальные инструменты.
7. Ветки этого кустарника покрыты острыми и твёрдыми колючками.
8. Весной в лесу на этом дереве загораются маленькие красные и синие “лампочки”. Это почки дерева. А под Новый год на этих деревьях вспыхивают гирлянды настоящих лампочек.
Ответы: 1. Подорожник. 2. Фиалка. 3. Одуванчик. 4. Чистотел. 5. Мята. 6.
Клен. 7. Боярышник. 8. Ель.
4. Определение темы урока.
- Прочитайте, какое слово получилось в выделенной строке? (ЖИВОТНЫЕ.)
- Сегодня мы покидаем царство растений, и переходим к изучению животных.
Посмотрим на слайд. (слайд 4)
- Одинаковые или разные животные, изображенные на слайде, по внешним признакам. (Разные)
Игра «Угадай голос животного».
- Ребята, послушайте сейчас звуки и подумайте, кто их издает, одинаковые ли они? (включаю звуки)
- Звуки были одинаковые или разные? (Разные).
- Сформулируйте тему нашего урока. (Разнообразие животных)
- Наука о животных называется - зоология.
- Произнесём это слово по слогам хором. (Зоология)
-Это еще один из разделов биологии. Ученые-зоологи делят царство животных на большое число групп, руководствуясь определенными признаками.
5. Работа по теме урока. (слайд 5)
1).- Найдите «лишнее» животное. По какому признаку определили?
2). Работа по рядам в парах. (слайд 6)
- Разделите животных на группы по другим признакам.
1 ряд - по питанию: хищные и травоядные,
2 ряд - по месту обитания: в воздухе, на земле, в воде,
3 ряд – по признакам сходства: птицы, рыбы, звери, насекомые.
3). Создание проблемной ситуации. (слайд 7)
- Можно ли отнести к одной из групп (птицы, рыбы, звери, насекомые) крокодила, морскую звезду, лягушку?
- Какое предположение можно сделать? (Что групп больше чем 4)
4). Знакомство с группами позвоночных животных. (слайд 8)
-Вопрос «Как разделить животных по группам?» с давних пор интересовал ученых разных стран. Существовали разные мнения. Великий древнегреческий учёный и мыслитель Аристотель (IV в. до н. э.) впервые попытался разделить царство животных на группы. Их получилось две: животные, имеющие кровь (звери, птицы, земноводные и пресмыкающиеся, рыбы), и животные без крови (насекомые, раки, моллюски и другие низшие животные).
Основателем классификации, т. е. разделения животных на группы, был шведский ученый Карл Линней. По его мнению, нужно было делить животных на группы по признакам сходства.
-Наше представление о царстве животных было бы не совсем полным, если бы мы умолчали еще о нескольких группах живых существ. Что это за группы?
а) Пресмыкающиеся (рептилии) (слайд 9)
-Какие признаки сходства вы видите у этих животных?
Тело пресмыкающихся покрыто сухими чешуйками или панцирем, защищающими организм от высыхания. Это животные, которые передвигаются ползком или волоча брюхо по земле. Большинство из них являются хищниками и откладывают яйца.
- Как бы вы назвали эту группу животных?
-Учёные назвали – пресмыкающиеся или рептилии.
б)Земноводные (слайды 10)
-Какие признаки сходства вы видите у этих животных?
Часть жизни живут на суше, часть - в воде. Кожа голая, нежная. Земноводные отличаются от пресмыкающихся тем, что потомство появляется в воде, а пресмыкающиеся откладывают яйца на суше.
- Как бы вы назвали эту группу животных?
-Учёные назвали – земноводные.
5). Первичное закрепление.
- Мы говорили о позвоночных животных.
–Как вы понимаете слово «позвоночные»?
-Перечислите группы позвоночных животных.
Игра – физминутка «Звери – земноводные – пресмыкающиеся» (слайд 11)
Звери – руки вверх, земноводные – руки на пояс, пресмыкающиеся – на корточки.
Крокодил, лиса, лягушка, змея жаба, ящерица, медведь, черепаха, заяц……..бабочка –это насекомое.
Физминутка «Утром бабочка проснулась». Насекомые – беспозвоночные животные.
-А теперь давайте определим, на какие группы делятся беспозвоночные животные.
6) Знакомство с группами беспозвоночных животных. (слайд 12)
-Какие признаки сходства вы видите у этих животных?
а) Следующая группа — моллюски. Кто относится к этой группе?
Сообщение ученика.
На Земле обитает около 130 000 видов этих животных. Их можно встретить на поверхности и внутри почвы, в морях, реках, озерах, на равнинах и в горах, среди камней и травы, даже на деревьях. Но большинство предпочитает жить в океане.
Моллюски питаются растениями, мелкими животными и органическими остатками. Тело моллюсков состоит из головы, туловища и ноги, при помощи которой передвигаются. У плавающих моллюсков нога преобразована в щупальца, при помощи которых они плавают и ловят добычу. Почти все защищены раковиной. У крупных моллюсков зачатки раковины могут быть спрятаны под кожей, как, например, у кальмара.
Люди добывают моллюсков — мидий, устриц, которые считаются деликатесом.
б) -Какие признаки сходства вы видите у этих животных? (слайд 13)
Следующая группа — это иглокожие.
-Назовите представителей этой группы. Рассмотрите изображения этих животных. Как вы думаете: за что они получили своё названия?
Сообщение ученика. (слайд 14) - Морские звезды
Сейчас известно около 1500 видов морских звезд. Свое название эти иглокожие получили из-за формы тела животных, имеющих пять лучей. Но есть виды, у которых таких лучей до 50. Каждый луч звезды усажен сотнями мелких трубочек-ножек.
Морские звезды отличаются друг от друга по форме, окраске, размерам, строению известковых, иголок. Они населяют дно морей и океанов. У этих животных есть одна особенность, напоминающая ящериц. Если у звезды оторвать конечность, то на ее месте вырастет новая. А из оторванной разрастется новое животное.
Большинство морских звезд - хищники. Они едят мелких рачков, рыб, моллюсков и даже своих собратьев — иглокожих, при помощи гибких лучей, которыми звезда захватывает добычу.
Сообщение ученика. (слайд 15) - Морские ежи
Сейчас известно около 800 видов иглокожих, относящихся к этому классу.
Обычно морские ежи похожи на немного приплюснутый шар, но могут быть и другой формы. Тело ежей покрыто иглами разнообразной формы - гладкими, ребристыми, с шипами, отростками. Длина игл может доходить до 30 сантиметров. Иглы нужны ежам для защиты и передвижения. Ежи ходят на иглах, как на ходулях.
Среди ежей есть ядовитые. Если уколоться об их иголки, то человека может парализовать.
Морских ежей с удовольствием едят морские котики, а во время отливов — птицы, песцы и лисы.
в) -Какие признаки сходства вы видите у этих животных? (слайд 16)
Еще одна группа, которую мы добавим сегодня в классификацию животных - ракообразные
Сообщение ученика.
Тело ракообразных состоит из сегментов, покрытых панцирем. Это голова, грудь, брюшко. Панцирь по мере роста животного линяет и заменяется новым, более просторным. На груди и брюшке располагаются конечности, с помощью которых раки передвигаются - 10 ног и 1 пара клешней. Глаза состоят из множества мелких глазков. На голове усики-антенны. Усики служат органами чувств, а иногда помогают при передвижении. Органы дыхания-жабры.. Питаются водорослями, водными животными. К ракообразным относятся раки, крабы, креветки, мокрицы. Размножаются ракообразные с помощью яиц, которых откладывается большое количество.
Многие ракообразные служат кормом для животных. Человек так же употребляет их в пищу.
г) -Какие признаки сходства вы видите у этих животных? (слайд 17)
Группа животных — паукообразные.
Сообщение ученика.
Ученые насчитывают около 27 000 видов этих животных. Они очень широко распространены. Паукообразные – это пауки, скорпионы, сенокосцы, клещи. Насекомые и пауки — родственные группы животных. У насекомых шесть ног, а у пауков — восемь. У насекомых обычно есть две пары крыльев, а у пауков их нет. Тело насекомых разделено на три части — голова, грудь и брюшко. У пауков голова и грудной отдел слиты. У пауков 4или 8 глаз, но зрение у них плохое и охотятся они, ощущая ногами колебания паутины и воздуха.
Сзади на брюшке расположены паутинные бородавки. Выходящее из них вещество, застывая в воздухе, превращается в шелковую паутинную нить. Паучья нить — самое прочное натуральное волокно. Гигантская паутина некоторых пауков с южных островов Тихого океана столь прочна, что может служить для изготовления рыболовных сетей. Паучьи ловушки очень разнообразны. У одних они похожи на сеть, у других — на купол.
д) -Какие признаки сходства вы видите у этих животных?
Последняя группа животных, рассмотренных нами сегодня – черви.
Сообщение ученика. (слайд 18)
К червям относятся почти 46 000 видов животных. Они обитают в почве (дождевой червь), пресных водоемах (пиявки) и морях.
Дождевые черви помогают улучшать почву. Пиявки используются в медицине. А морские черви-полихеты являются основным кормом рыб и других морских животных. Это все полезные черви. Но существует много вредных червей-паразитов. Они вызывают различные заболевания у людей и животных. В организм человека они попадают из-за несоблюдения правил гигиены. Немытые фрукты и овощи, грязные руки, грязная вода, неопрятное содержание домашних-животных — все это причины появления заболеваний, связанных с попаданием в организм червей. Человек должен хорошо знать червей. Полезных надо охранять, а с вредными — бороться.
7. Первичное закрепление.
- Мы послушали сообщения о беспозвоночных животных.
-Как вы понимаете беспозвоночные? Перечислите беспозвоночных животных.
7. Закрепление изученного. Игра « Животные заблудились» (слайд 19)
8. Итог урока. Рефлексия. (слайд 20)
- Ребята задайте вопросы по новой теме урока.
- К какой группе принадлежат …
- Как называется группа, если у животных 6 ног, 8 ног, чешуя, шерсть, и т.д.
- Что на уроке было самым интересным?
«Сигнальные карточки»
Если вам всё было понятно, поднимите карточку зеленого цвета,
если есть один или два вопроса непонятных, поднимите жёлтый цвет, если вообще всё трудно и непонятно, поднимите красный цвет. Хорошо, что больше зеленых, но молодцы и те ребята, которые не боятся признаться, что есть ещё непонятное.
9. Домашнее задание. (слайд 21)
На выбор:
- Подготовить сообщение о необычном животном.
- Нарисовать фантастическое животное, какого на свете не существует. На следующем уроке проведём парад загадочных животных.
10. Оценивание.
Спасибо за урок. Урок окончен.
ПО ПИТАНИЮ
Хищные Травоядные
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
ПО МЕСТУ ОБИТАНИЯ
На земле В воде В воздухе
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
ПО ПРИЗНАКАМ СХОДСТВА
Звери Птицы Рыбы Насекомые
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
ПО ПРИЗНАКАМ СХОДСТВА
Звери Птицы Рыбы Насекомые
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок окружающего мира 1 класс Какие бывают животные
урок окружающего мира 1 класс Какие бывают животные по УМК "Перспектива"...
Конспект урока окружающего мира.2 класс.Какие бывают животные.
Знакомство с различными группами животных и интересными фактами из их жизни....
Открытый урок окружающего мира. 2 класс. Тема: "Разнообразие животных".
Целью данного урока является: создание условий для формирования представлений о классах животных «пресмыкающихся» и «земноводных».Были определены задачи педагога: систематизировать материал об известн...
Урок окружающего мира. 2 класс. Как разные животные готовятся к зиме. УМК Перспектива
Урок проводится с применением ИКТ, групповой технологии, элементов ТРКМ...
Урок окружающего мира 2 класс "Какие бывают животные"
Конспект урока и перезентация к уроку....
Урок окружающего мира 2 класс "Какие бывают животные"
Конспект урока и перезентация к уроку....
Урок окружающего мира 2 класс "Какие бывают животные"
Конспект урока и презентация к нему....