Рабочая программа по курсу окружающий мир
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (4 класс) по теме
Пояснительная записка и календарно тематическое планирование по окружающему миру
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_okruzh_.miru_.doc | 218.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию Администрации муниципального образования «Город Майкоп»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная № 25»
ст. Ханская
Рассмотрено: Согласовано: Утверждаю:
Протокол №___ Зам. директора по УВР Директор школы
на заседании МО _________ Бардюг И. М. ________ Грахова Т. А.
начальных классов
«__» _________2013г. «__» _________2013г. «__» _________2013г.
Руководитель МО
______ СафаргалееваЕ. И.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу
Окружающий мир
для 4 класса
на 2013-2014 учебный год
учителя начальных классов
Кариковой Л. Н.
г. Майкоп, 2013г.
Окружающий мир.
Пояснительная записка.
Программа разработана на основе примерной программы начального общего образования, авторской программы А.А. Плешакова, соответствует требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования утверждённой Министерством образования РФ.
Цель :
- конкретизация содержания образовательного стандарта с учётом
межпредметных и внутрипредметных связей;
- логика учебного процесса и возрастных особенностей младших
школьников;
- формирование у учащихся представлений, умений и навыков, которые обеспечат успешное использование приобретённых знаний и умение в практической жизни для удовлетворения познавательных интересов;
- воспитание гуманной , творческой, социально активной личности,
бережно, ответственно относящейся к богатствам природы и
общества.
Задачи:
- развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира , рассуждать ,решать творческие задачи;
- освоение знаний об окружающем мире ,единстве и различиях природного и социального, о человеке и его месте в природе и в обществе;
- воспитание позитивного эмоционально – ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно - нравственной культуры; патриотических чувств;
- формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье;
- воспитание любви к своему городу ( селу), к своей Родине.
Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год ( 2 часа в неделю).
Авторы: А.А. Плешаков . Окружающий мир. Мир вокруг нас.
Учебник для 4 нач. шк.. в 2 частях. М.: Просвещение,2008.
Учебник интересен тем, что одновременно на доступном для обучающихся уровне раскрывается сложившееся противоречие между обществом и природой, пути его разрешения. Материал учебника развивает умения анализировать, сопоставлять, группировать и обобщать.
Обучающиеся приобретают также определенные умения, позволяющие им участвовать в практической деятельности по охране природы.
Важной задачей курса является преодоление утилитарного, потребительского подхода к природе, порождающего безответственное отношения к ней.
Содержание авторской программы и логика изложения программного материала в учебнике «Окружающий мир» полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования.
В основе методики преподавания курса « Мир вокруг нас» лежит проблемно-
поисковой подход , обеспечивающий реализацию развивающих задач учебного предмета. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющихся единый учебно – методический
комплект. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты ,в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий ,организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д.
В соответствии с общей направленностью курса и названными ведущими идеями особое значение при реализации программы мы придаем новым для практики начальной школы видам деятельности учащихся к которым относятся:
1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа- определителя;
2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем ( моделей);
3) эколого- эстетическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём , оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
В курсе 4 класса выделяется несколько содержательных линий:
- изучение систематизированных элементарных сведений о природе, истории, хозяйстве России, как части глобального мира, с точки зрения астронома, географа, историка, эколога;
- ознакомление с разнообразием природы нашей Родины, с природными зонами , с характерным для этих зон экологическими проблемами и способами их решения. Изучение форм земной поверхности, полезных ископаемых, водоёмов, почв, природных сообществ, сельского хозяйства. Охрана природы родного края;
- формирование представления об основных периодах развития человечества, первоначальное знакомство с историей родной страны, с наиболее важными историческими событиями и яркими историческими личностями;
- знакомство с государственными устройством, государственной символикой и государственными праздниками нашей страны, с многонациональным составом населения России , её регионами. Изучение вопросов о правах человека и правах ребёнка;
- формирование первоначальных географических представлений о родной стране. При этом виртуальных путешествий используются глобус, географическая карта.
Курс окружающего мира интегрирован с предметом основы безопасной жизнедеятельности. В структуру курса окружающий мир входит региональный компонент, на который отводится 10%-15% от общего количества часов
Перечисленные содержательные линии выделены в программе в качестве отдельных разделов программы.
Объём часов на прохождение каждой темы.
№ п/п | Название темы | Кол-во часов |
1. | Земля и человечество. | 10 ч. |
2. | Природа России. | 10 ч. |
3. | Родной край- часть большой страны. | 14 ч. |
4. | Страницы всемирной истории. | 5 ч. |
5. | Страницы истории Отечества. | 20 ч. |
6. | Современная Россия. | 9 ч. |
Практических работ – 17 ч.
Экскурсий - 4 ч.
Результаты обучения.
Обучающие должны знать:
- способы изображения Земли, её поверхности ( глобус, географическая карта, план местности);
- названия океанов и материков;
- положении России ,своего края на карте;
- природные зоны России, особенности природы и хозяйства,
экологические проблемы в этих зонах;
- особенности природы края: поверхность, важнейшие полезные ископаемые, водоёмы, природные сообщества; использование и охрана природы края;
- правила поведения в природе.
Обучающие должны уметь:
- определять на глобусе и географических картах стороны горизонта, находить и показывать изученные географические объекты;
- различать важнейшие полезные ископаемые родного края:; растения и животных, которые наиболее характерны для леса, луга. водоёма своего края; основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных животных края;
- объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
- самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определённой теме, излагать их на уроке в виде сообщении, рассказа;
- проводить самостоятельные наблюдения в природе;
- оперировать моделями , указанными в программе, самостоятельно разрабатывать и излагать отдельные модели;
- в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения её экологической допустимости, определять возможные причины наблюдаемых в природе отрицательных изменений, предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу, определять необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения;
- формировать и практически выполнять правила поведения в природе;
- в доступной форме пропагандировать знания о природе. Об отношении к ней; лично участвовать в практической работе по охране природы.
Календарно-тематическое
планирование по естествознанию и ОБЖ.
4 класс.(2 часа в неделю)
Учебник – А.А.Плешаков. «Мир вокруг нас».
Количество уроков по четвертям:
Четверти | 1 | 2 | 3 | 4 | Всего | |||||
Кол – во часов
| план | Факт. | план | Факт. | план | Факт. | план | Факт. | план | Факт. |
16 | 16 | 19 | 17 | 68 |
Календарно-тематическое
планирование по окружающему миру и ОБЖ
№ | Дата проведения | тема | Стр. | |
По плану | Факт. | |||
1. | Введение. Государственная символика России. Мир глазами астронома. Вселенная. Солнце. ОБЖ. Правила дорожного движения. Движение пешеходов по улицам и дорогам. | 4-8 | ||
2. | Планеты Солнечной системы. Отчего на Земле сменяются день, ночь, времена года. | 9-15 | ||
3. | Звездное небо – великая книга природы. ОБЖ. Основные причины бытового травматизма среди детей – шалости. | 16-21 | ||
4. | Мир глазами географа. Глобус и географическая карта. Географическая карта республики Адыгея | 22-29 | ||
5. | Пояса Земли. ОБЖ. Правила поведения в транспорте. | 30-34 | ||
6. | Мир глазами историка. | 35-41 | ||
7. | Когда и где? История – путешествие вглубь времени. Карта-помощница. ОБЖ. Тормозное расстояние. Как обходить остановившийся транспорт? | 42-46 | ||
8. | Прошлое и настоящее глазами эколога. | 47-53 | ||
9. | Сокровища Земли под охраной человечества. ОБЖ. Ситуация криминогенного характера. | 54-62 | ||
10. | Международная красная книга. Обобщающий урок по разделу «Земля и человечество». | |||
11. | Равнины и горы России. Горы республики Адыгея ОБЖ. Действия учащихся при возникновении пожара в помещении. | 64-71 | ||
12. | Моря, озера и реки России. | 72-77 | ||
13. | Зона Арктических пустынь. ОБЖ. Действия учащихся при возникновении пожара. | 78-86 | ||
14. | Тундра. | 87-97 | ||
15. | Леса России. Леса Адыгея ОБЖ. Безопасность на воде. Правила и меры безопасности поведения на водоемах. | 98-105 | ||
16. | Лес и человек. | 106-113 | ||
17. | Зона степей. ОБЖ. Правила и меры безопасности на водоемах в зимний период. | 114-122 | ||
18. | Пустыни. | 122-131 | ||
19. | У Черного моря. ОБЖ. Безопасность на воде. Основные спасательные средства. | 132-140 | ||
20. | Наш край. Поверхность Республики Адыгея. | Сочинение | ||
21. | Экологическое равновесие. Обобщающий урок-игра по природным зонам России. ОБЖ. Безопасность пешеходов. Тормозной путь. | 147-153 | ||
22. | Водоемы нашего края. Республика Адыгея | 154-158 | ||
23. | Наши подземные богатства. ОБЖ. Когда ты становишься водителем. Правила езды на велосипеде и мопеде. | 159-170 | ||
24. | Земля-кормилица. Почвы Адыгеи. | 171-174 | ||
25. | Жизнь леса. Лес- природное сообщество. Животные Адыгеи. ОБЖ. Тормозной путь транспорта. Скользкая погода в осенний период. | 175-182 | ||
26. | Жизнь луга. Луг – природное сообщество. Растения луга в Адыгее. | 182-190 | ||
27. | Жизнь пресного водоема. ОБЖ. Причины дорожно-транспортного травматизма пешеходов и пассажиров. | 191-200 | ||
28. | Растениеводство в нашем крае. Растиениводство в Адыгее | 201-207 | ||
29. | Животные незаметные защитники урожая. ОБЖ. Первая помощь при переломах, вывихах, растяжениях, ударах. | 208-213 | ||
30. | Животноводство в нашем крае. Животноводство в Адыгее | 214-222 | ||
31. | Обобщающий урок-игра «Я знаю родной край». ОБЖ. Последствия цепляния за автомашины зимой. Дорога, санки, лыжи. | |||
32. | Начало истории человечества. | 4-7 | ||
33. | Мир древности: далекий и близкий. ОБЖ. Береги жизнь в новогоднюю ночь. Действия при обнаружении незнакомых сумок, коробок, мешков. Подозрительные люди. | 14 | ||
34. | Средние века: времена рыцарей и замков. | 15-21 | ||
35. | Новое время: встреча Европы и Америки. ОБЖ. Оповещение. Эвакуация населения. | 22-27 | ||
36. | Новейшее время: история продолжается сегодня. | 28-32 | ||
37. | Обоб. по теме «Страницы всемирной истории». ОБЖ. Практические действия при эвакуации населения. | Тест | ||
38. | Жизнь древних славян. | 34-38 | ||
39. | Во времена Древней Руси. ОБЖ. Зима. Гололёд. Последствия цепляния за автомашины зимой. Дорога, санки, лыжи. | 40-45 | ||
40. | Страна городов. | 46-54 | ||
41. | Из книжной сокровищницы Древней Руси. ОБЖ. Как уберечься от молнии? | 55-57 | ||
42. | Трудные времена на Русской земле. | 59-63 | ||
43. | Русь расправляет крылья. ОБЖ. Электрический ток. Правила пользования электроприборами. | 65-69 | ||
44. | Куликовская битва. | 70-73 | ||
45. | Иван III ОБЖ. Медицинская аптечка. | 75-78 | ||
46. | Мастера печатных дел. | 82-85 | ||
47. | Патриоты России. ОБЖ. Первая помощь при отравлении жидкостями, газом и дымом. | 87-89 | ||
48. | Петр Великий. | 94-100 | ||
49. | Михаил Васильевич Ломоносов. ОБЖ. Первая помощь при порезах, ожогах. | 101-104 | ||
50. | Екатерина Великая. | 105-110 | ||
51. | Отечественная война 1812 года. ОБЖ. Защита от насекомых. Чем опасны мухи, комары, клещи и другие насекомые? | 112-117 | ||
52. | Страницы истории Х1Х века. | 122-125 | ||
53. | Россия вступает в ХХ век. ОБЖ. Правила поведения на водоемах в весенний период. | 127-132 | ||
54. | Страницы истории 20-30-х годов.
| 136-138 | ||
55. | Великая война и Великая Победа. ОБЖ. Землетрясения. Цунами. | 142-145 | ||
56 | Страна, открывшая путь в космос. | 147-149 | ||
57. | Обобщающий урок по теме «По страницам истории отечества». ОБЖ. Практическое действие при команде «Здание заминировано», телефон - 02. | Тест | ||
58. | Основной закон России и права человека. | 156-159 | ||
59. | Дети имеют право на особую заботу и помощь. ОБЖ. Практические действия при команде «Внимание все» Правила и меры безопасности поведения на водоемах в летний период. | 160-163 | ||
60. | Мы – граждане России. | 164-166 | ||
61. | Славные символы России. Символы республики Адыгея ОБЖ. Производственные аварии и катастрофы. Поведение школьников вблизи железнодорожных путей. | 168-174 | ||
62. | Такие разные праздники.
| |||
63. | Новый год в разных странах. ОБЖ. Случайные знакомые. Посторонние в квартире. | |||
64. | Путешествие по России. | 205 | ||
65. | Путешествие по России. ОБЖ. Гражданская оборона. Индивидуальные средства защиты органов дыхания и кожи. | |||
66. | Путешествие по России. | |||
67. | Обобщающая игра «Крестики-нолики». ОБЖ. Убежище. Устройство и внутреннее оборудование. | |||
68. | Обобщающий урок-игра КВН. Инструктаж на летние каникулы. Правила ПДД и ПБП |
Литература.
- А.А. Плешаков « Окружающий мир. Мир вокруг нас. Учебник для 4 кл. нач. шк. В 2 частях. М.: - Просвещение,2008 г.
- А.А. Плешаков .Рабочие тетради № 1,№ 2 ,к учебнику для 4 кл.
« Окружающий мир. Мир вокруг нас».М. : Просвещение. 2008 г.
- О.И. Дмитриева, Т.В. Максимова « Поурочные разработки по курсу Окружающий мир; 4 кл. М. : « Вако», 2008 г.
4. Программа для нач. классов в двух частях. М.: Просвещение,
2007 , 2 часть.
5. Государственные образовательные стандарты
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» для 4 класса "Школа России"
Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год, в том числе на проведение практических занятий – 1 час, экскурсий – 1 час.Для реализации программного содержания используются:1. Плешаков, А. А.Ок...
Рабочая программа по курсу "Окружающий мир" 2 класс УМК "Планета знаний"
Задачи курса:систематизация имеющихся у детей представлений об окружающем мире;формирование элементарных представлений о природе, человеке и обществе в их взаимодействии;знакомство с методами изучени...
Рабочая программа по курсу "Окружающий мир" 1 класс
Рабочая программа по курсу "Окружающий мир" 1 класс. УМК "Школа России". Плешаков....
Рабочая программа по курсу "Окружающий мир" к УМК А. А. Плешакова2 класс
Рабочая программа предмета «Окружающий мир» для 2 класса на 2012-2013 учебный год составлена на основе Федерального компонента стандарта начального общего образования по окружающему миру,...
Рабочая программа по курсу "Окружающий мир" по программе "Школа 2100"
Эта программа на курс написана на 4 года с 1 по 4 классы по программе "Школа 2100"...
Рабочая программа учебного курса «Окружающий мир» для 4-го класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стан¬дарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы и авт
Рабочая программа учебного курса «Окружающий мир» для 4-го класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на ос...
Рабочая программа по курсу Окружающий социальный мир 1 класс (для детей с умственной отсталостью, интеллектульными нарушениями, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования)
Общая характеристика учебного предмета: Учебный курс «Окружающий социальный мир» занимает особое место среди учебных предметов. Отбор содержания курса «Окруж...