Урок по окружающему миру "Многообразие растений"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тема: «Многообразие растений»
Цель: создание условий для расширения и углублений знаний учащихся по теме.
Задачи:
- Образовательные:
- создать условия для расширения знаний о многообразии растений;
- познакомить с некоторыми конкретными представителями каждой групп растений, встречающихся в родном крае и уметь их распознавать.
- Развивающие:
- создать условия для развития умения ставить перед собой учебную задачу;
- развивать умение группировать их (деревья, кустарники, травы, лиственные и хвойные деревья).
- Воспитательные:
- создать условия для воспитания культуры учебной деятельности, коммуникативной культуры учащихся при работе в группе;
- воспитывать бережное отношение к растениям.
Тип урока: урок новых знаний.
Межпредметные связи: русский язык, литературное чтение, изобразительное искусство, краеведение
Оборудование:
- компьютер;
- мультимедиа проектор;
- презентации 1, 2
- портативная камера;
- учебник «Окружающий мир» А.А Плешакова 2 класс
- карточки с заданиями
№ п/п | Этапы урока/Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание | Планируемые результаты |
1. | Эмоциональный настрой (2 мин.) Цель: создание эмоционального настроя на современную коллективную деятельность | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. Я в школе на уроке. Сейчас я начну учиться. Внимание мое растет. Я, как разведчик все вижу. Память моя крепка. Голова мыслит ясно. Я готов к работе. Я работаю. - Откройте глаза и улыбнемся друг к другу. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. | Коммуникативные УУД: планирование сотрудничества с учителем и сверстниками | |
2 | Актуализация знаний (5 мин.) Цель: создание условий для активизации знаний | С помощью этих цифр 18, 1, 19, 20, 6, 15, 10, 6 нужно расшифровать слово -Можно пользоваться алфавитом. - Расшифруйте это слово Растение. | Работа в группах Ответы детей | Презентация 1. Слайд 1 | Коммуникативные УУД: умение отвечать на поставленный вопрос Предметные УУД: формулировать несложные выводы |
3. | Постановка учебной задачи (3 мин.) Цель: создание условий для подведения детей к формулированию темы и постановки задач урока. Составление плана работы. | Учитель выдвигает проблему. -Предположите, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? - А что вы уже знаете по этой теме? Что ещё хотели бы узнать? -Какие задачи мы поставим сегодня перед собой? - Прочитаем в учебнике, что говорит об этом муравьишка, (стр.56) - Сегодня мы узнаем, на какие группы можно разделить растения, научимся выделять и сравнивать признаки этих групп, будем ценить красоту мира растений. | Участвуют в обсуждении вопросов, формулируют собственное мнение. Тему и цели урока формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания | . Слайд 2 Запись на доске: 1) Деление растений на группы 2) Мир растений многообразен 3) Выделение и сравнение признаков у растений 4) Бережное отношение к природе | Познавательные УУД: самостоятельное умение отвечать на поставленный вопрос, аргументировать Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Регулятивные УУД: целеполагание как способность принять учебную задачу на основаниитого, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно; Планирование как способность самостоятельно определять последовательность выполнения действий; |
4. | «Открытие нового знания» (10 мин.) Цель: создание условий для знакомства с многообразием растений Физминутка | - Каждой группе даны рисунки растений, вы должны разделить их на группы. Задание для 1-ой группы: береза, малина, колокольчик, дуб, сирень, ландыш. Задание для 2-ой группы: липа, черемуха, смородина, душица, слива, подорожник. Задание для 3-ей группы: сосна, ель, калина, одуванчик, крыжовник, клевер. - Что может сказать об этих растениях каждая группа? - Чем отличается дерево от остальных растений? У деревьев есть один большой ствол, покрытый корой, от которого отходят ветки. - Отгадайте загадку: Русская красавица Стоит на поляне. В зелёной кофточке В белом сарафане? (берёза) -Давайте проведём зарядку для глаз, чтобы снять напряжение и усталость. Обведите зрачками воображаемый контур берёзы. - Берёза является символом России. - Берёза, а что интересного ты хотела рассказать о себе? (рассказывают ребята 1 группы) -(обращение к ели) - Почему ты стоишь отдельно? - Потому что я не такое как они. -Давайте угадаем, как называется это дерево. Что же это за девица? Не швея, не мастерица, Ничего сама не шьёт, А в иголках круглый год (ель) - Почему же ель не такая как все остальные деревья? - Как мы называем деревья, у которых на ветках листочки в виде пластинок? - А если листья в виде иголок? - Так какие бывают деревья? Итог. Деревья бывают ЛИСТВЕННЫЕ и ХВОЙНЫЕ - Что вы видите на слайде? Кустарник. - Что можно сказать о кустарнике? Кустарник имеет не один ствол, а много стволов. Один ствол живет 20 - 50 лет. Но постоянно образуются новые, которые сменяют старые стволы. - Отгадайте загадку: Красненька матрешка, Беленько сердечко (малина) - Малина, а что интересного ты хотела рассказать о себе? (рассказывают ребята 2 группы) - Что вы видите? Что можете сказать о растениях-травах? Травы имеют мягкие зеленые стебли. Травы живут меньше, чем деревья и кустарники. Но есть высокие травы — кукуруза, подсолнечник. - Сегодня мы рассмотрим еще один всем известный цветок. Отгадайте какой: Был цветочек золотой, За неделю стал седой, А денечка через два Облысела голова. (Одуванчик) - Сейчас одуванчик много интересного расскажет нам о себе? (рассказывают ребята 3 группы) - На какие группы мы разделили растения? Травы, кустарники, деревья. | Работа в группах Делят иллюстрации на группы Ответы детей Участвуют в разгадывании загадки Дети мысленно обводят глазами контур берёзы. Инсценированное сообщение о берёзе Я - береза. Я - древесное растение. Почему меня считают древесным растением? Правильно, у меня один большой ствол. Он покрыт белой корой. Я очень люблю солнышко. У меня дома есть вода и свет. Я расту вместе со своими подружками. Как вы думаете, где я расту? Березу используют в медицине. Из березовых почек, коры, древесины делают лекарство. Участвуют в разгадывании загадки Ответы детей Ответы детей Участвуют в разгадывании загадки Инсценированное сообщение о малине Я - малина. Я кустарник. Почему меня считают кустарником? Я расту на полянках, опушках, оврагах. Люблю влагу. Человек использует в пищу все части растения: плоды, листья, молодые побеги. Я могу расти в саду и в лесу. Ягоды малины употребляют свежими. Их можно сушить, варить варенье. В лесных ягодах малины содержится больше полезных веществ. Ответы детей Участвуют в разгадывании загадки Инсценированное сообщение об одуванчике Мне и луга для жизни подходят, и лесные опушки, сады и огороды. Я пробиваюсь сквозь трещину в асфальте, а могу даже вырасти на старой крыше дома. Вот какой я стойкий и смелый путешественник! Из меня варят мед и варенье. Из корней делают напиток, похожий на кофе. Из молодых листьев готовят салат. Я тоже лекарственное растение, из меня готовят лекарства от бессонницы, зубной боли и глазных болезней. Ответы детей | Слайд №3, №4 (берёза и ель) Запись на доске: ЛИСТВЕННЫЕ ХВОЙНЫЕ Слайд №5 (кустарники) Слайд №6, №7 (подорожник, кукуруза). Слайд № 8, №9 (пижма, душица) Слайд №10, №11 | Познавательные УУД: пользоваться дополнительной литературой Коммуникативные УУД: проявлять интерес к содержанию и групповой работе Личностные УУД: -интерес к познанию новых растений; -положительное отношение к учёбе Предметные УУД: ориентироваться в мире растений на основе знакомства с данной темой |
5. | Динамическая игра. Цель: создание условий для первичной рефлексии полученных знаний через динамическую игру.(2 мин.) | Учитель называет: -травы - дети хлопают -кустарники - дети приседают -деревья - дети поднимают руки вверх (берёза, подорожник, смородина, слива, роза, дуб, ель, ромашка, репейник, зверобой) | Выполняют движения | ||
6. | Первичное закрепление (5 мин.) Цель: создание условий для получения первичных знаний знаниями в практической деятельности | - Перед вами лежат памятки «Как различать растения». Самостоятельно справа добавьте по два представителя к каждой группе. - Кто может назвать примеры деревьев, кустарников и трав? -Кто не успел заполнить последнюю колонку, подумайте дома и допишите. Проверку осуществим на следующем уроке. | Индивидуальная работа по карточкам | Регулятивные УУД: способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной целью Личностные УУД: самоопределение | |
7 | Обобщение и закрепление новых знаний (7 мин.) Цель: создание условий для осознания каждым обучающимся степени овладения полученных знаний. | -Почему надо беречь растения? - Прочитайте рассказ «Красота растений» самостоятельно (стр.56) Зеленые растения - дивный наряд Земли. Прекрасные деревья. Клены, березы, ели, сосны своим пышным, торжественным видом словно призывают нас полюбоваться ими. Прекрасны цветы. Величавы в своей красоте лилии и розы, цветущие в наших садах. Удивительно хороши и наши луговые, лесные цветы: ромашки, фиалки. -Какую пользу приносят растения? а) выделяют кислород б) радуют нас своей красотой в) дают продукты питания г) различные лекарственные растений -Какой вывод можете сделать? (природу надо беречь). -Прослушаем стихотворение в исполнении Басова Артёма. Любите природу! Храните природу! Не жгите траву! Не ломайте кусты! Не сыпьте на землю всякую гадость! И даст вам природа здоровье и радость! -А сейчас проверим, как вы запомнили группы растений, поиграем в игру «Найди лишнее растение» 1. группа - сирень, калина, одуванчик, орешник. 2. группа - сосна, липа, ель, пихта. 3. группа - подорожник, крапива, осина, ромашка | Ответы детей. Работа с учебником Чтение стихотворения учеником: Работа в группах | Презентация 2 по теме: «Красота растений». | Регулятивные УУД: контроль, коррекция и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению; Познавательные УУД: становление познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, а также мыслительных операций: анализа, сравнения, обобщения. Предметные УУД: подбирать точные слова в соответствии с задачей высказывания, формулировать несложные выводы Личностные УУД: умение сопоставлять свои поступки с поступками других людей |
8. | Рефлексия учебной деятельности (4 мин.) Цели: создание условий для рефлексии. | -Ответим на вопрос, поставленный в начале урока. - Какие бывают растения? -На какие группы делятся растения? -Назовите отличительные признаки деревьев, кустарников и трав. -Как надо относиться к природе? - Всё ли мы сегодня узнали о растениях? Итог: конечно же нет. Поэтому продолжим изучать данную тему на следующем уроке. - Выберите и продолжите любое предложение:
| Ответы детей. | КоммуникативныУУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Регулятивные УУД: оценка и самооценка | |
9. | Домашнее задание (2мин.) Цель: создание условий для активизации познавательной деятельности через творческое домашнее задание. | - С кем можно поделиться полученной информацией о растениях? -Этот год 2013 объявлен годом экологии, годом защиты окружающей среды. В нашей школе для ребят 2-х классов дано задание, нарисовать растения, занесённые в «Красную книгу» России. Поэтому предлагаю подобрать материал о растениях, занесённых в «Красную книгу» России и поделиться об этом со всеми ребятами на следующем уроке. Это могут быть рисунки, загадки, стихотворения, сообщения о растениях. А затем, из полученного материала, мы можем сделать книгу. | Ответы детей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по окружающему миру РАСТЕНИЯ ЗИМОЙ для 3 класса
Урок открытия новых знаний разработан в свете требований новых ФГОС.Рассмотрены вопросы развития универсальных учебных действий на уроке окружающего мира в 3 классе....
методическая разработка урока по окружающему миру "Растение - живой организм"
Конспект урока по окружающему миру по программе "Гармония"...
конспект урока по окружающему миру:"«Растения – живые тела ( организмы) ».
Тема урока: «Растения – живые тела ( организмы) ».Тип урока: комбинированный.Форма урока: урок с использованием компьютерной презентации. Цели урока:Образовательная цель: обобщить и система...
УМК ПНШ урок по окружающему миру "Растения сада" (2 класс)
Урок и презентация направлены на формирование УУД: предметных: наблюдать и делать простые выводы; регулятивных: ставить учебную задачу, работать по совместно со...
Проект урока по окружающему миру : «Растения встречаются повсюду»
На уроке расширяются представления школьников о растении как части природы, его строении и жизненных процессах, разнообразии и распространении на Земле представителей флоры...
Урок по окружающему миру "Растения сада""
разработка урока с использованием ИКТ...
Конспект урока по окружающему миру « Растения в домашней аптечке»
Цель. Дать представление о разнообразии лекарственных растений, познакомить с правилами их сбора, хранения и использования.Задачи: 1) формирование представления о лекарственных расте...