Развитие познавательной самостоятельности на уроках окружающего мира в начальной школе
учебно-методический материал по окружающему миру (4 класс) по теме
Я слышу , и я забываю.
Я вижу , и я запоминаю.
Я делаю , и я понимаю.
В данной статье рассматриваются аспекты современных образовательных технологий в начальной школе и особенности организации учебного процесса , связанные с их применением .Раскрыты теоретические и практические обоснования использования цифровой лаборатории Лабдиск.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ov-9_sektsiya_4golikova.docx | 23.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие познавательной самостоятельности на уроках окружающего мира в начальной школе
Голикова Е.Ю.
ГБОУ лицей №410,г. Санкт-Петербург
Я слышу , и я забываю.
Я вижу , и я запоминаю.
Я делаю , и я понимаю.
В данной статье рассматриваются аспекты современных образовательных технологий в начальной школе и особенности организации учебного процесса , связанные с их применением .Раскрыты теоретические и практические обоснования использования цифровой лаборатории Лабдиск.
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Полагаясь на Федеральный образовательный стандарт начального общего образования, можно четко сформулировать, что цель современной школы не в том, чтобы ученик знал больше, а в том, чтобы он умел самостоятельно узнавать, добывать нужные ему знания, умел применять их не только в учебной деятельности, но и в различных ситуациях в дальнейшей жизни. Поэтому образовательный процесс в современной начальной школе ориентируется на развитие творческих возможностей ребёнка и формирование способности учащихся к самообразованию. Важнейшим приоритетом начального общего образования становится формирование универсальных учебный действий, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.
Основным направлением в работе учителя становится использование современных образовательных технологий и ведущих методов обучения: информационно-коммуникационных технологий, проектной деятельности, системно-деятельностного подхода. Реализуемые в учебной деятельности информационные технологии можно рассматривать как инструмент исследования, как источник получения дополнительной информации по предмету, как способ расширения зоны индивидуальной активности каждого ученика. При этом объем и скорость подачи качественного материала в рамках одного урока увеличивается. Возникает необходимость изменения атмосферы занятий, учебного содержания и традиционной методики преподавания. Учащиеся хотят и должны открывать знания самостоятельно , а не получать их в готовом виде. Необходимость внедрения в педагогическую практику инновационных технологий весьма актуальна и логически обоснованна темпом и уровнем современной жизни.
Образовательный процесс имеет сегодня информационную природу, его развитие происходит в единстве с информационным процессом и определяется им. Качественный уровень образования достигается степенью вовлеченности в информационную деятельность. Широкое применение информационных компьютерных технологий в работе с учащимися существенно улучшает положительную динамику в обучении , их качественную составляющую. Методы и приёмы использования информационных технологий на уроке – разные, но при их внедрении выполняется единственная задача: сделать урок интересным, а обучение увлекательным. Тема исследования приобретает особую актуальность в контексте оптимизации использования в образовательном процессе начальной школы новых информационных технологий, которые создают индивидуальные условия потребления информации обучающимся.
Одной из инноваций, составляющей современные образовательные технологии в начальной школе, является использование цифровой лаборатории Лабдиск. Цифровая лаборатория ЛабДиск адресована в первую очередь начальной школе. Она предназначена для поддержки современных тенденций усиления исследовательского компонента в естественнонаучном образовании младших школьников. Вся лаборатория умещается на ладони, с ней можно отправиться в лес, на экскурсию, в поход. В рамках научно-исследовательской деятельности, участники проектов сотрудничают друг с другом, как настоящие ученые, создавая новое знание в ходе совместной работы. Участвуя в проекте, школьники из объекта получения знаний переходят в категорию субъекта конструирования собственного знания. Это повышает их мотивацию, знакомит с научным подходом, делает знания личностно значимыми. Модульная структура позволяет учителю самому решать, как и какие из предлагаемых в проекте материалов использовать. Главная особенность – минимум действий, максимум информации и знаний. Полученные данные в ходе работы с цифровой лабораторией, учитель вместе с учащимися может сопровождать текстовыми комментариями, иллюстрациями, звуковым сопровождением, результаты можно экспортировать в редакторы Excel и Word.
Программное обеспечение GlobiWorld цифровой лаборатории Лабдиск предназначено для любознательных юных исследователей – оно имеет красочный интерфейс, открывающий доступ к семи «научно-тематическим паркам». В каждом из них учащиеся могут ознакомиться с биографиями великих ученых, занимательными научными фактами и подробными анимированными описаниями экспериментов, которые можно провести самостоятельно. В любой момент школьники могут просмотреть результаты ранее проведенных экспериментов подключив лабораторию к компьютеру. При проведении эксперимента под управлением настольного компьютера показания датчиков можно отображать практически любым способом – на циферблате, в виде столбчатой диаграммы, на цветной шкале, на графике, на цифровом табло, в виде таблицы. Если целью эксперимента является определение параметров окружающей среды в различных точках местности, можно воспользоваться функцией нанесения координат ЛабДиска на карту Google. Двойной щелчок на любой точке траектории перемещения открывает доступ к показаниям датчиков, записанных в тот момент, когда экспериментатор находился в этой точке. Это открывает перспективы для участия в международных школьных проектах: например ученики легко могут нанести на карту места локальных загрязнений и местных погодных условий и разместить эти сведения на общем веб-сайте проекта «Глобальная школьная лаборатория» .
Преимущества использования цифровой лаборатории очевидны: позволяет получать данные, недоступные в традиционных учебных экспериментах; дает возможность производить удобную обработку результатов; обладает мобильностью, что позволяет проводить исследования в «полевых условиях».
По данным учёных человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он увидел, услышал и сделал сам. Поэтому применение цифровой лаборатории в учебном процессе становится незаменимом компонентом для усвоения и получения новых знаний.
При грамотном применении информационно-коммуникативных технологий существенно повышается эффективность обучения, культура урока, формируются интерес к предмету, а значит, образование младших школьников становится качественным, отвечающим требованиям новых образовательных стандартов. Использование информационных технологий в учебном процессе позволяет повысить не только эффективность, мотивацию учащихся, но и сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным.
Литература
1. «Новые информационные технологии для образования». Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. Москва, 2000.
2. Ковалёва А. Г. Использование информационно-компьютерных технологий при обучении в начальной школе. Москва, 2006
3. Константинова Т. Г. Афонина Е. В. «Использование ИКТ в преподавании различных школьных дисциплин»
4. Окулова Е., психолог ст. «Ребёнок в заэкранье», журнал «Наука и жизнь», № 3, 2005
5. Афанасьева О. В. Использование ИКТ в образовательном процессе. — www. pedsovet.org
6. Виноградова Л.П. Использование информационных технологий в начальной школе. Материалы научно-практической конференции.- 2010 г.
7. Книга для учителя, ИТОКС,2011г, Санкт-Петербург
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология развития критического мышления на уроках окружающего мира в начальной школе.
В данной презентации рассматриваются некоторые приемы технологии развития критического мышления (ТРКМ)...
Развитие исследовательских умений на уроках окружающего мира в начальной школе.
Развитие общих исследовательских умений и навыков на примере программы "Перспективная начальная школа"...
Использование интерактивных методов и приемов обучения для формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира в начальной школе по системе Л.В.Занкова
Статья об использовании интерактивных методов и приемов обучения для формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира в начальной школе по системе Л.В....
Педагогический проект Информационно-коммуникационные технологии как средство развития познавательного интереса на уроках окружающего мира в начальной школе.
Содержание: 1. Введение. 1.1. Обоснование необходимости проекта……………………………….3...
Формирование познавательных УУД на уроках «Окружающего мира» в начальной школе
Для чего мы учим детей? Раньше, мы бы ответили: для того, чтобы они умели читать, считать, вычислять и писать. Но с позиции Федеральных государственных Образовательных Стандартов мы поняли и приняли э...
мастер-класс "Использование метода составления интеллект-карт на уроках окружающего мира в начальной школе для развития познавательных интересов младших школьников"
В мастер-классе рассказывается о том, как с помощью применения данного метода можно сделать уроки окружающего мира более интересными и познавательными....
"Использование метода составления интеллект-карт на уроках окружающего мира в начальной школе для развития познавательных интересов младших школьников", мастер-класс
Мастер-класс об использовании метода составления интеллект-карт на уроках окружающего мира в начальной школе....