Как выбрать тему исследования?
проект по окружающему миру (3 класс) по теме
Пособие поможет:
- Формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;
- Обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
- Формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;
- Развивать познавательные потребности и способности, креативность;
- Научить детей открывать новые знания об окружающем мире, используя различные способы познания;
- Развивать творческие и коммуникативные навыки обучающихся: умение работать в группе, договариваться, учитывать точку зрения партнёра, отстаивать точку зрения партнёра, отстаивать своё мнение
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_vybrat_temu_issledovaniya.zip | 893.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта занятия
Ф.И.О. учителя: Никовская Н. Д.,.
Класс/год обучения: 3класс
Дата: 17 декабря 2013 г.
Занятие кружка «Юный исследователь»
Тема урока/занятия/: Как выбрать тему исследования?
Место и роль урока/занятия/ в изучаемой теме: первое занятие по теме.
Форма проведения занятия: экскурсия.
Цель занятия:
Создание благоприятных условий для успешного выбора темы исследования.
Задачи занятия:
- Формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;
- Обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
- Формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;
- Развивать познавательные потребности и способности, креативность;
- Научить детей открывать новые знания об окружающем мире, используя различные способы познания;
- Развивать творческие и коммуникативные навыки обучающихся: умение работать в группе, договариваться, учитывать точку зрения партнёра, отстаивать точку зрения партнёра, отстаивать своё мнение
Планируемые результаты:
Предметные: умение наблюдать, формулировать, определять тему исследования.
Личностные:
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности, личной ответственности за свой выбор.
Метапредметные УУД:
- познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели
- регулятивные: овладение способности принимать и сохранять цели и задачи исследовательской деятельности, поиска средств её осуществления
- коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Оборудование: компас, лупа, блокнот, карандаш.
Характеристика этапов занятия
Этап занятия | Время, мин. | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
1.Самоопределение к деятельности. Организационный момент | 1 | Тундра – северяночка, нет её милей! Северным сиянием небо светит ей. Будто чудо-девица лунною иглой. Вышивает красочно, мой Ямал родной. Добрый день, дорогие ребята. Я приглашаю вас пройти по тундровым тропкам. Как вы думаете, с чем предстоит нам встретиться на этой экскурсии? Действительно, сегодня мы сможем полюбоваться осенней тундрой, красотой северной природы, удивиться богатству Заполярья… Не отказывайтесь от путешествия, уверяю, вы узнаете много нового и интересного о нашем крае! |
Отвечают на поставленный вопрос, высказывают свои предположения. | Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с педагогом и другими обучающимися |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности | 4 | Викторина «Знаешь ли ты свой край» 1.Чем питается северный олень? (Ягелем.) 2. Kак называется национальное жилище у ненцев? (Чум.) 3. Какая рыба водится в Оби? (Нельма, муксун, корюшка, ряпушка) 4. Какие лекарственные растения нашего края Вы знаете? (Брусника, ромашка, шиповник...) 5.Что можно использовать в тундре для заварки чая? (Листья брусники, смородины, черники.) 6. Назовите большие реки Ямала. (Надым, Обь, Пур, Таз) Какие Вы молодцы ребята, много знаете о своем крае. А знаете ли вы, что олений мох, это вовсе не мох, а определенный вид лишайника. Его используют в производстве антибактериальных препаратов. А сколько ещё интересного можно узнать об окружающем мире, если уметь видеть «необычное» в «обычном».
|
Дают ответы на вопросы викторины. Делают предположения. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с педагогом и другими обучающимися. Познавательные: анализ объектов с целью выделения ведущих признаков |
Пояснение: на этапе актуализации знаний и фиксации затруднений организуется стимулирование интереса обучающихся к изучению конкретной темы посредством ситуативного задания, выявление отсутствующих знаний и умений для его выполнения в контексте изучаемой темы. Результатом этого этапа является самоопределение школьника, основанное на желании осваивать учебный материал, на осознании потребности его изучения и постановки личностно значимой цели деятельности. | ||||
3.Постановка учебной цели и задач | 3 | Ребята, как вы думаете, мы пришли на экскурсию только полюбоваться природой? Цель нашей экскурсии – учиться находить интересный объект для исследования. | Отвечают на поставленный вопрос, высказывают свое мнение. Ставят учебные цели, формулируют (уточняют) тему занятия и определяют задачи, ставят проблему. | Регулятивные: целеполагание. Познавательные: общеучебные – формулирование познавательной цели и задач, темы занятия. Логические: формулирование проблемы. |
4. Построение проекта выхода из затруднения | 5 | Я вам предлагаю осмотреться и выбрать объект, о котором вы хотите узнать много интересного и полезного. | Ходят по тундре, рассматривают живую и неживую природу. | Регулятивные: планирование, прогнозирование. Познавательные: моделирование, логические решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. |
Пояснение: на этапе построения проекта выхода из затруднения организуется освоение содержания учебной темы, необходимого для выполнения задания. Этот этап имеет содержательные блоки, каждый из которых включает определенный объем учебной информации и является лишь частью содержания всей темы. Количество блоков определяется учителем с учетом принципов необходимости и достаточности для реализации поставленной цели при изучении конкретной темы.
на 1 шаге — организацию деятельности обучающихся по освоению учебной информации на уровне «знания» — освоение отдельных терминов, понятий, высказываний (каким образом?); | ||||
5. Первичное закрепление | 7 | Что же интересного вы увидели? Предлагаю объединиться в группы по выбору заинтересовавшего вас объекта. Сформулируйте и запишите вопросы, на которые вы хотели бы получить ответы в ходе исследования. | Ответы детей. Дети объединяются в группы, пары. Дети обсуждают, формулируют и записывают вопросы в блокноты. | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения (выполнения) задания, умение осознанно и правильно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия. Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера. |
Пояснение: на этапе первичного закрепления проводится выполнение задания; обучающиеся выбирают уровень выполнения (информативный, импровизационный, эвристический), способ деятельности (индивидуальный или коллективный) и самоорганизуются для выполнения задания. Самоорганизация включает: планирование, выполнение и предъявление варианта решения. Результатом этого этапа является выполнение и представление задания. | ||||
6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону | 10 | (Даёт рекомендации, советы по ведению наблюдения.) Рассмотрите внимательно строение исследуемого растения, место произрастания, условия. Будьте внимательны: записывайте все свои наблюдения в блокнот. На основе своих записей сформулируйте проблемный вопрос по исследованию вашего объекта, ответ на который поможет сформулировать тему вашего исследования. | Работают в группах, парах. Исследуют растения, строение, условия произрастания, особенности растения, находят необычные факты. Делают записи. Формулируют вопросы. | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Личностные: смыслообразование. |
7. Рефлексия | 5 | Интересно вам было работать? Что нового вы узнали? Какие вопросы вам удалось сформулировать? Вы определились с выбором темы исследования? Объясните, почему вы её выбрали? Организует обсуждение выбранных тем, при необходимости корректирует формулировку темы. Постарайтесь дома найти дополнительную информацию в разных источниках для ответов на поставленные вами вопросы. В заключении нашей работы предлагаю поиграть в интересную игру «Поймай оленя». | Отвечают на поставленные вопросы. Проговаривают сформулированные темы. Объясняют свой выбор. Участвуют в обсуждении. Распределение ролей, выбор ведущего. | |
Пояснение: на этапе «Рефлексивной деятельности» соотносится полученный результат с поставленной целью и проводится самоанализ и самооценка собственной деятельности по выполнению задания в рамках изучаемой темы. Результатом является умение анализировать и оценивать успешность своей деятельности. Таким образом, представленная технология не только обеспечивает условия для формирования личностных, метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных), но и развития информационно-интеллектуальной компетентности обучающихся. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КАК НАУЧИТЬ УЧАЩЕГОСЯ ВЫБРАТЬ ТЕМУ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Какими могут быть исследования. Цели и задачи исследования. Гипотеза исследования. Организация работы.Подготовка к защите исследовательской работы. Защита работы....
Беседа с родителями ТЕМА: В чем носить учебники или как выбрать ранец
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РОДИТЕЛЬСКОМ СОБРАНИИТЕМА: В чем носить учебники или как выбрать ранец...
Эссе по теме «Мои первые шаги в профессии или профессия, которую я выбрала»
Эссепо теме «Мои первые шаги в профессии или профессия, которую я выбрала»...
Как выбрать тему исследования. Проблема исследования
Презентация, в которой использованы опорные конспекты по книге А. Савенкова...
Эссе по теме «Мои первые шаги в профессии или профессия, которую я выбрал»
Два года назад я пришла работать в школу по специальности учитель начальных классов. Мне cразу же дали четвёртый класс. Очень волновалась, примут ли меня дети, родители. Ведь они очень любили св...
Конспект внеклассного занятия на тему: «Как правильно выбрать книгу»
Внеклассное занятие на тему: «Как правильно выбрать книгу»Цель: формирование знаний о структуре и основных элементах книги.Задачи:Сформировать понятия: обложка , титульный лист, кореш...
Эссе по теме: Профессия которую я выбрала
Эссе по теме: Профессия, которую я выбрала....