Как выбрать тему исследования?
проект по окружающему миру (3 класс) по теме

Никовская Наталия Дмитриевна

Пособие поможет:

  1. Формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;
  2. Обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
  3. Формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;
  4. Развивать познавательные потребности и способности, креативность;
  5. Научить детей открывать новые знания об окружающем мире, используя различные способы познания;
  6. Развивать творческие и коммуникативные навыки обучающихся: умение работать в группе, договариваться, учитывать точку зрения партнёра, отстаивать точку зрения партнёра, отстаивать своё мнение

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon kak_vybrat_temu_issledovaniya.zip893.21 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия

Ф.И.О. учителя:  Никовская Н. Д.,.

Класс/год обучения: 3класс

Дата: 17 декабря 2013 г.

Занятие кружка «Юный исследователь»

Тема урока/занятия/: Как выбрать тему исследования?

Место и роль урока/занятия/ в изучаемой теме: первое занятие  по теме.

Форма проведения занятия: экскурсия.

Цель занятия:

Создание благоприятных условий для успешного выбора темы исследования.

Задачи занятия:

  1. Формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;
  2. Обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
  3. Формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;
  4. Развивать познавательные потребности и способности, креативность;
  5. Научить детей открывать новые знания об окружающем мире, используя различные способы познания;
  6. Развивать творческие и коммуникативные навыки обучающихся: умение работать в группе, договариваться, учитывать точку зрения партнёра, отстаивать точку зрения партнёра, отстаивать своё мнение

Планируемые результаты:

Предметные:  умение наблюдать, формулировать, определять тему исследования.

Личностные:

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и  формирование личностного смысла учения;

- развитие самостоятельности, личной ответственности за свой выбор.

Метапредметные  УУД:  

  • познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

  • регулятивные: овладение способности принимать и сохранять цели и задачи исследовательской деятельности, поиска средств её осуществления

  • коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

 

Оборудование:  компас, лупа, блокнот, карандаш. 

Характеристика этапов занятия

Этап занятия

Время, мин.

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1.Самоопределение к деятельности.

Организационный момент

1

Тундра – северяночка,

нет её милей!

Северным сиянием

небо светит ей.

Будто чудо-девица

лунною иглой.

Вышивает красочно,

мой Ямал родной.

Добрый день, дорогие ребята. Я приглашаю вас   пройти по  тундровым тропкам.

Как вы думаете, с чем предстоит нам встретиться на этой экскурсии?

 Действительно, сегодня мы сможем   полюбоваться осенней тундрой,  красотой северной природы,  удивиться богатству Заполярья…

Не отказывайтесь от путешествия, уверяю,  вы узнаете много нового и интересного о нашем крае!

 

Отвечают на поставленный вопрос, высказывают свои предположения.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с педагогом и другими обучающимися

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

4

Викторина  «Знаешь  ли  ты  свой  край»

1.Чем питается северный олень? (Ягелем.)

2. Kак называется национальное жилище у ненцев? (Чум.)

3. Какая  рыба    водится  в  Оби? (Нельма, муксун, корюшка, ряпушка)

4. Какие   лекарственные   растения   нашего   края   Вы   знаете?

(Брусника, ромашка, шиповник...)

5.Что  можно   использовать  в  тундре для  заварки  чая?  

(Листья брусники, смородины, черники.)

6. Назовите большие реки Ямала. (Надым, Обь, Пур, Таз)

Какие Вы молодцы ребята,  много  знаете  о  своем  крае.  А знаете ли вы, что олений мох, это вовсе не мох, а определенный вид лишайника. Его используют в производстве антибактериальных препаратов.

А сколько ещё интересного можно узнать об окружающем мире, если уметь видеть «необычное» в «обычном».

 

 

Дают ответы на вопросы викторины.

Делают предположения.

Коммуникативные:  планирование учебного сотрудничества с педагогом и другими обучающимися. Познавательные:

анализ объектов с целью выделения ведущих признаков

Пояснение: на этапе актуализации знаний и фиксации затруднений организуется стимулирование интереса обучающихся к изучению конкретной темы посредством ситуативного задания, выявление отсутствующих знаний и умений для его выполнения в контексте изучаемой темы. Результатом этого этапа является самоопределение школьника, основанное на желании осваивать учебный материал, на осознании потребности его изучения и постановки личностно значимой цели деятельности.

3.Постановка учебной цели и задач

3

Ребята, как вы думаете, мы пришли на экскурсию только полюбоваться природой?

Цель нашей экскурсии – учиться находить интересный объект для  исследования.

Отвечают на поставленный вопрос, высказывают свое мнение. Ставят учебные цели, формулируют (уточняют) тему занятия и определяют задачи,  ставят проблему.

Регулятивные: целеполагание. Познавательные: общеучебные – формулирование познавательной цели и задач, темы занятия.

Логические: формулирование проблемы.

4.  Построение проекта выхода из затруднения

5

Я вам предлагаю осмотреться и выбрать объект, о котором вы хотите узнать много интересного и полезного.

Ходят по тундре, рассматривают живую и неживую природу.

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

Познавательные: моделирование, логические решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Пояснение: на этапе построения проекта выхода из затруднения организуется освоение содержания учебной темы, необходимого для выполнения задания. Этот этап имеет содержательные блоки, каждый из которых включает определенный объем учебной информации и является лишь частью содержания всей темы. Количество блоков определяется учителем с учетом принципов необходимости и достаточности для реализации поставленной цели при изучении конкретной темы.

  • Например, включает:

        на 1 шаге — организацию деятельности обучающихся по освоению учебной информации на уровне «знания» — освоение отдельных терминов, понятий, высказываний (каким образом?);
на 2 шаге — организацию деятельности обучающихся по освоению 
этой же учебной информации на уровне «понимания» (каким образом?);
на 3 шаге — организацию деятельности обучающихся по освоению 
этой же учебной информации на уровне «умения»;
на 4 шаге — организацию деятельности обучающихся по предъявлению результата освоения 
этой же учебной информации данного блока.

5. Первичное закрепление

7

Что же интересного вы увидели?

Предлагаю объединиться в группы по выбору заинтересовавшего вас объекта.

Сформулируйте и запишите вопросы, на которые вы хотели бы получить ответы в ходе исследования.

Ответы детей.

Дети объединяются в группы, пары.

Дети обсуждают, формулируют и записывают вопросы в блокноты.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. Познавательные:

общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения (выполнения) задания, умение осознанно и правильно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия. Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Пояснение: на этапе  первичного закрепления проводится выполнение задания; обучающиеся выбирают уровень выполнения (информативный, импровизационный, эвристический), способ деятельности (индивидуальный или коллективный) и самоорганизуются для выполнения задания. Самоорганизация включает: планирование, выполнение и предъявление варианта решения. Результатом этого этапа является выполнение и представление задания.

6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону

10

 (Даёт рекомендации, советы по ведению наблюдения.)

Рассмотрите внимательно строение исследуемого растения,  место произрастания, условия.

Будьте внимательны: записывайте все свои наблюдения в блокнот.

На основе своих записей сформулируйте проблемный вопрос по исследованию вашего объекта, ответ на который поможет сформулировать тему вашего исследования.

Работают в группах, парах.

Исследуют растения, строение, условия произрастания, особенности растения, находят необычные факты.

Делают записи. Формулируют вопросы.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Личностные: смыслообразование.

7. Рефлексия

5

Интересно вам было работать?

Что нового вы узнали?

Какие вопросы вам удалось сформулировать?

Вы определились с выбором темы исследования?

Объясните, почему вы её выбрали?

Организует обсуждение выбранных тем,

при необходимости корректирует формулировку темы.

Постарайтесь дома найти дополнительную информацию в разных источниках для ответов на поставленные вами вопросы.

В заключении нашей работы предлагаю поиграть в интересную игру «Поймай оленя».

Отвечают на поставленные вопросы.

Проговаривают сформулированные темы.

Объясняют свой выбор.

Участвуют в обсуждении.

Распределение ролей, выбор ведущего.

Пояснение: на этапе «Рефлексивной деятельности» соотносится полученный результат с поставленной целью и проводится самоанализ и самооценка собственной деятельности по выполнению задания в рамках изучаемой темы. Результатом является умение анализировать и оценивать успешность своей деятельности.

Таким образом, представленная технология не только обеспечивает условия для формирования личностных, метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных), но и развития информационно-интеллектуальной компетентности обучающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАК НАУЧИТЬ УЧАЩЕГОСЯ ВЫБРАТЬ ТЕМУ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Какими могут быть исследования. Цели и задачи исследования. Гипотеза исследования. Организация работы.Подготовка к защите исследовательской работы.  Защита работы....

Беседа с родителями ТЕМА: В чем носить учебники или как выбрать ранец

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РОДИТЕЛЬСКОМ СОБРАНИИТЕМА: В чем носить учебники или как выбрать ранец...

Эссе по теме «Мои первые шаги в профессии или профессия, которую я выбрала»

Эссепо теме «Мои первые шаги в профессии или профессия, которую я выбрала»...

Как выбрать тему исследования. Проблема исследования

Презентация, в которой использованы опорные конспекты по книге А. Савенкова...

Эссе по теме «Мои первые шаги в профессии или профессия, которую я выбрал»

Два года назад я пришла работать в школу по специальности учитель начальных классов. Мне cразу же дали четвёртый класс. Очень волновалась, примут ли меня дети, родители. Ведь они очень  любили св...

Конспект внеклассного занятия на тему: «Как правильно выбрать книгу»

Внеклассное занятие на тему: «Как правильно выбрать книгу»Цель: формирование знаний о структуре и основных элементах книги.Задачи:Сформировать понятия: обложка , титульный лист, кореш...

Эссе по теме: Профессия которую я выбрала

Эссе по теме: Профессия, которую я выбрала....