Тематическое планирование по окружающему миру
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (1 класс) по теме

Тематическое планирование по окружающему миру

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okr._mir_2.doc159 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для 1 класса на 2013-2014 учебный год разработана на основе  авторской программы «Окружающий мир»  Плешакова А.А., входящей в состав УМК «Школа России» (Сборник рабочих программ  «Школа России», 1- 4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011) в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного стандарта второго поколения начального общего образования начальной школы.

Цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе — формирование системы знаний, умений: формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой;  духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В Федеральных государственных образовательных стандартах начального общего образования нового поколения предмет «Окружающий мир» осуществлен на основе следующих ведущих идей:

1) идея многообразия мира;

2) идея целостности мира;

3) идея уважения к миру.

В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:

1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;

2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);

3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нем, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

 Именно такое понимание роли учебного предмета «Окружающий мир» изначально заложено в программу и учебники, разработанные в системе  А.А. Плешакова

Учебный курс «Окружающий мир» призван решать в системе общего развития учащихся следующие задачи:

  • формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
  • осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
  • формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;                                                                                
  • формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
  • формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, делать обобщения и выводы; ориентироваться в пространстве и времени; формировать умение работы с картами, таблицами, схемами, добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, развивать устную и письменную речь; самостоятельно проводить опыты, наблюдения, практические работы;
  • освоить доступные способы изучения природы и общества;
  • воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности; воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, гордости за свой край, способствовать эстетическому воспитанию; на ознакомительном уровне представить науки, помогающие познавать окружающий мир.

Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом:

- Окружающий мир. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. /А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2011.

- Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В 2 ч. – /А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2011.

Курс «Окружающий мир» входит в предметную область « Обществознание и естествознание ( окружающий мир)

Формы организации учебного процесса:

Основной формой организации учебного процесса при изучении курса "Окружающий мир" является урок. Предпочтение отдаётся урокам - экскурсиям, урокам–играм, урокам - практическим занятиям, урокам с демонстрацией объектов или их изображений. Уроки экскурсии посвящены наблюдениям за природной и социальной средой. Основная цель экскурсии - формирование у младших школьников представлений о предметах и явлениях окружающего мира в реальной обстановке. Эти представления используются на последующих уроках как основа для формирования конкретных знаний и практических умений.

Используются индивидуальные, индивидуально-групповые, фронтальные формы работы на уроке.

Основные виды учебной деятельности        :

  • наблюдение сезонных изменений в природе;
  • характеристика признаков времен года, сезонных изменений в природе;
  • чтение  и пересказ текстов о природе;
  • различение природных объектов и изделий (искусственные предметы), характеристика их отличительных свойств.
  • группировка объектов живой или неживой природы по отличительным признакам;
  • объяснение и обсуждение правил поведения в различных ситуациях;
  • моделирование и оценка различных ситуаций поведения в школе и других общественных местах;
  • рассказ о семье (членах семьи, труде, занятиях, традициях), труде людей родного города (села), его достопримечательностях (по результатам наблюдений и экскурсий);
  • работа с иллюстративным материалом;
  • поиск необходимой информации в учебной и справочной литературе.

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Предмет "Окружающий мир " входит в предметную область "Естествознание, обществознание". На основании приказа по МАОУ "СОШ №33 с углубленным изучением отдельных предметов" "Об утверждении годового календарного учебного плана на 2013-2014 учебный год" продолжительность обучения в 1 классе составляет 33 учебные недели (2ч в неделю), всего 66 часов.

Контрольных работ – 1, экскурсии – 3, проектов – 4.

С учетом специфики класса выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения.

ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА:

• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм.

• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

• Человечество как многообразие народов, культур, религий.

• Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно и социально-нравственное.

• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

        

Личностные универсальные учебные действия:

- Знать домашний адрес, имена и отчества родителей. Проявлять уважение к своей семье, родственникам, любовь к родителям.

- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей.

- Освоить начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире (настоящее, прошлое, будущее).

- Использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах.

- Выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту.

- Освоить роли ученика; формирование интереса к учению.

- Анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нем; оценка поступков других людей в природе.

Регулятивные универсальные учебные действия:

- Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

- Проговаривать последовательность действий на уроке.

- Учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

- Учиться работать по предложенному учителем плану.

- Учиться выстраивать проблемный диалог (ситуации), коллективное решение проблемных вопросов.

- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

- Учиться технологии оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

.

Обучающийся получит возможность научиться:

- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами;

- в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;

- осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя.

Познавательные универсальные учебные действия:

- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении).

- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания.

- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.

Обучающийся получит возможность научиться:

- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

- умению смыслового восприятия познавательного текста;

- подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения;

- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

- Слушать и понимать речь других.

- Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

- Формировать умение работать в группах и парах

- Допускать существование различных точек зрения

- Договариваться, приходить к общему решению

- Использовать в общении правила вежливости.

Обучающийся получит возможность научиться:

- принимать другое мнение и позицию;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- строить понятные для партнёра высказывания;

- задавать вопросы;

-адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.

Предметные результаты:

- Понимать роль России в мировой истории, воспитывать чувство гордости за национальные свершения, открытия, победы

- Познание целостности окружающего мира, освоения основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде

- Название нашей планеты, родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся, родного города (села).

- Государственную символику России: флаг, герб, гимн. Государственные праздники.

- Общие условия, необходимые для жизни живых организмов.

- Уметь определять признаки различных объектов природы. Вести наблюдения в природе.

- Различать объекты природы и изделия.

- Называть основные особенности каждого времени года; знать названия дней недели.

- Вырабатывать соответствующие нормы и правила по экологической этике.

- Группы растений и животных: деревья, кустарники, травы; насекомые, рыбы, птицы, звери.

- Различать основные части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами.

- Различать овощи и фрукты.

- Выполнять простейшие правила ухода за комнатными растениями, домашними животными.

- Особенности труда людей наиболее распространенных профессий.

- Оценивать правильность поведения в быту.

- Правила ОБЖ, уличного движения: знать безопасную дорогу от дома до школы; знать важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы; знать правила безопасности движения и соблюдать их.

- Назначение основных средств передвижения: автомобиль, поезд, самолет, пароход.

-Правила сохранения и укрепления здоровья.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Содержание программы 1 класса (66 часов)

Задавайте вопросы! (1 ч)

Учимся задавать вопросы об окружающем мире.

Что и кто? (20 ч)

Что можно увидеть на небе днём и ночью. Что можно увидеть под ногами. Что растет на подоконнике и клумбе. Что это за дерево. Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Кто такие насекомые, рыбы, птицы, звери. Что окружает нас дома.  Компьютер, его части и назначение. Обучение безопасному обращению с вещами, компьютером, домашними животными. Важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы. Наша Родина – Россия. Планета Земля, ее форма. Проект «Моя малая Родина».

Экскурсии: Что у нас над головой? Что у нас под ногами? Что растёт на клумбе?

Как, откуда и куда? (12 ч)

Река и море. Откуда в наш дом приходит электричество. Правила безопасного обращения с электроприборами. Изучение свойств снега и льда. Как живут растения и животные.

Как путешествует письмо. Откуда берутся бытовой мусор и вещества, загрязняющие окружающую среду. Проект «Моя семья».

Где и когда? (11 ч)

Представление о времени. Холодные и жаркие районы Земли. Перелетные птицы. Представление о далеком прошлом Земли. Одежда людей в прошлом и теперь.

История велосипеда, его устройство. Правила безопасного обращения с велосипедом. Профессии взрослых. Проект «Мой класс и моя школа».

Почему и зачем? (22 ч)

Солнце – ближайшая к Земле звезда. Почему идет дождь и дует ветер.

Почему в лесу мы будем соблюдать тишину. Почему овощи и фрукты перед едой надо мыть. Почему нужно чистить зубы и мыть руки. Зачем мы спим ночью. Зачем нужны автомобили. Поезд и железная дорога. Назначение самолетов. Назначение судов. Устройство судна. Зачем летают в космос. Почему мы часто слышим слово «экология». Проект «Мои домашние питомцы».



Формы и средства контроля

№ п/п

Виды работ

Количество

1

Контрольная работа

1

Итого

1

Контрольная работа

Подведение частных понятий под общее

задание 1

В каждой группе объектов зачеркни «лишнее» слово. Напиши название группы:

а)        Луна, щука, дуб, стол, воробей        

б)        дом, книга, солнце, автомобиль        

в)        гора, водопад, звезда, паук        

Оценка выполнения задания 1

4-й уровень - зачеркивают «лишнее» слово и правильно пишут название группы:

а)        «лишнее» слово - стол, группа - «Природа»;

б)        «лишнее» слово - солнце; группа - «Изделия» или «Сделаны человеком»;

       в)        «лишнее» слово - паук, группа - «Неживая природа».
     3-й уровень
- правильно определены «лишние» слова, названия двух групп.

2-й уровень - правильно определены «лишние» слова, нет названий групп.

1-й уровень - задание не выполнено.

ЗАДАНИЕ 2

Соедини линией слова, написанные в левом столбике, с понятиями правого столбика, одуванчик

клён        деревья

тюльпан

сирень        кустарники

берёза

ель        травянистые растения

малина

Оценка выполнения задания 2

4-й уровень - верно подводят частные понятия под три общих понятия.

3-й уровень - допущена одна ошибка в подведении частных понятий под три общих понятия.

2-й уровень - допущено две-три ошибки в подведении частных понятий под общее.

1-й уровень - допущено более трех ошибок.

Выделение частей целого

задание

Подпиши части растения.

Оценка выполнения задания 3

4-й уровень - правильно подписаны все части растения (корень, стебель, лист, цветок).

3-й уровень - допущена одна ошибка. 2-й уровень - допущены две ошибки. 1-й уровень - задание не выполнено.

Выделение существенных признаков понятия

ЗАДАНИЕ 4

Подчеркни главные признаки объектов живой природы: свистит, дышит, питается, гремит, размножается, поёт, двигается, шумит, льётся, умирает.

Оценка выполнения задания 4

4-й уровень - подчеркнуто пять главных признаков объектов живой природы (дышит, питается, размножается, двигается, умирает).

3-й уровень - допущена одна ошибка.

2-й уровень - допущены две-три ошибки.

1-й уровень - задание не выполнено, допущено более трех ошибок.

ЗАДАНИЕ 5

Подчеркни или напиши название страны, в которой живешь:

Россия, Украина, Беларусь,        

Напиши название столицы своей страны        

Оценка выполнения задания 5

4-й уровень - задание выполнено верно. 3-2-й уровни - задание выполнено частично. 1-й уровень - задание выполнено неверно

ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Для характеристики количественных показателей используются следующие обозначения:

Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного на класс)

К – полный комплект (на каждого ученика класса)

Ф – комплект для фронтальной работы (не менее одного на двух учеников)

П – комплект для работы в группах (один на 5-6 учащихся)

Наименования учебного оборудования

Необходимое оборудо вание

Имею щееся

%

Готовнос ти

1

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

▪А.А. Плешаков «Окружающий мир». Учебник для 1 класса, часть 1, 2. М.:- «Просвещение», 2011

 

▪ А.А. Плешаков «Окружающий мир». Рабочая тетрадь к учебнику для 1 класса, часть 1, 2. М.:- «Просвещение», 2011

▪Е.М. Тихомирова. Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир». М.:- «Экзамен», 2011. 

Тесты к учебнику «Окружающий мир» для 1 класса (автор А.А. Плешаков, М.:- «Просвещение», 2011).

УМК «Школа России» (Сборник рабочих программ «Школа России», 1-4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. –М.:«Просвещение», 2011

К

К

Д

Д

Д

27

27

1

1

1

100

100

100

100

100

2

Печатные пособия

Таблицы природоведческого и обществоведческого содержания в соответствии с программой обучения

Плакаты по основным темам естествознания

Портреты выдающихся деятелей России (политических, военачальников, писателей, поэтов, композиторов)

Географические и исторические настенные карты

Иллюстрированные материалы (альбомы, комплекты открыток)

Д

Д

Д

Д

Ф

1

1

1

1

14

100

100

100

100

3

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

Электронная энциклопедия «Кирилла и Мифодия

Д

1

100

4

Технические средства обучения 

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.

Магнитная доска.

Персональный компьютер

Мультимедийный проектор.

 Принтер

Д

Д

Д

Д

Д

1

1

1

1

1

100

100

100

100

100

5

Экранно-звуковые пособия

Видеофрагменты и другие информационные объекты, отражающие темы курса окружающий мир

Аудиозаписи соответствующие содержанию обучения

Видеофильмы соответствующего содержания

Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения

Д

Д

Д

Д

1

1

1

1

100

100

100

100

6

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Термометры для определения температуры воздуха, воды.

Термометр медицинский.

Лупа.

Компас.

Часы с синхронизированными стрелками

Модели светофоров, дорожных знаков, средств транспорта.

Муляжи овощей, грибов, фруктов.

Д

Д

Д

Д

Д

К/Ф

Д

1

1

1

1

1

14

1

100

100

100

100

7

Натуральные объекты

Коллекции полезных ископаемых.

Коллекции плодов и семян растений.

Гербарии культурных и дикорастущих растений.

Живые объекты (комнатные растения)

Д

Д

Д

Д

1

1

1

1

100

100

100

100

8

Оборудование класса

Ученические столы одноместные

Стол учительский тумбой

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.

Настенные доски

Подставки для книг.

К

Д

Д

Д

К

30

1

1

1

27

100

100

100

100

100

9

Игры и игрушки

Настольные развивающие игры по тематике предмета «Окружающий мир» (лото, игры – путешествия и т.д.)

Наборы карандашей, красок, альбомов для рисования

П

К

5

27

100

100

Перечень учебно-методических средств обучения

  1. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир: Учебники для 1 кл. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011
  2. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Рабочая тетрадь для 1кл.к уч. «Окружающий мир»- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012
  3. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Методические пояснения к курсу «Окружающий мир» 1классы. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011
  4. Трафимова Г.В. Секреты и диковинки окружающего мира: Книга для чтения по курсу «Окружающий мир».- Самара: Корпорация «Федоров».
  5. Трафимова Г.В. Тайны далекие и близкие: Книга для чтения по курсу «Окружающий мир». - Самара: Корпорация «Федоров»

Специфическое сопровождение (оборудование)

Наглядные пособия:

  • Натуральные: гербарии, чучела, коллекции минералов и горных пород, скелет человека, скелет любого млекопитающего;
  • Изобразительные:

        - муляжи плодов, животных и отдельных органов человека;

        - таблицы групп растений и животных, отдельных органов человека и систем органов, внешнего и внутреннего строения человека, значение полезных ископаемых;

        - физический глобус Земли, компас, теллурий, муляжи;

        - атлас для начальных классов;

        - настенные карты: «Физическая карта полушарий», «Физическая карта мира», «Физическая карта России», «Карта природных зон мира», «Карта природных зон России», «Политическая карта мира»;

        - рисунки, слайды, диафильмы;

  • Самодельные наглядные пособия;
  • Интерактивная доска.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа и тематическое планирование по окружающему миру УМК "Планета знаний

рабочая программа и тематическое планирование по окружающему миру составлена на основе программы УМК "Планета знаний...

Тематическое планирование по окружающему миру

Тематическое планирование по окружающему миру в 1 классе составлено на основе требований федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования 2004 года.  УМК "Школа России"...

Поурочно-тематическое планирование по окружающему миру, 1 класс.

Поурочно-тематическое планирование по окружающему миру, 1 класс....

тематическое планирование по окружающему миру 1 класс УМК 2100

тематическое планирование по окружающему миру 1 класс УМК 2100...

Календарно - тематическое планирование по окружающему миру (3 кл) к учебнику "Окружающий мир" (авт. Е.В.Саплина, А.И.Саплин, В.И.Сивоглазов).. й

Календарно - тематическое планирование по окружающему миру (3 кл) составлено к учебнику "Окружающий мир" (авт. Е.В.Саплина, А.И.Саплин, В.И.Сивоглазов)....

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру к учебнику Плешакова А. А. «Окружающий мир» 4 класс

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру к учебнику Плешакова А.А. "Окружающий мир" 4 класс ФГОС...

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру в 1 классе (1-4) по учебнику «Окружающий мир» Плешаков А.А.

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру в 1 классе (1-4) по учебнику «Окружающий мир» Плешаков А.А.  ч.1, ч.2. из расчета 2 часа в неделю, всего в год  66 часов...