Тематическое планирование по окружающему миру
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (1 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для 1 класса на 2013-2014 учебный год разработана на основе авторской программы «Окружающий мир» Плешакова А.А., входящей в состав УМК «Школа России» (Сборник рабочих программ «Школа России», 1- 4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011) в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного стандарта второго поколения начального общего образования начальной школы.
Цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе — формирование системы знаний, умений: формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой; духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В Федеральных государственных образовательных стандартах начального общего образования нового поколения предмет «Окружающий мир» осуществлен на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:
1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;
2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);
3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нем, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Именно такое понимание роли учебного предмета «Окружающий мир» изначально заложено в программу и учебники, разработанные в системе А.А. Плешакова
Учебный курс «Окружающий мир» призван решать в системе общего развития учащихся следующие задачи:
- формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
- осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
- формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
- формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, делать обобщения и выводы; ориентироваться в пространстве и времени; формировать умение работы с картами, таблицами, схемами, добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, развивать устную и письменную речь; самостоятельно проводить опыты, наблюдения, практические работы;
- освоить доступные способы изучения природы и общества;
- воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности; воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, гордости за свой край, способствовать эстетическому воспитанию; на ознакомительном уровне представить науки, помогающие познавать окружающий мир.
Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом:
- Окружающий мир. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. /А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2011.
- Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В 2 ч. – /А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2011.
Курс «Окружающий мир» входит в предметную область « Обществознание и естествознание ( окружающий мир)
Формы организации учебного процесса:
Основной формой организации учебного процесса при изучении курса "Окружающий мир" является урок. Предпочтение отдаётся урокам - экскурсиям, урокам–играм, урокам - практическим занятиям, урокам с демонстрацией объектов или их изображений. Уроки экскурсии посвящены наблюдениям за природной и социальной средой. Основная цель экскурсии - формирование у младших школьников представлений о предметах и явлениях окружающего мира в реальной обстановке. Эти представления используются на последующих уроках как основа для формирования конкретных знаний и практических умений.
Используются индивидуальные, индивидуально-групповые, фронтальные формы работы на уроке.
Основные виды учебной деятельности :
- наблюдение сезонных изменений в природе;
- характеристика признаков времен года, сезонных изменений в природе;
- чтение и пересказ текстов о природе;
- различение природных объектов и изделий (искусственные предметы), характеристика их отличительных свойств.
- группировка объектов живой или неживой природы по отличительным признакам;
- объяснение и обсуждение правил поведения в различных ситуациях;
- моделирование и оценка различных ситуаций поведения в школе и других общественных местах;
- рассказ о семье (членах семьи, труде, занятиях, традициях), труде людей родного города (села), его достопримечательностях (по результатам наблюдений и экскурсий);
- работа с иллюстративным материалом;
- поиск необходимой информации в учебной и справочной литературе.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Предмет "Окружающий мир " входит в предметную область "Естествознание, обществознание". На основании приказа по МАОУ "СОШ №33 с углубленным изучением отдельных предметов" "Об утверждении годового календарного учебного плана на 2013-2014 учебный год" продолжительность обучения в 1 классе составляет 33 учебные недели (2ч в неделю), всего 66 часов.
Контрольных работ – 1, экскурсии – 3, проектов – 4.
С учетом специфики класса выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения.
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА:
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм.
• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
• Человечество как многообразие народов, культур, религий.
• Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно и социально-нравственное.
• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные универсальные учебные действия:
- Знать домашний адрес, имена и отчества родителей. Проявлять уважение к своей семье, родственникам, любовь к родителям.
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей.
- Освоить начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире (настоящее, прошлое, будущее).
- Использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах.
- Выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту.
- Освоить роли ученика; формирование интереса к учению.
- Анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нем; оценка поступков других людей в природе.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий на уроке.
- Учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться выстраивать проблемный диалог (ситуации), коллективное решение проблемных вопросов.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
- Учиться технологии оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
.
Обучающийся получит возможность научиться:
- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами;
- в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;
- осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя.
Познавательные универсальные учебные действия:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
Обучающийся получит возможность научиться:
- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
- умению смыслового восприятия познавательного текста;
- подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения;
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Формировать умение работать в группах и парах
- Допускать существование различных точек зрения
- Договариваться, приходить к общему решению
- Использовать в общении правила вежливости.
Обучающийся получит возможность научиться:
- принимать другое мнение и позицию;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- строить понятные для партнёра высказывания;
- задавать вопросы;
-адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.
Предметные результаты:
- Понимать роль России в мировой истории, воспитывать чувство гордости за национальные свершения, открытия, победы
- Познание целостности окружающего мира, освоения основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде
- Название нашей планеты, родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся, родного города (села).
- Государственную символику России: флаг, герб, гимн. Государственные праздники.
- Общие условия, необходимые для жизни живых организмов.
- Уметь определять признаки различных объектов природы. Вести наблюдения в природе.
- Различать объекты природы и изделия.
- Называть основные особенности каждого времени года; знать названия дней недели.
- Вырабатывать соответствующие нормы и правила по экологической этике.
- Группы растений и животных: деревья, кустарники, травы; насекомые, рыбы, птицы, звери.
- Различать основные части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами.
- Различать овощи и фрукты.
- Выполнять простейшие правила ухода за комнатными растениями, домашними животными.
- Особенности труда людей наиболее распространенных профессий.
- Оценивать правильность поведения в быту.
- Правила ОБЖ, уличного движения: знать безопасную дорогу от дома до школы; знать важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы; знать правила безопасности движения и соблюдать их.
- Назначение основных средств передвижения: автомобиль, поезд, самолет, пароход.
-Правила сохранения и укрепления здоровья.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание программы 1 класса (66 часов)
Задавайте вопросы! (1 ч)
Учимся задавать вопросы об окружающем мире.
Что и кто? (20 ч)
Что можно увидеть на небе днём и ночью. Что можно увидеть под ногами. Что растет на подоконнике и клумбе. Что это за дерево. Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Кто такие насекомые, рыбы, птицы, звери. Что окружает нас дома. Компьютер, его части и назначение. Обучение безопасному обращению с вещами, компьютером, домашними животными. Важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы. Наша Родина – Россия. Планета Земля, ее форма. Проект «Моя малая Родина».
Экскурсии: Что у нас над головой? Что у нас под ногами? Что растёт на клумбе?
Как, откуда и куда? (12 ч)
Река и море. Откуда в наш дом приходит электричество. Правила безопасного обращения с электроприборами. Изучение свойств снега и льда. Как живут растения и животные.
Как путешествует письмо. Откуда берутся бытовой мусор и вещества, загрязняющие окружающую среду. Проект «Моя семья».
Где и когда? (11 ч)
Представление о времени. Холодные и жаркие районы Земли. Перелетные птицы. Представление о далеком прошлом Земли. Одежда людей в прошлом и теперь.
История велосипеда, его устройство. Правила безопасного обращения с велосипедом. Профессии взрослых. Проект «Мой класс и моя школа».
Почему и зачем? (22 ч)
Солнце – ближайшая к Земле звезда. Почему идет дождь и дует ветер.
Почему в лесу мы будем соблюдать тишину. Почему овощи и фрукты перед едой надо мыть. Почему нужно чистить зубы и мыть руки. Зачем мы спим ночью. Зачем нужны автомобили. Поезд и железная дорога. Назначение самолетов. Назначение судов. Устройство судна. Зачем летают в космос. Почему мы часто слышим слово «экология». Проект «Мои домашние питомцы».
Формы и средства контроля
№ п/п | Виды работ | Количество |
1 | Контрольная работа | 1 |
Итого | 1 | |
Контрольная работа
Подведение частных понятий под общее
задание 1
В каждой группе объектов зачеркни «лишнее» слово. Напиши название группы:
а) Луна, щука, дуб, стол, воробей
б) дом, книга, солнце, автомобиль
в) гора, водопад, звезда, паук
Оценка выполнения задания 1
4-й уровень - зачеркивают «лишнее» слово и правильно пишут название группы:
а) «лишнее» слово - стол, группа - «Природа»;
б) «лишнее» слово - солнце; группа - «Изделия» или «Сделаны человеком»;
в) «лишнее» слово - паук, группа - «Неживая природа».
3-й уровень - правильно определены «лишние» слова, названия двух групп.
2-й уровень - правильно определены «лишние» слова, нет названий групп.
1-й уровень - задание не выполнено.
ЗАДАНИЕ 2
Соедини линией слова, написанные в левом столбике, с понятиями правого столбика, одуванчик
клён деревья
тюльпан
сирень кустарники
берёза
ель травянистые растения
малина
Оценка выполнения задания 2
4-й уровень - верно подводят частные понятия под три общих понятия.
3-й уровень - допущена одна ошибка в подведении частных понятий под три общих понятия.
2-й уровень - допущено две-три ошибки в подведении частных понятий под общее.
1-й уровень - допущено более трех ошибок.
Выделение частей целого
задание
Подпиши части растения.
Оценка выполнения задания 3
4-й уровень - правильно подписаны все части растения (корень, стебель, лист, цветок).
3-й уровень - допущена одна ошибка. 2-й уровень - допущены две ошибки. 1-й уровень - задание не выполнено.
Выделение существенных признаков понятия
ЗАДАНИЕ 4
Подчеркни главные признаки объектов живой природы: свистит, дышит, питается, гремит, размножается, поёт, двигается, шумит, льётся, умирает.
Оценка выполнения задания 4
4-й уровень - подчеркнуто пять главных признаков объектов живой природы (дышит, питается, размножается, двигается, умирает).
3-й уровень - допущена одна ошибка.
2-й уровень - допущены две-три ошибки.
1-й уровень - задание не выполнено, допущено более трех ошибок.
ЗАДАНИЕ 5
Подчеркни или напиши название страны, в которой живешь:
Россия, Украина, Беларусь,
Напиши название столицы своей страны
Оценка выполнения задания 5
4-й уровень - задание выполнено верно. 3-2-й уровни - задание выполнено частично. 1-й уровень - задание выполнено неверно
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Для характеристики количественных показателей используются следующие обозначения:
Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного на класс)
К – полный комплект (на каждого ученика класса)
Ф – комплект для фронтальной работы (не менее одного на двух учеников)
П – комплект для работы в группах (один на 5-6 учащихся)
№ | Наименования учебного оборудования | Необходимое оборудо вание | Имею щееся | % Готовнос ти |
1 | Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | |||
▪А.А. Плешаков «Окружающий мир». Учебник для 1 класса, часть 1, 2. М.:- «Просвещение», 2011
▪ А.А. Плешаков «Окружающий мир». Рабочая тетрадь к учебнику для 1 класса, часть 1, 2. М.:- «Просвещение», 2011 ▪Е.М. Тихомирова. Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир». М.:- «Экзамен», 2011. ▪ Тесты к учебнику «Окружающий мир» для 1 класса (автор А.А. Плешаков, М.:- «Просвещение», 2011). ▪ УМК «Школа России» (Сборник рабочих программ «Школа России», 1-4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. –М.:«Просвещение», 2011 | К К Д Д Д | 27 27 1 1 1 | 100 100 100 100 100 | |
2 | Печатные пособия | |||
Таблицы природоведческого и обществоведческого содержания в соответствии с программой обучения Плакаты по основным темам естествознания Портреты выдающихся деятелей России (политических, военачальников, писателей, поэтов, композиторов) Географические и исторические настенные карты Иллюстрированные материалы (альбомы, комплекты открыток) | Д Д Д Д Ф | 1 1 1 1 14 | 100 100 100 100 | |
3 | Компьютерные и информационно-коммуникативные средства | |||
Электронная энциклопедия «Кирилла и Мифодия | Д | 1 | 100 | |
4 | Технические средства обучения | |||
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц. Магнитная доска. Персональный компьютер Мультимедийный проектор. Принтер | Д Д Д Д Д | 1 1 1 1 1 | 100 100 100 100 100 | |
5 | Экранно-звуковые пособия | |||
Видеофрагменты и другие информационные объекты, отражающие темы курса окружающий мир Аудиозаписи соответствующие содержанию обучения Видеофильмы соответствующего содержания Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения | Д Д Д Д | 1 1 1 1 | 100 100 100 100 | |
6 | Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование | |||
Термометры для определения температуры воздуха, воды. Термометр медицинский. Лупа. Компас. Часы с синхронизированными стрелками Модели светофоров, дорожных знаков, средств транспорта. Муляжи овощей, грибов, фруктов. | Д Д Д Д Д К/Ф Д | 1 1 1 1 1 14 1 | 100 100 100 100 | |
7 | Натуральные объекты | |||
Коллекции полезных ископаемых. Коллекции плодов и семян растений. Гербарии культурных и дикорастущих растений. Живые объекты (комнатные растения) | Д Д Д Д | 1 1 1 1 | 100 100 100 100 | |
8 | Оборудование класса | |||
Ученические столы одноместные Стол учительский тумбой Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий. Настенные доски Подставки для книг. | К Д Д Д К | 30 1 1 1 27 | 100 100 100 100 100 | |
9 | Игры и игрушки | |||
Настольные развивающие игры по тематике предмета «Окружающий мир» (лото, игры – путешествия и т.д.) Наборы карандашей, красок, альбомов для рисования | П К | 5 27 | 100 100 |
Перечень учебно-методических средств обучения
- Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир: Учебники для 1 кл. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011
- Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Рабочая тетрадь для 1кл.к уч. «Окружающий мир»- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012
- Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Методические пояснения к курсу «Окружающий мир» 1классы. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011
- Трафимова Г.В. Секреты и диковинки окружающего мира: Книга для чтения по курсу «Окружающий мир».- Самара: Корпорация «Федоров».
- Трафимова Г.В. Тайны далекие и близкие: Книга для чтения по курсу «Окружающий мир». - Самара: Корпорация «Федоров»
Специфическое сопровождение (оборудование)
Наглядные пособия:
- Натуральные: гербарии, чучела, коллекции минералов и горных пород, скелет человека, скелет любого млекопитающего;
- Изобразительные:
- муляжи плодов, животных и отдельных органов человека;
- таблицы групп растений и животных, отдельных органов человека и систем органов, внешнего и внутреннего строения человека, значение полезных ископаемых;
- физический глобус Земли, компас, теллурий, муляжи;
- атлас для начальных классов;
- настенные карты: «Физическая карта полушарий», «Физическая карта мира», «Физическая карта России», «Карта природных зон мира», «Карта природных зон России», «Политическая карта мира»;
- рисунки, слайды, диафильмы;
- Самодельные наглядные пособия;
- Интерактивная доска.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа и тематическое планирование по окружающему миру УМК "Планета знаний
рабочая программа и тематическое планирование по окружающему миру составлена на основе программы УМК "Планета знаний...
Тематическое планирование по окружающему миру
Тематическое планирование по окружающему миру в 1 классе составлено на основе требований федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования 2004 года. УМК "Школа России"...
Поурочно-тематическое планирование по окружающему миру, 1 класс.
Поурочно-тематическое планирование по окружающему миру, 1 класс....
тематическое планирование по окружающему миру 1 класс УМК 2100
тематическое планирование по окружающему миру 1 класс УМК 2100...
Календарно - тематическое планирование по окружающему миру (3 кл) к учебнику "Окружающий мир" (авт. Е.В.Саплина, А.И.Саплин, В.И.Сивоглазов).. й
Календарно - тематическое планирование по окружающему миру (3 кл) составлено к учебнику "Окружающий мир" (авт. Е.В.Саплина, А.И.Саплин, В.И.Сивоглазов)....
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру к учебнику Плешакова А. А. «Окружающий мир» 4 класс
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру к учебнику Плешакова А.А. "Окружающий мир" 4 класс ФГОС...
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру в 1 классе (1-4) по учебнику «Окружающий мир» Плешаков А.А.
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру в 1 классе (1-4) по учебнику «Окружающий мир» Плешаков А.А. ч.1, ч.2. из расчета 2 часа в неделю, всего в год 66 часов...