Рабочая программа по окружающему миру 3 класс УМК "Начальная школа XXI века"
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) по теме
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс УМК "Начальная школа XXI века". Программа адресована учащимся с разноуровневой подготовкой 3 класса, продолжающим осваивать ОМ по УМК «Начальная школа XXI века» и рассчитана на 1 (2013-2014уч.г.) год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nachalnaya_shkola_xxi_veka_rabochaya_programma_om_3_klass.rar | 73.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематический план
№ п/п | Наименование изучаемой темы | Основное содержание по теме | Характеристика основных видов деятельности (на уровне учебных действий) | |||||||
1 | Тема 1: «Земля - наш общий дом» Всего часов 7 ч | |||||||||
Дата | Тема урока, тип урока | Кол-во часов | Элемент содержания | Требования к результатам (предметным и метапредметным*) | Контрольно-оценочная деятельность | Информационное сопровождение, цифровые и электронные образовательные ресурсы** | Д.З.* | |||
Учащийся научится | Учащийся сможет научиться | Вид | Форма | |||||||
1.1 | Где и когда ты живешь? Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | 1 | Человек – член общества. Россия – наша Родина. Символика России | получит представление о пространстве и времени; давать название нашей планеты, родной страны и ее столицы, региона, родного города; соотносить год, век, арабские и римские цифры | -ставить и формулировать проблемы, участвовать в диалоге; -слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки | текущий | УО | Презентация учителя | ||
1.2 | Солнечная система. Комбинированный | 1 | Живая и неживая природа. Солнце. Солнце – небесное тело, источник света. | -называть и различать тела живой и неживой природы; иметь представление о Солнце и Солнечной системе; называть планеты солнечной системы (2-3); объяснять значение Солнца для жизни на Земле; характеризовать условия жизни на Земле | -«читать» информацию, представленную в виде схемы -определять характер взаимоотношений человека с природой, -обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой | текущий | УО | Презентация «Планеты Солнечной системы» http://viki.rdf.ru | ||
1.3 | Солнечная система. Комбинированный | 1 | Общее представление о влиянии Солнца на земную жизнь. Названия планет. | называть общие условия, необходимые для жизни живых организмов; -иметь общее представление о влиянии Солнца на земную жизнь;- различать объекты живой и неживой природы | читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное | текущий | УО | |||
1.4 | Солнце – источник тепла и света. Комбинированный | Условия жизни на Земле: свет, тепло. Солнце – источник света и тепла для всего живого на Земле. Явления природы: смена дня и ночи, смена времен года. | иметь представление о Солнце и Солнечной системе; называть планеты солнечной системы (2-3); объяснять значение Солнца для жизни на Земле | -слушать и слышать; - выражать свои мысли; анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты | текущий | УО | ||||
1.5 | Вода – условие жизни на Земле. Комбинированный | 1 | Вода как условие жизни на Земле: вода. Охрана природных богатств. | –называть основные условия жизни на Земле; – свойства воды; – объяснять, как охранять природные богатства; -понимать значение воды для жизни на Земле | работать с географической картой, глобусом | текущий | УО | Презентация учителя | ||
1.6 | Воздух – условие жизни на Земле. Комбинированный | 1 | Воздух как условие жизни на Земле. Охрана природных богатств. | - называть свойства воздуха; –объяснять, как охранять природные богатства; - объяснять значение воздуха для жизни на Земле | отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. | текущий | УО | Презентация учителя | ||
1.7 | Какой будет погода? Урок обобщения и систематизации знаний | 1 | Погода. Прогноз погоды. | работать с географической картой, глобусом по заданию учителя; рассказывать о погоде в своем населенном пункте | участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом | тематический | Тест | |||
2 | Тема 2: «Как человек изучает Землю» Всего часов 4 ч | |||||||||
2.1 | Человек познает мир. Как изображают Землю. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | 1 | Методы познания человеком окружающего мира. Изображение Земли. Модели как метод изучения мира. | понимать, что такое глобус, параллели, меридианы; - работать с глобусом | отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. | текущий | УО | |||
2.2 | Географическая карта. Комбинированный | 1 | Карта , масштаб, условные обозначения карты. | понимать, для чего нужны карта, условные обозначения карты (параллели, меридианы); - читать план карты и работать с картой | извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель, иллюстрация и др) | текущий | УО | |||
2.3 | Зачем нужен план. Комбинированный | 1 | План, масштаб, условные обозначения плана. | знать, для чего нужен план, условные обозначения план; - читать план карты и работать с картой | анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты | текущий | УО | |||
2.4 | Чтобы не заблудиться в лесу. Урок обобщения и систематизации знаний | 1 | Способы ориентирования в окружающем мире. | работать с географической картой, глобусом по заданию учителя; иметь представление о способах ориентирования в окружающем мире. выполнять правила поведения в природе; находить дополнительную информацию о родном крае | извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель, иллюстрация и др) | тематический | Тест | |||
3 | Тема 3: «Царства природы» Всего часов 27 ч | |||||||||
3.1 | Бактерии. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | 1 | Бактерии – примитивные живые существа. Особенности их жизни, места их обитания. Бактерии «помощники» человека и бактерии- паразиты. | иметь представление об особенностях жизни и местах обитания бактерий знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов; | определять план выполнения заданий на уроках, жизненных ситуациях под руководством учителя. | текущий | УО | Презентация «Бактерии» http://viki.rdf.ru | ||
3.2 | Грибы. Комбинированный | 1 | Грибы как особая группа живых организмов. Особенности внешнего вида и строения грибов, отличие их от растений. | называть особенности внешнего вида, строения грибов; понимать отличия грибов от растений; | выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). | текущий | УО | Презентация «Грибы» http://viki.rdf.ru | ||
3.3 | Грибы. Урок обобщения и систематизации знаний | 1 | Съедобные и несъедобные грибы (узнавание). Правила сбора грибов. | называть особенности внешнего вида, строения грибов, отличия от растений; понимать значение грибов в природе и в жизни человека | отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. | тематический | Тест | |||
3.4 | Растения культурные и дикорастущие. Комбинированный Экскурсия. | 1 | Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям Дикорастущие и культурные растения, их различия на примере растений родного края. | описывать растения по плану учителя и самостоятельно составленному; различать растения культурные и дикорастущие; выполнять правила поведения в природе; находить дополнительную информацию о растениях родного края, страны | -анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты | текущий | УО | Презентация «Группы растений» http://viki.rdf.ru | ||
3.5 | Если бы на Земле не было растений… Комбинированный | 1 | Роль растений в природе и в жизни людей. Учебный диалог «Если бы на Земле не было растений» | раскрывать значение растений в природе и жизни человека | ориентироваться в понятиях «сообщество», «кустарники», «деревья», «травы», «лекарственные растения»; | текущий | УО | |||
3.6 | Разнообразие растений на Земле. Комбинированный | 1 | Группы растений, отличающиеся строением, внешним видом, условиями произрастания: папоротники, мхи, хвойные, водоросли, цветковые | классифицировать растения по существенным признакам, отличающим одну группу от другой (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые) | -анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты | текущий | УО | Презентация учителя | ||
3.7 | Разнообразие растений на Земле. Урок обобщения и систематизации знаний | 1 | Группы растений, отличающиеся строением, внешним видом, условиями произрастания: папоротники, мхи, хвойные, водоросли, цветковые | классифицировать растения по существенным признакам, отличающим одну группу от другой (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые) | участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом | текущий | УО | |||
3.8 | Растения прекрасные и опасные. Комбинированный | 1 | Ядовитые растения: внешний вид, опасные свойства различных органов. | называть представителей полезных и вредных растений; -уметь различать части растения, отображать их в рисунке (схеме); -приводить примеры разных групп растений (2-3 представителя из изученных); | читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное | текущий | УО | |||
3.9 | Как живёт растение. Комбинированный | 1 | Отличия растений от животных. Органы растения (корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами), их значение для его роста и развития. Наземные и подземные органы. Лист- орган питания. Побег- сложный надземный орган растения. Стебель как часть побега. | называть отличия растений от животных; называть органы растений и их значение для роста и развития растения | определять план выполнения заданий на уроках, жизненных ситуациях под руководством учителя. | текущий | УО | |||
3.10 | Органы растения. Комбинированный | 1 | Органы растения (корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами), их значение для его роста и развития. Цветки одиночные и соцветия. Плод растения как орган размножения. Особенности питания растений. | -понимать значение частей растений в его жизни; - рассказывать, как размножаются растения; - называть части растений. | выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). | текущий | УО | Презентация учителя | ||
3.11 | Размножение растений. Комбинированный | 1 | Растения: части растений (плоды и семена). Размножение растений вегетативно (частями, корнями, клубнями, корневищем, луковицами), а также семенами. | - рассказывать, как размножаются растения; - называть части растений. | извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель, иллюстрация и др) | текущий | УО | |||
3.12 | Размножение растений. Комбинированный | 1 | Размножение растений вегетативно (частями, корнями, клубнями, корневищем, луковицами), а также семенами. | -понимать значение частей растений в его жизни; - рассказывать, как размножаются растения; - называть части растений. | отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. | текущий | УО | Презентация учителя | ||
3.13 | Как долго живут растения. Комбинированный | 1 | Продолжительность жизни растений. Однолетние, двулетние и многолетние растения | -понимать, какими бывают растения по продолжительности жизни; - оценивать воздействие человека на природу; выполнять правила поведения в природе; находить дополнительную информацию о растениях родного края, страны | текущий | УО | ||||
3.14 | Культурные растения в жизни человека. Комбинированный | 1 | Дикорастущие и культурные растения. Культурные растения в жизни человека. | называть представителей дикорастущих и культурных растений, их различия на примере растений родного края; раскрывать значение культурных растений в жизни человека; иметь представление о том, когда и почему возникло земледелие | участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом | текущий | УО | |||
3.15 | Культурные растения в жизни человека. Комбинированный | 1 | Что дают человеку злаки. Когда и почему возникло земледелие. Хлеб – великое чудо земли. | называть представителей дикорастущих и культурных растений, их различия на примере растений родного края; - оценивать воздействие человека на природу; выполнять правила поведения в природе; | читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное | тематический | Тест | Презентация учителя | ||
3.16 | Красная книга России. Комбинированный | 1 | Причины исчезновения растений. Красная книга России, ее значение. Страницы Красной книги. Правила охраны растительного мира. Отдельные представители растений оранжевых страниц Красной книги. | - объяснять необходимость бережного отношения человека к окр. среде; называть причины исчезновения растений; соблюдать правила поведения в природе находить дополнительную информацию о растениях родного края, страны | определять план выполнения заданий на уроках, жизненных ситуациях под руководством учителя. | текущий | УО | Презентация-клип «Красная книга» http://viki.rdf.ru | ||
3.17 | Красная книга России. Урок обобщения и систематизации знаний | 1 | Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. | оценивать воздействие человека на природу; называть отдельных представителей растений Красной Книги; выполнять правила поведения в природе; находить дополнительную информацию о растениях родного края, страны | ориентироваться в понятиях «сообщество», « кустарники», «деревья», «травы», «лекарственные растения»; | тематический | Тест | |||
3.18 | Разнообразие мира животных. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | 1 | Фауна – необходимая и важная составляющая природы. Взаимосвязи в мире природы. Необходимость поддержания равновесия и гармонии в ней. Цепи питания. Место животных и растений в цепи питания. | раскрывать значение животных в природе; осознавать взаимосвязи в мире природы, - знать об особенностях питания разных животных; - различать животных разных групп; необходимость поддержания равновесия и гармонии в ней | извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель, иллюстрация и др) | текущий | УО | Презентация учителя | ||
3.19 | Разнообразие мира животных. Комбинированный | 1 | Фауна разнообразна: одноклеточные и многоклеточные, беспозвоночные и позвоночные животные. Животные различаются по принадлежности к классу, по величине, внешнему виду и способам защиты. | различать животных разных групп (одноклеточные – многоклеточные, беспозвоночные – позвоночные, по величине, внешнему виду и способам защиты) | читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное | текущий | УО | |||
3.20 | Животные – живые существа (организмы). Комбинированный | 1 | Животные обладают умением ориентироваться в окружающем мире. Особенности питания разных животных. Хищные, растительноядные, зерноядные, всеядные животные | называть признаки живого организма; иметь представление о способах питания животных; объяснять способы приспосабливания животных к условиям жизни; - устанавливать цепи питания в природных сообществах родного края; | -анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты | текущий | УО | |||
3.21 | Животные – живые существа (организмы). Комбинированный | 1 | Способы передвижения животных. Органы дыхания животных . Приспосабливание животных к условиям жизни Цепи питания. Природные сообщества родного края | называть признаки живого организма; характеризовать основные процессы жизнедеятельности животных; классифицировать животных по разным признакам: способу питания, особенностям передвижения, способу дыхания, особенностям размножения; различать (соотносить) приспособления животных к среде обитания | выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). | текущий | УО | |||
3.22 | Беспозвоночные животные. Комбинированный | 1 | Беспозвоночные животные не имеют позвоночника. Разнообразие насекомых. Особенности строения тела насекомых. Пауки. | называть особенности беспозвоночных животных; - приводить примеры разных групп животных; -раскрывать особенности их внешнего вида | анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты | текущий | УО | Презентация учителя | ||
3.23 | Позвоночные животные. Рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся. Комбинированный | 1 | Позвоночные животные Различие групп животных по существенным признакам, легко выделяемым во внешнем строении: рыбы, земноводные (амфибии), пресмыкающиеся (рептилии), птицы и звери (млекопитающие) | различать группы позвоночных животных (рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери) по особенностям внешнего вида, строению животного | отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. | текущий | УО | |||
3.24 | Позвоночные животные. Птицы и млекопитающие (звери). Комбинированный | 1 | Позвоночные животные. Различие групп животных по существенным признакам, легко выделяемым во внешнем строении. Особенности жизни птиц и зверей. | называть особенности позвоночных животных; - приводить примеры разных групп животных; -раскрывать особенности их внешнего вида | выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). | тематический | Тест | |||
3.25 | Природное сообщество. Комбинированный | 1 | Знакомство с понятием «природное сообщество». Пищевые цепи: как связаны в них живые существа | иметь понятие о «природном сообществе»; объяснять способы приспосабливания животных к условиям жизни; -называть особенности внешнего вида в зависимости от среды обитания; -устанавливать цепи питания | определять план выполнения заданий на уроках под руководством учителя. | текущий | УО | Презентации «Лес», «Луг», «Водоём» http://viki.rdf.ru | ||
3.26 | Почему люди приручили диких животных. О заповедниках. Урок обобщения и систематизации знаний | 1 | Как и почему человек одомашнил диких животных. Как человек может помочь дикой природе. Заповедники. Правила поведения в охраняемых местах и заказниках. | оценивать роль животных в жизни человека; объяснять необходимость бережного отношения человека к окружающей среде; соблюдать правила поведения в природе | высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы | тематический | Тест | |||
3.27 | Контрольная тестовая работа №1 (за 1 полугодие). Контроль и оценка знаний | 1 | Проверка ЗУН | выполнять тестовые задания, применяя полученные знания | -осуществлять контроль и самоконтроль | Итоговый | Тесто вая работа | |||
4 | Тема 4: «Наша Родина: от Руси до России» Всего часов 11 ч | |||||||||
4.1 | Как люди узнают о прошлом. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | 1 | История изучает прошлое Земли и человеческого общества. Методы изучения прошлого: раскопки, изучение берестяных грамот, древних предметов быта. | иметь представление о раскопках, археологах, берестяных грамотах; работать с исторической картой; называть крупные города Древнерусского государства | извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель, иллюстрация и др | текущий | УО | Презентация «Древня Русь» http://viki.rdf.ru | ||
4.2 | Восточнославян-ские племена. Комбинированный | 1 | Расселение восточных славян, освоение территорий между Черным, Белым и Балтийским морями. Объединение славянских племен для защиты от врагов. | иметь представление о названии государства и его соответствие исторической эпохе; -называть наиболее важные события древнерусской истории; | отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. | текущий | УО | |||
4.3 | Первые русские князья. Комбинированный | 1 | Возникновение Древнерусского государства, его столица и города. Первые русские князья. | Соотносить названия русского государства и их соответствие исторической эпохе; | высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы | текущий | УО | Презентация учителя | ||
4.4 | Первые русские князья. Комбинированный | 1 | Правители Древнерусского государства: Владимир Красное Солнышко, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах | характеризовать важнейшие события в истории государства; называть имена отдельных руководителей государства (Ярослав Мудрый, Владимир Мономах) | выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). | текущий | УО | |||
4.5 | Первые русские князья. Проект «Великие правители России» Комбинированный | 1 | Правители Древнерусского государства: Владимир Красное Солнышко, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах | характеризовать важнейшие события в истории государства; называть имена отдельных руководителей государства (Владимир Красное Солнышко, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах) | отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. | текущий | УО | |||
4.6 | Как Москва стала столицей России. Комбинированный | 1 | Образование Московской Руси. Становление Москвы как столицы. Причины усиления Москвы. | соотносить названия русского государства и их соответствие исторической эпохе; - описывать отдельные события из истории Отечества | определять план выполнения заданий на уроках, жизненных ситуациях под руководством учителя. | текущий | УО | |||
4.7 | Иван IV Грозный - первый русский царь. Комбинированный | 1 | Венчание на царство Ивана IV. Характер и особенности поведения Грозного. | - описывать отдельные события из истории Отечества; называть имена отдельных руководителей государства (Иван IV Грозный) | высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы | текущий | УО | |||
4.8 | Российская империя. Петр I Великий. Комбинированный | 1 | Петр I – император и человек. Деятельность Петра I: создание флота, строительство Санкт-Петербурга, развитие промышленности, образования и др. | соотносить названия русского государства и их соответствие исторической эпохе; - описывать отдельные события из истории Отечества; называть имена отдельных руководителей государства (Петр I Великий) | выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). | текущий | УО | Презентация «Пётр I» http://viki.rdf.ru | ||
4.9 | Екатерина II Великая Комбинированный | 1 | Екатерина II – российская императрица. Деятельность царицы на благо России. Характер, интересы Екатерины Великой. | - описывать отдельные события из истории Отечества; называть имена отдельных руководителей государства (Екатерина II Великая) | работать самостоятельно и оценивать свои знания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности | текущий | УО | Презентация учителя | ||
4.10 | Последний российский император Николай II Комбинированный | 1 | Последний российский император и его семья. Время, в которое он правил. Характер Николая II, особенности его правления | описывать отдельные события из истории Отечества; называть имена отдельных руководителей государства (Николай II) | высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы | текущий | УО | |||
4.11 | Советская Россия. СССР. Российская Федерация. Урок обобщения и систематизации знаний | 1 | Октябрьская революция в России. Республики, входившие в состав СССР. Распад СССР. Первый президент РФ. Основы устройства современной России. | описывать отдельные события из истории Отечества; иметь элементарные представления о государственной власти | определять план выполнения заданий на уроках, жизненных ситуациях под руководством учителя. | тематический | Тест | Презентация учителя | ||
5 | Тема 5: «Как люди жили в старину» Всего часов 12 ч | текущий | УО | |||||||
5.1 | Из истории имен. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | 1 | Что отражают имя, отчество и фамилия человека. Как рождались имена и фамилии. | иметь представление о происхождении имен, отчеств, фамилий | работать самостоятельно и оценивать свои знания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности | текущий | УО | |||
5.2 | Какими людьми были славяне. Комбинированный | 1 | Особенности внешнего вида славян. Как выглядели люди в разные исторические эпохи. Труд славян в далекой древности. Защита Родины – долг славянина. | характеризовать некоторые важнейшие события в истории российского государства (объединение славян, принятие христианства); иметь представление о характере и особенностях жизни славянина (труд, досуг, защита Отечества, нравственные качества); | выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). | текущий | УО | Презентация учителя | ||
5.3 | Какими людьми были славяне. Комбинированный | 1 | Забота о ближнем – черта славянского характера. Как славяне проводили свободное время. | - описывать особенности жизни людей; - описывать особенности внешности и характера предков; - давать характеристику быта русских людей | высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы | текущий | УО | |||
5.4 | Скажи, какой у тебя дом… Комбинированный | 1 | Зависимость жилища от условий окружающей среды и социального положения жильца. Особенности крестьянской избы. | рассказывать об особенностях жизни людей в Древней Руси, Московской Руси, России разных эпох; сравнивать картины природы, портреты людей, одежду, вещи, предметы быта разных эпох | отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. | текущий | УО | |||
5.5 | Скажи, какой у тебя дом… Комбинированный | 1 | Какие предметы окружали людей в старину. Первые каменные постройки. | рассказывать об истории русской избы; - описывать русскую избу; - давать характеристику быта русских людей | работать самостоятельно и оценивать свои знания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности | текущий | УО | |||
5.6 | По одёжке встречают… Комбинированный | Одежда людей разных сословий. Изготовление одежды (головные уборы) | рассказывать об особенностях жизни людей в Древней Руси, Московской Руси, России разных эпох; сравнивать картины природы, портреты людей, одежду, вещи, предметы быта разных | извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель, иллюстрация и др) | текущий | УО | Презентация учителя | |||
5.7 | Валенки, валенки… Комбинированный | Изготовление одежды (обувь). Одежда детей, женщин, мужчин. | рассказывать об особенностях жизни людей в Древней Руси, Московской Руси, России разных эпох; сравнивать картины природы, портреты людей, одежду, вещи, предметы быта разных эпох | читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное | текущий | УО | ||||
5.8 | Одежда по приказу. Комбинированный | Особенности одежды славян в разные исторические периоды. Костюм богатых и бедных. | -рассказывать о наиболее важных событиях истории государства; - понимать особенности изготовления одежды; как одевались богатые и бедные - описывать особенности жизни людей | выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). | текущий | УО | ||||
5.9 | «Русская трапеза». Проект «Чай – наш любимый напиток» Комбинированный | 1 | Особенности трапезы в городе и в сельской местности, в разные сезоны. Хлеб да вода – крестьянская еда. Богатый дом – обильная еда. | понимать традиции русской трапезы; - давать характеристику быта русских людей; - описывать особенности жизни людей | извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель, иллюстрация и др) | текущий | УО | |||
5.10 | Верования языческой Руси. Комбинированный | 1 | Язычество как вера древних славян. Языческие боги древних славян. | понимать, во что верили славяне; - давать характеристику быта русских людей; - описывать особенности жизни людей | работать самостоятельно и оценивать свои знания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности | текущий | УО | Презентация учителя | ||
5.11 | Верования языческой Руси. Комбинированный | 1 | Народные праздники (Масленица, Иван-Купала). | характеризовать некоторые важнейшие события в истории Руси (объединение славян); иметь представление о характере и особенностях жизни славянина (вера- язычество); | отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. | текущий | УО | |||
5.12 | Принятие христианства на Руси. Урок обобщения и систематизации знаний | 1 | Принятие христианства на Руси. Христианские праздники. | характеризовать некоторые важнейшие события в истории российского государства (объединение славян, принятие христианства); иметь представление о характере и особенностях жизни славянина (труд); | извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель, иллюстрация и др) | тематический | Тест | |||
6 | Тема 6: «Как трудились в старину» Всего часов 7 ч | текущий | УО | |||||||
6.1 | Что создавалось трудом крестьянина? Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | 1 | Как на Руси возникло земледелие. Крестьянский труд, зависимость от природных условий, времени года и погоды. Труд мужчины, женщины, детей в крестьянской семье. | различать понятия «земледелие», «ремесло», «торговля», «крепостной», «крепостное право», «помещик», «землевладелец»; рассказывать, чем занимались крестьяне; - описывать картины труда, традиции и русских людей в разные исторические времена | работать самостоятельно и оценивать свои знания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности | текущий | УО | |||
6.2 | Труд крепостных крестьян. Комбинированный | 1 | Крепостное право в России: что оно дало помещикам и крестьянам. Отмена крепостного права | характеризовать некоторые важнейшие события в истории российского государства (крепостное право); описывать картины труда, традиции и русских людей в разные исторические времена | выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). | текущий | УО | |||
6.3 | Что создавалось трудом ремесленника? Комбинированный | 1 | Что такое ремесло и кого называют ремесленником. Особенности труда ремесленника. Развитие ремесел в России. | иметь представление о ремеслах гончаров, ткачей, описывать картины труда, традиции и русских людей в разные исторические времена | высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы | текущий | УО | Презентация учителя | ||
6.4 | Игрушки делать – тоже ремесло. Русские оружейники. Комбинированный | 1 | Гончарное ремесло – одно из самых древних. Изготовление оружия и защитных доспехов – древнее ремесло славян. | характеризовать некоторые важнейшие события в истории российского государства (возникновение ремесел, развитие городов); иметь представление о ремеслах гончаров, ткачей, оружейников | извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель, иллюстрация и др) | текущий | УО | |||
6.5 | Что создавалось трудом рабочего? Комбинированный | 1 | Значение развития промышленности. Как развивались мануфактуры, заводы и фабрики в России. Первая железная дорога в России. Значение железных дорог для развития страны | иметь представление, что такое веретено, прялка, ткацкий станок; - что такое фабрика, завод; кто такие капиталисты, рабочие; - описывать картины быта, труда русского человека | отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. | текущий | УО | Презентация учителя | ||
6.6 | Контрольная работа №2 (за 2 полугодие). Контроль и оценка знаний. | 1 | Проверка полученных знаний, умений, навыков | - выполнять тестовые задания, применяя полученные знания | -осуществлять контроль и самоконтроль | Итоговый | Тесто вая работа | |||
6.7 | Открытия, которые совершил человек в XIX-XX веках. Урок обобщения и систематизации знаний | 1 | Научные открытия в XIX-XX веках, которые изменили жизнь человека. Создание парохода, автомобиля, самолета, аэростата, космического корабля. | называть важнейшие события в истории развития страны и открытия в XIX- XX веках (строительство первой железной дороги, развитие пароходства, автомобилестроения, самолетостроения, достижения в космонавтике | выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). | тематический | Тест | Презентация учителя |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике 1 класс УМК "Начальная школа XXI века" с учетом ФГОС
Рабочая программа составлена с учетом требований ФГОС и рассматривает: планируемые результаты по математике, календарно-тематическое планирование, содержание программы, формы и средства контроля, мате...
Рабочая программа по математике 1 класс УМК "Начальная школа 21 века" ФГОС
Рабочая программа содержит пояснительную записку и развернутое календарно-тематическое планирование с УУД в соответствии с требованиями ФГОС 2009 года....
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Перспективная начальная школа" 4 класс
Рабочая программа состоит из разделов1 Поянительная записка2.Общая характеристика курса3.Описание места учебного предмета в учебном плане4. Ценностные ориентиры содержания ученого предмета.5.Кал...
Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Перспективная начальная школа". 1 класс.
Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Перспективная начальная школа". 1 класс....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ УМК "ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА" 3 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ УМК "ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА" 3 класс...
Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Перспективная начальная школа". 2 класс
Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Перспективная начальная школа". 2 класс...
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Перспективная начальная школа" 1 класс
Данная программа разработана для учащихся 1 класса в соответствии с ФГОС....