Ориентирование на местности по Солнцу.
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
План-конспект урока с использованием ЭОР. В работе даны перечень ЭОР, используемых на уроке, и гиперссылки на ресурс, обеспечивающий доступ к этим ЭОР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
orientirovanie_na_mestnosti_po_solntsu._yakovleva._plan-konspekt.docx | 492.72 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Ориентирование на местности по Солнцу
(Тема урока)
1. ФИО (полностью) Яковлева Инна Игоревна
2. Место работы МОУ СОШ «Веста», г. о. Черноголовка, Московская область
3. Должность учитель начальных классов
4. Предмет окружающий мир
5. Класс 3
6. Тема и номер урока в теме: «Ориентирование на местности по Солнцу», урок №2, «Ориентирование»
7. Предметная программа и её автор: Окружающий мир, Клепинина З.А., Ворожейкина Н.И.
8. Цель урока: Познакомить учащихся с понятием «ориентирование». Научить определять стороны горизонта по Солнцу.
9. Тип урока: урок изучения новых знаний
10. Модель организации УПД младших школьников: АРМ учителя - класс, 1 ПК – 2 ученика - самостоятельная работа в парах
11. Необходимое оборудование: ИД Smart Board, компьютер, колонки, проектор, компьютеры для учащихся;
12. Структура и ход урока
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Решаемая задача | Деятельность ученика | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) | Время ( мин.) |
Во время перемены на доске висит ребус. Дети пытаются его разгадать (турист) | ||||||
I. 1 | АДАПТАЦИ-ОННЫЙ этап Мотивация к учебной деятельности | Включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Ответы детей | - Разгадали ребус? - Кто такой турист? - Подберите к нему синонимы. - Кто из вас ходил в поход? - А кто бы хотел пойти в поход? - Как вы думаете, должен ли турист обладать какими-то специальными знаниями и умениями? - Какими? Для чего? Во время беседы учитель подводит детей к пониманию: 1) важности умения определять на-правление движения, места своего нахождения; 2) необходимости овладения дан-ным умением не только для любителей походов, но и для других людей, а также для самих ребят, т.к. они часто ходят в лес за грибами, ягодами, … * (*пояс. автора – г.Черноголовка расположен в лесной зоне) | 3 | |
2 | Актуализация опорных знаний | Выявить предварительные знания учащихся, проверить усвоение материала предыдущего урока. | Ответы детей. Выполнение теста, нахож-дение загаданного слова. Ответы детей. Просмотр фрагмента. Ответы детей. Один ученик на доска изо-бражает их на рисунке. | - А знаете ли вы, как называется умение определять направление движения, места своего нахождения ? Выслушиваются ответы детей, но не указывается правильный из них (если он был). Учитель предлагает проверить кто же из отвечающих прав с помо-щью небольшого теста (таблица № 3). Работа проводится по вариантам. Буква правильного ответа записыва-ется в строчку на листок. После окончания тестирования соседи по парте должны соединить свои листочки. Если ответы у обоих верные, то получится слово «ОРИЕНТИРОВАНИЕ». Параллельно со всем классом два ученика выполняют аналогич-ную работу у доски, спрятавшись за открывающиеся половинки («кры-лья») доски. Выполнив тест, «кры-лья» закрываются. На доске должно образоваться слово «ОРИЕНТИРО-ВАНИЕ» -Попробуйте еще раз объяснить, что же такое ориентирование. Учитель предлагает проверить точность ответов, посмотрев первый фрагмент анимации. - От какого слова произошло слово «ОРИЕНТИРОВАНИЕ»? Почему? - Как вы думаете, что необходимо знать, чтобы правильно ориентиро-ваться на местности? - Перечислите, какие стороны гори-зонта вы знаете? | № 1 Эпизод 1. | 6 (30сек) |
II. 1.1. | ОСНОВНОЙ ЭТАП Постановка мини-проблемы № 1. | Мотивировать к поиску ответа на проблемный вопрос № 1. | Дети отвечают, в какой стороне находится турист. Ответы детей | На рисунке с изображением ос-новных сторон горизонта учитель поочередно прикрепляет изображе-ние туриста на стрелки. Учитель крепит изображение чело-вечка между двумя любыми основ-ными сторонами горизонта. - А в какой стороне сейчас наш турист? | 2 | |
1.2. | «Открытие» детьми новых знаний. | Организовать фиксацию образовательной цели и темы урока; уточнение общего характера нового знания | Размышление, высказывание своего мне-ния, своей версии, идеи. | В ходе беседы выясняется, что турист (предмет) может находится не только четко на какой-то основ-ной стороне горизонта, но и между двумя основными. Детям предлага-ется подобрать термин для этих сторон и их названия. | 4 | |
Внимательно смотрят на иллюстрацию и слушают комментарий. | Учитель предлагает определить автора правильного ответа после просмотра эпизода № 2. | № 1 Эпизод 2 | (23сек) | |||
1.3. | Закрепление полученных знаний | Зафиксировать во внешней речи знания об основных и промежуточных сторонах горизонта. | Ответы детей. | - На какие две группы можно разде-лить все стороны горизонта? - Почему вторая группа так называ-ется? - Как образованы названия проме-жуточных сторон горизонта? | 1 | |
1.4. | Самостоятельная работа с взаимной проверкой. | Тренировать умение указывать стороны горизон-та на бумаге | Работа в тетради. Задание № 6 (подписать на рисунке основные и про-межуточные стороны го-ризонта). Работа проверяется само-стоятельно с последующей взаимопроверкой. | Учитель предлагает самостоятельно выполнить задание № 6 в рабочей тетради. | 3 | |
2. | Физминутка | Снять усталость у учащихся | Дети выполняют физи-ческие упражнения | Выполняет физические упражнения | 2 | |
3.1. | Постановка мини-проблемы № 2. | Мотивировать к поиску ответа на проблемный вопрос № 2. | Высказывание предположений. | - Стороны горизонта мы знаем, но как же все-таки определить, где именно север, ….? | 1 | |
3.2. | Поиск решения проблемы № 2. | Организовать фиксацию образовательной цели и темы урока; уточнение общего характера нового знания | Ответы детей. Высказывание своих предположений. Работа в парах. Поочереди. Ответы детей. | - Вспомните, с помощью чего ориентировались древние люди? - Кто-нибудь из вас знает, как по Солнцу определить стороны гори-зонта? В ходе беседы выясняется, что восход мы наблюдает на востоке, закат – на западе. Учитель предлагает потренироваться определять стороны горизонта по Солнцу на тренажере. - Кто из вас знает, в какой части горизонта находится солнце в полдень? (юг) - Можно ли в полдень определить стороны горизонта? Как? Учебник стр 9 рисунок 6. Учитель организует обсуждение проблемы, обращает внимание детей на направление стрелок, указы-вающих стороны горизонта. Он объясняет, что если в полдень встать лицом к солнцу, то сзади будет север, справа – запад, слева – восток, спереди – юг. | № 2 | 9 (5мин) |
4. | Физминутка для глаз | Снять напряжение глаз | Дети выполняют упражне-ния | Выполняет упражнения для глаз. | 2 | |
5. | Постановка и решение мини-проблемы № 3. | Мотивировать к поиску ответа на проблемный вопрос № 3. Организовать фиксацию образовательной цели и темы урока; уточнение общего характера нового знания | Предположения детей. Чтение текста на слайде. Пробуют по длине тени определить время суток на каждой картинке. Ответ обоснуют. - Не знаем, садится Солнце или встает. Работа на тренажере в парах. Поочереди. | - Мы выяснили, что с помощью солнца можно определить стороны горизонта на закате, восходе и в полдень. А в другое светлое время суток можно? Учитель предлагает ознакомиться с содержанием слайда. Учитель предлагает по длине тени на каждом рисунке определить время суток (ориентировочно). - В чем трудность задания? Организует работу с тренажером. | № 3 № 4 | 8 (1мин) (4мин) |
6. | Рефлексия учебной деятельности на уроке. | Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; оценить свою работу и работу класса на уроке | - Научиться ориентиро-ваться по Солнцу Ответы детей. Дети оценивают свою ра-боту на уроке. | - Какую цель вы ставили пред собой на данном уроке? - Вам удалось достичь цели? - Кто уверен в том, что он теперь легко может ориентироваться по Солнцу? - Кто не уверен в этом? Почему? - Оцените свою работу на уроке с помощью «лестницы успеха». | 3 | |
7. | Домашнее задание | Записывают домашнее за-дание | Учебник стр. 11- 14 РТ №№ 7 – 9 | 1 |
Приложения к плану-конспекту урока
Ориентирование по Солнцу.
(Тема урока)
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ЭОР, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА УРОКЕ
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса[1] | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1. | Ориентирование на местности (N 145513) | Анимация, И | Презентация | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c01f9575-cc1f-4b93-9a04-0e86f29ef739/kompas_1.swf эпизод 1 |
2. | Ориентирование на местности (N 145513) | Анимация, И | Презентация | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c01f9575-cc1f-4b93-9a04-0e86f29ef739/kompas_1.swf эпизод 2 |
3. | Практикум "Стороны горизонта-Солнце" (N 181025) | Интерактивное задание, П | Тестовое задание | |
4. | Слайд "Тени" 1 (N 180960) | Текст с иллюстрациями, И | Фотоизображение | |
5. | Практикум "Стороны горизонта-тени" (N 181145) | Интерактивное задание, П | Тестовое задание |
ТЕСТ Таблица 3.
1 вариант. 1. К открытой местности относится: к) лес о) поле р) море
2. Видимое глазом пространство называется … а) линия горизонта и) горизонт 3. До линии горизонта дойти … л) можно е) нельзя 4. При движении наблюдателя в стороны и при подъеме горизонт и линия горизонта … н) изменяются м) не изменяются 5. Сколько основных сторон горизонта? б) 2 с) 8 т) 4 у) 6 6. Противоположными направлениями являются … к) север – восток е) запад – юг р) восток - юг и) юг - север | 2 вариант. 1. К закрытой местности относится: р) город м) луг о) лес 2. Видимое глазом пространство называется … с) горизонт в) линия горизонта 3. До линии горизонта дойти … а) нельзя е) можно 4. При движении наблюдателя в стороны и при подъеме горизонт и линия горизонта … и) не изменяются н) изменяются 5. Сколько основных сторон горизонта? г) 6 п) 2 у) 8 и) 4 6. Противоположными направлениями являются … к) восток – север а) юг - восток е) запад - восток м) запад - север |
ОРИЕНТИ | РОВАНИЕ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест «Ориентирование на местности»
Данный тест по окружающему миру позволяет быстро и эффективно проверить знания учащихся. Тест составлен по новому образовательному стандарту (второго поколения) Е.М.Тихомирова...
Тестовая контрольная работа по окружающему миру. Тема" Строение Земли. Ориентирование на местности"
В этой работе проверяются знания детей о строении планеты Земля, названии оболочек Земли. Ребята должны назвать, на какие полушария делится Земля и как называются линии, делящие её, дают определение п...
Тест "Ориентирование на местности"
Тест к уроку окружающего мира во 2 классе по проверке домашнего задания."Школа России" А.А. Плешаков 2 класс...
Ориентирование:Ориентирование на местности, 4 класс, УМК "Гармония" (Поглазова)
Презентация создана к уроку оружающего мира в 4 классе УМК "Гармония" (Поглазова) по теме "Ориентирование на местности"....
Конспект урока по теме "Ориентирование на местности Практическая работа №6.«Ориентирование по компасу»" (УМК "Школа России", 2 класс)
Цели деятельности учителя: формирование представления о горизонте и линии горизонта; знакомство со сторонами горизонта (основными и промежуточными), развитие умения обозначать их на схеме, давать пред...
Конспект урока по окружающему миру (2 класс). Тема: «Ориентирование на местности Практическая работа №6.«Ориентирование по компасу»». УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование представления о горизонте и линии горизонта; знакомство со сторонами горизонта (основными и промежуточными), развитие умения обозначать их на схеме, давать пред...