Рабочая программа "Окружающий мир" 1 класс
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) на тему
Рабочая программа составлена на основе авторской программы О.Т.Поглазовой (УМК "Гармония"!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_okruzhayushchemu_miru_1_klass.doc | 234 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Данная рабочая учебная программа по курсу «Окружающий мир» разработана с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы О.Т.Поглазовой (УМК «Гармония») и в соответствии с образовательной программой
МБОУ РСОШ№10.
Предметная область «Естествознание, обществознание» реализуется средствами интегрированного предмета «Окружающий мир». В содержание курса интегрированы естественнонаучные, обществоведческие, исторические знания о человеке, природе, обществе, что соответствует федеральному компоненту государственного стандарта начального общего образования.
Интеграция в курсе основных содержательных блоков «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасной жизни» позволяет представить младшим школьникам целостный и в то же время многогранный образ мира с его взаимосвязями и взаимозависимостями. Учебный материал тем, входящих в программу курса, соответствует фундаментальному ядру содержания данной предметной области, концепции духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников к
требованиям государственного стандарта к уровню подготовки учащихся начальной школы.
.
Цель изучения курса «Окружающий мир» – формирование у младших школьников целостной картины природного и социокультурного мира, экологической и культурологической грамотности, нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с природой и людьми; воспитание гармонично развитой, духовно-нравственной личности, любящей своё Отечество, осознающей свою принадлежность к нему, уважающей образ жизни, нравы и традиции народов, его населяющих; личности, стремящейся активно участвовать в природоохранной, здоровьесберегающей и творческой деятельности.
Основными задачами образовательного процесса при изучении курса «Окружающий мир» являются: социализация ребёнка; развитие познавательной активности и самостоятельности в получении знаний об окружающем мире, развитие личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий; формирование информационной культуры (знание разных источников информации, умения отбирать нужную информацию, систематизировать её и представлять); воспитание любви к природе и своему Отечеству, бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других людей, уважения к прошлому своих предков и желания сохранять культурное и историческое наследие.
Общая характеристика учебного предмета
Основной особенностью содержания курса «Окружающий мир» является его интегративный характер. В едином курсе объединяются знания о природе, человеке, обществе, важнейших событиях в истории российского государства. Человек предстаёт перед учениками как биосоциальное существо, часть живой природы и член общества: член семьи, коллектива учеников, сообщества жителей родного края, гражданин государства. Это позволяет объединить в едином курсе знания о природе и социальной действительности, что создаёт условия для формирования у учащихся необходимых обществу нравственных и мировоззренческих убеждений. В содержание интегрируются на доступном данному возрасту уровне обществоведческие, исторические, физические, химические, биологические, географические, астрономические, экологические знания, что позволяет осуществить очень важную пропедевтическую роль курса для дальнейшего изучения предметов естественного и гуманитарного циклов в основной школе.
Интегративный подход даёт возможность ученику воспринять окружающий мир как единое целое, в котором все компоненты связаны, осознать богатство и сложность этого мира, узнать разные способы взаимодействия с ним. Между тем, при отборе содержания соблюдается и разумная дезинтеграция, выделение крупных самостоятельных содержательных блоков, материал которых предоставляет ученику возможность глубже и конкретнее изучить закономерности и качественное своеобразие различных его структур (природы, человека, общества, истории государства), что способствует подготовке учащихся к изучению в основной школе дифференцированных курсов. Таким блоком, например, является раздел «Путешествие в прошлое России», где учащиеся погружаются в изучение истории своего Отечества, знакомятся с важнейшими событиями в его истории.
Интегрированный курс «Окружающий мир» предоставляет широкие возможности для реализации межпредметных связей всех предметных линий начальной школы. В процессе его изучения учащиеся могут объединять информацию, используемую в разных дисциплинах, разные способы и средства её отображения: в слове, в естественнонаучном, историческом, математическом понятии, в рисунке, в мелодии, в рукотворном изделии, расширяя и углубляя представления об объектах и явлениях окружающего мира. Например, на уроке математики ученики узнают способ отображения целого и составляющих его частей с помощью диаграммы, на уроке окружающего мира они используют диаграмму, с помощью которой показывают соотношение суши и воды на земной поверхности. Понятие «симметричное тело» изучается на уроках математики и окружающего мира, закрепляется на уроке технологии при создании изделий симметричной формы. На уроках окружающего мира изучаются сезонные изменения в природе, на уроке литературного чтения ученики знакомятся, как отражают их писатели и поэты, на уроках музыки – композиторы, на уроке рисования – художники. Тема «Во что веровали наши предки» изучается на уроке «Окружающего мира», на уроке технологии ученики делают обереги, которые наши предки помещали на свою одежду, жилища.
При отборе содержания курса и компонентов учебной деятельности положен личностно-ориентированный подход в обучении. Объектом внимания и деятельности ученика служит не только внешний мир в его многообразии, взаимосвязях и способы его изучения, но и познание самого себя, своих способностей и возможностей, оценка некоторых своих качеств, способности к самонаблюдению, самоанализу, саморазвитию и регуляции своих отношений с миром природы и людьми. Процесс образования организуется как процесс становления личности (обретения себя, своего образа), готовой к выполнению разных видов деятельности, способной рассуждать, критически мыслить, применять знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач. При этом учитываются психофизиологические возможности младшего школьника, особенности восприятия окружающего мира, способы мышления (эмоционально-образное, и рационально-логическое), его интересы. Представление целостной картины мира, раскрытие общих взаимосвязей её компонентов, обучение разным способам познания мира развивает познавательный интерес ученика, его интеллектуальные и творческие способности, эмоционально-эстетическое восприятие мира природы и культуры.
Принцип вариативности реализуется через включение в содержание курса не только основного материала, соответствующего образовательному минимуму, но и дополнительного, расширяющего кругозор ученика, предоставляющего ему выбрать собственную траекторию учения. Система заданий дифференцирована по степени сложности, объёму, что предоставляет возможность активно включаться в процесс учения на разных уровнях (репродуктивном, продуктивном, креативном), применять знания в нестандартной ситуации.
Курс создаёт содержательную базу и для формирования универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных. В процессе изучения окружающего мира учащиеся осуществляют поиск информации из разных источников и её обработку (запись, обобщение, структурирование, презентацию в разных формах, вербальной и наглядной); планируют и выполняют небольшие исследования по выявлению свойств, причинно-следственных связей, последовательности протекания природных и социальных процессов и др. При этом выполняются все компоненты учебной деятельности: постановка задачи, планирование действий по её решению, оценивание результатов действий, формулировка выводов. Одновременно школьники учатся сотрудничать с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивают различные способы взаимной помощи партнёрам по общению.
Формированию универсальных учебных умений способствует и проектная деятельность учащихся, осуществляемая в урочное и во внеурочное время. Учащиеся осуществляют поиск информации из разных источников, учатся объединять знания из разных образовательных областей, обобщать их представлять в разных формах (вербальной и наглядной). Участие в проектной работе способствует самореализации и самовыражению учащихся, развивает их личностные качества.
Таким образом в основе отбора и структурирования учебного содержания, формы его предъявления лежит системно-деятельностный подход, ориентированный на гармоничное развитие и духовно-нравственное воспитание младшего школьника. Учащиеся усваивают и используют предметные знания и умения, универсальные учебные действия в ходе решения учебно-познавательных, учебно-практических задач, обсуждая проблемы гармоничного взаимодействия человека и природы, человека и общества. Формируется личность, действующая согласно нравственным ценностям, принятым в обществе; любящая свою Родину, уважающая образ жизни, нравы и традиции народов, её населяющих; ценящая опыт предшествующих поколений, желающая беречь культурное и историческое наследие предков; интеллектуально развития личность, проявляющая интерес к знаниям, способная добывать их и применять в учебных ситуациях и повседневной жизни, владеющая универсальными коммуникативными, регулятивными, познавательными учебными действиями для успешного продолжения обучения в основной школе.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Мир многогранен, интересен и всё время изменяется – необходимо наблюдать и познавать его. Наука, искусство, религия, как способы познания человеком самого себя, природы и общества.
Природа жизненно необходима и ранима – нужно знать об этом и беречь её красоту и гармонию. Природа планеты - общее достояние человечества, её сохранение - важнейшая задача всех народов Земли.
В мире и в России живут разные народы – надо уважать их обычаи и традиции, жить с ними в дружбе и согласии. Опыт человечества и предков богат и пригодится в жизни – следует изучать и уважать его.
Личность, уважающая ценности семьи и общества, любящая своё Отечество, хранящая традиции своих предков, готовая к сотрудничеству со сверстниками и взрослыми, адекватно ориентирующаяся в современном конфликтном, динамично меняющемся мире, свободно выбирающая собственную жизненную позицию и уважающая мнения других, – основа жизнеспособности, духовно-нравственной консолидации, развития и благополучия российского общества.
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно базисному плану образовательных учреждений РФ на изучение предмета «Окружающий мир» в 1 классе выделяется 66 учебных часов, из расчёта два часа в неделю.
Результаты изучения учебного предмета
В процессе изучения окружающего мира, учащиеся получат возможность развить свои способности, освоить элементарные естественнонаучные, обществоведческие и исторические знания, научиться наблюдать, экспериментировать, измерять, моделировать. В результате поисковой, экспериментальной, исследовательской деятельности у младших школьников сформируются не только предметные знания и умения, но и универсальные учебные умения, коммуникативные, регулятивные, познавательные.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
1 класс
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих умений:
-Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
-Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
-Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
-В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
- ухода за комнатными растениями и растениями пришкольного участка, домашними животными, животными живого уголка;
- проведения наблюдений над объектами живой природы, деятельностью людей и оценки их положительного и отрицательного воздействия на природу;
- выполнения правил охраны природы, укрепления своего здоровья, соблюдения правил безопасного и экологически грамотного поведения в природе и обществе.
Тематическое планирование Окружающий мир. 1 класс
№ и тема урока Страницы учебника и рабочей тетради | Решаемые на уроке проблемы | Формируемые | Деятельность учащихся | Модерни-зация в образова-нии(ЦОР) | дата | |
понятия | УУД | |||||
Iчетверть (18 часов) Раздел 1. Твои первые уроки - 14 часов | ||||||
1. День знаний Учебник - с. 3 – 7. | Анализ готовности детей к учебной деятельности, уровня их развития. | Школа, учитель, одноклассник; адрес, фамилия, имя; День знаний. | Постановка учебной задачи. Умение извлекать информацию из рисунка, фотографии. | Учатся принимать учебную задачу, отвечать на вопросы, анализировать рисунки. | 4.09 | |
2. Путешествие по школе Учебник - с. 8, 9; Рабочая тетрадь -с. 3, задания 1, 2. | Какие помещения есть в школе и как они функционируют. | Общеобразовательная школа, классная комната, учебные кабинеты, туалетные комнаты, столовая, библиотека, спортивный зал, кабинет врача. | Умение наблюдать окружающее. | Собирают информацию, рассматривая рисунки, учатся составлять их описание; выполняют задания в рабочей тетради. | 5.09 | |
3. Школьные принадлежности Учебник - с. 10 – 13; Рабочая тетрадь - с. 4, 5, задания 3, 4, 5. | Что изменилось в жизни ребёнка с приходом в школу. Какими должны быть внешний вид ученика, его рабочее место. | Урок, перемена, школьные принадлежности, учебник, рабочая тетрадь, рабочее место ученика. | Умение отгадывать загадки, - называть отличительные признаки загадываемого предмета; умение анализировать рисунок, описывать, что изображено на нём. | Учатся организовывать своё рабочее место в школе и дома; отгадывают загадки и объединяют предметы в группы (школьные принадлежности, игрушки); узнают, каким должен быть школьный портфель, что и как в него складывать, как правильно его носить. | 11.09 | |
4. Правила поведения в школе Учебник - с. 14-17. | Как надо вести себя на уроке и в школе. Какого школьника называют примерным учеником. Что такое «расписание уроков». | Ученик, учебный предмет, рабочее место ученика в классе и дома; расписание уроков. правила поведения на уроке, на перемене в классе и в коридорах школы. | Формирование оценочной деятельности. | Моделируют различные формы поведения в помещениях школы; оценивают рабочие места и поведение школьников, изображённых на рисунках, и делают вывод, какими они должны быть; обсуждают правила личной гигиены, учатся пользоваться гигиеническим уголком; работают с разрезными карточками. | 12.09 | |
5. Условные знаки Учебник - с. 18 – 21; Рабочая тетрадь – с. 6-7, задания 6-9. | Для чего люди придумали условные знаки, что можно заменить ими. Что указывают условные знаки учебника и рабочей тетради. | Условный знак как способ замещения реальных предметов и действий с ними. | Умения принимать учебную задачу и планировать её выполнение; работать в паре; пользоваться условными обозначениями. | Учатся заменять условными знаками предметы, действия сними, природные явления;. анализируют изображённые условные знаки (раскрывают закодированную в них информацию); выполняют задания в рабочей тетради, учатся работать с разрезными карточками.. | 18.09 | |
6, 7. Безопасный путь Учебник - с. 22 – 27; Рабочая тетрадь – с. 8, 9, задания 10-13. | Какой путь является безопасным. Какие правила надо выполнять, чтобы избежать опасных ситуаций на дороге. | Пешеход, светофор, дорожные знаки, безопасный переход улицы; правила поведения на дороге, во дворе дома, на улице. | Умение пользоваться условными знаками, раскрывать (декодировать) информацию, скрытую в них. | Осваивают правила безопасного поведения на улице; во дворе дома, при пользовании общественным транспортом; учатся проверять свои знания и умения, выполняют задания в рабочей тетради, работают с разрезными карточками. Ролевая игра: Я - примерный пешеход. | 19.09 25.09 | |
8. Экскурсия (прогулка на пришкольный участок) | Выявление опасных для жизни и здоровья ситуаций в ближайшем окружении школы. Составление алгоритма безопасного пути в школу и домой. | Умение целенаправленно наблюдать явления окружающего мира. | Моделирование поведения на улице. Закрепление умения «читать» условные знаки. | Знакомятся с объектами и правилами поведения в школьном дворе; осваивают правила безопасного поведения на улице. | 26.09 | |
9. Уроки общения Учебник - с. 28-31. | Какого человека называют культурным. Что надо делать, чтобы стать культурным ребёнком. | Культурный человек, нормы поведения в семье, с работниками школы, с незнакомыми людьми. | Умение оценивать своё поведение и окружающих людей с позиции культурного человека. | Учатся вежливо общаться с одноклассниками, взрослыми людьми, использовать слова приветствия, прощания, просьбы, прощения; моделируют поведение в школе, в семье, во дворе дома; рассматривают рисунки и «озвучивают» их (составляют диалоги действующих на них персонажей). Ролевая игра: Я - культурный человек | 2.10 | |
10. Классный коллектив Учебник - с. 32-35. | Что такое классный коллектив. Каковы правила общения с одноклассниками. Чего не надо делать, чтобы было много друзей. | Член классного коллектива, его права и обязанности; одноклассники – дети разных народов; друзья, взаимопомощь и выручка. | Толерантное отношение к окружающим; умение высказывать свои суждения. | Учатся высказывать свои суждения и предположения; анализируют рисунки и рассказывают, что на них изображено; объясняют смысл пословиц о дружбе; формулируют выводы после выполнения заданий. | 3.10 | |
11. Уроки вежливости Учебник - с. 36 – 41; Рабочая тетрадь с. 10, задание 14. | Кого называют воспитанным человеком. Какие слова называют волшебными. Почему надо просить прощения за свои проступки. На что могут обижаться взрослые. | Вежливость, воспитанность, культура общения в семье, с незнакомыми взрослыми людьми; правила поведения в общественных местах. | Моделировать поведение в школе, в семье, во дворе дома, в транспорте, на улице; оценивать поведение своё и окружающих с позиции культурного человека. | Учатся использовать вежливые слова при общении со сверстниками и взрослыми людьми; анализируют поведенческие ситуации, которые изображены на рисунках; учатся высказывать свои суждения, давать оценку происходящему. | 9.10 | |
12. 13 Уроки здоровья Учебник - с.42 -51; Рабочая тетрадь с. 11, 12, задания 15-19. | Что надо делать, чтобы организм развивался правильно и не болел. Как стать сильным, ловким, выносливым, стройным. Что значит «здоровое питание». Как надо одеваться, чтобы не болеть. | Части тела человека, условия их развития и сохранения здоровья; здоровое питание; одежда, соответствующая погоде и роду занятий; правила ухода за одеждой и обувью. | Умение ставить познавательные задачи; извлекать информацию из рисунка; внимательное и ответственное отношение к своему здоровью. | Учатся ставить учебную задачу (вместе с учителем) и планировать её выполнение; рассматривают иллюстрации, высказывают свои суждения и аргументируют их; называют части тела человека; подбирают блюда для завтрака, обеда и ужина, одежду для разных случаев её использования; объясняют, как надо ухаживать за одеждой и обувью; выполняют задания в рабочей тетради. | 10.09 16.09 | |
14. Режим дня школьника Учебник - с. 52-54; Рабочая тетрадь - с. 13, задания 20, 21. | Что надо делать, чтобы всё успевать и не уставать. Для чего нужен сон. Как надо себя вести перед сном, чтобы он был хорошим. | Режим дня, распределение дел по времени; дни недели, их последовательность. | Высказывать предположения, аргументировать свои ответы; умение пользоваться условными знаками. | Определяют время по часам в соответствии с распорядком дня; учатся составлять режим дня; обсуждают важность сна для здоровья и правила поведения перед сном. Ролевая игра: Время знаю, всюду поспеваю. | 17.10 | |
Раздел II. Окружающий мир и его изучение - 8 часов | ||||||
15. Признаки предметов Учебник - с. 56 – 57; Рабочая тетрадь - с. 14, задания 1, 2. | Чем могут отличаться предметы. Какое описание предмета можно считать более полным. | Отличительные признаки предметов - форма, цвет, размер; свойства предметов - лёгкий, мягкий, хрупкий, прозрачный и др. | Умение характеризовать предмет, называя как можно больше его отличительных признаков и свойств; умение работать в паре. | Слушают стихотворение, рассуждают, что значит быть любознательным человеком, рассказывают, что можно узнать об окружающих предметах, наблюдая их; учатся описывать предметы, называть их отличительные признаки; определяют, какой предмет спрятан (или загадан) в «волшебном мешочке»; составляют загадки о предметах, называя их отличительные признаки. | 23.10 | |
16. Сходства и различия предметов. Объединение предметов в группы Учебник –с . 58 – 61; Рабочая тетрадь - с. 15, задания 3, 4, 5. | Что значит «сравнить предметы». Как правильно выбрать признак для сравнения. По каким признакам объединяют предметы в группы. | Сходства и различия предметов; существенный (главный, основной) признак; объединение (распределение) разных предметов в одну группу. | Умение анализировать, сравнивать, классифицировать предметы. | Учатся сравнивать предметы, находить сходства и различия по выделенному (учителем или учеником) признаку (основанию); объединяют, распределяют предметы в группы, определив основной сходный признак. | 24.10 | |
17. Органы чувств - верные помощники в познании мира Учебник - с. 62-64; Рабочая тетрадь - с. 16, задания 6, 7. | Какие источники информации можно использовать, познавая окружающее. С помощью чего человек собирает информацию об окружающих предметах. Что значит уметь «видеть», «слышать», «осязать». | Органы чувств - органы зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса. | Умение добывать информацию с помощью органов чувств; умение характеризовать предметы, называя их отличительные признаки и свойства. | Работают с натуральными предметами, их изображениями, учатся добывать информацию о них с помощью органов чувств (определять форму, размер, расположение, звук, качество поверхности и др.); учатся делать выводы после выполнения разных познавательных задач; работают с разрезными карточками. | 30.10 | |
18. Что нас окружает. Природные и рукотворные объекты Учебник - с. 65-67. | Что нас окружает. На какие две группы можно распределить предметы окружающего мира. Какими люди стараются делать свои изделия. | Окружающий мир (всё, что нас окружает), две его части (природные и рукотворные предметы). | Развитие эстетического восприятия окружающего; умение наблюдать, классифицировать предметы окружающего мира. | Рассказывают, что они наблюдали во время воскресной прогулки с родителями, что они видят в классе, на фотографиях в учебнике; учатся различать природные объекты и изделия человека. | 31.10 | |
II четверть (14 часов) | ||||||
19. Способы изучения окружающего мира Учебник - с. 68 – 69. | Какими способами можно изучать окружающий мир. Какой метод познания является основным для первоклассника. | Источники информации: учебники, энциклопедии, научно-популярная литература; музеи; наблюдения, опыт, практическая работа. | Умение извлекать информацию из разных источников; умение задавать вопросы об окружающем и находить ответы на них; умение работать в паре. | Учатся ставить (вместе с учителем) познавательные задачи; учатся наблюдать объекты и явления окружающего мира; пробуют задавать вопросы по картинке, проводят первый простой опыт. | 13.11 | |
20. Живая и неживая природа. Свойства живых существ Учебник - с. 70 – 72; Рабочая тетрадь – с. 17-18, задания 8-10. | Что относится к живой и неживой природе. Чем живые существа отличаются от неживых предметов. Какие наблюдения подсказывают нам, что растения - живые существа. | Свойства живого организма (рост, развитие, питание, дыхание, размножение, умирание). | Умение различать предметы живой и неживой природы; умение отгадывать загадки (называть отличительные признаки предмета, по которым она разгадана); умение работать в паре. | Высказывают свои предположения о свойствах живого существа и аргументируют их; учатся составлять рассказ по картинкам, соблюдая последовательность отражённых в них событий; разгадывают загадки, находят предметы на разрезных карточках и классифицируют их, распределяют на группы (живое, неживое, изделие человека). | 14.11 | |
21. Обобщающий урок (Как изучают окружающий мир) Учебник - с. 55 – 72; Рабочая тетрадь - с. 19, задание 11. | Обобщается изученный материал. | Проверяется усвоение введённых предметных понятий: источник информации, способ познания, признак предмета, природное, рукотворное, живое, неживое. | Проверяется усвоение УУД: умение характеризовать, сравнивать, классифицировать предметы; умение работать с иллюстрациями, извлекать нужную информацию; умение пользоваться условными обозначениями. | Проверяют свои знания и умения; учатся обобщать «открытые» ранее знания и умения, применять их на практике; работают с разрезными карточками: демонстрируют умения описывать, сравнивать, объединять, классифицировать предметы окружающего мира (реальные предметы или изображённые на фотографиях и рисунках). | 20.11 | |
22. Экскурсия (на пришкольный участок, ближайший сквер) | Наблюдение изменений, которые произошли в природе со времени начала учёбы. Наблюдение растений. Сбор природного материала для уроков. | Признаки поздней осени в природе; разнообразие растений, среда их обитания. | Умение ставить познавательные задачи, планировать их решение; умение целенаправленно наблюдать природные объекты и явления. | Наблюдают и описывают осенние изменения в природе, растения пришкольного участка; собирают опавшие веточки, листья, шишки, плоды разных растений (по возможности) для последующего их изучения. | 21.11 | |
Раздел III. Разнообразие и красота растений - 15 часов | ||||||
23. Многообразие растений. Условия их жизни Учебник - с. 73-75; Рабочая тетрадь - с. 20, задание 1. | Где можно наблюдать растения. Что им нужно для жизни. Чем растения различаются, в чём их сходство. | Растение, среда обитания, взаимосвязь живой и неживой природы; условия жизни растения (вода, воздух, тепло, свет, почва). | Умение характеризовать растения; умение извлекать информацию из иллюстраций; умение отвечать на вопросы. | Анализируют стихотворение, высказывают свои предположения; сравнивают растения, находят сходства и различия между ними; работают с разрезными карточками. | 27.11 | |
24. Строение растений (на примере цветкового травянистого растения) Учебник - с. 76 – 77; Рабочая тетрадь - с. 21, задания 2, 3. | Какие части есть у большинства растений. Чем могут различаться стебли, листья и плоды растений. | Части растений: корень, стебель, лист, цветок, плод, семена. | Умение работать с рисунком-схемой, извлекать нужную информацию; умение работать в паре. | Анализируют собственные наблюдения за растениями, их строением; учатся добывать информацию по рисунку-схеме; составляют модель растения (травянистого, цветкового); сравнивают листья, корни, плоды разных растений (по рисункам, разрезным карточкам, листкам гербария, у комнатных растений). | 28.11 | |
25. Какими бывают растения. Дерево, его строение Учебник - с. 78 – 79; Рабочая тетрадь - с. 22, задания 4, 5, с. 23, задание 6. | По каким признакам можно сравнивать растения. На какие группы можно разделить растения по их строению. Из каких частей состоят деревья. Какой признак у этой группы растений главный. | Дерево, кустарник, травянистое растение, их отличительные признаки; части дерева (ствол, корни, крона, ветви, листья). | Умение наблюдать и делать выводы; извлекать информацию из рисунка-схемы; умение сравнивать растения; умение моделировать растения, работать с рисунком-схемой дерева и его моделью. | Рассказывают о своих наблюдениях растений на экскурсии, высказывают предположения о том, на какие группы их можно распределить и проверяют свои ответы; работают с разрезными карточками, распределяют растения на деревья, кустарники, травы; сравнивают деревья, находят сходства и различия, выделяют существенный признак дерева; анализируют рисунок-схему дерева и определяют его части, моделируют дерево. | 4.12 | |
26. Кустарники и травы, их отличие от деревьев Учебник - с. 80-82; Рабочая тетрадь – с. 24-25, задания 7-10. | Чем кустарники отличаются от деревьев. По какому признаку объединяют растения в группу «кустарники», имеют ли при этом значение размеры растений. Чем могут различаться травянистые растения. | Кустарник, его основной признак, отличие от дерева; травянистое растение, особенности строения его стебля, травянистый стебель, его отличие от ствола дерева и стволиков кустарника. | Умение различать, классифицировать растения; умение работать в парах. | Сравнивают строение дерева, кустарника, травянистого растения, выявляют их отличительные признаки; знакомятся с разнообразием кустарников по разрезным карточкам и учатся их различать; анализируют высказывания учащихся и аргументируют своё мнение; обобщают полученные знания. | 5.12 | |
27. Лиственные деревья, разнообразие их листьев Учебник - с. 83-85; Рабочая тетрадь - с. 26, задания 11, 12, 13, с. 30, задание 19. | Чем могут различаться деревья. Какие растения относятся к лиственным деревьям. В чём сходство их листьев, в чём различие. Как меняется вид лиственных деревьев в разные времена года. | Лиственное дерево, строение листа (листовая пластинка, черешок), простой и сложный лист; листопад. | Умение сравнивать и различать листья, объединять их в группы; целенаправленно вести наблюдения и анализировать их; работать с рисунком-схемой. | Наблюдают и сравнивают листья разных лиственных пород деревьев, находят между ними сходства и различия; определяют основной признак группы лиственных деревьев; моделируют простые и сложные листья; анализируют стихотворение и рассказывают о своих наблюдениях явления листопада. | 11.12 | |
28. Хвойные деревья, их разнообразие Учебник - с. 86 – 88; Рабочая тетрадь - с. 27, 28, задания 14-17. | Какие деревья называются хвойными. Чем они отличаются от лиственных деревьев. Как они выглядят в разные времена года. Где созревают их семена. Чем различаются хвойные деревья. | Хвоя, хвойное дерево, шишка; лиственница - листопадное хвойное дерево. | Умение различать и сравнивать деревья, находить существенные признаки, объединять в группы. | Рассматривают и сравнивают хвойные деревья (их хвою, прикрепление к ветви, шишки); работают с разрезными карточками, классифицируют деревья; обобщают полученные знания и проверяют свои выводы. | 12.12 | |
29. Разнообразие ягодных растений. Ядовитые ягоды Учебник - с. 89- 92; Рабочая тетрадь - с. 32, 33 задания 21-23. | Какое значение имеют ягодные растения для природы и человека. Как правильно собирать ягоды. Все ли ягоды съедобны. | Ягода, ягодный кустарничек, ядовитые ягоды. | Умение работать с разными источниками информации; умение составлять загадки (указывать отличительные признаки загадываемых растений). | Извлекают информацию из иллюстративного материала учебника, текста, отгадывают и загадывают загадки; обсуждают экологические проблемы, связанные с ягодными растениями; работают с разрезными карточками. | 18.12 | |
30. Обобщающий урок (Разнообразие растений) Учебник - с. 73-92; Рабочая тетрадь - с. 29, задание 18, с. 31, задание 20, с. 34, 35, задания 24-26. | Закрепить знания о растениях, полученные при изучении этого раздела: чем различаются деревья, кустарники, травянистые растения. Проверить степень усвоения универсальных учебных действий. | Закрепляем следующие знания: растение - живое существо, условия жизни растений; части растения; существенные признаки дерева, кустарника, травянистого растения; различие хвойного и лиственного деревьев. | Проверяем умения различать, сравнивать, объединять растения в группы, выделять существенные признаки; умение пользоваться условными знаками. | Отвечают на вопросы учителя, работают с разрезными карточками, выполняют задания в рабочей тетради. | 19.12 | |
31. Удивительные растения мира. Экскурсия (в оранжерею, ботанический сад, по возможности) Учебник - с. 93-95, второй форзац | Зависит ли строение растения от условий его жизни. Чем могут быть примечательны разные растения мира. Почему некоторые растения исчезли или стали редкими на Земле. Для чего была создана Красная книга растений. | Умение находить особенности строения разных растений мира. Красная книга - книга тревоги. | Умение выбирать научную информацию из художественного текста и иллюстраций; умение моделировать растения, работать в паре (распределять работу по изготовлению изделия). | Актуализируют свои знания о растениях мира, работают с художественным текстом, извлекают из него научную информацию; обсуждают отношение людей к дикорастущим растениям и экологические проблемы, связанные с их деятельностью; распределяют работу по изготовлению модели (в виде аппликации) выбранного растения и подготовке сообщения о нём; знакомятся с растениями родного края, которые занесены в Красную книгу России. | 25.12 | |
32. Контрольный урок (Что мы узнали об окружающем мире в 1 полугодии) Рабочая тетрадь – с. 36-40, задания 1-10. | Проверить усвоение предметных знаний, умений и УУД. | Основные знания и умения: умение различать три группы предметов окружающего мира, три группы растений, две группы деревьев, части растений. | Умение находить отличительные признаки предметов, сравнивать, объединять их; умение находить информацию из разных источников. | Выполняют задания в рабочей тетради, оценивают (вместе с учителем) результаты своей работы. | 26.12 | |
III четверть (18 часов) | ||||||
33. Культурные растения Учебник (часть 2) - с. 3-5; Рабочая тетрадь (часть 2) - с. 3, задания 1, 2, 3. | Какое значение для человека имеют дикорастущие растения. Какие растения называются культурными и где их выращивают. Какие растения называют сорняками. | Дикорастущее растение, культурное растение, сорняк; поле, огород, сад; садовод, овощевод, полевод. | Умение различать, сравнивать, объединять растения в группы; умение работать в паре. | Обсуждают значение культурных растений в жизни человека; выявляют существенные признаки культурных растений; анализируют рисунки, работают с разрезными карточками. | 15.01 | |
34, Растения сада и огорода Учебник (часть 2) - с. 5, 6, 7; Рабочая тетрадь (часть 2) - с. 4, 5, задания 4-7. | Чем отличается сад от огорода. Какие плоды растений называют фруктами, овощами. Для чего нужны теплицы. Как выращивают рассаду. | Овощные, садовые культуры, овощи, фрукты; способы выращивания растений, рассада, теплица. | Умение классифицировать, выделять отличительные признаки предметов. | Анализируют рисунки, описывают плоды разных растений, работают с разрезными карточками, лепят из пластилина фрукты и овощи; выполняют практическую работу (сеют семена на рассаду). | 16.01 | |
35. Растения поля. Зерновые культуры Учебник (часть 2) - с. 8-11; Рабочая тетрадь (часть 2) - с. 6, задания 8, 9, 10. | Какие культуры выращивают в поле. Чем различаются зерновые культуры. Как надо относиться к хлебу. Из каких растений делают продукты питания, ткани. | Зерновые, технические, прядильные культуры; хлебороб, комбайнёр, пекарь, мельница, колос, зерно, мука. | Умение составлять рассказ по картинкам; умение готовить небольшое сообщение. | Работают с натуральными предметами (колоски и зёрна растений, изделия из них), с гербарием; обсуждают значение хлеба в жизни человека и необходимость бережного отношения к нему; знакомятся с разными профессиями людей, которые выращивают культурные растения и изготавливают из них продукты питания, одежду; организуют выставку «Это всё сделано из растений». | 22.01 | |
36. Декоративные растения. Комнатные растения Учебник (часть 2) - с. 12-14; Рабочая тетрадь (часть 2) - с.7, задания 11, 12. | Для чего люди выращивают растения на улицах города, в парках, скверах, дворах. Что надо знать о растении, чтобы вырастить его в комнатных условиях, как ухаживать за ним. | Декоративное растение, клумба, комнатное растение, правила ухода за ними. | Умение наблюдать, готовить небольшое сообщение о своих наблюдениях; умение работать в паре. | Актуализируют свои наблюдения за декоративными растениями; наблюдают комнатные растения, сравнивают их, характеризуют; выполняют практическую работу по уходу за комнатными растениями. | 23.01 | |
37. Обобщающий урок (Что мы узнали о растениях) Рабочая тетрадь(часть 2) – с. 8 - 9, задания 1, 2, 3, 4. | Обобщаются знания, полученные учениками о растениях. Проверяется усвоение предметных умений и универсальных учебных действий. | Проверяется усвоения понятий - живая и неживая природа; деревья, кустарники, травянистые растения; хвойные и лиственные деревья; культурные, комнатные растения; части растений. | Умение работать с разными источниками информации; умение сравнивать предметы, объединять их в группы; умение выполнять тестовые задания. | Обобщают знания, «открытые» ими при изучении растений; выполняют тестовые задания в рабочей тетради, проверяют и оценивают свои результаты, восполняют пробелы в знаниях; делают краткие сообщения о выбранном культурном (декоративном) растении. | 29.01 | |
Раздел IV. Разнообразие грибов - 3 часа | ||||||
38. Грибы, их многообразие Учебник (часть 2) -с. 15-18; Рабочая тетрадь – с. 11, задание 3. | Можно ли считать грибы живыми существами. Какое строение имеют шляпочные грибы. Чем они различаются. Чем грибы отличаются от растений. | Гриб, грибница, плодовое тело шляпочного гриба (шляпка, ножка); пластинчатые и трубчатые шляпочные грибы; размножение грибов. | Умение узнавать предметы по их признакам; умение работать с рисунком-схемой, извлекать нужную информацию из текста. | Наблюдают разные грибы (картинки, муляжи, реальные грибы по возможности), находят их сходства и различия; работают со схемой, выделяют части шляпочного гриба; сравнивают растения и грибы; дополняют выводы, данные в учебнике. | 30.01 | |
39. Съедобные и ядовитые грибы Учебник (часть 2) -с. 19-21; Рабочая тетрадь (часть 2) – с. 10, 11, задания 1, 2, 5. | Все ли шляпочные грибы съедобны. Как различать несъедобные и съедобные грибы по их строению. Как правильно собирать грибы. | Съедобный, условно съедобный, ложный, ядовитый гриб; правила сбора грибов. | Умение сравнивать, классифицировать предметы, находить отличительные признаки; умение работать с разными источниками информации. | Находят различия в строении грибов, отличительные признаки ядовитых грибов; обсуждают правила сбора грибов; составляют памятки безопасности; работают с разрезными карточками и выполняют задания в рабочей тетради. | 5.02 | |
40. Удивительные грибы (другие виды грибов) Учебник (часть 2), с. 22-23; Рабочая тетрадь (часть 2) - с. 11, задание 4. | Какие грибы растут на деревьях, полезны ли они для них. Что такое плесень. Почему хлеб плесневеет. Что используется для приготовления хлебобулочных изделий. | Грибы-разрушители, микроскопические грибы (не видимые невооружённым глазом), дрожжевые и плесневые грибы. | Умение моделировать шляпочные грибы; умение распределять работу в паре. | Наблюдают внешние особенности грибов, описывают их отличительные признаки; наблюдают под лупой плесень; обсуждают значение микроскопических грибов в природе и в жизни человека; лепят из пластилина шляпочные грибы и дают им характеристику. | 6.02 | |
Раздел V. Разнообразие и красота животных - 18 часов | ||||||
41. Животные, их разнообразие Учебник (часть 2), с. 25-29; Рабочая тетрадь (часть 2) - с. 12, задание 1. | Какие свойства живых существ есть у всех животных. Чем животные отличаются от растений и грибов. Где обитают животные, чем питаются, какие сооружают жилища. Что необходимо животным для жизни. | Животные, среда обитания, способы передвижения, защиты, питания; правила безопасного поведения с животными. | Умение характеризовать животных; Умение находить основную и дополнительную информацию, работая с иллюстрациями, художественным и учебным текстами. | Анализируют стихотворение, рассматривают иллюстрацию к нему, приводят примеры животных; работают в паре - размышляют, чем различаются животные, как они связаны с растениями, чем животные отличаются от растений и грибов; узнают животных по их отличительным признакам, описывают одно из них; проверяют свои выводы, предлагают дополнения к ним. | 19.02 | |
42. Млекопитающие, их многообразие Учебник (часть 2) -с. 30-33; Рабочая тетрадь (часть 2) - с. 13, задания 2, 3, 4. | По каким признакам выделяют группу млекопитающих. Какой признак является для этой группы главным. Чем могут различаться млекопитающие. К какой группе отнести кита и дельфина. | Млекопитающие (звери), их существенный признак, морское млекопитающее; правила безопасного и экологически грамотного поведения с животными. | Умения осуществлять поиск информации из иллюстраций и учебного текста; умение сравнивать, находить сходства и различия, выделять среди признаков существенный признак, объединять (классифицировать) животных; умение сочинять историю на заданную тему. | Рассматривают картинки с изображением животных, находят сходства и различия, высказывают предположения о признаках, по которым можно объединять животных в одну группу; находят признак, который является главным для млекопитающих; рассуждают о правилах правильного поведения с дикими животными; работают с разрезными карточками; сочиняют историю по картинкам. | 20.02 | |
43. Птицы, их многообразие Учебник (часть 2) - с. 34-37; Рабочая тетрадь (часть 2) - с. 14-15, задания 5-7. | Чем птицы отличаются от млекопитающих. Какой основной признак отличает птиц от других животных. Почему перья, ноги, клювы птиц разные. От чего зависит их форма и размеры. Чем питаются птицы. | Существенный признак птиц, оперение птиц - пуховые, покровные, маховые перья; зерноядные, насекомоядные, хищные, водоплавающие птицы, их среда обитания и способ питания. | Продолжаем развивать умения анализировать, сравнивать, классифицировать, выделять существенные признаки животных; умение работать с разными источниками информации; умения моделировать. | Рассказывают о своих наблюдениях птиц, выясняют, чем птицы отличаются от млекопитающих; учатся различать птиц, называть среду обитания и способ питания; Классифицируют птиц, работают с разрезными карточками; наблюдают образ жизни птиц, их клювы, ноги, перья; моделируют выбранную птицу (по желанию). | 26.02 | |
44. Размножение птиц Учебник (часть 2) -с. 38 – 39; Рабочая тетрадь (часть 2) - с. 16, задание 8. | Как размножаются птицы. Чем различаются самка и самец у птиц. Из каких материалов сооружают птицы свои гнёзда. Как они заботятся о своём потомстве. | Гнездо, яйцо, птенец, способы маскировки самки, способы защиты гнезда; правила экологически грамотного поведения в природе. | Умение наблюдать, описывать свои наблюдения; моделировать предметы окружающего мира. | Выделяют основную информацию из прослушанного текста, сравнивают вид самки и самца, гнёзда птиц; наблюдают, работают с разрезными карточками, классифицируют птиц; моделируют по выбору гнездо птицы (по желанию). | 27.02 | |
45. Удивительные птицы Учебник (часть 2) - с. 40-43; Рабочая тетрадь (часть 2) - с. 16, задание 9; с. 17, задание 10. | Можно ли страуса и пингвина отнести к птицам. Чем они отличаются от других птиц. Как можно узнать птицу, не видя её. Каких птиц называют певчими. Какую пользу приносят птицы природе и человеку. Почему некоторые птицы улетают зимовать в тёплые края. Как помочь зимующим птицам пережить трудные для них времена. | Нелетающие птицы, певчие, перелётные и зимующие птицы; значение птиц для природы и человека. | Умение анализировать рисунок и предполагать, какая заложена в нём информация; умение устанавливать взаимосвязи между объектами окружающего мира; обобщать наблюдения, делать выводы. | Собирают информацию о птицах по рисункам, своим наблюдениям, слушают записи звуков, издаваемых птицами; анализируют задумки художника (по рисункам в рабочей тетради); узнают птиц по описанию и голосам; предполагают, почему не все птицы улетают зимовать в тёплые края, размышляют о том, как помочь птицам зимой. | 5.03 | |
46. Насекомые, их многообразие Учебник (часть 2) - с. 44-45; Рабочая тетрадь (часть 2) - с. 18-19, задания 11, 12, 13. | Каких животных относят к насекомым, почему они так называются. Какой признак у этой группы животных основной, существенный. Какое строение тела имеют насекомые, чем они могут различаться. Как умеют защищаться эти животные. | Насекомое, части его тела (голова, грудь, брюшко, 6 ног, крылья); среда обитания, способы передвижения, питания и защиты насекомых. | Умение находить сходства и различия, представлять образ предмета по его описанию; наблюдать и описывать предметы окружающего мира, обобщать найденную информацию и делать выводы. | Разгадывают загадки, выделяя отличительные признаки насекомых; работают с разрезными карточками, выполняют задания в рабочей тетради; моделируют насекомое по выбору (по желанию). | 6.03 | |
47. Общественные насекомые Учебник (часть 2) - с. 46-48; Рабочая тетрадь (часть 2) - с. 20, задание 14. | Почему пчёл и муравьев называют общественными насекомыми. Чем отличается их образ жизни от других насекомых. Какие правила жизни общественных насекомых надо бы выполнять людям. | Общественные насекомые, образ их жизни; правила экологически грамотного и безопасного поведения с пчёлами и муравьями. | Умение определять основную и дополнительную информацию из текста, выделять научную информацию из художественного текста, анализировать рисунки. | Рассказывают о своих наблюдениях жизни пчёл и муравьев; анализируют рисунки, учатся выделять основную мысль текста; осваивают дидактическую игру, узнают насекомое по признакам, составляют подобное задание для одноклассников; работают с разрезными карточками; рассуждают о правилах безопасного поведения с пчёлами и муравьями, о бережном к ним отношении. | 12.03 | |
48, 49. Жуки и бабочки Учебник (часть 2) -с. 49-51; Рабочая тетрадь (часть 2) - с. 21-23, задания 15-19, тест. | Чем жуки и бабочки отличаются от других насекомых. Чем полезны жуки и бабочки природе. Почему стали редкими некоторые насекомые. | Жук, его строение; бабочка, её строение; экологически грамотное поведение в природе, бережное отношение к насекомым. | Умение наблюдать, выделять отличительные признаки насекомых, сравнивать и объединять их в группы. | Находят нужную информацию из рисунка, текста, собственных наблюдений; составляют правила поведения в природе; работают с разрезными карточками; составляют рассказ по картинкам; выполняют тест в рабочей тетради. | 13.03 19.03 | |
50. Рыбы, их многообразие Учебник (часть 2) - с. 52, 54; Рабочая тетрадь (часть 2) - с. 24, задания 21, 22. | Где обитают рыбы, чем они отличаются от других животных. Какое строение тела имеют рыбы, как оно связано со средой обитания. Какие функции выполняют разные части тела рыбы. | Рыба, её основной признак; части тела рыбы, способы дыхания, питания, маскировки; пресноводные и морские рыбы. | Умение находить необходимую информацию из разных источников; умение работать с рисунками-схемами; умение работать в паре. | Выделяют основной признак рыб, находят части тела рыб по рисунку-схеме, сравнивают строение их тела с другими животными; работают с разрезными карточками, выполняют задания в рабочей тетради. | 20.03 | |
IV четверть (15 часов) | ||||||
51. Аквариумные рыбы Учебник (часть 2) - с. 53, 55; Рабочая тетрадь (часть 2) - с. 24, задание 20. | Как называют устройство для содержания рыб в помещении. ля чего человек разводит аквариумных рыб. Какие условия создают аквариумным рыбкам, чем их кормят. Как ухаживают за аквариумом, какие предметы необходимы для этого. | Аквариум, аквариумные рыбы, правила ухода за ними. | Умение наблюдать за природными объектами, характеризовать и моделировать их, составлять небольшое сообщение. | Узнают рыб по описанию, выделяют их отличительные признаки, классифицируют рыб, работают с разрезными карточками; наблюдают аквариумных рыб, описывают их повадки; моделируют строение тела рыбы; анализируют рисунок и рассуждают о неправильном поведении людей на водоёмах, составляют советы по безопасному поведению детей; готовят небольшие сообщения об аквариумных рыбках. | 2.04 | |
52. Земноводные и пресмыкающиеся, их разнообразие Учебник (часть 2) - с. 56-58; Рабочая тетрадь (часть 2) - с. 25, 26, задания 23-25. | Почему жаб и лягушек объединили в одну группу. Почему их называют «земноводные». Чем они отличаются от других животных. Как земноводные передвигаются, чем дышат. Чем различаются разные земноводные. Можно ли змей, черепах, ящериц, крокодилов объединить в одну группу, в чём их сходство. Почему эту группу животных называют «пресмыкающиеся». Где обитают разные пресмыкающиеся, чем они отличаются от земноводных. Нужны ли природе земноводные и пресмыкающиеся. Чем они полезны человеку. | Земноводные, их основной признак; бесхвостые и хвостатые земноводные, среда их обитания, образ жизни; умение различать жаб, лягушек, тритонов; пресмыкающиеся, строение тела, его покров; правила безопасного поведения при встрече с ядовитыми змеями. | Умение ставить познавательную задачу и планировать её решение; умение выделять в тексте нужную информацию, находить ответы на вопросы; проводить наблюдения и описывать их. | Читают текст, рассматривают иллюстрации, находят сходства между земноводными, между пресмыкающимися, выделя-ют их основные признаки, отличающие их от других животных; сравнивают земноводных и пресмыкающихся, находят их различия; рассуждают о пользе земноводных и пресмыкающихся для природы и человека; проводят наблюдения (при наличии этих животных в живом уголке школы) или вспоминают свои наблюдения в природе. | 3.04 | |
53. Древние пресмыкающиеся Учебник (часть 2) - с. 59 Рабочая тетрадь (часть 2) - с. 27-28, тест, задания 26-28. | Давно ли появились пресмыкающиеся на Земле. Какими были разные динозавры. Закрепляются знания о рыбах, земноводных, пресмыкающихся. | Динозавры - древние пресмыкающиеся; проверяется усвоение понятий «рыба», «земноводное», «пресмыкающееся». | Проверяется умение выполнять тестовые задания, умение готовить небольшие сообщения. | Слушают и обсуждают сообщения о динозаврах, работают с разрезными карточками; обобщают знания «открытые» ими при изучении разных групп животных; выполняют тест в рабочей тетради. | 9.04 | |
54. Домашние животные, их значение в жизни человека Учебник (часть 2) - с. 60 – 63; Рабочая тетрадь (часть 2) - с. 29, 30, задания 29-31. | Как называются животные, которых специально разводит и выращивает человек. Чем различается жизнь диких и домашних животных. Какую пользу приносят людям домашние животные. | Дикое и домашнее животное; уход за домашними животными; как люди используют разных домашних животных. | Умение наблюдать и готовить краткое сообщение о своих наблюдениях; описывать характерные особенности домашних животных. | Выделяют группы животных, которых одомашнил человек; рассказывают о своих наблюдениях за домашними животными, обсуждают, чем отличаются условия их жизни от жизни диких животных; рассуждают о пользе домашних животных, о необходимости заботиться о них; работают с разрезными карточками, распределяют животных на домашних и диких. | 10.04 | |
55. Домашние питомцы Учебник (часть 2) -с. 64 – 66; Рабочая тетрадь (часть 2) - с. 30, задания 32, 33. | Как ухаживают за кошками, собаками, живущими в домашних условиях. Что может случиться с домашними животными, если они окажутся в дикой природе. | Правила ухода за домашними питомцами; породы собак, их значение в жизни человека. | Умение анализировать текст, рисунки, наблюдения, сравнивать, классифицировать предметы окружающего мира. | Наблюдают за домашними питомцами и рассказывают о них своим одноклассникам, о том, какие у них повадки, как они ухаживают за ними, как воспитывают; делают вывод об ответственном отношении к животным, которых приручили. | 16.04 | |
56. Обобщающий урок (Что мы узнали о животных) Учебник (часть 2) -с. 67-68; Рабочая тетрадь (часть 2) - с. 31, задание 34, с. 34 – 35, задания 1-8. | .Проверяется усвоение знаний о животных и универсальных учебных умений. | Проверяется знание существенных признаков шести групп животных; умение объединять животных в группы (классифицировать). | Проверяется умение различать, классифицировать предметы окружающего мира; умение выполнять тестовые задания. | Выполняют задания в учебнике и в рабочей тетради, работают с разрезными карточками, оценивают свои знания и умения, восполняют пробелы. | 17.04 | |
57. Красная книга растений и животных Учебник (часть 2) - с. 74-77, форзацы учебников части 1 и 2; Рабочая тетрадь (часть 2) - с. 32, 33, задания 35-38. | Почему стали редкими некоторые растения и животные. Почему книгу, в которую занесены сведения о редких и исчезающих видах растений и животных, назвали Красной. Есть ли в этой книге страницы другого цвета, что они означают. Какие действия могут предпринять люди, чтобы сохранить многообразие живых существ на Земле. Как могут помочь школьники в этом важном деле. | Исчезающие и редкие виды живых существ; способы сохранения и восстановления разнообразия растительного и животного мира Земли; оранжерея, заповедник, заказник, национальный парк. | Умение анализировать иллюстрации, находить необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний; умение оценивать деятельность людей и собственные действия. | Актуализируют свои наблюдения и знания о редких растениях и животных своей местности; читают тексты, отвечают на вопросы; рассматривают и «озвучивают» картинки в диалоговой форме; знакомятся с редкими растениями и животными мира, рассматривая форзацы 1 и 2 частей учебника; обсуждают и оценивают деятельность людей по уничтожению и сохранению многообразия растительного и животного мира Земли, дают оценку своим действиям, намечают план помощи взрослым. | 23.04 | |
Раздел VI. Творения людей вокруг тебя - 8 часов | ||||||
58. Дерево в жизни человека Учебник –с . 80-81; Рабочая тетрадь – с. 38, задание 1. | Какое значение имеют деревья в природе и в жизни людей. Почему тема названа «Вторая жизнь дерева». Как сохранить деревья. | Древесина, экономное и вторичное использование бумаги, бережное отношение к к деревьям и к изделиям из древесины. | Умение представлять последовательность действий, пользуясь рисунком-схемой; умение дополнять учебную информацию собственными наблюдениями, суждениями, выводами. | Обсуждают значение деревьев в природе и в жизни человека (и в собственной жизни); знакомятся с изделиями из древесины и как их сохранять; разрешают нравственную коллизию, какое дерево важнее - живое или срубленное, анализируют отношение человека к живому дереву по тексту стихотворения (в рабочей тетради), отмечая, что в нём говорится об уходе за деревьями; рассуждают о необходимости экономного использования бумаги и возможности её вторичного использования; наблюдают деревья школьного двора (как к ним относятся ученики школы). | 24.04 | |
59. Народное творчество (Экскурсия в музей прикладного искусства) Учебник - с. 82-83; Рабочая тетрадь – с. 39, задание 2. | Какими были (и есть) изделия народных мастеров. Какие материалы они использовали для своих изделий и как их украшали. | Народное творчество, народные мастера, разнообразие их изделий и узоров. | Развитие эстетического восприятия предметного мира; умение различать изделия народных мастеров. | Знакомятся с изделиями народных мастеров (по экспонатам музея), материалами, из которых они изготовлены, с разнообразием и спецификой узоров; пробуют создать своё изделие (по желанию). Возможно создание выставки изделий народных мастеров в классе с помощью родителей. | 30.04 | |
60. Национальные традиции в изделиях разных народов. (Экскурсия в краеведческий музей) Учебник – с . 84-85. | Чем различаются изделия мастеров разных народов. Какими могут быть национальные традиции, в чём они проявляются. | Национальная традиция, национальная одежда, узоры. | Уважительное отношение к национальным традициям разных народов. | Знакомятся с национальными традициями разных народов (народов, живущих в родном крае); рассуждают о важности уважительного отношения к традициям разных народов. Возможна выставка (с помощью родителей) в классе изделий с национальными узорами в одежде, на предметах быта. | 7.05 | |
61. Мир увлечений людей. Коллекционирование Учебник – с 86-87. | Чем могут увлекаться люди. Что такое коллекция, из каких экспонатов она может состоять. | Коллекция, экспонат, коллекционер. | Умение собирать информацию о предметах окружающего мира и презентовать её. | Рассказывают (представляют) о своих увлечениях, показывают свои коллекции. Возможно участие коллекционеров родителей (по возможности). | 8.05 | |
63. Среда обитания – наш общий дом. Твой дом и двор Учебник – с 88-89. | Каким должен быть дом и двор, в котором живут люди. Каким можно сделать школьный двор. | Среда обитания, её значение для человека. | Развитие эстетического восприятия окружающего, желания сохранять его чистоту и красоту. | Рассуждают о своём участии в сохранении чистоты и красоты своего дома, двора, школьного здания и школьного двора; проводят посадку клумбы в школьном дворе, саженцев кустарников или деревьев. | 14.05 | |
64. Родной город (село, край), его памятные места. (Экскурсия по селу) Учебник - с. 90-92. | Какие достопримечательности можно посмотреть в родном крае. Какие памятные, святые места есть в нём, как за ними ухаживают. | Достопримечательность, памятное место, памятник природы, культуры. | Развитие эстетического восприятие окружающего, формирование бережного отношения к историческим памятникам, уважительного отношения к святым местам. | Наблюдают достопримечательности родного края; приводят в порядок памятные места; готовят сообщение об одном из них (по желанию). | 15.05 | |
65. Памятники культуры. Бережное отношение к ним Учебник - с. 93-95; Рабочая тетрадь с. 39, задание 3. | Какие творения людей становятся памятниками культуры. Важность бережного отношения к старинным памятникам. | Памятники культуры всемирного значения, необходимость их охраны. | Развитие патриотизма, любви к родному краю и к своей Родине, к её историческому прошлому, к памятникам культуры, созданных нашими предками. | Учатся бережно относиться к старинным зданиям, памятным местам, восхищаются творениями великих зодчих России. | 21.05 | |
66. Итоговый контрольный урок (Что мы узнали об окружающем мире, чему научились в 1 классе) Рабочая тетрадь (часть 2) - с. 34-35, 40. | Проверяются предметные знания и метапредметные умения. | Проверяются основные знания о сезонных приметах, растениях, животных. | Проверяется умение находить нужную информацию из текста и иллюстраций; Умение различать и классифицировать предметы окружающего мира; умение оценивать свои успехи в учёбе. | Выполняют работу в рабочей тетради, оценивают её, анализируют результаты своей учёбы в 1 классе. | 22.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочие программы 1 класс "Школа России", 3 класс "Планета знаний"
РП по предмету...
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...
Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достижений).
Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихс...
Рабочая программа 1 класс Окружающий мир 1 класс "Школа России"
ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного...
Рабочая программа окружающий мир1 класс УМК Школа 21 века
Рабочая программа окружающий мир1 класс УМК Школа 21 века...
«Знакомство с рабочей строкой, письмо полуовалов на рабочей строке», 1 класс
Конспект и презентация «Знакомство с рабочей строкой, письмо полуовалов на рабочей строке», 1 класс...