Проектная деятельность как средство формирования семейных ценностей у обучающихся с ЗПР.
статья
Описан опыт работы по реализации практико - ориентированных проектов с обучающимися начальной школы с ЗПР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_v_serov_10.04.2020_ivantsova_karpinsk.docx | 22.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность как средство формирования
семейных ценностей у обучающихся с ЗПР.
Е.А. Иванцова, учитель начальных классов
ГБОУ СО «Карпинская школа – интернат,
реализующая АООП»
В основу Стандарта для обучающихся с ОВЗ положен деятельностный подход, который реализуется различными педагогическими технологиями, в том числе и метод проектов. Тематика проектов должна отражать интересы, доступные для понимания детей с ОВЗ, к которым относятся обучающиеся с задержкой психического развития (далее - ЗПР). Самая близкая и принимаемая детьми является тема семьи, семейных отношений. Обучающиеся в связи с ограничением физического здоровья длительно находятся в семье, не посещают дошкольные образования, много воспитываются в приемных семьях. Реализация проектов про семейные отношения с 1 по 4 классы позволит поэтапно сформировать у обучающихся основные нормы светской морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений между членами семьи. В ходе работы над практико – ориентированными проектами, в организации совместной познавательно – исследовательской деятельности обучающихся и родителей создаются условия по укреплению родственных и семейных связей, установлению доверительных отношений между членами семьи. Родители не меньше детей переживают при защите готовых проектов, с желанием принимают участие в окружных конкурсах для обучающихся с ОВЗ: Региональный интерактивный конкурс проектно-исследовательских работ обучающихся с ОВЗ: «Страна открытий» (организатор - ГБОУ СО «Новоуральская школа № 2»), окружной конкурс исследовательских работ и творческих проектов школьников «Радуга открытий» (организатор – ГБОУ СОО «Новолялинская школа – интернат»), областное мероприятие защиты исследовательских проектов «Я познаю мир» (организатор – ГБОУ СО «Красноуральская школа – интернат») и другие.
Рассмотрим подробнее работу по формированию семейных ценностей на примере проекта, который был реализован во 2 классе.
Проект «Я и моя семья»
АННОТАЦИЯ.
Тема проекта связана с программным материалом учебного предмета «Окружающий мир», расширяет и систематизирует знания обучающихся по теме «Семья».
Описание работы.
На уроках предмета «Окружающий мир» мы изучали тему «Как живёт семья». Мы решили расширить знания по этой теме: узнать глубже о родственных отношениях в семье, установить род занятий, увлечения каждого члена семьи, задуматься о значении своего имени, понять свою роль в семье.
Гипотеза: может ли человек прожить без семьи?
Цель проекта: осознать роль семьи в жизни каждого человека.
Задачи проекта:
1. Изучить историю своей семьи (родословную), род занятий членов семьи, их хобби, родственные связи и отношения.
2. Понять свою роль в своей семье.
3. Создать рисунок «Родословное древо» или коллаж «Моя семья»
Объект исследования: члены семьи
Методы исследования: изучение информации по теме исследования в доступных источниках информации, интервьюирование членов семьи, анкетирование одноклассников.
Срок реализации: один месяц
Ведущая деятельность: конструктивная, творческая
Форма продуктов проекта: коллаж «Моя семья», рисунок «Семейное дерево»
Междисциплинарность: ИЗО, технология, окружающий мир
Планируемый результат.
Для обучающихся: формирование коммуникативных навыков, умения задавать вопросы, уметь формулировать речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей, представлять место и роль семьи в жизни каждого человека и общества.
Для родителей: укрепление семейных связей посредством создания рисунка «Семейное дерево» и творческого задания.
Отчет о реализации проекта.
Вначале мы прочитали в учебнике, что значит «семья», кто входит в семью, чем занимается каждый член семьи. Мы вспомнили, как рисовали наших мамочек на праздник «День матери», как делали подарки папам на праздник «День защитника Отечества». Решили нарисовать всех членов семьи и вместе собрать на одном рисунке, у каждого получился свой коллаж. С родителями мы обвели ладошку каждого члена семьи: папы, мамы, бабушки, всех братьев и сестёр. Самое сложное было обвести ладошки у самых маленьких: Лиле, ей два года, и Алёше, ему полтора годика. Предлагали обвести лапу наших «меньших братьев»: Муськи и Тяпы, они ведь тоже живут с нами, но передумали. Эти ладошки вырезали в классе.
Поделку «Семейное дерево» выполняли совместно с родителями, узнали и записали имя и отчество каждого члена семьи, заполнили анкеты, кто кем работает, любимое блюдо, увлечение, возраст, также узнавали, что означает наши имена. Когда рисовали портреты каждого члена семьи, вспоминали цвет глаз, волос, форму носа, одежду, кто на кого похож. В конце проекта мы заполняли анкету про семью, анализировали, какая наша семья, как к ней относятся другие люди, повторили названия родственников в семье.
В ходе обсуждения мы пришли к выводу:
1.Семья – самые близкие люди, готовые всегда прийти на помощь друг к другу, их объединяет любовь, уважение и забота, совместный труд и отдых.
2.Человек не может жить всю жизнь без семьи, ведь семья – маленький, но очень надёжный коллектив.
3.Каждый ученик нашего класса гордится своей семьёй и очень её любит.
Актуальность проекта для школы.
Обучающиеся класса практически все из многодетных семей, есть опекаемая семья. Взаимоотношения в многодетных семьях не всегда бывают доброжелательными, необходимо обучать детей терпимости, быть снисходительными к «слабостям» других детей. В опекаемых семьях дети не всегда быстро привыкают к требованиям приёмных родителей, приходится перестраивать их мышление и образ жизни, на это требуется длительное время. Такая форма работы способствует сплочению семьи, т.к. тема проекта эмоционально близка для каждого ребёнка, создаёт условия для содержательного общения со всеми членами семьи.
Проект практического характера, каждый ребёнок при выполнении коллажа и рисунка сумел детально нарисовать всех членов семьи, используя шаблоны (для помощи начинающим художникам), также проанализировали, какая у них семья, как к семье относятся другие люди, отношения между сёстрами и братьями стали более эмоционально тёплыми, совместная деятельность всегда сближает, смогли договориться о технике исполнения, помогали друг другу, распределяли обязанности при выполнении коллажа. Родители принимали активное участие в создании рисунка «Семейное дерево», в поиске информации по значению имени своего ребёнка. Обучающиеся приобрели первый опыт интервьюирования, учились формулировать и записывать ответы на вопросы анкеты «Моя семья». Обучающиеся отрабатывали навыки поиска необходимой информации, сумели выразить своё эмоциональное отношение к семье посредством создания коллажа, у каждого получился свой индивидуальный и креативный продукт.
Подводя итог, можно утверждать, что совместная деятельность детей и родителей в рамках реализации проектов имеет гораздо больший воспитательный потенциал, чем назидания и нравоучения. Правильно сформированные понятия о семейных отношениях, в основе которых лежит сплочение и поддержка всех членов семьи, помогают нашему обществу пережить все невзгоды и проблемы современного мира.
Литература.
1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1598
2. Интернет - ресурс: http://yfljtkj50dct.netfolio.ru /. Электронное портфолио Иванцовой Е.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеурочная проектная деятельность Занятие на тему: « Ценности нашей жизни. Здоровье»
В работе по сохранению и укреплению здоровья младших школьников важное место занимает систематическая внеклассная работа с учащимися. Проблема обеспечения здоровья должна решаться не только меди...
«Проектная деятельность как средство развития познавательной компетентности обучающихся»
Выступление на педагогическом совете....
Статья: «Проектная деятельность как средство развития образовательных и жизненных компетенций обучающихся с ОВЗ».
Использование проектной деятельности в работе с детьми с ОВЗ помогает развитию у них контрольных умений, что является важнейшей коррекционной задачей....
Проектная деятельность как средство развития творческого потенциала у обучающихся
В статье говорится о необходимости использования в работе метода проектов для развития обучающихся, в том числе и развитие у них творческого потенциала....
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УУД У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УУД У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ...
«Проектная деятельность, как средство развития компетентностей обучающихся начальных классов в рамках ФГОС»
Каждый учитель в свое работе, старается найти эффективные формы и методы. Очень актуальным в настоящее время считается метод проектов...
Методические материалы к занятию в 2 классе по проектной деятельности. "Семья и семейные ценности"
Сопроводительная презентация к занятию....