Рабочая программа. Школа России. Окружающий мир. 3 класс
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) по теме

Рабочая программа. Школа России. Окружающий мир. 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzhayushchiy_mir._3_klass.doc213 КБ

Предварительный просмотр:

Окружающий мир

Автор: Плешаков А.А.

3 КЛАСС

Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основании:

  •  программы «Школа России» для  начальных классов по окружающему миру и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном образовательном стандарте общего образования (№ 1089 от 05.03.2004 г.);
  • федерального базисного учебного и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приказ министерства образования и науки РФ №1312 от 09.03.2004 г.);
  • федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год (приказ №1067 от 19.12.2012 г. Зарегистрирован Минюстом России 30 января 2013 г., регистрационный № 26755).

Курс «Окружающий мир» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В XXI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества. Особую остроту экологические проблемы будут иметь в России, поскольку наша страна решает сложнейшие задачи экономического и социального развития в условиях крайнего дефицита экологической культуры в обществе.

Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
  • духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.

Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.

Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.

Отбор содержания учебного курса «Окружающий мир» осуществлялся на основе следующих ведущих идей:

  • идея многообразия мира;
  • идея экологической целостности мира;
  • идея уважения к миру.

Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.

Уважение к миру – это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.

В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности обучающихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители обучающихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.

Результаты изучения курса

        Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:

        1)        формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

        2)        формирование целостного, социально ориентированного взгляда

на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

        3)        формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

        4)        овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

        5)        принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

        6)        развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

        7)        формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

        8)        развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9)        развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками и разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

        10)        формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Изучение курса <Окружающий мир» играет значительную роль в достижении  метапредметиых результатов начального образования, таких как:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

            2)        освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

            3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

            4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

         5)        освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

             6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

        7)        активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

        8)        использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет. сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными  технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

             9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений, отнесения  к известным понятиям;

          10)        готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

          11)        определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

        12)        овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

        13)        овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

        14)        умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствия с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

        При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:

        1)        понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

        2)        сформированность уважительного отношения к России,  родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

        3)        осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

        4)        освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

        5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Ценностные ориентиры содержания курса

• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.

• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

• Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.

• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

Программа составлена на основе базисного плана по окружающему миру   из расчёта 2 часа   в неделю,  общее количество часов  в  год – 68.

3 класс (68 ч)

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

экскурсии

практичес-кие

работы

1

Как устроен мир

7

1

1

2

Эта удивительная природа

19

5

3

Мы и наше здоровье

8

3

4

Наша безопасность

9

1

1

5

Чему учит экономика

12

3

6

Путешествие по городам и странам

13

1

7

Итого

68

2

14

Планируемые результаты освоения программы

К концу обучения учащиеся должны знать и уметь:

Раздел «Человек и природа»

• различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы;

• описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки;

• сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;

• проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

• использовать естественно - научные тексты с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;

• использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе

иллюстраций, атлас карт) для поиска необходимой информации;

• использовать готовые модели (глобус) для объяснения явлений или выявления свойств объектов;

• обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

• определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека;

• понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения.

Раздел «Человек и общество»

• различать государственную символику Российской Федерации; описывать достопримечательности родного края;

• использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных  высказываний;

• соблюдать правила личной безопасности и безопасности

окружающих, понимать необходимость здорового образа жизни.


Тематическое планирование к рабочей программе

по окружающему миру

Класс 3 «В»

Учитель: Рыжова Елена Владимировна

Количество часов -68, в неделю- 2

п/п

Тема урока

Решаемые

проблемы

Понятия

Планируемые результаты

Предметные результаты

УУД

Личностные

результаты

1

Инструктаж по т/б и охране труда. Разнообразие природы

Как называется наша планета?

Где мы живем?

Знаем ли мы государственную символику?

Планета

Столица

Регион

Госуд.символы

Знает название нашей планеты; родной страны и ее столицы; региона и родного города; госуд.символику

Р.Осознание и выделение того, что усвоено и что еще подлежит усвоению.

П.Поиск и выделение необходимой информации.

К.Осуществлять  сотруд-во с учителем и со сверстниками.

Формирование основ экологического сознания

2

Человек. Разумное существо

Что такое окружающий мир?

Окружающий мир

Знаком со способами познания окр.мира

Р.Осознание и выделение того, что усвоено и что еще подлежит усвоению.

П.Поиск и выделение необходимой информации.

К.Осуществлять  сотруд-во с учителем и со сверстниками.

Формирование основ экологического сознания

3

Общество

Что мы включаем в понятие «общество»?

Общество

Дает объяснение понятию «общество».

Знаком со способами познания окр.мира

Р.Осознание и выделение того, что усвоено и что еще подлежит усвоению.

П.Поиск и выделение необходимой информации.

К.Осуществлять  сотруд-во с учителем и со сверстник.

Формирование основ экологического сознания

4

Мир глазами эколога

Что такое «экология»?

Кто такие экологи?

Что такое экологическая проблема?

Экология

Экологи

Окружающий мир

Знаком с понятие «экология».

Знает, чем занимаются экологи.

Понимает основные экологические проблемы

Р.Осознание и выделение того, что усвоено и что еще подлежит усвоению.

П.Поиск и выделение необходимой информации.

К.Осуществлять  сотруд-во с учителем и со сверстниками.

Формирование основ экологического сознания

5

Природа в опасности. Охрана природы

Знаем ли мы правила поведения в окружающей среде?

Твердые, жидкие, газообразные вещества

Умеет использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

Р.Осознание и выделение того, что усвоено и что еще подлежит усвоению.

П.Поиск и выделение необходимой информации.

К.Осуществлять  сотруд-во с учителем и со сверстниками.

Формирование основ экологического сознания

6

Тела, вещества, частицы

Какие вы знаете твердые, жидкие и газообразные вещества?

Соль

Сахар

Воздух

Умеет использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

Р.Осознание и выделение того, что усвоено и что еще подлежит усвоению.

П.Поиск и выделение необходимой информации.

К.Осуществлять  сотруд-во с учителем и со сверстниками.

Формирование основ экологического сознания

7

Разнообразие веществ

Что представляет собой воздух?

Воздух-смесь газообразных веществ

Р.Осознание и выделение того, что усвоено и что еще подлежит усвоению.

П.Поиск и выделение необходимой информации.

К.Осуществлять  сотруд-во с учителем и со сверстниками.

Формирование основ экологического сознания

8

Воздух и его охрана. Состав, свойства

Какое значение имеет воздух для растений, животных, человека?

Свойства воздуха

Понимает значение воздуха для растений, животных, человека.

Знает свойства воздуха

Р.Осознание и выделение того, что усвоено и что еще подлежит усвоению.

П.Поиск и выделение необходимой информации.

К.Осуществлять  сотруд-во с учителем и со сверстниками.

Формирование основ экологического сознания

9

Вода и жизнь

Что представляет собой вода?

Каковы основные свойства воды?

Текучесть

Форма сосуда

Знает основные свойства воды.

Знаком с общими условиями, необходимыми для жизни живых организмов.

Р.Осознание и выделение того, что усвоено и что еще подлежит усвоению.

П.Поиск и выделение необходимой информации.

К.Осуществлять  сотруд-во с учителем и со сверстниками.

Формирование основ экологического сознания

10

Превращения и круговорот воды

Как происходит круговорот воды в природе?

Какие превращения происходят с водой?

Три состояния воды

Круговорот воды в природе

Знает свойства воды.

Объясняет такое явление как превращение воды.

Понимает, как происходит круговорот воды в природе.

Р.Осознание и выделение того, что усвоено и что еще подлежит усвоению.

П.Поиск и выделение необходимой информации.

К.Осуществлять  сотруд-во с учителем и со сверстниками.

Формирование основ экологического сознания

11

Берегите воду

Какие действия надо предпринимать, чтобы сберечь воду?

Охрана вод

Экологическая тревога

Знает, как надо вести себя, чтобы сберечь запасы воды.

Р.Осознание и выделение того, что усвоено и что еще подлежит усвоению.

П.Поиск и выделение необходимой информации.

К.Осуществлять  сотруд-во с учителем и со сверстниками.

Формирование основ экологического сознания

12

Как разрушаются камни

Какие вы знаете формы земной поверхности?

Как разрушаются камни?

Форма земной поверхности

Знает формы земной поверхности

Знает, как  разрушаются камни

Р.Осознание и выделение того, что усвоено и что еще подлежит усвоению.

П.Поиск и выделение необходимой информации.

К.Осуществлять  сотруд-во с учителем и со сверстниками.

Формирование основ экологического сознания

13

Что такое почва?

Что такое почва?

Какое значение имеет почва для живой природы?

Плодородный слой

Устанавливает связь между сезонными изменениями в неживой и живой природе.

Понимает, как человек воздействует на природу.

Р.Осознание и выделение того, что усвоено и что еще подлежит усвоению.

П.Поиск и выделение необходимой информации.

К.Осуществлять  сотруд-во с учителем и со сверстниками.

Формирование основ экологического сознания

14

Разнообразие растений

Какова роль растений в природе и жизни людей?

Как человек должен относиться к растениям?

Разнообразие растений

Красная книга

Умеет приводить примеры представителей разных групп растений и животных.

Раскрывает особенности их внешнего вида и жизни

Р.Осознание и выделение того, что усвоено и что еще подлежит усвоению.

П.Поиск и выделение необходимой информации.

К.Осуществлять  сотруд-во с учителем и со сверстниками.

Формирование основ экологического сознания

15

Солнце, растения и мы с вами

Как солнце влияет на жизнь человека и растений?

Разнообразие растений

Умеет приводить примеры представителей разных групп растений и животных.

Раскрывает особенности их внешнего вида и жизни

Р.Осознание и выделение того, что усвоено и что еще подлежит усвоению.

П.Поиск и выделение необходимой информации.

К.Осуществлять  сотруд-во с учителем и со сверстниками.

Формирование основ экологического сознания

16

Размножение и развитие растений

Как размножаются и развиваются растения?

Какие условия необходимы для жизни растений?

Свет

Тепло

Воздух

Вода  

Знает, как размножаются и развиваются растения.

Понимает, какие условия необходимы для жизни растений?

Р.Осознание и выделение того, что усвоено и что еще подлежит усвоению.

П.Поиск и выделение необходимой информации.

К.Осуществлять  сотруд-во с учителем и со сверстниками.

Формирование основ экологического сознания

17

Охрана растений

Какую роль играют растения в природе и жизни людей?

Как должен относиться к растениям человек?

Экология

Экологи

Использует знания и умения для ухода за комнатными растениями.

Р.Осознание и выделение того, что усвоено и что еще подлежит усвоению.

П.Поиск и выделение необходимой информации.

К.Осуществлять  сотруд-во с учителем и со сверстниками.

Формирование основ экологического сознания

18

Разнообразие животных

Какие условия необходимы для жизни животных?

Разнообразие животных

Знают общие условия, необходимые для жизни животных.

Р.Осознание и выделение того, что усвоено и что еще подлежит усвоению.

П.Поиск и выделение необходимой информации.

К.Осуществлять  сотруд-во с учителем и со сверстниками.

Формирование основ экологического сознания

19

Кто что ест. Цепи питания

Какие группы животных различают и по каким признакам?

Цепь питания

Различает группы животных.

Отмечает признаки групп.

Р.Осознание и выделение того, что усвоено и что еще подлежит усвоению.

П.Поиск и выделение необходимой информации.

К.Осуществлять  сотруд-во с учителем и со сверстниками.

Формирование основ экологического сознания

20

Невидимая сеть и невидимые пирамиды

Как питаются разные животные?

Разнообразие животных

Знает особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, зерноядные, всеядные)

Р.Осознание и выделение того, что усвоено и что еще подлежит усвоению.

П.Поиск и выделение необходимой информации.

К.Осуществлять  сотруд-во с учителем и со сверстниками.

Формирование основ экологического сознания

21

Размножение и развитие животных

Как размножаются и развиваются животные?

Размножение животных

Умеет использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

Р.Осознание и выделение того, что усвоено и что еще подлежит усвоению.

П.Поиск и выделение необходимой информации.

К.Осуществлять  сотруд-во с учителем и со сверстниками.

Формирование основ экологического сознания

22

Птицы и звери

Какова роль животных в жизни людей?

Как нужно относиться к животным?

Поиск информации

Умеет использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

Р.Осознание и выделение того, что усвоено и что еще подлежит усвоению.

П.Поиск и выделение необходимой информации.

К.Осуществлять  сотруд-во с учителем и со сверстниками.

Формирование основ экологического сознания

23

Охрана животных

Какова роль животных в жизни людей?

Как должен человек относиться к животным?

Красная книга

Понимают роль животных в жизни человека.

Знают, как человек должен относиться к животным

Р.Осознание и выделение того, что усвоено и что еще подлежит усвоению.

П.Поиск и выделение необходимой информации.

К.Осуществлять  сотруд-во с учителем и со сверстниками.

Формирование основ экологического сознания

24

В царстве грибов

Каковы особенности строения грибов?

Знаем ли мы съедобные и несъедобные грибы?

Грибы съедобные и несъедобные

Умеет использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

Р.Осознание и выделение того, что усвоено и что еще подлежит усвоению.

П.Поиск и выделение необходимой информации.

К.Осуществлять  сотруд-во с учителем и со сверстниками.

Формирование основ экологического сознания

25

Великий круговорот жизни

Какова роль растений и животных в жизни людей?

Как человек должен относиться к животным и растениям?

Взаимосвязь человека с природой

Умеет использовать приобретенные знания и умения для ухода за растениями и животными

Р.Осознание и выделение того, что усвоено и что еще подлежит усвоению.

П.Поиск и выделение необходимой информации.

К.Осуществлять  сотруд-во с учителем и со сверстниками.

Формирование основ экологического сознания

26

Организм человека

Что мы можем сказать о строении тела человека?

Что мы относим к системе органов?

Опорно-двигательная,

пищеварительная система органов

Знают правила сохранения и укрепления здоровья

Р.Осознание и выделение того, что усвоено и что еще подлежит усвоению.

П.Поиск и выделение необходимой информации.

К.Осуществлять  сотруд-во с учителем и со сверстниками.

Принятие правил здорового образа жизни

27

Как мы воспринимаем окружающий мир?

Какова роль системы органов в жизнедеятельности организма?

Дыхательная, кровеносная, выделительная система органов

Умеют использовать приобретенные знания для обогащения жизненного опыта

Р.Осознание и выделение того, что усвоено и что еще подлежит усвоению.

П.Поиск и выделение необходимой информации.

К.Осуществлять  сотруд-во с учителем и со сверстниками.

Принятие правил здорового образа жизни

28

Надежная защита организма

Что значит выражение «гигиена системы органов»?

Органы чувств

Личная гигиена

Умеют использовать приобретенные знания для обогащения жизненного опыта

Р.Осознание и выделение того, что усвоено и что еще подлежит усвоению.

П.Поиск и выделение необходимой информации.

К.Осуществлять  сотруд-во с учителем и со сверстниками.

Принятие правил здорового образа жизни

29

Опора тела и движение

Что является опорой тела человек?

Какую роль играет движение в нашей жизни?

Опорно-двигательная система органов

Знают правила сохранения и укрепления здоровья

Р.Осознание и выделение того, что усвоено и что еще подлежит усвоению.

П.Поиск и выделение необходимой информации.

К.Осуществлять  сотруд-во с учителем и со сверстниками.

Принятие правил здорового образа жизни

30

Наше питание

Какова роль системы органов в жизнедеятельности организма?

Здоровый образ жизни

Используют знания и умения для выполнения изученных правил и крепления здоровья, безопасного поведения

Р.Осознание и выделение того, что усвоено и что еще подлежит усвоению.

П.Поиск и выделение необходимой информации.

К.Осуществлять  сотруд-во с учителем и со сверстниками.

Принятие правил здорового образа жизни

31

О дыхании, о движении крови

Что мы знаем о нашем дыхании?

Как осуществляется движение крови?

Система органов

Знают правила сохранения и укрепления здоровья.

Понимают, как осуществляется движение крови?

Р.Осознание и выделение того, что усвоено и что еще подлежит усвоению.

П.Поиск и выделение необходимой информации.

К.Осуществлять  сотруд-во с учителем и со сверстниками.

Принятие правил здорового образа жизни

32

Закаляй свой организм

Как сохранит и укрепить наше здоровье?

Закаливание

Личная гигиена

Личная гигиена, физическая культура, закаливание, игры на воздухе - условие сохранения и укрепления здоровья

Р.Осознание и выделение того, что усвоено и что еще подлежит усвоению.

П.Поиск и выделение необходимой информации.

К.Осуществлять  сотруд-во с учителем и со сверстниками.

Принятие правил здорового образа жизни

33

Здоровый образ жизни. Обобщение

Как сохранит и укрепить наше здоровье?

Закаливание

Личная гигиена

Личная гигиена, физическая культура, закаливание, игры на воздухе - условие сохранения и укрепления здоровья

Р.Осознание и выделение того, что усвоено и что еще подлежит усвоению.

П.Поиск и выделение необходимой информации.

К.Осуществлять  сотруд-во с учителем и со сверстниками.

Принятие правил здорового образа жизни

34-35

Огонь, вода и газ

Какие основные правила обращения с газом, электричеством, водой мы знаем?

Огонь, вода и газ

Знает правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой

Р.Осознание и выделение того, что усвоено и что еще подлежит усвоению.

П.Поиск и выделение необходимой информации.

К.Осуществлять  сотруд-во с учителем и со сверстниками.

Освоение элемент, норм адекватного природосообраз-

ного поведения

36

Чтобы путь был счастливым

Как необходимо вести себя на дорогах, водоемах, в школе?

Признаки опасности

Знает основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе)

Р.Осознание и выделение того, что усвоено и что еще подлежит усвоению.

П.Поиск и выделение необходимой информации.

К.Осуществлять  сотруд-во с учителем и со сверстниками.

Освоение элемент, норм адекватного природосообраз-

ного поведения

37-38

Дорожные знаки

Как необходимо вести себя на дорогах?

Дорожные знаки

Знает правила безопасного поведения на дорогах

Р.Осознание и выделение того, что усвоено и что еще подлежит усвоению.

П.Поиск и выделение необходимой информации.

К.Осуществлять  сотруд-во с учителем и со сверстниками.

Освоение элемент, норм адекватного природосообраз-

ного поведения

39

Опасные места

Как правильно вести себя в лесу, на водоеме в разное время года?

Поведение на природе

Знает основные правила поведения в окружающей среде

Р.Осознание и выделение того, что усвоено и что еще подлежит усвоению.

П.Поиск и выделение необходимой информации.

К.Осуществлять  сотруд-во с учителем и со сверстниками.

Освоение элемент, норм адекватного природосообраз-

ного поведения

40-41

О молниях, змеях, собаках и прочем

Как правильно вести себя при грозе, при встрече с собакой и прочее?

Молния гроза

Знает основные правила поведения в окружающей среде

Р.Осознание и выделение того, что усвоено и что еще подлежит усвоению.

П.Поиск и выделение необходимой информации.

К.Осуществлять  сотруд-во с учителем и со сверстниками.

Освоение элемент, норм адекватного природосообраз-

ного поведения

42-43

Экологическая безопасность

Что такое экологическая безопасность?

Экология

Эколог

Умеет использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

Р.Осознание и выделение того, что усвоено и что еще подлежит усвоению.

П.Поиск и выделение необходимой информации.

К.Осуществлять  сотруд-во с учителем и со сверстниками.

Освоение элемент, норм адекватного природосообраз-

ного поведения

44

Для чего нужна экономика?

Что такое экономика?

Экономика

Умеют использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта

Р.Осознание и выделение того, что усвоено и что еще подлежит усвоению.

П.Поиск и выделение необходимой информации.

К.Осуществлять  сотруд-во с учителем и со сверстниками.

Освоение элемент, норм адекватного природосообраз-

ного поведения

45

Три кита экономики

Что такое экономика?

Экономика

Умеют использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта

Р.Осознание и выделение того, что усвоено и что еще подлежит усвоению.

П.Поиск и выделение необходимой информации.

К.Осуществлять  сотруд-во с учителем и со сверстниками.

Освоение элемент, норм адекватного природосообраз-

ного поведения

46-47

Полезные ископаемые

Как определить признаки различных объектов природы? (цвет, форму, сравнительные)

Полезные ископаемые

Умеет определять признаки различных объектов природы? (цвет, форму, сравнительные)

Р.Осознание и выделение того, что усвоено и что еще подлежит усвоению.

П.Поиск и выделение необходимой информации.

К.Осуществлять  сотруд-во с учителем и со сверстниками.

Освоение элемент, норм адекватного природосообраз-

ного поведения

48

Растениеводство

Какие растения называют дикорастущими и культурными?

Растения дикорастущие и культурные

Умеет различать объекты природы и изделия; объекты живой и неживой природы

Р.Осознание и выделение того, что усвоено и что еще подлежит усвоению.

П.Поиск и выделение необходимой информации.

К.Осуществлять  сотруд-во с учителем и со сверстниками.

Освоение элемент, норм адекватного природосообраз-

ного поведения

49

Животноводство

Что такое животноводство?

Какова роль животных в жизни людей?

Животноводство

Использует приобретенные знания в повседневной жизни для ухода за растениями и животными

Р.Осознание и выделение того, что усвоено и что еще подлежит усвоению.

П.Поиск и выделение необходимой информации.

К.Осуществлять  сотруд-во с учителем и со сверстниками.

Освоение элемент, норм адекватного природосообраз-

ного поведения

50-51

Какая бывает промышленность?

Умеем ли мы различать объекты природы и изделия промышленного произв-ва?

Промышленность

Умеет различать объекты природы и изделия промышленного произв-ва

Р.Осознание и выделение того, что усвоено и что еще подлежит усвоению.

П.Поиск и выделение необходимой информации.

К.Осуществлять  сотруд-во с учителем и со сверстниками.

Освоение элемент, норм адекватного природосообраз-

ного поведения

52

Что такое деньги?

Какие денежные единицы мы знаем?

Деньги

Использует приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов

Р.Осознание и выделение того, что усвоено и что еще подлежит усвоению.

П.Поиск и выделение необходимой информации.

К.Осуществлять  сотруд-во с учителем и со сверстниками.

Освоение элемент, норм адекватного природосообраз-

ного поведения

53

Государственный бюджет

Что включает в себя понятие «государственный бюджет»?

Бюджет

Использует приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта

Р.Осознание и выделение того, что усвоено и что еще подлежит усвоению.

П.Поиск и выделение необходимой информации.

К.Осуществлять  сотруд-во с учителем и со сверстниками.

Освоение элемент, норм адекватного природосообраз-

ного поведения

54-55

Семейный бюджет

Согласны ли вы с утверждением, что «Семья – первый коллектив ребенка»?

Бюджет

Использует приобретенные знания и умения для удовлетворения познавательных интересов

Р.Осознание и выделение того, что усвоено и что еще подлежит усвоению.

П.Поиск и выделение необходимой информации.

К.Осуществлять  сотруд-во с учителем и со сверстниками.

Освоение элемент, норм адекватного природосообраз-

ного поведения

56-57

Экономика и экология

Связаны ли между собой экономика и экология?

Экономика

Использует приобретенные знания и умения для оценки воздействия человека на природу

Р.Осознание и выделение того, что усвоено и что еще подлежит усвоению.

П.Поиск и выделение необходимой информации.

К.Осуществлять  сотруд-во с учителем и со сверстниками

Освоение элемент, норм адекватного природосообраз-

ного поведения

58

Обобщение. Чему учит экономика?

Чему учит экономика?

Экономика

Использует приобретенные знания и умения для оценки воздействия человека на природу

Р.Осознание и выделение того, что усвоено и что еще подлежит усвоению.

П.Поиск и выделение необходимой информации.

К.Осуществлять  сотруд-во с учителем и со сверстниками

Освоение элемент, норм адекватного природосообраз-

ного поведения

59-60

Золотое кольцо России

Как называется столица нашей Родины?

Какие мы знаем города России?

Какой город мы называем «второй столицей» или «северной Венецией»?

Россия

Москва

Санкт-Петербург

Знают название родной страны, ее столицы, региона, где живут.

Показывают на карте границы России.

Р.Осознание и выделение того, что усвоено и что еще подлежит усвоению.

П.Поиск и выделение необходимой информации.

К.Осуществлять  сотруд-во с учителем и со сверстниками.

Формирование основ исторической памяти

61

Наши ближайшие соседи

Как называется содружество стран(наших ближайших соседей)?

Какие народы населяют страны СНГ?

Как раньше называлась наша страна?

Союз

Независимых Государств

СССР

 Знает как называется содружество стран(наших ближайших соседей),      

какие народы населяют страны СНГ,

как раньше называлась наша страна.

Р.Осознание и выделение того, что усвоено и что еще подлежит усвоению.

П.Поиск и выделение необходимой информации.

К.Осуществлять  сотруд-во с учителем и со сверстниками.

Формирование основ исторической памяти

62

На севере Европы

Какие страны и народы мира вы знаете?

Страны и народы мира

Использует приобретенные знания и умения в практической жизни для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации.

Р.Осознание и выделение того, что усвоено и что еще подлежит усвоению.

П.Поиск и выделение необходимой информации.

К.Осуществлять  сотруд-во с учителем и со сверстниками.

Формирование основ исторической памяти

63

Что такое Бенилюкс?

Что такое Бенилюкс?

Какие вошли в экономический союз?

Экономический союз трех стран (Бельгия, Нидерланды, Люксембург)

Использует приобретенные знания и умения в практической жизни для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации.

Р.Осознание и выделение того, что усвоено и что еще подлежит усвоению.

П.Поиск и выделение необходимой информации.

К.Осуществлять  сотруд-во с учителем и со сверстниками.

Формирование основ исторической памяти

64

В центре Европы

Можем ли мы показать на карте изученные страны?

Физическая карта

Использует приобретенные знания и умения в практической жизни для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации.

Р.Осознание и выделение того, что усвоено и что еще подлежит усвоению.

П.Поиск и выделение необходимой информации.

К.Осуществлять  сотруд-во с учителем и со сверстниками.

Формирование основ исторической памяти

65

Путешествие по Франции и Великобритании

Как называется столица Франции?

Что вы знаете об этой стране и ее жителях?

Франция

Париж

Использует приобретенные знания и умения в практической жизни для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации.

Р.Осознание и выделение того, что усвоено и что еще подлежит усвоению.

П.Поиск и выделение необходимой информации.

К.Осуществлять  сотруд-во с учителем и со сверстниками.

Формирование основ исторической памяти

66

На юге Европы

Какие страны находятся на юге Европы?

Что вы знаете о них и жителях этих стран?

Чем знамениты эти страны?

Греция

Италия

Знает, какие страны находятся на юге Европы.

Использует приобретенные знания и умения в практической жизни для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации.

Р.Осознание и выделение того, что усвоено и что еще подлежит усвоению.

П.Поиск и выделение необходимой информации.

К.Осуществлять  сотруд-во с учителем и со сверстниками.

Формирование основ исторической памяти

67

По знаменитым местам мира

Что такое Тадж-Махал? Где находится?

Кто такие фараоны? Где находится Статуя Свободы?

Индия

Египет

Америка

Африка

Использует приобретенные знания и умения в практической жизни для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации.

Р.Осознание и выделение того, что усвоено и что еще подлежит усвоению.

П.Поиск и выделение необходимой информации.

К.Осуществлять  сотруд-во с учителем и со сверстниками.

Формирование основ исторической памяти

68

Обобщение. Путешествие по городам и странам

Как называются люди, которые любят бывать в разных уголках мира?

Для чего им это нужно?

Путешественники

Использует приобретенные знания и умения в практической жизни для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации.

Р.Осознание и выделение того, что усвоено и что еще подлежит усвоению.

П.Поиск и выделение необходимой информации.

К.Осуществлять  сотруд-во с учителем и со сверстниками.

Формирование основ исторической памяти


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа. "Школа России" ФГОС. 2 класс

Рабочая программа. Школа России. 2 класс. ФГОС....

Рабочая программа "Школа России" ФГОС 2 класс

Программа: «Школа России»Учебники:  А.А. Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2 частях Москва  «Просвещение» 2011 годРабочая тетрадь: А.А. Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2 частях М...

Рабочая программа. Школа России. Математика. 3 класс

Рабочая программа. Школа России. Математика. 3 класс...

Рабочая программа. Школа России. Технология. 3 класс

Рабочая программа. Школа России. Технология. 3 класс...

Рабочая программа "Школа России" Окружающий мир 1 класс

Материалы предназначены учителям начальных классов, работающим по программе "Школа России"...

Аннотация к рабочей программе "Школа России" окружающий мир 2 класс

Краткое описание рабочей программы по окружающему миру "Школа России" 2 класс...

Аннотация к рабочей программе "Школа России" окружающий мир 2 класс

Краткое описание рабочей программы по окружающему миру "Школа России" 2 класс...