Рабочая программа. Школа России. Окружающий мир. 3 класс
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) по теме
Рабочая программа. Школа России. Окружающий мир. 3 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir._3_klass.doc | 213 КБ |
Предварительный просмотр:
Окружающий мир
Автор: Плешаков А.А.
3 КЛАСС
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основании:
- программы «Школа России» для начальных классов по окружающему миру и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном образовательном стандарте общего образования (№ 1089 от 05.03.2004 г.);
- федерального базисного учебного и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приказ министерства образования и науки РФ №1312 от 09.03.2004 г.);
- федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год (приказ №1067 от 19.12.2012 г. Зарегистрирован Минюстом России 30 января 2013 г., регистрационный № 26755).
Курс «Окружающий мир» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В XXI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества. Особую остроту экологические проблемы будут иметь в России, поскольку наша страна решает сложнейшие задачи экономического и социального развития в условиях крайнего дефицита экологической культуры в обществе.
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.
Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.
Отбор содержания учебного курса «Окружающий мир» осуществлялся на основе следующих ведущих идей:
- идея многообразия мира;
- идея экологической целостности мира;
- идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.
Уважение к миру – это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности обучающихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители обучающихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.
Результаты изучения курса
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда
на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками и разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Изучение курса <Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметиых результатов начального образования, таких как:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет. сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствия с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Ценностные ориентиры содержания курса
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
• Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Программа составлена на основе базисного плана по окружающему миру из расчёта 2 часа в неделю, общее количество часов в год – 68.
3 класс (68 ч)
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе на: | |
экскурсии | практичес-кие работы | |||
1 | Как устроен мир | 7 | 1 | 1 |
2 | Эта удивительная природа | 19 | 5 | |
3 | Мы и наше здоровье | 8 | 3 | |
4 | Наша безопасность | 9 | 1 | 1 |
5 | Чему учит экономика | 12 | 3 | |
6 | Путешествие по городам и странам | 13 | 1 | |
7 | Итого | 68 | 2 | 14 |
Планируемые результаты освоения программы
К концу обучения учащиеся должны знать и уметь:
Раздел «Человек и природа»
• различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы;
• описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки;
• сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
• проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
• использовать естественно - научные тексты с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
• использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе
иллюстраций, атлас карт) для поиска необходимой информации;
• использовать готовые модели (глобус) для объяснения явлений или выявления свойств объектов;
• обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
• определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека;
• понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения.
Раздел «Человек и общество»
• различать государственную символику Российской Федерации; описывать достопримечательности родного края;
• использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных высказываний;
• соблюдать правила личной безопасности и безопасности
окружающих, понимать необходимость здорового образа жизни.
Тематическое планирование к рабочей программе
по окружающему миру
Класс 3 «В»
Учитель: Рыжова Елена Владимировна
Количество часов -68, в неделю- 2
№ п/п | Тема урока | Решаемые проблемы | Понятия | Планируемые результаты | ||
Предметные результаты | УУД | Личностные результаты | ||||
1 | Инструктаж по т/б и охране труда. Разнообразие природы | Как называется наша планета? Где мы живем? Знаем ли мы государственную символику? | Планета Столица Регион Госуд.символы | Знает название нашей планеты; родной страны и ее столицы; региона и родного города; госуд.символику | Р.Осознание и выделение того, что усвоено и что еще подлежит усвоению. П.Поиск и выделение необходимой информации. К.Осуществлять сотруд-во с учителем и со сверстниками. | Формирование основ экологического сознания |
2 | Человек. Разумное существо | Что такое окружающий мир? | Окружающий мир | Знаком со способами познания окр.мира | Р.Осознание и выделение того, что усвоено и что еще подлежит усвоению. П.Поиск и выделение необходимой информации. К.Осуществлять сотруд-во с учителем и со сверстниками. | Формирование основ экологического сознания |
3 | Общество | Что мы включаем в понятие «общество»? | Общество | Дает объяснение понятию «общество». Знаком со способами познания окр.мира | Р.Осознание и выделение того, что усвоено и что еще подлежит усвоению. П.Поиск и выделение необходимой информации. К.Осуществлять сотруд-во с учителем и со сверстник. | Формирование основ экологического сознания |
4 | Мир глазами эколога | Что такое «экология»? Кто такие экологи? Что такое экологическая проблема? | Экология Экологи Окружающий мир | Знаком с понятие «экология». Знает, чем занимаются экологи. Понимает основные экологические проблемы | Р.Осознание и выделение того, что усвоено и что еще подлежит усвоению. П.Поиск и выделение необходимой информации. К.Осуществлять сотруд-во с учителем и со сверстниками. | Формирование основ экологического сознания |
5 | Природа в опасности. Охрана природы | Знаем ли мы правила поведения в окружающей среде? | Твердые, жидкие, газообразные вещества | Умеет использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни | Р.Осознание и выделение того, что усвоено и что еще подлежит усвоению. П.Поиск и выделение необходимой информации. К.Осуществлять сотруд-во с учителем и со сверстниками. | Формирование основ экологического сознания |
6 | Тела, вещества, частицы | Какие вы знаете твердые, жидкие и газообразные вещества? | Соль Сахар Воздух | Умеет использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни | Р.Осознание и выделение того, что усвоено и что еще подлежит усвоению. П.Поиск и выделение необходимой информации. К.Осуществлять сотруд-во с учителем и со сверстниками. | Формирование основ экологического сознания |
7 | Разнообразие веществ | Что представляет собой воздух? | Воздух-смесь газообразных веществ | Р.Осознание и выделение того, что усвоено и что еще подлежит усвоению. П.Поиск и выделение необходимой информации. К.Осуществлять сотруд-во с учителем и со сверстниками. | Формирование основ экологического сознания | |
8 | Воздух и его охрана. Состав, свойства | Какое значение имеет воздух для растений, животных, человека? | Свойства воздуха | Понимает значение воздуха для растений, животных, человека. Знает свойства воздуха | Р.Осознание и выделение того, что усвоено и что еще подлежит усвоению. П.Поиск и выделение необходимой информации. К.Осуществлять сотруд-во с учителем и со сверстниками. | Формирование основ экологического сознания |
9 | Вода и жизнь | Что представляет собой вода? Каковы основные свойства воды? | Текучесть Форма сосуда | Знает основные свойства воды. Знаком с общими условиями, необходимыми для жизни живых организмов. | Р.Осознание и выделение того, что усвоено и что еще подлежит усвоению. П.Поиск и выделение необходимой информации. К.Осуществлять сотруд-во с учителем и со сверстниками. | Формирование основ экологического сознания |
10 | Превращения и круговорот воды | Как происходит круговорот воды в природе? Какие превращения происходят с водой? | Три состояния воды Круговорот воды в природе | Знает свойства воды. Объясняет такое явление как превращение воды. Понимает, как происходит круговорот воды в природе. | Р.Осознание и выделение того, что усвоено и что еще подлежит усвоению. П.Поиск и выделение необходимой информации. К.Осуществлять сотруд-во с учителем и со сверстниками. | Формирование основ экологического сознания |
11 | Берегите воду | Какие действия надо предпринимать, чтобы сберечь воду? | Охрана вод Экологическая тревога | Знает, как надо вести себя, чтобы сберечь запасы воды. | Р.Осознание и выделение того, что усвоено и что еще подлежит усвоению. П.Поиск и выделение необходимой информации. К.Осуществлять сотруд-во с учителем и со сверстниками. | Формирование основ экологического сознания |
12 | Как разрушаются камни | Какие вы знаете формы земной поверхности? Как разрушаются камни? | Форма земной поверхности | Знает формы земной поверхности Знает, как разрушаются камни | Р.Осознание и выделение того, что усвоено и что еще подлежит усвоению. П.Поиск и выделение необходимой информации. К.Осуществлять сотруд-во с учителем и со сверстниками. | Формирование основ экологического сознания |
13 | Что такое почва? | Что такое почва? Какое значение имеет почва для живой природы? | Плодородный слой | Устанавливает связь между сезонными изменениями в неживой и живой природе. Понимает, как человек воздействует на природу. | Р.Осознание и выделение того, что усвоено и что еще подлежит усвоению. П.Поиск и выделение необходимой информации. К.Осуществлять сотруд-во с учителем и со сверстниками. | Формирование основ экологического сознания |
14 | Разнообразие растений | Какова роль растений в природе и жизни людей? Как человек должен относиться к растениям? | Разнообразие растений Красная книга | Умеет приводить примеры представителей разных групп растений и животных. Раскрывает особенности их внешнего вида и жизни | Р.Осознание и выделение того, что усвоено и что еще подлежит усвоению. П.Поиск и выделение необходимой информации. К.Осуществлять сотруд-во с учителем и со сверстниками. | Формирование основ экологического сознания |
15 | Солнце, растения и мы с вами | Как солнце влияет на жизнь человека и растений? | Разнообразие растений | Умеет приводить примеры представителей разных групп растений и животных. Раскрывает особенности их внешнего вида и жизни | Р.Осознание и выделение того, что усвоено и что еще подлежит усвоению. П.Поиск и выделение необходимой информации. К.Осуществлять сотруд-во с учителем и со сверстниками. | Формирование основ экологического сознания |
16 | Размножение и развитие растений | Как размножаются и развиваются растения? Какие условия необходимы для жизни растений? | Свет Тепло Воздух Вода | Знает, как размножаются и развиваются растения. Понимает, какие условия необходимы для жизни растений? | Р.Осознание и выделение того, что усвоено и что еще подлежит усвоению. П.Поиск и выделение необходимой информации. К.Осуществлять сотруд-во с учителем и со сверстниками. | Формирование основ экологического сознания |
17 | Охрана растений | Какую роль играют растения в природе и жизни людей? Как должен относиться к растениям человек? | Экология Экологи | Использует знания и умения для ухода за комнатными растениями. | Р.Осознание и выделение того, что усвоено и что еще подлежит усвоению. П.Поиск и выделение необходимой информации. К.Осуществлять сотруд-во с учителем и со сверстниками. | Формирование основ экологического сознания |
18 | Разнообразие животных | Какие условия необходимы для жизни животных? | Разнообразие животных | Знают общие условия, необходимые для жизни животных. | Р.Осознание и выделение того, что усвоено и что еще подлежит усвоению. П.Поиск и выделение необходимой информации. К.Осуществлять сотруд-во с учителем и со сверстниками. | Формирование основ экологического сознания |
19 | Кто что ест. Цепи питания | Какие группы животных различают и по каким признакам? | Цепь питания | Различает группы животных. Отмечает признаки групп. | Р.Осознание и выделение того, что усвоено и что еще подлежит усвоению. П.Поиск и выделение необходимой информации. К.Осуществлять сотруд-во с учителем и со сверстниками. | Формирование основ экологического сознания |
20 | Невидимая сеть и невидимые пирамиды | Как питаются разные животные? | Разнообразие животных | Знает особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, зерноядные, всеядные) | Р.Осознание и выделение того, что усвоено и что еще подлежит усвоению. П.Поиск и выделение необходимой информации. К.Осуществлять сотруд-во с учителем и со сверстниками. | Формирование основ экологического сознания |
21 | Размножение и развитие животных | Как размножаются и развиваются животные? | Размножение животных | Умеет использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни | Р.Осознание и выделение того, что усвоено и что еще подлежит усвоению. П.Поиск и выделение необходимой информации. К.Осуществлять сотруд-во с учителем и со сверстниками. | Формирование основ экологического сознания |
22 | Птицы и звери | Какова роль животных в жизни людей? Как нужно относиться к животным? | Поиск информации | Умеет использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни | Р.Осознание и выделение того, что усвоено и что еще подлежит усвоению. П.Поиск и выделение необходимой информации. К.Осуществлять сотруд-во с учителем и со сверстниками. | Формирование основ экологического сознания |
23 | Охрана животных | Какова роль животных в жизни людей? Как должен человек относиться к животным? | Красная книга | Понимают роль животных в жизни человека. Знают, как человек должен относиться к животным | Р.Осознание и выделение того, что усвоено и что еще подлежит усвоению. П.Поиск и выделение необходимой информации. К.Осуществлять сотруд-во с учителем и со сверстниками. | Формирование основ экологического сознания |
24 | В царстве грибов | Каковы особенности строения грибов? Знаем ли мы съедобные и несъедобные грибы? | Грибы съедобные и несъедобные | Умеет использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни | Р.Осознание и выделение того, что усвоено и что еще подлежит усвоению. П.Поиск и выделение необходимой информации. К.Осуществлять сотруд-во с учителем и со сверстниками. | Формирование основ экологического сознания |
25 | Великий круговорот жизни | Какова роль растений и животных в жизни людей? Как человек должен относиться к животным и растениям? | Взаимосвязь человека с природой | Умеет использовать приобретенные знания и умения для ухода за растениями и животными | Р.Осознание и выделение того, что усвоено и что еще подлежит усвоению. П.Поиск и выделение необходимой информации. К.Осуществлять сотруд-во с учителем и со сверстниками. | Формирование основ экологического сознания |
26 | Организм человека | Что мы можем сказать о строении тела человека? Что мы относим к системе органов? | Опорно-двигательная, пищеварительная система органов | Знают правила сохранения и укрепления здоровья | Р.Осознание и выделение того, что усвоено и что еще подлежит усвоению. П.Поиск и выделение необходимой информации. К.Осуществлять сотруд-во с учителем и со сверстниками. | Принятие правил здорового образа жизни |
27 | Как мы воспринимаем окружающий мир? | Какова роль системы органов в жизнедеятельности организма? | Дыхательная, кровеносная, выделительная система органов | Умеют использовать приобретенные знания для обогащения жизненного опыта | Р.Осознание и выделение того, что усвоено и что еще подлежит усвоению. П.Поиск и выделение необходимой информации. К.Осуществлять сотруд-во с учителем и со сверстниками. | Принятие правил здорового образа жизни |
28 | Надежная защита организма | Что значит выражение «гигиена системы органов»? | Органы чувств Личная гигиена | Умеют использовать приобретенные знания для обогащения жизненного опыта | Р.Осознание и выделение того, что усвоено и что еще подлежит усвоению. П.Поиск и выделение необходимой информации. К.Осуществлять сотруд-во с учителем и со сверстниками. | Принятие правил здорового образа жизни |
29 | Опора тела и движение | Что является опорой тела человек? Какую роль играет движение в нашей жизни? | Опорно-двигательная система органов | Знают правила сохранения и укрепления здоровья | Р.Осознание и выделение того, что усвоено и что еще подлежит усвоению. П.Поиск и выделение необходимой информации. К.Осуществлять сотруд-во с учителем и со сверстниками. | Принятие правил здорового образа жизни |
30 | Наше питание | Какова роль системы органов в жизнедеятельности организма? | Здоровый образ жизни | Используют знания и умения для выполнения изученных правил и крепления здоровья, безопасного поведения | Р.Осознание и выделение того, что усвоено и что еще подлежит усвоению. П.Поиск и выделение необходимой информации. К.Осуществлять сотруд-во с учителем и со сверстниками. | Принятие правил здорового образа жизни |
31 | О дыхании, о движении крови | Что мы знаем о нашем дыхании? Как осуществляется движение крови? | Система органов | Знают правила сохранения и укрепления здоровья. Понимают, как осуществляется движение крови? | Р.Осознание и выделение того, что усвоено и что еще подлежит усвоению. П.Поиск и выделение необходимой информации. К.Осуществлять сотруд-во с учителем и со сверстниками. | Принятие правил здорового образа жизни |
32 | Закаляй свой организм | Как сохранит и укрепить наше здоровье? | Закаливание Личная гигиена | Личная гигиена, физическая культура, закаливание, игры на воздухе - условие сохранения и укрепления здоровья | Р.Осознание и выделение того, что усвоено и что еще подлежит усвоению. П.Поиск и выделение необходимой информации. К.Осуществлять сотруд-во с учителем и со сверстниками. | Принятие правил здорового образа жизни |
33 | Здоровый образ жизни. Обобщение | Как сохранит и укрепить наше здоровье? | Закаливание Личная гигиена | Личная гигиена, физическая культура, закаливание, игры на воздухе - условие сохранения и укрепления здоровья | Р.Осознание и выделение того, что усвоено и что еще подлежит усвоению. П.Поиск и выделение необходимой информации. К.Осуществлять сотруд-во с учителем и со сверстниками. | Принятие правил здорового образа жизни |
34-35 | Огонь, вода и газ | Какие основные правила обращения с газом, электричеством, водой мы знаем? | Огонь, вода и газ | Знает правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой | Р.Осознание и выделение того, что усвоено и что еще подлежит усвоению. П.Поиск и выделение необходимой информации. К.Осуществлять сотруд-во с учителем и со сверстниками. | Освоение элемент, норм адекватного природосообраз- ного поведения |
36 | Чтобы путь был счастливым | Как необходимо вести себя на дорогах, водоемах, в школе? | Признаки опасности | Знает основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе) | Р.Осознание и выделение того, что усвоено и что еще подлежит усвоению. П.Поиск и выделение необходимой информации. К.Осуществлять сотруд-во с учителем и со сверстниками. | Освоение элемент, норм адекватного природосообраз- ного поведения |
37-38 | Дорожные знаки | Как необходимо вести себя на дорогах? | Дорожные знаки | Знает правила безопасного поведения на дорогах | Р.Осознание и выделение того, что усвоено и что еще подлежит усвоению. П.Поиск и выделение необходимой информации. К.Осуществлять сотруд-во с учителем и со сверстниками. | Освоение элемент, норм адекватного природосообраз- ного поведения |
39 | Опасные места | Как правильно вести себя в лесу, на водоеме в разное время года? | Поведение на природе | Знает основные правила поведения в окружающей среде | Р.Осознание и выделение того, что усвоено и что еще подлежит усвоению. П.Поиск и выделение необходимой информации. К.Осуществлять сотруд-во с учителем и со сверстниками. | Освоение элемент, норм адекватного природосообраз- ного поведения |
40-41 | О молниях, змеях, собаках и прочем | Как правильно вести себя при грозе, при встрече с собакой и прочее? | Молния гроза | Знает основные правила поведения в окружающей среде | Р.Осознание и выделение того, что усвоено и что еще подлежит усвоению. П.Поиск и выделение необходимой информации. К.Осуществлять сотруд-во с учителем и со сверстниками. | Освоение элемент, норм адекватного природосообраз- ного поведения |
42-43 | Экологическая безопасность | Что такое экологическая безопасность? | Экология Эколог | Умеет использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни | Р.Осознание и выделение того, что усвоено и что еще подлежит усвоению. П.Поиск и выделение необходимой информации. К.Осуществлять сотруд-во с учителем и со сверстниками. | Освоение элемент, норм адекватного природосообраз- ного поведения |
44 | Для чего нужна экономика? | Что такое экономика? | Экономика | Умеют использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта | Р.Осознание и выделение того, что усвоено и что еще подлежит усвоению. П.Поиск и выделение необходимой информации. К.Осуществлять сотруд-во с учителем и со сверстниками. | Освоение элемент, норм адекватного природосообраз- ного поведения |
45 | Три кита экономики | Что такое экономика? | Экономика | Умеют использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта | Р.Осознание и выделение того, что усвоено и что еще подлежит усвоению. П.Поиск и выделение необходимой информации. К.Осуществлять сотруд-во с учителем и со сверстниками. | Освоение элемент, норм адекватного природосообраз- ного поведения |
46-47 | Полезные ископаемые | Как определить признаки различных объектов природы? (цвет, форму, сравнительные) | Полезные ископаемые | Умеет определять признаки различных объектов природы? (цвет, форму, сравнительные) | Р.Осознание и выделение того, что усвоено и что еще подлежит усвоению. П.Поиск и выделение необходимой информации. К.Осуществлять сотруд-во с учителем и со сверстниками. | Освоение элемент, норм адекватного природосообраз- ного поведения |
48 | Растениеводство | Какие растения называют дикорастущими и культурными? | Растения дикорастущие и культурные | Умеет различать объекты природы и изделия; объекты живой и неживой природы | Р.Осознание и выделение того, что усвоено и что еще подлежит усвоению. П.Поиск и выделение необходимой информации. К.Осуществлять сотруд-во с учителем и со сверстниками. | Освоение элемент, норм адекватного природосообраз- ного поведения |
49 | Животноводство | Что такое животноводство? Какова роль животных в жизни людей? | Животноводство | Использует приобретенные знания в повседневной жизни для ухода за растениями и животными | Р.Осознание и выделение того, что усвоено и что еще подлежит усвоению. П.Поиск и выделение необходимой информации. К.Осуществлять сотруд-во с учителем и со сверстниками. | Освоение элемент, норм адекватного природосообраз- ного поведения |
50-51 | Какая бывает промышленность? | Умеем ли мы различать объекты природы и изделия промышленного произв-ва? | Промышленность | Умеет различать объекты природы и изделия промышленного произв-ва | Р.Осознание и выделение того, что усвоено и что еще подлежит усвоению. П.Поиск и выделение необходимой информации. К.Осуществлять сотруд-во с учителем и со сверстниками. | Освоение элемент, норм адекватного природосообраз- ного поведения |
52 | Что такое деньги? | Какие денежные единицы мы знаем? | Деньги | Использует приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов | Р.Осознание и выделение того, что усвоено и что еще подлежит усвоению. П.Поиск и выделение необходимой информации. К.Осуществлять сотруд-во с учителем и со сверстниками. | Освоение элемент, норм адекватного природосообраз- ного поведения |
53 | Государственный бюджет | Что включает в себя понятие «государственный бюджет»? | Бюджет | Использует приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта | Р.Осознание и выделение того, что усвоено и что еще подлежит усвоению. П.Поиск и выделение необходимой информации. К.Осуществлять сотруд-во с учителем и со сверстниками. | Освоение элемент, норм адекватного природосообраз- ного поведения |
54-55 | Семейный бюджет | Согласны ли вы с утверждением, что «Семья – первый коллектив ребенка»? | Бюджет | Использует приобретенные знания и умения для удовлетворения познавательных интересов | Р.Осознание и выделение того, что усвоено и что еще подлежит усвоению. П.Поиск и выделение необходимой информации. К.Осуществлять сотруд-во с учителем и со сверстниками. | Освоение элемент, норм адекватного природосообраз- ного поведения |
56-57 | Экономика и экология | Связаны ли между собой экономика и экология? | Экономика | Использует приобретенные знания и умения для оценки воздействия человека на природу | Р.Осознание и выделение того, что усвоено и что еще подлежит усвоению. П.Поиск и выделение необходимой информации. К.Осуществлять сотруд-во с учителем и со сверстниками | Освоение элемент, норм адекватного природосообраз- ного поведения |
58 | Обобщение. Чему учит экономика? | Чему учит экономика? | Экономика | Использует приобретенные знания и умения для оценки воздействия человека на природу | Р.Осознание и выделение того, что усвоено и что еще подлежит усвоению. П.Поиск и выделение необходимой информации. К.Осуществлять сотруд-во с учителем и со сверстниками | Освоение элемент, норм адекватного природосообраз- ного поведения |
59-60 | Золотое кольцо России | Как называется столица нашей Родины? Какие мы знаем города России? Какой город мы называем «второй столицей» или «северной Венецией»? | Россия Москва Санкт-Петербург | Знают название родной страны, ее столицы, региона, где живут. Показывают на карте границы России. | Р.Осознание и выделение того, что усвоено и что еще подлежит усвоению. П.Поиск и выделение необходимой информации. К.Осуществлять сотруд-во с учителем и со сверстниками. | Формирование основ исторической памяти |
61 | Наши ближайшие соседи | Как называется содружество стран(наших ближайших соседей)? Какие народы населяют страны СНГ? Как раньше называлась наша страна? | Союз Независимых Государств СССР | Знает как называется содружество стран(наших ближайших соседей), какие народы населяют страны СНГ, как раньше называлась наша страна. | Р.Осознание и выделение того, что усвоено и что еще подлежит усвоению. П.Поиск и выделение необходимой информации. К.Осуществлять сотруд-во с учителем и со сверстниками. | Формирование основ исторической памяти |
62 | На севере Европы | Какие страны и народы мира вы знаете? | Страны и народы мира | Использует приобретенные знания и умения в практической жизни для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации. | Р.Осознание и выделение того, что усвоено и что еще подлежит усвоению. П.Поиск и выделение необходимой информации. К.Осуществлять сотруд-во с учителем и со сверстниками. | Формирование основ исторической памяти |
63 | Что такое Бенилюкс? | Что такое Бенилюкс? Какие вошли в экономический союз? | Экономический союз трех стран (Бельгия, Нидерланды, Люксембург) | Использует приобретенные знания и умения в практической жизни для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации. | Р.Осознание и выделение того, что усвоено и что еще подлежит усвоению. П.Поиск и выделение необходимой информации. К.Осуществлять сотруд-во с учителем и со сверстниками. | Формирование основ исторической памяти |
64 | В центре Европы | Можем ли мы показать на карте изученные страны? | Физическая карта | Использует приобретенные знания и умения в практической жизни для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации. | Р.Осознание и выделение того, что усвоено и что еще подлежит усвоению. П.Поиск и выделение необходимой информации. К.Осуществлять сотруд-во с учителем и со сверстниками. | Формирование основ исторической памяти |
65 | Путешествие по Франции и Великобритании | Как называется столица Франции? Что вы знаете об этой стране и ее жителях? | Франция Париж | Использует приобретенные знания и умения в практической жизни для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации. | Р.Осознание и выделение того, что усвоено и что еще подлежит усвоению. П.Поиск и выделение необходимой информации. К.Осуществлять сотруд-во с учителем и со сверстниками. | Формирование основ исторической памяти |
66 | На юге Европы | Какие страны находятся на юге Европы? Что вы знаете о них и жителях этих стран? Чем знамениты эти страны? | Греция Италия | Знает, какие страны находятся на юге Европы. Использует приобретенные знания и умения в практической жизни для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации. | Р.Осознание и выделение того, что усвоено и что еще подлежит усвоению. П.Поиск и выделение необходимой информации. К.Осуществлять сотруд-во с учителем и со сверстниками. | Формирование основ исторической памяти |
67 | По знаменитым местам мира | Что такое Тадж-Махал? Где находится? Кто такие фараоны? Где находится Статуя Свободы? | Индия Египет Америка Африка | Использует приобретенные знания и умения в практической жизни для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации. | Р.Осознание и выделение того, что усвоено и что еще подлежит усвоению. П.Поиск и выделение необходимой информации. К.Осуществлять сотруд-во с учителем и со сверстниками. | Формирование основ исторической памяти |
68 | Обобщение. Путешествие по городам и странам | Как называются люди, которые любят бывать в разных уголках мира? Для чего им это нужно? | Путешественники | Использует приобретенные знания и умения в практической жизни для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации. | Р.Осознание и выделение того, что усвоено и что еще подлежит усвоению. П.Поиск и выделение необходимой информации. К.Осуществлять сотруд-во с учителем и со сверстниками. | Формирование основ исторической памяти |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа. "Школа России" ФГОС. 2 класс
Рабочая программа. Школа России. 2 класс. ФГОС....
Рабочая программа "Школа России" ФГОС 2 класс
Программа: «Школа России»Учебники: А.А. Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2 частях Москва «Просвещение» 2011 годРабочая тетрадь: А.А. Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2 частях М...
Рабочая программа. Школа России. Математика. 3 класс
Рабочая программа. Школа России. Математика. 3 класс...
Рабочая программа. Школа России. Технология. 3 класс
Рабочая программа. Школа России. Технология. 3 класс...
Рабочая программа "Школа России" Окружающий мир 1 класс
Материалы предназначены учителям начальных классов, работающим по программе "Школа России"...
Аннотация к рабочей программе "Школа России" окружающий мир 2 класс
Краткое описание рабочей программы по окружающему миру "Школа России" 2 класс...
Аннотация к рабочей программе "Школа России" окружающий мир 2 класс
Краткое описание рабочей программы по окружающему миру "Школа России" 2 класс...