Рабочая программа "Школа России" ФГОС 2 класс
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) по теме
Программа: «Школа России»
Учебники: А.А. Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2 частях Москва «Просвещение» 2011 год
Рабочая тетрадь: А.А. Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2 частях Москва «Просвещение» 2011 год
Дидактический материал: В.К. Баталова «Сборник тестовых заданий для 2-го класса» (Окружающий мир) Москва «Интеллект-центр» 2010 год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_okrmir_2kl.doc | 157.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Утверждаю»
Директор школы № 800
Филатов И.А.
Рабочая программа по окружающему миру
во 2 «А» классе на 2011-2012 учебный год.
Программа: «Школа России»
Учебники: А.А. Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2 частях Москва «Просвещение» 2011 год
Рабочая тетрадь: А.А. Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2 частях Москва «Просвещение» 2011 год
Дидактический материал: В.К. Баталова «Сборник тестовых заданий для 2-го класса» (Окружающий мир) Москва «Интеллект-центр» 2010 год
Учитель: Ведешенкова М.А.
«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» 2 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля. Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культур сообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности. Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
Место курса в учебном плане
На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2ч в неделю. Программа рассчитана на 270ч: 1 класс —66ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы — по 68ч (34 учебные недели).
Результаты изучения курса
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:
1) формирование основ чувства гордости за свою Родину, российский народ, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-
нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
6) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
8) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
9) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
10) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
11) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
12) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:
1) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни, понимание особой роли России;
2) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
3) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация, работа с лабораториями Корнельсон, с Лего-оборудованием и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
4) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
В процессе освоения предметного содержания окружающего мира у обучающихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности, предусматриваемые стандартом начального общего образования:
- наблюдать объекты окружающего мира;
- работать с учебником, энциклопедиями;
- работать с памятками, алгоритмами, схемами-опорами;
- рассуждать, участвовать в беседе, в дискуссии;
- уметь работать в паре, группе, индивидуально;
- уметь оценить себя, товарища;
- формировать коммуникативные умения;
- развивать познавательные, интеллектуально-учебные умения;
- уметь пользоваться приобретенными знаниями в повседневной практической жизни.
Результаты обучения
К концу 2 класса обучающиеся должны знать:
- государственные символы России;
- объекты природы и предметы, созданные человеком;
- неживую и живую природу;
- дикорастущие и культурные растения;
- диких и домашних животных;
- насекомых, рыб, птиц, зверей;
- некоторые охраняемые растения и животные;
- правила поведения в природе;
- основные сведения о своем городе (селе);
- виды транспорта;
- наиболее распространенные профессии;
- строение тела человека;
- правила личной гигиены;
- особенности охраны здоровья в разные времена года;
- правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде,
при контактах с людьми;
- основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощения;
- культуру поведения в общественных местах;
- основные стороны горизонта;
- устройство и назначение компаса;
- основные формы земной поверхности: равнины и горы;
- основные виды естественных водоемов;
- названия нашей страны и ее столицы;
- названия некоторых других городов России;
- названия нескольких стран мира.
Календарно-тематическое планирование по курсу «Окружающий мир»
2 класс
№ | Тема | К-во час. | Дата | Тип урока | Задачи урока | Средства обучения |
I четверть (17ч.) | 64+2 ч | |||||
Где мы живем? | 4 | |||||
1. | Родная страна. Россия – многонациональная страна (проект) | 1 | вводный | знать: наш « адрес» в мире, название нашей страны, основные сведения о своем городе, домашний адрес, государственные символы России, объекты природы и предметы, созданные человеком; уметь: различать государственные символы России, называть свой « адрес» в мире, различать объекты природы и объекты, созданные руками человека; развивать: умение полно и правильно отвечать на вопросы, целостное представление в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружа- ющего мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого; воспитывать: культуру речи и общения, интерес к изучаемому предмету, гордость за свою Родину, уважение к её традициям. | ||
2 | Город и село | 1 | Новый материал | |||
3 | Природа и нерукотворный мир | 1 | комбинированный | |||
4 | Наш адрес в мире | 1 | урок-игра | работа с картой | ||
Природа | 20 | |||||
1. | Неживая и живая природа (творческая работа) | 1 | комбинированный | знать: строение тела человека, правила личной гигиены; особенности охраны здоровья в разные времена года, правила безопасного поведения на улице; как переходить улицу; дорожные знаки: пешеходная дорожка, пешеходный переход, надземный пешеходный переход, подземный пешеходный переход, движение на велосипедах запрещено, движение пешеходов запрещено, сигналы светофора; правила безопасного поведения в быту; правила безопасного поведения на воде, правила безопасного поведения при контактах с людьми; уметь: называть внутренние органы человека; выполнять правила личной гигиены, применять правила дорожного движения. выполнять правила безопасного поведения на улице и в быту; развивать: умение соблюдать личную гигиену; умение оперировать понятием ПДД ; умение правильно переходить дорогу; умение обобщать систематизировать усвоенный материал по теме; умение полно и правильно выражать свои мысли; внимание, память, мышление. воспитывать: навыки личной гигиены; стремление к ведению здорового образа жизни; дисциплинированность; умение слушать взрослых и товарищей. | ||
2 | Явления природы | 1 | Новый материал | |||
3 | Что такое погода (наблюдение за погодой) | 1 | Практическая работа | лаборатория Корнельсон | ||
4 | В гости к осени | 1 | урок-экскурсия | |||
5 | В гости к осени. | 1 | комбинированный | Лего-оборудование | ||
6 | Звездное небо | 1 | комбинированный | урок с использованием презентации | ||
7 | Заглянем в кладовые Земли | 1 | комбинированный | |||
8 | Про воздух и про воду | 1 | ||||
9 | Про воздух и про воду | 1 | комбинированный | |||
10 | Какие бывают растения. | 1 | комбинированный | Лего-оборудование | ||
11 | Какие бывают животные. | 1 | комбинированный | Лего-оборудование | ||
12 | Невидимые нити | 1 | Новый материал | |||
13 | Дикорастущие и культурные растения | 1 | комбинированный | |||
II четверть (14 ч.) | ||||||
14 | Дикие и домашние животные | 1 | комбинированный | |||
15 | Комнатные растения. | 1 | Урок-соревнование | |||
16 | Животные живого уголка | 1 | комбинированный | |||
17 | Про кошек и собак | 1 | ||||
18 | Красная книга. | 1 | Новый материал | Лего-оборудование | ||
19 | Будь природе другом. Проект «Красная книга, или Возьмем под защиту» | 1 | Урок- закрепление ЗУН | |||
20 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа» | 1 | Повторительно-обобщающий | |||
Жизнь города и села | 10 | |||||
1. | Что такое экономика | 1 | Новый материал | знать: основные сведения о своем городе (селе), домашний адрес; составные части экономики; какие материалы люди получают из растений, от животных, берут из неживой природы; виды транспорта; некоторые учреждения культуры и образования; наиболее распространенные профессии; основные признаки живой и неживой природы зимой; уметь: называть свой домашний адрес; вести наблюдения за жизнью города (села); перечислять составные части экономики; определить материал, из которого сделан предмет; различать изученные виды транспорта; называть учреждения культуры и образования, вести наблюдения за трудом людей под руководством учителя; перечислить профессии, которые знает; наблюдать, рассказывать об изменениях в живой и неживой природе зимой. развивать: умение наблюдать за жизнью города; умение различать некоторые виды транспорта; элементарное представление об экономике; представление о простейших производственных процессах и соответствующих профессиях людей, оперировать понятием учреждения культуры; интерес к познанию самого себя и окружающего мира; умение обобщать систематизировать усвоенный материал по теме; умение полно и правильно выражать свои мысли; внимание, память, мышление; воспитывать: любовь к своему городу (селу), к своей Родине, экологическое и этическое поведение в природе и социальной среде; уважение к честному, добросовестному труду в любой сфере жизни. | ||
2. | Из чего что сделано | 1 | комбинированный | |||
3. | Как построить дом | 1 | комбинированный | |||
4. | Какой бывает транспорт. ПДД, Лего-проект | 1 | Интегрированный | Лего-оборудование | ||
5. | Культура и образование | 1 | Новый материал | |||
6. | Все профессии важны. Проект «Профессии» | 1 | комбинированный | |||
7. | В гости к зиме (урок-экскурсия) | 1 | урок-экскурсия | |||
8. | В гости к зиме. Лего - узоры | 1 | Урок-фантазирования | Лего-оборудование | ||
III четверть (18ч.) | ||||||
9. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села» | 1 | Повторительно-обобщающий | |||
10. | Презентация проектов «Родной город», «Красная книга, или Возьмем под защиту», «Профессии» | 1 | Урок-презентация | |||
Здоровье и безопасность | 9 | |||||
1. | Строение тела человека. | 1 | Новый материал | знать: что такое культура общения; имена и отчества родителей; обязанности в школе; правила как вежливо вести себя за столом; как вести себя в общественном транспорте; как вести себя в кинотеатре; основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощения; культуру поведения в общественных местах; уметь: объяснить, какие слова называются волшебными и какое волшебство они совершают; использовать основные формы приветствия, просьбы и т.д. в отношениях с другими людьми; назвать правила поведения за столом, в транспорте, в кинотеатре; выполнять правила поведения в общественных местах; развивать: умение общаться с другими людьми – детьми и взрослыми; умение пользоваться азбукой вежливости; культуру общения – в семье, в гостях, в школе; навыки правильного поведения в общественных местах; воспитывать: культуру общения друг с другом – в семье, в гостях, в школе, в общественных местах; правила хорошего тона; признание и уважение общественных ценностей; усидчивость; дисциплинированность; умение слушать собеседника. | ||
2. | Если хочешь быть здоров | 1 | комбинированный | |||
3. | Берегись автомобиля! ПДД, Лего-проект | 1 | комбинированный | Лего-оборудование | ||
4. | Школа пешехода. ПДД, Лего-проект | 1 | комбинированный | Лего-оборудование | ||
5. | Домашние опасности. ПДД, Лего-проект | 1 | комбинированный | Лего-оборудование | ||
6. | Пожар. Устный журнал | 1 | комбинированный | |||
7. | На воде и в лесу | 1 | комбинированный | |||
8. | Опасные незнакомцы | 1 | Новый материал | |||
9. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность» | 1 | Повторительно-обобщающий | |||
Общение | 7 | знать: что такое культура общения; имена и отчества родителей; обязанности в школе; правила вежливости; как вести себя за столом; как вести себя в общественном транспорте; как вести себя в кинотеатре; основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощения; культуру поведения в общественных местах; уметь: объяснить, какие слова называются волшебными и какое волшебство они совершают; использовать основные формы приветствия, просьбы и т.д. в отношениях с другими людьми; назвать правила поведения за столом, в транспорте, в кинотеатре; выполнять правила поведения в общественных местах; развивать: умение общаться с другими людьми – детьми и взрослыми; умение пользоваться азбукой вежливости; культуру общения – в семье, в гостях, в школе; навыки правильного поведения в общественных местах; воспитывать: культуру общения друг с другом – в семье, в гостях, в школе, в общественных местах; правила хорошего тона; признание и уважение общественных ценностей; усидчивость; дисциплинированность; умение слушать собеседника. | ||||
1. | Наша дружная семья | 1 | комбинированный | |||
2. | Проект «Родословная» | 1 | Новый материал | |||
3. | В школе | 1 | комбинированный | |||
4. | Правила вежливости | 1 | комбинированный | |||
5. | Ты и твои друзья. | 1 | комбинированный | Лего-оборудование | ||
6. | Мы - зрители и пассажиры | 1 | комбинированный | |||
7. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение» | 1 | Повторительно-обобщающий | |||
IV четверть (14 ч.) | ||||||
Путешествия | 14+2 | знать: что такое культура общения; что такое горизонт, линия горизонта; основные стороны горизонта; устройство и назначение компаса; основные формы земной поверхности: равнины и горы; основные виды естественных водоемов; части реки; что такое карта и как ее читать; названия нашей страны и ее столицы; достопримечательности Москвы; названия некоторых других городов России; названия материков; названия нескольких стран мира; уметь: определять основные стороны горизонта с помощью компаса; приводить примеры достопримечательностей родного края, Москвы, Санкт- Петербурга. развивать: у учащихся пользование простейшим способом ориентировки на местности; первона- чальное географическое представление: о родной стране, ее столице и других городах, о разных странах мира и нашей планете в целом; элементарные приемы чтения карты | ||||
1. | Посмотри вокруг | 1 | комбинированный | |||
2. | Ориентирование на местности. | 1 | Практическая работа | Лаборатория Корнельсон | ||
3. | Ориентирование на местности. | 1 | Практическая работа | Лаборатория Корнельсон | ||
4. | Форм земной поверхности. | 1 | Практическая работа | Работа с моделями | ||
5. | Водные богатства. | 1 | Практическая работа | работа с картой | ||
6. | В гости к весне | 1 | урок-экскурсия | |||
7. | Россия на карте. | 1 | Практическая работа | работа с картой | ||
8. | Проект «Города России» | 1 | Практическая работа | работа с картой | ||
9. | Путешествие по Москве. | 1 | комбинированный | Лего-оборудование | ||
10. | Московский Кремль. | 1 | комбинированный | Лего-оборудование | ||
11. | Города на Неве | 1 | комбинированный | |||
12. | Путешествие по материкам. | 1 | Практическая работа | работа с картой | ||
13. | Страны мира. Проект «Страны мира» | 1 | Новый материал | |||
14. | Впереди лето | 1 | резерв | комбинированный | ||
15. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия» | 1 | резерв | Повторительно-обобщающий | ||
16. | Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира» | 1 | Урок-презентация |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочие программы 1 класс "Школа России", 3 класс "Планета знаний"
РП по предмету...
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...
Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достижений).
Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихс...
Рабочая программа 1 класс Окружающий мир 1 класс "Школа России"
ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного...
Рабочие программы "Начальные классы" 4 класс
Рабочие программы по предметам , изучаемым в 4 классе...
«Знакомство с рабочей строкой, письмо полуовалов на рабочей строке», 1 класс
Конспект и презентация «Знакомство с рабочей строкой, письмо полуовалов на рабочей строке», 1 класс...