Рабочая программа "Школа России" ФГОС 2 класс
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) по теме

Ведешенкова Марина Александровна

 

Программа: «Школа России»

Учебники:  А.А. Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2 частях Москва  «Просвещение» 2011 год

Рабочая тетрадь: А.А. Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2 частях Москва «Просвещение» 2011 год

 

Дидактический материал: В.К. Баталова «Сборник тестовых заданий для 2-го класса» (Окружающий мир) Москва «Интеллект-центр» 2010 год

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_okrmir_2kl.doc157.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Утверждаю»

Директор школы № 800

Филатов И.А.

Рабочая программа по окружающему миру
во 2 «А» классе на 2011-2012 учебный год.

 

Программа: «Школа России»

Учебники:  А.А. Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2 частях Москва  «Просвещение» 2011 год

Рабочая тетрадь: А.А. Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2 частях Москва «Просвещение» 2011 год

Дидактический материал: В.К. Баталова «Сборник тестовых заданий для 2-го класса» (Окружающий мир) Москва «Интеллект-центр» 2010 год

Учитель: Ведешенкова М.А.

«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» 2 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях.

Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.

Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля. Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культур сообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности. Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.

Место курса в учебном плане

На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2ч в неделю. Программа рассчитана на 270ч: 1 класс —66ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы — по 68ч (34 учебные недели).

Результаты изучения курса

Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:

1) формирование основ чувства гордости за свою Родину, российский народ, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;  

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-

нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как: 

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

6) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

7) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

8) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

9) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

10) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

11) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»; 

12) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты: 

1) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни, понимание особой роли России;

2) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

3) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация, работа с лабораториями Корнельсон, с Лего-оборудованием и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

4) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

В процессе освоения предметного содержания окружающего мира у обучающихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности, предусматриваемые стандартом начального общего образования:

- наблюдать объекты окружающего мира;  

-  работать с учебником,   энциклопедиями;

- работать с памятками, алгоритмами, схемами-опорами;    

- рассуждать, участвовать в беседе, в дискуссии;

- уметь работать в паре, группе, индивидуально;

- уметь оценить себя, товарища;

- формировать коммуникативные умения;

- развивать познавательные, интеллектуально-учебные умения;

- уметь пользоваться приобретенными знаниями в повседневной практической жизни.

         Результаты обучения

        К концу 2 класса обучающиеся должны знать:

                               

- государственные символы России;

-  объекты природы и предметы, созданные человеком;

- неживую и живую природу;

- дикорастущие и культурные растения;

- диких и домашних животных;

- насекомых, рыб, птиц, зверей;

- некоторые охраняемые растения и животные;

- правила поведения в природе;

- основные сведения о своем городе (селе);

- виды транспорта;

- наиболее распространенные профессии;

- строение тела человека;

- правила личной гигиены;

- особенности охраны здоровья в разные времена года;

- правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде,

при контактах с людьми;

- основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощения;

- культуру поведения в общественных местах;

- основные стороны горизонта;

- устройство и назначение компаса;

- основные формы земной поверхности: равнины и горы;

- основные виды естественных водоемов;

- названия нашей страны и ее столицы;

- названия некоторых других городов России;

- названия нескольких стран мира.

Календарно-тематическое планирование по курсу «Окружающий мир»

 2 класс

Тема

К-во час.

Дата

Тип урока

Задачи урока

Средства обучения

I  четверть (17ч.)

64+2 ч

Где мы живем?

4

1.

Родная страна. Россия – многонациональная страна (проект)

1

вводный

знать:  наш « адрес» в мире, название нашей страны, основные сведения о своем городе,  домашний адрес, государственные символы России, объекты природы и предметы, созданные человеком;

 уметь:  различать  государственные символы России, называть свой « адрес» в мире,

 различать объекты природы и объекты, созданные руками человека;

развивать:   умение полно и правильно отвечать на вопросы,  целостное представление  в сознании ученика ценностно-окрашенного образа   окружа-

ющего мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого;

воспитывать: культуру речи и общения, интерес к изучаемому предмету, гордость за свою  Родину, уважение к её традициям.

2

Город и село

1

Новый материал

3

Природа и нерукотворный мир

1

комбинированный

4

Наш адрес в мире

1

урок-игра

работа с картой

Природа

20

1.

Неживая и живая природа (творческая работа)

1

комбинированный

знать: строение тела человека, правила личной гигиены; особенности охраны здоровья в разные времена года, правила безопасного поведения на улице; как переходить улицу; дорожные знаки:  пешеходная дорожка, пешеходный переход, надземный пешеходный переход, подземный пешеходный переход,  движение на велосипедах запрещено, движение пешеходов запрещено, сигналы светофора; правила безопасного поведения в быту; правила безопасного поведения на воде, правила безопасного поведения при контактах с людьми;

уметь: называть внутренние органы человека; выполнять правила личной гигиены, применять правила дорожного движения. выполнять правила безопасного поведения на улице и в быту;

развивать: умение  соблюдать личную гигиену; умение оперировать понятием ПДД ; умение правильно переходить дорогу; умение обобщать систематизировать усвоенный материал по теме; умение полно и правильно выражать свои мысли; внимание, память, мышление.

воспитывать:         навыки личной гигиены; стремление к ведению здорового образа жизни; дисциплинированность; умение слушать взрослых и товарищей.

2

Явления природы

1

Новый материал

3

Что такое погода (наблюдение за погодой)

1

Практическая работа

лаборатория Корнельсон

4

В гости к осени

1

урок-экскурсия

5

В гости к осени.

1

комбинированный

Лего-оборудование

6

Звездное небо

1

комбинированный

урок с использованием презентации

7

Заглянем в кладовые Земли

1

комбинированный

8

Про воздух и про воду

1

9

Про воздух и про воду

1

комбинированный

10

Какие бывают растения.

1

комбинированный

Лего-оборудование

11

Какие бывают животные.

1

комбинированный

Лего-оборудование

12

Невидимые нити

1

Новый материал

13

Дикорастущие и культурные растения

1

комбинированный

II  четверть (14 ч.)

14

Дикие и домашние животные

1

комбинированный

15

Комнатные растения.

1

Урок-соревнование

16

Животные живого уголка

1

комбинированный

17

Про кошек и собак

1

18

Красная книга.

1

Новый материал

Лего-оборудование

19

Будь природе другом. Проект «Красная книга, или Возьмем под защиту»

1

Урок- закрепление ЗУН

20

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа»

1

Повторительно-обобщающий

Жизнь города и села

10

1.

Что такое экономика

1

Новый материал

знать:  основные сведения о своем городе (селе), домашний адрес; составные части экономики; какие материалы люди получают из растений, от животных, берут из неживой природы; виды транспорта; некоторые учреждения культуры и образования; наиболее распространенные профессии; основные признаки живой и неживой природы зимой;

уметь: называть свой домашний адрес; вести наблюдения за жизнью города (села); перечислять составные части экономики; определить материал, из которого сделан предмет;   различать изученные виды транспорта; называть учреждения культуры и образования, вести наблюдения за трудом людей под руководством учителя; перечислить профессии,  которые знает; наблюдать, рассказывать об изменениях в живой и неживой природе зимой.

развивать: умение  наблюдать за жизнью города; умение различать некоторые виды транспорта;

элементарное представление об экономике; представление о простейших производственных процессах и соответствующих профессиях людей, оперировать понятием  учреждения культуры; интерес к познанию самого себя и окружающего мира; умение обобщать систематизировать усвоенный материал по теме; умение полно и правильно выражать свои мысли; внимание, память, мышление;

воспитывать: любовь к своему городу (селу), к своей Родине, экологическое и этическое  поведение в природе и социальной среде; уважение к честному, добросовестному труду в любой сфере жизни.

2.

Из чего что сделано

1

комбинированный

3.

Как построить дом

1

комбинированный

4.

Какой бывает транспорт. ПДД, Лего-проект

1

Интегрированный

Лего-оборудование

5.

Культура и образование

1

Новый материал

6.

Все профессии важны. Проект  «Профессии»

1

комбинированный

7.

В гости к зиме (урок-экскурсия)

1

урок-экскурсия

8.

В гости к зиме. Лего - узоры

1

Урок-фантазирования

Лего-оборудование

III четверть (18ч.)

9.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села»

1

Повторительно-обобщающий

10.

Презентация проектов «Родной город», «Красная книга, или Возьмем под защиту», «Профессии»

1

Урок-презентация

Здоровье и безопасность

9

1.

Строение тела человека.

1

Новый материал

знать: что такое  культура общения; имена и отчества родителей; обязанности в школе; правила как вежливо вести себя за столом; как вести себя в общественном транспорте; как вести себя в кинотеатре; основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощения; культуру поведения в общественных местах;

уметь: объяснить, какие слова называются волшебными и какое волшебство они совершают;

использовать основные формы приветствия, просьбы и т.д. в отношениях с другими людьми;

назвать правила поведения за столом, в транспорте, в кинотеатре; выполнять правила поведения в общественных местах;

развивать: умение общаться с другими людьми – детьми и взрослыми; умение пользоваться азбукой вежливости; культуру общения – в семье, в гостях, в школе; навыки правильного поведения в общественных местах;

воспитывать: культуру общения друг с другом – в семье, в гостях, в школе, в общественных местах; правила хорошего тона; признание и уважение общественных ценностей; усидчивость;

дисциплинированность; умение слушать собеседника.

2.

Если хочешь быть здоров

1

комбинированный

3.

Берегись автомобиля! ПДД, Лего-проект

1

комбинированный

Лего-оборудование

4.

Школа пешехода. ПДД, Лего-проект

1

комбинированный

Лего-оборудование

5.

Домашние опасности. ПДД, Лего-проект

1

комбинированный

Лего-оборудование

6.

Пожар. Устный журнал

1

комбинированный

7.

На воде и в лесу

1

комбинированный

8.

Опасные незнакомцы

1

Новый материал

9.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность»

1

Повторительно-обобщающий

Общение

7

знать: что такое  культура общения; имена и отчества родителей; обязанности в школе; правила вежливости; как вести себя за столом; как вести себя в общественном транспорте; как вести себя в кинотеатре; основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощения; культуру поведения в общественных местах;

уметь: объяснить, какие слова называются волшебными и какое волшебство они совершают;

 использовать основные формы приветствия, просьбы и т.д. в отношениях с другими людьми;

 назвать правила поведения за столом, в транспорте, в кинотеатре; выполнять правила поведения в общественных местах;

развивать:  умение общаться с другими людьми – детьми и взрослыми; умение пользоваться азбукой вежливости; культуру общения – в семье, в гостях, в школе; навыки правильного поведения в общественных местах;

воспитывать: культуру общения друг с другом – в семье, в гостях, в школе, в общественных местах; правила хорошего тона; признание и уважение общественных ценностей; усидчивость;

 дисциплинированность; умение слушать собеседника.

1.

Наша дружная семья

1

комбинированный

2.

Проект «Родословная»

1

Новый материал

3.

В школе

1

комбинированный

4.

Правила вежливости

1

комбинированный

5.

Ты и твои друзья.

1

комбинированный

Лего-оборудование

6.

Мы - зрители и пассажиры

1

комбинированный

7.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение»

1

Повторительно-обобщающий

IV четверть (14 ч.)

Путешествия

14+2

знать: что такое  культура общения; что такое горизонт, линия горизонта; основные стороны горизонта; устройство и назначение компаса; основные формы земной поверхности: равнины и горы; основные виды естественных водоемов; части реки; что такое карта и как ее читать; названия нашей страны и ее столицы; достопримечательности Москвы; названия некоторых других городов России; названия материков; названия нескольких стран мира;

уметь: определять основные стороны горизонта с помощью компаса; приводить примеры достопримечательностей родного края, Москвы, Санкт- Петербурга.

развивать: у учащихся пользование простейшим способом ориентировки на местности; первона-

чальное географическое представление: о родной стране, ее столице и других городах, о разных странах мира и нашей планете в целом; элементарные приемы чтения карты

1.

Посмотри вокруг

1

комбинированный

2.

Ориентирование на местности.

1

Практическая работа

Лаборатория Корнельсон

3.

Ориентирование на местности.

1

Практическая работа

Лаборатория Корнельсон

4.

Форм земной поверхности.

1

Практическая работа

Работа с моделями

5.

Водные богатства.

1

Практическая работа

работа с картой

6.

В гости к весне

1

урок-экскурсия

7.

Россия на карте.

1

Практическая работа

работа с картой

8.

Проект «Города России»

1

Практическая работа

работа с картой

9.

Путешествие по Москве.

1

комбинированный

Лего-оборудование

10.

Московский Кремль.

1

комбинированный

Лего-оборудование

11.

Города на Неве

1

комбинированный

12.

Путешествие по материкам.

1

Практическая работа

работа с картой

13.

Страны мира. Проект «Страны мира»

1

Новый материал

14.

Впереди лето

1

резерв

комбинированный

15.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия»

1

резерв

Повторительно-обобщающий

16.

Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира»

1

Урок-презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже

Рабочая программа  2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...

Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достижений).

Рабочая программа  2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихс...

Рабочая программа 1 класс Окружающий мир 1 класс "Школа России"

ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного...

Рабочие программы "Начальные классы" 4 класс

Рабочие программы по предметам , изучаемым в 4 классе...

«Знакомство с рабочей строкой, письмо полуовалов на рабочей строке», 1 класс

Конспект и презентация «Знакомство с рабочей строкой, письмо полуовалов на рабочей строке», 1 класс...