Разработка открытого урока по теме:" Жизнь древних славян"
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме
Цель: Познакомить учащихся с расселением славянских племён в середине первого тысячелетия нашей эры и их верованиями. Задачи. Образовательные: • Формировать представления учащихся о жизни древних славян. • Обогащать словарный запас учащихся. Развивающие: • Способствовать развитию внимания, мышления, воображения, устной речи. • Развивать эмоциональную сферу. • Формировать навыки учебной поисковой деятельности. Воспитательные: • Воспитывать уважение к древней культуре своего народа. • Воспитывать интерес к историческому прошлому • Способствовать формированию взаимоуважения, стремлению к сотрудничеству для достижения общего положительного результата. • Проводить связь с современной жизнью. Тип урока: изучение нового материала Форма поведения: урок-исследование Формы и методы работы: фронтальная, групповая, частично-поисковая Оборудование для учителя: мультимедийная презентация, магнитная доска. Оборудование для учащихся: учебник «Окружающий мир» А.А. Плешаков 4 класс, план – исследования, материал для проектной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhizn_drevnikh_slavyan.docx | 33.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Жизнь древних славян
Цель: Познакомить учащихся с расселением славянских племён в середине
первого тысячелетия нашей эры и их верованиями.
Задачи.
Образовательные:
- Формировать представления учащихся о жизни древних славян.
- Обогащать словарный запас учащихся.
Развивающие:
- Способствовать развитию внимания, мышления, воображения, устной речи.
- Развивать эмоциональную сферу.
- Формировать навыки учебной поисковой деятельности.
Воспитательные:
- Воспитывать уважение к древней культуре своего народа.
- Воспитывать интерес к историческому прошлому
- Способствовать формированию взаимоуважения, стремлению к сотрудничеству для достижения общего положительного результата.
- Проводить связь с современной жизнью.
Тип урока: изучение нового материала
Форма поведения: урок-исследование
Формы и методы работы: фронтальная, групповая, частично-поисковая
Оборудование для учителя: мультимедийная презентация, магнитная доска.
Оборудование для учащихся: учебник «Окружающий мир»
А.А. Плешаков 4 класс, план – исследования, материал для проектной деятельности.
Ход урока
- Организационный момент
Здравствуй ребята.
Меня зовут Юлия Сергеевна
Я дарю вам свою улыбку
Вы в ответ поделитесь, своей
Сразу станет на сердце теплей и светлей
Присаживайтесь, пожалуйста
Сегодня ребята я предлагаю вам немножко попутешествовать по страницам нашей истории, вернутся назад во времена наших с вами предков. А чтобы узнать к какому народу мы отправляемся, давайте попробуем разгадать кроссворд. 1 слайд
Вопросы:
- Как называется наука о прошлом (история) 2 слайд
- Садовый инструмент, которым можно капать землю (лопата) 3 слайд
- Большое животное, на которых охотились древние люди (похожее на слона) (мамонт) 4 слайд
- Отрезок времени в 100 лет (век) 5 слайд
- Страна, которая подарила миру Олимпийские игры. (Греция) 6 слайд
- Как называются жители страны (народ) 7 слайд
- Место, где растет много деревьев, грибов, растений (лес) 8 слайд
Какое же ключевое слово у нас получилось?
А кто такие славяне? (наши предки)
У народа, который не знает своей истории, нет достойного будущего. Поэтому сегодня я предлагаю вам узнать историю жизни наших далеких предков.
Давайте еще раз правильно и громко произнесем слово славяне. (хором)
На экране появляются дети прошлого времени (ведут диалог) видео или 9 слайд
Вика: Ты слышал, нас кто-то звал?
Никита: Да слышал, кто-то кричал славяне.
Вика: Ой, посмотри, сколько ребят – это они наверно кричали.
Учитель: Да, это мы кричали.
А вы кто?
Вика: Мы ваши предки. Люди, которые жили до вас.
Никита: А еще нас называют славяне, именно от нас позднее произошли украинцы, белорусы и русские.
Вика: вы кричали славяне, мы услышали и появились
Никита: Ведь в ваш век компьютерной технологии это сделать совсем не сложно
Вика: ну ладно что-то мы совсем с вами заболтались нам пора. А вы продолжайте изучать нашу жизнь.
Никита: Желаем вам узнать как можно больше интересного о нас. И помните друзья, что самые любознательные, старательные и активные всегда находят свою награду.
Вместе: До встречи!
Изучение нового материала
Примерно такими и были наши предки 10 слайд
Тема: Жизнь древних славян.
Сегодня на уроке мы постараемся узнать: 11 слайд
1.Кто были наши предки?
2.Как выглядели?
3.Где жили? Чем занимались?
4. Во что верили?
Чтобы ответить на все эти вопросы, я попрошу вас, выступать в роле исследователей. 12 слайд
У каждой группы на столе лежит конверт с направлением исследования.
Откройте его и назовите тему своего исследования.
1 группа
Расселение и занятие наших предков
2 группа
Одежда, быт и жилище древних славян
3 группа
Верования древних славян
А поможет вам в работе информация, выбранная мною из исторической литературы (у детей на столах листочки с информацией).
Ребята я прошу вас прочитать свою информацию.
Учащиеся готовятся в течении 5 минут
Итак, ребята начнем
1 группа
Расселение
Занятия
Что же узнала первая группа о расселении наших предков?
Учитель
Славяне – это обширная группа племен и народов, принадлежащих к одной языковой семье, их язык был очень похожим. По особенностям языка славян разделили на группы: западные, восточные, южные.
13 слайд
1.5 тысячи лет назад на огромном пространстве Восточной Европы от самого юга до Северных земель по берегам рек Западная Двина, Днепр, Дон, Волга, Ока жили восточные славяне.
Жили славяне племенами. Каждое племя состояло из рода. Род – это семья. Значит, племя состояло из нескольких семей. Несколько племен составляли племенные объединения. К ним относились следующие племена словене, кривичи, полочане, вятичи, дреговичи, радимичи, северяне, древляне, поляне, угличи, волыняне.
14 слайд
Время было беспокойное, жители соседних поселков
часто воевали между собой, поэтому селились славяне обычно в местах, окруженных крутыми склонами, глубокими оврагами или водой, Они возводили вокруг своих поселений земляные валы, копали рвы (глубокие канавы), ставили частокол.
Частокол строился из крепких бревен, для этого срубали дерево, обрубали сучья, обтесывали, заостряли, а потом обжигали в огне, бревна надо было обтесать гладко, врыть глубоко в землю, чтобы они плотно прилегали друг к другу. Поэтому такая изгородь и называлась частоколом. Она была крепкой и стояла долго.
А чем же они занимались?
Учитель:
15 слайд
Охота – в лесах много всяких зверей: медведей, кабанов, лис, волков…Их шкуры служили одеждой и одеялом.
Рыболовство – в озерах и реках было много рыбы. Брали только крупную рыбу. Ловили гарпуном.
Скотоводство - Детёнышей некоторых животных славяне стали постепенно приручать и выращивать у себя, то есть заниматься скотоводством. С появлением домашнего скота увеличилось потребление мяса и молока, люди стали меньше зависеть от природы.
Собирательство - диких ягод, орехов, грибов, трав в жизни славян играло большую роль. Весной, когда кончались припасы, собирали молодые побеги и листья лебеды, крапивы. Лебеда часто заменяла хлеб, из неё в голодное время пекли лепёшки.
Бортничество - славяне занимались сбором мёда, так как в лесах обитало много диких пчёл. Использовали мёд и в пищу и в качестве лекарства. Собирательство мёда лесных пчёл называлось бортничеством (происходит от слова борть - “дупло дерева”, где жили дикие пчёлы).
16 слайд
Гончарное дело. Строительство. Земледелие – было самым главным занятием. Труд очень тяжелый. Зимой вырубался участок леса. Весной выжигался. Зола служила удобрением. Землю пахали сохой, рыхлили мотыгой, затем засевали. Человек с ситом ходил и разбрасывал зерна по вспаханному полю. При ветре не сеяли. Чтобы семена закрыть землей, поле обрабатывали бороной –
суховаткой.
17 слайд
Женщины готовили пищу, пряли, шили, занимались огородами.
2 группа
Во что одевались?
Учитель:
18 слайд
Одежда славян-мужчин состояла из длинной рубахи, сотканной из льна и украшенной вышивкой, штанов, пояса и кожаной обуви. Последняя представляла собой нечто вроде сапожек на мягкой кожаной подошве или просто куска кожи, обернутого вокруг ноги и укрепленного веревкой. Разумеется, летом обходились вовсе без обуви. Одежда женщин включала длинное платье из льняной материи, также изукрашенное вышивками. Украшения из металлов, стекла, янтаря и полудрагоценных камней (височные кольца, перстни, гривны, бусы, привески, о которых шла речь выше) одевались только в торжественных случаях – во время праздников и свадебных обрядов. Эти же украшения одевались на покойника во время похорон.
Учитель:
Что можете сказать о жилище и предметах быта наших предков?
Учитель:
19 слайд
Дома древних славян были углублены в землю. Строились они из тонких слоев деревьев – жердей, очищенных от веток и коры. Внутри такого дома было всегда прохладно, темно и сыро. Окошки на ночь закрывали досками или соломой, стекол не было. В углу находилась печь, сложенная из камня, которая обогревала дом, на ней же готовили еду. Печь топилась "по-черному", это значит, что трубы не было, а дым выходил через окна, двери, отверстия под крышей.
20 слайд
Крыша тоже из жердей и покрыта соломой. Утепляли крыши дерном (земля с травой) В доме находился стол и лавки. Постель заменяла солома, покрытая звериными. Вся посуда древних славян делалась из глины.
Давайте обратимся к ребятам 3 группы
Во что верили эти люди?
Кому поклонялись?
Кого боялись?
Учитель:
21 слайд
Славяне считали, что лес, деревья, реки, солнце и ветер – все живое, одушевленные. Они не имели представления о науке.
Славяне считали, что их родную природу населяют духи и фантастические существа. Одни, по мнению славян, были добрыми духами, а другие – злыми.
Славяне просили у богов дождя, удачной охоты, обильного урожая.
Чтобы боги были добрее к людям, в их честь устраивали праздники.
22 слайд
Перун. Грозное славянское божество. Он считался покровителем воздушных явлений. Рука его управляла громом и молниями. Это был грозный бог, его считали еще богом войны. В честь него ставились деревянные идолы, сделанные из могучего дуба.
Стояли идолы под открытым небом, а рядом с ними был камень, на котором приносили жертву этому богу. И место это называли храмом Перуна.
23 слайд
Велес. Бог-покровитель животных, особенно домашних. Хранил животных от болезней и помогал людям ухаживать за ними.
24 слайд
Ярило. Божество пробуждающейся природы, покровитель растительного мира. Ярило отождествлялся с солнцем. К нему обращались люди в своих песнях и просьбах о теплом лете, хорошем урожае.
25 слайд
Сварог. Бог неба ("сваро" – небо). Бог ненастья, ветров, ураганов. По преданию бросил с неба на землю кузнечные клещи и научил людей ковать железо. Послал людям небесный огонь, чтобы люди на нем готовили пищу, грелись около него и использовали для добрых дел. Сварог являлся покровителем кузнецов.
Даждьбог. Сын Сварога. Бог жатвы, хранитель ключей земли. По преданию закрывает землю на зиму, а весной отпирает.
Велес. Бог-покровитель животных, особенно домашних. Хранил животных от болезней и помогал людям ухаживать за ними.
Макошь. Одни из самых главных богинь восточных славян, "ма"-мать, "кошь"-корзина. Мать хорошего урожая, богиня урожая, подательница благ. От количества урожая зависела судьба человека, поэтому и была еще названа богиней судьбы.
26 слайд
Славяне считали, что их родную природу населяют духи и
фантастические существа. Одни, по мнению славян, были добрыми духами, а другие – злыми.
Леший. Обитатель и хранитель лесов. Люди считали, что когда он идет лесом, то равен с лесом, когда идет по траве равен траве, а людям являлся в образе человеческом.
Домовой. Живет в домах. Если полюбит хозяина, то печется о хозяине, а не полюбит, так хозяина разорит. Чтобы задобрить домового хозяйки обычно оставляли тарелочку с едой около печки.
Кикимора. 27 слайд
Русалка. Полу дух женского рода. Русалки живут в реке, но в ясную погоду выходят на берег, но лишь заметят прохожего – возвращаются в реку.
Закрепление изученного материала
Молодцы ребята, вы отлично поработали и провели хорошее исследование.
Теперь вы имеете представления о жизни наших предков.
И я предлагаю вам создать творческий проект, используя полученную информацию в ходе исследования.
У каждой группы на столе лежат проектные листы, и картинки разного времени жизни.
Выберите те картинки и приклейте на свой проектный лист, которые соответствуют времени жизни древних славян. А также вам необходимо закончить предложения, для защиты своего проекта выбрав правильный ответ в скобках
1 группа работает над проектом
Жилище и предметы быта
- Дома древних славян были углублены в …… (глину, песок, землю).
- Строились жилища из …….. (кирпича, деревьев, камня).
- Крыша была покрыта ……. (шифером, досками, соломой).
- Вся посуда делалась из ….. (глины, стекла, фарфора)
2 группа
Занятия древних славян
1.В озерах и реках они ловили ….. (рыбу, раков, разводили птицу)
2. В лесу наши предки …… (играли в прятки, охотились, собирали ягоды, грибы, мед, травы) 2 правильных ответа.
3.Основным занятием древних славян было …. (птицеводство, земледелие, книгопечатанье).
4. Основным занятием женщин было ….. (ходили на охоту, пряли, шили.) 2 ответа.
3 группа
Одежда древних славян
- Одежда мужчин состояла из ….. (футболки и джинсы, рубашки из льна с вышивкой, штанов и пояса)
- Одежда женщин состояла из …. (длинного платья из льняной материи украшенное вышивкой, короткие сарафаны и юбки)
- Обувь древних славян представляла собой нечто вроде ….. (сапожек на мягкой кожаной подошве или просто куска кожи, обернутого вокруг ноги и укрепленного веревкой, замшевая на молнии)
- Украшения древних славян делались из …… (металлов, стекла, янтаря и полудрагоценных камней, золота, серебра.)
Подведение итогов
Отличные проекты у вас получились, а самое главное они помогли нам получить представление о жизни наших предков славян.
У вас у каждого на столе лежат кружочки двух цветов красные и синие
28 слайд
Рефлексия
Если вам понравился наш урок поднимите смайлик с улыбкой, а если нет то без улыбки.
А что особенно понравилось?
А что удивило вас?
Если вы хотите более подробно узнать о жизни древних славян вы можете использовать
29 слайд Википедия
Окружающий мир 4 класс 2 часть А.А. Плешаков Е.А Крючкова
Учебники по истории древнего мира 5 класс
Интернет ресурсы
http://ariskpriest.narod.ru/paganisme/DrevneslavinskieSouziIObrydu.jpg
http://revisor.od.ua/pics/apicturepicture13246_94421.jpg
http://folkler.ru/images/141.jpg
http://i.i.ua/photo/images/pic/1/4/2556941_1c9871ad.jpg
http://s61.radikal.ru/i174/1001/78/2401af76a6e5.jpg
http://www.yarga.ru/dedy_2006/03.jpg
http://www.yarga.ru/img/obnov/ijun_2_2006/kupala_2006/1_krasn_ugol_jargi.jpg
http://godsbay.ru/slavs/images/slav21.jpg
http://godsbay.ru/slavs/images/slav093.jpg
Итог урока
Ребята мне кажется, мы очень похожи на своих предков такие же сильные, добрые, трудолюбивые и очень любим праздники, 29 слайд, некоторые праздники древних славян отмечаются и в наше время. Каким славянским праздником мы провожаем зиму и встречаем весну?
Любимыми праздниками наших предков считались:
Троица 30 слайд
Ивана Купала 31 слайд
Мы можем, гордится нашими предками. А я горжусь вами, вы замечательно работали на уроке, провели большое исследование, и даже создали свой творческий проект. Хочу подарить вам сладкие букеты и фото альбом, чтобы школьная жизнь вашего класса тоже осталась в нашей истории.
32 слайд
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира "Жизнь древних славян" 4 класс
Урок составлен на основе системно-деятельностного подхода в рамках программы "Школа России"....
Урок окружающего мира "Жизнь древних славян" 4 класс УМК Школа России
Открытый урок и презентация по теме "Жизнь древних славян" . 4 класс. Используется технология РКМЧП. Часть 1....
Конспект урока окружающего мира "Жизнь древних славян"
Конспект урока окружающего мира "Жизнь древних славян". Окружающий мир. 4 класс. УМК "Школа России". Материал содержит конспект урока, презентацию к уроку, задания для групповой работы....
Урок на тему "Жизнь древних славян".
Урок "Жизнь древних славян" является первым в разделе "Страницы истории Отечества". Программа "Школа России"....
открытый урок по теме "Жизнь дана на добрые дела".
Урок разработан для учащихся 4 класса. На уроке продолжается знакомство учащихся с общечеловеческими ценностями.Задачи:воспитывать доброжелательность, доброту;умение видеть красоту в простом и о...
Конспект урока окружающего мира "Жизнь древних славян и древних башкир" в 4 классе УМК "Школа России"
В данном конспекте дается материал к уроку окружающего мира , в котором в ходе урока дети вместе с учителем находят сходства и различия в жизни древних башкир и древних славян...
Конспект урока окружающего мира "Жизнь древних славян и древних башкир" в 4 классе УМК "Школа России"
В данном конспекте дается материал к уроку окружающего мира , в котором в ходе урока дети вместе с учителем находят сходства и различия в жизни древних башкир и древних славян...