Родной коай - часть большой страны
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме
Урок - практикум в 4 классе. Тема урока "Водоёмы нашего района". Работа в группах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_okruzhayushchego_mira_4_klass.docx | 24.62 КБ |
prilozhenie_no1._test.docx | 12.81 КБ |
rodnoy_kray_-_chast_bolshoy_strany.pptx | 88.59 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Бурлинская средняя (полная) общеобразовательная школа»
Бурлинского района Алтайского края
Урок разработала и провела Фомкина Т.А., учитель
высшей квалификационной категории
Конспект урока по учебному предмету «Окружающий мир» 4 класс.
Образовательная область: естествознание.
На данном уроке использованы дополнительные источники:
- журнал «Педсовет», № 2 /2010г;
- журнал «Начальная школа», № 2 / 2010г;
- Т.Н.Максимова «Олимпиадные задания»: 3 – 4 классы. - М.: ВАКО, 2009.
(Мастерская учителя).
- Учебное пособие для проведения Всероссийского урока чистой воды.- Алтайский край, 2009.
- А.Н.Захлебный « Книга для чтения по охране природы».- М.: Просвещение, 1986.
-материалы спецвыпуска «Бурлинская газета» (Живая природа), 2008 – 2010гг.
- Интернет – ресурсы.
Оборудование урока:
- компьютер, медиа – проектор, экран;
- презентации учителя и учащихся;
- глобус;
- физическая карта России;
- физическая карта Алтайского края;
- дидактический материал (карточки, схемы, шифр);
- выставка литературных источников по теме урока;
- сигнальные карточки.
Тема раздела: «Родной край – часть большой страны»
Тема урока: « Водоёмы нашего района»
Цели урока:
- сформировать представления учащихся о водоёмах Бурлинского района;
- расширить знания детей о реках и озёрах Бурлинской водной системы;
- работать над понятиями «естественные» и «искусственные» водоёмы;
- ознакомить со значением водоёмов и их охраной;
- развивать познавательный интерес, умение рассуждать, анализировать;
- развивать навыки работы с картой, глобусом, компьютером.
Этапы урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание |
1. Оргмомент. Игра – приветствие «Друзья!» (эмоциональный настрой на работу в группе) | 3мин (1) (2) | - Ребята, давайте поприветствуем друг друга и начнём наш урок. -Большую часть урока мы будем работать в группах. -Какие правила помогут нам работать успешно? -Обсудите, кому вы доверите быть лидером вашей группы. -Обоснуйте ваш выбор лидера. | « Добрый день, мой милый друг, Посмотри-ка ты вокруг: Здесь есть ты, Здесь есть я, Будем вместе мы, друзья!» -уважать друг друга; не шуметь; быть внимательными; помогать друг другу Обсуждение и выбор лидера. -Мы доверяем быть лидером нашей группы (фамилия, имя), потому что... | Распределены на 3 группы: - историки; - географы; - экологи. |
2. Проверка знаний, умений, навыков. Тестовая работа. | 4 мин (1) (3) | - Сегодня на уроке мы продолжим путешествие по разделу: «Родной край – часть большой страны» (слайд №1).Приложение №2. -Предлагаю вам выполнить тестовые задания. - Определить, кому в группе вы доверите отвечать на вопросы. -Заслушиваю ответы, даю словесную оценку. = Итак, мы повторили материал о нашей стране, о нашем крае, о нашем районе. | -Чтение и выполнение тестовых заданий. - Проверка: Один читает задание, другой отвечает. Две другие группы слушают, проверяют, оценивают ответ с помощью сигнальных карточек. | Приложение №1 (тесты). Сигнальные карточки (красная – оценка 5, зелёная – 4, жёлтая – 3) |
3. Целеполагание. | 2мин | - Послушайте стихотворение. Обсудите в группе, что мы сможем узнать на уроке (слайд №2-№3). - «Сегодня мы отправимся туда, Где плещется прохладная вода. Алтайский край, Бурлинский наш район, Водой речной, озёрной напоён». Молодцы! Я тоже при подготовке к нашему уроку определила основные цели и задачи. И вижу, что вы думаете так же, как и я. -Давайте ещё раз прочитаем, чему мы будем на уроке учиться. (слайд № 4) | Обсуждение в группе. Предложения от групп. - Что такое вода? - Какие бывают водоёмы? - Узнаем о нашем крае, о районе. - Для чего нужна вода? - как надо охранять воду?... Чтение целей и задач урока. | |
4. Определение темы урока. | 2мин | - Для того, чтобы определить тему нашего урока, вам необходимо расшифровать предложенное слово. Тема урока: (слайд №5) «Водоёмы нашего района» | - Расшифровка слова с помощью шифра. 1гр.- водоёмы 2гр.- нашего 3гр.- района | Шифр. Зашифрованное слово. Приложение №3 |
5. Объяснение темы урока. | 6мин | - В жизни каждого человека происходит много событий. Все они как бы собраны в цепочку, составляют жизнеописание каждого из нас. У нашего района тоже есть своя история. -Давайте послушаем сообщения, которые подготовили 1 и 2 группа. | 1гр.- историческая справка о районе 2гр.- природно-климатические условия, наши озёра и река Бурла
| Презентация «История района», «Природно-климатические условия» Приложение №4, № 5 |
6. Работа над новой темой: - беседа; | 10мин (1) | 1. Что мы называем водоёмами? (слайд № 6) - Определение водоёма (слайд №6) 2. Какие водоёмы вы знаете? (слайд №7) | Ответы групп. Ответы групп. | |
-практическая работа; | (2) | -Расположите названия водоёмов: * в порядке возрастания *в порядке убывания. | Выполняют задание на столе. Зачитывают. Взаимопроверка. | Карточки с названиями водоёмов. Приложение №6. |
-беседа; | (1) | - Какие водоёмы расположены на территории нашего района? (слайд №9) -Проверка на слайде. | Ответы учащихся. | |
-практическая работа; | (4) | -На какие 2 группы можно разделить все водоёмы по происхождению? (слайд №10) - Какие водоёмы называются естественными, а какие –искусственными? (слайд №11) -Составьте пары водоёмов: 1гр. - ест. + ест. 2гр.- иск. + иск. 3гр. - ест. + иск. Заслушиваем. Взаимопроверка. | Естественные и искусственные. Естественные - водоёмы созданные природой. Искусственные – водоёмы созданные человеком. Составление пар. Ответы. Оценивание групп. | Карточки с названиями водоёмов. Приложение №6 |
- практическая работа Физминутка | (2) 2мин | - Кому в природе нужна вода? -Заполните схему «Как используется вода в повседневной жизни?» - Обратите внимание на картинки «Вода нужна всем», есть ли на них дополнение к вашим ответам? Игра «Вода – не вода» 1. Если слово обозначает воду в разных её проявлениях – надо поднять обе руки. 2. Если слово имеет отношение к воде, но само водой не является – руки на пояс. 3. Если слово не связано с водой – похлопайте. | - Человеку, растениям, животным. Заполняют схему, обсуждают в группе. Ответы учащихся: - для питья; - для приготовления пищи; - это дом для растений и животных; - для полива; - для перевозки грузов; - для хозяйственных нужд; - для купания; - для отдыха… Слова для физминутки: - Озеро, камень, река, карась, океан, кит, дождь, щука, дерево, дом, ручей, стол, стул, море, человек, снег, волк, речка, тигр, болото, книга. Выполнение физминутки. | Пособие «Урок чистой воды». 2 плаката «Вода нужна всем». Заполнение кластера. |
6. Проблемное задание. 7. Творческое задание. | 3мин 2 мин | -Нужно ли охранять водоёмы? -Рассмотрите знаки в рабочей тетради на с. 51 и запишите, какие экологические проблемы выражены этими знаками: 1гр.- 1 знак; 2гр. – 2 знак; 3гр. – 4 знак. (слайд № 12) (слайд №13) - Предлагаю составить памятку «Правила поведения на водоёмах», в соответствии с вашей экологической проблемой. (слайд №14) | Ответы групп. - Обсуждение и запись экологических проблем. -Знаете ли вы, что… Ответы групп. Составление правил для памятки. Ответы групп. | Рабочая тетрадь. |
8. Домашнее задание. | 2мин | Обязательно для всех: С. 155-158 в учебнике, прочитать и ответить на вопросы «Проверь себя». Т. С.51, № 5 (составить схему о значении водоёмов). Для тех, кто желает: Напишите мини-сочинение, нарисуйте рисунки на тему «Берегите водоёмы!» | Запись Д/З. | |
9.Об экологии в районе (сообщение) | 2мин | - Ребята из группы экологов приготовили небольшую презентацию о состоянии природы в нашем районе сегодня. - Современный человек обязан быть экологически грамотным. Необходимо донести до каждого человека мысль о том, что, только оберегая природу, человечество сохранит жизнь на Земле. И наша задача – сберечь природу. Всё начинается с малого. И в наших силах следить за тем, чтобы в нашей школе, в нашем селе, в нашем районе был порядок. Завтрашний день Земли будет таким, каким мы его создадим сегодня. (слайд №15) | Презентация «Богатство природы» Чтение стихотворения «Ты береги…» | Приложение № 7 |
10. Подведение итогов работы на уроке. | 2мин | (слайд №4) - Давайте подведём итог нашей работы на уроке. -Прочитайте и скажите, справились ли мы с поставленными целями и задачами урока? Попробуйте дать оценку своей работы на уроке. Покажите карточку с той оценкой, которую вы себе поставите. Благодарю всех за отличную работу. - Предлагаю вашему вниманию небольшой видеоклип о наших водоёмах. | Перечитывают цели и задачи. Ответы групп. Показывают карточки – оценки. Просмотр видеоклипа о водоёмах Бурлинского района Алтайского края | Видеоклип. |
Resource id #5780
Предварительный просмотр:
Тестовые задания по теме «Родной край – часть большой страны» 4 класс
1. О чём загадка? Я и тучка, и туман, Я – река и океан. Я летаю и бегу, И стеклянной быть могу. А) молоко Б) вода | 1. Почему планета Земля из космоса выглядит голубой? А) много света Б) много воды | 1. Каким цветом на карте и глобусе обозначена вода? А) зелёным Б) голубым Покажите водные пространства на глобусе Земли. |
2. Наша страна называется… А) Белоруссия Б) Россия Покажите нашу страну на карте. | 2. Нашу страну омывают воды А)2 Б) 3 океанов? | 2. Какие океаны омывают нашу страну? А) Северный Ледовитый, Атлантический, Тихий Б) Тихий, Атлантический, Индийский |
3. Как называется наш край? А) Алтайский Б) Амурский | 3. На какой равнине расположен наш край? А) Западно - Сибирская Б) Восточно – Сибирская Покажите наш край на карте. | 3. В какой природной зоне расположен наш край и район? А) тундра Б) лесостепи, степи |
4. Назовите «голубую» дорогу нашего края. А) Волга Б) Обь | 4. Наша маленькая родина называется А) Славгородский Б) Бурлинский район? | 4. В нашем районе много А) лесов Б) озёр |
Resource id #3868
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сегодня мы отправимся туда, Где плещется прохладная вода. Алтайский край, Бурлинский наш район, Водой речной, озёрной напоён.
Природные условия района. Что такое водоёмы? Какие бывают водоёмы? Какие водоёмы есть в районе? Нужно ли охранять водоёмы?
«Водоёмы нашего района»
Что мы называем водоёмами? Водоёмы – это хранилища воды, которая нужна всему живому.
Какие водоёмы вы знаете? Озеро. Река. Пруд. Море. Водохранилище. Океан. Ручей. Водоканал. Котлован.
Какие водоёмы в нашем районе? Река. Озёро. Болото. Пруд. Котлован.
На какие группы можно разделить водоёмы? Естествен- ные – это… Искусственные – это…
Составьте пары водоёмов Естественный + естественный . 2.Искусственный + искусственный. 3. Естественный + искусственный.
Определите экологические проблемы Загрязнение водоёмов сточными водами предприятий (заводов, комбинатов, ферм). Засорение водоёмов бытовыми отходами (мусором). Отравление водоёмов горючим веществами (бензин, машинное масло).
Составьте памятку «Правила поведения у водоёма»
Запрещается сливать в водоёмы грязные сточные воды! Нельзя бросать в воду мусор! Нельзя оставлять мусор на берегу! Запрещается мыть в водоёмах транспорт!
Человек! «Люби воду, люби природу – будешь вечно мил народу!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Родной край – часть большой страны»
Класс: 4 классТема: РастениеводствоТема урока: «Растениеводство в нашем крае»Тип урока: обобщающийПродолжительность занятия: 1 урок (45 минут). Цели урока:1....
Родной край - часть большой страны
В методической работе содержится материал о Чувашской Республике...
Родной край – часть большой страны
Открытый урок по окружающему миру "Родной край – часть большой страны"...
«Родной край – часть большой страны» урок по окружающему миру в 4 классе
Цель: обобщение знаний по разделу «Родной край – часть большой страны».Задачи: Формировать у обучающихся умения систематизации и обобщения полученных знаний, применения их на практике....
Презентация к уроку окружающего мира " Родной край - часть большой страны"(г.Курск)
Презентация к уроку окружающего мира по теме "Родной край-часть большой страны"...
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе "Родной край-часть большой страны.Курский край." УМК "Школа России"
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе, УМК "Школа России". Автор А.А.Плешаков....
Урок. Родной край-часть большой страны.
Урок. Родной край-часть большой страны....