«Родной край – часть большой страны»
методическая разработка (окружающий мир, 4 класс) на тему
Класс: 4 класс
Тема: Растениеводство
Тема урока: «Растениеводство в нашем крае»Тип урока: обобщающий
Продолжительность занятия: 1 урок (45 минут).
Цели урока:
1. Сформировать представление учащихся о растениеводстве в нашем крае.
2. Познакомить с отраслями растениеводства (полеводство, овощеводство, цветоводство, плодоводство).
3. Сформировать понятие «сорта культурных растений» на основе характерных свойств.
4. Расширить знания учащихся о растениях нашего края.
5. Создать организационные условия для развития у учащихся умений анализировать, сравнивать, классифицировать познавательные объекты.
6. Содействовать осознанию учащимися ценности изучаемого предмета.
7. Формировать эмоционально-ценностное отношение к природе родного края, основанное на соблюдении нравственных норм.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_okruzhayushchego_mira_v_4_klasse.doc | 104.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира в 4 классе
Раздел: «Родной край – часть большой страны»
Тема: «Растениеводство в нашем крае»
Дата проведения 21.12.11 г.
Цели урока:
- Сформировать представление учащихся о растениеводстве в нашем крае.
- Познакомить с отраслями растениеводства (полеводство, овощеводство, цветоводство, плодоводство).
- Сформировать понятие «сорта культурных растений» на основе характерных свойств.
- Расширить знания учащихся о растениях нашего края.
- Создать организационные условия для развития у учащихся умений анализировать, сравнивать, классифицировать познавательные объекты.
- Содействовать осознанию учащимися ценности изучаемого предмета.
- Формировать эмоционально-ценностное отношение к природе родного края, основанное на соблюдении нравственных норм.
Оборудование: запись звуков «Плеск реки о берег»; гербарий растений; схема «Растениеводство»; тесты-задания в двух вариантах; жетоны и задания для групповой работы; презентация «Растениеводство в нашем крае»; план работы в четверках; календарь погоды для рефлексии; микрофон.
Ход урока:
Образователь- ные задачи этапа учебного занятия | Содержание учебного занятия | Методы и приемы обучения | Время (мин) |
1. Организационный этап.
Психологически подготовить детей к общению на уроке. | Приветствие; Проверка подготовленности; Организация внимания. | Рапорт дежурных. Внимание! Проверь дружок, Готов ли ты начать урок? Все ль на месте, все ль в порядке: Книжки, ручки и тетрадка. | 1 |
2. Этап проверки выполнения домашнего задания.
3. Этап подготовки учащихся к работе на основном этапе учебного занятия.
Обеспечить мотивацию учения, принятия детьми целей урока. Актуализация субъектного опыта учащихся. | Постановка учебной проблемы, темы урока, формулировка целей урока, показ практической значимости. Учитель предлагает послушать стихотворение удмурдского поэта Флора Васильева. -К уроку Алиса получила индивидуальное задание. Прослушайте внимательно, вы должны будете ответить на вопрос. Читает стихотворение Соколова Алиса. К красоте равнодушным он не был, Тот, кто легким движеньем руки, Как осколки бездонного неба, Бросил в спелую рожь васильки. В этом желто-зеленом море – Синие островки. Смотрит небо взглядом влюбленным На детей своих, на васильки. Синий цвет не полезный, не хлебный, Есть другие цветы и цвета, Но бывает порою целебной Бесполезная их красота. Понимаю, что сорняки, Но как поле они украшают, Голубые глаза – васильки. - О каких растениях рассказывается в стихотворении? - К каким группам относятся эти растения? - Какие растения называются культурными, а какие – дикорастущими? - За разведение культурных растений и их выращивание отвечает наука растениеводство. - Каково значение этого слова? Кошкарева Лиза нашла в словаре В.Даля значение слова «Способствовать растению, плодить, кормить, холить, давать множиться и дозревать». - Сделайте вывод, какая тема нашего урока? - Как вы думаете, зачем нам знать о растениеводстве нашего края? Обсудим вместе! Из каких источников мы можем узнать о растениеводстве? | Чтение стихотворе- ния; словарь В.Даля; карта мыслитель-ной деятельности, заполнение уголка «Сегодня на уроке» |
4. Этап усвоения новых знаний и способов деятельности.
Обеспечить воспроизведение, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала. | Организовать внимание. Сообщить основные идеи изучаемого материала. Обеспечить усвоение методики воспроизведения изучаемого материала (выводы). - Прочитайте стр.201- 206 с пометами. Обсудим вместе! - Что вы узнали из текста? - Составим план изучения темы урока: 1) Как возникло растениеводство? 2) Познакомимся с отраслями растениеводства. 3) Какие культурные растения выращивает каждая отрасль растениеводства. 4) Каковы особенности растениеводства в нашем крае. - Назовите отрасли растениеводства. Составьте таблицу. - Как возникло растениеводство? (Люди отбирают, сохраняют, сортируют, сеют лучшие семена, выводят новые сорта). - Внимательно посмотрите презентацию и определите какие культуры выращивает каждая отрасль. | Работа в учебнике (инсет); представле-ние основного материала в словесной и классифика-ционной таблице; презентация «Отрасли растениевод-ства в нашем крае» |
5. Этап первичной проверки понимания изучаемого материала.
Установить осознанность изучаемого материала. Выявить пробелы первичного осмысления изученного. | Организовать деятельность учащихся по воспроизведению существенных признаков изученных познавательных объектов. Развивать познавательный интерес, умения использовать научный метод познания – наблюдение. - Выполните задания в группе. - Как называется ваша отрасль? Полеводы Овощеводы Плодоводы Цветоводы Задания для Полеводов:
Задания для Овощеводов:
Задания для Плодоводов:
Задания для Цветоводов:
| Работа в группах (формирование по жетонам: яблоки, помидоры, колоски, цве-точки); правила поведения групповой работы Указать на бережное отношение к хлебу! Физкультми-нутка Нива, моя нива, Нива золотая. Зреешь ты на солнце, Колос наливая. По тебе от ветра- Словно в синем море Волны так и ходят, Ходят на просторе. |
6. Этап закрепления знаний и способов деятельности.
Обеспечить закрепление памяти учащихся, знаний и способов деятельности, которые им необходимы для самостоятельной работы. Повысить уровень осмысления, понимания материала. | Организовать деятельность по самостоятельному применению изученных знаний.
Росло – красно, цвело – бело, А снял зерно – почти черно. (Гречиха, полеводство) В садочке есть плод, Он сладок, как мед, Румян, как калач, Но не круглый, как мяч,- Он под самой ножкой Вытянут немножко. (Груша, плодоводство) Закутан ребенок во сто пеленок. (Капуста, овощеводство) Солнце жжет макушку, Хочет сделать погремушку. (Мак, цветоводство) На клумбе у окошка Посажена картошка, Цветы ее огромные И светлые, и темные. (Георгин, цветоводство) Посадили зернышко, Вырастили солнышко. (Подсолнечник, полеводство) Три сестры. Летом зеленые, К осени одна краснеет, Другая белеет, а третья чернеет. (Смородина, плодоводство) Не корень, а в земле; Не хлеб, а на столе; И к пище приправа, И на микробов управа. (Чеснок, овощеводство) 3. Выполнение заданий в тетради с.69 №2, №3 4. Взаимопроверка (отметить «+» правильно выполненные задания). 4. Работа в четверках по плану (наблюдение за гербарием). Глазунова Настя (корреспондент) возьмет у каждой группы интервью.
| Работа в тетради; творческое задание (загадки); работа в паре (взаимопро-верка); работа в четверках (гербарии) План:
Игра Интервью для газеты «Сельская жизнь» |
7.Этап обобщения и систематизации знаний.
Обеспечить формирование целостной системы знаний, установление внутренних и межпредметных связей. | Организовать деятельность по переводу отдельных знаний в целостную систему знаний и умений. Проверить сформированность общеучебных умений. Проведение диктанта:
Проверка диктанта, коррекция выявленных недостатков. Ответы: +, +, -, +, -. - О каких отраслях растениеводства вы узнали на уроке? Проблема! Обсудим вместе! - От чего зависит хороший урожай? (от природных условий края, от плодородия почвы, от погодных условий, от вида почвы и т.д.) - Назовите профессии, связанные с растениеводством. - Что обозначают цвета флага Белгородской области? Почему на гербе зеленое поле? - Нужно ли нам знать о растениеводстве в нашем крае? Зачем? Сделайте выводы. | Графический диктант (если утверждение верное, учащиеся ставят «+»; если утверждение неверное, знак « - ». Мы должны уважать труд людей! |
- Этап подведения итогов занятия.
Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся. | Содействовать развитию у учащихся умения осуществлять самоконтроль и самооценку. - Какие задания сегодня выполняли? - Какой вид работы понравился больше всего? - Что нового ты узнал сегодня на уроке? Отметить учащихся кто отличился. | Заполнение листка обратной связи. Сообщение учителем и самими учащимися. |
9. Этап информации о домашнем задании.
Обеспечить понимание учащимися цели, содержания, способа выполнения домашнего задания. | Мотивирование. Инструктаж.
|
10. Рефлексия.
Инициировать усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества. | Мобилизировать детей на рефлексию своего поведения. Обеспечить развитие у учащихся умения занять любую позицию по отношению к своей или чужой деятельности. - Если вам было интересно, комфортно, вы узнали много нового, то прикрепите к календарю ясной погоды свой жетон. - Если вы испытывали трудности, вам было неинтересно, вы хотели, чтобы вам помогли, то прикрепите свой жетон к календарю пасмурной погоды. | «Календарь погоды» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родной край - часть большой страны
В методической работе содержится материал о Чувашской Республике...
Родной край – часть большой страны
Открытый урок по окружающему миру "Родной край – часть большой страны"...
«Родной край – часть большой страны» урок по окружающему миру в 4 классе
Цель: обобщение знаний по разделу «Родной край – часть большой страны».Задачи: Формировать у обучающихся умения систематизации и обобщения полученных знаний, применения их на практике....
Презентация к уроку окружающего мира " Родной край - часть большой страны"(г.Курск)
Презентация к уроку окружающего мира по теме "Родной край-часть большой страны"...
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе "Родной край-часть большой страны.Курский край." УМК "Школа России"
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе, УМК "Школа России". Автор А.А.Плешаков....
Урок. Родной край-часть большой страны.
Урок. Родной край-часть большой страны....
Родной край - часть большой страны. Водоёмы нашего края. 4 класс
Выкладываю презентацию к уроку "Родной край - часть большой страны. Водоёмы нашего края" в 4 классе. План-конспект урока размещу позднее...