Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 1 класс УМК "Школа России"
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (1 класс) по теме
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 1 класс УМК "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
temat._planirovanie_po_okr_miru.docx | 85.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Изучение курса «Окружающий мир: Мир вокруг нас» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачамиреализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт учащемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.
Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
Общая характеристика курса
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлен на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:
1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;
2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);
3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нем, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Ценностные ориентиры содержания курса
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм.
• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
• Человечество как многообразие народов, культур, религий.
• Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно и социально-нравственное.
• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Место курса в учебном плане
На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2 ч в неделю. Программа рассчитана на 270 ч: 1 класс — 66 ч (33 учебные недели), 2, 3, 4 классы — по 68 ч (34 учебные недели).
Результаты изучения курса
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.), в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Содержание курса
Человек и природа
Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.
Вещество — это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.
Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас.
Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений.
Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).
Водные богатства, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водные богатства родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).
Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.
Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.
Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера).
Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.
Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.
Грибы, их разнообразие, значение в природе и жизни людей; съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (на примере насекомых, рыб, птиц, зверей). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений.
Лес, луг, водоём — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений).
Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (природные условия, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).
Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Экологические проблемы и способы их решения. Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.
Всемирное наследие. Международная Красная книга. Международные экологические организации (2—3 примера). Международные экологические дни, их значение, участие детей в их проведении.
Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, забота, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.
Человек и общество
Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества.
Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого её члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.
Семья — самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных—долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.
Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Составление режима дня школьника.
Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.
Экономика, её составные части: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля. Товары и услуги. Роль денег в экономике. Государственный и семейный бюджет. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Простейшие экологические прогнозы. Построение безопасной экономики — одна из важнейших задач общества.
Природные богатства и труд людей — основа экономики. Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.
Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта.
Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения духовно-нравственного здоровья.
Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка.
Президент Российской Федерации — глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.
Россия на карте, государственная граница России.
Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.
Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России.
Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.
Родной край — частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.
История Отечества. Счёт лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственных и культурных традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.
Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с несколькими странами: название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности. Бережное отношение к культурному наследию человечества — долг всего общества и каждого человека.
Правила безопасной жизни
Ценность здоровья и здорового образа жизни.
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.
Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.
Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях (балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, пустырь и т. д.). Правила безопасности при контактах с незнакомыми людьми.
Правила безопасного поведения в природе. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование.
Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека.
Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов | Количество часов (всего) | Вид занятий (количество часов) | |||
экскурсии | Практические работы | Проверочные работы | Проектная деятельность | |||
1 | Введение | 1 | 1 | |||
2 | Что и кто? | 21 | 4 | 6 | 1 | 1 |
3 | Как, откуда и куда? | 12 | 5 | 1 | 1 | |
4 | Где и когда? | 10 | 1 | 1 | 1 | |
5 | Почему и зачем? | 22 | 1 | 1 | ||
ИТОГО | 66 | 5 | 12 | 4 | 4 |
Экскурсии
№ урока | Тема урока | Тема экскурсии |
1 | Задавайте вопросы. | Знакомство со школой. |
6 | Что у нас над головой? | Что у нас над головой? |
7 | Что у нас подногами? | Что у нас под ногами? |
10 | Что растет на клумбе? | Знакомство с растениями цветника. |
17 | Что такое зоопарк? | Что такое зоопарк? |
Перечень практических работ
№ урока | Тема | Вид работы |
7 | Что у нас под ногами? | Определение образцов камней по фотографиям, рисункам атласа-определителя. |
8 | Что общего у разных растений? | Нахождение у растений их частей, показ и называние. |
9 | Что растет на подоконнике? | Определение комнатных растений с помощью атласа-определителя. |
10 | Что растет на клумбе? | Определение растений цветника с помощью атласа-определителя. |
11 | Что это за листья? | Определение деревьев по листьям. |
15 | Кто такие птицы? | Исследование строение пера птицы. |
24 | Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? | Опыты, показывающие загрязнение воды и ее очистку. |
28 | Откуда берутся снег и лед? | Опыты по исследованию снега и льда в соответствии с инструкциями, формулирование выводов на основе проделанных опытов. |
29 | Как живут растения? | Наблюдение за ростом и развитием растений. |
31 | Как зимой помочь птицам? | Изготовление простейших кормушек и подбор подходящего для птиц корма. |
33 | Откуда в снежках грязь? | Исследование снежков и снеговой воды на наличие загрязнений. |
38 | Где живут белые медведи? | Нахождение на глобусе Северного Ледовитого океана и Антарктиды, их характеристика. |
График проведения проверочных работ
№ урока | Вид работы | Тема |
22 | Проверочная работа | Что и кто? |
34 | Проверочная работа | Как, откуда и куда? |
44 | Проверочная работа | Где и когда? |
66 | Проверочная работа | Почему и зачем? |
Общее количество | 4 |
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 1 класс
Сроки | № п/п | Тема урока | Планируемые результаты (предметные) | Планируемые результаты Характеристика деятельности. | Форма контроля | ||
Содержание урока (ученик должен знать) | Метапредметные | Личностные | |||||
Введение (1 ч) | |||||||
1 | Задавайте вопросы. | Природа как составная часть окружающего мира. | Познавательные: Задавать вопросы. Различать способы и средства познания окружающего мира. Регулятивные: Оценивать результаты своей работы на уроке. Коммуникативные: Вступать в учебный диалог. | Пользоваться условными обозначениямиучебника. | Задавать вопросы друг другу. | ||
Что и кто? (21 ч) | |||||||
2 | Что такое Родина? | Символика | Познавательные: Работать с картинной картой России, актуализировать имеющиеся знания о природе и городах страны, занятия жителей. Сравнивать, различать и описывать герб и флаг России. Регулятивные: Оценивать свои достижения на уроке. Коммуникативные: Отвечать на итоговые вопросы и вопросы по содержанию. | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять. | Назвать цвета флага России. | ||
3 | Что мы знаем о народах России? | Народ и народности | Познавательные: Обсуждать, чем различаются народы России и что связывает их в единую семью. Регулятивные: Оценивать свои достижения на уроке. Коммуникативные: Работать со взрослыми: находить информацию о народах своего края. Работать в парах. | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять. | Работа в паре «Найди место фотографиям». | ||
4 | Что мы знаем о Москве? | Столица, глава государства, правительство | Познавательные: Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию о Москве. Узнавать достопримечательности столицы. Регулятивные: Оценивать свои достижения на уроке. Коммуникативные: Работать в паре: рассказывать по фотографиям о жизни москвичей – своих сверстников. | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять. | Достопримечательности г. Москвы. | ||
5 | Проект «Моя малая Родина» | Россия - наша Родина. Родной город. Родное село. | Познавательные: Фотографировать наиболее значимые достопримечательности своей малой родины. Находить в семейном фотоархиве соответствующий материал. Регулятивные: Оценивать результаты собственного труда и труда товарищей. Коммуникативные: Интервьюировать членов своей семьи об истории и достопримечательностях малой родины. Выступать с подготовленным сообщением. | Составлять устный рассказ. | Подбор фотографий и рисунков. | ||
6 | Что у нас над головой? | Неживая и живая природа | Познавательные: Наблюдать и сравнивать дневное и ночное небо. Моделировать форму Солнца. Регулятивные: Оценивать результаты собственного труда и труда товарищей Коммуникативные: Работа в парах: моделировать форму созвездий. Работать со взрослыми: находить созвездия на ночном небе. | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять. | Найти различия между дневным и ночным небом. | ||
7 | Что у нас под ногами? | Неживая и живая природа | Познавательные: Группировать объекты неживой природы. Различать гранит, кремень, известняк. Регулятивные: Оценивать результаты собственного труда и труда товарищей Коммуникативные: Работа в паре: использовать представленную информацию для получения новых знаний, осуществлять самопроверку. | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять. | Группировать камешки по разным признакам. | ||
8 | Что общего у разных растений? | Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, стебель, цветок, плод, семена) | Познавательные: Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию. Регулятивные: Оценивать результаты собственного труда и труда товарищей Коммуникативные: Работа в группе: находить у растений их части, показывать и называть. | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять. | Показать и назвать части растений. | ||
9 | Что растет на подоконнике? | Познавательные: Наблюдать комнатные растения в школе и узнавать их по рисункам. Приводить примеры комнатных растений. Регулятивные: Оценивать результаты собственного труда и труда товарищей Коммуникативные: Практическая работа: определять комнатные растения с помощью атласа – определителя. | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять. | Распознавание комнатных растений по рисункам. | |||
10 | Что растет на клумбе? | Растения, их разнообразие. Части растения | Познавательные: Наблюдать растения клумбы и дачного участка и узнавать их по рисункам Регулятивные: Оценивать результаты собственного труда и труда товарищей Коммуникативные: Работа в паре: узнавать по фотографиям растения цветника. | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять. | Узнавать по рисункам растения цветника. | ||
11 | Что это за листья? | Деревья, кустарники, травы, их наблюдение в ближайщем окружении | Познавательные: Наблюдать осенние изменения окраски листьев на деревьях. Узнавать листья в осеннем букете, в гербарии Регулятивные: Оценивать результаты собственного труда и труда товарищей Коммуникативные: Работа в группе: определить деревья по листьям. | Формирование положительного отношения к учению. | Определять деревья по листьям. | ||
12 | Что такое хвоинки? | Нахождение отличительных признаков. | Познавательные: Различать лиственные и хвойные деревья. Сравнивать ель и сосну. Регулятивные: Оценивать результаты собственного труда и труда товарищей Коммуникативные: Работа в группе: определить деревья с помощью атласа – определителя. | Формирование положительного отношения к учению. | Назвать лиственные и хвойные деревья. | ||
13 | Кто такие насекомые? | Животные, их разнообразие. Насекомые, рыбы, птицы, звери: различие групп животных по существенным признакам, легко выделяемым во внешнем строении. | Познавательные: Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о строении насекомых, сравнивать части тела различных насекомых. Регулятивные: Оценивать результаты собственного труда и труда товарищей Коммуникативные: Работа в паре: узнавать насекомых на рисунке. Сочинять и рассказывать сказочные истории. | Формирование положительного отношения к учению. | Работа в паре: узнавать по рисункам. | ||
14 | Кто такие рыбы? | Познавательные: Моделировать строение чешуи рыбы с помощью монет или кружочков из фольги. Регулятивные: Оценивать результаты собственного труда и труда товарищей Коммуникативные: Работа в паре: узнавать рыб на рисунке, осуществлять самопроверку. | Формирование положительного отношения к учению. | Работа в паре: узнавать по рисункам. | |||
15 | Кто такие птицы? | Познавательные: Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию. Исследовать строение пера птицы. Регулятивные: Оценивать результаты собственного труда и труда товарищей Коммуникативные: Работа в паре: узнавать птиц на рисунке, определять птиц с помощью атласа – определителя. Описывать птицу по плану. | Формирование положительного отношения к учению. | Делить птиц на две группы: домашних и перелетных. | |||
16 | Кто такие звери? | Познавательные: Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию. Исследовать строение шерсти зверей. Регулятивные: Оценивать результаты собственного тру да и труда товарищей. Коммуникативные: Работа в паре: узнавать зверей на рисунке, определять зверей с помощью атласа – определителя. Описывать зверя по плану. | Формирование положительного отношения к учению. | Игра «Узнай по описанию». | |||
17 | Что такое зоопарк? | Животные, их разнообразие. Условия жизни животных в зоопарке. | Познавательные: Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию. Регулятивные: Оценивать результаты собственного труда и труда товарищей. Коммуникативные: Работа в паре: узнавать по фотографиям животных зоопарка. | Формирование положительного и бережного отношения к животным. | Правила поведения в зоопарке. | ||
18 | Что окружает Нас дома? | Правила противопожарной безопасности, обращение с газом, электричеством, водой. | Познавательные: Характеризовать назначение бытовых предметов. Находить на рисунке предметы определенных групп. Регулятивные: Оценивать результаты собственного труда и труда товарищей Коммуникативные: Работа в паре: группировать предметы домашнего обихода, проводить взаимопроверку. | Формирование положительного отношения к учению. | Группировать предметы по назначению. | ||
19 | Чтоумеет компьютер? | Правила безопасной работы на компьютере, основные требования при работе с компьютером, свойства, и функции. | Познавательные: Определять составные части компьютера. Характеризовать назначение частей компьютера. Сравнивать стационарный компьютер и ноутбук. Регулятивные: Оценивать результаты собственного труда и труда товарищей Коммуникативные: Работа в паре: рассказать о возможностях компьютера, обсудить значение компьютера в нашей жизни. | Формирование положительного отношения к учению. | Назвать правила безопасного пользования. | ||
20 | Что вокруг нас может быть опасным? | Правила противопожарной безопасности, правила обращения с газом, электричеством, водой. | Познавательные: Выявлять потенциально опасные предметы домашнего обихода. Характеризовать опасность бытовых предметов. Регулятивные: Оценивать результаты собственного труда и труда товарищей Коммуникативные: Оценивать свое обращение с предметами домашнего обихода и поведения на дороге. | Формирование положительного отношения к учению. | Игра «верно-неверно». | ||
21 | На что похожа наша планета? | Земля – планета, общее представление о форме Земли, глобус как модель Земли. | Познавательные: Использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты. Регулятивные: Оценивать результаты собственного труда и труда товарищей Коммуникативные: Моделировать форму Земли. Рассматривать рисунки – схемы и объяснять особенности движения Земли. | Формирование положительного отношения к учению. | Рассказ по рисункам. | ||
22 | Проверим себя. Презентация проекта «Моя малая Родина» | Обобщить и систематизировать знания учащихся. | Познавательные: Выполнять тестовые задания учебника. Регулятивные: Обсуждать выступления учащихся. Коммуникативные: Выступать с сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами. | Проявлять уважение по отношению к другим ученикам. Уметь слушать других. | Тест. Представление проектных работ. | ||
Как, откуда и куда? (12 ч) | |||||||
23 | Как живет семья? Проект «Моя семья» | Члены семьи. Мои обязанности в семье. | Познавательные: Называть по именам (отчествам, фамилиям) членов семьи. Рассказывать об интересных событиях в жизни своей семьи. Регулятивные: Обсуждать выступления учащихся. Коммуникативные: Оценивать значение семейных альбомов для укрепления семейных отношений. Интервьюировать членов семьи. Составлять экспозицию выставки. | Проявлять уважение по отношению к другим ученикам. Уметь слушать других. | Вспомнить любимые дела в семье. | ||
24 | Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? | Правила обращения с водой. Река, использование человеком. | Познавательные: Проследить по рисунку – схеме путь воды. Обсудить необходимость экономии воды. Выяснить опасность употребления загрязненной воды. Регулятивные: Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. Коммуникативные: Умение договариваться, находить общее решение, умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать. | Проявлять уважение по отношению к другим ученикам. Уметь слушать других. | Исправить рисунок – схему пути воды | ||
25 | Откуда в наш дом приходит электричество? | Основные правила обращения с электричеством. | Познавательные: Отличать электроприборы от других бытовых предметов, не использующих электричество. Анализировать схему выработки электричества и способа его доставки потребителям. Регулятивные: Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Коммуникативные: Работа в паре: собирать простейшую электрическую цепь. | Проявлять уважение по отношению к другим ученикам. Уметь слушать других. | Назвать правила безопасности при пользовании электричеством. | ||
26 | Как путешествует письмо? | Способы познания окружающего мира. | Познавательные: Наблюдать за работой почты и рассказать о ней. Различать почтовые отправления: письма, бандероли, посылки, открытки. Регулятивные: Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. Коммуникативные: Работа в паре: строить из разрезных деталей схему доставки почтовых отправлений. Рассказать по схеме о путешествии письма, проводить взаимопроверку. | Проявлять уважение по отношению к другим ученикам. Уметь слушать других. | Различать почтовые отправления. | ||
27 | Куда текут реки? | Пресная, морская вода. Исток реки, устье реки. | Познавательные: Сравнивать реку и море. Различать пресную и морскую воду. Проследить по рисунку путь воды из реки в море. Регулятивные: Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. Коммуникативные: Рассмотреть морскую соль и проводить опыт по «изготовлению» морской воды. | Проявлять уважение по отношению к другим ученикам. Уметь слушать других. | Игра «верно-неверно». | ||
28 | Откуда берется снег и лед? | Разнообразие веществ в окружающем мире: твердые, жидкие. Вода, легко определяемые свойства воды. | Познавательные: Наблюдать форму снежинок и отображать ее в рисунках. Регулятивные: Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. Коммуникативные: Проводить опыты по исследованию снега и льда в соответствии с инструкциями, формулировать выводы из опытов. | Проявлять уважение по отношению к другим ученикам. Уметь слушать других. | Назвать свойства снега и льда. Придумать сказку о девочке- снежинке. | ||
29 | Как живут растения? | Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода) | Познавательные: Наблюдать за ростом и развитием растений, рассказывать о своих наблюдениях. Прослеживать по рисунку этапы жизни растений. Регулятивные: Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. Коммуникативные: Ухаживать за комнатными растениями. | Проявлять уважение по отношению к другим ученикам. Уметь слушать других. | Назвать жизненный цикл растений. | ||
30 | Как живут животные? | Роль животных в жизни людей, бережное отношение человека к животным. | Познавательные: Наблюдать за жизнью животных, рассказывать о своих наблюдениях. Регулятивные: Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. Коммуникативные: Работа в группе: выполнить задания, формулировать выводы, осуществлять самопроверку. | Проявлять уважение по отношению к другим ученикам. Уметь слушать других. | Игра «Верно-неверно». | ||
31 | Как зимой помочь птицам? | Роль животных в жизни людей, бережное отношение человека к животным. | Познавательные: Наблюдать зимующих птиц, различать зимующих птиц по рисункам и в природе. Обсуждать формы кормушек и виды корма для птиц. Регулятивные: Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. Коммуникативные: Изготовить простейшие кормушки и подобрать подходящий для птиц корм. | Проявлять уважение по отношению к другим ученикам. Уметь слушать других. | Узнавать по рисункам зимующих птиц. | ||
32 | Откуда берется и куда девается мусор? | Зависимость жизни человека от природы и ее состояния. Положительное влияние человека на природу. Правила поведения в природе. | Познавательные: Определить с помощью рисунков учебника источник возникновения мусора и способы его утилизации. Регулятивные: Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Коммуникативные: Работа в группе: сортировать мусор по характеру материала. Сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку. | Развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи. | Назвать источники мусора в быту. | ||
33 | Откуда в снежках грязь? | Способы познания окружающего мира. | Познавательные: Обсуждать источники появления загрязнений в снеге. Формулировать предложения по защите окружающей среды от загрязнений. Регулятивные: Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Коммуникативные: Работа в паре: исследовать снежки и снеговую воду на наличие загрязнений. Сочинить и рассказать сказку на предложенную тему. | Развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи. | Назвать источники загрязнения планеты и способы ее защиты. | ||
34 | Проверим себя. Презентация проекта «Моя семья». | Родословная. Профессии в семье, семейные традиции. | Познавательные: Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами. Регулятивные: Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Коммуникативные: Обсуждать выступления учащихся. Оценивать свои достижения и достижения других учащихся. | Развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи. | Тест. Представление проектных работ. | ||
Где и когда?(10 ч) | |||||||
35 | Когда учиться интересно? Проект «Мой класс и моя школа» | Преобразования в классе для успешного обучения. Что я могу сделать для моей школы, класса. | Познавательные: Анализировать иллюстрации учебника, обсуждать условия интересной и успешной учебы. Фотографировать наиболее интересные события в классе, здание школы, классную комнату. Коллективно составлять рассказ о школе и классе. Регулятивные: Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. Коммуникативные: Работа в паре: сравнивать фотографии в учебнике, рассказывать о случаях взаимопомощи в классе. Презентовать итоги коллективного проекта, сопровождая рассказ фотографиями. | Формирование положительного отношения к учению. Формирование положительного отношения к учению. | Игра «Верно-неверно». Подобрать рисунки и фотографии к проекту. | ||
36 | Когда придет суббота? | Времена года, их особенности (на основе наблюдений). | Познавательные: Анализировать иллюстрации учебника, различать прошлое, настоящее и будущее. Сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку. Регулятивные: Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. Коммуникативные: Работа в паре: отображать с помощью карточек последовательность дней недели, называть дни недели в правильной последовательности, проводить взаимоконтроль. | Формирование положительного отношения к учению. | Назвать дни недели по порядку. | ||
37 | Когда наступит лето? | Времена года, труд людей в разное время года. | Познавательные: Анализировать схему времен года и месяцев в правильной последовательности, соотносить времена года и месяцы, характеризовать природные явления в разные времена года. Регулятивные: Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. Коммуникативные: Работа в паре: находить несоответствия в природных явлениях на рисунках учебника. | Формирование положительного отношения к учению. | Назвать времена года, месяцы по порядку. | ||
38 | Где живут белые медведи? | Связи между неживой и живой природой. Условия жизни на земле: свет, тепло, воздух, вода. | Познавательные: Рассмотреть и сравнить иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о животном мире холодных районов. Устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями. Регулятивные: Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. Коммуникативные: Работа в группе: находить на глобусе Северный Ледовитый океан и Антарктиду, характеризовать их, осуществлять самоконтроль. | Формирование положительного отношения к учению. | Показать на глобусе и назвать холодные районы Земли. | ||
39 | Где живут слоны? | Отличительные признаки саванны. Путешествие по карте мира. | Познавательные: Приводить примеры животных жарких районов. Устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями. Регулятивные: Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. Коммуникативные: Работа в группе: находить на глобусе экватор и жаркие районы Земли, характеризовать их, осуществлять самопроверку. | Формирование положительного отношения к учению. | Узнавать по рисункам животных жарких стран. | ||
40 | Где зимуют птицы? | Связи между неживой и живой природой. Условия жизни на земле: свет, тепло, воздух, вода. | Познавательные: Различать зимующих и перелетных птиц, группировать птиц. Объяснить причины отлета птиц в теплые края. Приводить примеры зимующих и перелетных птиц. Регулятивные: Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. Коммуникативные: Выдвигать предположения о месте зимовок птиц и доказывать их, осуществлять самопроверку. | Формирование положительного отношения к учению. | Игра «Путаница». | ||
41 | Когда появилась одежда? | Отдельные события, традиции людей в разные исторические времена. | Познавательные: Прослеживать с помощью иллюстраций учебника историю появления одежды и развития моды, описывать одежду людей по рисунку. Отличать национальную одежду своего народа от одежды других народов. Регулятивные: Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Коммуникативные: Работа со взрослыми: изготовить маскарадный костюм. Работа в паре: различать типы одежды в зависимости от ее назначения, подбирать одежду для разных случаев. | Формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни, нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни. | Игра «Соотнеси верно». | ||
42 | Когда изобрели велосипед? | Отдых в семье. | Познавательные: Сравнивать старинные и современные велосипеды. Обсуждать роль велосипеда в нашей жизни. Обсудить роль велосипеда в нашей жизни. Регулятивные: Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. Коммуникативные: Работа в паре: извлекать из учебника информацию об устройстве велосипеда, осуществлять самопроверку. | Формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни. | Правила безопасности при езде на велосипеде. | ||
43 | Когда мы станем взрослыми? | Труд в семье, на производстве. Профессии. | Познавательные: Сравнивать жизнь взрослого и ребенка. Определять по фотографиям в учебнике профессии людей, рассказывать о профессиях родителей. Регулятивные: Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. Коммуникативные: Работа в паре: сравнивать рисунки учебника, формулировать выводы в соответствии с заданием. | Формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни. | Рассказ о профессиях родителей. | ||
44 | Проверим себя. Презентация проекта «Мой класс и моя школа» | Обобщение и систематизация знаний. | Познавательные: Выполнять тестовые задания учебника. Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами. Регулятивные: Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. Коммуникативные: Обсуждать выступления учащихся. | Формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни. | Тест. Представление проектных работ. | ||
Почему и зачем? (22ч) | |||||||
45 | Почему Солнце светит днем, а звезды ночью? | Земля – планета, общее представление о форме Земли. Условия жизни на земле: свет, тепло, воздух, вода. | Познавательные: Сопоставить видимые и реальные размеры звезд, в том числе и Солнца. Регулятивные: Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. Коммуникативные: Работа в паре: моделировать форму, цвет, сравнивать размеры некоторых звезд. Работа со взрослыми: наблюдать картину звездного неба. | Формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни. | Вопрос-ответ. | ||
46 | Почему Луна бывает разной? | Луноходы. Созвездия. Виды звезд. Зачем люди хотят побывать на Луне. | Познавательные: Анализировать схемы движения Луны вокруг Земли и освещение ее поверхности Солнцем, формулировать выводы о причинах изменения внешнего вида Луны. Регулятивные: Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. Коммуникативные: Работа со взрослыми: наблюдать за изменениями внешнего вида Луны, фиксировать результаты наблюдений в рабочей тетради. | Формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни. | Рассказ по рисункам «Что я знаю про Луну» | ||
47 | Почему идет дождь и дует ветер? | Способы познания окружающего мира. | Познавательные: Рассказать по рисунку учебника о видах дождя, отбирать из списка слов те, которые подходят для описания ветра, объяснить причины возникновения дождя и ветра. Регулятивные: Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с образцом. Коммуникативные: Работа в паре: сравнить работы. | Развитие эмпатии и сопереживания, эмоционально- нравственной отзывчивости. | Игра «Верно-неверно». | ||
48 | Почему звенит звонок? | Способы познания окружающего мира: наблюдения, опыты. Эхо. | Познавательные: Анализировать рисунок учебника и передавать голосом звуки окружающего мира. Обсуждать, почему и как следует беречь уши. Регулятивные: Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с образцом. Коммуникативные: Высказывать предположения о причине возникновения эха, осуществлять самопроверку. | Развитие эмпатии и сопереживания, эмоционально- нравственной отзывчивости. | Памятка «Правила ухода за ушами». | ||
49 | Почему радуга разноцветная? | Развитие памяти. | Познавательные: Описывать чувства, возникающие при виде радуги, называть цвета радуги по своим наблюдениям и рисунку учебника. Запомнить последовательность цветов радуги с помощью мнемонического приема. Регулятивные: Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с образцом. Коммуникативные: Высказывать предположения о причинах возникновения радуги, осуществлять самопроверку. | Развитие эмпатии и сопереживания, эмоционально- нравственной отзывчивости. | Раскрасить радугу. | ||
50 | Почему мы любим кошек и собак? | Роль животных в жизни людей, бережное отношение человека к животным. | Познавательные: Описывать по плану своего домашнего питомца. Обсуждать наше отношение к домашним питомцам. Регулятивные: Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с образцом. Коммуникативные: Работа в паре: познакомиться с предметами ухода за кошкой и собакой и их назначением. Ролевая игра. | Развитие эмпатии и сопереживания, эмоционально- нравственной отзывчивости. | Правила ухода за кошками и собаками. | ||
51 | Проект «Мои Домашние питомцы». | Любовь и уважение к братьям нашим меньшим. | Познавательные: Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от условий. Структурирование знаний. Регулятивные: Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с образцом. Коммуникативные: Работа со взрослыми. | Развитие эмпатии и сопереживания, эмоционально- нравственной отзывчивости. | Подобрать рисунки и фотографии к проекту. | ||
52 | Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? | Правила поведения в природе. Оценка своего и чужого поведения (на конкретных примерах). | Познавательные: Рассматривать и сравнивать рисунки учебника, оценивать поступки других людей и свои собственные по отношению к природе, формулировать правила поведения в природе. Регулятивные: Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с образцом. Коммуникативные: Работа в паре: определять цветы и бабочек с помощью атласа-определителя, осуществлять самопроверку. | Развитие эмпатии и сопереживания, эмоционально- нравственной отзывчивости. | Узнавать по рисункам луговые цветы, бабочек. | ||
53 | Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? | Зачем нужны леса. Охран лесов. Заповедники. | Познавательные: Определять лесных обитателей по звукам, которые они издают, передавать голосом звуки леса. Объяснять, почему в лесу нужно соблюдать тишину. Регулятивные: Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с образцом. Коммуникативные: Устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять самопроверку. | Развитие эмпатии и сопереживания, эмоционально- нравственной отзывчивости. | Назвать правила поведения в лесу. | ||
54 | Зачем мы спим ночью? | Личная гигиена. Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня. | Познавательные: Рассказать о сне животных, обсуждать информацию о животных, которые ночью не спят, содержащуюся в книге «Зеленые страницы». Регулятивные: Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата. Коммуникативные: Работа в паре: рассказать о правилах подготовки ко сну, использовать цветные фишки. | Развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи. | Работа в парах «Как я готовлюсь ко сну». | ||
55 | Почему нужно есть много овощей и фруктов? | Витамины, зачем они нужны. Где зимой взять полезные витамины. | Познавательные: Различать овощи и фрукты, группировать. Сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку. Запомнить правила гигиены при употреблении овощей. Регулятивные: Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата. Коммуникативные: Работа в группе: находить информацию о витаминах в соответствии с заданием, сравнивать роль витаминов А, В, С в жизнедеятельности организма. | Развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи. | Игра «Соотнеси верно». | ||
56 | Почему нужно чистить зубы и мыть руки? | Правила ухода за зубами. Личные предметы гигиены. | Познавательные: Обосновывать необходимость чистки зубов и мытья рук. Запомнить, что зубная щетка и полотенце у каждого человека должны быть личные. Регулятивные: Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата. Коммуникативные: Осваивать приемы чистки зубов и мытья рук. Формулировать основные правила гигиены. | Развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи. | Назвать правила личной гигиены. | ||
57 | Зачем нам телефон и телевизор? | Общение. Средства связи. | Познавательные: Поиск и выделение необходимой информации, выдвижение гипотез и их обоснование. Регулятивные: Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата. Коммуникативные: Потребность в общении со взрослыми и сверстниками, создание условий для полного общения друг с другом. | Развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи. | Игра «Верно-неверно». | ||
58 | Зачем нужны автомобили? | Способ познания окружающего мира: наблюдение. | Познавательные: Анализ объектов с целью выделения признаков; синтез – составление целого из частей, знаково-символическое моделирование. Регулятивные: Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата. Коммуникативные: Умение слушать и вступать в диалог, потребность в общении с учителем и со сверстниками. | Развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи. | Вопрос-ответ. | ||
59 | Зачем нужны поезда? | Какие бывают поезда. Как раньше люди передвигались. | Познавательные: Использовать приобретенные знания. Поиск и выделение необходимой информации. Регулятивные: Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата. Коммуникативные: Умение слушать и вступать в диалог, потребность в общении с учителем и со сверстниками. | Развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи. | Рассказ по рисункам «Какие бывают поезда?» | ||
60 | Зачем строят корабли? | Устройство корабля. Путешествие. | Познавательные: Составление небольших рассказов по картинкам, по материалам собственных наблюдений. Регулятивные: Волевая саморегуляция, как способность к волевому усилию, способность к организации своей деятельности. Коммуникативные: Умение слушать и вступать в диалог, потребность в общении с учителем и со сверстниками. | Формирование социальной роли ученика, формирование положительного отношения к учению. | Работа в парах «Как устроен корабль?» | ||
61 | Зачем строят самолеты?. | Устройство самолета. Что можно увидеть из окна самолета. | Познавательные: Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме Регулятивные: Волевая саморегуляция, как способность к волевому усилию, способность к организации своей деятельности. Коммуникативные: Эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества, потребность в общении с учителем и со сверстниками, умение слушать собеседника. | Формирование социальной роли ученика, формирование положительного отношения к учению. | Игра «Найди половинку» | ||
62 | Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? | Правила дорожного движения. Знаки, которые надо соблюдать. | Познавательные: Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме Регулятивные: Волевая саморегуляция, как способность к волевому усилию, способность к организации своей деятельности. Коммуникативные: Эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества, потребность в общении с учителем и со сверстниками, умение слушать собеседника. | Формирование социальной роли ученика, формирование положительного отношения к учению. | Рассказ о правилах безопасности в транспорте. | ||
63 | Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности? | Правила поведения в траспорте. | Познавательные: Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме Регулятивные: Волевая саморегуляция, как способность к волевому усилию, способность к организации своей деятельности. Коммуникативные: Эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества, потребность в общении с учителем и со сверстниками, умение слушать собеседника. | Формирование социальной роли ученика, формирование положительного отношения к учению. | Назвать спасательные средства на корабле и правила поведения в самолете. | ||
64 | Зачем люди осваивают космос? | Космонавты. Космические корабли. | Познавательные: Поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме. Регулятивные: Волевая саморегуляция, как способность к волевому усилию, способность к организации своей деятельности. Коммуникативные: Эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества, потребность в общении с учителем и со сверстниками, умение слушать собеседника. | Формирование социальной роли ученика, формирование положительного отношения к учению. | Игра «Верно-неверно». | ||
65 | Почему мы часто слышим слово «экология»? | Зависимость жизни человека от природы и ее состояния. | Познавательные: Поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме. Регулятивные: Волевая саморегуляция, как способность к волевому усилию, способность к организации своей деятельности. Коммуникативные: Умение слушать и вступать в диалог, потребность в общении с учителем и со сверстниками. | Развитие познавательных интересов. | Конкурс рисунков. | ||
66 | Проверим себя. Презентация проекта «Мои домашние питомцы». | Обобщение и систематизация знаний. | Познавательные: Поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме. Регулятивные: Волевая саморегуляция, как способность к волевому усилию, способность к организации своей деятельности. Коммуникативные: Умение слушать и вступать в диалог, потребность в общении с учителем и со сверстниками. | Развитие познавательных интересов. | Тест. Представление проектных работ. |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
1.Книгопечатные пособия для учителя:
1. Плешаков А. А. Окружающий мир. 1 класс : учеб.для общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2011.
2. Тихомирова Е.М.Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир»: 1 класс: к учебному комплекту А.А.Плешакова «Мир вокруг нас: 1 класс» / Е.М. Тихомирова. – М.: Издательство «Экзамен», 2012. – 334, [2] с. (Серия «Учебно-методический комплект»);
3.Плешаков, А. А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1 класс : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2012.
2. Информационно-коммуникативные средства:
1. Мир природы: наглядно-дидактическое пособие для использования с интерактивной доской на уроках в начальной школе (CD).
2. Окружающий мир : электронное приложение к учебнику А. А. Плешакова (CD).
3. Наглядные пособия:
1. натуральные живые пособия – комнатные растения;
2. коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;
3. муляжи овощей, фруктов, грибов с учетом содержания обучения.
4. географические и исторические карты;
5. предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, ее хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества.
4. Материально-технические средства:
Компьютерная техника, экспозиционный экран, проектор, интерактивная доска.
5.Оборудование класса:
Ученические столы 2-местные.
Стол учительский с тумбой, стул.
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.
Учебная литература для учащихся:
1. А.А.Плешаков. Окружающий мир. Учебник.1 класс. В 2 ч. – М.: Просвещение,2011
5. .А.А.Плешаков. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1 класс. В 2 ч. – М.: Просвещение,2011
Resource id #5378
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
календарно -тематическое планирование по окружающему миру 1 класс УМК "Школа России" учебник А.А.Плешаков
Планирование составлено на 2011-2012 уч год с учетом требований ФГОС...
календарно- тематическое планирование по окружающему миру УМК "Школа России"
планирование по новым ФГОС...
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру программа "Школа России"
Программа по окружающему миру "Школа России"...
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру УМК "ШКОЛА РОССИИ" 3класс
СОДЕРЖИТ: РАЗДЕЛЫ, ТЕМЫ, ХАРАКТЕРИСТИКУ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ....
календарно- тематическое планирование по окружающему миру по Школе России
В планирование включён модуль по ПДД 9 часов...
календарно-тематический план по технологии для 3 класса Школа-России
Общая характеристика учебного предмета Начальное технологическое образование должно обеспечить человеку возможность более гармонично развиваться и жить в современном технологическом ...
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру УМК "Школа России" 4 класс.
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру УМК "Школа России" 4 класс....