Проектная деятельность младших школьников
методическая разработка (окружающий мир) по теме
Проектная и исследовательская деятельность на уроках окружающего мира. Межпредметный проект.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost_mladshikh_shkolnikov.docx | 21.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность младших школьников.
В программе «Школа 2100» работа над проектами включена в содержание различных учебных дисциплин.
В течение учебного года было проведено несколько предметных (по окружающему миру и математике), один межпредметный («Древнерусский город») и один социальный проект («Школа нашей мечты»). Я хочу рассказать о том, как проходила работа над проектом «Древнерусский город».
Что же послужило толчком к созданию макета? Во втором полугодии по окружающему миру было начато изучение темы Древней Руси. Тема интересная, но всё время не хватало наглядности. И в это же время на одном из уроков технологии перед группами стояла задача спроектировать и создать чертёж, а затем и макет части замка. Ребята взвыли: очень сложное задание! Но выполнять - то надо. Стали внимательно разбирать задание и после весьма шумного обсуждения, когда уже все представители от групп выступили и эскизы красовались на доске, раздался голос Серёжи: «Но ведь это древний город!» и тут же последовало предложение Ксении: «А давайте лучше его сделаем! Это интереснее!» совместными усилиями выработали план действий: используя материал учебника, помощь родителей, дополнительные источники информации, найти, чем же древнерусский город отличался от замка.
Участникам групп пришлось договариваться о размерах, материале, форме выполнения проекта. На этом этапе большую помощь оказали родители.
При выполнении этого проекта были и индивидуальные задания: Роман и Андрей узнали о том, где строили древние города и почему, о людях, которые населяли их. На переменах под руководством Альбины вырезали и раскрашивали «лес». Артём изготовил образцы фигурок жителей и воинов из пластилина, но пока они ждали своего часа на подоконнике, они растаяли на солнце. Пришлось снова ломать голову, какой материал использовать, пока Соня не принесла фигурки из настольной игры.
Прошло три недели. Все детали готовы, пора собирать макет. Все желающие поучаствовать в этом, остались после уроков. И вот он долгожданный момент – на белом листе ватмана стоит белоснежный город с башнями и воротами. Остаётся расставить жителей, «посадить» лес… Это остаются делать Артём, Катя и Ксения.
И вот законченный макет. По дороге к городу мимо поля, мельницы и кузнецы ехали и шли люди. На крепостных стенах и у ворот стояли стражники, на площади города - торговали купцы. Всё это рассматривалось и обсуждалось несколько дней. Бурю восторгов вызвал «разбойник», поджидавший неосторожного путника в «зарослях» недалеко от городских ворот.
Заключительным этапом работы стало составление текста выступления защиты проекта на Общешкольной конференции. Это взяли на себя Сергей и Ксения. Перед защитой проекта ребята так переволновались, что им пришлось читать своё выступление.
На предварительном просмотре проектов ребят переполняла гордость за свой проект. И заслуженно. Их работа получила приз зрительских симпатий, хотя они очень хотели заработать кубок победителя.
В 4 классе при изучении темы «Как работает организм человека» ребята проводили ряд исследований. Разумеется, что это была работа дружной команды: учеников, родителей и руководителя проекта.
Вредные привычки и наш организм (О вреде курения)
Кем ты можешь быть в проекте:
Информатор — сбор научной информации из различных источников
Художник — оформление результатов
Социолог— проводить опросы, анкетирование
Журналист — вести записи по ходу проекта
Вопросы для исследования:
- Узнай, что такое табак
Где в древности возник обычай курения табака
Как табак попал в Европу и Россию
- Как курение влияет на здоровье взрослых и детей
- Сделай выводы
- Узнай, как в разных странах относятся к курению. Существуют ли запреты на курение в общественных местах.
- Проведите опрос:
Курят ли в семьях твоих одноклассников
- Рекомендации вашим одноклассникам
Сколько весит школьный рюкзак?
Кем ты можешь быть в проекте:
Исследователь— проведение опытов, экспериментов
Информатор — сбор научной информации из различных источников
Художник — оформление результатов
Социолог— проводить опросы, анкетирование
Журналист — вести записи по ходу проекта
Вопросы для исследования:
- Узнай из разных источников
Почему очень важно иметь здоровый позвоночник и хорошую осанку.
К чему может привести ношение слишком больших тяжестей
Какой вес должен быть у портфеля(по отношению к весу человека)
- Почему портфели такие тяжёлые (измерить вес)
- Узнай, какая конструкция должна быть у школьного портфеля
- Сделай выводы
- Рекомендации ученикам
Свежий воздух
Кем ты можешь быть в проекте:
Исследователь— проведение опытов, экспериментов
Информатор — сбор научной информации из различных источников
Художник — оформление результатов
Социолог— проводить опросы, анкетирование
Журналист — вести записи по ходу проекта
Вопросы для исследования:
- Узнай из разных источников
Для чего людям нужен воздух
Сколько времени человек может обходиться без воздуха
Сколько нужно воздуха человеку для дыхания (в 1мин., 1 час)
- Проведи измерения и вычисли объём класса.(какой инструмент понадобиться?)
- Рассчитайте (сами или с помощью взрослых), на какое время хватит кислорода всем ученикам твоего класса (26 чел.) и учителю при условии, если дверь и окна будут плотно закрыты.
- Узнай, что влияет на загрязнение воздуха в помещении.
- Сделай выводы.
Вредные звуки
Кем ты можешь быть в проекте:
Исследователь— проведение опытов, экспериментов
Информатор — сбор научной информации из различных источников
Художник — оформление результатов
Социолог— проводить опросы, анкетирование
Журналист — вести записи по ходу проекта
Вопросы для исследования:
- Узнай из разных источников, как звуки разной громкости влияют на здоровье живых существ, в том числе и человека
- Узнай из разных источников, почему громкие звуки так негативно влияют на здоровье живых существ, в том числе и человека
- Составь список звуков, которые окружают тебя дома, в школе, на улице.
Какие звуки тебе доставляют удовольствие?
Какие вызывают неприятные ощущения?
- Проанализируй, в какой обстановке ты делаешь домашние уроки.
Играет ли музыка, включён ли телевизор или другие источники звука?
- Узнай у своих одноклассников, в каких «звуковых» условиях они готовят домашнее задание.
- Сформулируй выводы.
- Постарайся привести исторические примеры борьбы с шумом.
- Предложи свои меры по защите от громких звуков
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность младших школьников
Проектная деятельность младших школьников...
«Исследовательская и проектная деятельность младших школьников как путь развития самостоятельности в овладении знаниями и поддержки индивидуальности ребёнка»
Сущность, новизну и практическую значимость ИПО я вижу в том, что на уроке проектно- исследовательская деятельность создает стихии заинтересованности, поиска, творчества, а также стихию доброжелательн...
Доклад "Проектная деятельность младших школьников в реализации программы «Духовно – нравственное воспитание и развитие школьников»
Вопрос духовно-нравственного воспитания и развития детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.В связи с введением ФГОС одним из ра...
Формирование навыков проектной деятельности младших школьников во внеурочной деятельности.
Формирование навыков проектной деятельности младших школьников во внеурочной деятельности....
Проектная деятельность младших школьников в реализации программы «Духовно – нравственное воспитание и развитие школьников»
laquo;Мы будем вечно прославлять ту женщину, чьё имя – мать!"...
Мастер-класс по повышению качества образования во внеурочной деятельности по направлению народное декоративное искусство в проектной деятельности младших школьников.
Народное декоративное искусство - одно из важнейших средств художественного воспитания детей, оно обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях не стандартность мышления...
Формирование навыков проектной деятельности младших школьников во внеурочной деятельности.
Формирование проектных навыков во внеурочной деятельности младших школьников...