Урок по гражданскому образованию "Наше государство - Российская Федерация"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Мероприятие направлено на формирование чувств патриотизма младших школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_go.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Нижегородская область

Шатковский район

МОУ Красноборская средняя общеобразовательная школа

Урок по гражданскому

образованию

Наше государство – Российская Федерация

                               

                                 Разработала: учитель начальных      

                                                          классов Махонина М.А.  

                                                           2011 г.

2

                                          Цель: 

                  формирование чувства патриотизма.

                                       Задачи:

 - знакомство учащихся со структурой государства, ее символикой и основным законом – конституцией;

 - развивать интерес к истории России;

 - воспитывать чувство гордости за свою страну, справедливости и равенства между людьми; воспитание любви к малой родине.

                             Оборудование:

С.К. Тивикова «Жар-птица» - учебник по ГО для 3 класса (Ч. 1); ноутбук; проектор; экран, презентация по теме урока, аудизапись гимна РФ,

                    Раздаточный материал:

 текст гимна России с недописанными словами.

3

Ход урока.

1.Оргмомент.

- Сели удобно, начинаем работать.

2.Проверка домашнего задания.

-Что готовили дома?

- Проверяя домашнее задание, мы одновременно разгадаем кроссворд.

а

г

а

р

и

н

                              2.

о

д

и

н

а

О

т

е

ч

е

с

т

в

о

                                4.

С

у

в

о

р

о

в

                       5.

Ф

ё

д

о

р

о

в

                               6.

П

а

в

л

о

в

а

7.

8.

9.

П

о

ж

а

р

с

к

и

й

У

ш

и

н

с

к

и

й

Т

о

л

с

т

о

й

Ч

а

й

к

о

в

с

к

и

й

Ц

и

о

л

к

о

в

с

к

и

й

1. Человек, совершивший первый в мире полет в космос. (А.Ю.Гагарин)

2. Место, где человек родился, вырос, где живут его родные и близкие люди. (Родина)

3. Место, где жили отцы и деды наши, где живем мы, где будут жить наши дети и внуки. (Отечество)

4. Великий русский полководец, генералиссимус. (А.В.Суворов)

5. Основатель книгопечатания в России. (И.Федоров)

6. Выдающаяся балерина. (А.А.Павлова).

7. Руководитель народного ополчения 1612 года, которое спасло Россию от чужеземных захватчиков. (Д.Пожарский)

8. Основатель отечественной педагогической науки и народной школы в России. (К.Д.Ушинский)

9. Всемирно известный русский писатель и педагог. (Л.Н.Толстой)

10. Великий русский композитор. (П.И.Чайковский).

4

11. Ученый, изобретатель, основоположник современной космонавтики. (К.Э.Циолковский)

- Как можно назвать всех этих людей?

-Все эти люди прославили нашу страну в прошлом. И сейчас мы с вами не только возвращаемся в прошлое, но и обращаем наши взгляды в будущее Отечества. Сегодня России нужны мудрые, целеустремленные люди, любящие свою страну, способные ее прославить. И таких людей немало, даже среди наших земляков. (Дети называют известных людей своего района, села).

-А теперь вернемся к нашему кроссворду и прочитаем слово, которое получилось в выделенном столбике кроссворда. (Государство)

-Сформируйте тему урока.

3. Новый материал. 

-Итак, тема урока «Наше государство – Российская Федерация»

(Слайд №1.)

-Сегодня на уроке мы узнаем, что такое «государство», как оно организовано (устроено), кто им управляет, кто его возглавляет. И чтобы разобраться в этом, я предлагаю вам совершить путешествие по государству. Мы побываем на станциях, где узнаем много нового о государстве.

1 станция. «Особенности государства Российская Федерация» 

(Слайд № 2)

-Как называется наше государство? (Российская Федерация, Россия)

(Слайд №3)

-У любого государства есть своя территория и границы. Рассмотрим карту нашего государства. (Слайд №4.) Россия – самое большое по территории государство. Ее площадь составляет 17 млн. кв. км. Представьте себе, что мы совершаем путешествие с севера на юг. Нам предстоит преодолеть расстояние около 4 тыс.  км. А если мы полетим на самолете с запада на восток, то в пути будем около 12 часов, пролетев над просторами России 10 тыс. км.

-У каждого государства есть главный город, столица.

-Назовите столицу нашего государства. (Москва).

-А кто населяет наше государство?

Россия – многонациональная страна. Здесь живут люди более 100 национальностей: (Слайд № 5) русские, татары, украинцы, чуваши, хакасы и др. народы, которые говорят на разных языках. Но государственным языком является русский. (Слайд №6).

2 станция. «Основной закон страны – Конституция Российской Федерации». (Слайд №7)

-Что такое закон? (Правила).

5

-В школе мы постоянно с вами говорим о ПДД, о правилах поведения в семье, школе, театре, на улице, о правилах отношения к другим людям, к себе, о правилах дружбы.

 В каждой стране существуют главные правила – законы. Основной закон, определяющий жизнь государства, права и обязанности его граждан – это Конституция Российской Федерации.  (Слайд № 8). Последняя  была принята 12 декабря 1993 года всенародным голосованием. С 1994 года этот день отмечается, как День Конституции. Поэтому день принятия Конституции – 12 декабря – является государственным праздником. В Конституции записаны права и обязанности каждого жителя нашей страны.

-В каком документе записаны права и обязанности детей? (Конвенция о правах ребенка) (Слайд №9)

 -Вспомните, какие права вы имеете? (Ответы)

-Право человека предоставляет возможность свободно жить, трудиться, иметь жилье, имущество, распоряжаться свободным временем, учиться, отдыхать и многое другое. Государство обязано создать условия, чтобы каждый гражданин мог пользоваться своими правами. Государство предоставляет нам права, но гражданин имеет обязанности, которые он должен выполнять. Вот некоторые из них:

 - каждый гражданин должен уважать законы государства и соблюдать установленные в обществе правила поведения;

 - каждый гражданин должен защищать свою Родину.

Так давайте же будем не только пользоваться правами, но и выполнять обязанности.

3 станция. «Органы управления государства.» (Слайд №10)

-У каждой страны есть человек, который ей управляет.

 - Как называется должность такого человека? (Президент).

 - А как зовут нашего президента? (Слайд №11).

-Во главе государства стоит президент. Он выбирается всем народом на 4 года.

-Сейчас главой государства является Д.А. Медведев.

-Законы в России принимает Государственная Дума. (Слайд № 12)

-Управляет страной правительство. Председателем правительства является Путин В.В. (Слайд №13)

- Об этом вы подробно будете изучать в старших классах.

-Представьте себе, что у вас есть возможность встретиться с президентом. О чем бы ты хотел спросить президента РФ?

4 станция. «Символы государства.» (Слайд № 14)

-Как и все государства в мире, Россия имеет свои государственные символы. Какие?

6

-Да, это флаг, герб и гимн. Давайте посмотрим на российский флаг. (Слайд №15).

 - Какого цвета наш флаг?

 - Что означают цвета на нашем флаге? (Белый цвет – символ чистоты; синий цвет – символ благородства; красный цвет – символ мужества и храбрости).

                           Ученик читает стихотворение о российском флаге

Трех цветов Российский флаг.

Каждый цвет – для всех нас знак.

Есть на флаге красный цвет,

Героизмом он согрет.

Стойкость, жертвенность, отвага –

Смысл такого цвета флага.

Синий цвет на флаге – верность,

Твердость духа, неизменность,

Доброта, простосердечье,

Что людьми ценилось вечно.

Белый – это чистота,

Благородство, высота.

Светлых ангелов привет

Означает белый цвет.

Трех цветов Российский флаг.

Многоцветен этот стяг!

Он – в столице над Кремлем,

Греет всех своим теплом.

Это – флаг любви, победы.

Не страшны с ним бури, беды.

Русь под знаменем стоит

В испытаньях, как гранит.

-Символом России также является гимн. (Слайд № 16)

 - Что такое гимн? (Это торжественная песня, которую слушают и исполняют стоя. Когда исполняют гимн, мужчины снимают головные уборы.)

- Кто является авторами гимна? (Слайд № 17)

 - Знаете ли вы слова гимна?

 -Сейчас мы это проверим.  (Дети получают заготовки со словами гимна, но в некоторых местах его слова не дописаны. Задача учеников – вставить пропущенные слова в гимн. Затем все вместе исполняют гимн стоя.) (Слайд № 18)

-О каком символе мы еще не сказали? (О гербе).

7

Давайте попробуем выбрать из изображений гербов российский герб. (Слайды № 19, 20).

 - Опишите его. (Слайд № 21)

 - Герб представляет собой изображение золотого двухглавого орла на красном поле. Двухглавый орел – символ вечности России, символ сохранения в русском народе православной веры. Две головы орла напоминают об исторической необходимости для России обороны с запада и востока. Три короны над ним – символ кровного братства и единой истории трех восточно-славянских народов – русских, украинцев белорусов. Скипетр и держава – символы государственной власти.

-Гербы бывают не только у государств, но и у областей, районов, городов.

 - В какой области мы с вами живем?

- Давайте рассмотрим герб и флаг Нижегородской области.(Слайд №22, объяснить его символы).

-У нашего района тоже есть герб. (Слайд №23. )

Герб Шатковского района имеет свою символику.

Колос – сельское хозяйство, шестерня – промышленность.

Олень – Нижегородская область.

Целебные источники и грязевые залежи -  недра района.

Красно-сине- белая полоса – Российская Федерация.

4. Рефлексия.

-Наше путешествие подошло к концу. Какие ваши качества, умения помогли совершить путешествие, добиться поставленной цели?

5. Обобщение.

- Что же нового вы узнали?

(Название государства, признаки государства, основной закон страны, дата принятия последней Конституции, органы управления, символы государства)

-Российская Федерация, Россия – это наша Родина. Мне бы хотелось, чтобы вы всегда помнили, что вы граждане великой страны, имеющей богатую и славную историю, чтили ее символы, гордились своей страной. Вы -  дети России, вы – надежда и будущее нашей страны.  (В заключение ученик читает стихотворение С. Синицина)

Берегите Россию – нет России другой.

Берегите ее тишину и покой,

Это небо и солнце,

Это хлеб на столе

И родное оконце

В позабытом селе…

8

Берегите Россию –

Без нее нам не жить.

Берегите ее,

Чтобы вечно ей быть!

6. Итог урока.

7. Домашнее задание. с .53 – 55. Придумать и нарисовать герб своего села.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока, посвящённого 20-летию Конституции Российской Федерации (День Знаний)

Данный конспект урока предназначен для проведения Урока знаний, классного часа,посвящённого 20-летию Конституции Российской Федерации. Аудитория - 2 класс....

Всероссийский открытый урок, посвящённый 20-летию Конституции Российской Федерации.

Главная цель Всероссийского урока - формирование у школьников российской гражданской идентичности посредством изучения основного Закона России. Задачи Всероссийского урока:- формировать пра...

Всероссйский урок, посвященный 20 летию Конституции Российской Федерации. 1 класс

На уроке дети знакомятся с символикой нашего государства....

Всероссийский урок "20 лет принятия Конституции Российской Федерации.Государственные символы России".

Работа составлена в ПО EasiTeach Next Generation, содержит разработку Всероссийского урока "20 лет принятия Конституции Российской Федерации.Государственные символы России. "Первый урок в 4 классе.htt...

конспект урока по окружающему миру "Конституция Российской Федерации" 3 класс

конспект урока по окружающему миру "Конституция Российской Федерации" 3 класс .Н.Ф.Виноградова. "Начальная школа XXIв"...

Урок по гражданскому образованию"Наше государство- Российская Федерация"

Урок разработан для учащихся 3 класса , где в доступной форме объясняется, что такое выборы, говорится о государственных символах....