Рабочая программа по окружающему миру 3 класс ФГОС
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему

Черненькая Оксана Петровна

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

     Данная рабочая программа составлена на основе  Примерной программы  по окружающему миру. Начальная школа.  М  Просвещение 2011; авторской Программы по окружающему миру для 1-4 классов начальной школы   Н.Ф. Виноградова  Окружающий мир  Вентана-Граф, 2012. (Начальная школа XXI  века) в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в рамках проекта «Начальная школа XXI века», и ориентирована на использование учебника Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир». Учебник для 2 класса в 2-х частях». – М., «Вентана-Граф», 2013, рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации.

      Концепция программы позволяет реализовать направления в работе по окружающему миру в соответствии с образовательной программой общеобразовательного учреждения

Общая характеристика учебного предмета

Специфика предмета « Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, общественные, исторические знания и дает обучающемуся материал для целостного и системного видения мира  в его важнейших взаимосвязях.

      Цель изучения  курса « Окружающий мир»  в начальной школе –

формирование целостной картины мира  и осознание места в нем человека на основе единства рационально – научного познания и эмоционально - ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой, духовно- нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.   Значение курса « Окружающий мир» состоит в том, что в ходе его изучения  школьники овладевают основами практико - ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно- следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни.  Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо– и культуросообразного  поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно – нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно – ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

         Существенная особенность курса состоит в том, что в нем

заложена содержательная основа  для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и  изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально - научному и эмоционально- ценностному постижению окружающего мира.

       Знакомство с началами естественных и социально – гуманитарных

наук в их единстве и взаимосвязях дает ученику ключ (метод)  к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти свое место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как свое личное, так и социальное благополучие. Курс « Окружающий мир» представляет детям широкую  панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно  на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках  же данного  предмета благодаря интеграции естественно- научных и социально- гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания. Формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создает прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.

     Основные содержательные линии предмета « Окружающий мир» определены в соответствии с тематикой Фундаментального ядра содержания данной области в системе начального общего образования, а также с проблематикой, раскрытой в Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России, и представлены а примерной программе содержательными блоками : « Человек и природа», « Человек и общество», « Правила безопасной жизни».

Место учебного предмета, курса в учебном плане

       Данный курс входит в предметную область «Естествознание и обществознание».

    Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ на изучение предмета «Окружающий мир» в начальной школе выделяется 270 ч, из них в 1 классе 66 ч, (2 ч в неделю, 33 учебные недели), во 2,3, и 4 классах по 68 ч (2 ч в неделю, 34 учебные недели). По  программе 68ч,  по календарно - тематическому планированию 67ч.

Практическая часть программы

Форма работы

Содержание

Экскурсии

 - в природные сообщества (с учетом местных условий);

- на водный объект с целью изучения использования воды человеком, ее охраны от загрязнения;

- в краеведческий (исторический), художественный музеи;

- на предприятие (сельскохозяйственное производство);

- в учреждение быта и культуры.

Практические работы

Работа с картой (в соответствии с заданиями в рабочей тетради).

Работа с живыми растениями и гербарными экземплярами.

Составление режима дня для будней и выходных.

Первая помощь при ожогах, порезах, ударах.

Составление семейного «древа».

Работа с натуральными объектами, гербариями, муляжами (съедобные и ядовитые грибы; редкие растения своей местности; растения разных сообществ).

Опыты

Распространение тепла от его источника.

Смена сезонов, дня и ночи.

Роль света и воды в жизни растений.

экскурсий 5 ч.

практических работ - 5 ч.

Опытов - 3

Ценностные ориентиры содержания учебного процесса

  • Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
  • Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм.
  • Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
  • Искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и др.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества.
  • Человечество как многообразие народов, культур, религий.
  • Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
  • Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в основном желании служить Отечеству.
  •  Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
  • Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально- культурного многообразия России и мира.
  • Семья как основа духовно- нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности и культурно- ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
  • Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
  • Традиционно российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовно – нравственной консолидации российского общества.
  • Здоровый         образ жизни  в единстве составляющих здоровье физическое, психическое, духовно- и социально- нравственное.
  • Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко - культурному наследию к самому себе и окружающим людям.

Результаты  изучения  учебного предмета

Личностные результаты представлены двумя группами целей.

Первая группа целей: освоение ребёнком нового статуса как ученика и школьника.

  • готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
  •  высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
  • личностные качества, позволяющие успешно осуществлять взаимодействие участниками учебной деятельности.

Вторая группа личностных результатов передает  социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир.

  • формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры, понимание особой роли России в мировой истории,  воспитание чувства гордости за национальные достижения;
  • воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
  • понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, в обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
  • формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.

Предметные результаты обучения нацелены на решение образовательных задач:

  • осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных сторонах и объектах окружающего мира;
  • обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и в обществе;
  • овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдение, опыт, эксперимент, измерение);
  • использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
  • расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только  рационально, но и образно.

Среди метапредметных результатов особое место занимают интеллектуальные, регулятивные и коммуникативные действия:

  • под интеллектуальными действиями понимается способность применять для решения учебных  и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
  •  под регулятивными действиями понимается владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
  • под коммуникативными действиями  понимается  способность в связной, логически целесообразной форме речи передать результаты изучения окружающего мира; владение рассуждением, описанием, повествованием.

Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки  информации (обобщение, классификация, сериация, чтение), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

  К концу обучения в третьем классе  обучающиеся научатся:

- характеризовать условия жизни на Земле;

- устанавливать зависимости между состоянием воды и температурой воздуха;

- описывать свойства воды (воздуха);

- различать растения разных видов, описывать их;

- объяснять последовательность развития жизни растения, характеризовать значение органов растения;

- объяснять отличия грибов от растений;

- характеризовать животное как организм;

- устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного; составлять описательный рассказ о животном;

- приводить примеры (конструировать) цепи питания;

- характеризовать некоторые важнейшие события в истории российского государства (в пределах изученного);

- сравнивать картины природы, портреты людей, одежду, вещи разных эпох;

-  называть даты образования Древней Руси, венчания на царство первого русского царя; отмены крепостного права; свержения последнего русского царя;

- работать с географической и исторической картой, контурной картой.

К концу обучения в третьем классе обучающиеся могут научиться:

- ориентироваться в понятии «историческое время»; различать понятия «век», «столетие», «эпоха»;

- анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту);

- различать географическую и историческую карты;

- анализировать масштаб, условные обозначения на карте;

- приводить примеры опытов, подтверждающих различные свойства;

- проводить несложные опыты по размножению растений;

- проводить классификацию животных по классам; выделять признак классификации;

- рассказывать об особенностях быта людей в разные исторические времена;

-  ориентироваться в сущности и причинах отдельных событий в истории родной страны (крепостное право и его отмена; возникновение ремесел: научные открытия и др.);

-  высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника.

Содержание курса

(68 часов)

Земля - наш общий дом (7 ч)

Где ты живешь. Когда ты живешь

Историческое время. Счет лет в истории.

Солнечная система

Солнце - звезда. Земля - планета Солнечной системы. «Соседи» Земли по Солнечной системе.

Условия жизни на Земле

Солнце - источник тепла и света.

Вода. Значение воды для жизни на Земле. Источники воды на Земле. Водоемы, их разнообразие. Растения и животные разных водоемов. Охрана воды от загрязнения.

Воздух. Значение воздуха для жизни на Земле.

Воздух - смесь газов.

Охрана воздуха.

Представления людей древних цивилизаций о происхождении Земли. История возникновения жизни на Земле.

Универсальные учебные действия:

-ориентироваться в понятии «историческое время»;

-различать понятия «век», «столетие», «эпоха»;

-характеризовать Солнечную систему: называть, кратко описывать планеты, входящие в нее;

- характеризовать условия жизни на Земле: вода, воздух, тепло, свет;

-устанавливать зависимости между состоянием воды и температурой воздуха;

-описывать свойства воды (воздуха), приводить примеры опытов, подтверждающих различные их свойства;

- называть источники воды, характеризовать различные водоемы;

- моделировать несложные ситуации (опыты, эксперименты) в соответствии с поставленной учебной задачей.

 Человек изучает Землю (4 ч)

Наблюдения, опыты, эксперименты –  методы познания человеком окружающего мира. Изображение Земли. Глобус –  модель Земли. План. Карта (географическая и историческая). Масштаб, условные обозначения карты.

Карта России.

Как человек исследовал Землю. История возникновения карты.

Универсальные учебные действия:

- анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту);

- различать географическую и историческую карты;

- анализировать масштаб, условные обозначения на карте;

-ориентироваться на плане, карте: находить объекты в соответствии с учебной задачей;

- объяснять назначение масштаба и условных обозначений.

Царства природы (26 ч)

Бактерии

Какие бывают бактерии. Где обитают бактерии

Грибы.

Отличие грибов от растений. Разнообразие грибов. Съедобные и несъедобные грибы. Правила сбора грибов. Предупреждение отравлений грибами.

Универсальные учебные действия:

- объяснять особенности бактерий;

- объяснять отличия грибов от растений;

- различать грибы съедобные от ядовитых.

Растения

Распространение растений на Земле, значение растений для жизни.

Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные (голосеменные), цветковые. Их общая характеристика.

Растения – живые тела (организмы). Жизнь растений. Продолжительность жизни: однолетние, двулетние, многолетние.

Питание растений. Роль корня и побега в питании.

Размножение растений. Распространение плодов и семян.

Человек и растения. Растения дикорастущие и культурные. Что такое земледелие. Хлеб – главное богатство России.

Красная книга России. Охрана растений. Какие страницы есть в Красной книге.

Разнообразие растений родного края. Ядовитые растения. Предупреждение отравлений ими.

Универсальные учебные действия:

- характеризовать значение растений для жизни;

- различать (классифицировать) растения разных видов, описывать их;

- объяснять последовательность развития жизни растения, характеризовать значение органов растения;

- проводить несложные опыты по размножению растений;

- приводить примеры причин исчезновения растений (на краеведческом материале).

Животные

Животные – часть природы. Роль животных в природе. Животные и человек.

Животные – живые тела (организмы).

Разнообразие животных: одноклеточные, многоклеточные, беспозвоночные.

Позвоночные (на примере отдельных групп и представителей).

Поведение животных. Приспособление к среде обитания. Как животные воспитывают своих детенышей.

Природные сообщества. Цепи питания.

Домашние и дикие животные. Как человек одомашнил животных. Животные родного края.

Охрана животных. Заповедники.

Универсальные учебные действия:

- характеризовать животное как организм;

-устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного;

- приводить примеры (конструировать) цепи питания;

- составлять описательный рассказ о животных разных классов;

-составлять рассказ-рассуждение на тему «Охрана животных в России»; перечислять причины исчезновения животных;

-ориентироваться в понятии «одомашнивание» животных: перечислять признаки, приводить примеры домашних животных.

Наша Родина; от Руси до России (11 ч)

Древняя Русь

Названия русского государства в разные исторические времена (эпохи). Восточнославянские племена. Первые славянские поселения, древние города (Великий Новгород, Москва, Владимир). Первые русские князья.

Московская Русь

Основные исторические события, произошедшие до провозглашения первого русского царя. Москва - столица России. Иван IV- первый русский царь.

Российская империя

Основные исторические события, произошедшие до 1917 года.

Петр I Великий.

Екатерина II Великая.

Последний российский император Николай II.

Советская Россия. СССР. Российская Федерация

Основные исторические события, произошедшие с 1917 года до наших дней.

Универсальные учебные действия;

- воспроизводить названия русского государства в разные исторические эпохи;

- объединять (обобщать) события, относящиеся к одной исторической эпохе (например, «Древняя Русь», «Московская Русь», «Российская империя», «Советская Россия. СССР», «Российская Федерация»); рассказывать об основных исторических событиях, происходивших в это время;

- называть даты образования Древней Руси, венчания на царство первого русского царя; отмены крепостного права; свержения последнего русского царя;

-называть имена отдельных руководителей государств, деятелей, просветителей Руси и России.

Как люди жили в старину (12 ч)

Из истории имен

Как рождалось имя. Имя, отчество, фамилия. Происхождение имен и фамилий. Имена в далекой древности.

Какими людьми были славяне

Портрет славянина. Патриотизм, смелость, трудолюбие, добросердечность, гостеприимство –  основные качества славянина. Славянин – работник. Славянин – защитник. Славянин – помощник. Как славяне принимали гостей. Как отдыхали славяне.

Какие предметы окружали людей в старину

Крестьянское жилище. Как дом «вышел» из-под земли.

Городской дом. Культура быта: интерьер дома, посуда, утварь в разные исторические времена.

Одежда. Костюм богатых и бедных, горожан и крестьян, представителей разных сословий (князя, боярина, дворянина). Обувь. Украшения.

Русская трапеза

Хлеб да вода – крестьянская еда. Богатый дом – обильная еда.

Верования языческой Руси

Во что верили славяне. Боги древних славян. Масленица – народный праздник. Праздник Ивана Купалы.

Принятие христианства на Руси

Крещение Руси. Христианские праздники. Пасха – Светлое Христово Воскресение.

Универсальные учебные действия:

-  составлять словесный портрет славянина: отвечать на вопрос: «Какими были наши предки?»;

- описывать особенности труда, быта, одежды, трапезы славян;

-воспроизводить дату Крещения Руси, кратко рассказывать о значении этого события.

Как трудились в старину (7 ч)

Что создавалось трудом крестьянина

Орудия труда в разные исторические эпохи. «Женский» и «мужской» труд. Особенности труда людей родного края. Труд в крестьянском хозяйстве. Как трудились крестьянские дети. Тяжёлый труд крепостных. Крепостные крестьяне и их помещики. Отмена крепостного права.

Что создавалось трудом ремесленника

Ремесла. Возникновение и развитие ремесел на Руси, в России (кузнечное, ювелирное, гончарное, оружейное и другие ремесла). Игрушечных дел мастера. Ремесло гончара. Ткацкое ремесло. Русские оружейники.

Что создавалось трудом рабочего

Мануфактуры, заводы и фабрики. Первые железные дороги.

Изобретения, которые появились в XIX-XX веках

Развитие техники в России. Пароходы. Автомобили. Самолеты и аэростаты. Освоение космоса.

Универсальные учебные действия:

- ориентироваться в понятиях «крестьяне», «помещики», «крепостное право», кратко характеризовать их;

- рассказывать о возникновении ремесел на Руси, различать характер ремесла по результату труда ремесленника;

- приводить примеры изобретений из прошлого и настоящего России.

Проверочные уроки «Проверь себя» (4 часа)

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;

Земля — наш общий дом

Где и когда ты живёшь.

Историческое время.

Солнечная система. Условия жизни на Земле

Определение исторического времени, сравнение: год, век, столетие. Соотнесение события со временем (в прошлом, в настоящем, в будущем).

Характеристика планет Солнечной системы. Систематизация учебного материала: условия жизни на Земле. Характеристика свойств воды, воздуха. Опыты: свойства и состояния воды, свойства воздуха

Человек изучает Землю

Изображение Земли на моделях. Географическая карта, план, глобус. Компас. Ориентирование

Работа с моделями: глобус, карта, план (в соответствии с учебной задачей). Конструирование объектов (план классной комнаты, школьный двор и др.). Знакомство с компасом

Царства природы. Бактерии.

Грибы.

Растения.

Животные

Бактерии. Виды бактерий и места их обитания. Грибы. Отличие грибов от растений. Съедобные и несъедобные грибы. Растения: распространение, разнообразие. Жизнь растений.

Растения и человек.

Животные как часть природы. Разнообразие и классы животных. Животное как живой организм. Человек и животные

Разнообразие бактерий. Образ жизни бактерий. Характеристика грибов как живых организмов. Классификация: съедобные — несъедобные грибы. Сравнение грибов по внешнему виду. Коммуникативная деятельность: описательный рассказ на тему «Грибы».

Классификация: виды растений (хвойные, цветковые, мхи и др.); однолетние, двулетние, многолетние растения. Характеристика представителей разных видов: название, особенности внешнего вида, условия жизни. Характеристика значения (функций) разных органов растения. Трудовая деятельность: выращивание растений; уход за растениями в уголке природе. Коммуникативная деятельность: описание представителей растительного мира родного края. Классификация: растения культурные, дикорастущие; полезные и ядовитые для человека.

Классификация: классы животных; животные одноклеточные и многоклеточные; беспозвоночные и позвоночные. Характеристика животных — представителей разных классов. Конструирование цепей питания. Коммуникативная деятельность: описательный рассказ на тему «Животное — живой организм». Характеристика значения (функций) разных органов животного. Поиск информации с использованием справочной литературы на тему «Человек и животные»

Наша Родина: от Руси до России

Древняя Русь. Древнерусское государство. Первые русские князья. Московская Русь. Российская империя. Советская Россия. СССР. Российская Федерация. Названия русского государства в разные исторические времена

Различение названий российского государства в разные исторические времена

Как люди жили в старину

Портрет славянина в разные исторические времена. Быт, труд, праздники славянина и россиянина. Предметы старины

Характеристика особенностей быта, труда россиянина в разные исторические эпохи. Коммуникативная деятельность: описательный рассказ на тему «Портрет славянина». Различение внешнего вида людей разных сословий (дворянин, крестьянин и др.)

Как трудились в старину

Человек и растения, земледелие. Крепостное право. Ремёсла в России. Появление фабрик и заводов. Торговля. Техника

Обобщение учебного материала: возникновение земледелия. Классификация: труд крестьянина, ремесленника, рабочего. Характеристика крепостного права: особенности, причины отмены. Различение: ремёсла и их результаты — продукты. Коммуникативная деятельность: описательный рассказ на темы «Как трудятся люди родного края», «Первые космонавты», «Как создали первый автомобиль»

Материально-технического обеспечения образовательного процесса

Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на класс);

К – полный комплект (на каждого ученика класса);

Ф – комплект для фронтальной работы (не менее одного экземпляра на двух учеников);

П – комплект, необходимый для работы в группах ( один экземпляр на 5-6 человек)

Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

Примечания

1.

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1.1

1.2

1.3

1.4

Виноградова Н. Ф. Окружающий мир: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1,2  / Н. Ф. Виноградова, Г. С. Калинова. – 3-е изд. дораб. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 160 с.: ил.

УМК Н.Ф.Виноградовой

Н. Виноградова Н. Ф. Окружающий мир:  3 класс: рабочая тетрадь №1, 2        для учащихся общеобразовательных учреждений  / Н. Ф. Виноградова, Г. С. Калинова. – 3-е изд. дораб. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 48 с.: ил.    УМК  Н.Ф.Виноградовой

Виноградова Н. Ф. Окружающий мир: программа: 1-4 классы /  Н. Ф. Виноградова.  –  М.: Вентана-Граф, 2012. – 192 с.

Виноградова Н. Ф. Окружающий мир: 3-4 классы: методическое пособие для учителя / Н. Ф. Виноградова. - М.: Вентана-Граф, 2012. – ( Начальная школа XXI века).

К

П

К

П

Библиотечный фонд сформирован на основе федерального перечня учебников, допущенных  Минобрнауки РФ.

ОСНАЩЕННОСТЬ  100%

2.

Печатные пособия

2.1

2.2

2.3

2.4

2.5

2.6

2.7

2.8

2.9

2.10

2.11

2.12

2.13

2.14

2.15

2.16

2.17

2.18

2.19

2.20

2.21

2.22

2.23

2.24

2.25

2.26

2.27

2.28

2.29

2.30

2.31

2.32

2.33

2.34

2.35

2.36

2.37

2.38

2.39

2.40

Таблицы природоведческого и обществоведческого содержания в соответствии с программой обучения

  • Карта Белгородской области
  • Карта: План местности и условные знаки
  • Плакат: сельский труд
  • Перелетные птицы
  • Работа воды
  • Тематические картины для изучения иностранных языков (Конституция СССР. Право на труд)
  • Таблица размножение растений (усами, черенками)
  • Картины по развитию речи
  • Таблица, конечности животных
  • Таблица, насекомые
  • Таблица, смешанный лес
  • Растения и животные нашей среды
  • Растения и животные суши (степь)

Папка:

  • Родина
  • Животные
  •  Пейзажи России
  • Комнатные цветы. Уход за комнатными цветами.
  • Садовые цветы
  • Части растений
  • Птицы. Части тела
  • Звери. Части тела
  • Земля. Луна
  • Зимующие птицы
  • Перелетные птицы
  • Дикие птицы
  • Домашние животные

Природные зоны Российской Федерации:

  • степь
  • пустыня
  • тайга
  • тундра
  • ледяная зона
  • Дикие животные
  • Домашние животные
  • Геометрические фигуры
  • Плакаты по основным темам естествознания
  • Портреты выдающихся деятелей России (политических, военачальников, писателей, поэтов, композиторов)
  • Географические и исторические настенные карты
  • Атлас географических и исторических карт.

Иллюстрированные материалы (альбомы, комплекты открыток)

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

 

Д

Д

Д

Д

 

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

2.41

2.42

Географические и исторические настенные карты.

Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток и др.)

   Д/Ф

  Д/П

ОСНАЩЕННОСТЬ  100%

3.

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

3.1

Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету.

Ф

П

ОСНАЩЕННОСТЬ  90%

4.

Технические средства обучения

4.1

4.2

4.3

4.4

4.5

Аудиторская доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц.

Экспозиционный экран. Магнитная доска.

 Мультимедийный компьютер.

 Мультимедиапроектор.

Принтер лазерный.

Д

Д

Д

Д

Д

ОСНАЩЕННОСТЬ 90%

5.

Экранно-звуковые пособия

5.1

5.2

Видеофильмы по предмету (в том числе в цифровой форме).

Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения (в том числе в цифровой форме)

Д

Д

ОСНАЩЕННОСТЬ  90%

6.

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

6.1

6.2

6.3

Термометры для измерения температуры воздуха.

Термометр медицинский.

Компас.

К

Д

К

К

ОСНАЩЕННОСТЬ  100%

7.

Игры и игрушки

7.1

Настольные   развивающие   игры   по   тематике предмета «Окружающий мир» (лото, игры-путешествия и пр.).

П

К

ОСНАЩЕННОСТЬ  100%

8.

Оборудование класса

8.1

8.2

8.3

8.4

8.5

8.6

8.7

Ученические столы   двухместные с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбой.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр.

Демонстрационная подставка (для образцов, изготавливаемых изделий).

Настенные доски (полки) для вывешивания иллюстративного материала

Ручка, цветные карандаши, ножницы школьные с округлёнными концами, линейка, циркуль, ластик, бумага (писчая, альбомная, цветная для аппликаций или оригами), картон (обычный, цветной), пластилин, фольга, калька.

Демонстрационные пособия на бумажном и электронном носителях – презентации

К

К

Д

Д

Д

К

К

К

К

К

К

Д

ОСНАЩЕННОСТЬ  100%

Итого

ОСНАЩЕННОСТЬ  100%



Предварительный просмотр:

Приложение №1

Учебно - тематическое планирование по   окружающему миру в 3 классе

Тема

урока

Тип

урока

Характеристика

деятельности

учащихся

Предметные

результаты

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные

Дата

План

Факт

I четверть – 16 часов

Земля – наш общий дом 7 ч

1.

Где и когда ты живёшь.

Урок изучения нового материала

Определение исторического времени, сравнение: год, век, столетие. Соотнесение события со временем (в прошлом, в настоящем, в будущем).

Формировать представление о пространстве и времени

Различать методы познания окружающего мира по его целям (наблюдение, опыт, эксперимент, моделирование, вычисление);

Удерживать цель деятельности до получения ее результата;

Воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи

Сотрудничает в совместном решении проблемы. Успешно осуществляет учебную деятельность. Целостно, гармонично воспринимает мир. Проявляет интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями.

3

2.

Солнечная система.

Урок изучения нового материала

Характеристика планет Солнечной системы.

Уточнить представление о самом большом теле неживой природы

Выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения);

Планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий

презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде.

Понимает личное затруднение и обращается за помощью к учителю. Успешно осуществляет взаимодействие с участниками УД. Предвидит результат своей деятельности.

5

3.

Солнечная система. Опыт.

Смена сезонов, дня и ночи

Комбинированный урок.

Характеристика планет Солнечной системы.

Уточнить представление о самом большом теле неживой природы

Выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения);

Планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий

презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде.

Понимает личное затруднение и обращается за помощью к учителю. Успешно осуществляет взаимодействие с участниками УД. Предвидит результат своей деятельности.

10

Условия жизни на Земле

4.

Солнце – источник тепла и света.

Опыт. Распространение тепла от его источника

Комбинированный урок.

Систематизация учебного материала: условия жизни на Земле.  Солнце – источник тепла и света.

Почему для жизни необходимо тепло

Выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения);

Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей);

презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде.

Взаимодействует с участниками диалога. Умеет находить нужную информацию. Умеет доводить работу до конца. Предвидит результат своей деятельности. Адекватно оценивает результаты своей деятельности.

12

5.

Вода. Значение воды для жизни на Земле. Разные состояния воды в зависимости от температуры воздуха. Свойства воды. Источники воды на Земле.

Опыт. Роль света и воды в жизни растений

Комбинированный урок.

Систематизация учебного материала: условия жизни на Земле. Характеристика свойств воды.

Опыт: свойства и состояния воды.

Рассказать о воде, как условии жизни на Земле. Знать о значении воды в жизни

Анализировать результаты опытов, элементарных исследований; фиксировать их результаты; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи

Анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции. Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений

Выделять общее и частное (существенное и несущественное). Воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи

Умеет находить информацию. Предвидит результат своей деятельности. Адекватно оценивает результаты своей деятельности. Успешно осуществляет взаимодействие с участниками УД.

17

6.

Воздух. Значение воздуха для жизни на Земле. Воздух – смесь газов. Охрана воздуха.

Опыт. Горение.

Комбинированный урок.

Систематизация учебного материала: условия жизни на Земле. Характеристика свойств воздуха. Опыт: свойства воздуха

Рассказать о значение воздуха

Выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения);

Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей

Выделять общее и частное (существенное и несущественное

Успешно осуществляет УД. Использует информацию для решения учебных и практических задач.

19

Человек изучает Землю 4 ч

7.

Изображение Земли.

Глобус – модель Земли

Урок изучения нового материала

Работа с моделью Земли –  глобусом.  

Познакомить с изображением Земли

Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей);

Умение соотносить информацию с имеющимися знаниями

Успешно осуществляет учебную деятельность.

Доводит работу до конца. Предвидит результат своей деятельности. Адекватно оценивает результат своей деятельности.

24

8.

Географическая карта, план, глобус. Компас. Ориентирование

Практическая работа

Работа с картой

Комбинированный урок.

Работа с моделями: карта, план (в соответствии с учебной задачей). Конструирование объектов (план классной комнаты, школьный двор и др.). Знакомство с компасом

Исследовать, для чего нужны глобус и карта

Анализировать результаты опытов, элементарных исследований; фиксировать их результаты;

Планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий

Выделять общее и частное (существенное и несущественное

Использует информацию для решения учебных и практических задач. Умеет работать в коллективе.

26

9.

Человек познаёт мир

Урок закрепления

Работа с моделью Земли –  глобусом.  

Познакомить с изображением Земли

Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей);

Успешно осуществляет учебную деятельность.

Доводит работу до конца. Предвидит результат своей деятельности. Адекватно оценивает результат своей деятельности.

Октябрь

1

10.

Обобщение по теме: «Человек познаёт мир»

Урок обобщения и систематизации знаний

Работа с моделями: карта, план (в соответствии с учебной задачей). Конструирование объектов (план классной комнаты, школьный двор и др.). Знакомство с компасом

Исследовать, для чего нужны глобус и карта

Анализировать результаты опытов, элементарных исследований; фиксировать их результаты;

Планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий

Выделять общее и частное (существенное и несущественное

Использует информацию для решения учебных и практических задач. Умеет работать в коллективе.

 3

Царства природы 26 ч

11.

Бактерии. Виды бактерий и места их обитания

Комбинированный урок.

Разнообразие бактерий. Образ жизни бактерий.

Выяснить уровень и характер представлений об этих живых существах

Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи

Анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции

Воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи

Умеет находить информацию. Предвидит результат своей деятельности.

8

12.

Грибы.  

Урок изучения нового материала

Характеристика грибов как живых организмов. Классификация: съедобные — несъедобные грибы.

Выяснить уровень и характер представлений об этих живых существах

Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.

Сравнение грибов по внешнему виду.

Анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции

Воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи.

Составлять описательный рассказ на тему «Грибы».

Понимает личное затруднение и обращается за помощью к учителю. Успешно осуществляет взаимодействие с участниками УД.

10

13.

Грибы. Отличие грибов от растений. Съедобные и несъедобные грибы.

Комбинированный урок.

Характеристика грибов как живых организмов. Классификация: съедобные — несъедобные грибы.

Выяснить уровень и характер представлений об этих живых существах

Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.

Сравнение грибов по внешнему виду.

Анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции

Воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи.

Составлять описательный рассказ на тему «Грибы».

Понимает личное затруднение и обращается за помощью к учителю. Успешно осуществляет взаимодействие с участниками УД.

15

14.

Контрольная работа за 1 четверть

Контрольный урок

Выполнять задания комплексной разноуровневой работы по изученным темам в первой четверти

Выявить путём наблюдения разнообразие ядовитых растений

Анализировать результаты опытов, элементарных исследований; фиксировать их результаты;

Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей

Моделировать различные отношения между объектами окружающего мира (строить модели

Предвидит результат своей деятельности. Адекватно оценивает результаты своей деятельности.

17

15.

 Растения культурные и дикорастущие. Экскурсия в природные сообщества.

Экскурсионный урок

Классификация: виды растений (хвойные, цветковые, мхи и др.);

Значение растительного мира

Применять таблицы, схемы, модели для получения информации;

Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений

Выделять общее и частное (существенное и несущественное

Взаимодействует с участниками диалога. Умеет находить нужную информацию.

22

16.

 Если бы на Земле не было растений.

Урок-проект

Классификация: виды растений (хвойные, цветковые, мхи и др.);

Расширение представлений о разнообразии флоры

Различать методы познания окружающего мира по его целям (наблюдение, опыт, эксперимент, моделирование, вычисление);

Удерживать цель деятельности до получения ее результата;

презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде.

Успешно осуществляет взаимодействие с участниками УД.

24

II четверть –  16 часов

17.

 Растения прекрасные, но опасные

 Урок-исследование

Характеристика представителей разных видов: название, особенности внешнего вида, условия жизни.

Закрепить полученные знания

Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи

Удерживать цель деятельности до получения ее результата;

Воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи

 Умеет находить нужную информацию. Умеет доводить работу до конца.

Ноябрь

5

18.

 Разнообразие растений на Земле

Комбинированный урок.

Классификация: виды растений (хвойные, цветковые, мхи и др.); однолетние, двулетние, многолетние растения.

Формировать умения классифицировать растения по существенным признакам, отличающим одну группу от другой

Выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения);

Планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий

Выделять общее и частное (существенное и несущественное

Понимает личное затруднение и обращается за помощью к учителю.  Стремится иметь достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки.

7

19.

 Разнообразие растений на Земле

Комбинированный урок.

Классификация: виды растений (хвойные, цветковые, мхи и др.); однолетние, двулетние, многолетние растения.

Формировать умения классифицировать растения по существенным признакам, отличающим одну группу от другой

Выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения);

Планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий

Выделять общее и частное (существенное и несущественное

Понимает личное затруднение и обращается за помощью к учителю.  Стремится иметь достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки.

12

20.

 Как живёт растение.

Урок изучения нового материала

Характеристика значения (функций) разных органов растения.

Введение нового понятия – «орган»

Анализировать результаты опытов, элементарных исследований; фиксировать их результаты;

Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений

Классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку);

Сотрудничает в совместном решении проблемы. Успешно осуществляет учебную деятельность.

 14

21.

 Как живёт растение.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Характеристика значения (функций) разных органов растения.

Введение нового понятия – «орган»

Анализировать результаты опытов, элементарных исследований; фиксировать их результаты;

Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений

Классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку);

Сотрудничает в совместном решении проблемы. Успешно осуществляет учебную деятельность.

19

22.

Размножение растений

 

Урок-исследование

Трудовая деятельность: выращивание растений; уход за растениями в уголке природе.

Знакомство с размножением растений с помощью листа

Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи

Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей

Воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи

Работает в коллективе, поддерживает диалог, аргументировано отстаивает собственное мнение.

 21

23.

Размножение растений

 

 Урок повторения

Трудовая деятельность: выращивание растений; уход за растениями в уголке природе.

Знакомство с размножением растений с помощью листа

Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи

Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей

Воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи

Работает в коллективе, поддерживает диалог, аргументировано отстаивает собственное мнение.

26

24.

Культурные растения в жизни человека.  

Урок изучения нового материала

Классификация: растения культурные, дикорастущие; полезные и ядовитые для человека.

Формировать исторические представления о том, когда и почему возникло земледелие

Проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу

Удерживать цель деятельности до получения ее результата;

презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде.

Понимает личное затруднение и обращается за помощью к учителю. Предвидит результат своей деятельности.

28

25.

Культурные растения в жизни человека.  

Комбинированный урок.

Классификация: растения культурные, дикорастущие; полезные и ядовитые для человека.

Формировать исторические представления о том, когда и почему возникло земледелие

Проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу

Удерживать цель деятельности до получения ее результата;

презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде.

Понимает личное затруднение и обращается за помощью к учителю. Предвидит результат своей деятельности.

Декабрь

3

26.

Красная книга России

Урок-исследование

Призывать детей к бережному отношению природы

Различать методы познания окружающего мира по его целям (наблюдение, опыт, эксперимент, моделирование, вычисление);

Планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий

Выделять общее и частное (существенное и несущественное

Целостно, гармонично воспринимает мир. Проявляет интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями.

5

27.

Красная книга России

Урок-путешествие.

 Наблюдение за представителями растительного мира родного края.

Научить вести себя на природе

Анализировать результаты опытов, элементарных исследований; фиксировать их результаты;

Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений

Моделировать различные отношения между объектами окружающего мира (строить модели)

Целостно, гармонично воспринимает мир. Проявляет интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями.

10

28.

 Разнообразие мира животных

Комбинированный урок.

Конструирование цепей питания.

Расширение представлений о мире фауны

Выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения);

Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей

презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде.

Умеет находить нужную информацию. Умеет доводить работу до конца.

12

29.

 Разнообразие мира животных

Комбинированный урок.

Классификация: классы животных; животные одноклеточные и многоклеточные; беспозвоночные и позвоночные.

Умение классифицировать объекты природы по разным признакам

Анализировать результаты опытов, элементарных исследований; фиксировать их результаты;

Планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий

Выделять общее и частное (существенное и несущественное

Предвидит результат своей деятельности. Адекватно оценивает результаты своей деятельности.

17

30

Контрольная работа за 1 полугодие

Контрольный урок

Выполнять задания комплексной разноуровневой работы по изученным темам в первой четверти

Расширить знания о взаимоотношениях животных

Выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения);

Анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции

презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде.

Предвидит результат своей деятельности. Адекватно оценивает результаты своей деятельности.

19

31.

Животные – живые существа (организмы)

 

Комбинированный урок.

Характеристика значения (функций) разных органов животного. Как животные дышат. Кровеносная система животных. Органы выделения. Размножение.

Познакомить с «органами» животных

Проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу

Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений

Воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи

Понимает личное затруднение и обращается за помощью к учителю. Успешно осуществляет взаимодействие с участниками УД.

24

32.

Животные – живые существа (организмы)

 

Комбинированный урок.

Характеристика животных — представителей разных классов. Как животные дышат. Кровеносная система животных. Органы выделения. Размножение.

Выяснить значение слова «поведение»

Различать методы познания окружающего мира по его целям (наблюдение, опыт, эксперимент, моделирование, вычисление);

Планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий

презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде.

Успешно осуществляет взаимодействие с участниками УД. Предвидит результат своей деятельности

 26

III четверть  – 20 часов

33.

Беспозвоночные животные

 

Урок изучения нового материала

Поиск информации с использованием справочной литературы на тему «Насекомые. Пауки»

Формирование представлений о данной группе животных

(Насекомые. Пауки)

Выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения);

Удерживать цель деятельности до получения ее результата;

Выделять общее и частное (существенное и несущественное

Выражает свои чувства, вызванные состоянием природы.

Январь

14

34.

Беспозвоночные животные

 

Урок закрепления знаний

Поиск информации с использованием справочной литературы на тему «Насекомые. Пауки»

Формирование представлений о данной группе животных

(Насекомые. Пауки)

Выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения);

Удерживать цель деятельности до получения ее результата;

Выделять общее и частное (существенное и несущественное

Выражает свои чувства, вызванные состоянием природы.

16

35.

 Позвоночные животные

Урок изучения нового материала

Поиск информации с использованием справочной литературы на тему «Рыбы, земноводные, пресмыкающиеся»

Формирование представлений о данной группе животных

(Рыбы, земноводные, пресмыкающиеся)

Анализировать результаты опытов, элементарных исследований; фиксировать их результаты;

Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений

Классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку);

Успешно осуществляет взаимодействие с участниками УД.

21

36.

 Позвоночные животные

Урок изучения нового материала

Поиск информации с использованием справочной литературы на тему «Птицы, млекопитающиеся»

Формирование представлений о данной группе животных (Птицы

Млекопитающие)

Проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу

Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей

Воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи

Использует информацию для решения учебных и практических задач. Понимает личное затруднение и обращается за помощью к учителю.  

23

37.

Природные сообщества.  

Урок-исследование

Характеристика животных — представителей разных классов. Конструирование цепей питания.

Познакомить с природными сообществами (Цепи питания)

Применять таблицы, схемы, модели для получения информации;

Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений

Моделировать различные отношения между объектами окружающего мира (строить модели

Стремится иметь достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки.

28

38.

Почему люди приручили диких животных

Урок-путешествие

Поиск информации с использованием справочной литературы на тему «Человек и животные»

Расширить экологическое образование школьников (Охрана животных)

Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи

Удерживать цель деятельности до получения ее результата (Как человек одомашнил животных)

Воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи

Выражает свои чувства, вызванные состоянием природы

 30

II полугодие 35 часов    III четверть 20 часов

Наша Родина от Руси до России  11ч

39.

Как люди узнают о прошлом

Урок изучения нового материала

Проанализировать, как люди узнают о прошлом

Знакомство с  прошлым древних городов

Анализ, обобщение материала

Строить план изучения истории

Моделирование ситуации, сюжетно-ролевая игра

Испытывает чувство гордости за  за национальные достояния

Февраль

4

40.

Восточнославянские племена

Комбинированный урок

Объяснять, что значат слова «потомки», «род», «княжества».

Понимать причину расселения племён восточных славян по берегам рек. Приводить примеры племен

Анализ, обобщение полученной информации, оформление вывода

Ориентировка на карте в соответствии с учебной задачей

Рассказ-описание. Правила участия в диалоге

Испытывает чувство гордости за историю страны

6

41.

Первые русские князья

Урок изучения нового материала

Моделировать  ленту времени

Знакомство с новыми понятиями

Анализировать  ленту времени

Умение работать с лентой времени

Сотрудничает в совместном решении проблемы.

Идентифицирует себя как гражданина Российской Федерации

11

42.

Первые русские князья

Комбинированный урок

Выяснить причины возникновения древнерусского государства, его столицы и городов.

Знакомство с  древнерусскими князьями

Анализировать результаты элементарных исследований; фиксировать их результаты;

Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения.

Рассказ-описание по иллюстрации

Понимает особую роль многонациональной России в развитии общемировой культуры.

13

43.

Первые русские князья

Комбинированный урок

Выяснить, можно ли наказ «   Владимира Мономаха» применить к нашему времени? Почему?

Знакомство с  древнерусскими князьями

Фиксировать результаты элементарных исследований.

Удерживать цель деятельности до получения ее результата;

Мини-дискуссии

Умеет соотносить информацию с имеющимися знаниями.

18

Московская Русь

44.

Как Москва стала столицей

Комбинированный урок

Выяснить, как Москва стала столицей. Характеризовать причины усиления Москвы.

Умение устанавливать закономерности. Построение «ленты времени»: «Образование Московского государства».

Анализ текста, обобщение полученных знаний для формулирования вывода.

Умение работать с исторической картой.

Умение работать в группе и рассказывать о становлении Москвы

Проявляет толерантность к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания

20

45.

Иван IV Грозный – первый русский царь. Обобщение по теме: «Московская Русь»

Комбинированный урок

Анализировать характер и особенности поведения Грозного

Формирование представлений о власти Ивана IV Грозного

Анализ, обобщение, установление причин и зависимостей.

Проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу.

Воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи

Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений

24

Российская империя

46.

Пётр I Великий

Урок изучения нового материала

Выяснить, почему Пётра I называют Великим?

Пётр I – первый император России, выдающийся деятель, реформатор.

Применять таблицы, схемы, модели для получения  и анализ информации;

Уметь соблюдать правила работы в парах.

Презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде.

Понимает ценность любой жизни

27

47.

Екатерина II Великая

Комбинированный урок

Слушать сообщение учителя – вступление в тему. Читать и анализировать текст учебника

Проанализировать деятельность Екатерины Великой на благо русского государства

Сравнение, анализ, обобщение изученного материала.

Составлять план пересказа текста. Работать с рубрикой «Картинная галерея»

Составление рассказа-описания «Какой была Екатерина Великая»

Понимает особую роль многонациональной России в развитии общемировой культуры.

Март

4

48.

 Последний российский император Николай II.

Комбинированный урок

Анализировать характер императора., его личностные качества, отречение от престола.

Формирование представлений того, как менялись названия государства

Применять таблицы, схемы, модели для получения информации;

Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей

Презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде.

Проявляет толерантность к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания

6

49.

Советская Россия. СССР.

 

Комбинированный урок

Охарактеризовать октябрьскую революцию в России. Республики, входившие в состав СССР; распад СССР; Первый президент РФ.

Пополнить знания детей в области новейшей истории нашей страны

Анализировать результаты опытов, элементарных исследований; фиксировать их результаты;

Удерживать цель деятельности до получения ее результата;

Классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку);

Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений

11

50.

Контрольная работа за 3 четверть

 

Контрольный урок

Выполнять задания комплексной разноуровневой работы по изученным темам в первой четверти

Продолжить разговор о развитии ремёсел в России

Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи

Планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий

Моделировать различные отношения между объектами окружающего мира (строить модели

Умение проводить контроль и самоконтроль

13

Как люди жили в старину 12ч

51.

 Из истории имён

Комбинированный урок

Выяснить историю происхождения имён, отчеств и фамилий.

Уточнить знания детей о различных формах имён

Различать методы познания окружающего мира по его целям (наблюдение, опыт, эксперимент, моделирование, вычисление);

Планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий

Выделять общее и частное (существенное и несущественное

Идентифицирует себя как гражданина РФ. Проявляет толерантность к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания

18

52.

Какими людьми были славяне

Урок изучения нового материала

Охарактеризовать облик славян

Расширить представление о причинах выбора имён

Выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассма Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи тривания (наблюдения);

Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений

Воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи

Понимает, что такое гуманное отношение к людям. Идентифицирует себя как гражданина РФ.

20

IV четверть  – 15 часов

53.

Какими людьми были славяне

Комбинированный урок

Основные качества славянина (Патриотизм, смелость, трудолюбие, добросердечность, гостеприимство

Особенности жизни в далёкие времена

Проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу

Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей

Выделять общее и частное (существенное и несущественное

Любит свою семью. Предвидит результат своей деятельности.

Апрель

3

54.

 Скажи, какой у тебя дом…»

Урок изучения нового материала

Охарактеризовать строительство домов: сельские и городские постройки, появление каменных строений. Особенности крестьянского дома.

Формировать исторические представления о характере и особенностях жизни славян

Анализировать результаты опытов, элементарных исследований; фиксировать их результаты;

Планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий

Классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку);

Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений

8

55..

 Скажи, какой у тебя дом…»

Комбинированный урок

Анализ, синтез и сравнение сельских и городских построек.

Отличие городского дома от сельского

Применять таблицы, схемы, модели для получения информации;

Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений

Воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи

Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений

10

56

По одёжке встречают

Урок изучения нового материала

Выяснить какая была одежда богатых и бедных, горожан и крестьян, представителей

Разных сословий (князья, боярина, дворянина)

Как одевались наши предки

Различать методы познания окружающего мира по его целям (наблюдение, опыт, эксперимент, моделирование, вычисление);

Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей

презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде.

Понимает ценность любой жизни

15

57

По одёжке встречают

Комбинированный урок

Выяснить какой был костюм богатых и бедных, горожан и крестьян, представителей

Разных сословий (князья, боярина, дворянина)

Как одевались наши предки

Различать методы познания окружающего мира по его целям (наблюдение, опыт, эксперимент, моделирование, вычисление);

Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей

презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде.

Понимает особую роль многонациональной России в развитии общемировой культуры.

17

58.

Русская трапеза.

 

Комбинированный урок

Доказать, что «Хлеб - главное богатство»

Значение слова «трапеза»

Выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения);

Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений

Классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку);

 Самостоятельно мотивирует свою деятельность.

22

59.

Верования языческой Руси

Урок изучения нового материала

Выяснить, во что верили славяне.

 

Представление о вероисповедании наших предков

Анализировать результаты опытов, элементарных исследований; фиксировать их результаты;

Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей

Выделять общее и частное (существенное и несущественное

Проявляет толерантность к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания

24

60.

Верования языческой Руси

Комбинированный урок

 

Обобщение знаний

Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи

Удерживать цель деятельности до получения ее результата;

Воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи

Проявляет толерантность к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания

29

61.

Принятие христианства на Руси

Урок изучения нового материала

Охарактеризовать принятие христианства на Руси

Представление о принятии христианства на Руси  

Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи

Удерживать цель деятельности до получения ее результата;

Воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи

Проявляет толерантность к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания

Май

1

Как трудились в старину  7 ч

62.

 Что создавалось трудом крестьянина

Комбинированный урок

Анализировать труд крестьянина

Формировать представление об историческом развитии трудовой деятельности предков

Выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения);

Анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции

презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде.

Понимает особую роль многонациональной России в развитии общемировой культуры.

6

63.

Крепостные крестьяне и помещики.

Комбинированный урок

Анализировать труд крепостных

Отличие этих сословий

Применять таблицы, схемы, модели для получения информации;

Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений

Классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку);

Самостоятельно мотивирует свою деятельность.

8

64.

Возникновение и развитие ремёсел на Руси.

Урок изучения нового материала

Что создавалось трудом крестьян

Проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу

Удерживать цель деятельности до получения ее результата;

Классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку);

13

65.

Контрольная работа по итогам 3 класса.

Итоговый урок по теме: «Как трудились люди в разные времена».

Закрепление знаний

Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи

Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений

Выделять общее и частное (существенное и несущественное

15

66.

Ремёсла в России.  Знаменитые мастера литейного дела. Андрей Чохов.

Знакомство с ремеслом оружейников

Анализировать результаты опытов, элементарных исследований; фиксировать их результаты;

Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей

Классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку);

20

67.

Появление фабрик и заводов.

Появления труда рабочих

Выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения);

Анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции

Выделять общее и частное (существенное и несущественное

22

68.

Важные открытия

XIX – XX веков

Формировать представления о важных открытиях 19-20 вв.

Различать методы познания окружающего мира по его целям (наблюдение, опыт, эксперимент, моделирование, вычисление);

Анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции

Выделять общее и частное (существенное и несущественное

24


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по окружающему миру по ФГОС

рабочая программа по окружающему миру по ФГОС...

Рабочая программа по окружающему миру по ФГОС

Рабочая программа по окружающему миру по ФГОС 1 класс ( УМК "Начальная школа 21 века"). Составлена на 2 часа в неделю....

рабочая программа по окружающему миру по ФГОС 1 класс (Школа России)

Пояснительная записка, календарно-тематическое планирование по окружающему миру в 1 классе...

Рабочая программа по окружающему миру по ФГОС 1 класс

Рабочая программа по окружающему миру...

Рабочая программа по окружающему миру ПНШ ФГОС 1-4 класс

Программа состоит из пояснительной записки, матрицы содержания и тематического планирования на 4 года обучения...

Рабочая программа по окружающему миру по ФГОС 1 класс

Рабочая программа  по окружающему миру  по  ФГОС 1 класс...

Рабочая программа по окружающему миру по ФГОС 2 класс

Рабочая программа ориентирована на использование учебника (учебно - методического комплекса): Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С  Окружающий   мир.  2  класс.   («Н...