Рабочая программа по окружающему миру 3 класс ФГОС
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Объяснительная записка | 148.5 КБ |
Тематическое планирование | 209.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе Примерной программы по окружающему миру. Начальная школа. М Просвещение 2011; авторской Программы по окружающему миру для 1-4 классов начальной школы Н.Ф. Виноградова Окружающий мир Вентана-Граф, 2012. (Начальная школа XXI века) в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в рамках проекта «Начальная школа XXI века», и ориентирована на использование учебника Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир». Учебник для 2 класса в 2-х частях». – М., «Вентана-Граф», 2013, рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации.
Концепция программы позволяет реализовать направления в работе по окружающему миру в соответствии с образовательной программой общеобразовательного учреждения
Общая характеристика учебного предмета
Специфика предмета « Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, общественные, исторические знания и дает обучающемуся материал для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Цель изучения курса « Окружающий мир» в начальной школе –
формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально – научного познания и эмоционально - ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой, духовно- нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества. Значение курса « Окружающий мир» состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико - ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно- следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо– и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно – нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно – ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нем
заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально - научному и эмоционально- ценностному постижению окружающего мира.
Знакомство с началами естественных и социально – гуманитарных
наук в их единстве и взаимосвязях дает ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти свое место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как свое личное, так и социальное благополучие. Курс « Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно- научных и социально- гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания. Формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создает прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Основные содержательные линии предмета « Окружающий мир» определены в соответствии с тематикой Фундаментального ядра содержания данной области в системе начального общего образования, а также с проблематикой, раскрытой в Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России, и представлены а примерной программе содержательными блоками : « Человек и природа», « Человек и общество», « Правила безопасной жизни».
Место учебного предмета, курса в учебном плане
Данный курс входит в предметную область «Естествознание и обществознание».
Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ на изучение предмета «Окружающий мир» в начальной школе выделяется 270 ч, из них в 1 классе 66 ч, (2 ч в неделю, 33 учебные недели), во 2,3, и 4 классах по 68 ч (2 ч в неделю, 34 учебные недели). По программе 68ч, по календарно - тематическому планированию 67ч.
Практическая часть программы
Форма работы | Содержание |
Экскурсии | - в природные сообщества (с учетом местных условий); - на водный объект с целью изучения использования воды человеком, ее охраны от загрязнения; - в краеведческий (исторический), художественный музеи; - на предприятие (сельскохозяйственное производство); - в учреждение быта и культуры. |
Практические работы | Работа с картой (в соответствии с заданиями в рабочей тетради). Работа с живыми растениями и гербарными экземплярами. Составление режима дня для будней и выходных. Первая помощь при ожогах, порезах, ударах. Составление семейного «древа». Работа с натуральными объектами, гербариями, муляжами (съедобные и ядовитые грибы; редкие растения своей местности; растения разных сообществ). |
Опыты | Распространение тепла от его источника. Смена сезонов, дня и ночи. Роль света и воды в жизни растений. |
экскурсий – 5 ч.
практических работ - 5 ч.
Опытов - 3
Ценностные ориентиры содержания учебного процесса
- Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
- Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм.
- Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
- Искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и др.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества.
- Человечество как многообразие народов, культур, религий.
- Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
- Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в основном желании служить Отечеству.
- Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
- Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально- культурного многообразия России и мира.
- Семья как основа духовно- нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности и культурно- ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
- Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
- Традиционно российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовно – нравственной консолидации российского общества.
- Здоровый образ жизни в единстве составляющих здоровье физическое, психическое, духовно- и социально- нравственное.
- Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко - культурному наследию к самому себе и окружающим людям.
Результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты представлены двумя группами целей.
Первая группа целей: освоение ребёнком нового статуса как ученика и школьника.
- готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
- высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
- личностные качества, позволяющие успешно осуществлять взаимодействие участниками учебной деятельности.
Вторая группа личностных результатов передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир.
- формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры, понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;
- воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
- понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, в обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.
Предметные результаты обучения нацелены на решение образовательных задач:
- осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных сторонах и объектах окружающего мира;
- обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и в обществе;
- овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдение, опыт, эксперимент, измерение);
- использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
- расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
Среди метапредметных результатов особое место занимают интеллектуальные, регулятивные и коммуникативные действия:
- под интеллектуальными действиями понимается способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
- под регулятивными действиями понимается владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
- под коммуникативными действиями понимается способность в связной, логически целесообразной форме речи передать результаты изучения окружающего мира; владение рассуждением, описанием, повествованием.
Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).
К концу обучения в третьем классе обучающиеся научатся:
- характеризовать условия жизни на Земле;
- устанавливать зависимости между состоянием воды и температурой воздуха;
- описывать свойства воды (воздуха);
- различать растения разных видов, описывать их;
- объяснять последовательность развития жизни растения, характеризовать значение органов растения;
- объяснять отличия грибов от растений;
- характеризовать животное как организм;
- устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного; составлять описательный рассказ о животном;
- приводить примеры (конструировать) цепи питания;
- характеризовать некоторые важнейшие события в истории российского государства (в пределах изученного);
- сравнивать картины природы, портреты людей, одежду, вещи разных эпох;
- называть даты образования Древней Руси, венчания на царство первого русского царя; отмены крепостного права; свержения последнего русского царя;
- работать с географической и исторической картой, контурной картой.
К концу обучения в третьем классе обучающиеся могут научиться:
- ориентироваться в понятии «историческое время»; различать понятия «век», «столетие», «эпоха»;
- анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту);
- различать географическую и историческую карты;
- анализировать масштаб, условные обозначения на карте;
- приводить примеры опытов, подтверждающих различные свойства;
- проводить несложные опыты по размножению растений;
- проводить классификацию животных по классам; выделять признак классификации;
- рассказывать об особенностях быта людей в разные исторические времена;
- ориентироваться в сущности и причинах отдельных событий в истории родной страны (крепостное право и его отмена; возникновение ремесел: научные открытия и др.);
- высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника.
Содержание курса
(68 часов)
Земля - наш общий дом (7 ч)
Где ты живешь. Когда ты живешь
Историческое время. Счет лет в истории.
Солнечная система
Солнце - звезда. Земля - планета Солнечной системы. «Соседи» Земли по Солнечной системе.
Условия жизни на Земле
Солнце - источник тепла и света.
Вода. Значение воды для жизни на Земле. Источники воды на Земле. Водоемы, их разнообразие. Растения и животные разных водоемов. Охрана воды от загрязнения.
Воздух. Значение воздуха для жизни на Земле.
Воздух - смесь газов.
Охрана воздуха.
Представления людей древних цивилизаций о происхождении Земли. История возникновения жизни на Земле.
Универсальные учебные действия:
-ориентироваться в понятии «историческое время»;
-различать понятия «век», «столетие», «эпоха»;
-характеризовать Солнечную систему: называть, кратко описывать планеты, входящие в нее;
- характеризовать условия жизни на Земле: вода, воздух, тепло, свет;
-устанавливать зависимости между состоянием воды и температурой воздуха;
-описывать свойства воды (воздуха), приводить примеры опытов, подтверждающих различные их свойства;
- называть источники воды, характеризовать различные водоемы;
- моделировать несложные ситуации (опыты, эксперименты) в соответствии с поставленной учебной задачей.
Человек изучает Землю (4 ч)
Наблюдения, опыты, эксперименты – методы познания человеком окружающего мира. Изображение Земли. Глобус – модель Земли. План. Карта (географическая и историческая). Масштаб, условные обозначения карты.
Карта России.
Как человек исследовал Землю. История возникновения карты.
Универсальные учебные действия:
- анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту);
- различать географическую и историческую карты;
- анализировать масштаб, условные обозначения на карте;
-ориентироваться на плане, карте: находить объекты в соответствии с учебной задачей;
- объяснять назначение масштаба и условных обозначений.
Царства природы (26 ч)
Бактерии
Какие бывают бактерии. Где обитают бактерии
Грибы.
Отличие грибов от растений. Разнообразие грибов. Съедобные и несъедобные грибы. Правила сбора грибов. Предупреждение отравлений грибами.
Универсальные учебные действия:
- объяснять особенности бактерий;
- объяснять отличия грибов от растений;
- различать грибы съедобные от ядовитых.
Растения
Распространение растений на Земле, значение растений для жизни.
Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные (голосеменные), цветковые. Их общая характеристика.
Растения – живые тела (организмы). Жизнь растений. Продолжительность жизни: однолетние, двулетние, многолетние.
Питание растений. Роль корня и побега в питании.
Размножение растений. Распространение плодов и семян.
Человек и растения. Растения дикорастущие и культурные. Что такое земледелие. Хлеб – главное богатство России.
Красная книга России. Охрана растений. Какие страницы есть в Красной книге.
Разнообразие растений родного края. Ядовитые растения. Предупреждение отравлений ими.
Универсальные учебные действия:
- характеризовать значение растений для жизни;
- различать (классифицировать) растения разных видов, описывать их;
- объяснять последовательность развития жизни растения, характеризовать значение органов растения;
- проводить несложные опыты по размножению растений;
- приводить примеры причин исчезновения растений (на краеведческом материале).
Животные
Животные – часть природы. Роль животных в природе. Животные и человек.
Животные – живые тела (организмы).
Разнообразие животных: одноклеточные, многоклеточные, беспозвоночные.
Позвоночные (на примере отдельных групп и представителей).
Поведение животных. Приспособление к среде обитания. Как животные воспитывают своих детенышей.
Природные сообщества. Цепи питания.
Домашние и дикие животные. Как человек одомашнил животных. Животные родного края.
Охрана животных. Заповедники.
Универсальные учебные действия:
- характеризовать животное как организм;
-устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного;
- приводить примеры (конструировать) цепи питания;
- составлять описательный рассказ о животных разных классов;
-составлять рассказ-рассуждение на тему «Охрана животных в России»; перечислять причины исчезновения животных;
-ориентироваться в понятии «одомашнивание» животных: перечислять признаки, приводить примеры домашних животных.
Наша Родина; от Руси до России (11 ч)
Древняя Русь
Названия русского государства в разные исторические времена (эпохи). Восточнославянские племена. Первые славянские поселения, древние города (Великий Новгород, Москва, Владимир). Первые русские князья.
Московская Русь
Основные исторические события, произошедшие до провозглашения первого русского царя. Москва - столица России. Иван IV- первый русский царь.
Российская империя
Основные исторические события, произошедшие до 1917 года.
Петр I Великий.
Екатерина II Великая.
Последний российский император Николай II.
Советская Россия. СССР. Российская Федерация
Основные исторические события, произошедшие с 1917 года до наших дней.
Универсальные учебные действия;
- воспроизводить названия русского государства в разные исторические эпохи;
- объединять (обобщать) события, относящиеся к одной исторической эпохе (например, «Древняя Русь», «Московская Русь», «Российская империя», «Советская Россия. СССР», «Российская Федерация»); рассказывать об основных исторических событиях, происходивших в это время;
- называть даты образования Древней Руси, венчания на царство первого русского царя; отмены крепостного права; свержения последнего русского царя;
-называть имена отдельных руководителей государств, деятелей, просветителей Руси и России.
Как люди жили в старину (12 ч)
Из истории имен
Как рождалось имя. Имя, отчество, фамилия. Происхождение имен и фамилий. Имена в далекой древности.
Какими людьми были славяне
Портрет славянина. Патриотизм, смелость, трудолюбие, добросердечность, гостеприимство – основные качества славянина. Славянин – работник. Славянин – защитник. Славянин – помощник. Как славяне принимали гостей. Как отдыхали славяне.
Какие предметы окружали людей в старину
Крестьянское жилище. Как дом «вышел» из-под земли.
Городской дом. Культура быта: интерьер дома, посуда, утварь в разные исторические времена.
Одежда. Костюм богатых и бедных, горожан и крестьян, представителей разных сословий (князя, боярина, дворянина). Обувь. Украшения.
Русская трапеза
Хлеб да вода – крестьянская еда. Богатый дом – обильная еда.
Верования языческой Руси
Во что верили славяне. Боги древних славян. Масленица – народный праздник. Праздник Ивана Купалы.
Принятие христианства на Руси
Крещение Руси. Христианские праздники. Пасха – Светлое Христово Воскресение.
Универсальные учебные действия:
- составлять словесный портрет славянина: отвечать на вопрос: «Какими были наши предки?»;
- описывать особенности труда, быта, одежды, трапезы славян;
-воспроизводить дату Крещения Руси, кратко рассказывать о значении этого события.
Как трудились в старину (7 ч)
Что создавалось трудом крестьянина
Орудия труда в разные исторические эпохи. «Женский» и «мужской» труд. Особенности труда людей родного края. Труд в крестьянском хозяйстве. Как трудились крестьянские дети. Тяжёлый труд крепостных. Крепостные крестьяне и их помещики. Отмена крепостного права.
Что создавалось трудом ремесленника
Ремесла. Возникновение и развитие ремесел на Руси, в России (кузнечное, ювелирное, гончарное, оружейное и другие ремесла). Игрушечных дел мастера. Ремесло гончара. Ткацкое ремесло. Русские оружейники.
Что создавалось трудом рабочего
Мануфактуры, заводы и фабрики. Первые железные дороги.
Изобретения, которые появились в XIX-XX веках
Развитие техники в России. Пароходы. Автомобили. Самолеты и аэростаты. Освоение космоса.
Универсальные учебные действия:
- ориентироваться в понятиях «крестьяне», «помещики», «крепостное право», кратко характеризовать их;
- рассказывать о возникновении ремесел на Руси, различать характер ремесла по результату труда ремесленника;
- приводить примеры изобретений из прошлого и настоящего России.
Проверочные уроки «Проверь себя» (4 часа)
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;
Земля — наш общий дом | Где и когда ты живёшь. Историческое время. Солнечная система. Условия жизни на Земле | Определение исторического времени, сравнение: год, век, столетие. Соотнесение события со временем (в прошлом, в настоящем, в будущем). Характеристика планет Солнечной системы. Систематизация учебного материала: условия жизни на Земле. Характеристика свойств воды, воздуха. Опыты: свойства и состояния воды, свойства воздуха |
Человек изучает Землю | Изображение Земли на моделях. Географическая карта, план, глобус. Компас. Ориентирование | Работа с моделями: глобус, карта, план (в соответствии с учебной задачей). Конструирование объектов (план классной комнаты, школьный двор и др.). Знакомство с компасом |
Царства природы. Бактерии. Грибы. Растения. Животные | Бактерии. Виды бактерий и места их обитания. Грибы. Отличие грибов от растений. Съедобные и несъедобные грибы. Растения: распространение, разнообразие. Жизнь растений. Растения и человек. Животные как часть природы. Разнообразие и классы животных. Животное как живой организм. Человек и животные | Разнообразие бактерий. Образ жизни бактерий. Характеристика грибов как живых организмов. Классификация: съедобные — несъедобные грибы. Сравнение грибов по внешнему виду. Коммуникативная деятельность: описательный рассказ на тему «Грибы». Классификация: виды растений (хвойные, цветковые, мхи и др.); однолетние, двулетние, многолетние растения. Характеристика представителей разных видов: название, особенности внешнего вида, условия жизни. Характеристика значения (функций) разных органов растения. Трудовая деятельность: выращивание растений; уход за растениями в уголке природе. Коммуникативная деятельность: описание представителей растительного мира родного края. Классификация: растения культурные, дикорастущие; полезные и ядовитые для человека. Классификация: классы животных; животные одноклеточные и многоклеточные; беспозвоночные и позвоночные. Характеристика животных — представителей разных классов. Конструирование цепей питания. Коммуникативная деятельность: описательный рассказ на тему «Животное — живой организм». Характеристика значения (функций) разных органов животного. Поиск информации с использованием справочной литературы на тему «Человек и животные» |
Наша Родина: от Руси до России | Древняя Русь. Древнерусское государство. Первые русские князья. Московская Русь. Российская империя. Советская Россия. СССР. Российская Федерация. Названия русского государства в разные исторические времена | Различение названий российского государства в разные исторические времена |
Как люди жили в старину | Портрет славянина в разные исторические времена. Быт, труд, праздники славянина и россиянина. Предметы старины | Характеристика особенностей быта, труда россиянина в разные исторические эпохи. Коммуникативная деятельность: описательный рассказ на тему «Портрет славянина». Различение внешнего вида людей разных сословий (дворянин, крестьянин и др.) |
Как трудились в старину | Человек и растения, земледелие. Крепостное право. Ремёсла в России. Появление фабрик и заводов. Торговля. Техника | Обобщение учебного материала: возникновение земледелия. Классификация: труд крестьянина, ремесленника, рабочего. Характеристика крепостного права: особенности, причины отмены. Различение: ремёсла и их результаты — продукты. Коммуникативная деятельность: описательный рассказ на темы «Как трудятся люди родного края», «Первые космонавты», «Как создали первый автомобиль» |
Материально-технического обеспечения образовательного процесса
Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на класс);
К – полный комплект (на каждого ученика класса);
Ф – комплект для фронтальной работы (не менее одного экземпляра на двух учеников);
П – комплект, необходимый для работы в группах ( один экземпляр на 5-6 человек)
№ | Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество | Примечания |
1. | Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | ||
1.1 1.2 1.3 1.4 | Виноградова Н. Ф. Окружающий мир: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1,2 / Н. Ф. Виноградова, Г. С. Калинова. – 3-е изд. дораб. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 160 с.: ил. УМК Н.Ф.Виноградовой Н. Виноградова Н. Ф. Окружающий мир: 3 класс: рабочая тетрадь №1, 2 для учащихся общеобразовательных учреждений / Н. Ф. Виноградова, Г. С. Калинова. – 3-е изд. дораб. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 48 с.: ил. УМК Н.Ф.Виноградовой Виноградова Н. Ф. Окружающий мир: программа: 1-4 классы / Н. Ф. Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2012. – 192 с. Виноградова Н. Ф. Окружающий мир: 3-4 классы: методическое пособие для учителя / Н. Ф. Виноградова. - М.: Вентана-Граф, 2012. – ( Начальная школа XXI века). | К П К П | Библиотечный фонд сформирован на основе федерального перечня учебников, допущенных Минобрнауки РФ. |
ОСНАЩЕННОСТЬ 100% | |||
2. | Печатные пособия | ||
2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 2.7 2.8 2.9 2.10 2.11 2.12 2.13 2.14 2.15 2.16 2.17 2.18 2.19 2.20 2.21 2.22 2.23 2.24 2.25 2.26 2.27 2.28 2.29 2.30 2.31 2.32 2.33 2.34 2.35 2.36 2.37 2.38 2.39 2.40 | Таблицы природоведческого и обществоведческого содержания в соответствии с программой обучения
Папка:
Природные зоны Российской Федерации:
Иллюстрированные материалы (альбомы, комплекты открыток) | Д Д Д Д Д Д Д Д Д Д Д Д
Д Д Д Д
Д Д Д Д Д Д Д Д Д Д Д Д Д Д Д Д Д Д Д Д Д Д Д | |
2.41 2.42 | Географические и исторические настенные карты. Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток и др.) | Д/Ф Д/П | |
ОСНАЩЕННОСТЬ 100% | |||
3. | Компьютерные и информационно-коммуникативные средства | ||
3.1 | Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету. | Ф П | |
ОСНАЩЕННОСТЬ 90% | |||
4. | Технические средства обучения | ||
4.1 4.2 4.3 4.4 4.5 | Аудиторская доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц. Экспозиционный экран. Магнитная доска. Мультимедийный компьютер. Мультимедиапроектор. Принтер лазерный. | Д Д Д Д Д | |
ОСНАЩЕННОСТЬ 90% | |||
5. | Экранно-звуковые пособия | ||
5.1 5.2 | Видеофильмы по предмету (в том числе в цифровой форме). Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения (в том числе в цифровой форме) | Д Д | |
ОСНАЩЕННОСТЬ 90% | |||
6. | Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование | ||
6.1 6.2 6.3 | Термометры для измерения температуры воздуха. Термометр медицинский. Компас. | К Д К К | |
ОСНАЩЕННОСТЬ 100% | |||
7. | Игры и игрушки | ||
7.1 | Настольные развивающие игры по тематике предмета «Окружающий мир» (лото, игры-путешествия и пр.). | П К | |
ОСНАЩЕННОСТЬ 100% | |||
8. | Оборудование класса | ||
8.1 8.2 8.3 8.4 8.5 8.6 8.7 | Ученические столы двухместные с комплектом стульев. Стол учительский с тумбой. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр. Демонстрационная подставка (для образцов, изготавливаемых изделий). Настенные доски (полки) для вывешивания иллюстративного материала Ручка, цветные карандаши, ножницы школьные с округлёнными концами, линейка, циркуль, ластик, бумага (писчая, альбомная, цветная для аппликаций или оригами), картон (обычный, цветной), пластилин, фольга, калька. Демонстрационные пособия на бумажном и электронном носителях – презентации | К К Д Д Д К К К К К К Д | |
ОСНАЩЕННОСТЬ 100% | |||
Итого | ОСНАЩЕННОСТЬ 100% |
Предварительный просмотр:
Приложение №1
Учебно - тематическое планирование по окружающему миру в 3 классе
№ | Тема урока | Тип урока | Характеристика деятельности учащихся | Предметные результаты | Познавательные | Регулятивные | Коммуникативные | Личностные | Дата | |
План | Факт | |||||||||
I четверть – 16 часов | ||||||||||
Земля – наш общий дом 7 ч | ||||||||||
1. | Где и когда ты живёшь. | Урок изучения нового материала | Определение исторического времени, сравнение: год, век, столетие. Соотнесение события со временем (в прошлом, в настоящем, в будущем). | Формировать представление о пространстве и времени | Различать методы познания окружающего мира по его целям (наблюдение, опыт, эксперимент, моделирование, вычисление); | Удерживать цель деятельности до получения ее результата; | Воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи | Сотрудничает в совместном решении проблемы. Успешно осуществляет учебную деятельность. Целостно, гармонично воспринимает мир. Проявляет интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями. | 3 | |
2. | Солнечная система. | Урок изучения нового материала | Характеристика планет Солнечной системы. | Уточнить представление о самом большом теле неживой природы | Выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения); | Планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий | презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде. | Понимает личное затруднение и обращается за помощью к учителю. Успешно осуществляет взаимодействие с участниками УД. Предвидит результат своей деятельности. | 5 | |
3. | Солнечная система. Опыт. Смена сезонов, дня и ночи | Комбинированный урок. | Характеристика планет Солнечной системы. | Уточнить представление о самом большом теле неживой природы | Выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения); | Планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий | презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде. | Понимает личное затруднение и обращается за помощью к учителю. Успешно осуществляет взаимодействие с участниками УД. Предвидит результат своей деятельности. | 10 | |
Условия жизни на Земле | ||||||||||
4. | Солнце – источник тепла и света. Опыт. Распространение тепла от его источника | Комбинированный урок. | Систематизация учебного материала: условия жизни на Земле. Солнце – источник тепла и света. | Почему для жизни необходимо тепло | Выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения); | Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей); | презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде. | Взаимодействует с участниками диалога. Умеет находить нужную информацию. Умеет доводить работу до конца. Предвидит результат своей деятельности. Адекватно оценивает результаты своей деятельности. | 12 | |
5. | Вода. Значение воды для жизни на Земле. Разные состояния воды в зависимости от температуры воздуха. Свойства воды. Источники воды на Земле. Опыт. Роль света и воды в жизни растений | Комбинированный урок. | Систематизация учебного материала: условия жизни на Земле. Характеристика свойств воды. Опыт: свойства и состояния воды. | Рассказать о воде, как условии жизни на Земле. Знать о значении воды в жизни | Анализировать результаты опытов, элементарных исследований; фиксировать их результаты; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи | Анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции. Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений | Выделять общее и частное (существенное и несущественное). Воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи | Умеет находить информацию. Предвидит результат своей деятельности. Адекватно оценивает результаты своей деятельности. Успешно осуществляет взаимодействие с участниками УД. | 17 | |
6. | Воздух. Значение воздуха для жизни на Земле. Воздух – смесь газов. Охрана воздуха. Опыт. Горение. | Комбинированный урок. | Систематизация учебного материала: условия жизни на Земле. Характеристика свойств воздуха. Опыт: свойства воздуха | Рассказать о значение воздуха | Выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения); | Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей | Выделять общее и частное (существенное и несущественное | Успешно осуществляет УД. Использует информацию для решения учебных и практических задач. | 19 | |
Человек изучает Землю 4 ч | ||||||||||
7. | Изображение Земли. Глобус – модель Земли | Урок изучения нового материала | Работа с моделью Земли – глобусом. | Познакомить с изображением Земли | Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; | Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей); | Умение соотносить информацию с имеющимися знаниями | Успешно осуществляет учебную деятельность. Доводит работу до конца. Предвидит результат своей деятельности. Адекватно оценивает результат своей деятельности. | 24 | |
8. | Географическая карта, план, глобус. Компас. Ориентирование Практическая работа Работа с картой | Комбинированный урок. | Работа с моделями: карта, план (в соответствии с учебной задачей). Конструирование объектов (план классной комнаты, школьный двор и др.). Знакомство с компасом | Исследовать, для чего нужны глобус и карта | Анализировать результаты опытов, элементарных исследований; фиксировать их результаты; | Планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий | Выделять общее и частное (существенное и несущественное | Использует информацию для решения учебных и практических задач. Умеет работать в коллективе. | 26 | |
9. | Человек познаёт мир | Урок закрепления | Работа с моделью Земли – глобусом. | Познакомить с изображением Земли | Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; | Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей); | Успешно осуществляет учебную деятельность. Доводит работу до конца. Предвидит результат своей деятельности. Адекватно оценивает результат своей деятельности. | Октябрь 1 | ||
10. | Обобщение по теме: «Человек познаёт мир» | Урок обобщения и систематизации знаний | Работа с моделями: карта, план (в соответствии с учебной задачей). Конструирование объектов (план классной комнаты, школьный двор и др.). Знакомство с компасом | Исследовать, для чего нужны глобус и карта | Анализировать результаты опытов, элементарных исследований; фиксировать их результаты; | Планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий | Выделять общее и частное (существенное и несущественное | Использует информацию для решения учебных и практических задач. Умеет работать в коллективе. | 3 | |
Царства природы 26 ч | ||||||||||
11. | Бактерии. Виды бактерий и места их обитания | Комбинированный урок. | Разнообразие бактерий. Образ жизни бактерий. | Выяснить уровень и характер представлений об этих живых существах | Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи | Анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции | Воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи | Умеет находить информацию. Предвидит результат своей деятельности. | 8 | |
12. | Грибы. | Урок изучения нового материала | Характеристика грибов как живых организмов. Классификация: съедобные — несъедобные грибы. | Выяснить уровень и характер представлений об этих живых существах | Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи. Сравнение грибов по внешнему виду. | Анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции | Воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи. Составлять описательный рассказ на тему «Грибы». | Понимает личное затруднение и обращается за помощью к учителю. Успешно осуществляет взаимодействие с участниками УД. | 10 | |
13. | Грибы. Отличие грибов от растений. Съедобные и несъедобные грибы. | Комбинированный урок. | Характеристика грибов как живых организмов. Классификация: съедобные — несъедобные грибы. | Выяснить уровень и характер представлений об этих живых существах | Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи. Сравнение грибов по внешнему виду. | Анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции | Воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи. Составлять описательный рассказ на тему «Грибы». | Понимает личное затруднение и обращается за помощью к учителю. Успешно осуществляет взаимодействие с участниками УД. | 15 | |
14. | Контрольная работа за 1 четверть | Контрольный урок | Выполнять задания комплексной разноуровневой работы по изученным темам в первой четверти | Выявить путём наблюдения разнообразие ядовитых растений | Анализировать результаты опытов, элементарных исследований; фиксировать их результаты; | Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей | Моделировать различные отношения между объектами окружающего мира (строить модели | Предвидит результат своей деятельности. Адекватно оценивает результаты своей деятельности. | 17 | |
15. | Растения культурные и дикорастущие. Экскурсия в природные сообщества. | Экскурсионный урок | Классификация: виды растений (хвойные, цветковые, мхи и др.); | Значение растительного мира | Применять таблицы, схемы, модели для получения информации; | Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений | Выделять общее и частное (существенное и несущественное | Взаимодействует с участниками диалога. Умеет находить нужную информацию. | 22 | |
16. | Если бы на Земле не было растений. | Урок-проект | Классификация: виды растений (хвойные, цветковые, мхи и др.); | Расширение представлений о разнообразии флоры | Различать методы познания окружающего мира по его целям (наблюдение, опыт, эксперимент, моделирование, вычисление); | Удерживать цель деятельности до получения ее результата; | презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде. | Успешно осуществляет взаимодействие с участниками УД. | 24 | |
II четверть – 16 часов | ||||||||||
17. | Растения прекрасные, но опасные | Урок-исследование | Характеристика представителей разных видов: название, особенности внешнего вида, условия жизни. | Закрепить полученные знания | Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи | Удерживать цель деятельности до получения ее результата; | Воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи | Умеет находить нужную информацию. Умеет доводить работу до конца. | Ноябрь 5 | |
18. | Разнообразие растений на Земле | Комбинированный урок. | Классификация: виды растений (хвойные, цветковые, мхи и др.); однолетние, двулетние, многолетние растения. | Формировать умения классифицировать растения по существенным признакам, отличающим одну группу от другой | Выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения); | Планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий | Выделять общее и частное (существенное и несущественное | Понимает личное затруднение и обращается за помощью к учителю. Стремится иметь достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки. | 7 | |
19. | Разнообразие растений на Земле | Комбинированный урок. | Классификация: виды растений (хвойные, цветковые, мхи и др.); однолетние, двулетние, многолетние растения. | Формировать умения классифицировать растения по существенным признакам, отличающим одну группу от другой | Выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения); | Планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий | Выделять общее и частное (существенное и несущественное | Понимает личное затруднение и обращается за помощью к учителю. Стремится иметь достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки. | 12 | |
20. | Как живёт растение. | Урок изучения нового материала | Характеристика значения (функций) разных органов растения. | Введение нового понятия – «орган» | Анализировать результаты опытов, элементарных исследований; фиксировать их результаты; | Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений | Классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку); | Сотрудничает в совместном решении проблемы. Успешно осуществляет учебную деятельность. | 14 | |
21. | Как живёт растение. | Урок обобщения и систематизации знаний. | Характеристика значения (функций) разных органов растения. | Введение нового понятия – «орган» | Анализировать результаты опытов, элементарных исследований; фиксировать их результаты; | Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений | Классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку); | Сотрудничает в совместном решении проблемы. Успешно осуществляет учебную деятельность. | 19 | |
22. | Размножение растений
| Урок-исследование | Трудовая деятельность: выращивание растений; уход за растениями в уголке природе. | Знакомство с размножением растений с помощью листа | Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи | Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей | Воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи | Работает в коллективе, поддерживает диалог, аргументировано отстаивает собственное мнение. | 21 | |
23. | Размножение растений
| Урок повторения | Трудовая деятельность: выращивание растений; уход за растениями в уголке природе. | Знакомство с размножением растений с помощью листа | Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи | Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей | Воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи | Работает в коллективе, поддерживает диалог, аргументировано отстаивает собственное мнение. | 26 | |
24. | Культурные растения в жизни человека. | Урок изучения нового материала | Классификация: растения культурные, дикорастущие; полезные и ядовитые для человека. | Формировать исторические представления о том, когда и почему возникло земледелие | Проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу | Удерживать цель деятельности до получения ее результата; | презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде. | Понимает личное затруднение и обращается за помощью к учителю. Предвидит результат своей деятельности. | 28 | |
25. | Культурные растения в жизни человека. | Комбинированный урок. | Классификация: растения культурные, дикорастущие; полезные и ядовитые для человека. | Формировать исторические представления о том, когда и почему возникло земледелие | Проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу | Удерживать цель деятельности до получения ее результата; | презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде. | Понимает личное затруднение и обращается за помощью к учителю. Предвидит результат своей деятельности. | Декабрь 3 | |
26. | Красная книга России | Урок-исследование | Призывать детей к бережному отношению природы | Различать методы познания окружающего мира по его целям (наблюдение, опыт, эксперимент, моделирование, вычисление); | Планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий | Выделять общее и частное (существенное и несущественное | Целостно, гармонично воспринимает мир. Проявляет интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями. | 5 | ||
27. | Красная книга России | Урок-путешествие. | Наблюдение за представителями растительного мира родного края. | Научить вести себя на природе | Анализировать результаты опытов, элементарных исследований; фиксировать их результаты; | Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений | Моделировать различные отношения между объектами окружающего мира (строить модели) | Целостно, гармонично воспринимает мир. Проявляет интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями. | 10 | |
28. | Разнообразие мира животных | Комбинированный урок. | Конструирование цепей питания. | Расширение представлений о мире фауны | Выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения); | Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей | презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде. | Умеет находить нужную информацию. Умеет доводить работу до конца. | 12 | |
29. | Разнообразие мира животных | Комбинированный урок. | Классификация: классы животных; животные одноклеточные и многоклеточные; беспозвоночные и позвоночные. | Умение классифицировать объекты природы по разным признакам | Анализировать результаты опытов, элементарных исследований; фиксировать их результаты; | Планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий | Выделять общее и частное (существенное и несущественное | Предвидит результат своей деятельности. Адекватно оценивает результаты своей деятельности. | 17 | |
30 | Контрольная работа за 1 полугодие | Контрольный урок | Выполнять задания комплексной разноуровневой работы по изученным темам в первой четверти | Расширить знания о взаимоотношениях животных | Выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения); | Анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции | презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде. | Предвидит результат своей деятельности. Адекватно оценивает результаты своей деятельности. | 19 | |
31. | Животные – живые существа (организмы)
| Комбинированный урок. | Характеристика значения (функций) разных органов животного. Как животные дышат. Кровеносная система животных. Органы выделения. Размножение. | Познакомить с «органами» животных | Проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу | Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений | Воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи | Понимает личное затруднение и обращается за помощью к учителю. Успешно осуществляет взаимодействие с участниками УД. | 24 | |
32. | Животные – живые существа (организмы)
| Комбинированный урок. | Характеристика животных — представителей разных классов. Как животные дышат. Кровеносная система животных. Органы выделения. Размножение. | Выяснить значение слова «поведение» | Различать методы познания окружающего мира по его целям (наблюдение, опыт, эксперимент, моделирование, вычисление); | Планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий | презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде. | Успешно осуществляет взаимодействие с участниками УД. Предвидит результат своей деятельности | 26 | |
III четверть – 20 часов | ||||||||||
33. | Беспозвоночные животные
| Урок изучения нового материала | Поиск информации с использованием справочной литературы на тему «Насекомые. Пауки» | Формирование представлений о данной группе животных (Насекомые. Пауки) | Выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения); | Удерживать цель деятельности до получения ее результата; | Выделять общее и частное (существенное и несущественное | Выражает свои чувства, вызванные состоянием природы. | Январь 14 | |
34. | Беспозвоночные животные
| Урок закрепления знаний | Поиск информации с использованием справочной литературы на тему «Насекомые. Пауки» | Формирование представлений о данной группе животных (Насекомые. Пауки) | Выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения); | Удерживать цель деятельности до получения ее результата; | Выделять общее и частное (существенное и несущественное | Выражает свои чувства, вызванные состоянием природы. | 16 | |
35. | Позвоночные животные | Урок изучения нового материала | Поиск информации с использованием справочной литературы на тему «Рыбы, земноводные, пресмыкающиеся» | Формирование представлений о данной группе животных (Рыбы, земноводные, пресмыкающиеся) | Анализировать результаты опытов, элементарных исследований; фиксировать их результаты; | Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений | Классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку); | Успешно осуществляет взаимодействие с участниками УД. | 21 | |
36. | Позвоночные животные | Урок изучения нового материала | Поиск информации с использованием справочной литературы на тему «Птицы, млекопитающиеся» | Формирование представлений о данной группе животных (Птицы Млекопитающие) | Проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу | Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей | Воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи | Использует информацию для решения учебных и практических задач. Понимает личное затруднение и обращается за помощью к учителю. | 23 | |
37. | Природные сообщества. | Урок-исследование | Характеристика животных — представителей разных классов. Конструирование цепей питания. | Познакомить с природными сообществами (Цепи питания) | Применять таблицы, схемы, модели для получения информации; | Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений | Моделировать различные отношения между объектами окружающего мира (строить модели | Стремится иметь достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки. | 28 | |
38. | Почему люди приручили диких животных | Урок-путешествие | Поиск информации с использованием справочной литературы на тему «Человек и животные» | Расширить экологическое образование школьников (Охрана животных) | Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи | Удерживать цель деятельности до получения ее результата (Как человек одомашнил животных) | Воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи | Выражает свои чувства, вызванные состоянием природы | 30 | |
II полугодие 35 часов III четверть 20 часов | ||||||||||
Наша Родина от Руси до России 11ч | ||||||||||
39. | Как люди узнают о прошлом | Урок изучения нового материала | Проанализировать, как люди узнают о прошлом | Знакомство с прошлым древних городов | Анализ, обобщение материала | Строить план изучения истории | Моделирование ситуации, сюжетно-ролевая игра | Испытывает чувство гордости за за национальные достояния | Февраль 4 | |
40. | Восточнославянские племена | Комбинированный урок | Объяснять, что значат слова «потомки», «род», «княжества». | Понимать причину расселения племён восточных славян по берегам рек. Приводить примеры племен | Анализ, обобщение полученной информации, оформление вывода | Ориентировка на карте в соответствии с учебной задачей | Рассказ-описание. Правила участия в диалоге | Испытывает чувство гордости за историю страны | 6 | |
41. | Первые русские князья | Урок изучения нового материала | Моделировать ленту времени | Знакомство с новыми понятиями | Анализировать ленту времени | Умение работать с лентой времени | Сотрудничает в совместном решении проблемы. | Идентифицирует себя как гражданина Российской Федерации | 11 | |
42. | Первые русские князья | Комбинированный урок | Выяснить причины возникновения древнерусского государства, его столицы и городов. | Знакомство с древнерусскими князьями | Анализировать результаты элементарных исследований; фиксировать их результаты; | Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения. | Рассказ-описание по иллюстрации | Понимает особую роль многонациональной России в развитии общемировой культуры. | 13 | |
43. | Первые русские князья | Комбинированный урок | Выяснить, можно ли наказ « Владимира Мономаха» применить к нашему времени? Почему? | Знакомство с древнерусскими князьями | Фиксировать результаты элементарных исследований. | Удерживать цель деятельности до получения ее результата; | Мини-дискуссии | Умеет соотносить информацию с имеющимися знаниями. | 18 | |
Московская Русь | ||||||||||
44. | Как Москва стала столицей | Комбинированный урок | Выяснить, как Москва стала столицей. Характеризовать причины усиления Москвы. | Умение устанавливать закономерности. Построение «ленты времени»: «Образование Московского государства». | Анализ текста, обобщение полученных знаний для формулирования вывода. | Умение работать с исторической картой. | Умение работать в группе и рассказывать о становлении Москвы | Проявляет толерантность к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания | 20 | |
45. | Иван IV Грозный – первый русский царь. Обобщение по теме: «Московская Русь» | Комбинированный урок | Анализировать характер и особенности поведения Грозного | Формирование представлений о власти Ивана IV Грозного | Анализ, обобщение, установление причин и зависимостей. | Проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу. | Воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи | Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений | 24 | |
Российская империя | ||||||||||
46. | Пётр I Великий | Урок изучения нового материала | Выяснить, почему Пётра I называют Великим? | Пётр I – первый император России, выдающийся деятель, реформатор. | Применять таблицы, схемы, модели для получения и анализ информации; | Уметь соблюдать правила работы в парах. | Презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде. | Понимает ценность любой жизни | 27 | |
47. | Екатерина II Великая | Комбинированный урок | Слушать сообщение учителя – вступление в тему. Читать и анализировать текст учебника | Проанализировать деятельность Екатерины Великой на благо русского государства | Сравнение, анализ, обобщение изученного материала. | Составлять план пересказа текста. Работать с рубрикой «Картинная галерея» | Составление рассказа-описания «Какой была Екатерина Великая» | Понимает особую роль многонациональной России в развитии общемировой культуры. | Март 4 | |
48. | Последний российский император Николай II. | Комбинированный урок | Анализировать характер императора., его личностные качества, отречение от престола. | Формирование представлений того, как менялись названия государства | Применять таблицы, схемы, модели для получения информации; | Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей | Презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде. | Проявляет толерантность к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания | 6 | |
49. | Советская Россия. СССР.
| Комбинированный урок | Охарактеризовать октябрьскую революцию в России. Республики, входившие в состав СССР; распад СССР; Первый президент РФ. | Пополнить знания детей в области новейшей истории нашей страны | Анализировать результаты опытов, элементарных исследований; фиксировать их результаты; | Удерживать цель деятельности до получения ее результата; | Классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку); | Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений | 11 | |
50. | Контрольная работа за 3 четверть
| Контрольный урок | Выполнять задания комплексной разноуровневой работы по изученным темам в первой четверти | Продолжить разговор о развитии ремёсел в России | Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи | Планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий | Моделировать различные отношения между объектами окружающего мира (строить модели | Умение проводить контроль и самоконтроль | 13 | |
Как люди жили в старину 12ч | ||||||||||
51. | Из истории имён | Комбинированный урок | Выяснить историю происхождения имён, отчеств и фамилий. | Уточнить знания детей о различных формах имён | Различать методы познания окружающего мира по его целям (наблюдение, опыт, эксперимент, моделирование, вычисление); | Планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий | Выделять общее и частное (существенное и несущественное | Идентифицирует себя как гражданина РФ. Проявляет толерантность к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания | 18 | |
52. | Какими людьми были славяне | Урок изучения нового материала | Охарактеризовать облик славян | Расширить представление о причинах выбора имён | Выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассма Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи тривания (наблюдения); | Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений | Воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи | Понимает, что такое гуманное отношение к людям. Идентифицирует себя как гражданина РФ. | 20 | |
IV четверть – 15 часов | ||||||||||
53. | Какими людьми были славяне | Комбинированный урок | Основные качества славянина (Патриотизм, смелость, трудолюбие, добросердечность, гостеприимство | Особенности жизни в далёкие времена | Проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу | Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей | Выделять общее и частное (существенное и несущественное | Любит свою семью. Предвидит результат своей деятельности. | Апрель 3 | |
54. | Скажи, какой у тебя дом…» | Урок изучения нового материала | Охарактеризовать строительство домов: сельские и городские постройки, появление каменных строений. Особенности крестьянского дома. | Формировать исторические представления о характере и особенностях жизни славян | Анализировать результаты опытов, элементарных исследований; фиксировать их результаты; | Планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий | Классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку); | Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений | 8 | |
55.. | Скажи, какой у тебя дом…» | Комбинированный урок | Анализ, синтез и сравнение сельских и городских построек. | Отличие городского дома от сельского | Применять таблицы, схемы, модели для получения информации; | Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений | Воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи | Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений | 10 | |
56 | По одёжке встречают | Урок изучения нового материала | Выяснить какая была одежда богатых и бедных, горожан и крестьян, представителей Разных сословий (князья, боярина, дворянина) | Как одевались наши предки | Различать методы познания окружающего мира по его целям (наблюдение, опыт, эксперимент, моделирование, вычисление); | Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей | презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде. | Понимает ценность любой жизни | 15 | |
57 | По одёжке встречают | Комбинированный урок | Выяснить какой был костюм богатых и бедных, горожан и крестьян, представителей Разных сословий (князья, боярина, дворянина) | Как одевались наши предки | Различать методы познания окружающего мира по его целям (наблюдение, опыт, эксперимент, моделирование, вычисление); | Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей | презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде. | Понимает особую роль многонациональной России в развитии общемировой культуры. | 17 | |
58. | Русская трапеза.
| Комбинированный урок | Доказать, что «Хлеб - главное богатство» | Значение слова «трапеза» | Выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения); | Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений | Классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку); | Самостоятельно мотивирует свою деятельность. | 22 | |
59. | Верования языческой Руси | Урок изучения нового материала | Выяснить, во что верили славяне.
| Представление о вероисповедании наших предков | Анализировать результаты опытов, элементарных исследований; фиксировать их результаты; | Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей | Выделять общее и частное (существенное и несущественное | Проявляет толерантность к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания | 24 | |
60. | Верования языческой Руси | Комбинированный урок |
| Обобщение знаний | Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи | Удерживать цель деятельности до получения ее результата; | Воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи | Проявляет толерантность к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания | 29 | |
61. | Принятие христианства на Руси | Урок изучения нового материала | Охарактеризовать принятие христианства на Руси | Представление о принятии христианства на Руси | Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи | Удерживать цель деятельности до получения ее результата; | Воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи | Проявляет толерантность к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания | Май 1 | |
Как трудились в старину 7 ч | ||||||||||
62. | Что создавалось трудом крестьянина | Комбинированный урок | Анализировать труд крестьянина | Формировать представление об историческом развитии трудовой деятельности предков | Выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения); | Анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции | презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде. | Понимает особую роль многонациональной России в развитии общемировой культуры. | 6 | |
63. | Крепостные крестьяне и помещики. | Комбинированный урок | Анализировать труд крепостных | Отличие этих сословий | Применять таблицы, схемы, модели для получения информации; | Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений | Классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку); | Самостоятельно мотивирует свою деятельность. | 8 | |
64. | Возникновение и развитие ремёсел на Руси. | Урок изучения нового материала | Что создавалось трудом крестьян | Проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу | Удерживать цель деятельности до получения ее результата; | Классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку); | 13 | |||
65. | Контрольная работа по итогам 3 класса. Итоговый урок по теме: «Как трудились люди в разные времена». | Закрепление знаний | Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи | Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений | Выделять общее и частное (существенное и несущественное | 15 | ||||
66. | Ремёсла в России. Знаменитые мастера литейного дела. Андрей Чохов. | Знакомство с ремеслом оружейников | Анализировать результаты опытов, элементарных исследований; фиксировать их результаты; | Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей | Классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку); | 20 | ||||
67. | Появление фабрик и заводов. | Появления труда рабочих | Выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения); | Анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции | Выделять общее и частное (существенное и несущественное | 22 | ||||
68. | Важные открытия XIX – XX веков | Формировать представления о важных открытиях 19-20 вв. | Различать методы познания окружающего мира по его целям (наблюдение, опыт, эксперимент, моделирование, вычисление); | Анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции | Выделять общее и частное (существенное и несущественное | 24 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по окружающему миру по ФГОС
рабочая программа по окружающему миру по ФГОС...
Рабочая программа по окружающему миру по ФГОС
Рабочая программа по окружающему миру по ФГОС 1 класс ( УМК "Начальная школа 21 века"). Составлена на 2 часа в неделю....
рабочая программа по окружающему миру по ФГОС 1 класс (Школа России)
Пояснительная записка, календарно-тематическое планирование по окружающему миру в 1 классе...
Рабочая программа по окружающему миру по ФГОС 1 класс
Рабочая программа по окружающему миру...
Рабочая программа по окружающему миру ПНШ ФГОС 1-4 класс
Программа состоит из пояснительной записки, матрицы содержания и тематического планирования на 4 года обучения...
Рабочая программа по окружающему миру по ФГОС 1 класс
Рабочая программа по окружающему миру по ФГОС 1 класс...
Рабочая программа по окружающему миру по ФГОС 2 класс
Рабочая программа ориентирована на использование учебника (учебно - методического комплекса): Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С Окружающий мир. 2 класс. («Н...