Формирование Универсальных Учебных Действий через работу с информацией на уроках во втором классе.
статья (2 класс) на тему

Формирование Универсальных Учебных Действий через работу с информацией на уроках во втором классе.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k_seminaru.docx32.61 КБ

Предварительный просмотр:

 

Добрый день, уважаемые коллеги. Меня зовут Смирнова Ирина Васильевна, Тема нашего сегодняшнего мастер класса - Формирование Универсальных Учебных Действий через работу с информацией на уроках во втором классе. 

Человек работает с информацией на протяжении всей жизни. Однако довольно часто можно встретить ребенка, а порой даже взрослого, не умеющего работать с книгой, понимать прочитанное, не желающего искать дополнительную информацию. Как правило, обилие информации вводит в заблуждение не только детей, но и взрослого человека. 

В современном обществе человеку приходится иметь дело с огромным потоком информации. Чтобы не затеряться в этом потоке, необходимо иметь навыки работы с информацией, основы которых должны быть заложены в начальной школе.

Школьный возраст является наиболее сензитивным периодом в восприятии нового: именно в это время развивающийся человек обретает способность сначала обдумывать, а затем делать. И именно в начальной школе происходят активизация развития познавательных способностей, формирование содержательных обобщений и понятий, мировоззренческих убеждений. Поэтому знакомство с основами информационной культуры, а следовательно, и формирование умения работать с информацией, должны начинаться в период обучения ребенка в 1классе.

Необходимость формирования умения работать с информацией отмечается в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования. В Примерных образовательных программах начального образования рассматривается процесс формирования информационной грамотности. Согласно этим документам, совокупность умений работать с информацией формируется как в урочное время, так и во внеурочное.

В начальной школе сформируются умения рациональной работы с информацией, которые могут быть вкратце обозначены следующим образом:

  • На этапе принятия учебной задачи – это умение осознать, вычленить, сформулировать информационный запрос, умение выбрать источник информации и оценить адекватность источника информации сформулированному запросу.
  • На этапе поиска информации – умение эффективно работать с любыми доступными источниками: последовательно и правильно вести наблюдение, получать искомую информацию в познавательном общении, работать с текстовой информацией.
  • На этапе обработки информации – умение отделять главное от второстепенного, структурировать и изменять объем информации в соответствии с учебной задачей.
  • На этапе хранения информации – осознанное и эффективное использование учеником особенностей своей памяти при выборе способа кодирования информации, предназначенной для кратковременного или длительного хранения.

Идея научиться быстро находить нужную информацию в различных источниках (в книге, компьютере, в окружающей природе, в общении), изменять форму ее представления для более удобного осознания, передачи, запоминания – близка и понятна детям, которые могут при должной подаче стать «соавторами» курса формирования собственной информационной культуры. При этом последовательное и продуманное обучение работе с разными носителями информации, обучение быстрому ориентированию в информационном потоке, развитие способности анализировать, перекодировать, создавать, хранить, распространять информацию есть не что иное, как отвечающие нуждам образования общеучебные умения.

Таким образом, процесс формирования информационной культуры школьников можно и нужно рассматривать не как альтернативу, а как составную часть программы развития умений общеучебного характера.

Ну а теперь перейду от теории к практике. Я работаю с учащимися 2 класса.

Начну с приема «Речевая разминка». Цель данного приема научить детей слушать вопрос, стоить собственный вопрос, обращенный к разным людям. Это творческое задание в котором учащимся предлагается составить диалог по конкретно заданному вопросу. Речевая разминка занимает 2-3 минуты и может использоваться как в начале урока на этапе проверки домашнего задания, так и в середине, на этапе первичной проверки усвоения знаний. Вопросы могут быть составлены учителей в зависимости от урока, а могут быть составлены самими учениками.

Примеры вопросов для речевой разминки представлены на слайде. Дам подсказку, последний вопрос относится к литературному чтению.

В зависимости от урока, на котором проводится речевая разминка мы с ребятами ее можем изменить. Например используя речевую разминку на уроках литературного чтения или на классных часах мы добавляем слова любознательный, зануда, оптимист.

Приём “ Солнышко”

Данная схема даёт возможность установить ассоциативный ряд, подобрать синонимы. В некоторых случаях – вспомнить предыдущий материал и установить понятийные связи для лучшей систематизации знаний учащихся. Синонимы, ассоциации, определяющее  понятие.

Вариации данного приёма включаю и в контрольные упражнения:

  1. Подберите слова по смыслу (схожести или противоположности, а также принадлежащие к одному понятию).
  2. Определите связь понятий или явлений (родственность, сходство, различие, противоположность).

         Прием лучше всего использовать на этапе обобщения знаний детей.  Ребятам предлагается составить  свои солнышки. Работать рекомендуем в паре или группе. На доске можно представить «обобщенное»  солнышко  (пример «Болото»).

Данный прием может использовать совместно с учителем, в группах, в парах. Составление данной схемы может проходить самостоятельно по учебнику, по дополнительному материалу или могут делаться пометки в процессе объяснения учителем. Это более сложный этап и сейчас на уроках я пока только начинаю его использовать.

Данный прием мы довольно часто используем на уроках окружающего мира и русского языка. (Демонстрация работ)

Так же на уроках русского языка и математике я этот прием не много изменила. У нас есть так называемые лучики, на которых записаны определенные слова задача ученика выбрать те лучики, которые относятся к теме урока. (Пример)

Приём Синквейн

Итог по работе с информацией может быть представлен учащимися в форме творческой работы рефлексивного характера, синквейн, по своей сути, - это сжатая форма информации.

        Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять».  Это короткая стихотворная форма. Состоит из пяти строк. Пишется такое стихотворение по особым правилам.

Посмотрите на экран, перед нами эти особые правила.

Я предлагаю вам не много отвлечься и сменить вид деятельности. Вы можете работать в парах, в группах или индивидуально. Так как сегодня у нас тема работа с информацией предлагаю вам составить синквей на одну из тем.

Работая со вторым классом я заметила что современные дети совсем не умеют отгадывать загадки. Им сложно выделить основные признаками предмета. Провести аналогию или установить причину. Для этого, работая с загадками я использую таблицу ЗХУ.

Приём “ Знаю – хочу узнать – узнал”

Например загадка «В гору бегом, с горы кувырком» Знаю что это заяц, хочу узнать почему так происходит, узнал  что это потому что у зайца разная длинна лап.

Также часто я использую прием «Маркировка»  на уроках  русского языка при работе с текстом. Например, в следующем задании при составлении текста учащиеся делают пометки

+ - Я знал, - Я не знал, !  - Удивлён!, ? - Задаю вопрос.

Данную маркировку текста мы применяем так же на уроках окружающего мира при работе с дополнительными источниками информации, такими как книги «Великан на поляне» и «Зеленые страницы».

Задача учителя систематически приучать детей к углубленным наблюдениям, предлагать дидактический материал и такую систему знаний к нему, которая нацеливает на выделение существенных признаков и адекватные обобщения. Для это используем приёмы:

Приём.  Вопросы? Вопросы!

Назначение: игра на умение формулировать точные вопросы по существу учебной информации, которые свидетельствуют о глубоком понимании прочитанного.

Обучающимся предлагается составить наибольшее количество вопросов  по презентации или тексту. Другие должны на них ответить.

При работе с данным приемом я использую работу в парах с последующей взаимопроверкой и выставлением двух отметок. Первая отметка за качество вопрос – она выставляется учеником, который на эти вопросы отвечает и вторая отметка ставится за качество ответом и выставляется тем учеником кто вопросы составлял.

Чаще всего данный прием используется на уроках литературного чтения. При чем дети учатся задавать вопросы на которые в тексте есть не только прямой, но и спрятанный ответ.

Так же на уроках литературного чтения я стараюсь использовать технология продуктивного чтения. Учу детей сравнивать персонажей используя данные текста. Не просто отвечать на просы, но и подтверждать ответы фразами из текста.

На данном слайде представлен фрагмент работы со словарными словами, построенный на детских ассоциациях. Такую наглядную работы мы начали проводить еще в 1 классе, когда учащимся предлагалось составить фотоальбом азбуки.

Работа со схемами, таблицами, графиками. (Звуковой домик)

Прием верю не верю.

«Верю - не верю»:

  • Тупой угол – это угол, который нарисован тупым карандашом
  • Угол – это геометрическая фигура.
  • Угол состоит из двух пресекающихся прямых
  • Бывают углы остроумные и тупые
  • Угол состоит из двух лучей, выходящих из одной точки
  • Равные углы – это те, у которых равны стороны
  • Биссектриса – это такой угол, у которого три стороны.
  • Бывает угол прямой
  • Угол может быть тощим
  • Острый угол – это угол, который меньше прямого

1. Урок – это уговор (у-говор – от слова «говорить»).
(Нет, это условие: у-словие).

2.  Есть грамматическое правило, согласно которому исконно русские слова не начинаются на букву «А».
(Да). Исконно же русские слова, начинающиеся на букву А, можно пересчитать буквально по пальцам – это так называемые служебные слова: аж, авось, восклицания – ага, агу, да еще аз и азбука. Желающим пополнить этот список придется изрядно попотеть.
Что же это, собственно, значит? Можно ли сказать, что мы сталкиваемся здесь с неким недостатком нашего языка? Ни в коем случае.
Русских слов на А мало не потому, что наши предки не сумели их выдумать, а потому, что здесь действует особый лингвистический закон. Дело в том, что древних славянских слов на А было немало, но подавляющее большинство из них впоследствии развивали перед А звук «йот», становясь таким образом словами на Я: например, яблоко (йаблоко) – это бывшее праславянское «аблоко».

3. На титульном листе первых сборников географических карт, изданных в 1595 году, изображался титан Атлант (по-гречески – Атлас), держащий на голове, согласно греческой мифологии, в наказание за участие в борьбе титанов против богов небесный свод. Отсюда и название – атлас.
(Да).

«Аббревиатура» (приём интерактивного обучения)

Даётся зашифрованная фраза, сокращённая до первых букв каждого слова и нужно найти данную аббревиатуру в тексте. Этот приём активизирует внимание учащихся и приучает их к сокращенным формам, что в дальнейшем они могут применять в жизни.

«Притча об учителе и учениках». (отрывок)

Конец ХV века. Открытие нового мира. В Европу путешественники привозят много нового.  Один из моряков Христофора Колумба возвращается в Европу с семенами невиданного доселе растения- томата.

 Попробовав его на вкус и, узнав о его ценности, моряк не смог отказаться от соблазна вырастить этот чудо-овощ дома.  Попробовали соседи томат и попросили их научить выращивать неизвестный овощ. Лишь пяти ученикам дал он по одному семечку и сказал:

 «через год я приду и проверю, как вы научились у меня выращивать томат». И разошлись ученики по домам, и пошел учитель смотреть на труды своих учеников.

 Не у всех результаты были одинаковы. У первого ученика учитель не увидел растения.

-Где плоды твоего труда? - спросил учитель.

-Не смог я сберечь семечко, подаренное тобой, мой учитель. Съела его мышь.

-Урок тебе впредь. Храни как зеницу ока то, за что взялся отвечать. И у второго ученика не было растения.

-Слишком рано, учитель,   я посеял семечко, смерзло оно.

-Всему свое время, свой срок. Ничего не делай раньше необходимого, - ответил учитель.

И третий ученик оказался нерадивым.

Посеял он, семя взошло оно, но  решил ученик пересадить его на другое место. Погибло растение.

-«Все должно иметь свои корни», - сказал учитель.

Лишь у четвертого ученика пришла к учителю радость. Собрал ученик хороший урожай.

-Учитель, я выполнил все твои советы.

-Ты хороший ученик, я горжусь тобой.

Но настоящее чудо ждало учителя у пятого ученика.

-О, учитель! Я делал все, чему ты меня научил, а еще я каждый раз разговаривал с растением. Рано утром я приходил пожелать ему доброго утра и спрашивал, как оно провело ночь. Днем я заходил рассказать, как идут мои дела, дела моей жены, моих детей. Каждый вечер я рассказывал растению сказку на ночь, и тихо, шепотом, желал ему спокойной ночи. И увеличилось количество плодов в несколько раз. Растение отблагодарило меня за проявленную заботу. А учитель со слезами на глазах благодарил своего ученика, который стал его учителем.

Пусть же   все   содержание вашего   труда   имеет   продолжение в памяти, умах и сердцах учеников, а ученики изменят   ваш мир, делая его более светлым, добрым, веселым.

 Счастья вам, человеческого тепла, мира в душе!

«Притча об учителе и учениках».

Конец ХV века. Открытие нового мира. В Европу путешественники привозят много нового. Большей частью везут золото - это богатство, это власть над людьми.

 Но не только жажда наживы влечет людей в Новый Свет. Один из моряков Христофора Колумба возвращается в Европу с семенами невиданного доселе растения- томата.

 Попробовав его на вкус и, узнав о его ценности, моряк не смог отказаться от соблазна вырастить этот чудо-овощ дома. И вот, спустя год, первый урожай.

 Попробовали соседи томат и попросили их научить выращивать неизвестный овощ. Лишь двенадцати ученикам дал он по одному семечку и сказал:

 «через год я приду и проверю, как вы научились у меня выращивать томат». И разошлись ученики по домам, и пошел учитель смотреть на труды своих учеников.

 Не у всех результаты были одинаковы. У первого ученика учитель не увидел растения.

-Где плоды твоего труда? - спросил учитель.

-Не смог я сберечь семечко, подаренное тобой, мой учитель. Съела его мышь.

-Урок тебе впредь. Храни как зеницу ока то, за что взялся отвечать. И у второго ученика не было растения.

-Слишком рано, учитель,   я посеял семечко, смерзло оно.

-Всему свое время, свой срок. Ничего не делай раньше необходимого, - ответил учитель.

И третий ученик оказался нерадивым.

-Прошу прощения, учитель, посеял я семя , но забыл прорастить.

-Урок тебе. Разбуди семя, подготовь к росту и лишь затем сей.

И четвертый ученик встретил учителя с понурой головой:

-Забыл я, учитель, посеять семя.

-Запомни: что посеешь, то и пожнешь.

И пятому ученику нечем было хвастаться. Посеял он, семя взошло оно, но  решил ученик пересадить его на другое место. Погибло растение.

-«Все должно иметь свои корни», - сказал учитель.

Вид шестого ученика был печальным.

-Взошло мое растение, учитель, позабыл я его полить. Засохло мое растение.

-Запомни, ничто не может жить без питания.

И у седьмого ученика ждало учителя разочарование.

-«Пришел сосед, поглядел, и погибло растение»,- сказал ученик учителю.

-Береги впредь свое чадо от дурного глаза.

Нечем было хвастаться и восьмому ученику.

-Послушался я, учитель, чужих советов.

-Не слушай тех, кто не знает.

Не мог похвастаться и девятый ученик.

-Учитель, слишком поздно я поселял семя.

-Что было хорошо вчера, не всегда хорошо сегодня.

У десятого ученика учитель увидел растение, но было оно хилым и без плодов.

-Забыл я удобрить землю, учитель.

-«Не жди плодов без плодородной почвы»,- наставлял учитель.

Лишь у одиннадцатого ученика пришла к учителю радость. Собрал ученик хороший урожай.

-Учитель, я выполнил все твои советы.

-Ты хороший ученик, я горжусь тобой.

Но настоящее чудо ждало учителя у двенадцатого ученика.

-О, учитель! Я делал все, чему ты меня научил, а еще я каждый раз разговаривал с растением. Рано утром я приходил пожелать ему доброго утра и спрашивал, как оно провело ночь. Днем я заходил рассказать, как идут мои дела, дела моей жены, моих детей. Каждый вечер я рассказывал растению сказку на ночь, и тихо, шепотом, желал ему спокойной ночи. И увеличилось количество плодов в несколько раз. Растение отблагодарило меня за проявленную заботу. А учитель со слезами на глазах благодарил своего ученика, который стал его учителем.

Пусть же   все   содержание вашего   труда   имеет   продолжение в памяти, умах и сердцах учеников, а ученики изменят   ваш мир, делая его более светлым, добрым, веселым.

 Счастья вам, человеческого тепла, мира в душе!        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование универсальных учебных действий через проектную деятельность младших школьников»

Проектная деятельность является одним из способов реализации требований ФГОС НОО (нового стандарта). Отвечая требованиям системно-деятельностного подхода, проектная деятельность способствует формирова...

Формирование у школьников универсальных учебных действий через решение логических задач на уроках информатики с использованием ИКТ.

Формирование УУД через решение логических  задач:​обеспечит обучающихся  возможностью самостоятельно  ставить  учебные  цели, искать и  использовать  необходимые ...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ЧЕРЕЗ ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС "СУРГУТСКИЕ ЗАДАЧИ"

В условиях модернизации общего образования особое внимание уделяется процессу развития личности, востребованной современным обществом. Школа — это не место подготовки будущих взрослых, а место, ...

"Формирование коммуникативных универсальных учебных действий через работу с текстом."

Данная статья направлена на изучение особенностей форм коммуникативных навыков младших школьников и на формирование их при работе с текстом через создание ситуации успеха в урочной деятельности....

"Формирование универсальных учебных действий через использование приемов ТРИЗ на уроках".

формировании универсальных учебных действий через использование приемов ТРИЗ на уроках....

ВЗГЛЯД НА ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ОПЫТА РАБОТЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В статье выделены ключевые аспекты развивающего урока. Автор размышляет о причинах ошибок при подготовке и проведении современного урока. Представлен опыт формирования универсальных учебных действий в...