Урок-игра "Путешествие по России"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Печенкина Тамара Павловна

Конспект и презентация к уроку по окружающему миру "Путешествие по России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-igra_puteshestvie_po_rossii.doc29.5 КБ
Office presentation icon urok_igra_puteshestvie_po_rossii.ppt2.52 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Окружающий мир. Путешествие по России»

 План-конспект урока по учебнику

 «Окружающий мир. 4 класс».

 Автор: А.А.Плешаков

 Тема: «Путешествие по России»

Форма урока: Урок – игра.

Тема урока: Путешествие по России (обобщение)

Класс: 4 класс

Время: 45 минут

Цель и задачи урока:

Цель: обобщить у учащихся знания и умения об изученных географических объектах России.

Задачи:

  • Образовательные.
  • Закрепить умение находить и показывать на карте географические объекты России;
  • Закрепит умение сравнивать и различать объекты по признакам;
  • Закрепить и обобщить знания полученные на уроках.
  • Развивающие.
  • Развивать познавательную активность учащихся;
  • Развивать умение наблюдать, обобщать, делать выводы;
  • Развивать мелкую моторику;
  • Развивать умение объективно оценивать результат своей деятельности и своих одноклассников.
  • Воспитательные.
  • Воспитывать интерес к изучению родной страны;
  • Воспитывать чувство уважения к окружающему миру;
  • Воспитывать доброжелательное отношение при работе в коллективе.

Оборудование:

  • Мультимедийная установка
  • Презентация
  • Раздаточный материал для конкурсов.

План проведения игры

«Путешествие по России».

1. Организационный момент.

Сбор участников игры, деление на команды, выбор капитана.

2. Сообщение темы и цели урока.

 - Сегодня на уроке мы совершим путешествие по самой большой стране в мире – России. (слайд 1). Во время путешествия мы с вами вспомним исследованные нами географические объекты и проверим свои знания.

3. Объяснение правил игры.

- Наша игра будет состоять из 5 конкурсов. Участники команд не занятые в конкурсе, будут работать по электронному табло, отвечая на вопросы викторины, тем самым принося своей команде дополнительные баллы!!! (слайд 2). Если участник не может самостоятельно ответить на вопрос, а пользуется подсказкой команды, то количество баллов, которые он приносит команде уменьшается в 2 раза. Команда, не ответившая на вопрос, даёт возможность ответить команде - соперников.

 Пожелаем друг другу удачи и начнем игру!!!

4. Ход игры.

  • Конкурс №1 «Обозначь объекты на контурной карте». Из каждой команды участвует 2 игрока. Они цветными карандашами выполняют задание на отдельном столе. За каждый правильный ответ получают по 2 балла + 1 балл за быстроту выполнения. (см. конкурс №1)
  • Конкурс №2 «Составь пару». Из каждой команды 2 игрока (другие), они на отдельном столе выполняют задание. Составив пары, пусть расположат объекты по убыванию высоты. За каждую правильную пару 2 балла, за правильное расположение 5 баллов,  1 балл за скорость. (см. конкурс №2)
  • Конкурс №3 «Океан - моря». Участвуют все игроки команды. Команде даются карточки с названиями морей и океанов. Задача как можно быстрее найти внутри команды человека с нужным океаном и образовать с ним круг. Оценивается в 10 баллов + 1 балл за скорость. (см. конкурс №3)
  • Конкурс капитанов (см.конкурс – капитанов). По принципу игры «Верю, не верю». Каждый капитан, правильно ответив на вопрос, может принести команде 1 балл. Время на ответ 30 секунд.
  • Конкурс №4 «Больше». Участвуют  2 игрока от команды, они на отдельном столе записывают как можно больше притоков российских рек. За каждое правильно слово, 2 балла + 1 балл за скорость (см. конкурс №4)

5. Подведение итогов игры, объявление результатов.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Путешествие по России

Слайд 2

Вопросы. 2 балла 4 балла 6 баллов 8 баллов 1 2 3 4 5 10 9 8 7 6 15 14 13 12 11 20 19 18 17 16 равнины горы моря озёра реки 10 баллов 25 24 23 22 21

Слайд 3

Назовите участок суши изображённый на рисунке. болото

Слайд 4

Назови явление природы изображённое на рисунке. лавина

Слайд 5

цунами Назови явление природы изображённое на рисунке.

Слайд 6

Назови явление природы изображённое на рисунке. водоворот

Слайд 7

Назовите участок реки с сильным течением изображённый на рисунке. речные пороги

Слайд 8

Выбери лишний географический объект, обоснуй решение. Средне-Сибирское плоскогорье Восточно-Европейская равнина Западно-Сибирская равнина

Слайд 9

Выбери лишний географический объект, обоснуй решение. Алтай Кавказские горы Альпы Саяны

Слайд 10

Выбери лишний географический объект, обоснуй решение. Черное море Карское море Балтийское море Азовское море

Слайд 11

Выбери лишний географический объект, обоснуй решение. Ладожское озеро Каспийское море Онежское озеро Черное море

Слайд 12

Выбери лишний географический объект, обоснуй решение. Амур Кама Волга Ока

Слайд 13

Самая «мокрая» равнина России? Западно-Сибирская равнина

Слайд 14

Какой минерал и в каких горах России искал герой Бажова из сказки Каменный цветок? Малахит Уральские горы

Слайд 15

Моря каких океанов не омывают берега России? Индийского и Южного океанов

Слайд 16

Самое широкое озеро Европы? Ладожское озеро

Слайд 17

Самая широкая река России? река Обь

Слайд 18

На этом географическом объекте веками развивались культура и хозяйство многих народов. Именно отсюда отправились в далекие края на восток и север русские землепроходцы. Именно здесь расположены самые древние и славные города России, проходили исторические битвы с монголо-татарами, тевтонскими рыцарями, армией Наполеона, немецко-фашистскими захватчиками. Прекрасная, разнообразная природа способствовала рождению великого народа, который смог воспроизвести ее в своих творениях, и дала ему силы создать и возродить различные народные ремесла, а затем и разнообразные виды деятельности современной цивилизации. Узнай географический объект. Восточно-Европейская равнина

Слайд 19

Узнай географический объект. "В далекие времена на широкой долине росла и хорошела девушка Машук. Особо пригожей была она в лучах заходящего солнца, которое высвечивало её пышный зелёный наряд. Седой Эльбрус - царь той страны, в груди которого все еще клокотали могучие силы, а сердце горело огнем, страстно полюбил Машуку. Ещё больше любил её сосед, молодой князь Бештау. Но ни одна тайна не может вечно оставаться тайной. И когда Эльбрус узнал про измену, горы сотряслись от его гнева. А вскоре случилось самое страшное: князь Бештау поднял руку на старшего, и его меч рассек седую голову Эльбруса на две части. Но могучий старик разрубил наглеца на пять частей и разбросал их. В порыве гнева он вонзил меч и в грудь неверной Машуке. Прошли века, окаменели горы. И теперь с первыми лучами солнца пятиглавый Бештау тянется к кудрявой Машуке, а в вечерней тишине двуглавый Эльбрус бросает на неё свою тень. Но любовь сильна. До наших дней из глубокой раны Машуки течёт голубой, горячий поток целебных вод, приносящий людям здоровье, счастье и любовь …" Кавказские горы

Слайд 20

Откуда же взялось название этого моря? Существует несколько версий. Скифы называли море Тэнг, что в переводе со скифского Темное. Древние иранцы называли море Ашхаена, это также означает Темное. Одна из турецких легенд гласит: что в этом море лежит меч бога, который в море забросил волшебник по имени Али. Воды моря не хотят этого меча, пытаясь его выбросить из своих недр. Поэтому, когда море волнуется, оно становится темным. Узнай географический объект. Чёрное море

Слайд 21

Узнай географический объект. Онежское озеро

Слайд 22

Узнай географический объект. река Ангара Давным-давно жил в этом крае один могучий седой богатырь Байкал. Не было во всей стране равного ему по силе и богатству. Суровый он был старик. Была у старика Байкала единственная дочь. Первой красавицей она слыла во всем свете. Красивее её не было на земле. И кто бы ни ехал мимо неё, все любовались ею. Очень любил ее отец-старик. Но строг был к ней и держал ее взаперти, в недоступных глубинах. Не давал ей даже наверх показаться. Часто-часто тосковала красавица, думая о воле… Услышала она однажды о красавце Енисее и захотела увидеть его. Но Байкал и слушать не хотел, еще глубже спрятал дочь. И решили ручейки и речки помочь ей. Стали они подмывать прибрежные скалы. Близилась свадебная ночь. Крепко спал в эту ночь старик Байкал. С шумом вырвалась красавица из каменных стен и помчалась к своему желанному Енисею. Вдруг проснулся старик Байкал, выбежал из дворца, ударил по седой горе, отломил от берега целый утес и с проклятием бросил его вслед убегающей дочери.

Слайд 23

Перечислите известные вам великие исторические битвы, происходящие на территории Восточно-Европейской равнины. Ледовое побоище Куликовская битва Война с Наполеоном Великая Отечественная война

Слайд 24

Эти горы очень любил поэт М.Ю. Лермонтов. Синие горы ……, приветствую вас! Вы взлелеяли детство мое, Вы носили меня на своих одичалых хребтах; Облаками меня одевали; Вы к небу меня приучили, И я с той поры все мечтаю о вас да о небе... Кавказские горы

Слайд 25

Как называлось древнее море в состав которого входило несколько морей, горы Кавказа, территория Предкавказья и часть Средней Азии? Сарматское море

Слайд 26

Эта рыба встречается только в озере Байкал, как она называется и чем она необычна? Голомянка, живородящая рыба

Слайд 27

Назовите древние названия Волги. Ра и Итиль


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Леса России" в 4 классе, УМК "Школа России"

Красочная презентация по теме урока  делает  изучение темы "Леса России" из раздела "Природные зоны" интересным и занимательным. Материал может быть использован для проведения внеклассного м...

Урок гражданственности по теме: "Россия – родина моя. Я – гражданин России."

Классный час расширяющий знания о  Государственной символике Российской федерации для 2 класса. Содержит познавательную информацию, конкурсы, творческое задание....

Окружающий мир 3 класс (1-4) по программе «Школа России» "Золотое кольцо России"

Тема урока: «Золотое кольцо России»Тип урока:   Урок путешествиеЦели урока:Познакомить детей с древними городами России, показать красоту и изысканность русских городов.Прививать любовь к родному краю...

Сценарий «Россия - всё, чем я живу» (геральдика России)

Цель: создание условий для осознания учащимися государственной символики России, воспитание чувства патриотизма, гордости за свою страну....

Россия в 18 веке. Петр Ι - царь преобразователь. Новая столица России- Петербург. Провозглашение России империей

Цели  урока: 1.Познакомить  учащихся  со  значением  личности  Петра 1 в истории...

«Россия – священная наша держава!» Сценарий игры-путешествия ко Дню России "«Я - Гражданин России!»

                                           Предназначена для работы с учащимися 9-1...

Технологическая карта урока окружающего мира «Россия на карте. Проект «Города России» ( УМК " Школа России" ,2 класс)

Тема урока «Россия на карте. Проект «Города России» Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: формирование условий для ознакомления обучающихся с понятием «Геогр...