Урок окружающего мира по теме "Петр I.Российская империя". 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме
Урок окружающего мира по программе "Гармония" Осуществляется деятельностный подход в обучении. Развивается умение сотрудничать, работать в группе,умение общаться,делать выводы, обосновывать их, проводить их сравнительный анализ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_okruzhayushchego_mira_v_4.docx | 19.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира в 4-м классе по теме "Петр Великий. Российская Империя"
Тарасова Любовь Александровна, учитель начальных классов МБОУ « СОШ №11»
Задачи:
- Сформировать представление о Петре I- первом императоре, его преобразованиях: создание российского флота, выход в Балтийское море; строительство Санкт-Петербурга; реформы в быте
- Развивать умение обобщать, делать выводы и обосновывать их, проводить сравнительный анализ.
- Развивать умение сотрудничать, работать в группе.
Оборудование:
- карточки с заданиями для групповой работы,
- портреты (мозаика)
Ход урока
I. Актуализация опорных знаний.
- Сегодня мы с вами продолжим путешествие в прошлое России.
Из мозаики соберите портрет исторического деятеля. Кто это? Какова роль этого человека в истории России?
Работа в группах.
- Владимир Святой (Красное Солнышко).
- Иван Калита.
- Иван IV (Грозный).
- Михаил Романов.
Ответы детей.
- Ввел Христианство на Руси. Русь превратилась в огромную державу, о которой с уважением говорили в Европе.
- Собирал дань и отправлял в Орду. Излишки использовал для укрепления и расширения государства. Москва стала центром возрождения государства.
- Всю жизнь вел войны за присоединение к Московскому государству новых земель. Большой бедой для народа была подозрительность и жестокость Ивана Грозного.
- Основатель династии Романовых.
(Слайд №1)
- В конце XVII века русским царем становится внук Михаила Романова. (Слайд №2)
- Кто это? (Петр I)
- Где вы встречались с именем этого человека?
- Что вам запомнилось?
Ответы детей.
- Петр I был необычным царем, потому что не боялся тяжелой работы.
- Создал «потешное» войско. Эти войска так затем увеличились, что впоследствии составили два полка (Преображенский и Семеновский, названные по двум подмосковным селам) и стали настоящей опорой царю.
- Ввел новое летосчисление.
- При Петре I была выпущена первая печатная газета « Ведомости» и т. д.
II. Введение нового знания.
- Во время царствования Петра I много нового появилось в нашем государстве. Петр I вошел в историю как реформатор.
- Как вы понимаете, кто такой реформатор? (Высказывания детей).
- О некоторых преобразованиях, изменениях или реформах мы с вами сегодня и поговорим.
Но сначала еще раз посмотрим как объясняет значение слов «реформа» и «реформатор» Ожегов в своем словаре. (Слайд № 3)
- Итак, попробуйте сами догадаться о том, что же еще нового появилось в России при Петре I. Какие реформы были проведены.
(Работа в группах. Учащиеся получают карточки с заданиями)
Проанализируйте эти снимки. Что нового появилось при Петре I? Для чего? (Ответы детей, Слайд №4)
- Это гордость Петра – российский флот. Россия становится сильной морской державой. Благодаря флоту расширились границы нашего государства. Россия получила выход в Балтийское море. Появился морской путь, а это значит, наладилось более тесное общение с другими странами Европы.
В устье Невы Петр начал строительство нового большого города, названного в честь основателя. (Слайд №5)
- Какой город был заложен? (Санкт-Петербург)
2. В чем отличие плана Москвы от плана Санкт-Петербурга? (Слайд № 6)
Москва построена как и другие древнерусские города. В центре городская крепость, вокруг крепости посад, где жили ремесленники, рыбаки. Застроен город без определенного плана. Похоже на кольцо, круг.
Санкт-Петербург создавался по передовым образцам того времени. Петр I не желал ничего Московского. К строительству Санкт-Петербурга были приглашены архитекторы из Европы, строился по четко разработанному плану. Проспекты города широкие, прямые. Улицы – прямые, пересекают проспекты под прямым углом.
- Как вы думаете, кто строил Санкт-Петербург, кто создавал флот?
- Как жилось простым людям в годы реформ Петра? Почему? (Слайд №7.Строительство Санкт-Петербурга).
- Петр I заложил город в устье Невы. Берега болотистые, часты наводнения. Люди осушали болота, делали насыпи, мостили топкие улицы. Рабочие страдали от голода, болезней. От тяжелых условий тысячи умирали. На их место привозили новых. Но шло время. Город рос, становился красивее. В 1712 году Санкт-Петербург становится новой столицей государства. (Слайд № 8)
3. За годы царствования Петра I произошли реформы и в быте.
Слева эпоха Петра I, справа – допетровские времена. (Слайд №9)
- Какие изменения во внешнем облике людей произошли во время царствования Петр I? (Изменилась одежда, появились парики, нет бороды у мужчин и т. д.)
Борода на Руси считалась признаком добропорядочности и солидности. Царь же велел сбривать бороды. Бороды бояр отрезал собственноручно. К традиционной русской одежде – долгополому и широкорукавному платью питал неприязнь, считал, что она стесняла движения и мешала в работе.
А еще Петр I ввел ассамблеи.
Ассамблея - это бал. Знатные люди собирались для увеселения и дружеских разговоров. На ассамблеи приглашались и женщины, чего раньше не было. Гости должны были показать знание светских манер.
4. Какие продукты употребляли на Руси издавна, а какие появились при Петре?
помидоры
чай
квас
горох
картофель
рыба
морковь
кофе
капуста
репа
мед
огурцы
(При Петре I появились: помидоры, чай, картофель, кофе).
- Утренняя трапеза превращалась в своеобразную пытку, потому что предписывалось на европейский манер по утрам пить ненавистный кофе.
Картофель поначалу крестьян заставляли выращивать силой. Русские крестьяне не сразу сообразили, что у заморского растения едят не «вершки», а «корешки». «Вершки» – то оказались горькими, да еще и ядовитыми, и назвали картофель «чертовым яблоком».
Женщины цветками картофеля украшали шляпки.
- За заслуги перед государством Петр I получил почетное прозвище Великий и титул император. Россия стала называться империей. (Слайд №11)
Обобщение.
- Перед вами список реформ Петра Великого. Вычеркните то, что не относится к Петровским реформам.
- Введение нового летосчисления.
- Создание российского флота. Выход в Балтийское море.
- Введение европейской одежды.
- Первая на Руси типография.
- Ассамблеи.
- Выпуск первой печатной газеты «Ведомости».
- Указ об обрезании бород и длиннополых платьев.
- Появление телевидения.
- Основание Санкт-Петербурга.
- Запуск космического корабля.
- Появление новых продуктов питания.
(Проверка – слайд №12).
III. Итог урока.
Оценивание.
Домашнее задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".
Одна из основных задач педагогов - разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА «ШКОЛА 2100») 1 класс Тема урока: «Путешествие Колобка»
Урок относится к проблемно - развивающему типу. В содержательном плане он знакомит учащихся с профессиональной деятельностью людей. На примере колобка (хлебобулочного изделия) в обратном порядке просл...
Тест по окружающему миру на тему "Начало Российской империи".
Тест подготовлен для проверки знаний учащихся 4го класса по программе "Перспектива" на тему "Начало Российской империи"....
Тест по окружающему миру по теме"Развитие Российской империи", 4 класс, "Гармония"
Тест по окружающему миру...
Тест по окружающему миру по теме «Начало Российской империи» 4 класс
Тест по окружающему миру по теме "Начало Российской империи" 4 класс...
Урок окружающего мира "Советская Россия. СССР. Российская Федерация"
Урок окружающего мира "Советская Россия. СССР. Российская Федерация" для 3 класса УМК "Начальная школа 21 века"...
Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "Начало Российской империи" 4 класс
Этап 1МОТИВАЦИЯ Эмоциональный настрой на урок.«Вот опять звенит звонок –Приглашает на урок.Начинаем мы опятьПо истории шагать».Мы продолжаем путешествие по Реке времени ро...