Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» ( Н. Я Дмитриева, А. Н. Казаков)
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) по теме
Программа по предмету "Окружающий мир" для 3 класса (система РО Л.Занкова). УМК Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова. Соответствует ФГОС второго поколения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 233.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» составлена на основе авторской программы Н. Я Дмитриевой, А. Н. Казакова «Окружающий мир», утвержденной Министерством образования и науки Российской Федерации (Программы начального общего образования. Система Л. В. Занкова/ сост. Н. В. Нечаева, С. В. Бухалова. - Самара: Издательский дом «Федоров», 2011).
Общей целью начального общего образования по предмету «Окружающий мир» является:
- формирование целостной картины мира и сознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой; духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и дает обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Предмет «Окружающий мир» в начальной школе рассматривается как фундамент для изучения значительной части учебных предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, истории и обществознания, кроме этого он является первым предметом, рисующим широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира.
Это определило цели изучения предмета в 3 классе:
- развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
- помощь в освоении знаний об окружающем мире, о человеке и его месте в природе и обществе, об историческом прошлом России и родного края;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
Задачи обучения в 3 классе:
- помочь обучающимся осознать объективно существующие связи и зависимости между природой, обществом и человеком;
- формировать экологическую грамотность, обучать безопасному поведению в природе и обществе;
- помочь в овладении (частным) историческим мышлением.
Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены в соответствии с тематикой фундаментального ядра содержания данной предметной области в системе начального общего образования, а также с проблематикой, раскрытой в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, и представлены содержательными блоками: «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасной жизни».
Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом:
- Дмитриева, Н. Я. Окружающий мир: учебник для 3 класса: в 2 ч./Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011
- Дмитриева, Н. Я., Казаков, А. Н. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир». 3 класс. / Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков. - Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2013
- Дмитриева, Н. Я., Казаков, А. Н. Методические рекомендации к курсу «Окружающий мир», 3 класс./ Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011
- Товпинец, И. П. Уроки здоровья. Книга для чтения по курсу «Окружающий мир»./ И. П. Товпинец. - Самара: Корпорация «Федоров», 2011
- Трофимова, Г. В. Тайны близкие и далекие: книга для чтения по курсу «Окружающий мир»./ Г. В. Трофимова. - Самара: Корпорация «Федоров», 2011
- Чутко, Н. Я. Я — гражданин России: Учебное пособие для 3, 4 классов./ Н. Я. Чутко. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012
- Программы начального общего образования. Система Л. В. Занкова/ сост. Н. В. Нечаева, С. В. Бухалова. - Самара: Издательский дом «Федоров», 2011
Формы обучения:
- индивидуальные;
- индивидуально-групповые;
- групповые.
Рабочая программа учитывает особенности класса: в классе обучаются дети 8-10 лет, которые владеют познавательными компетенциями на разных уровнях. Поэтому уроки будут выстроены таким образом, чтобы учащиеся с низким уровнем развития и знаний могли реализовать все свои умения и возможности, добившись высоких результатов, а обучающиеся с высоким уровнем могли реализовать свои творческие проекты на уроках и во внеурочной деятельности.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Предмет «Окружающий мир» входит в предметную область «Естествознание и обществознание». Программа по окружающему миру Н. Я. Дмитриевой, А. Н. Казакова предполагает 68 часов на изучение предмета в 3 классе.
На проведение контрольных работ в 3 классе отводится 4 часа, на проведение экскурсий — 4 часа, на создание проектов и проведение исследований — 8 часов.
С учетом специфики класса выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты.
Характеристика проекта:
- по числу участников — индивидуальный и групповой;
- по длительности — краткосрочный;
- по предметному содержанию — монопредметный;
- по внешнему виду деятельности — информационный, исследовательский, практико-ориентированный, практический.
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В процессе изучения предмета «Окружающий мир» у обучающихся 3 класса формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру и система понятий:
- природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека;
- культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм;
- наука, как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума;
- искусство как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества;
- человечество как многообразие народов, культур и религий;
- международное сотрудничество как основа мира на Земле;
- патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству;
- семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества;
- труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности;
- здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное;
- нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- ориентация на принятие образца «хорошего ученика»;
- интерес к познанию окружающего мира;
- ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;
- предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев;
- осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
- осознание своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, развитие чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю;
- понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей, исторических лиц;
- ориентация в поведении на принятые моральные нормы;
- понимание чувств одноклассников, учителей, мотивов поступков исторических лиц;
- принятие ценности природного мира, природоохраны, здоровьесберегающего поведения;
- понимание красоты природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженных учебно-познавательных мотивов;
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной деятельности;
- реализации основ гражданской идентичности в поступках;
- следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- установки на здоровый образ жизни;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;
- контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным, словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
- отбирать адекватные средства достижения цели деятельности;
- вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
- действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью.
Обучающийся получит возможность научится:
- самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровне;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным, словесно-образным и словесно-логическим материалом;
- на основе результатов решения практических задач делать выводы о свойствах изучаемых природных объектов.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск необходимого иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем;
- осуществлять запись указанной учителем информации об окружающем мире;
- пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе;
- строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;
- находить в сотрудничестве с одноклассниками разнообразные способы решения учебной задачи;
- умению смыслового восприятия познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей;
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- обобщать, проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Обучающийся получит возможность научится:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, медиа-ресурсов;
- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
- создавать и преобразовывать модели и схемы по заданиям учителя;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- находить разнообразные способы решения учебной задачи;
- осуществлять сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям;
- строить логическое рассуждение как связь простых суждений об объекте (явлении).
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- строить сообщение в соответствии с учебной задачей;
- ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать другое мнение и позицию; контролировать действия партнера;
- адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации, используя при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
- допускать возможность существования различных точек зрения;
- стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- понимать ситуацию возникновения конфликта, содействовать его разрешению;
- использовать свою речь для планирования своей деятельности.
Предметные результаты
Человек и природа
Обучающийся научится:
- устанавливать связи между живой и неживой природой;
- осуществлять классификацию объектов окружающего мира по самостоятельно выделенным признакам;
- использовать естественно-научные тексты для поиска информации, ответов на вопросы, создания собственных устных и письменных высказываний;
- использовать различные справочники для поиска информации;
- проводить наблюдение за погодой и природой родного края;
- сравнивать изучаемые природные зоны России; природные сообщества как единство живой и неживой природы, приводить примеры растений и животных;
- выделять характерные признаки сезонов года на примере природы родного края;
- узнавать наиболее распространенные и охраняемые в родном крае растения и животных;
- соблюдать правила поведения в природе; правила безопасности в лесу и при отдыха у водоема;
- узнавать по внешнему виду изученные растения: хвойные, цветковые;
- фиксировать с помощью условных знаков основные признаки погоды, составлять устную характеристику погоды.
Обучающийся получит возможность научиться:
- узнавать в природе изученные растения: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые;
- оформлять результаты исследовательской работы с использованием таблиц, графиков, простейших столбчатых диаграмм, рисунков, кратких отчетов;
- моделировать экологические ситуации, в которых человек оказывает существенное влияние на природные сообщества, оценивать их последствия;
- планировать, контролировать и оценивать учебно-познавательную деятельность, направленную на изучение окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Человек и общество
Обучающийся научится:
- различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком, находить место изученных событий на «ленте времени»; пользоваться историческими картами;
- используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать исторические факты от вымыслов;
- оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах;
- устанавливать связь между деятельностью человека и условиями его жизни и быта в разные эпохи, в разных природных зонах;
- выделять главное в текстах учебника в соответствии с заданиями.
Обучающийся получит возможность научиться:
- оценивать устное высказывание одноклассников: его соответствие обсуждаемой теме, полноту и доказательность;
- оформлять результаты исследовательской работы с использованием таблиц, графиков, простейших столбчатых диаграмм, рисунков, кратких выводов;
- осознавать существующую связь между каждым человеком и разнообразными окружающими социальными группами;
- ориентироваться в важнейших для страны событиях и фактах в изучаемый исторический период;
- наблюдать проявление богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах страны;
- проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, пути достижения ее цели, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Обучающийся получит возможность узнать:
- о древнейшей истории человека, о первых государствах;
- об истории Древней Руси, Московского государства, о событиях общественной и культурной жизни страны в изучаемые исторические периоды;
- об особенностях быта, труда, духовно-нравственных и культурных традициях людей в изучаемые исторические периоды;
- имена выдающихся российских государственных деятелей: князья Владимир, Ярослав Мудрый, Александр Невский, Дмитрий Донской, царь Иван IV Грозный, Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский, связанные с ними события и их влияние на историю нашего Отечества;
- об истории и выдающихся людях родного края.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Природные условия Земли
Человек и природа. Особенности планеты Земля. Погода, показатели погоды. Народные приметы погоды. Наблюдение за погодой родного края. Климат. Почва. Значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека. Природные зоны.
Практические работы: Нахождение на физической карте мира материков, океанов, тепловых поясов. Фиксация показателей погоды и ее изменений в своей местности, сравнение с другими территориями России. Определение состава почвы. Ознакомление с картой природных зон.
Человек в далеком прошлом
Человек и общество. Природные условия, в которых появился Человек. Представления о природных зонах Африки. Особенности жизни древних людей. Наследие древнего мира. Лента времени.
Практические работы: Ориентирование на физической карте и карте природных зон. Соотнесение: год и век, век и тысячелетие.
Исследовательская работа: Роль искусства в жизни человека.
Экскурсии в зоопарк, дендропарк, краеведческий музей.
Земли восточных славян
Человек и природа. Природная зона степей, лесов. Единство почв, растительности и животного мира. Сезонные изменения. Листопад. Распространение плодов и семян в природе. Перелетные и зимующие птицы. Меры по сохранению степей и лесов.
Человек и общество. Освоение человеком законов природы. Расселение славян. Образование Древнерусского государства. Первые русские князья. Принятие Русью христианства. Основные религии народов России. Представления о национальных героях и важнейших событиях в Древнерусском государстве.
Практические работы: Ориентирование на карте природных зон России. Работа с натуральными объектами, коллекциями, гербарием. Составление цепей питания. Подбор загадок, пословиц, поговорок о природу, дружбе и труде народа. Коллективное создание макетов славянских поселений в зоне степи и лесов. Составление кроссвордов по темам.
Исследовательская работа: Образ жизни, повадки лесных животных. Занятия и быт современных людей в зоне степей, лесов. Духовная и материальная культура древних русичей. История одного из древних городов.
Экскурсия в краеведческий музей.
Московское государство.
Человек и природа. Залесский край. Законы лесной жизни. Природные сообщества, их значения. Круговорот веществ в природе. Изменения в природе, связанные с деятельностью человека. Правила безопасного поведения в лесу и на водоемах. Ядовитые растения леса и луга. Ядовитые грибы.
Человек и общество. Объединение вокруг Москвы русских земель. Куликовская битва. Культура Московской Руси. Культура общения в многонациональном государстве с представителями разных национальностей. Основание Москвы. Золотое кольцо России. Иван IV Грозный.
Практические работы: Ориентирование на физической карте России и мира, на исторических картах. Составление цепей питания. Узнавание ядовитых растений и грибов. Моделирование вариантов вмешательства человека в природные сообщества и их последствия. Применение правил поведения в лесу и водоемах.
Экскурсии в лес, к реке.
Путь от Руси к России
Человек и общество. Расширение пределов страны. Русские первопроходцы. Освоение Сибири. Тайга. Тундра. Арктика. Начальное представление о народах России. Борьба русского народа против иноземных захватчиков в начале XVII века. Активная роль человека в обществе. Краеведение. Святыни родного края. Особенности хозяйственной деятельности.
Исследовательская работа: Жизнь людей в тайге (тундре) в настоящее время.
Экскурсии в художественный музей, музей прикладного искусства.
Тематическое планирование
с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
№ п/п | Наименование раздела и тем | Характеристика основной деятельности ученика | Часы учебного времени | Плановые сроки прохождения | Примечание |
1 | Приглашение к путешествию. | Определить знания, необходимые для путешественников. Работать с физической картой, разработать маршрут путешествия. С. 3–5 (1-й части учебника) Т.- № 2 Познакомиться с масштабом. Вспомнить промежуточные географические направления. С. 6–7. Т.- № 1, 6, 8 Наблюдать за погодой в течение недели, изучить её изменчивость. Сравнить погоду разных дней, разных сезонов. Выделить признаки погоды. Определить понятие «погода». С. 8–11. Т.- № 12 Классифицировать признаки хорошей и плохой погоды. Наблюдать признаки в природе. С. 11–13. Т.- № 13 | 1 | 3.09 | |
2 | Промежуточные географические направления. Масштаб. | 1 | 4.09 | ||
3 | Что такое погода. | 1 | 10.09 | ||
4 | Погода. Народные приметы погоды. | 1 | 11.09 | ||
5 | Климат. | Иметь представление о климате. Сравнить погоду одного дня в разных уголках России. Характеризовать показатели климата, климатические пояса. С. 13–14. Т.- № 15 Работать с картой климатических поясов. Выявлять причины, влияющие на разнообразие климатов. Определить климат своей местности. С. 15–18 | 1 | 17.09 | |
6 | Представление о климатических поясах. Практическая работа с картой климатических поясов. | 1 | 18.09 | ||
7 | Почва. Состав почвы. Практическая работа «Состав почв» | Определить состав почв. С. 18–20 Изучить историю образования почв. Характеризовать зависимость почв от растений, разнообразие почв, плодородие, перегной. С. 20–24. Т.- № 19-25 | 1 | 24.09 | |
8 | Образование почв. Плодородие. | 1 | 25.09 | ||
9 | Защита почв. Исследовательская работа «Как образуются овраги» | Давать характеристику живая-мёртвая почва. Характеризовать защиту почв от загрязнения, разрушений. Исследовать, как образуются овраги. С.23-24 | 1 | 1.10 | |
10 | Природные зоны суши Земли. Практическая работа с физической картой мира. | Познакомиться с природными зонами в разных тепловых и климатических поясах. Назвать общее и отличия. Сравнить природные зоны мира. Объяснить приспособленность живой природы к условиям окружающей среды. Работать с физической картой мира. С. 25–28. Т.- № 28 | 1 | 2.10 | |
11 | Контрольная работа по теме «Природные условия Земли» | Выполнять задания самостоятельно в соответствии с инструкцией. Оценивать собственную работу, анализировать допущенные ошибки. | 1 | 8.10 | |
12 | Анализ контрольной работы. Обобщение по теме «Природные зоны суши Земли». | Оценивать собственную работу, анализировать допущенные ошибки. Обобщить полученные знания по теме. | 1 | 9.10 | |
13 | Где зародилось человечество. | Познакомить с географическим положением Африки. Характеризовать её климат, природные зоны. С.29-31 С. 31–40 Т.- № 33 С.41-45 Выявить особенности природы Юго-Восточной Африки. Рассмотреть гипотезы появления человека. Расселение людей. С. 46–48. Т.- № 34 | 1 | 15.10 | |
14 | Климат и природные зоны Африки. Экваториальный лес. Африканская степь – саванна. | 1 | 16.10 | ||
15 | Особенности Африки. Пустыни. Средиземноморская природная зона. | 1 | 22.10 | ||
16 | Родина человечества. Как появился человек. | 1 | 23.10 | ||
17 | Жизнь древних людей. Экскурсия в Краеведческий музей. | Характеризовать этапы становления человека. Объяснить появление огня. Одомашнивание животных. Орудия труда. С. 48–54. Т.- № 37, 38 | 1 | 5.11 | |
18 | Древние государства. Античность. | Познакомиться с государствами Средиземноморья. Работать с «лентой времени». С. 54–64 Познакомиться с плаванием Питея, изучить поход А.Македонского на Восток. Китайские путешественники в Средней Азии. С. 64–74. Т.- № 41, 42 | 1 | 6.11 | |
19 | Расширение знаний о мире. | 1 | 12.11 | ||
20 | Первые шаги в изучении природы. | Узнать, как древние люди изучали природу. Аристотель. Архимед. Познакомиться с культурой и искусством Древнего мира. Язычество. С.74-78. Т.- № 46 С. 78–86. Т.- № 47 | 1 | 13.11 | |
21 | Духовная жизнь древнего человека. | 1 | 19.11 | ||
22 | Восточно-Европейская равнина. Практическая работа с физической и контурной картами России. | Изучить географическое положение, рельеф, климат Восточно-Европейской равнины. Первые люди на нашей Земле. Работать с физической и контурной картами России, с картой климатических поясов и природных зон России. С.87-92 Характеризовать географическое положение, изучить растительность степей весной и летом. С. 92–96. Т.- № 51 | 1 | 20.11 | |
23 | Природная зона степи. Растительный мир. Практическая работа с гербариями. | 1 | 26.11 | ||
24 | Природная зона степи. Животный мир. | Рассмотреть особенности внешнего строения и образа жизни животных степей. Определить цепи питания в степях. С.96-102 | 1 | 27.11 | |
25 | Сезонные изменения в степях. | Характеризовать сезонные изменения в неживой природе и связанные с ними изменения в живой природе. Сравнение степей Евроазиатского и Африканского материков. Познакомиться с особенностями быта, занятий людей в степях. Экологические проблемы. С. 102–107. Т.- № 55, 56 | 1 | 3.12 | |
26 | Население степей. Земледельцы и кочевники. | 1 | 4.12 | ||
27 | Лесостепь. Лесная зона. Практическая работа с гербариями и контурными картами. | Изучить географическое положение, рельеф, климат, почвы, особенности растительности и животного мира зоны, ярусность лесов. Работать с картами: физической, природных зон, контурной, с коллекциями и гербарными материалами. Характеризовать значение леса. Работа над проектом «Лес – наше богатство». С. 107–114; С.114-124 | 1 | 10.12 | |
28 | Смешанные леса. Растительность и животный мир. Практическая работа с гербариями. | 1 | 11.12 | ||
29 | Сезонные изменения в лесу. Экскурсия в природе. | Характеризовать приспособленность животных организмов к сезонным изменениям в неживой природе. Изучить распространение плодов и семян. Рассмотреть почки как приспособленность растений к перенесению неблагоприятных условий С. 124–130. Т.- № 62, 63 | 1 | 17.12 | |
30 | Сезонные изменения в лесу. Исследовательская работа «Кто как проводит зиму» | Изучить образ жизни, повадки животных леса. Перелётные и зимующие птицы. Рассмотреть, кто как проводит зиму. Весна и лето. Меры по сохранению леса. С.130-138 Т.- № 64, 65 | 1 | 18.12 | |
31 | Контрольная работа по теме «Природные зоны степей и лесов» | Выполнять задания самостоятельно в соответствии с инструкцией. Оценивать собственную работу, анализировать допущенные ошибки. | 1 | 24.12 | |
32 | Анализ контрольной работы. Обобщение по теме «Природные зоны степей и лесов» | Оценивать собственную работу, анализировать допущенные ошибки. Обобщить знания о географическом положении, рельефе, климате изученных зон, растительности и животном мире. Работать с картами: физической, природных зон, контурной, с коллекциями и гербарными материалами. Презентация проекта «Лес – наше богатство» | 1 | 25.12 | |
33 | Как жили наши далекие предки. Практическая работа «Макеты домов и поселений» | Узнать, какие были жилища в степной и лесной зонах. Построить макеты домов и поселений. Работа над проектом «Жилища наших предков» Интегрированный с уроком технологии. С. 139–140. Т.- № 69 | 1 | 14.01 | |
34 | Расселение славян. Торговые связи с соседями. | Изучить быт славян, занятия,. Изучить путь «из варяг в греки». Торговля, общение, ремёсла, рост посёлков, городов. Работать с физической и исторической картами России. С. 141–147. Т.- № 71. | 1 | 15.01 | |
35 | Обожествление природы. Защита славянами своих земель. | Характеризовать язычество, взаимозависимость человека и природы, защита славянами своих земель. Продолжение работы над проектом «Жилища наших предков» С. 148–151. Т.- № 72 | 1 | 21.01 | |
36 | Контрольная работа по теме «Земли восточных славян» | Выполнять задания самостоятельно в соответствии с инструкцией. Оценивать собственную работу, анализировать допущенные ошибки. | 1 | 22.01 | |
37 | Анализ контрольной работы. Первые русские князья. | Оценивать собственную работу, анализировать допущенные ошибки. Рассмотреть понятие «государство». Узнать, какими были первые русские князья. Работать с исторической лентой, «лентой времени». Изучить образование Древнерусского государства.С. 3–8 (2-я часть учебника) | 1 | 28.01 | |
38 | Принятие Русью христианства. | Изучить связи с Византией, вклад князя Владимира. Характеризовать значение принятия христианства для Руси. Работать с «лентой времени». С. 8–11 | 1 | 29.01 | |
39 | Древнерусская культура.Зодчество. Памятники архитектуры. Экскурсия по историческим местам | Изучить деревянное и каменное строительство на Руси. Прикладное искусство. С. 11–17 Т.- № 75, 91 Изучить сборники вечной мудрости, былины, летописи. С. 17–21. Поиск иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем. С.21-24 Работа над проектом «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет…» (духовная жизнь древних славян) | 1 | 4.02 | |
40 | Древнерусская культура. Устное народное творчество. | 1 | 5.02 | ||
41 | Как учили школьников на Руси. Практическая работа «Урок в древнерусской школе» | 1 | 11.02 | ||
42 | Ослабление Древнерусского государства. Ордынское нашествие. | Изучить причины ослабления Руси, раздробленность на отдельные княжества. Рассмотреть нашествие монголов. Работать с «лентой времени». С. 25–29 Рассмотреть стремление соседей с Запада захватить славянские земли. Защита славянских земель. С. 29–33 | 1 | 12.02 | |
43 | Александр Невский. Ледовое побоище. | 1 | 18.02 | ||
44 | Залесская земля. Что такое природное сообщество. | Характеризовать жизнь на Руси в период монгольского ига. Познакомиться с понятием «природное сообщество». С.34-37 | 1 | 19.02 | |
45 | Природное сообщество. Законы лесной жизни. | Познакомиться с природными условиями вокруг Москвы. Изучить природные сообщества лесной зоны. Работать с физической картой. Природное равновесие в лесу, цепи питания. Характеризовать охрану лесных угодий. Моделировать варианты нарушения экологических связей в лесу. Начать работу над проектом «Природные сообщества» (работа в группах) С.38-45 Т.-№ 79 | 1 | 25.02 | |
46 | Природное сообщество луг. Человек и сообщество луг. | Рассмотреть растительность и животный мир изучаемого природного сообщества. Экологическое равновесие. Связи внутри сообщества. Значение для хозяйственной деятельности человека. Смоделировать варианты нарушения экологических связей луга (озера). С.45-49; С.49-56 Т.- № 82, 83 Сообщество поле создано человеком. Характеризовать роль деятельности человека в поддержании этого сообщества. С.56-59 | 1 | 26.02 | |
47 | Природное сообщество озеро. Экскурсия к водоёму. | 1 | 4.03 | ||
48 | Животные, обитающие в озере и по его берегам. Правила поведения у водоёма. | 1 | 5.03 | ||
49 | Природное сообщество поле. | 1 | 11.03 | ||
50 | Возвышение Москвы. | Изучить географическое положение Москвы. Природные условия. Князья. С. 60–63 | 1 | 12.03 | |
51 | Контрольная работа по теме «Объединение русских земель вокруг Москвы» | Выполнять задания самостоятельно в соответствии с инструкцией. Оценивать собственную работу, анализировать допущенные ошибки. | 1 | 18.03 | |
52 | Анализ контрольной работы. Освобождение Руси от монгольского ига. | Изучить личность Дмитрия Донского. Изучить исторические события: Куликовская битва, стояние на Угре. Работать с «лентой времени». С. 63–68 | 1 | 19.03 | |
53 | Создание Московского государства. Грозный царь. | Изучить роль Ивана III, Ивана IV Грозного. С. 68–71. Т.- № 89 | 1 | 1.04 | |
54 | Русская культура. Зодчество. | Ознакомление с понятием «зодчество». Исследование российских памятников зодчества. Виртуальное путешествие по Золотому кольцу России. С. 72–75 | 1 | 2.04 | |
55 | Русская культура. Книжная мудрость и искусство. | Изучение творчества живописца Андрея Рублёва, мастерства известных русских ремесленников. Характеризовать народные промыслы. Книгопечатание. С.76-79 | 1 | 8.04 | |
56 | Русские первопроходцы. Поход казаков под руководством Ермака в Сибирь. | Познакомиться с первыми путешественниками – купцами. Новгородцы, открывшие северные земли. Работать с «лентой времени». Изучить открытие Сибири и присоединение её к России. С. 80–83. Т.- № 93 | 1 | 9.04 | |
57 | Географическое положение Азии. Сибирь. Практическая работа с физической и контурными картами России. | Изучить природные условия Сибири. Работать с физической и контурной картами России. Рассмотреть географическое положение Азии. С. 83–87. Т.- № 94 Изучить растительность и животный мир тайги. Природные связи, цепи питания. С. 88–91. Т.- № 96 | 1 | 15.04 | |
58 | Тайга. | 1 | 16.04 | ||
59 | Экологические проблемы тайги. | Пожары, стихийные бедствия. Характеризовать уничтожение лесов и животных человеком (браконьерство). С.91-92 | 1 | 22.04 | |
60 | Природное сообщество болото. | Характеризовать растительность и животный мир болота. Экологические связи внутри сообщества. Значение болот в природе. Озеро – болото. С. 93–97. Т.- № 100, 101 | 1 | 23.04 | |
61 | Природа Индии. | Рассмотреть географическое положение. Открытие Индии европейцами. Путешествие Афанасия Никитина. С. 98–103. Т.- № 102 | 1 | 29.04 | |
62 | Россия в XVIII веке. Смутное время. К. Минин и Д.Пожарский. | Смутное время. Изучить нашествие врагов с Запада. Характеризовать роль К. Минина и Д.Пожарского. С. 104–109. Т.- № 105 | 1 | 30.04 | |
63 | Сквозь сибирские дебри. | Изучить поход Семёна Дежнёва на Север. Работать с физической и контурной картами. Характеризовать рельеф и климат. С. 109–111. Т.- № 107 | 1 | 6.05 | |
64 | Природа тундры. Люди в тундре. | Характеризовать растительность и животный мир тундры (арктической пустыни). Взаимосвязь живой и неживой природы. Объяснить сезонные изменения в тундре. Рассмотреть жизнь и занятия населения. Охрана природы. С. 112–122. Т.- № 109 Узнать о природном явлении – северном сиянии. С. 122–127. Т.- № 112 | 1 | 7.05 | |
65 | Арктическая пустыня. | 1 | 13.05 | ||
66 | Контрольная работа по теме «Путь от Руси к России». | Выполнять задания самостоятельно в соответствии с инструкцией. Оценивать собственную работу, анализировать допущенные ошибки. | 1 | 14.05 | |
67 | Анализ контрольной работы. Народы Сибири. Рудознатцы. Послы. | Оценивать собственную работу, анализировать допущенные ошибки. Узнать о многообразии народов Сибири. Современная Сибирь. Роль рудознатцев и послов в развитии и становлении России. С.128–133 | 1 | 20.05 | |
68 | Обобщающий урок. Россия накануне реформ. Экскурсия в Русский музей | Самостоятельная работа с картой, «лентой времени». Оценивать дипломатические связи России с соседними государствами. Развитие медицины, театра. С. 134–136. Т.№ 115 | 1 | 21.05 |
Описание Материально-технического обеспечения
образовательного процесса
Литература
Основная:
- Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир: Учебник для 3 кл. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012
- Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Рабочая тетрадь для 3 кл. к учебнику «Окружающий мир». Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2013
Дополнительная:
- Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г.Разговор о правильном питании/ Метод.пособие. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011.
- Брыкина Н.Т., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2004.
- Жиренко О.Е., Обухова Л.А., Буянина И.А. Будьте здоровы, дети!: методическое пособие. – воронеж: ВОИПКиПРО, 2010.
- Кристоф Нидон. Растения и животные. Руководство для натуралиста. – М.: изд-во «Мир», 1991.
- Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы (1-4 классы). –М.: ВАКО, 2011.
- Сухарев Ю.Ф. Природоведение. Учебно-методическое пособие. – Чапаевск: ОАО ЧИПО, 1996.
- Трафимова Г.В. Секреты и диковинки окружающего мира: Книга для чтения по
курсу «Окружающий мир». _ Самара: Корпорация «Федоров».
- Трафимова Г.В. Тайны близкие и далекие: Книга для чтения по курсу «Окружающий мир». Самара: Корпорация «Федоров».
Оборудование и приборы
№ | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Число | Примечание | |
по требованиям | фактически | |||
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | ||||
1 | Учебно-методические комплекты (УМК) по окружающему миру для 3 класса Авторская программа Н. Я. Дмитриевой, А. Н. Казакова | К Д | 29 1 | |
Печатные пособия | ||||
2. | Комплект таблиц "Окружающий мир 3 кл." Таблицы 1. Тела. Вещества. Частицы. 2. Круговорот воды в природе. 3. Поверхность нашего края 4. Солнечная система. Планеты 5. Созвездия 6. Водоросли, мхи, лишайники 7. Грибы Гербарий Муляжи фруктов Физический глобус Земли Настенные карты: «Физическая карта полушарий», «Физическая карта мира», «Физическая карта России». «Карта природных зон России» Вохринцева С. Окружающий мир. Национальные костюмы. Народы России. Дидактический материал
| Д Д Д Д Д Д Д Д Д | Имеется в наличии Имеется в наличии Имеется в наличии Имеется в наличии Имеется в наличии Имеется в наличии Имеется в наличии Имеется в наличии Имеется в наличии | |
Технические средства обучения и оборудование кабинета | ||||
3. | Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок Компьютер Принтер лазерный Мультимедийный проектор Экспозиционный экран | Д Д Д Д Д | 1 1 1 1 1 | |
Экранно-звуковые пособия | ||||
4. | Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие стандартам обучения (по возможности) | Д | Имеется возможность поиска в сети Интернет | |
Оборудование класса | ||||
5. | Ученические столы 1-2 местные с комплектом стульев. Стол учительский с тумбой. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр. | Ф Д Д | 30 мест 1 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету"Окружающий мир" 3 класс система Занкова Л.В. с учётом требований ФГОС НОО (автор учебника Дмитриева Н.Я.)
Рабочая программа составлена с учётом требований ФГОС НОО, на основе авторской программы Дмитриевой Н.Я. и др.. В программе освещены Планируемые результаты освоения обучающимися, в календарно-тематиче...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Окружающий мир» для изучения предмета на базовом уровне 3 класс
Рабочая программа разработана применительно к учебной программе развивающего обучения Л. В. Занкова. (Сборник программ для начальной школы. Система Л. В. Занкова. Самара: Издательство «Учебная литерат...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Дмитриевой Н.Я., Казакова А.Н. «Окружающий мир 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебная литература»: Издате...
Рабочая программа по предмету Окружающий мир для 4 класса составлена на основе авторской программы А.А Плешакова «Окружающий мир»
Рабочая программа по предмету Окружающий мир для 4 А класса составлена на основе авторской программы А.А Плешакова «Окружающий мир»...

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" 3 класс программа "Планета знаний"
Рабочая программа курса «Окружающий мир» для учащихся третьего класса Гридинской основной общеобразовательной школы составлена на основе Федерального государственного образовательного стан...

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" для 4 класса к учебнику А.А.Плешакова. УМК "Школа России". Автор программы Плешаков А.А.
Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" для 4 класса составлена на основе авторской программы А.А.Плешакова "Окружающий мир. 1 - 4". Программа включает в себя пояснительную записку, общую харак...

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир", "Школа России", учебник А.А. Плешаков "Окружающий мир" - 1 класс
Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной образовательной программы начального общег...