Рабочая программа по окружающему миру 4 класс
рабочая программа (окружающий мир, 4 класс) по теме

Рабочая программа учебного курса «Окружающий мир» для 4 класса  составлена на основе Примерной программы начального общего образования (2004г.) и авторской программы  курса «Окружающий мир»  Н.Ф. Виноградовой (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2009. – 176с.). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_okruzhayushchemu_miru_4_klass.rar494.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса «Окружающий мир» для 4 класса  составлена на основе Примерной программы начального общего образования (2004г.) и авторской программы  курса «Окружающий мир»  Н.Ф. Виноградовой (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2009. – 176с.).

Основной целью изучения предмета «Окружающий мир» для 4 класса является формирование социального опыта школьника, осознания элементарного взаимодействия в системе «человек – природа – общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней, понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей.

Задачи:

  •  научить устанавливать более тесные связи между познанием природы и социальной жизнью; понимать взаимозависимости в системе «человек – природа – общество»;
  • создать условия для осознания необходимости выполнения правил поведения, сущности нравственно-этических установок; для получения начальных навыков экологической культуры;
  • создать условия для понимания себя как индивидуальности, своих способностей и возможностей,  для осознания возможности изменять себя, понимания важности здорового образа жизни;
  • подготовить обучающихся к изучению базовых предметов в основной школе.

В основе построения курса лежат следующие принципы:

  1. Принцип интеграции – соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений.
  2. Педоцентрический принцип определяет отбор наиболее актуальных для ребёнка этого возраста знаний, необходимых для его индивидуального психического и личностного развития, а также последующего успешного обучения;
  3. Культурологический принцип понимается как обеспечение широкого эрудиционного фона обучения, что даёт возможность развивать общую культуру школьника, его возрастную эрудицию.
  4. Принцип экологизации предмета определяется социальной значимостью решения задачи экологического образования младшего школьника при ознакомлении его с окружающим миром.
  5. Принцип поступательности обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения, возможность успешного изучения соответствующих естественнонаучных и гуманитарных предметов в среднем звене школы.
  6. Краеведческий принцип обязывает учителя использовать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в краеведческий, исторический музеи и т. д.

В рабочую программу внесены изменения. Авторская программа не содержит контрольных работ, но изучение, окружающее мира в  4 классе должно сопровождаться контролем знаний, поэтому  рабочая программа дополнена  4 контрольными  тестовыми работами.

Темы  в авторской программе

Кол-во час

Темы  в рабочей программе

Кол-во час

Примечание

Введение

1

Введение

1

Человек живое  - существо (организм)

30

Человек живое  - существо (организм)

30

Включены:

 Контрольная работа № 1 работа по теме: «Органы чувств»;

Контрольная работа №2 работа по теме: «Как устроен и работает организм человека».

Человек и общество, в котором он живет.

37

Человек и общество, в котором он живет.

37

Включены:

Контрольная работа №3 по теме: «Человек творец культурных ценностей»;

Контрольная работа № 4 «Человек и общество, в котором он живёт».

Итого:

68

Итого:

68

4 контрольных работы

Для реализации программы используется  учебно-методический комплекс:

  1. Окружающий мир: Учебник для учащихся 4 класса общеобразовательных учреждений:  В 2 частях / Н.Ф.Виноградова. -  2-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2008.
  2. Окружающий мир: 4 класс: рабочая тетрадь для общеобразовательных учреждений / Н.Ф.Виноградова, Г.С.Калинова. – 3-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2010.

  В программе курса представлены следующие ведущие содержательные линии, каждая из которых соответствует целям обучения окружающему миру:

  • Человек как живое  существо
  • Ты и твое здоровье
  • Человек часть природы
  • Человек и общество, в котором он живет
  • История родной страны

Рабочая программа  рассчитана на  68 часов с учебной нагрузкой 2 часа в неделю. В рабочей программе предусмотрены:  4 контрольных тестовых работы,  1 экскурсия  и  5 практических работ.

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий реализацию развивающих задач учебного предмета. При этом используются разнообразные методы и формы обучения. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребенка с окружающим миром.

Преобладающими формами контроля являются тестовые работы.

Формы организации учебного процесса

Для реализации рабочей программы предусматриваются различные виды учебно-познавательной деятельности обучающихся, такие как:

  • фронтальная беседа;
  • дискуссия;
  • коллективная и самостоятельная работа;
  • практические  и тематические работы;
  • коллективные способы обучения в парах постоянного состава, малых группах.

Основные требования к уровню подготовки учащихся 4 класса

К концу обучения в 4 классе учащиеся должны (с учётом достигнутого в 1-3 классах):

называть (приводить примеры):

-признаки живого организма; признаки  характерные для человека (в отличие от животных);

-основные органы и системы органов человека и их функции;

-правила здорового образа жизни;

-права гражданина и ребёнка в России;

-основных правителей российского государства(князь, первый царь, первый т последний императоры);

-народы, населяющие Россию;

различать (соотносить):

-год и век, арабские и римские цифры;

-искусственные тела(изделия) и тела природы;

-полезные и вредные привычки;

-эмоциональные состояния и чувства окружающих (страх, радость) и др.);

-события, персоналии и их принадлежность конкретной исторической эпохе (Древняя Русь, Московская Русь, Россия, современная Россия);

решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:

-раскрывать значение нервной, опорно-двигательной, пищеварительной, кровеносной систем, органов человека;

-применять правила здорового образа жизни в самостоятельной повседневной деятельности (уход за зубами, защита органов дыхания, органов чувств, двигательный режим и др.);

-раскрывать причины отдельных событий в жизни страны ¸причины возникновения войн и даты основных войн в истории России;

-узнавать по тексту, к какому времени относится это событие (в соответствии с программой);

-составлять связный рассказ на следующие темы: «Человек – биологическое существо», «Как быть здоровым», «Как развить свою память», «Если случилась беда»; «Чем человек отличается от животных», «Какими были школа и образование в разные исторические времена», «Родной край»;

-объяснять значение понятий «человек – живой организм», «здоровый образ жизни», «вредные привычки», «государство», «права ребёнка»;

-в повседневной жизни применять правила нравственного поведения (в отношении к взрослым, детям, знакомым и незнакомым);

-работать с географической и исторической картами; выполнять задания по контурной карте, представленные в рабочей тетради.


Календарно-тематический план

№п/п

Наименование раздела (блока), темы

Часы учебного времени

Формы контроля

Тестовые работы

1

Введение

1

2

Человек – живое существо (организм)

30

2

2.1

Человек – живое существо

16

Контрольная работа № 1 работа по теме: «Органы чувств»

2.2

Ты и твое здоровье

11

Контрольная работа №2 работа по теме: «Как устроен и работает организм человека».

2.3

Человек – часть природы

2

2.4

Человек среди людей

1

3

Человек и общество, в котором он живет

37

2

3.1

Родная страна: от края до края

7

3.2

Почвы России

1

3.3

Рельеф России

1

3.4

Как развивались и строились города

1

3.5

Россия и ее соседи

2

3.6

Человек и культура

6

3.7

Искусство России в разные времена

4

3.8

Искусство России 19 века

4

3.9

Искусство России 20 века

3

 Контрольная работа №3 по теме: «Человек творец культурных ценностей».

3.10

Человек защитник своего отечества

6

3.11

Гражданин и государство

2

Контрольная работа № 4 «Человек и общество, в котором он живёт».

Итого:

68

4

Содержание учебного курса

Введение (1 ч)

Человек - часть природы. Природа - источник существования человека. 3ависимость жизни благополучия человека от природы.

Человек - живое существо (организм) (30)

Человек - живой организм. Признаки живого организма. Органы и системы органов человека. Нервная система. Головной и спинной  мозг. Кора больших полушарий (общие сведения). Роль нервной  системы в организме.

Опорно-двигательная  система: скелет мышцы (общие сведения). Ёе значение в организме.  Осанка.  Развитие и укрепление опорно-двигательной системы. Движение и физкультура.

Пищеварительная  система. Её органы (общие сведения). Значение пищеварительной системы. Зу6ы, правила ухода за ними. Правильное питание как условие здоровья.

Дыхательная  система.  Её органы (общие сведения).  Значение дыхательной системы. 3ащита органов дыхания (от повреждений, простуды и др.).

 Кровеносная система. Её органы. Кровь, ее функции. Сердце - главный орган кровеносной системы  (общие сведения). Предупреждение заболеваний сердца и кровеносных сосудов.

Органы выделения (общие сведения).  Их роль в организме. Главный орган выделения - почки. Кожа, ее роль  в организме. 3ащита кожи и  правила ухода за ней. Закаливание.

Как человек воспринимает окружающий мир.  Органы чувств, их значение в жизни человека. Эмоции: радость,  смех, боль, плач,  гнев. Зависимость благополучия и  хорошего настроения людей от умения управлять своими эмоциями. Охрана органов чувств.

Практическая работа № 1 по теме: «Подсчёт пульса в спокойном состоянии и после физических нагрузок».

Контрольная работа № 1 работа по теме: «Органы чувств».

Внимание, память, речь, мышление. Условия их развития.

Развитие человека от рождения до  старости.  Детство. Отрочество. Взрослость. Старость. Условия роста и развития ребенка. Значение чистого воздуха, питания, общения с другими людьми и деятельность ребенка для его развития. Охрана детства. Права  ребенка. Уважительное  отношение к старости и забота о престарелых и больных.

Ты и твое здоровье. Человек и его здоровье. Знание своего организма - условие здоровья  и эмоционального благополучия. Режим  дня  школьника. Здоровый  сон. Правильное питание. 3акаливание.

Вредные привычки.

ОБЖ:  когда дом становится опасным. Улица и дорога.  Опасности на дороге.  Поведение во время грозы,  при встрече с опасными животными. Детские болезни (общее представление о гриппе, аллергии и др.).

Практическая работа.  № 2 по теме: «Составление режима дня школьника для будней и выходных».

Практическая работа. № 3 по теме: «Оказание первой помощи при несчастных случаях» (обработка ран, наложение повязок, компрессов).

Человек - часть  природы. Чем человек отличается от  животных.  Мышление  и речь. Развитие человека от рождения до  старости.  Детство. Отрочество. Взрослость. Старость. Условия роста и развития ребенка. Значение чистого воздуха, питания, общения с другими людьми и деятельность ребенка.

Человек  среди людей. Доброта, справедливость,  за6ота о больных и стариках - качества культурного человека.  Умеем ли мы  общаться?

ОБЖ:  почему  нужно  избегать  общения  с незнакомыми людьми.

Расширение кругозор школьников. Предшественники человека. Отличие человека от животного (прямохождение, речь, сознание, деятельность, творчество). Передача отношения человека к природе в верованиях,  искусстве,  литературе. Детские 6олезни, их причины и признаки заболевания. Правила поведения во время  болезней.

Контрольная работа №2 работа по теме: «Как устроен и работает организм человека».

Человек и о6щество, в котором он  живет (37 ч)

Родная страна от края до края. Природные зоны России: Арктика, тундра, тайга, смешанные леса, степь, пустыня, влажные субтропики (растительный  и животный мир,  труд и быт людей).

Экскурсия № 1 В краеведческий, художественный  школьные музеи.

Почвы России. Почва - среда обитания растений и животных. Плодородие почв. Охрана почв.

Рельеф  России.  Восточно-Европейская равнина, 3ападно-Си6ирская равнина (особенности,  положение на карте).

Практическая работа № 4 по теме: «Работа с географической картой».

Как развивались и строились города. Особенности расположения древних городов. «Кремлевские города».  Улицы, история и происхождение  названий.

Россия и ее соседи. Япония, Китай, Финляндия, Дания (особенности географического положения, природы, культуры, труда  народов).

Расширение кругозора школьников. Какие расы живут на Земле.

Человек и культура. Человек - творец культурных ценностей. Что такое культура?  Школы, книги, библиотеки  в разные времена (исторические эпохи).  О чем рассказывают летописи. Первые школы на Руси?  Первые печатные книги. Иван Федоров.  Просвещение в России при Петре I., во второй половине 18 века.  Первые университеты в России. М. В. Ломоносов.  Школа и образование в 19 веке, в Советской России. Возникновение и развитие библиотечного дела.

Расширение кругозора школьников. Литературные памятники Древней Руси. Новгородские берестяные грамоты. «Поучение» Владимира Мономаха. Первые книги из истории России.

 Искусство России в разные времена (исторические эпохи). Памятники архитектуры (зодчества)  Древней Руси. Древнерусская икона.  Андрей Рублев.  Художественные ремёсла в Древней Руси.  Музыка в Древней Руси. Древнерусский театр.

 Искусство России 18 века. Памятники архитектуры. Творения В.И. Баженова. Изобразительное искусство 18 века. Возникновение публичных театров.

Искусство России 19 века. «Золотой век» русской культуры. А.С. Пушкин  - «солнце русской поэзии» (страницы жизни и творчества). Творчество поэтов, писателей, композиторов художников (В. А. Жуковский, А. Н. Плещеев, Н. А. Некрасов, В. И. Даль, А. А. Фет, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, М. И. Глинка, П. И. Чайковский, В. А. Тропинин, И. И. Левитан и др.)

Искусство России 20. Творчество архитекторов, художников, композиторов, поэтов, писателей. Известные сооружения советского периода (Мавзолей, МГУ, Останкинская телебашня и др.). Произведения художников России (А. А. Пластов, К. Ф. Юон, Ф. А. Малявин, К. Малевич и др.). Поэты 20 века (М. И. Цветаева, С. А. Есенин,  В. В. Маяковский, Б. Л. Пастернак, А. Т. Твардовский и др.). Детские писатели и поэты (К. И. Чуковский, С. Я. Маршак, и др.). Композиторы и их произведения (С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович). Современный театр.

Контрольная работа №3 по теме: «Человек творец культурных ценностей»

Человек – воин.  Почему люди воюют. Войны Древней Руси.  Борьба с половцами. Александр Невский и  победа над шведскими и немецкими рыцарями.  Монгольское иго и борьба русских людей за независимость родины.  Куликовская битва. Дмитрий Донской.

Расширение кругозора школьников. Боги войны. Борьба русского нарда с польскими захватчиками в 17 веке. Минин и Пожарский. Иван Сусанин. Отражение борьбы русского народа за свободу родины в произведениях изобразительного и музыкального искусства.

Практическая работа № 5 по теме: «Работа с историческими картами».

Отечественная война 1812 года.  М.И. Кутузов.

Расширение кругозора школьников. Партизанская война 1812 г.   Василиса Кожина. Ордена и награды. Военные костюмы разных эпох.

Великая отечественная война. Главные сражения советской армии с фашистами. Помощь тыла фронту.

 Гражданин и государство.  Россия – наша Родина. Права и обязанности граждан России.

        Расширение кругозора школьников.          Правители древнерусского и российского государства. Первый царь, императоры России. Символы царской власти в России.  Первый президент России. Государственная дума современной России.

        Контрольная работа № 4  по теме: «Человек и общество, в котором он живёт».

        

        

 

Формы и средства  контроля

Контрольные работы:

1. Контрольная  работа  № 1 по теме: «Органы чувств».

2. Контрольная  работа  № 2 по теме: «Как устроен и работает организм человека»;

3. Контрольная работа № 3 по теме: «Человек – творец культурных ценностей».

4. Контрольная работа № 4 по теме: «Человек и общество, в котором он живёт».

Практические работы:

  1. Практическая работа № 1  по теме: «Подсчёт пульса в спокойном состоянии и после физических нагрузок»;
  2. Практическая работа №  2 по теме: «Составление режима дня школьника для будней и выходных».
  3. Практическая работа  № 3 по теме: «Оказание первой помощи при несчастных случаях» (обработка ран, наложение повязок, компрессов).
  4. Практическая работа № 4 по теме:  «Работа с географической картой».
  5. Практическая работа № 5 по теме: «Работа с историческими картами».

Экскурсии:

       1.Экскурсия № 1 в краеведческий (художественный, школьный) музей.

Практическая работа № 1  по теме: «Подсчёт пульса в спокойном состоянии и после физических нагрузок»

Цель: научиться объективно, оценивать состояние своего здоровья.

 Оборудование: секундомер или часы с секундной стрелкой.

                                              Ход работы

1. Подсчитайте пульс (количество ударов в минуту) в состоянии покоя.

2. Выполните 20 приседаний за 30 с.

3. Подсчитайте пульс после физической нагрузки.

4. Проанализируйте изменение частоты сердцебиений и сравните их с данными таблицы.

Средние значения величины пульса до и после нагрузки

Характеристика

Спортсмены

Здоровые нетренированные люди

Лица с нарушениями сердечно-сосудистой системы

1

2

3

4

В состоянии покоя

58

72

80

В состоянии после нагрузки


88

107

122

Прирост частоты сердцебиений


30

35

42

5. Сделайте вывод об оценке своей физической подготовленности.

Контрольная  работа  № 1 по теме: «Органы чувств».

1. В списке органов чувств найди ошибку:

а) уши

б) язык

в) глаза

г) нос

д) зубы

е) кожа

2. Как правильно читать и писать?

а) при ярком освещении

б) при тусклом освещении

в) при неярком свете

3.  На каком расстоянии от глаз должны находится книга или тетрадь?

а) на расстоянии 20 – 25 см

б) на расстоянии 30 – 35 см

в) на расстоянии 40 – 45 см

4  C какой стороны должен падать свет при письме?

а) спереди

б) сзади

в) слева

г) справа

5  Что наносит вред зрению? Найди ошибку:

а) чтение лежа

б) чтение в транспорте

в) чтение при плохом освещении

г) долгое смотрение телевизора

д) чтение журналов

е) долгая работа на компьютере

6.  Какие правила надо соблюдать, чтобы сберечь слух? Найди лишнее правило:

а) не слушать громкую музыку

б) чаще отдыхать в лесу, на лугу

в) регулярно мыть уши с мылом

г) чистить уши скрученной ваткой

д) не ковырять в ушах острыми предметами

е) поменьше слушать других людей

ж) если в ухо попал посторонний предмет – обращаться к врачу

7.  Какие правила надо соблюдать, что бы сохранить хорошее обоняние? Найди ошибку:

а) не курить

б) закалять организм

в) есть меньше сладкого и соленого

8.  Благодаря чему человек различает вкус пищи?

а) благодаря зубам

б) благодаря вкусовым сосочкам на языке

в) благодаря вкусовым сосочкам на внутренней поверхности щек

г) благодаря нервным окончаниям на поверхности языка

9.  Что называется осязанием?

а) способность чувствовать запахи

б) способность чувствовать вкус

в) способность чувствовать прикосновения

г) способность сочувствовать другим людям

10.  Назови орган осязания.

а) мышцы                             г) язык

б) кожа                                  д) губы

в) зубы                                   е) ладони

11. С помощью какого органа чувств можно ощутить вкус?

а) глаз                                    г) язык

б) кожа                                  д) ухо

в) нос                                  

12. Какой из этих органов  чувств обладает обонянием?

а) кожа                                г) глаз

б) язык                                 д) ухо

в) нос              

13. Какой из перечисленных органов не является органом чувств?                  

а) глаз                                       г) язык

б) сердце                                 д) ухо

в) кожа      

14. Какой из перечисленных органов является органом чувств?      

а) желудок                                  г) сердце

б) мозг                                        д) печень

в) язык    

Практическая работа №  2 по теме: «Составление режима дня школьника для будней и выходных»

Цель: научиться составить  правильный режим дня школьника

Ход работы

  1. Составление режима дня

Расположите по порядку режимные моменты: зарядка, обед, одеться, ужин, подъем, умывание, сон, свободное время, приготовление уроков, подготовка ко сну, прогулка, завтрак, застелить постель, занятия в школе, досуг, занятия по интересам для  составления режима дня школьника: рабочего и выходного дня.

После обсуждения в тетради появляется:

1. Подъем

8. Обед

2. Зарядка

9. Прогулка

3. Умывание

10. Приготовление уроков

4. Одеться

11. Ужин

5. Застелить постель

12. Свободное время

6. Завтрак

13. Подготовка ко сну

7. Занятия в школе

14. Сон

У школьника в выходной день  распорядок дня будет приблизительно таким:

1. Подъем

8. Обед

2. Зарядка

9. Прогулка

3. Умывание

10. Досуг

4. Одеться

11. Ужин

5. Застелить постель

12. Свободное время

6. Завтрак

13. Подготовка ко сну

7. Занятия  по интересам

14. Сон

5. Сделайте вывод о необходимости  придерживаться правильного режима дня.

Практическая работа  № 3 по теме: «Оказание первой помощи при несчастных случаях» (обработка ран, наложение повязок, компрессов).

Цель: Закрепить навыки по правилам наложения повязок и оказанию первой медицинской помощи.

 Оборудование:

  - плакаты;

  - бинт медицинский;

 - жгут кровоостанавливающий.

Ход работы:

1.  Описать порядок наложения:

  • давящей повязки;
  • кровоостанавливающего жгута.

   2. При изучении повязок учитель демонстрирует повязку, а учащие повторяют в парах под руководством учителя.

  Повязку можно наложить:

  • медицинским бинтом (стерильным и нестерильным).
  • косынкой или банданой.

Практически оказать первую медицинскую помощь при различных травмах:

-  ушиб колена;

- ожог руки;

- отморожение ног;

- перелом голени;

3.  Сделать вывод о проделанной работе.

Контрольная  работа  № 2 по теме:

«Как устроен и работает организм человека»

Практическая работа № 4 по теме:  «Работа с географической картой».

Контрольная работа № 3 по теме: «Человек – творец культурных ценностей».

1.Русские, украинцы и белорусы произошли от…

а) восточных славян    б) западных славян           в) южных славян

2. Пергамент – это материал для письма из…

а) берёзовой коры         б) кожи               в) папируса

3. Как прозвали Московского князя Ивана Даниловича?

а) Калита            б) Красное Солнышко                  в) Невский

4. Одним из главных богов у славян был…

а) Зевс            б) Перун            в) Посейдон

5. Самую известную летопись «Повесть временных лет» писал…

а) Нестор              б) Сергий Радонежский                в) Мефодий

6. Как прозвали князя Александра?

а) Невский                   б) Долгорукий                    в) Мудрый

7. Славянскую азбуку создали…

а) Кирилл и Мефодий            б) Минин и Пожарский        в) Иоганн Гутенберг

8. Что выплачивала Русь Орде…

а) налог                 б) выкуп                 в) дань

9. Какой город стал центром княжества при Иване Калите?

а) Москва                   б) Киев              в) Новгород

10. По предложению Ломоносова в Москве открыли

а) музей                        б) университет                   в) парк

11. Какой царь подписал манифест о крестьянской вольности?

а) Пётр 1                 б) Николай 2                 в) Александр 2

12. Кто был последним российским государем?

а) Иван 3                  б) Николай 2              в) Александр 2

13. Когда началась Первая мировая война?

а) 1914                        б) 1917                   в) 1922

14. Когда к власти пришла партия большевиков?

а) 7 ноября 1914 г              б) в феврале 1917                 в) 7 ноября 1917

15. В каком году появилось новое государство СССР?

а) 1922                  б) 1917                   в) 1914

16. Когда началась Великая Отечественная война?

а) 22 июня 1941 г                    б) 9 мая 1945 г           в) в 1939 г

17. Сколько дней длилась блокада Ленинграда?

а) 300                б) 600               в) 900

18. Какой день стал Днём победы?

а)  9 мая                    б) 1 мая              в ) 7 ноября

18. Какое событие произошло в 1991 году?

а) первый человек полетел в космос

б) Советский Союз прекратил своё существование

в) Запущен первый спутник Земли

Практическая работа № 5 по теме: «Работа с историческими картами».

Алгоритм чтения исторической карты

  1. Прочитай название карты (в нём содержится информация о территории, изображённой на карте и времени, к которому относится изображение);
  2. Ознакомься с легендой карты (это условные знаки, которые позволят тебе прочитать информацию, изображённую на карте);
  3. Чтение информации на карте начинай с самых крупных объектов и постепенно двигайся к более мелким:

а) Определи природно-климатические признаки территории (в какой части света находится, какими морями омывается);

б) Определи признаки государства (граница,  столица, государства-соседи.);

в) Определи деятельность человека, отображённую на карте (это могут быть военные походы, торговые пути). Помни, что движение на карте всегда обозначается стрелкой.

Критерии оценивания работы с исторической картой

  1. Умение соблюдать алгоритм чтения карты;
  2. Умение точно определить географические ориентиры и продемонстрировать их на карте;
  3. Умение преобразовать условную информацию карты в текстовую;
  4. Умение использовать название, даты, условные обозначения для соблюдения трёхчастной структуры ответа (вступление (название, дата изображения) – основная часть (описание информации карты или ответ на вопросы по карте) – итог);
  5. Речевая грамотность.

Карты для работы на уроке

 Карта 1. Новгород                                                        Карта 2. Московский Кремль

       

Карта 3. Москва                                                       Карта 4. Новгород

         

Карта 5. Петербург

Контрольная работа № 4 по теме:

«Человек и общество, в котором он живёт».

1.Почему люди воюют?                                                        1.Где произошла жестокая битва, в которой   

1.Плохой, взрывной  характер                                               русские войска одержали победу?

2.Желание властвовать над людьми                                    1.На Куликовом  поле

3.Хотят присвоить себе богатства,                                        2. На льду Чудского озера

которые им не принадлежат.                                                 3. На  стадионе

2.Укажи дату борьбы с половцами.                                  2.В каком году закончилась зависимость 

1.(XI)  11 век              3. (XX)  20 век                                         Руси от Золотой Орды?

2.  (X)  10 век             4.(XI)   21 век                                          1.2000г  

3.Великий князь Земли Русской,                                         2. 1480г

одержавший победу над  половцами.                              3.1300г.

1.Георгий Жуков                                                                       3.Главный город, столица сильной держа-

2.Александр Невский                                                               вы, где русские княжества объединились.

3.Владимир Мономах                                                              1.Киев

4.Новгородский князь, победитель                                   2. Москва

шведских захватчиков.                                                           3.Золотая Орда

1.Александр Невский                                                                4.Укажите дату вторжения войск француз-

2. Георгий Жуков                                                                       ского императора Наполеона в Россию.

3. Владимир Мономах                                                              1.июнь 1800г.

5.Укажи дату вступления немецких                                    2. июнь 1812г.

рыцарей на русскую землю?                                                 3.июнь 2000г.

1.весна  1242г                                                                              5.Кто стоял во главе русских войск в Оте

2.лето  1242г.                                                                               чественную войну 1812г?

3. весна  1243г                                                                             1.М. И. Кутузов

6.Где проходил бой с немецкими                                       2.К. К Рокоссовский

рыцарями – захватчиками князя А. Невского?               3.Г. К. Жуков

1.на льду Чудского озера                                                        6.Где произошло главное сражение с ар-

2. На поле Куликовом                                                                мией Наполеона?

3. В  селе Бородино                                                                   1.на льду Чудского озера

7.В каком веке образовалось сильное,                              2.село Бородино

могущественное государство Золотая Орда?                   3.на поле Куликовом

1. 11 век                                                                                       7.Укажи, кто была «Стростиха», что коман-

2.20 век                                                                                         довала отрядом крестьян и принесла

3. 13век                                                                                          много вреда французскому отряду.

8.Какой русский князь перестал платить                           1.Екатерина вторая

дань Золотой  Орде?                                                                 2.Василиса Кожина

1.Владимир Мономах                                                                3.Валентина Терешкова

2.Мамай                                                                                       8.Кутузов считал, что самое главное

3.Московский князь Дмитрий                                                 в борьбе с врагом- ….

9. Главный военачальник и правитель                               1.спасти запасы продовольствия и жилища

Золотой  Орды.                                                                           2.любой ценой уничтожить врага

1.Владимир Мономах                                                                3.сохранить русскую армию

2.Мамай                                                                                       9.Почему война с Наполеоном была 

3.Александр Невский                                                                названа Отечественной?

 10. Великая Отечественная война началась…                 1.Весь народ встал на защиту своего                                                                                                                                                                                                                          

1. 20 июня 1940г.                                                                        Отечества

2. 9 мая 1941г.                                                                             2. Все страны участвовали в войне

3.22 июня 1941г                                                                          3. Погибло много людей

                                                                                                    10. Человек, которому  Родина оказала выс-

                                                                                                    шую честь подписать документ об окончании

                                                                                                   тяжелейшей в истории человечества войны.

                                                                                                     1.Г. К. Жуков

                                                                                                     2. Александр Невский

                                                                                                     3. К. К. Рокоссовский

ОТВЕТЫ К ТЕСТУ

Итоговый тест по окружающему миру                             Итоговый тест по окружающему миру

в 4 классе по системе Н.Ф. Виноградовой                        в 4 классе по системе Н. Ф. Виноградовой

ТЕСТ  1_____________________________                          ТЕСТ 2__________________________________

1.Почему люди воюют?                                                        1.Где произошла жестокая битва, в которой   

1.Плохой, взрывной  характер                                               русские войска одержали победу?

2.Желание властвовать над людьми  +                               1.На Куликовом  поле   +

3.Хотят присвоить себе богатства,  +                                    2. На льду Чудского озера

которые им не принадлежат.                                                3. На  стадионе

2.Укажи дату борьбы с половцами.                                  2.В каком году закончилась зависимость 

1.(XI)  11 век  +          3. (XX)  20 век                                       Руси от Золотой Орды?

2.  (X)  10 век             4.(XI)   21 век                                         1. 2000г  

3.Великий князь Земли Русской,                                        2. 1480г   +

одержавший победу над  половцами.                              3. 1300г.

1.Георгий Жуков                                                                       3.Главный город, столица сильной держа-

2.Александр Невский                                                               вы, где русские княжества объединились.

3.Владимир Мономах   +                                                         1.Киев

4.Новгородский князь, победитель                                   2. Москва    +

шведских захватчиков.                                                           3.Золотая Орда

1.Александр Невский   +                                                         4.Укажите дату вторжения войск француз-

2. Георгий Жуков                                                                      ского императора Наполеона в Россию.

3. Владимир Мономах                                                             1.июнь 1800г.

5.Укажи дату вступления немецких                                   2. июнь 1812г.  +

рыцарей на русскую землю?                                                3.июнь 2000г.

1.весна  1242г  +                                                                         5.Кто стоял во главе русских войск в Оте

2.лето  1242г.                                                                               чественную войну 1812г?

3. весна  1243г                                                                             1.М. И. Кутузов    +

6.Где проходил бой с немецкими                                       2.К. К Рокоссовский

рыцарями – захватчиками князя А. Невского?               3.Г. К. Жуков

1.на льду Чудского озера     +                                                  6.Где произошло главное сражение с ар-

2. На поле Куликовом                                                                мией Наполеона?

3. В  селе Бородино                                                                   1.на льду Чудского озера

7.В каком веке образовалось сильное,                              2.село Бородино    +

могущественное государство Золотая Орда?                   3.на поле Куликовом

1. 11 век                                                                                       7.Укажи, кто была «Стростиха», что коман-

2.20 век                                                                                        довала отрядом крестьян и принесла

3. 13век      +                                                                                много вреда французскому отряду.

8.Какой русский князь перестал платить                           1.Екатерина вторая

дань Золотой  Орде?                                                                 2.Василиса Кожина    +

1.Владимир Мономах                                                                3.Валентина Терешкова

2.Мамай                                                                                       8.Кутузов считал, что самое главное

3.Московский князь Дмитрий    +                                          в борьбе с врагом- ….

9. Главный военачальник и правитель                              1.спасти запасы продовольствия и жилища

Золотой  Орды.                                                                          2.любой ценой уничтожить врага

1.Владимир Мономах                                                               3.сохранить русскую армию    +

2.Мамай    +                                                                                 9.Почему война с Наполеоном была 

3.Александр Невский                                                               названа Отечественной?

 10. Великая Отечественная война началась…                 1.Весь народ встал на защиту своего       +                                                                                                                                                                                                                  

1. 20 июня 1940г.                                                                        Отечества

2. 9 мая 1941г.                                                                             2. Все страны участвовали в войне

3.22 июня 1941г   +                                                                     3. Погибло много людей

                                                                                                      10. Человек, которому  Родина оказала выс-

                                                                                                    шую честь подписать документ об окончании

                                                                                                     тяжелейшей в истории человечества войны.

                                                                                                     1.Г. К. Жуков    +

                                                                                                     2. Александр Невский

                                                                                                     3. К. К. Рокоссовский

Учебно-методические средства обучения

Основная литература

  1. Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2010.
  2. Окружающий мир: Учебник для учащихся 4 класса общеобразовательных учреждений:  В 2 частях / Н.Ф.Виноградова. -  2-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2008.
  3. Окружающий мир: 4 класс: рабочая тетрадь для общеобразовательных учреждений / Н.Ф.Виноградова, Г.С.Калинова. – 3-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2010.
  4. Клепинина З.А. Окружающий мир: 1-4 классы: Сборник тестов для контроля уровня подготовки выпускников начальной школы. – М.: Вентана-Граф, 2007.


Приложение №2

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

Особенности организации контроля по окружающему миру

Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, различные письменные работы которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы.

Фронтальный опрос проводится как беседа-полилог, в котором участвуют учащиеся всего класса. Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на которые учащиеся дают короткие обоснованные ответы. Поскольку основная цель таких контрольных бесед – проверка осознанности усвоения учебной программы, это определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания фактического материал (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и т.п.), но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п.

Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности на уроках по предметам данной образовательной области. Можно выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение.

Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего мира, раскрывающее их существенные признаки и свойства. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторить его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстрированного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.

Рассказ-рассуждение проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и т. п. Этот вид опроса очень важен для проверки уровня развития школьника, сформированности логического мышления, воображения, связной речи-рассуждения.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

  • неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;
  • нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;
  • неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;
  • ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;
  • незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;
  • отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; не умение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;
  • ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;
  • неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).

Недочеты:

  • преобладание при описании объекта несущественных его признаков;
  • неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;
  • отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;
  • неточности  в определении  назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;
  • неточности при нахождении объекта на карте.

Характеристика цифровой оценки (отметки)

«5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.

«4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2 – 3 ошибок или 4 – 6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.

«3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4 – 6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3 – 5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.

«2» («плохо») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота  обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программапо окружаещему миру 4 класс.УМК"Школа России"

УМК "Школа России".Рабочая программа ,календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа окружающему миру 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс...

рабочая программа окружающего мира для 3 класса

Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС НОО для 3 класса УМК "Школа России"...

Рабочая программа по окружающему миру ; класс

Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...

Рабочая программа по окружающему миру ! класс. УМК "Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе ФГОС, примерной образовательной программы начального общего образования , авторской программы А.А.Плешакова "Окружающий мир"...

Свидетельство проекта инфоурок (Рабочая программа окружающему миру)

Свидетельство проекта инфоурок  (Рабочая программа окружающему миру)...