Урок по курсу "Окружающий мир" на тему: "Полезные ископаемые", с использованием мультимедийной презентации.
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме
Представлена разработка урока с использованием мультимедийной приставкой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poleznye_iskopaemye_2.pptx | 2.34 МБ |
dokument.doc | 70 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Гранит
Мел
Песок
Нефть
Руда
Глина
Известняк
Уголь
Полезные ископаемые- это горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйстве.
Глина Глина — это вторичный продукт земной коры, осадочная горная порода, образовавшаяся в результате разрушения скальных пород в процессе выветривания.
Применение Глина является основой гончарного , кирпичного производства.
Известняк Известня́к — осадочная горная порода органического, происхождения. В малых количествах растворяется в воде . Разлагаясь способствует образованию карстовых пещер , а также на больших глубинах под действием глубинного тепла земли, даёт источник газа для минеральных вод .
Гранит Грани́т ( итал. granito , — зерно) —Состоит из кварца , калиевого полевого шпата и слюд. Граниты очень широко распространены в континентальной земной коре.
Эта гора железной руды будет использована в производстве стали .
Нефть Нефть ( греч. ναφθα — вспыхивать, воспламеняться) — горючая маслянистая жидкость , красно-коричневого, иногда почти чёрного цвета, хотя иногда встречается и слабо окрашенная в жёлто-зелёный цвет и даже бесцветная нефть, имеет специфический запах, распространена в осадочной оболочке Земли ; одно из важнейших для человечества полезных ископаемых
Нефтепровод
Загрузка нефти в танкер
Каменный уголь У́голь был первым из используемых человеком видов ископаемого топлива Каменный уголь — осадочная порода, представляющая собой продукт глубокого разложения остатков растений ( папоротников , хвощей и плаунов ). Большинство залежей каменного угля было образовано примерно 300-350 миллионов лет тому назад.
Шахта
Предварительный просмотр:
Урок по курсу "Окружающий мир" на тему: "Полезные ископаемые", с использованием мультимедийной презентации.
3-й класс
Шабанов Светлана Ивановна учитель начальных классов
Тема: Полезные ископаемые.
Цели:
1. Сформировать представление учащихся о полезных ископаемых, их свойствах, использовании.
2. Познакомить с разнообразием полезных ископаемых и областями их добычи, применения.
3. Раскрыть значение полезных ископаемых для человека, важность их роли в экономике страны.
4. Развивать познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать, сравнивать, обобщать.
Оборудование: коллекция полезных ископаемых.
Ход урока
I. Организационный момент. Проверка домашнего задания. Рабочая тетрадь на печатной основе с. 25№3,4. | |
Слайд1 | II. Сообщение темы и целей урока. -Отгадайте загадки: 1.Он очень прочен и упруг, Строителям -надёжный друг: Дома, ступени, постаменты Красивы будут и заметны. (Гранит) 2.Этот мастер белый-белый В школе не лежит без дела: Пробегает по доске, Оставляет белый след. (Мел) 3.Он очень нужен детворе Он на дорожках во дворе, Он и на стройке, и на пляже Он и в стекле расплавлен даже. (Песок) 4.На кухне у мамы Помощник отличный. Он синим цветком Расцветает от спички. (Газ) 5.Без неё не побежит Ни такси, ни мотоцикл, Не поднимется ракета Отгадайте, что же это? (Нефть) 6. Оно варилось долго В доменной печи, На славу получились Ножницы, ключи. (Руда) 7.Если встретишь на дороге, То увязнут сильно ноги. А сделать миску или вазу- Она понадобится сразу. (Глина) 8.Покрыают им дороги, Улицы в селении, А ещё он есть в цементе. Сам он удобрение. (Известняк) 9. Росли на болоте растения, Стали топливом и удобрением. (Торф). 10.Он чёрный, блестящий, Людям помощник настоящий. От него кругом светло, Помогает плавить стали, Делать краски и эмали. (Уголь). Отгадки демонстрируются образцами из коллекции минералов. -Как назвать все эти отгадки? - Тема нашего сегодняшнего урока «Полезные ископаемые» На доске и в тетрадях тема: «Полезные ископаемые». |
Слайд 2 | III. Работа по теме урока. -В мире существует много полезных ископаемых. Что вы предлагаете отнести к полезным ископаемым? -Попробуйте сформулировать понятие полезные ископаемые. |
Слайд 3-7 | Железная руда. Свойства, цвет, использование. |
Слайд 8-10 | Нефть Нефть занимает ведущее место в мировом топливно-энергетическом балансе. В связи с быстрым развитием в мире химической и нефтехимической промышленности потребность в нефти увеличивается не только с целью повышения выработки топлив и масел, но и как источника ценного сырья для производства синтетических каучуков и волокон, пластмасс, красителей и др. Во что превратилась бы наша цивилизация, если бы человечество вдруг лишилось черного золота? В первую очередь, нам пришлось бы отказаться от автомобиля — ведь бензин, без которого «железный конь» не смог бы бегать, делают из нефти. Да и не только он — практически любое современное транспортное средство, за исключением электрических, использует в качестве топлива продукты нефтепереработки. Автомобилям, мотоциклам нужен бензин, самолетам — авиабензин или керосин, тракторам, комбайнам — дизельное топливо, кораблям — мазут. Привычным асфальтированным шоссе в мире без нефти тоже не будет места, потому что асфальт делают из остатков, образующихся при ее перегонке. Так что вместо скоростных магистралей с мчащимися по ним автомобилями в мире без нефти будут расхлябанные проселки без асфальтового покрытия, ездить по которым придется на телеге с запряженной в нее лошадью. Из нефти делают типографские краски — значит, без нефти не будет журналов, газет, книг. Кино бы у нас тоже не стало бы, поскольку не стало бы фото- и кинопленки, их ведь тоже делают из нефти. Да и на цифровые носители ничего записать бы не получилось, так как и они — продукт переработки нефти. Мир без книг, газет, журналов, телевидения, фотографии — вот что такое мир без нефти. Для современных модниц отсутствие нефти тоже стало бы ударом. Она активно используется при изготовлении косметики и парфюмерии, так что пришлось бы сказать «прощай» губной помаде, туши для ресниц, туалетной воде, модным краскам для волос. Капроновые колготки, эластичное белье, шубки из искусственного меха, модные куртки из нейлона и других синтетических тканей — все это тоже исчезло бы с витрин магазинов. Да и в повседневном быту современный человек просто шагу не ступит без нефти! Нефть — это пластиковые бутылки и полиэтиленовые пакеты, прочно вошедшие в наш обиход, хозяйственные сумки, нитки, леска, пластилин. И, наконец, это различные пластмассы, из которых производят мебель, бытовую технику, компьютеры и многое другое. Современный мир — это мир, созданный из нефти в самом прямом смысле слова. |
Слайд 11-13 | Гранит Гранит является одной из самых плотных, твердых и прочных пород. Используется в строительстве в качестве облицовочного материала. Кроме того, гранит имеет низкое водопоглощение и высокую устойчивость к морозу и загрязнениям. Вот почему он оптимален для мощения как внутри помещения, так и снаружи. В интерьере гранит применяется также для отделки стен, лестниц, создания столешниц и колонн. |
Слайд 14-15 | Каменный уголь Способ добычи угля зависит от глубины его залегания. Разработка ведется открытым способом в угольных разрезах, если глубина залегания угольного пласта не превышает 100 метров. Нередки и такие случаи, когда при все большем углублении угольного карьера далее выгодно вести разработку угольного месторождения подземным способом. Для извлечения угля с больших глубин используются шахты. Самые глубокие шахты на территории Российской Федерации добывают уголь с уровня чуть более 1200 метров. Применение каменного угля многообразно. Он используется как бытовое, энергетическое топливо, сырье для металлургической и химической промышленности. Очень перспективным является сжижение угля с образованием жидкого топлива. Для производства 1т нефти расходуется 2-3т каменного угля, ЮАР практически полностью обеспечивала себя топливом за счёт этой технологии. Из каменных углей получают искусственный графит. Уголь используется также к качестве поделочного камня. Хрупкий, блестящий на солнце каменный уголь не каждому подвластен. |
Слайд 16-18 | Известняк Осадочная горная порода органического, происхождения. состоит преимущественно из раковин морских животных и их обломков ракушечника. Входящие в состав известняка вещества способны хотя и в малых количествах, но растворяться в воде. Разлагаясь способствует образованию карстовых пещер, а также на больших глубинах под действием глубинного тепла земли, даёт источник газа для минеральных вод. Известняк широко применялся в качестве строительного материала, мелкозернистые разновидности использовали для создания скульптур. Обжиг известняка даёт негашёную известь - древний вяжущий материал, до сего времени применяемый в строительстве. |
Слайд 19- 22 | Глина В смеси с водой глина образует тестообразную массу, пригодную для дальнейшей обработки. В зависимости от места происхождения природное сырьё имеет существенные различия. Одно можно использовать в чистом виде, другое необходимо просеивать и смешивать, чтобы получить материал, пригодный для изготовления различных изделий. Техническая керамика - большая группа керамических изделий и материалов, получаемых термической обработкой массы заданного химического состава из минерального сырья и других сырьевых материалов высокого качества, которые имеют необходимую прочность, электрические свойства Глина используется в медицине, например, глина входит в состав некоторых лечебных мазей, противодиарейных средств В косметике глина является основой масок, некоторых мазей. Лечебные глины и грязи широко используются в курортолечении кожных, гинекологических болезней, заболеваний опорно-двигательного аппарата Белая глина может использоваться в качестве противоядия благодоря своим сорбентным свойствам (попугаи ара известны тем, что они едят глину как противоядие к ядовитым косточкам, которые они очень любят). |
Слайд 23 | Проверь себя. Работа в рабочей тетради на печатной основе с. 26№2,3,5. Д/з стр.27 №4,6. |
ЛИТЕРАТУРА
- Учебник: А. А. Плешаков «Мир вокруг нас», 3 класс. Часть 2., М. : Просвещение, 2006.
- Рабочая тетрадь: А. А. Плешаков «Мир вокруг нас», 3 класс. Часть 2., М. : Просвещение, 2008.
- Л.И Рудченко. Мир вокруг нас. 3 класс: поурочные планы. Волгоград: Учитель, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок для 3 класса. Тема: Полезные ископаемые.
Аннотация.Урок по окружающему миру по программе Л. Занкова. Урок сопровождается презентацией. К сожалению пришлось сократить презентацию, но фотографии можно расширить....
Конспект урока по окружающему миру.Тема: Полезные ископаемые нашего края (В гостях у Хозяйки Медной горы)
Конспект урока по окружающему миру...
урок окр мира по теме: "Полезные ископаемые. Песок и глина."
Урок для 3 класса по программе "Планета знаний" с использованием мобильного класс с применением сингапурских структур...
Конспект урока по окружающему миру Тема: «Полезные ископаемые»
конспект урока...
урок окружающего мира по теме "Полезные ископаемые", 3 класс
урок-закрепление по окружающему миру по теме "Полезные ископамые" 3 класс, УМК "Школа России". В ходе урока использовалась индивидуальная, групповая и парная работа. Учащие исследовали полезные ископа...
Урок окружающего мира по теме: "Полезные ископаемые"
Урок – исследование по окружающему миру в 3 классе. Тема: «Полезные ископаемые». Цели: Предметные: Сформировать понятия «полезные ископаемые»; познакомить с группами полезных ископаемых ...
Загадки для уроков окружающего мира на темы: "Полезные ископаемые", "Организм человека"
Загадки можно использовать в конце урока при подведении итогов , при актуализации знаний в начале урока или на заключительном уроке для проверки знаний....