Методическая разработка урока – экскурсии по литературному краеведению в 3 классе. Тема: Картины – как полёт птицы.
методическая разработка по чтению (3 класс) на тему

Касаткина Вера Антоновна

 

В данной статье приведена разработка урока–экскурсии, который  проходит в районном историко-краеведческом комплексе. Цель урока заключается в том, чтобы:

·         познакомить учащихся с творчеством талантливого мастера-графика Надежды Талигиной, уроженки Шурышкарского района.

·         показать, как через рисунок художник выплёскивает грусть и тоску по милым сердцу местам, по родной реке Сыне.

·         воспитывать гордость за талантливых людей, живущих на Ямале.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kasatkina_muzhi_kartiny_kak_poljot_pticy.doc237 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

урока – экскурсии по  литературному  краеведению в 3 классе.

Тема: Картины – как полёт птицы.

В.А. Касаткина

МОУ – Мужевская СОШ им. Н.В. Архангельского, с.Мужи, ЯНАО

В данной статье приведена разработка урока–экскурсии, который  проходит в районном историко-краеведческом комплексе. Цель урока заключается в том, чтобы:

  1. познакомить учащихся с творчеством талантливого мастера-графика Надежды Талигиной, уроженки Шурышкарского района.
  2. показать, как через рисунок художник выплёскивает грусть и тоску по милым сердцу местам, по родной реке Сыне.
  3. воспитывать гордость за талантливых людей, живущих на Ямале.

Вера Антоновна

Учитель начальных классов

Урок - экскурсия по литературному краеведению

 в 3 классе.

Тема: Картины – как полёт птицы.

Цель:

  1. Обогатить знания учащихся о талантливых людях Ямала, их творчестве.
  2. Способствовать формированию высоконравственной личности, любящей свой край.
  3. Воспитывать гордость за талантливых людей, живущих на Ямале.
  4. Систематическое и целенаправленное развитие зрительного восприятия, пространственного мышления, речи учащихся; обогащение словарного запаса.

                                                             

Учитель: 

Ребята, сегодня наш урок литературного краеведения необычный. Он проходит в районном историко-краеведческом комплексе. Вместе с нами посетили эту выставку и ваши родители.

 Прежде чем нам начать разговор, скажите:

  1. С какой целью в музеях оформляются различные выставки, демонстрируются предметы старины? (Ответы учащихся)
  2. Как вам кажется, что означает словосочетание «историко-краеведческий»? (Ответы учащихся)

На уроках литературного краеведения мы с вами знакомились с творчеством многих выдающихся людей, живущих на Ямале.

  1. О ком бы вам хотелось узнать подробнее в нашем историко-краеведческом комплексе?

(Предложения учащихся).

В настоящее время здесь организована презентация персональной выставки работ  хантыйской  художницы-графика Надежды Талигиной.

Ямал богат не только своими недрами, но, в первую очередь, - талантливыми людьми. Далеко за пределами округа знают писателей и поэтов Р. Ругина, Л. Лапцуя, Н. Ядне, певцов Г.Лагея, Е. Лаптандер, композитора С. Няруя, художников Л. Лара, Г. Хартаганова, В. Самбурова и многих других. А сегодня мы с вами познакомимся  с  удивительными работами хантыйской  художницы Надежды Михайловны Талигиной.

Более двадцати работ художника – графика заняли своё  почётное место на выставочной экспозиции.

Когда на выставке или в музее встречаешь старинные акварели, гравюры, то чудится, что само время смотрит на тебя сквозь благородную паутину трещин. Нечто подобное возникает от тонких акварелей, лёгких рисунков пером хантыйской художницы.  

В её рисунках радость жизни,

Восхищение таёжным простором.

Совершенство и лёгкость линий,

Как полёт птицы.

Струи водопада, исчезающие в прозрачно - голубой воде реки Сыни. А вот и другая картина с совсем незамысловатым сюжетом: гладь воды, а на берегу – три хантыйские лодки – долблёнки. Естественность и первозданность природы на этих небольших полотнах, и в то же время ощущается национальный колорит. Каждый сюжет – скол жизни оленеводов, рыбаков, охотников (Слайд 2)

Учитель:  Мою беседу продолжат  ученики – экскурсоводы.

Илья:

Предки Надежды Михайловны жили вблизи обских берегов тысячелетие назад: поклонялись духам воды и лесов, духам неба и молний…

Надежда училась в школе, художественном училище культуры и искусств. Позже поступила в Высшее художественно-промышленное училище в Москве, а в памяти звучали песни народа, вставали картины его жизни. Краски акварели расплываются, открывая окно, за которым из багровой тени выплывают летучие фигуры что – то вещающих древних шаманов и духов. Взмахивая огромными крылами синеватого отлива, отправляется в странствие по мирам Торума – верховного божества – птица, ей надлежит узнать будущее, сообщить о нём владыкам племени. Сквозь пелену времён смотрят в века усталые идолы…

Учитель:

А сейчас, ребята, я предоставляю слово Юлиной бабушке Валентине Михайловне. Это родная сестра нашей героини Надежды Михайловны. Она тоже хочет сказать несколько слов о своей талантливой сестре.

Валентина Михайловна:

Проста жизненная канва сестры. Родилась в чуме. Только начала сознавать себя, как сразу почувствовала красоту окружающего мира. Прозрачно – чистая вода, летние цветы тундры, её разноцветье осенью – всё привлекало внимание любознательной девочки.

Бывало, отправят родители её с братом за карасями на озеро, а она забудет обо всём при виде плавающих хрупко – восковых кувшинок. А появились в руках карандаш и бумага, стала рисовать всё подряд –  цветы, деревья, птиц…. В школе-интернате была бессменным редактором стенгазеты и рисовала, рисовала… Не сохранилось тех наивных, детских рисунков, растеряны, раздарены. Родители гордились своей талантливой дочерью, всегда с большим нетерпением и любовью ждали её приезда домой.

Юля:

 «Повзрослела» кисть художницы, по-другому видится мир. Героями стали люди труда. Вот они распутывают сети после рыбалки, пасут оленей, пьют кровь только что забитого оленя…

Все жанровые сценки из жизни северян исполнены тушью, пейзажи – акварельными красками.

На одном из рисунков – летит по насту лёгкая оленья упряжка, к каюру прижалась молодая женщина, наверное, невеста или жена, возле дерева стоит некто, большой, мохнатый. Кто же это? Куль, страх ханты. Пастухи говаривали, что живёт в лесу куль, таинственное существо, похожее на человека, наводящее на него страх. Ханты еще его называли сэм – сай – от (некто невидимый) (Слайд 3).

Максим:

Однажды девчонкой Надежда Михайловна тоже увидала на тундровом мху огромные следы босых ног. Спросила отца, кто их оставил, тот сделал вид, что не услышал, так и не ответил. Через много лет образ куля воплотился в рисунке.

Денис:

На  картине «Радостная встреча подруг» автор показал радость встречи.

Одни упряжки едут из Тильтима, другие из Овгорта. И получилось так, что встретились они как раз на священном месте, которое ни в коем случае нельзя проезжать мимо (такой обычай), не то может случиться несчастье. Девушки в ярких платках, нарядных ягушках, забыв о своих повседневных делах, решили немного поболтать накануне весны. Весна – очень напряжённая пора для оленеводов – отёл, забой  оленей, каслание за Урал. И кто знает, когда теперь ещё придётся снова свидеться. (Слайд 4).

Данил:

На этом рисунке мы видим  «Мальчика с оленёнком». Мальчик сам вырастил Авку.

Заботился о нём, ухаживал за ним, лечил. Летом собирал для своего любимого друга нежный вкусный ягель.

Подрастай скорее, Авка,

А как вырастешь, потом

Будешь ты в упряжке, Авка,

Быстроногим вожаком!

Через кочки и овражки

Та помчишь, копытя снег.

Полетит моя упряжка

Дальше всех, быстрее всех!

И.Г. Истомин

Теперь оленёнок вырос. Заботливым хозяином, хорошим помощником в семье, настоящим оленеводом  растет мальчик (Слайд 5).

Полина:

На этом рисунке запечатлена встреча, которая произошла в пути. Мы видим, как с княжеской гордостью сынская красавица беседует со своим поклонником под бдительным оком оленей. Изящные линии пера подчёркивают доброе взаимопонимание между молодыми людьми (Слайд 6).

Учитель: 

Ребята, сейчас мы послушаем интересный рассказ нашего экскурсовода Елены Григорьевны.

Экскурсовод:

Ребята, я с большим удовольствием послушала ваши выступления, рассказ уважаемой Валентины Михайловны. Оказывается, вы уже многое знаете из уроков литературного краеведения о творчестве нашей землячки Надежды Михайловны Талигиной. Это очень похвально! Я хочу ваш рассказ продолжить.

Миф, особенно для представителей малочисленных народов, форма существования мировоззрения, опоэтизированного восприятия мира. В нём нет деления, по каким - либо категориям, он воспринимается целиком. Картины Надежды Талигиной трогают, каким – то первозданным видением мира, жизни народа. Художница утверждает постоянную, вечно актуальную ценность таких понятий, как доброта, миролюбие, уважение к земле и к тем, кто жил на ней до нас.

Обратите внимание, в работах мастера нет многообразия цветовых оттенков. Работы выполнены карандашом или пером на бумаге в черно-белом цвете, но каждое произведение глубоко и всеобъемлюще по содержанию. Надежде Талигиной – талантливейшему человеку – не надо красок, чтобы передать состояние своей увлечённой души, запечатлеть милые сердцу места, природу, в которой истоки и силы творчества. Что бы ни изображал лаконичными штрихами мастер, будь-то иллюстрации к сказке, или легенде, будь то элемент свадебного обряда или с детства знакомые места, везде чувствуется слияние с природой. Мастер словно растворяется в ней, заряжается чистой энергией бодрости и  в то же время говорит всем, что сбережённая природа щедро одарит своей животворной силой и любовью.

- На выставке представлено несколько работ, иллюстрирующих легенду о Казым Най – священной кошке.  Пал Турам – бог Высокого Неба решил помочь людям – подарить им огонь. Но не сумели люди воспользоваться божественным даром, и сжёг огонь зелёную некогда землю. В страхе бежали и люди, и звери. Сжалился над ними Пал Турам, погасил огонь. А свою посланницу – священную кошку послал к людям, чтобы она помогла людям: раскрыть тайну огня, научила ловить рыбу, избавила от речного чудовища, спасла от потопа.

- Одна из ярких работ «Свадебный обряд» написана в 1992 году (Слайд 9). Надежда Талигина, демонстрируя  глубокое знание обычаев своего народа, описывает традиционный способ проведения этого праздничного обряда сынских ханты. Невеста и жених предоставили возможность родителям выбрать место и время проведения свадьбы. Спустя неделю  родители жениха  поехали к будущим родственникам. Решили сначала справить свадьбу у родителей невесты, а потом жениха. Установили выкуп за невесту: десять оленей, пять тысяч рублей, ягушку, три метра сукна. Приданое невесты: аргиш в три оленя, грузовая нарта с двумя быками, важенка, постельное, кухонные принадлежности и др. На картине изображён один из свадебных ритуалов – в первый день свадьбы ханты совершали обряд жертвоприношения духам семейным, родовым. Гости и хозяева собирались за жилищем, где находились духи семьи в специальной нарте. Мужчины держали верёвку, которой был завязан жертвенный олень. Женщины стояли по другую сторону жилища, с левой  стороны. На свадьбу приглашали шепан (ворожея). Он обращался к духам, к земле, ко всей Природе, к Космосу. Он просил молодым долгой совместной жизни, счастья, продолжателей семьи, рода.

Учитель: 

По окончанию  Московского ордена Трудового Красного знамени высшего художественного промышленного  училища  (бывшее Строгановское) в 1987 году ей была присвоена квалификация художника декоративно – прикладного искусства.

В 1992 году Надежда Талигина зачислена старшим научным сотрудником в научный центр гуманитарных исследований коренных малочисленных народов Севера ЯНАО.

В 2000 году являлась участником выставки «Северная цивилизация на пороге XXI века. Мифология, быт, культура», в г.Москва. Автор более 10 научных публикаций. Награждена бронзовой медалью ВДНХ.

В 2002 году в здании ООН, в Женеве прошла большая выставка  Талигиной, где были представлены 43 работы художницы.

В 2003 году защитила диссертацию, где была присуждена учёная степень кандидата исторических наук по специальности «этнография, этнология и антропология». Тема научного исследования – «Культура северных (нижнеобских) ханты ЯНАО».

С 2005 года Надежда Талигина работает старшим научным сотрудником в Научном центре гуманитарных исследований коренных малочисленных народов Севера.

Экскурсовод:

В ноябре 2008 года Надежда Талигина посетила свой родной Шурышкарский район, привезла свои новые работы. И на открытии выставки «Образы родной земли» рассказала о себе и своих картинах. Пообщалась с поклонниками своего таланта, приобрела новых почитателей. Также Надежда Михайловна сделала щедрый дар музею: копии всех работ, представленных здесь. Теперь они пополнили фонды Шурышкарского районного историко-краеведческого комплекса.

Учитель: 

В завершении нашего урока мне и вашим родителям было бы интересно знать, что вам удалось запомнить с урока – экскурсии. Итак, сейчас мы проведём блиц – опрос:

  1. Как называется село, где родилась и выросла известная художница Надежда Талигина?
  2. На какой реке находится это селение?
  3. Изображая людей на своих полотнах, что в первую очередь хотела показать художница?
  4. Почему Надежду Михайловну называют художником – графиком?
  5. Перечислите названия картин, которые вы запомнили.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка 2 класс. Тема:«Состав слова».

Урок разработан по теме "Состав слова" по учебнику С.В. Иванова по программе "Начальная школа ХХI век"...

Методическая разработка урока чтения для 2 класса. Тема: "Честное гусеничное" В. Берестов.

Урок литературного чтения во втором классе по произведению В.Берестова "Честное гусеничное". На этапе мотивации ученикам предлагается в парах отгадать загадку о гусенице (героине произведения). В тече...

Методическая разработка урока русского языка (3 класс).Тема "Словоизменение и словообразование"

Материал содержит конспект урока по русскому в 3 классе по теме"Словоизменение и словообразование" по программе Л.В.Занокова....

Методическая разработка урока математики в 1 классе. Тема."Число и цифра-3"

Можно использовать на уроке математики в 1 классе....

Методическая разработка урока математики в 1 классе. Тема."Число и цифра-4"

Можно использовать на уроке математики в 1 классе....

Методическая разработка урока. Окружающий мир. 2 класс. Тема урока: «Спасём первоцветы».

День открытых дверей.Окружающий мир. 2 класс.Тема урока: «Спасём первоцветы».Фрагмент урока: знакомство  с новым материалом.Цели урока:     1....