Рабочая программа по окружающему миру 3 класс с учетом ФГОС
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему

Солдатова Галина Ивановна

программа составлена с учетом методписьма и локальным актом школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okr_mir_3_klass_raspechatannaya.doc243.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

  «Малакеевская средняя общеобразовательная школа Вейделевского района Белгородской области»

«Согласовано»

Руководитель МО

______________/Солдатова Г.И./.

Протокол № ______

« _____ » _________________ 2013 г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР

_________________/Никитенко Е.А./.

«  _____ »  июня   2013 г.

«Утверждаю»

Директор

________________/ Федурина В.Е./

« _____»  ____________ 2013 г.

Рабочая программа

по учебному курсу «Окружающий мир»

( УМК «Начальная школа ХХІ века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой)

3 класс

Солдатова Галина Ивановна

2013

Пояснительная записка

 Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (2009);
  • «Фундаментального ядра содержания общего образования» (под редакцией В.В.Козлова, А.М.Кондакова);
  • Базисного учебного плана;
  • «Планируемых результатов начального общего образования» (под редакцией Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой)
  • «Примерных программ начального общего образования»;
  • Авторской программы «Окружающий мир»: программа:1-4 классы/Н.Ф.Виноградова. – М.: Вентана – Граф, 2012. – 192 с.- (Начальная школа XXI века).
  • Инструктивно-методического письма «О преподавании предметов в начальной школе в условиях перехода на ФГОС в Белгородской области в  2013 - 2014 учебном году».

         Особое значение изучения курса окружающего мира  состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, его биологическую и социальную сущность. Особенностью программы является включение знаний, которые способствуют познанию самого себя (своего «Я»), расширяют представления о психической природе человека (познавательных процессах, отличии от высших животных и др.).

 Основная цель обучения предмету Окружающий мир в начальной школе — представить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира. В данном контексте к общечеловеческим ценностям относятся: экологически ценные правила взаимодействия со средой обитания; нравственный портрет и духовное богатство человека современного общества; исторический аспект «складывания» общерусской культуры, развитие национальных традиций, взаимосвязь и взаимодействие культур народов России.

В последние годы в среде практических работников появилось осознание важности изучения окружающего мира не только для дальнейшего успешного обучения, но для интеллектуального и особенно для духовно-нравственного развития младших школьников. Эта позиция зафиксирована и в стандарте второго поколения, где цели изучения этого предмета объединяют его вклад в процесс воспитания школьника. Особое значение этой предметной области состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, познании учащимся самого себя, своего «Я».

 «Окружающий мир» — предмет интегрированный. При его изучении младший школьник:

  • устанавливает более тесные связи между познанием природы и социальной жизни; понимает взаимозависимости в системе «человек — природа — общество»;
  • осознает необходимость выполнения правил поведения, сущность нравственно-этических установок; получает начальные навыки экологической культуры;
  • подходит к пониманию себя как индивидуальности, своих способностей и возможностей, осознает возможность изменять себя, понимает важность здорового образа жизни;

      • подготавливается к изучению базовых предметов в основной школе.

В основе построения курса лежат следующие принципы:

     1. Принцип интеграции — соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений.

2. Педоцентрический принцип определяет отбор наиболее актуальных для ребенка этого возраста знаний, необходимых для его индивидуального психического и личностного развития, а также последующего успешного обучения; предоставление каждому школьнику возможности удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты.

   3. Культурологический принцип понимается как обеспечение широкого эрудициоиного фона обучения,  что дает возможность развивать общую культуру школьника, его возрастную эрудицию.

    4. Необходимость принципа экологизации предмета определяется социальной значимостью решения задачи экологического образования младшего школьника при ознакомлении его с окружающим миром.

    5. Принцип поступательности обеспечивает- постепенность, последовательность и перспективность обучения, возможность успешного изучения соответствующих естественнонаучных и гуманитарных предметов в среднем звене школы.

    6. Краеведческий принцип обязывает учителя при изучении природы и общественных явлений широко использовать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий, исторический музеи и т. п.

В программе представлены следующие ведущие содержательные линии.

•   Человек как биологическое существо; чем человек отличается от других живых существ, индивидуальность человека, здоровье человека и образ его жизни, для чего нужно знать себя, как узнать себя. Это содержание представлено темой: «Кто ты  такой»

Человек и другие люди; может ли человек жить один, как нужно относиться к другим людям, почему нужно выполнять правила культурного поведения. Это содержание представлено темой: «Кто живет рядом с гобой».

Человек и мир природы: что такое природа, может ли человек жить без природы, что дает человеку природа, почему человек должен изучать природу; почему природу нужно беречь и охранять. Это содержание представлено темой: «Мы — жители Земли»

  • Человек и общество: чем богата и знаменита родная страна, почему гражданин любит свою Родину, что значит любить родную страну, как трудятся, отдыхают, живут люди в родной стране, семья как ячейка общества. Это содержание представлено темой: «Твоя Родина — Россия».
  • История родной страны: как рождалось и развивалось наше государство, какие важнейшие события произошли в его истории, как развивались экономика, культура, просвещение в нашей стране. Это содержание представлено разделом «Путешествие в прошлое (исторические сведения)», который имеется во всех темах программы 2 класса.

С учетом важности расширения чувственного опыта младших школьников и необходимости связи обучения с жизнью в программе приводится перечень экскурсий и практических работ, доступных детям в этом возрасте.

Программа предусматривает проведение уроков обобщения. Цель их — оживить знания школьника, которые он получил не только в данном классе, но и за предыдущие годы обучения, и на основе этого систематизировать и обобщить полученные представления, создать стройную картину определенного исторического периода развития нашего государства.

Программа обеспечена следующим методическим комплектом:

– Виноградова, Н. Ф. и др. Окружающий мир: 3 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. – 3-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 160 с.: ил. – (Начальная школа XXI века)

– Виноградова, Н. Ф, О. Т. Учимся познавать мир: 3 класс: Рабочие тетради №1, №2 для учащихся общеобразовательных учреждений. –  М.: Вентана-Граф, 2013. (Начальная школа XXI века).

Учебно-методический  комплект  допущен  Министерством  образования  РФ  и  соответствует  федеральному  компоненту  государственных образовательных  стандартов  начального  общего  образования.

Объем программы:

     На  изучение  курса «Окружающий мир» в  3  классе  отводится  68  часов  в  год  (34  учебные недели  по  2  часа  в  неделю).

Изучение предмета «Окружающий мир» позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов обучения, т.е. реализовать социальные и образовательные цели естественнонаучного и обществоведческого образования младших школьников.

Личностные результаты представлены двумя группами. Первая относится к личности объекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как  школьника:

  • Готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
  • Высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
  • Личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.

Другая группа личностных результатов передает социальную позицию школьника,  сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир:

  • Формирование основ российской гражданской идентичности, понимание особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;
  • Воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям независимо от возраста,  национальности, вероисповедания;
  • Понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
  • Формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.

Предметные результаты обучения нацелены на решение прежде всего образовательных задач:

  • Осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
  • Обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
  • Овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира ( наблюдение, опыт, эксперимент, измерение);
  • Использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
  • Расширение кругозора и культурного опыта школьника.  Формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественнонаучного образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяют рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечивать формирование новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в  программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета. Среди метапредметных результатов  особое место занимают интеллектуальные, регулятивные и коммуникативные действия:

  • Под интеллектуальными действиями понимается способность применять для решения учебных и практических  задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательство и др.);
  • Под регулятивными действиями понимается владение способами организации,  планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
  • Под коммуникативными действиями понимается способность в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием, повествованием.

Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.)

На основе установленных результатов изучения предмета «Окружающий мир» были определены его функции: образовательная, развивающая, воспитывающая.  Образовательная функция заключается в создании условий для формирования у школьников понятий о природе, обществе, человеке, развитие способности ориентироваться в изменяющемся мире, освоения доступных для понимания младшим школьником терминов и понятий. Развивающая функция обеспечивает формирование научных взглядов школьника на окружающий мир, психическое и личностное развитие обучающегося, формирование его общей культуры и эрудиции. Воспитывающая функция предмета связана с решением задач социализации ребенка, принятием им гуманистических норм жизни в природной и социальной среде.

Содержание курса  

3 класс (68 ч)

Введение (1 ч)

Где ты живешь. Когда ты живешь. Историческое время. Счет лет в истории.

Универсальные учебные действия:

  • ориентироваться в понятии «историческое время»;
  • различать понятия «век», «столетие», «эпоха».

Земля — наш общий дом (10 ч)

Солнечная система. Солнце — звезда. Земля — планета Солнечной системы. «Соседи» Земли по Солнечной системе.

Изображение Земли. Глобус — модель Земли. План. Карта (географическая и историческая). Масштаб, условные обозначения карты. Карта России.

Условия жизни на Земле. Солнце — источник тепла и света. Вода. Значение воды для жизни на Земле. Источники воды на Земле. Водоемы, их разнообразие. Растения и животные разных водоемов. Охрана воды от загрязнения. Воздух. Значение воздуха для жизни на Земле. Воздух — смесь газов. Охрана воздуха.

Человек познает мир. Наблюдения, опыты, эксперименты — методы познания человеком окружающего мира. Изображение Земли. Глобус — модель Земли. План. Карта (географическая и историческая). Масштаб, условные обозначения карты. Карта России.

Расширение кругозора школьников. Представления людей древних цивилизаций о происхождении Земли. История возникновения жизни на Земле. Как человек исследовал Землю. История возникновения карты.

Универсальные учебные действия:

  • характеризовать Солнечную систему: называть, кратко описывать планеты, входящие в нее;
  • анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту). Различать географическую и историческую карты;
  • анализировать масштаб, условные обозначения на карте;
  • характеризовать условия жизни на Земле: воды, воздуха, тепла, света;
  • устанавливать зависимости между состоянием воды и температурой воздуха;
  • описывать свойства воды (воздуха), приводить примеры опытов, подтверждающих различные их свойства;
  • называть источники воды, характеризовать различные водоемы;
  • моделировать несложные ситуации (опыты, эксперименты) в соответствии с поставленной учебной задачей;
  • ориентироваться на плане, карте: находить объекты в соответствии с учебной задачей;
  • объяснять назначение масштаба и условных обозначений.

Растительный мир Земли (11 ч)

Распространение растений на Земле, значение растений для жизни. Растения и человек. Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные (голосеменные), цветковые, их общая характеристика.

Растения — живые тела (организмы). Жизнь растений. Продолжительность жизни: однолетние, двулетние, многолетние. Питание растений. Роль корня и побега в питании. Размножение растений. Распространение плодов и семян.

Охрана растений.

Расширение кругозора школьников. Разнообразие растений родного края. Ядовитые растения. Предупреждение отравлений ими.

Универсальные учебные действия:

  • характеризовать значение растений для жизни;
  • различать (классифицировать) растения разных видов, описывать их;
  • объяснять последовательность развития жизни растения, характеризовать значение органов растения;
  • проводить несложные опыты по размножению растений;
  • приводить примеры причин исчезновения растений (на краеведческом материале).

Грибы (1 ч)

Отличие грибов от растений. Разнообразие грибов. Съедобные и несъедобные грибы.

Расширение кругозора школьников. Правила сбора грибов. Предупреждение отравлений грибами.

Универсальные учебные действия:

  • объяснять отличия грибов от растений;
  • различать грибы съедобные от ядовитых.

Животный мир Земли (11 ч)

Животные — часть природы. Роль животных в природе. Животные и человек. Разнообразие животных: одноклеточные, многоклеточные, беспозвоночные. Позвоночные (на примере отдельных групп и представителей).

Животные — живые тела (организмы). Поведение животных. Приспособление к среде обитания. Охрана животных.

Расширение кругозора школьников. Животные родного края. Цепи питания. Как животные воспитывают своих детенышей.

Как человек одомашнил животных.

Универсальные учебные действия:

  • характеризовать роль животных в природе;
  • приводить примеры (классифицировать) одноклеточных и многоклеточных животных;
  • характеризовать животное как организм;
  • устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного;
  • приводить примеры (конструировать) цепи питания;
  • составлять описательный рассказ о животных разных классов;
  • составлять рассказ-рассуждение на тему «Охрана животных в России»; перечислять причины исчезновения животных;
  • ориентироваться в понятии «одомашнивание» животных: перечислять признаки, приводить примеры домашних животных.

Каким был человек в разные времена (исторические эпохи) (14 ч)

Названия русского государства в разные исторические времена (эпохи).

Портрет славянина в Древней, Московской Руси, в России. Патриотизм, смелость, трудолюбие, добросердечность, гостеприимство — основные качества славянина.

Крестьянское жилище. Городской дом. Культура быта: интерьер дома, посуда, утварь в разные исторические времена. Одежда. Костюм богатых и бедных, горожан и крестьян, представителей разных сословий (князя, боярина, дворянина).

Во что верили славяне. Принятие христианства на Руси.

Расширение кругозора школьников. Происхождение имен и фамилий. Имена в далекой древности.

Универсальные учебные действия:

  • воспроизводить названия русского государства в разные исторические эпохи;
  • составлять словесный портрет славянина: отвечать на вопрос «Какими были наши предки?»;
  • описывать особенности труда, быта, одежды, трапезы славян;
  • воспроизводить дату Крещения Руси, кратко рассказывать о значении этого события.

Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи) (20 ч)

Человек и растения. Культурные растения. Что такое земледелие. Хлеб — главное богатство России. Крепостные крестьяне и помещики. Отмена крепостного права.

Ремесла. Возникновение и развитие ремесел на Руси, в России (кузнечное, ювелирное, гончарное, оружейное и др.). Знаменитые мастера литейного дела. Андрей Чохов. Появление фабрик и заводов. Рабочие и капиталисты.

Торговля. Возникновение денег.

Развитие техники в России (на примере авиации, автостроения). Освоение космоса. Строительство. Первые славянские поселения, древние города (Великий Новгород, Москва, Владимир).

Расширение кругозора школьников. Орудия труда в разные исторические эпохи. «Женский» и «мужской» труд. Особенности труда людей родного края. Как дом «вышел» из-под земли.

Уроки-обобщения. Древняя Русь (повторение материала 2 класса); Московская Русь (основные исторические события, произошедшие до провозглашения первого русского царя); Россия (основные исторические события, произошедшие до 1917 года).

Экскурсии. В природные сообщества (с учетом местных условий), на водный объект с целью изучения использования воды человеком, ее охраны от загрязнения. В краеведческий (исторический), художественный музеи, на предприятие (сельскохозяйственное производство), в учреждение быта и культуры.

Опыты. Распространение тепла от его источника. Смена сезонов, дня и ночи. Роль света и воды в жизни растений. Состав почвы.

Практические работы. Работа с картой (в соответствии с заданиями в рабочей тетради). Работа с живыми растениями и гербарными экземплярами.

Универсальные учебные действия:

  • ориентироваться в понятиях «земледелие», «культурные растения», «крестьяне», «помещики», «крепостное право», кратко характеризовать их;
  • рассказывать о возникновении ремесел на Руси, различать характер ремесла по результату труда ремесленника;
  • приводить примеры изобретений в прошлом и настоящем России;
  • называть древние города, описывать их достопримечательности;
  • ориентироваться в понятиях «рабочий», «капиталист»;
  • объединять (обобщать) события, относящиеся к одной исторической эпохе (например, «Древняя Русь», «Московская Русь»); рассказывать об основных исторических событиях, происходивших в это время;
  • называть даты образования Древней Руси, венчания на царства первого русского царя; отмены крепостного права; свержения последнего русского царя;
  • называть имена отдельных руководителей государств, деятелей, просветителей Руси и России.

Календарно-тематическое планирование уроков окружающего мира

3 класс, 68 часов

№ п/п

Наименование раздела и

тем

Часы

учебно-

го време-

ни

Дата

проведения по плану

Фактически

Примечание

УУД

Земля наш общий дом 7ч



1.



Где и когда ты живешь

1

Определение исторического времени, сравнение: год, век, столетие. Соотнесение события со временем (в прошлом, в настоящем, в будущем).

Характеристика планет Солнечной системы. Систематизация учебного материала: условия жизни на Земле. Характеристика свойств воды, воздуха. Опыты: свойства и состояния воды, свойства воздуха

2.

Солнечная система

1

3.

Солнечная система. Опыт: Смена дня и ночи

1

4.

Условия жизни на Земле

Практическая работа: проращивание семян фасоли

1

5.

Условия жизни на Земле

Роль света и тепла в жизни растений

1

6.

Условия жизни на Земле

Вода – условие жизни на Земле

1

7.

Условия жизни на Земле

Воздух условие жизни на Земле

Практическая работа: «Свойства воздуха»

1


Человек изучает Землю (4ч)

8.

Человек познает мир

Экскурсия в природу

1


Работа с моделями: глобус, карта, план (в соответствии с учебной задачей). Конструирование объектов (план классной комнаты, школьный двор и др.). Знакомство с компасом

9.

Человек познает мир

Практическая работа с картой

1

10.

Человек познает мир

1

11.

Человек познает мир

1

Царства природы (27ч)

12

Бактерии

1

Разнообразие бактерий. Образ жизни бактерий. Характеристика грибов как живых организмов. Классификация: съедобные — несъедобные грибы. Сравнение грибов по внешнему виду. Коммуникативная деятельность: описательный рассказ на тему «Грибы». Классификация: виды растений (хвойные, цветковые, мхи и др.); однолетние, двулетние, многолетние растения. Характеристика представителей разных видов: название, особенности внешнего вида, условия жизни. Характеристика значения (функций) разных органов растения. Трудовая деятельность: выращивание растений; уход за растениями в уголке природе. Коммуникативная деятельность: описание представителей растительного мира родного края. Классификация: растения культурные, дикорастущие; полезные и ядовитые для человека.

Классификация: классы животных; животные одноклеточные и многоклеточные; беспозвоночные и позвоночные. Характеристика животных — представителей разных классов. Конструирование цепей питания. Коммуникативная деятельность: описательный рассказ на тему «Животное — живой организм». Характеристика значения (функций) разных органов животного. Поиск информации с использованием справочной литературы на тему «Человек и животные»

13

Грибы

1

14

Грибы.

1

15

Растения культурные и дикорастущие

1

16

Если бы на Земле не было растений

Контрольная работа №1

 по теме: «Земля наш общий дом», «Человек изучает Землю»

1

17

Растения прекрасные, но опасные

1

18

Разнообразие растений на Земле

Практическая работа с гербарием

1

19

Разнообразие растений на Земле

1

20

Как живет растение


1

21

Как живет растение

1

22

Размножение растений

1

23

Размножение растений

Опыт с живыми комнатными растениями

1

24

Размножение растений

1

25

Культурные растения в жизни человека

1

26

Культурные растения в жизни человека

1

27

Красная книга России

1


28

Красная книга России

1

29

Разнообразие мира животных

1

30

Разнообразие мира животных

1

31

Животные – живые существа (организмы)

          1

32

Животные – живые существа (организмы)

Контрольная работа №2

 по теме: «Царства природы»

1

33

Беспозвоночные  животные

1

34

Беспозвоночные  животные

1

35

Позвоночные животные

1

36

Позвоночные животные

1

37

Природные сообщества

1

38

Почему люди приручили диких животных



1

2 часть

Наша Родина: от Руси до России  (11ч )

39

Как люди узнают о прошлом

1

Различение названий российского государства в разные исторические времена

40

Восточнославянские племена

1

41

Первые русские князья

1

42

Первые русские князья

1


43


Первые русские князья




.

44

Как Москва стала столицей

1

45

Иван IV Грозный – первый русский царь

1

46

Петр IВеликий

1

47

Екатерина II Великая

1

48

Последний российский император Николай II

1

49

Советская Россия.  СССР

1

                                         Как люди жили в старину 12ч

50

Контрольная работа № 3 по теме: « От Руси до России»

1

51

Из истории племен

1

. Характеристика особенностей быта, труда россиянина в разные исторические эпохи. Коммуникативная деятельность: описательный рассказ на тему «Портрет славянина». Различение внешнего вида людей разных сословий (дворянин, крестьянин и др.)

52

Какими людьми были славяне

1

53

Какими людьми были славяне

1

54

Скажи, какой у тебя дом…

1

55

По одежке встречают

Экскурсия в швейную мастерскую

1

56

По одежке встречают

1

57

По одежке встречают

1

58

Русская трапеза

1

59

Верования языческой Руси

1

60

Верования языческой Руси

1

61

Принятие христианства на Руси




1

Как трудились в старину 7ч

62

Что создавалось трудом крестьянина?

1

Обобщение учебного материала: возникновение земледелия. Классификация: труд крестьянина, ремесленника, рабочего. Характеристика крепостного права: особенности, причины отмены. Различение: ремёсла и их результаты — продукты. Коммуникативная деятельность: описательный рассказ на темы «Как трудятся люди родного края», «Первые космонавты», «Как создали первый автомобиль»

63

Что создавалось трудом крестьянина?

1

64

Что создавалось трудом ремесленника?

1

65

Что создавалось трудом ремесленника?

1

66

Что создавалось трудом рабочего

1

67

Что создавалось трудом рабочего

Контрольная работа №4

1

68

Открытия, которые совершил человек в XIX - XXвеках

1


Учебно-методические средства обучения

Литература

Для учителя:

Программа «Окружающий мир»к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2011.

Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. 1-4 классы. Методика обучения. – М.: Вентана-Граф, 2012.

Журова Л.Е. Беседы с учителем. Третий класс четырёхлетней начальной школы. Методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2010.

Журова Л.Е., Евдокимова А.О., Кочурова Е. Э. и др. Проверочные тестовые работы. Учебное пособие для 3 класса. – М.: Вентана-Гаф, 2011.

Для ученика:

Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С. Окружающий мир- учебник в 2 частях.3 класс. – М.: Вентана-Граф, 2013.

Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С . Окружающий мир - рабочие тетради. 3 класс. – М.: Вентана-Граф, 2013.

Литвиненко С. В.Думаем и фантазируем - рабочая тетрадь. 3 класс. – М.: Вентана-Граф, 2013.

Оборудование

Виноградова Н. Ф. Окружающий мир в произведениях живописи  – дидактические материалы 1-4 классы

Произведения изобразительного искусства.

Набор рисунков «Тела живой и неживой природы».

Схема строения Солнечной системы.

Глобус.

Физическая карта полушарий.

Физическая карта России.

Набор демонстрационных карточек «Условные знаки».

Схема «Смена дня и ночи».

Схема «Смена времён года».

Оборудование для опытов.

Диаграмма «Состав воздуха»

Рисунки-знаки об охране воздуха и воды.

Гербарий.

Демонстрационные таблицы: «Лекарственные растения», «Ядовитые растения», «Грибы», «Царства живой природы».

Схема «Строение гриба».

Схема «Строение растения».

Семена  и плоды различных растений.

Таблички «Однолетние. Многолетние. Двулетние растения».

Рисунки растений «Красной книги».

Рисунки и фотографии животных.

Схема «Цепь питания».

Рисунки-знаки «Будем беречь животных».

Таблица «Что означает твоё имя».

Аудиозаписи народных песен.

Рисунки одежды разных эпох.

Рисунок-схема «Что такое земледелие».

Рисунки предметов русской ярмарки.

WEB-ресурсы для реализации ФГОС

  1. Министерство образования и науки Российской Федерации
    http://mon.gov.ru/pro/fgos/
  2. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт
    http://standart.edu.ru/
  3. Портал "Начальная школа"
    http://nachalka.edu.ru/ 
  4. Портал "Введение ФГОС НОО"
    http://nachalka.seminfo.ru/
  5. Сайт Министерства образования и науки РФ. Раздел ФГОС. Общее образование.
    Сайт Института стратегических исследований в образовании Российской академии образования. 
    Сайт Инновационной образовательной сети "Эврика". Разработка и апробация материалов, обеспечивающих введение ФГОС. Путеводитель по ресурсам ФГОС.
  6. УМК "Начальная школа  ХХI века"

 Требования к уровню подготовки обучающихся

  1. Предметные результаты обучения:

 К концу обучения в третьем классе учащиеся научатся:

— характеризовать условия жизни на Земле;

устанавливать зависимости между состоянием воды и температурой воздуха;

 — описывать свойства воды (воздуха);

различать растения разных видов, описывать их;

объяснять последовательность развития жизни растения, характеризовать значение органов растения;

объяснять отличия грибов от растений;

характеризовать животное как организм;

устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного;

— составлять описательный рассказ о животном;

приводить примеры (конструировать) цепи питания;

— характеризовать некоторые важнейшие события в истории российского государства (в пределах изученного);

— сравнивать картины природы, портреты людей, одежду, вещи и др. разны эпох;

— называть даты образования Древней Руси, венчания на царства первого русского царя; отмены крепостного права; свержения последнего русского царя;

— работать с географической и исторической картой, контурной картой.

К концу обучения в третьем классе учащиеся могут научиться:

ориентироваться в понятии «историческое время»; различать понятия «век», «столетие», «эпоха»;

— анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту). Различать географическую и историческую карты. Анализировать масштаб, условные обозначения на карте;

— приводить примеры опытов, подтверждающих различные их свойства;

— проводить несложные опыты по размножению растений.

— проводить классификацию животных по классам; выделять признак классификации;

рассказывать об особенностях быта людей в разные исторические времена

ориентироваться в сущности и причинах отдельных событий в истории родной страны (крепостное право и его отмена; возникновение ремесел; научные открытия и др.);

высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника.

2. Метапредметные результаты обучения:

Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 3 года обучения:

В области познавательных УУД:

  • школьник научится проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, делать выводы на основе полученных результатов
  • использовать определители (гербарий растений и т.д.), дополнительный материал из интернета в процессе изучения нового материала или при составлении плана рассказа, доклада, презентации;
  • проводить сравнение, сериацию, классификации;
  • строить объяснение в устной форме по предложенному плану;
  • использовать готовые модели (условные знаки, глобус, план-карту и др.) для наблюдений, объяснения явлений природы, выявления признаков и свойств объектов
  • использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.

В области коммуникативных  УУД:

  • школьник научится взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе.

В области регулятивных УУД:

  • школьник научится контролировать свою деятельность по ходу и результатам выполнения заданий на основе выполнения задания по правилу, алгоритму, с помощью таблицы, инструментов, рисунков

В области личностных УУД:

  • школьник получит возможность научиться проявлять познавательную инициативу;
  • определять характер взаимоотношений человека с природой
  • формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;
  • воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
  • понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
  • формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.

Форма и средства контроля. Критерии оценки

Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.
Знания и умения учащихся по природоведению оцениваются по результатам устного опроса, наблюдений, тестов и практических работ.
При письменной проверке знаний по предметам естественно-научного и обществоведческого направления используются такие контрольные работы, которые не требуют полного обязательного письменного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи учащихся. Целесообразно поэтому тестовые задания типа:
- поиск ошибки;
- выбор ответа;
- продолжение или исправление высказывания.
Задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения учащихся.
Оценка "5" ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный материал, используя свои наблюдения в природе, устанавливает связи между объектами и явлениями природы (в пределах программы), правильно выполняет практические работы и дает полные ответы на все поставленные вопросы.
Оценка "4" ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки "5", но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактическою материала, в использовании отдельных практических работ. Все эти недочеты ученик легко исправляет сам при указании на них учителем.
Оценка "3" ставится ученику, если он усвоил основное содержание учебного материала, но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в природе, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями природы, в выполнении практических работ, но может исправить перечисленные недочеты с помощью учителя.
Оценка "2" ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не оправляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.
Оценка тестов.
Тестовая форма проверки позволяет существенно увеличить объем контролируемого материала по сравнению с традиционной контрольной работой и тем самым создает предпосылки для повышения информативности и объективности результатов. Тест включает задания средней трудности.
Проверка может проводиться как по всему тесту, так и отдельно по разделам. Выполненная работа оценивается отметками "зачет" или "незачет". Считается, что ученик обнаружил достаточную базовую подготовку ("зачет"), если он дал не менее 75% правильных ответов. Как один из вариантов оценивания:
"ВЫСОКИЙ" - все предложенные задания выполнены правильно;
"СРЕДНИЙ" - все задания с незначительными погрешностями;
"НИЗКИЙ" - выполнены отдельные задания.

Базовый уровень выполнения

0 - 60%

60 - 77%

77 - 90%

90 - 100%

Оценка

"2"

"3"

"4"

"5"

График проверочных работ:

Тема проверочной работы

Вид контроля

Форма контроля

Дата

Примечание

Проверь себя «Кто ты такой. Твое здоровье»

текущий

тест

Проверь себя «Россия — твоя Родина»

текущий

тест

Проверь себя

рубежный

тест

Проверь себя «Мы-жители земли»

текущий

тест

Проверь себя «Природные сообщества»

текущий

тест

«Что мы узнали?»

итоговый

тест

Комплексная итоговая работа

итоговый

Комплексная работа

I  четверть

Контрольная работа  № 1 по теме: «Земля – наш общий дом», «Человек изучает Землю»

Определите, есть ли ошибка в высказывании (подчеркни  «да» или  «нет»).

К телам живой природы относятся: растения, снег, дождь, снег, животные и человек.

да

нет

Воздух – смесь газов.

да

нет

В почве не живут животные.

да

нет

Отметь правильное высказывание.

Солнце – звезда.

Солнце – планета.

Вставь пропущенные слова.

а)На географической карте горы обозначаются_________________ цветом, леса - ______________ цветом, а водоёмы________________  цветом.

б)Солнце – источник света и ____________ .

Напиши, какую  «работу выполняют» корень, лист.

Корень ______________________________________________________

Лист________________________________________________________

Отметь явления, которые связаны с уменьшением тепла в окружающей среде.

Спячка животных; гнездование; листопад; замерзание водоёмов; осадки в виде дождя; осадки в виде снега; таяние снега.

Как человек использует ветер (движение воздуха)?

Нарисуй план своего пути от дома до школы.

Запиши названия ядовитых растений, произрастающих в нашей местности.

II  четверть

Контрольная работа №2

по теме: «Царства природы»

Зачеркни лишнее слово в каждом ряду.

Белый медведь, бурый медведь, акула, тигр.

Олень, лось, заяц, сова.

Соедини название животного и слово, обозначающее способ его взаимодействия с сородичами.

пчёлы                   лебеди          муравьи              слоны

живут парами      живут колониями      живут стадами      живут семьями

Отметь правильное высказывание. Каково положительное влияние насекомых на жизнь растений?

опыляют растения

повреждают органы растений

уничтожают вредителей

заражают растения

уничтожают больные растения

Напиши названия птиц, которые живут в нашем крае.

Отметь неверные ответы.

Паук – насекомое.

Паук – не насекомое.

У животных нет органов чувств.

У животных есть органы чувств.

6. Закончи предложения.

     Звери, птицы, рыбы - ______________________________ животные.

Насекомые, пауки, раки, черви - _____________________ животные.

Какова роль животных в природе?

III четверть

Контрольная работа  № 3

по теме: «От Руси до России»

Запиши имена великих русских князей, которые много сделали для развития русского государства.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приведи примеры устаревших древнерусских имён.

____________________________________________________________________

Закончи предложения.

Первым русским царём стал_____________________________________.

Первым российским императором ________________________________.

Последний русский император ___________________________________.

Установи историческую последовательность названий нашего государства (поставь цифры 1, 2, 3, 4).

Советская Россия, Древняя Русь, Московская Русь, Россия.

Закончи предложение.

Большевики пришли в России к власти в __________ году.

Дополни предложения.

До появления христианства наши предки были______________, то есть верили _______________________.

Христианство на Руси было принято в ___ веке, при великом князе___________.

7. Как питались наши предки?

IV четверть

Контрольная работа № 4

по теме: «Как трудились в старину»

Исправь ошибки, если они есть.

1560 год – это 16 век

1235 год – это 12 век

1945 – год – это 20 век

Отметь правильные ответы.

Крестьяне работали на помещиков.

Помещики работали на крестьян.

Ремесленники работают в поле.

Ремесленники изготавливают полезные в хозяйстве предметы.

Закончи предложения.

Крепостные крестьяне – это ____________________________________.

Ремесленники – это ___________________________________________.

Напиши, какие ремёсла были в России в 17 – 18 веках.

Запиши, какие условия нужны были для того, чтобы люди занимались этой деятельностью?

Ловля рыбы - ______________________________________

Обработка дерева - _________________________________

Производство металла - _____________________________

Изготовление посуды - _______________________________

Напиши, несколько наиболее важных, на твой взгляд, достижений, которые относятся к 19 веку.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

Закончи предложения.

Первый искусственный спутник Земли был запущен в космос _______________.

Первым космонавтом в мире стал советский лётчик _____________________ .

Он пробыл в космосе _____________________  минут.

8. Какие технические достижения советского времени тебе известны? Напиши.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по технологии 1 класс с учетом ФГОС

Рабочая программа по технологии (труд) УМК "Гармония" 1 класс с учетом ФГОС...

Рабочая программа по математике 3 класс с учетом ФГОС

программа составлена с учетом методписьма и локальным актом школы...

Рабочая программа по окружающему миру в соответствии с ФГОС к УМК "Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру (Плешаков) 2 класс...

Рабочая программа по окружающему миру 2класс "Школа России" фгос

Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина Рос...

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 кл. ФГОС "Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру 1,2,3,4 кл....

Рабочая программа по окружающему миру 1 - 4 кл. ФГОС "Школа России"

Рабочая программа расчитана на четыре года обучения и помогает правильно составить КТП для любого класса начальной школы....

Рабочая программа по окружающему миру с КТП по ФГОС 3 класс

Данная программа составлена на основе авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир. 1-4 классы». Сборник рабочих программ «Школа России». 1–4 классы: пособие для у...