рабочая программа по окружающему миру 2 класс ПНШ по ФГОС
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (2 класс) по теме

Никулаичева Марина Михайловна

рабочая программа по окружающему миру по программе ПНШ для 2 класса составленная в соответствии с ФГОС с УУД

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchii_mir_2_klass.docx70.99 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет администрации Угловского района

по образованию и делам молодёжи Алтайского края

муниципальное  казенное общеобразовательное учреждение

«Павловская средняя общеобразовательная школа»

«Утверждаю»

Директор школы

______________ А.В. Попов

Приказ № _____

от «__» __________ 2013 г.

«Согласовано»

Зам. директора по УВР

____________________

Н.И. Нагорная

от«___»___________2013 г.

«Рассмотрено» на

заседании ПО

Протокол № _____

от «__»_________2013 г

________________

.

Рабочая программа

по окружающему миру во 2 классе составлена

на основе программы курса окружающего мира

для учащихся общеобразовательных

учреждений – автор Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А.

Программу разработал

учитель начальных классов

Никулаичева

Марина Михайловна

2013 – 2014 учебный год

Пояснительная записка.

Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования (приказ Минобразования России  от 09.03.2004 г. №1312); Федерального компонента государственных образовательных стандартов по предметам БУПа 2004 года (приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. №1089), примерных программ начального общего образования (письмо Минобрнауки России от 07.07.2005 г.) и авторской программы «Окружающий мир»Федотовой О.Н., Трафимовой Г.В., Трафимова С.А. (образовательная программа «Перспективная начальная школа»). Курс рассчитан на 68 часов (2 часа в неделю).

Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены стандартами начального общего образования второго поколения и представлены в программе тремя содержательными  боками: «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасной жизни».

Специфика предмета  «Окружающий мир» состоит в том, что он имеет ярко выраженный интегрированный характер, соединяющий в равной мере природоведческие, исторические, обществоведческие и другие знания.   Интегрированный характер самого курса, а также реализация межпредметных связей с литературным чтением, русским языком, математикой, технологией в УМК «Перспективная начальная школа»  обеспечивают в полной мере формирование у детей целостной картины мира, осознание места человека в этом мире, с людьми, обществом и  природой.  

Цель изучения курса «Окружающий мир»  в начальной школе – формирование исходных представлений о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира; практико - ориентированных знаний о природе, человеке, обществе; метапредметов способов действий (личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных).  

Основные учебно-воспитательные задачи курса приведены в соответствие с направлениями Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Это, прежде всего:

сохранение и поддержка индивидуальности ребенка на основе учета его жизненного опыта – опыта сельской жизни, с естественно-природным ритмом жизни, и опыта городской жизни – с развитой инфраструктурой, с разнообразными источниками информации;

 последовательное формирование у школьников общеучебных умений, основанных на способности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение; специальных умений: работа с научно-популярной, справочной литературой и проведение фенологических наблюдений, физических опытов, простейших измерений;

изучение школьниками взаимосвязей жизнедеятельности человека и природы, человека и общества (на уровне ознакомления), знаний об объектах, явлениях, закономерностях окружающего ребенка мира и методах его познания с целью дальнейшего изучения в основной школе естественнонаучных и обществоведческих дисциплин;

воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни, формирование элементарной экологической культуры, навыков нравственного поведения в природе, быту, обществе;

охрана и укрепление психического и физического здоровья детей.      

Во 2-м классе учащиеся знакомятся с тем, что различия природных объектов, особенности протекания сезонных изменений обусловлены вращением Земли и её движением вокруг Солнца. Во 2-м классе все знания, полученные в первом, систематизируются и углубляются на основе источников информации об окружающем мире.    

В связи с тем, что ребенок еще до школы знаком с сезонной цикличностью жизни природы, сезонные изменения являются сквозной линией первых двух лет обучения. Изучение учебного материала по каждому времени года идет по единому плану: неживая природа – растения – животные (насекомые, рыбы, птицы, звери) – труд человека – образцы поведения в природе.              

Приоритетная задача курса 2-го класса - вызвать интерес к  изучению родного края,  дать  первоначальное представление о Родине , познакомить с терминами «государство», «государственные символы : герб, гимн, флаг», Красная книга», «права и обязанности граждан», «законы страны».  Срок реализации данной программы - 1 год

На уроках используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение, проектно - исследовательское обучение, ИКТ. Для развития устойчивого интереса к учебному процессу на уроках окружающего мира используются электронные образовательные ресурсы.

Каждая  новая тема  начинается с вводного вопроса (или задания), цель которого – повторение и углубление учебного материала. Заканчивается тема заданиями или вопросом для системного обобщения материала. Предусмотрены задания повышенной сложности. Кроме того, курс предусматривает 4 экскурсии и 3 практических занятия.

Данное планирование определяет достаточный объем знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин.

Содержание программы  учебного курса.

Человек и природа (40ч)

        Звезды и планеты. Солнце - ближайшая к нам звезда, источник тепла и света для всего живого на Земле. Земля - планета; общие представления о размерах и форме Земли. Глобус - модель Земли. Изображение на глобусе с помощью условных обозначений морей, океанов, суши. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года. Смена времен года в родном краю на основе наблюдений.

         Неживая и живая природа Земли. Условия жизни на планете Земля.

        Воздух- смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.

         Вода. Свойства воды. Значение воды для живых организмов и хозяйственной жизни человека.

        Цветковые растения. Части  (органы) растений (корень, стебель, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, вода, воздух). Питание и дыхание растений. Роль растений в жизни человека.

         Разнообразие растений: цветковые и хвойные растения; папоротники, мхи, водоросли. Красная книга России. Правила поведения на природе.

        Культурные и дикорастущие растения. Продолжительность жизни растений. Размножение растений семенами, клубнями, усами, листьями.

         Растения родного края. Названия и краткая характеристика на основе наблюдений.

        Грибы. Питание грибов. Шляпочные грибы, плесень. Ядовитые и несъедобные двойники шляпочных грибов. Правило сбора грибов. Шляпочные грибы родного края.

        Животные и их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, млекопитающие. Земноводные, пресмыкающиеся, их отличия. Особенности питания малышей млекопитающих животных. Особенности питания разных взрослых животных, в том числе и млекопитающих (хищники, растительноядные, всеядные). Как животные защищаются. Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей. Живой уголок. Бионика. Бережное отношение человек5а к природе. Животные родного края, названия. Их краткая характеристика на основе наблюдений.

Человек и общество (24ч)

        Обмен письмами как один из источников получения информации. Общение со старшими и сверстниками как один из источников получения новых знаний.         

        Семья - самое близкое окружение человека. Взаимоотношения в семье (уважительное отношение к старшим). Семейные традиции (посильная помощь старшим, семейные праздники, совместные походы).

        Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного дерева.

        Младший школьник. Школьный и классный коллективы, совместная учеба, совместный общественный труд и отдых, участие в спортивных мероприятиях, во внеурочной деятельности, в охране окружающей среды.

        Человек - член общества. Взаимосвязь человека с другими людьми. Уважение к чужому мнению. Значение труда в жизни человека и общества. Люди разных профессий. Профессии людей, создавших учебник.

        Родной край - частица России. Родной город (село): название и его связь с историей возникновения, с занятием людей, с названием реки, озера; основные достопримечательности.

        Наша Родина- Россия. Конституция России - основной закон страны. Важнейшие права граждан России - право на жизнь на образование, на охрану здоровья и медицинскую помощь, на свободный труд  и на отдых. Праздники в жизни общества: День Победы, День Конституции России, День Государственного флага.

        Государственные символы России (Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн), узаконенные Конституцией.

        Характеристика отдельных исторических событий, связанных с историей Москвы (основание Москвы, история Московского Кремля, достопримечательности Московского Кремля). Имена великих князей, связанных с историей возникновения и строительства Москвы: Юрий Долгорукий, Дмитрий Донской, Иван III (правнук Дмитрия Донского).

Правила безопасного поведения (4ч)

        Режим дня школьника. Чередование труда и отдыха в режиме дня школьника. Составление режима дня школьника. Личная гигиена. Физическая культура. Игры на воздухе как условие сохранения и укрепление здоровья. Чистота - залог здоровья (чистые руки, кипяченная вода, проветривание помещения). Режим питания. Причины простудных заболеваний. Советы старших: правила предупреждения простудных заболеваний: правила поведения при простудных заболеваниях. Номера телефонов экстренной помощи.

        Правила безопасного поведения на улице (проезжая часть улицы, встреча с незнакомым человеком, оставление вещи, правила поведения при выгуле животных, при встрече с собаками). Правила дорожного движения. Правило перехода проезжей части улицы. Знаки дорожного движения, определяющие правила поведения пешехода. Переход железной дороги.

        Правила безопасного поведения в быту (лифт многоэтажного дома, незнакомый человек, оставление вещей). Основные правила поведения с водой, электричеством, газом.

Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Окружающий мир» к концу первого года обучения

В результате изучения раздела «Человек и природа»

Учащиеся научатся:

  • различать объекты неживой и живой природы, приводить примеры

  взаимосвязи между объектами неживой и живой природы (смена времен года,

  влияние Солнца на жизнь растений и животных и т.д.);

  • устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой

   природе;

  • сравнивать внешний вид и характерные особенности насекомых, рыб, птиц,

   млекопитающих;

  • группировать объекты природы по их  признакам (насекомые, рыбы, птицы,

  млекопитающие)

  • назвать признаки отличающие домашних животных от диких;
  • сравнивать характерные для животных способы питания;
  • характеризовать роль грибов в жизни человека;
  • ставить простейшие опыты исследуя свойства воды;
  • наблюдать и делать выводы по изучению свойств воздуха;
  • наблюдать и выявлять условия, необходимые для жизни растений;
  • учиться работать со справочной литературой
  • определять характер взаимоотношений человека и объектов природы, называть

  представителей растительного и животного мира занесенных в Красную книгу;

  • понимать необходимость вести здоровый образ жизни.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • обнаруживать различие между наблюдением и опытом как разными способами получение ответов на вопросы об окружающем мире;
  • характеризовать общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
  • называть основные, легко определяемые свойства воздуха и воды;
  • отличать разнообразие жизненных форм растений (деревья, кустарники, травы) и грибов своей местности;
  • называть группы растений по их характерным признакам (цветковые растения, хвойные растения, папоротники, мхи, водоросли);
  •   называть группы животных по их характерным признакам (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие);
  •   иметь представление о значении природы для здоровья и жизни человека;
  •   иметь представление об отдельных видах труда, связанных с природой; о значении этого труда;
  •   знать средства сохранения и укрепления здоровья человека (личная гигиена, режим труда и отдыха, физкультура);
  •   знать фамилии, имена и отчества членов своей семьи, включая старшее поколение;

В результате изучения раздела «Человек и общество»

Обучающиеся научатся:

  •  рассказывать об отдельных видах труда, связанных с природой; о значении

   этого труда;

  •  знать средства сохранения и укрепления здоровья человека (личная гигиена,

   режим труда и отдыха, физкультура);

  •  названия: своего государства (Россия), его столицы (Москва), главной

   площади столицы (Красная площадь), главной достопримечательности

   столицы (Кремль), исторической достопримечательности Кремля

  (Спасская башня);

  •  принимать участие и знать важнейшие событие страны и города: день

   Победы, День города и т.д.

  •  название родной страны, ее столицы; региона, где живут учащиеся, родного

   города (села);

  •  использовать дополнительные средства информации (словари, хрестоматию), а

   также учиться работать с оглавлением учебника;

* называть своих ближайших родственников;

 * знать профессии взрослых и важность каждой профессии.

      * описывать изученные события из истории Отечества (история Московского

         Кремля, Великая Отечественная война);

Обучающиеся получат возможность научиться:

  •   знать основные права ребенка (право на жилье, обучение, лечение, защиту от насилия старших);
  •   называть  государственные праздники, дни памятных дат (День Конституции, День Победы, День защитников Отечества);
  •   узнать правила безопасного поведения в природе.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
  • выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране.
  • удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае.

выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;

Ожидаемые результаты формирования УУД к концу второго года обучения

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений:

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях  отмечать конкретные поступки, которые можно  оценить как хорошие или плохие.
  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир»

во 2-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

  • Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
  • Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).
  • Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
  • Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
  • Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
  • Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна  дополнительная информация (знания) для решения учебной  задачи в один шаг.
  • Делать предварительный отбор источников информации для  решения учебной задачи.
  • Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем  словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрена специальная «энциклопедия внутри учебника»).
  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  • Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать  самостоятельные  выводы.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Выразительно читать и пересказывать текст.
  • Вступать в беседу на уроке и в жизни.
  • Совместно договариваться о  правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир»

во 2-м классе является формирование следующих умений:

  • объяснять отличия твёрдых, жидких и газообразных веществ;
  • объяснять влияние притяжения Земли;
  • связывать события на Земле с расположением и движением Солнца и Земли;
  • наблюдать за погодой и описывать её;
  • уметь  определять стороны света по солнцу и по компасу;
  • пользоваться глобусом и картами, находить и показывать на них  части света, материки и океаны;
  • называть основные природные зоны и их особенности.
  • оценивать правильность поведения людей в природе;
  • уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле.

Перечень учебно- методических средств обучения.

Для реализации программного содержания используются следующие  учебно- методические средства обучения:

  • Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 2 класс: Методическое пособие для учителя. – М: Академкнига/ Учебник
  • Биологический энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1986
  • С любовью к природе: Хрестоматия/ под редакцией И.Д.Зверева.- М.: Педагогика, 1986
  • Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир. 2класс: Учебник. В 2 ч. – М: Академкнига/ Учебник.
  • Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1.- 4-е изд., перераб.-М.:Просвещение, 2010.- 400с.- (Стандарты второго поколения).
  • Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий  мир. 2 класс: Хрестоматия. – М: Академкнига/ Учебник.
  • коллекции и гербарии,
  • натуральные объекты,
  • учебные модели,  
  • компьютерные программы(Word, Paint, PowerPoint ,Media Player Classic и др.)
  • DVD-фильмы,
  • раздаточные карточки;
  • проектор;
  • компьютер.

Литература

  1. Закон РФ «Об образовании»: статьи 7, 9, 32
  2. Письмо Минобразования России от 20.02.2004 г.. № 03-51-10/14-03 «О введении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
  3. Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, и среднего (полного) общего образования».
  4. Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования».
  5. Письмо Министерства Образования и Науки РФ от 07.07.2005 г. «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».
  6. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.
  7. Примерные программы на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва, 2005
  8. Программы четырехлетней начальной школы: Проект «Перспективная начальная школа»/ Р.Г. Чуракова, М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова, А.Л. Чекин, Г.В. Трофимова, И.И. Колесниченко, Т.М. Рагозина, И.Б. Мылова, Е.П. Бененсон, А.Г. Паутова, Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков; Сост. Р.Г. Чуракова. – М.: Академкнига/Учебник, 2006
  9. 3. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 2 класс: Методическое пособие для учителя. – М: Академкнига/ Учебник
  10. Биологический энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1986
  11. С любовью к природе: Хрестоматия/ под редакцией И.Д.Зверева.- М.: Педагогика, 1986
  12. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир. 2класс: Учебник. В 2 ч. – М: Академкнига/ Учебник.
  13. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1.- 4-е изд., перераб.-М.:Просвещение, 2010.- 400с.- (Стандарты второго поколения).
  14. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий  мир. 2 класс: Хрестоматия. – М: Академкнига/ Учебник.
  15. http://oineverova.ucoz.ru/load/uchebnaja_rabota/uchebnye_programmy_umk_quot_pnsh_quot/23


Календарно – тематическое планирование.

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов по теме 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ (в соответствии с ФГОС)

Контрольно-оценочная деятельность

Дата проведения

Предметные результаты

Метапредметные результаты (УУД)

Контрольные работы

Практические работы

Источники информации об окружающем нас мире. Где и как найти ответы на вопросы (6 часов)

1

Мир живой и неживой природы.

Письмо экологов школьникам.

1

Взаимосвязь живой и неживой природы. Воздействие человека на природу

Л.:

-выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

-осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни.

Р.:

-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;

-преобразовывать практическую задачу  в познавательную.

П.:

-сравнивать и группировать предметы, их образы по заданным и самостоятельно выбранным основаниям.

К.:

-стараться договариваться, уметь уступать, находить общее решение  при работе в паре и группе.

2

Мир живой и неживой природы. Мишины вопросы. Экскурсия

1

Разнообразие природы. Наблюдения тел живой и неживой природы

3

Мир живой и неживой природы. Советы старших.

1

Неживая и живая природа. Воздействие человека на природу

4

Особенности работы

на пришкольном участке. Экскурсия

1

Наблюдения явлений природы

по сезонам года

5

Книги – наши друзья.

Ищем ответы на вопросы в учебнике

1

Разные источники информации,

необходимой для изучения географических и биологических объектов и явлений

ПР

6

Опыт и наблюдение

1

Разные источники информации,

необходимой для изучения географических и биологических объектов и явлений

ПР

Планеты и звёзды (5 часов)

7

Земля. Модель Земли

1

Форма и размеры Земли. Глобус.

Северный и Южный полюсы

Л.:-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;

-устойчивость учебно-познавательного  интереса к новым общим способам решения задач.

Р.:-оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

П.:-осуществлять запись об окружающем мире;

-использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;

-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении свойствах и связях.

К.:-учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

-аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

8

Почему на Земле день сменяется ночью?

1

Северное и Южное полушария.

Суточное вращение Земли

9

Звёзды и созвездия

1

Звёзды, созвездия. Полярная звезда. Большая и Малая Медведица

10

Планеты

1

Планеты Солнечной системы.

Планеты земной группы

11

Движение Земли вокруг Солнца.

1

Годовое движение Земли. Високосный год

ПР

Неживая и живая природа Земли (2 часа)

12

Как связаны живая и неживая природа?

1

Тела природы. Планета Земля и её положение в Солнечной системе

Л.:выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

-осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни.

Р.:-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;

-преобразовывать практическую задачу  в познавательную.

П.: Использовать словарь учебника, дополнительный материал.

-осуществлять запись об окружающем мире;

-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении свойствах и связях.

К.:-задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

13

Условия жизни на планете Земля

1

Природа как важнейшее условие жизни человека. Условия жизни на Земле (свет, тепло, воздух, вода)

Л.:выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

-осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни.

Р.:-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;

-преобразовывать практическую задачу  в познавательную.

П.: Использовать словарь учебника, дополнительный материал.

-осуществлять запись об окружающем мире;

-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении свойствах и связях.

. Использовать словарь учебника, дополнительный материал.

Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой.

К.:-задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

Свойство воздуха и воды (4 часа)

14

Свойство воздуха

1

Вещества, смеси. Состав воздуха. Газообразные вещества.

Л.:-широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.

Р.:-в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

П.: Проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшие лабораторное оборудование, следовать инструкциям, делать выводы.

Определять характер взаимоотношений человек с природой, находить примеры влияния на здоровье и безопасность человека.

Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

К.:-задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

ПР

15

Кому и для чего нужна вода?

1

Состояние веществ: твёрдое, жидкое, газообразное

ПР

16

Вода и её свойства

1

Круговорот воды в природе.

Три состояния воды

ПР

17

Обобщение по теме «Свойство воды и воздуха»

1

Свойства воздуха и воды

Р.:Различение изученных объектов и явлений природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов, составлять таблицы.

К.:-задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

ПР

Солнце, воздух, вода и … растения (4 часа)

18

Условия, необходимые для развития растений

1

Теневыносливые, светолюбивые растения

Л.:выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

-осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни.

Р.:-в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;

П.:- осуществлять запись об окружающем мире;

-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении свойствах и связях

К.:- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

ПР

19

Корень, стебель и лист.

1

Значение корня, стебля и листьев в жизни растений

20

Питание растений

1

Фотосинтез; почвенное питание; воздушное питание

ПР

21

Обобщение по теме «Солнце, воздух, вода и… растения»

1

Разнообразие растений

Л.:-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Р.:-оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

П.:-осуществлять запись об окружающем мире;

-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

К.:-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

ПР

Разнообразие  растений (4 часа)

22

Цветковые и хвойные растения

1

Цветок – орган растения

Л.:выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

-осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни.

Р.:-в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем

П.:-осуществлять запись об окружающем мире;

-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

К.:-задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

23

Папоротники, мхи и водоросли

1

Разнообразие дикорастущих

растений, места их обитания

24

Красная книга России. Правила  поведения на природе.

1

Растения, находящиеся под угрозой исчезновения. Влияние деятельности человека на природу

25

Обобщение по теме «разнообразие растений»

1

Разнообразие растений. Дикорастущие и культурные растения родного края

Л.:-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

-Р.Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отличий от эталона.

ПР

Культурные растения. Продолжительность жизни растений (8 часов)

26

Для чего люди выращивают культурные растения?

1

Группы культурных растений

(овощные, плодовые )

Л.:-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;

-устойчивость учебно-познавательного  интереса к новым общим способам решения задач.

Р.:-в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем

П.:-осуществлять запись об окружающем мире;

-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

К.:-задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

27

Какие части культурных растений используют люди?

1

Расселение семян растений.

Выращивание культурных растений

28

Можно ли все огородные растения высаживать одновременно?

1

Рассада.

Растения.

Сеянцы.

Сроки посадки огородных растений

29

От чего зависит урожай зерновых?

1

Значение зерновых культур в жизни человека

30

Растения сада

1

Садовые растения. Труд людей в саду

Л.:выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

-осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни.

Р.:-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;

-преобразовывать практическую задачу  в познавательную.

П.:-осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

-осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания  и критерии для логических операций;

-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

К.:-задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром

31

Сколько живут растения?

1

Сроки жизни растений, расселение растений на новые места

32

Размножение растений своими частями.

1

Вегетативное размножение

Растений

33

Обобщение по теме «Культурные растения. Продолжительность жизни растений»

1

Сроки жизни растений, расселение растений на новые места.

Разнообразие растений

Л.:-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

-Р.Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отличий от эталона.

Грибы (3 часа)

34

Грибы. Можно вырастить грибы на кусочке хлеба?

1

Грибы одноклеточные и многоклеточные. Питание грибов. Значение грибов

Л.:-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;

-устойчивость учебно-познавательного  интереса к новым общим способам решения задач.

П.:-Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

Р.:-оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

К.:- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

35

Ядовитые и несъедобные двойники шляпочных грибов. Как правильно собирать грибы?

1

Съедобные и ядовитые грибы.

 Правила сбора грибов примеры грибов своей местности.

ПР

36

Проверочная работа за 1 полугодие

1

Обобщение знаний

Л.:-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

-Р.Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отличий от эталона.

КР

Животные (8 часов)

37

Разнообразие животных

1

Многообразие животных по способу питания. Дикие и домашние животные

Л.:-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;

-устойчивость учебно-познавательного  интереса к новым общим способам решения задач.

Р.:-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;

-преобразовывать практическую задачу  в познавательную.

П.:-осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

-осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания  и критерии для логических операций;

-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

К.:-задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

38

Насекомые

1

Растительноядные хищные и всеядные насекомые

39

Рыбы

1

Приспособления рыб для жизни в воде

Л.:выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

-осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни.

Р.:-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;

-преобразовывать практическую задачу  в познавательную.

П.:-осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

-осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания  и критерии для логических операций;

-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

К.:-задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром

40

Земноводные

1

Жизнь лягушек, тритонов, жаб. Амфибии и их признаки

41

Пресмыкающиеся

1

Отличительные признаки пресмыкающихся. Правила поведения при встрече со змеями

42

Птицы

1

Признаки птиц. Значение перьевого покрова. Способы добычи пищи птенцам

Л.:-выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

-осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни.

Р.:-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;

-преобразовывать практическую задачу  в познавательную.

П.:-сравнивать и группировать предметы, их образы по заданным и самостоятельно выбранным основаниям.

К.:-стараться договариваться, уметь уступать, находить общее решение  при работе в паре и группе.

43

Звери

1

Отличительные признаки млекопитающих. Группы млекопитающих

Л.:-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Р.:-оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

П.:-осуществлять запись об окружающем мире;

-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

К.:-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

44

Как животные защищаются

1

Различные группы животных

Л.:-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;

-устойчивость учебно-познавательного  интереса к новым общим способам решения задач.

Р.:-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;

-преобразовывать практическую задачу  в познавательную.

П.:-сравнивать и группировать предметы, их образы по заданным и самостоятельно выбранным основаниям.

К.:-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

ПР

Человек и животные (6 часов)

45

Домашние животные

1

Домашние животные

Л.:-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;

Р.:-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;

-преобразовывать практическую задачу  в познавательную.

П.:-осуществлять запись об окружающем мире;

-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

К.:-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

46

Живой уголок

1

Какие обитатели могут поселиться в живом уголке

Л.:-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к Р.:

-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;

-преобразовывать практическую задачу  в познавательную.

школе;

П.:-осуществлять запись об окружающем мире;

-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

К.:-стараться договариваться, уметь уступать, находить общее решение  при работе в паре и группе.

47

Урок-экскурсия на животноводческую ферму

1

Научиться правилам поведения и обращения с животными

Л.:-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к ш Р.:-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;

-преобразовывать практическую задачу  в познавательную.

коле;

П.:-сравнивать и группировать предметы, их образы по заданным и самостоятельно выбранным основаниям.

К.:-стараться договариваться, уметь уступать, находить общее решение  при работе в паре и группе.

48

Значение диких животных

1

Расширить знания о диких животных

Л.:выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

Р.:-в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;

П.:-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении свойствах и связях.

К.:-стараться договариваться, уметь уступать, находить общее решение  при работе в паре и группе.

49

Человек в ответе не только за тех,  кого приручил

1

Забота человека о дикой природе. Охранная деятельность  человека

Л.:-выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

 Р.:-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;

П.:-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении свойствах и связях.

К.:- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию

50

Заповедники или заказники родного края. Обобщение по теме «Человек и животные»

1

Охранная деятельность чело-

века на территории родного края. Экологические правила

поведения человека в природе

Человек разумный – часть природы (6часов)

51

Про тебя

1

Живое существо. Живые организмы. Основные расы человека

Л.:-выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

 Р.:-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;

П.:-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении свойствах и связях.

К.:- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

52

Что умеет человек?

1

Человек-существо социальное

член общества

Л.:-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к

 Р.:-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;

-преобразовывать практическую задачу  в познавательную.

школе;

П.:-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

К.:-стараться договариваться, уметь уступать, находить общее решение  при работе в паре и группе.

53

Расти здоровым

1

Условия, необходимые для жизни на земле. Здоровье человека. Общее представление о строении и основных функциях организма человека

Л.:-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;

Р.:-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;

-преобразовывать практическую задачу  в познавательную.

П.:-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

К.:-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

54

Питание и здоровье

1

Режим питания

Л.:-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к

 Р.:-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;

-преобразовывать практическую задачу  в познавательную.

школе;

П.:-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

К.:-стараться договариваться, уметь уступать, находить общее решение  при работе в паре и группе.

55

От кого зависит твой режим дня?

1

Режим дня. Условия жизни, влияющие на здоровье человека

ПР

56

Обобщение по теме «Человек разумный – часть природы»

1

Живое существо. Живые организмы. Основные расы человека.

Л.:-выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

 Р.:-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;

П.:-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении свойствах и связях.

К.:- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

Как уберечь себя от беды?(5часов)

57

Чистота – залог здоровья

1

Личная гигиена. Правила  организации домашней учебной работы

Л.:выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

-осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни.

Р.:-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;

-преобразовывать практическую задачу  в познавательную.

П.:-осуществлять запись об окружающем мире;

-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении свойствах и связях.

К.:-задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

58

Берегись  простуды!

1

Охрана и укрепление здоровья

59

Твоя безопасность на улице

1

Дорога от дома до школы.

ПДД. Опасности, подстерегающие ребёнка при общении

с незнакомыми людьми

Л.:-широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.

Р.:-в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

П.: .Соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих

Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

К.:-задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

60

Твоя безопасность дома

1

Правила безопасного обращения с электроприборами, газовыми установками, лекарствами

61

Обобщение по теме

«Как уберечь себя от беды?»

1

Охрана и укрепление здоровья

Л.:-широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.

Р.Соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих.

-Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отличий от эталона.

-Выделение  и осознание того, что уже усвоено и что нужно усвоить.

К.:-задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

В родном краю (7часов)

62

Имя города, села, посёлка.

1

Россия - наша Родина

Л.:-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Р.:-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

П.:-осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

-осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания  и критерии для логических операций;

-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

К.:- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

63

История Московского Кремля.

1

Москва- столица России. История  Отечества: отдельные исторические картины быта, труда в истории Московского Кремля

Л.:-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Р.:-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

-самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения  действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

П.:-осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

-осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания  и критерии для логических операций;

-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

К.:- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

-строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр видит и знает, а что нет.

64

Экскурсия в город

1

Предприятия, обслуживающие жителей города

65

Общий дедушка

1

Младший школьник и семья.

Правила взаимоотношения с взрослыми и сверстниками

Л.:-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к

 Р.:-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;

П.:-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении свойствах и связях.

К.:-задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром

ПР

66

День победы

1

Государственные праздники.

История Отечества во время ВОВ

Л.:-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к

Р.:-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;

П.:-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении свойствах и связях.

К.:-задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром

67

День Конституции

1

Государственные праздники

68

Обобщение по теме «В родном краю!

1

Россия - наша Родина

Л.:выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

-осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни.

Р.:-преобразовывать практическую задачу  в познавательную.

П.:-осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

-осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания  и критерии для логических операций;

-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

К.:-задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

КР


Лист изменения и дополнения календарно- тематического планирования.

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов по теме 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ (в соответствии с ФГОС)

Контрольно-оценочная деятельность

Дата проведения

Предметные результаты

Метапредметные результаты (УУД)

Контрольные работы

Практические работы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру в соответствии с ФГОС к УМК "Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру (Плешаков) 2 класс...

Рабочая программа по окружающему миру 2класс "Школа России" фгос

Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина Рос...

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 кл. ФГОС "Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру 1,2,3,4 кл....

Рабочая программа по окружающему миру 1 - 4 кл. ФГОС "Школа России"

Рабочая программа расчитана на четыре года обучения и помогает правильно составить КТП для любого класса начальной школы....

Рабочая программа по окружающему миру1 класс "Школа России"ФГОС

Материал включает пояснительную записку и календарно-тематическое планирование.Состален в соответствии с Положением о рабочей программе  и авторской программы "Школа России"....

Рабочая программа по окружающему миру с КТП по ФГОС 3 класс

Данная программа составлена на основе авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир. 1-4 классы». Сборник рабочих программ «Школа России». 1–4 классы: пособие для у...

Рабочая программа по окружающему миру 2 кл. пр ФГОС

Рабочая программа по окружающему миру с календарно-тематическим планированием к УМК "Школа России" 2 кл. (2017-2018 уч. г.)...