Когда жили динозавры?
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме
Цели:
Образовательные:
- формировать представления детей о далеком прошлом Земли;
- пополнить знания учащихся об эпохе динозавров;
- узнать, как ведется изучение этих древних животных;
- выделить отличительные черты в строении тела, зубов травоядных и хищников;
- познакомить с видами удивительных животных прошлого – динозаврами;
- познакомить с причинами вымирания.
Развивающие:
- сформировать положительную мотивацию к поиску дополнительной информации;
- формировать умение делать предположения, выводы;
- развивать логическое мышление, память, речь.
Воспитательные:
- формировать основы экологической культуры;
- прививать любовь к окружающему миру.
Оборудование: конспект урока, учебник, рабочая тетрадь, карточки, презентация.
Формы организации деятельности учащихся – фронтальная, парная, самостоятельная.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kogda_zhili_dinozavry.doc | 192 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект по предмету «Окружающий мир» - 2 класс
учителя Усачевой Т. В.
Тема: «Когда жили динозавры?»
Цели:
Образовательные:
- формировать представления детей о далеком прошлом Земли;
- пополнить знания учащихся об эпохе динозавров;
- узнать, как ведется изучение этих древних животных;
- выделить отличительные черты в строении тела, зубов травоядных и хищников;
- познакомить с видами удивительных животных прошлого – динозаврами;
- познакомить с причинами вымирания.
Развивающие:
- сформировать положительную мотивацию к поиску дополнительной информации;
- формировать умение делать предположения, выводы;
- развивать логическое мышление, память, речь.
Воспитательные:
- формировать основы экологической культуры;
- прививать любовь к окружающему миру.
Оборудование: конспект урока, учебник, рабочая тетрадь, карточки, презентация.
Формы организации деятельности учащихся – фронтальная, парная, самостоятельная.
Содержание урока
- Мотивация к учебной деятельности.
- Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы узнаем много тайн и загадок нашей природы. Постараемся открыть для себя что-то новое. Давайте отгадаем загадку и узнаем, кто пришёл к нам сегодня в гости.
Кто же это ходит?
В каменной рубашке?
В каменной рубахе ходит …(черепаха) (слайд 1)
- Ребята, черепахе надо помочь разгадать кроссворд, чтобы узнать тему нашего урока (слайд 2).
- Назови первый зимний месяц. (Декабрь)
- Назови второй день недели. (Вторник)
- Назови день недели, который идёт до субботы. (Пятница)
- Сентябрь, октябрь, ноябрь. Это месяцы, какого времени года? (осень)
- Какое время сменится весной? (зима)
- Какое время года между зимой и летом? (весна)
- Назови последний летний месяц. (Август)
- Какой месяц наступает после марта? (Апрель)
- Ребята, какое слово получилось? (Динозавр)
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
- Кто такие динозавры?
(выслушиваются предположения детей).
- Слово «динозавр» греческое и означает «ужасная ящерица».
- Ребята, а что мы знаем о ящерицах?
(ящерица – это рептилия, живущее в наше время) (слайд3)
- А каких рептилий вы ещё знаете?
(крокодилы, черепахи и т.д.) (слайд4)
- Скажите, а кто-нибудь из вас встречал динозавров в наше время?
(выслушиваются ответы детей).
- Подумайте и скажите, что интересного могли бы мы узнать, изучая динозавров сегодня на уроке? (выслушиваются ответы детей)
(на доску крепятся таблички с вопросами)
- Когда жили динозавры?
- Как мы узнали о динозаврах?
- Как они выглядели?
- Чем питались?
- Почему исчезли?
- Почему у динозавров такие сложные названия?
- Можем ли мы исчезнуть с лица Земли, как динозавры? (слайд 5)
- Выявление места и причины затруднения.
- Давайте, с вами подумаем, в какой период существовали динозавры?
- Посмотрите на доску: (слайд 6)
- Что такое прошлое? (Это то, что было давно).
- Что такое настоящее? (Это то, что происходит сейчас).
- Что такое будущее? (Это то, что будет происходить).
- Как вы думаете, ребята, когда жили динозавры? (Динозавры жили в прошлом).
- Откройте учебники. Прочитайте, что нам хочет рассказать мудрая черепаха. (ученики читают выделенный пункт в учебнике на стр.15)(слайд 6)
- Откуда же люди знают, что динозавры существовали?
(ответы детей)
- Всё, что сегодня известно о динозаврах, люди узнали от учёных – палеонтологов.
- Прочитайте, что изучает наука палеонтология (слайд7).
- В Земле сохранились останки динозавров (слайд8 ). По скелету ученые могут восстановить облик животного и даже сказать, чем оно питалось.
- Существуют палеонтологические музеи, в которых хранятся отдельные кости, окаменевшие зубы и даже следы животных, оставленные на поверхности грязи или глины, а потом окаменевшие. (слайд9)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
- Давайте представим то время, когда жили динозавры. (Сообщение ученика)
Доклад (слайд 10, 11)
- Динозавры обитали на земле от 200 до 65 миллионов лет назад. Во времена динозавров повсюду было очень много мелководных морей, озёр и болот. Воздух был всегда жаркий и влажный, как в парнике. Часто шли дожди, что способствовало появлению богатой растительности. В этих зарослях паслись животные чудовищных, невероятных размеров – динозавры. Обитало огромное количество самых разнообразных видов динозавров, однако не все они жили в одно время.
-. Все динозавры были рептилиями с грубой чешуйчатой кожей и когтями на лапах. Они жили на суше. Большинство из них откладывали яйца с твердой, прочной скорлупой. Детёныши динозавров вылуплялись из яиц, которые их мать откладывала в песок. Рептилии холоднокровные животные. Это означает, что температура их тела полностью зависело от температуры окружающей среды.
5. Реализация построенного проекта.
- В учебнике на стр.14, рассмотрите динозавров, и найдите внешнее отличие.
(ответ детей) (слайд 12)
- Снизу на рисунке вы видите компсогнатов, они были размером с кошку. Компсогнат был хищником, и его боялись многие животные. Объединившись в стаю, эти животные могли представлять угрозу и для более крупного животного, чем они сами.
- Как передвигались компсогнаты? (на задних лапах).
- А для чего были нужны передние лапы? (служили для нападения).
- Как вы думаете, что являлось основным источником питания для них?
(насекомые, ящерицы, остатки от крупных животных).
- Они буквально шли по пятам за крупными хищниками и ждали, когда те расправятся со своей жертвой.
- Рассмотрите рисунок в верхней части учебника на стр.15.
Как вы думаете, какие зубы у травоядного, а какие у хищника? (слайд 13)
(Длинные острые зубы принадлежат хищникам, им нужно было схватить, удержать, а потом рвать свою жертву. Мелкие плоские зубы принадлежат травоядному динозавру.)
- Итак, на какие группы делились динозавры?
(хищники, травоядные, насекомыми)(слайд 14)
- Ребята, давайте познакомимся с некоторыми динозаврами. (слайд 15-20 ).
- Почему у них такие трудные названия?
(Ученые давали названия динозаврам на латинском языке).
Физминутка
-Молодцы, ребята, хорошо поработали. Как вы думаете, что мы сейчас должны сделать? (выполнить физминутку)
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
- Рассмотрите картинки в учебнике и скажите, могло ли быть такое на самом деле? (нет, тогда ещё не было людей)
- Теперь немного пофантазируйте и представьте, что вы ученые, которые ведут раскопки. Вам удалось найти зуб динозавра. Можете вы определить, принадлежал динозавр к хищникам или к травоядным? (это хищник)
Как передвигались хищники и травоядные? (Почти все хищники бегали на задних лапах, чтобы иметь преимущество перед травоядными, так легче нападать. Травоядные передвигались на четырех ногах).
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- У вас на столах лежат карточки динозавров. Рассмотрите внимательно и распределите их на группы, в зависимости от того, чем динозавры питались.
(проверка у доски – слайд 21)
8. Включение в систему знаний и повторение.
- Когда жили динозавры? (в прошлом)
- Как мы узнали о динозаврах? (от учёных палеонтологов)
- Как они выглядели? (одни были гигантских размеров, другие с кошку)
- Чем они ещё отличались? (одни были травоядными, а другие хищники)
- На какой вопрос мы ещё не ответили? (Почему исчезли динозавры? )
- Ученые до сих пор не знают, почему 65 миллионов лет назад исчезли динозавры. Некоторые ученые считают, что с Землей столкнулся огромные метеорит, произошел взрыв, поднялось много пыли, стало холодно, солнце не пробивалось сквозь толстый слой пыли (слайд 22-24 ).
Сначала исчезла растительность. А если нет растений, что произошло?
(не стало пищи для травоядных).
- Чем же питаться хищникам? (исчезают динозавры-хищники).
- Можем ли мы исчезнуть с лица Земли, как динозавры? (слайд 25 - 26)
- В древние времена это произошло не по вине человека. А в наше время именно по вине человека Земля может превратиться в безжизненную пустыню. Именно человек виновен в том, что засоряются реки, истребляются животные. Что может сделать каждый из нас, чтобы наша Земля не погибла, чтобы не погибли животные, которые живут на Земле? (Не ломать деревья, не рвать цветы, не разорять гнезда птиц, не бросать мусор)
- Откройте рабочие тетради на стр.33 № 2. Вам нужно по точкам нарисовать динозавров. Ребята, кого вы нарисовали? (Справа - тираннозавр, слева – стегозавр).
- Что мы сегодня узнали о тираннозавре?
- Что росло по всей спине у стегозавра? (по всей спине у него росли большие пластины, а на хвосте было четыре острых шипа).
- Для чего нужны были пластины? ( пластины нужны были для того, чтобы накапливать энергию - днем они нагревались, а ночью динозавры могли воспользоваться накопленной энергией).
- А зачем ему нужны были острые шипы на хвосте? (С помощью острых шипов он защищался от хищников).
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- Что нового узнали сегодня на уроке? (кто такие динозавры)
- Хотите узнать больше о динозаврах?
- А где можно найти информацию? (книга, Интернет, палеонтологический музей и т. д.)(слайд 27)
- Обратите внимание на выставку книг, которую мудрая черепаха подготовила для вас. Здесь много интересной информации о динозаврах .
- Мы побывали в древнем мире, когда жили динозавры.
-Чем отличается то время, от нашего?
- Спасибо за урок! (слайд 28)
Источники, используемые при подготовке к уроку:
1. Атлас динозавров / под ред. Р.Метьюс, Русич, Минск: 2003;
2. Большая энциклопедия динозавров, Баррет П,, Издательство Оникс 21 век;
2. Динозавры (Детское справочное бюро) / под ред. Налетовой О. В.,
Затолокиной В. Л. и др. Астрель, М.: 2002;
3. Животные. 5000 удивительных фактов / под ред. Д.Джонсона, М.Кей, С.
Паркер, Росмэн, м.: 2005;
4. Новая энциклопедия школьника / под ред. Бубновой Е., Махаон, М.: 2003.
Работа в паре.
Распределите динозавров на группы, в зависимости от того, чем они питались. Соедините линиями.
Хищники
Питание ящерицами и насекомыми
Травоядные
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по окружающему миру по теме "Когда жили динозавры?" для 1 класса
Тема урока : «Когда жили динозавры?» 1 класс Цель урока: формировать представления о далёком прошлом Земли; познакомить с удивительными животными прошлого – динозаврами; узнать, как учён...
урок в 1классе "Когда жили динозавры?"
Урок окружающего мира в 1классе по теме: "Когда жили динозавры?"...
"Когда жили динозавры" - урок-путешествие 1 класс
Урок-путешествие по окружающему миру 1 класс...
Презентация "Когда жили динозавры?"
Презентация рассказывает о зарождении жизни на земле, появлении динозавров, их видах, местах обитания, предположениях...
"Когда жили динозавры."
Урок по окружающему миру 1 класс....
Презентация к уроку "Когда жили динозавры?"
Презентация к уроку "Когда жили динозавры?"...
Развитие информационной компетентности у младших школьников на уроках окружающего мира. Конспект урока "Когда жили динозавры?"
ФГОС формулирует ряд требований к изучению окружающего мира, одно из которых – ИКТ в достижении предметных результатов – для данного раздела является ключевым. Речь идет об освоении...