Рабочая программа по окружающему миру. 3 класс. Школа России. ФГОС
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) по теме
Пояснительная записка и развернутое тематическое планирование составлено к учебнику Плешаков А. А. Окружающий мир. Учебник. 3 класс. В 2 ч.— М.: Просвещение, 2012. ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_okruzhayushchemu_miru._3_klass._shkola_rossii._fgos.doc | 380 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Российской Федерации
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Быковская средняя общеобразовательная школа имени А.С.Джурко
Шипуновского района Алтайского края
Рассмотрено МО учителей начальных классов Протокол №……от……………….. Руководитель МО…………………..…… /Л.В.Сошилова/ «……..»……………………. 2013год. | Согласовано Методическим Советом школы Протокол №……от……………….. Председатель…………………….…… /…..................../ «……..»……………………. 2013год. | «Утверждаю» Директор МБОУ СОШ имени А.С.Джурко Приказ №………….от………….. …………………………………. /С.И. Журавлева/ «……..»……………… 2013год. |
Рабочая программа
начальной ступени общего образования
учебного курса «Окружающий мир»
3 класс
Срок реализации программы: 1 год
Составитель:
Цыганенко Светлана Александровна
учитель начальных классов
2013-2014 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и программы общеобразовательных учреждений автора А. А. Плешакова «Окружающий мир. 1 – 4 классы».
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.
Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
Общая характеристика курса
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.
Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.
Ценностные ориентиры содержания курса
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
• Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Место курса в учебном плане
На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2ч в неделю. Программа рассчитана на 270ч: 1 класс —66ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы — по 68ч (34 учебные недели).
Результаты изучения курса
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА (270ч)
Человек и природа
Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена,, времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.
Вещество — это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.
Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас.
Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений.
Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).
Водные богатства, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водные богатства родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).
Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.
Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.
Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера).
Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.
Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.
Грибы, их разнообразие, значение в природе и жизни людей; съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (на примере насекомых, рыб, птиц, зверей). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений.
Лес, луг, водоём — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений).
Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (природные условия, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).
Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Экологические проблемы и способы их решения. Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.
Всемирное наследие. Международная Красная книга. Международные экологические организации (2—3 примера). Международные экологические дни, их значение, участие детей в их проведении.
Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, забота, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.
Человек и общество
Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества.
Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого её члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.
Семья — самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных — долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.
Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Составление режима дня школьника.
Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.
Экономика, её составные части: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля. Товары и услуги. Роль денег в экономике. Государственный и семейный бюджет. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Простейшие экологические прогнозы. Построение безопасной экономики — одна из важнейших задач общества.
Природные богатства и труд людей — основа экономики. Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.
Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта.
Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения духовно-нравственного здоровья.
Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка.
Президент Российской Федерации — глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.
Россия на карте, государственная граница России.
Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.
Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России.
Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.
Родной край — частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.
История Отечества. Счёт лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственных и культурных традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.
Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с несколькими странами: название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности. Бережное отношение к культурному наследию человечества — долг всего общества и каждого человека.
Правила безопасной жизни
Ценность здоровья и здорового образа жизни.
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.
Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.
Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях (балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, пустырь и т. д.). Правила безопасности при контактах с незнакомыми людьми.
Правила безопасного поведения в природе. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование.
Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 класс (68 ч)
№ п/п | Тематическое планирование | Характеристика деятельности учащихся | Примечания | |
Раздел «Как устроен мир» (6 ч) | ||||
Природа | Разнообразие природы. Как классифицируют объекты природы. Биология — наука о живой природе. Царства живой природы (растения, животные, грибы, бактерии). Ценность природы для людей |
| Стр. учебн -. Стр.тетр. - Тест стр. - | |
Человек | Человек — часть природы. Отличия человека от других живых существ. Внутренний мир человека. Ступеньки познания человеком окружающего мира |
| Стр. учебн -. Стр.тетр. - Тест стр. - | |
Проект «Богатства, отданные людям» | Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы | В ходе выполнения проекта дети учатся:
| Стр. учебн -. Стр.тетр. - Тест стр. - | |
Общество | Человек как член общества. Человечество. Семья как часть общества. Народ как часть общества, многообразие народов Земли. Страна (государство). Символы государства. Глава государства. Представление о гражданстве. Мы ff7 граждане России |
| Стр. учебн -. Стр.тетр. - Тест стр. - | |
Что такое экология | Экология как наука о связях между живыми существами и окружающей средой, её роль в жизни человека и общества. Экологические связи, их разнообразие |
| Стр. учебн -. Стр.тетр. - Тест стр. - | |
Природа в опасности! | Положительное и отрицательное влияние человека на природу. Морская корова, странствующий голубь — примеры животных, исчезнувших по вине человека. Охрана природы. Заповедники и национальные парки — особо охраняемые природные территории |
| Стр. учебн -. Стр.тетр. - Тест стр. - | |
Раздел «Эта удивительная природа» (18 ч) | ||||
Тела, вещества, частицы | Знакомство с целями и задачами раздела. Тела, вещества, частицы. Естественные и искусственные тела. Твёрдые, жидкие, газообразные вещества | — Понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнить;
| Стр. учебн -. Стр.тетр. - Тест стр. - | |
Разнообразие веществ | Разнообразие веществ в окружающем мире. Химия — наука о веществах. Наиболее распространённые в быту вещества (соль, сахар, крахмал, кислоты). Обнаружение крахмала в продуктах. Кислотные дожди |
| Стр. учебн -. Стр.тетр. - Тест стр. - | |
Воздух и его охрана | Воздух как смесь газов. Свойства воздуха. Источники загрязнения воздуха. Охрана чистоты воздуха |
| Стр. учебн -. Стр.тетр. - Тест стр. - | |
Вода | Вода как вещество. Значение воды для жизни на Земле. Свойства воды |
| Стр. учебн -. Стр.тетр. - Тест стр. - | |
Превращения и круговорот воды | Три состояния воды. Круговорот воды в природе |
| Стр. учебн -. Стр.тетр. - Тест стр. - | |
Берегите воду! | Использование воды человеком. Высказывать Источники загрязнения воды. Меры по охране чистоты воды и её экономному использованию |
| Стр. учебн -. Стр.тетр. - Тест стр. - | |
Что такое почва | Почва как верхний плодородный слой земли. Состав почвы. Значение плодородия почвы для жизни растений. Жи вотные почвы. Образование и разрушение почвы. Охрана почвы |
| Стр. учебн -. Стр.тетр. - Тест стр. - | |
Разнообразие растений | Группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые. Виды растений. Ботаника — наука о растениях |
| Стр. учебн -. Стр.тетр. - Тест стр. - | |
Солнце, растения и мы с вами | Дыхание и питание растений. Связи между растениями и окружающей средой. Роль растений в жизни животных и человека |
| Стр. учебн -. Стр.тетр. - Тест стр. - | |
Размножение и развитие растений | Опыление. Роль насекомых в опылении растений. Приспособленность растений к разным способам распространения плодов и семян. Развитие растений из семян |
| Стр. учебн -. Стр.тетр. - Тест стр. - | |
Охрана растений | Факторы отрицательного воздействия человека на мир растений. Растения, нуждающиеся в охране. Меры охраны растений. Правила поведения в природе |
| Стр. учебн -. Стр.тетр. - Тест стр. - | |
Разнообразие животных | Многообразие животного мира. Классификация животных: черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообразные, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся (рептилии), птицы, звери (млекопитающие). Виды животных. Зоология — наука о животных |
| Стр. учебн -. Стр.тетр. - Тест стр. - | |
Кто что ест? | Классификация животных по способу питания: растительноядные, насекомоядные, хищники, всеядные. Цепи питания. Приспособление животных к добыванию пищи, к защите от врагов. |
анализировать схемы цепей питания;
| Стр. учебн -. Стр.тетр. - Тест стр. - | |
Проект «Разнообразие природы родного края» | Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы | В ходе выполнения проекта дети учатся:
| Стр. учебн -. Стр.тетр. - Тест стр. - | |
Размножение и развитие животных | Размножение и развитие животных разных групп |
| Стр. учебн -. Стр.тетр. - Тест стр. - | |
Охрана животных | Факторы отрицательного воздействия человека на мир животных. Исчезающие и редкие животные, внесённые в Красную книгу России. Правила поведения в природе. Меры по охране животного мира |
| Стр. учебн -. Стр.тетр. - Тест стр. - | |
В царстве грибов | Разнообразие грибов. Строение шляпочных грибов. Взаимосвязи грибов с деревьями. Грибы из Красной книги. Съедобные, несъедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов. Лишайники |
| Стр. учебн -. Стр.тетр. - Тест стр. - | |
Великий круговорот жизни | Круговорот веществ. Основные звенья круговорота веществ: производители, потребители, разрушители. Роль почвы в круговороте веществ |
| Стр. учебн -. Стр.тетр. - Тест стр. - | |
Раздел «Мы и наше здоровье» (11 ч) | ||||
Организм человека | Анатомия, физиология, гигиена как науки. Понятие об органах и системе органов тела человека: нервная система, пищеварительная система, кровеносная система |
| Стр. учебн -. Стр.тетр. - Тест стр. - | |
Органы чувств | Органы чувств человека: глаза, уши, нос, язык, кожа, их роль в восприятии мира. Гигиена органов чувств |
| Стр. учебн -. Стр.тетр. - Тест стр. - | |
Надёжная защита организма | Кожа как орган защиты от повреждений и внешних воздействий. Свойства кожи. Гигиена кожных покровов. Первая помощь при повреждении кожных покровов (ранки, ушибы, ожоги, обмораживание) |
| Стр. учебн -. Стр.тетр. - Тест стр. - | |
Опора тела и движение | Опорно-двигательная система, её роль в организме человека. Осанка. Важность выработки и сохранения правильной осанки. Роль физической культуры в поддержании тонуса мышц |
| Стр. учебн -. Стр.тетр. - Тест стр. - | |
Наше питание. | Питательные вещества, необходимые организму (белки, жиры, углеводы, витамины), продукты, в которых они содержатся. Пищеварительная система, её строение и функционирование. Гигиена питания. |
| Стр. учебн -. Стр.тетр. - Тест стр. - | |
Проект «Школа кулинаров» | Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы |
| Стр. учебн -. Стр.тетр. - Тест стр. - | |
Дыхание и кровообращение | Дыхательная и кровеносная системы, их строение и работа. Взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем. Пульс, его частота |
| Стр. учебн -. Стр.тетр. - Тест стр. - | |
Умей предупреждать болезни | Закаливание как фактор предупреждения заболеваний. Способы закаливания организма. Предупреждение инфекционных болезней и аллергии. Правила поведения в случае заболевания |
| Стр. учебн -. Стр.тетр. - Тест стр. - | |
Здоровый образ жизни | Понятие о здоровом образе жизни. Правила здорового образа жизни для школьников |
| Стр. учебн -. Стр.тетр. - Тест стр. - | |
Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие | Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений | Выполнять тесты с выбором ответа; — оценивать правильность/неправильность предложенных ответов; — адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами | Стр. учебн -. Стр.тетр. - Тест стр. - | |
Презентация проектов «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров» | Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений |
| Стр. учебн -. Стр.тетр. - Тест стр. - | |
Раздел «Наша безопасность» (7 ч) | ||||
Огонь, вода и газ | Знакомство с целями и задачами раздела. Действия при пожаре, аварии водопровода, утечке газа |
| Стр. учебн -. Стр.тетр. - Тест стр. - | |
Чтобы путь был счастливым | Правила поведения по дороге в школу, при переходе улицы, езде на велосипеде, езде в автомобиле, общественном транспорте |
| Стр. учебн -. Стр.тетр. - Тест стр. - | |
Дорожные знаки | Дорожные знаки. Знаки предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
выполнять тесты с выбором ответа, требующие знания дорожных знаков;
| Стр. учебн -. Стр.тетр. - Тест стр. - | |
Проект «Кто нас защищает» | Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы | В ходе выполнения проекта дети учатся:
| Стр. учебн -. Стр.тетр. - Тест стр. - | |
Опасные места | Правила поведения в потенциально опасных местах: на балконе, в лифте, на стройплощадке, пустыре, в парке, лесу, на обледеневших поверхностях и т. д. |
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | Стр. учебн -. Стр.тетр. - Тест стр. - | |
Природа и наша безопасность | Опасности природного характера (гроза, ядовитые растения и грибы, змеи, собаки, кошки) |
| Стр. учебн -. Стр.тетр. - Тест стр. - | |
Экологическая безопасность | Экологическая безопасность. Цепь загрязнения. Правила экологической безопасности |
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | Стр. учебн -. Стр.тетр. - Тест стр. - | |
Раздел «Чему учит экономика» (11 ч) | ||||
Для чего нужна экономика | Потребности людей. Удовлетворение потребностей людей — главная задача экономики. Товары и услуги |
| Стр. учебн -. Стр.тетр. - Тест стр. - | |
Природные богатства и труд людей — основа экономики | Использование природных богатств в экономике. Бережное использование природных богатств. Роль труда людей в экономике, труд умственный и физический. Роль образования в экономике |
| Стр. учебн -. Стр.тетр. - Тест стр. - | |
Полезные ископаемые | Понятие о полезных ископаемых. Наиболее важные в экономике полезные ископаемые. Значение, способы добычи и охрана полезных ископаемых | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
| Стр. учебн -. Стр.тетр. - Тест стр. - | |
Растениеводство | Сельское хозяйство как составная часть экономики. Растениеводство как отрасль сельского хозяйства. Использование культурных растений для производства продуктов питания и промышленных товаров. Классификация культурных растений: зерновые, кормовые и прядильные культуры, овощи, фрукты, цветы. Труд растениеводов |
| Стр. учебн -. Стр.тетр. - Тест стр. - | |
Животноводство | Животноводство как отрасль сельского хозяйства. Домашние сельскохозяйственные животные: млекопитающие, птицы, рыбы, насекомые. Содержание и разведение домашних сельскохозяйственных животных, их роль в экономике. Труд животноводов |
| Стр. учебн -. Стр.тетр. - Тест стр. - | |
Какая бывает промышленность | Промышленность как составная часть экономики. Отрасли промышленности: добывающая, электроэнергетика, металлургия, машиностроение, электронная, химическая, лёгкая, пищевая промышленность |
| Стр. учебн -. Стр.тетр. - Тест стр. - | |
Проект «Экономика родного края» | Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы | В ходе выполнения проекта дети учатся:
| Стр. учебн -. Стр.тетр. - Тест стр. - | |
Что такое деньги | Обмен товарами: бартер, купля — продажа. Роль денег в экономике. Виды денежных знаков (банкноты и монеты). Денежные единицы различных стран. Зарплата и сбережения |
| Стр. учебн -. Стр.тетр. - Тест стр. - | |
Государственный бюджет | Понятие о государственном бюджете, расходах и доходах. Источники доходов. Основные статьи расходов государства |
| Стр. учебн -. Стр.тетр. - Тест стр. - | |
Семейный бюджет | Понятие о семейном бюджете, доходах и расходах семьи |
| Стр. учебн -. Стр.тетр. - Тест стр. - | |
Экономика и экология | Положительное и отрицательное воздействие экономики на окружающую среду. Взаимозависимость экономики и экологии. Экологические прогнозы, их влияние на экономику |
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | Стр. учебн -. Стр.тетр. - Тест стр. - | |
Раздел «Путешествия по городам и странам» (15 ч) | ||||
Золотое кольцо России (3 ч) | Золотое кольцо России — слава и гордость страны. Города Золотого кольца (Сергиев-Посад, Переславль-Залесский, Ростов, Ярославль, Кострома, Иваново, Суздаль, Владимир), их достопримечательности |
— прослеживать маршрут путешествия по карте в учебнике и настенной карте России;
дач составлять вопросы к викторине по Золотому кольцу; « моделировать маршрут Золотого кольца, используя фотографии достопримечательностей, сувениры и т. д.;
| Стр. учебн -. Стр.тетр. - Тест стр. - | |
Золотое кольцо России | Стр. учебн -. Стр.тетр. - Тест стр. - | |||
Золотое кольцо России | Стр. учебн -. Стр.тетр. - Тест стр. - | |||
Проект «Музей путешествий» | Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы | В ходе выполнения проекта дети учатся:
| Стр. учебн -. Стр.тетр. - Тест стр. - | |
Наши ближайшие соседи | Государства, граничащие с Россией, их столицы |
| Стр. учебн -. Стр.тетр. - Тест стр. - | |
На севере Европы | Страны севера Европы (Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания, Исландия), их столицы, государственное устройство, государственные языки, флаги, достопримечательности, знаменитые люди |
| Стр. учебн -. Стр.тетр. - Тест стр. - | |
Что такое Бенилюкс | Страны Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды, Люксембург), их столицы, государственное устройство, флаги, достопримечательности | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; -г- работать в группе: самостоятельно изучить материал о странах Бенилюкса (каждой группе по одной стране), подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений;
| Стр. учебн -. Стр.тетр. - Тест стр. - | |
В центре Европы | Страны центра Европы: Германия, Австрия, Швейцария, их столицы, флаги, достопримечательности, знаменитые люди |
| Стр. учебн -. Стр.тетр. - Тест стр. - | |
По Франции и Великобритании | Франция, её местоположение на карте, столица, государственное устройство, государственные символы, достопримечательности, знаменитые люди |
в дополнительной литературе и Интернете находить интересные факты о Франции;
| Стр. учебн -. Стр.тетр. - Тест стр. - | |
По Франции и Великобритании | Великобритания, её местоположение на карте, столица, государственное устройство, государственные символы, достопримечательности, знаменитые люди |
в дополнительной литературе и Интернете находить интересные факты о Великобритании;
| Стр. учебн -. Стр.тетр. - Тест стр. - | |
На юге Европы | Греция и Италия, их географическое положение, столицы, государственное устройство, факты истории, памятники архитектуры и искусства, города |
работать со взрослыми: в магазинах выяснить, какие товары поступают из Греции и Италии;
| Стр. учебн -. Стр.тетр. - Тест стр. - | |
По знаменитым местам мира | Отдельные памятники архитектуры и искусства, являющиеся символами стран, в которых они находятся (Тадж- Махал в Индии, египетские пирамиды, статуя Свободы в США, здание Сиднейской оперы) |
| Стр. учебн -. Стр.тетр. - Тест стр. - | |
Проверим себя и оценим свои достижения за второе | полугодие Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений |
| Стр. учебн -. Стр.тетр. - Тест стр. - | |
Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий» | Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений |
| Стр. учебн -. Стр.тетр. - Тест стр. - | |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Примечания |
Книгопечатная продукция | |
Сборник рабочих программ «Школа России».-М.:Просвещение, 2011. Учебники Плешаков А. А. Окружающий мир. Учебник. 3 класс. В 2 ч.— М.: Просвещение, 2012.
Рабочие тетради Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2 ч. М.: Просвещение. 2010. Методические пособия для учителя
| В программе определены цели и задачи курса «Окружающий мир»; рассмотрены подходы к структурированию учебного материала; представлены результаты изучения предмета, основное содержание курса, тематическое планирование с характеристикой основных видов деятельности учащихся; описано материально-техническое обеспечение. В учебниках (1—4 классы) на шмуцтитулах каждого раздела сформулированы основные цели и задачи учебной деятельности. В начале каждого урока представлены цели и задачи учебной деятельности на данном уроке. С целью формирования умения планировать учебные действия, определять наиболее эффективные способы достижения результата в учебники 1—4 классов включены планы описания и изучения объектов окружающего мира, алгоритмы практических действий, задания, предусматривающие определение этапов проведения опытов, способов моделирования. Развитию умения планировать учебные действия, работать на результат служит осуществление проектной деятельности, предусмотренной в рубрике «Наши проекты» учебников 1—4 классов. В учебниках 1—4 классов в методическом аппарате каждой темы имеются задания для осуществления контрольно-оценочной деятельности. В конце каждого раздела помещены задания под рубрикой «Проверим себя и оценим свои достижения», которые позволяют учащимся сделать вывод о достижении поставленных в начале изучения раздела целей и задач. В учебнике каждого класса имеются «Странички для самопроверки», помогающие осуществлять самоконтроль. Учебные проекты также предусматривают подготовку и проведение презентаций и оценку результатов работы. На освоение начальных форм познавательной рефлексии направлены практически все учебные темы учебников 1—4 классов. Рабочие тетради сориентированы главным образом на вычленение и тщательную отработку наиболее существенных элементов содержания учебников, обеспечивают фиксацию результатов наблюдений, опытов, практических работ, а также творческую деятельность детей. В пособии представлены поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» для 3 класса к УМКА.А. Плешакова, составленные в соответствии с требованиями ФГОС. В книге имеется все, что необходимо для подготовки к уроку и его проведения: тематическое планирование учебного материала, подробные конспекты занятий, игры, загадки, тесты, тексты физкультминуток, рекомендации по работе над проектами. Тетради тестовых заданий содержат тесты по всем темам курса. В конце каждой тетради имеются ответы на все тесты. В комплекте имеются универсальные пособия, работа с которыми рассчитана на все годы обучения. Это атлас-определитель «От земли до неба», книги для учащихся «Зелёные страницы» и «Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики». В 1 классе начинается активная работа с атласом-опреде- лителем «От земли до неба». Это пособие обеспечивает один из приоритетных для курса видов деятельности учащихся — распознавание природных объектов. В классе необходимо иметь набор атласов-определителей, достаточный хотя бы для работы в парах |
Компьютерные и информационно- коммуникативные средства | |
Электронное сопровождение к учебнику «Окружающий мир», 3 класс. | В Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования отмечено, что современная И ОС представляет собой систему разнообразных образовательных ресурсов и инструментов, обеспечивающих высокую эффективность учебно-воспитательного процесса. Один из ключевых компонентов, входящих в состав современной информационно-образовательной среды, — учебные электронные издания. Электронные приложения дополняют и обогащают материал учебников мультимедийными объектами, видеоматериалами, справочной информацией, проверочными тестами разного типа и уровня сложности |
Технические средства | |
1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
| |
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование | |
| |
Натуральные объекты | |
| С учётом местных особенностей и условий школы |
Оборудование класса | |
Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала. Подставки для книг, держатели для карт и т. п. | В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс
Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс...
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 1 класс
Модульная программа курса «Окружающий мир» в 1 классе составлена по учебнику с экологической направленностью А.А.Плешакова «Мир вокруг нас» из расчета 2 часа в неделю. На изучение программного материа...
Рабочая программа по окружающему миру 2класс "Школа России" фгос
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Рос...
Рабочая программа по Окружающему миру УМК "Школа России" 2 класс ФГОС
Рабочая программа по Окружающему миру УМК "Школа России" для 2 класса ФГОС...
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 3 класс по ФГОС
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 3 класс по ФГОС...
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 1 класс ФГОС
Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, календарно-тематическое планирование с учётом УУД...
Рабочая программа по окружающему миру1 класс "Школа России"ФГОС
Материал включает пояснительную записку и календарно-тематическое планирование.Состален в соответствии с Положением о рабочей программе и авторской программы "Школа России"....