Азбука содержания животных (кружок)
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) по теме
Кружок научно - познавательной деятельности.Соответствует новым требованиям ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 124.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Раздел 1: Пояснительная записка.
Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Программа рассчитана на 1 год; на 33 учебных часов, из расчёта 1 час в неделю.
Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1-х классов.
Актуальность программы: успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им красоту окружающего мира.
Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по «Азбуке домашних животных».
В отборе материала к занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по окружающему миру, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном.
Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен мир домашних животных. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности.
Содержание и методы обучения «Азбуки содержания животных» обеспечивают единство развития, воспитания и обучения; создание благоприятного микроклимата для развития каждого ребенка; восприятия класса как коллектива, где дети живут насыщенной эмоциональной жизнью, умеют слушать и слышать друг друга.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, сказки про животных. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык и окружающий мир.
Раздел 2: Цель и задачи курса.
Цель курса: формирование у детей культуры общения с животными как части экологической культуры, гуманного отношения к животным, освоение научно обоснованных способов взаимодействия с животными, а также потребности в активной личной поддержке мероприятий и акций, направленных на заботу о животных.
Общение с животными содержит в себе уникальный развивающий потенциал, и программа даёт возможность его использовать.
Задачи курса:
Обучающие:
- формирование у детей системы представлений о социальной ценности животных, их биологических и экологических особенностях;
- приобретение знаний о правилах содержания животных;
- развитие интереса к окружающему миру как к учебному предмету;
- пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием мира животных;
- развитие мотивации к изучению родной природы;
- развитие творчества и обогащение словарного запаса;
- совершенствование общего языкового развития учащихся;
- углубление и расширение знаний и представлений о мире животных и помощи человека.
Воспитывающие:
- воспитать гуманное отношение к каждому животному, потребности в активной личной поддержке мероприятий, направленных на заботу о животных;
- формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
Развивающие:
- развивать смекалку и сообразительность;
- приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
- развивать умение пользоваться разнообразными источниками добывания информации.
Раздел 3: Учебно-тематический план
№ | Количество часов | |||
Темы | ||||
п/п | Всего | Теория | Практика | |
1 | Как животные оказались в | 2 | 1 | 1 |
нашем жилище? | ||||
2 | Почему мы любим животных? | 2 | 1 | 1 |
3 | Собаки — самые верные | 3 | 1 | 2 |
друзья человека. | ||||
4 | Кошки, которые не гуляют | 3 | 1 | 2 |
сами по себе. | ||||
5 | Пернатая радуга в комнате. | 4 | 1 | 3 |
6 | Хомка и его ближайшие род- | 3 | 1 | 2 |
ственники. | ||||
7 | Рыбы — самые тихие соседи. | 3 | 1 | 2 |
8 | Школа для ваших любимцев. | 3 | 1 | 2 |
9 | Взрослые, которые всегда | 4 | 1 | 3 |
готовы помочь. | ||||
10 | Мы в ответе за тех, кого | 3 | 1 | 2 |
приручили. | ||||
11 | Итоговое занятие. Конфе- | 3 | 1 | 2 |
ренция, выставка. | ||||
Итого | 33 | 11 | 22 |
Раздел 4: Содержание тем курса
Тема 1. Как животные оказались в нашем жилище? (2 ч.)
Традиции содержания животных. Отношение к животным первобытных людей. Поклонение животным, священные животные. Животные-помощники: собака, лошадь, верблюд, слон и др. Животные, которыми можно любоваться. Животные, за которыми особенно интересно наблюдать. Традиции содержания животных у разных народов.
Практическая работа: составление словарика терминов, раскрывающих особенности различных видов работ по уходу за животными.
Тема 2. Почему мы любим животных? (2ч.)
Красота и привлекательность животных. Интерес к животным, их огромное разнообразие. Содержание и разведение животных как увлечение, как искусство и мастерство. Животные, с которыми можно дружить. Животные помогают сохранить здоровье. Животные нас воспитывают, помогают стать добрыми, отзывчивыми, мудрыми людьми. Животные во многом похожи на нас, поэтому мы понимаем и любим их.
Практическая работа: конкурс эрудитов — любителей животных.
Тема 3. Собаки — самые верные друзья человека. (3ч.)
Основы практической кинологии — науки о собаках. История одомашнивания. Выведение различных пород. Выставки. Выдающиеся собаки. «Профессии» собак. Профессии людей, связанные с собаками. Что нужно собаке для хорошего самочувствия. Как выбирать собаку. Воспитание щенка. Как ухаживать за взрослой собакой и правильно выстраивать с ней отношения. Психология поведения собаки. Профилактика и преодоление проблем, иногда возникающих у владельца собаки с родственниками и соседями. Литература о собаках.
Практическая работа: просмотр видеоматериалов, посещение выставки собак.
Тема 4. Кошки, которые не гуляют сами по себе. (3 ч.)
Основы практической фелиологии — науки о кошках.
История домашней кошки. Особенности поведения кошек. Породы кошек. Удивительные истории о кошках и об их хозяевах. Что нужно кошке для хорошего самочувствия. Как выбирать кошку. Воспитание котят. Как ухаживать за взрослой кошкой. Что помогает подружиться с кошкой. Литература о кошках.
Практическая работа: освоение приёмов ухода за взрослой кошкой.
Тема 5. Пернатая радуга в комнате. (4 ч.)
Основы содержания комнатных птиц. Основные группы комнатных птиц. Волнистый попугай. Корелла. Неразлучники. Канарейка. Зебровая и японская амадины. Как выбрать и обустроить клетку. Покупка птицы. Что нужно птице для хорошего самочувствия. Корма и правила кормления. Основные трудности и опасности содержания птиц в жилище. Говорящие птицы, кого и как можно обучить подражанию человеческой речи. Разведение птиц в неволе. Почему не стоит ловить птиц в природе. Литература о птицах.
Практическая работа: просмотр видеоматериалов о птицах, освоение приёмов чистки клетки.
Тема 6. Хомка и его ближайшие родственники. (3 ч.)
Основы содержания мелких грызунов. Особенности жизни грызунов в природе. Хомяки. Морские свинки. Ручные крысы. Мышевидные. Бурундук. Клетки для грызунов и их оборудование. На что нужно обращать внимание, приобретая мелких грызунов. Корма и правила кормления. Особенности содержания и разведения в неволе. Литература о грызунах.
Практическая работа: оформление места проживания хомячка.
Тема 7. Рыбы — самые тихие соседи. (4 ч.)
Основы аквариумистики. История аквариумистики: Китай — Европа — Россия. Типы аквариумов. Выбор и покупка аквариума. Размещение и оборудование аквариума: грунт, камни, коряги, вода. Приборы для аквариума: осветительные, обогревательные, компрессоры и фильтры; другие необходимые приспособления. Аквариум как модель природного водоёма. Выбор и посадка растений в аквариуме. Из чего складывается красота аквариума. Основные группы рыб: живородящие (меченосец, гуппи), лабиринтовые (петушок, гурами), карповые (золотая рыбка, барбусы, данио, кардинал), сомы (крапчатые сомики, акциструсы), цихлиды (скалярии, хромисы), харациновые (неоновые рыбки, тернеции). Правила покупки и транспортировки рыб. Корма и кормление рыб. Уход за аквариумом. Разведение. Типичные ошибки. Литература по аквариумистике.
Практическая работа: просмотр видеоматериалов; освоение приёмов очистки стенок аквариума.
Тема 8. Школа для ваших любимцев. (3 ч.)
Основы воспитания и дрессировки животных. Как приучить собак и кошек к чистоплотности. Представление об условных рефлексах. Поощрение и наказание. Правила дрессировки собак, основные команды. Животные в цирке. Знаменитые животные-артисты. Методика дрессировки животных династией Дуровых. Обучение домашних животных различным трюкам.
Практическая работа: отработка навыков дрессировки животных.
Тема 9. Взрослые, которые всегда готовы помочь. (4ч.)
Сведения об организациях и учреждениях, связанных с содержанием животных. Общество охраны животных. Выбор товаров в зоомагазинах для содержания животных. Приобретение животных у любителей. Городской птичий рынок. Лечение животных. Ветеринарные врачи и ветеринарные клиники. Клубы любителей различных животных. Газеты, журналы и телепередачи, посвящённые содержанию животных.
Практическая работа: освоение приёмов оказания первой помощи пострадавшим животным.
Тема 10. Мы в ответе за тех, кого приручили. (3 ч.)
Культура содержания и этика взаимоотношения с животными. Что такое культура содержания животных. Как достичь успеха в своём увлечении животными. Дневник наблюдений и картотека. Как собирать книги и статьи. Как правильно фотографировать домашних животных. Рисование животных.
Законы, регулирующие правила содержания животных. Права и обязанности хозяев животных. Сопереживание, сочувствие и содействие животным. Как защищать животных от жестокого обращения. Как помочь другим ребятам полюбить животных. 4 октября — Всемирный день животных.
Практическая работа: освоение приёмов фотографирования птиц и животных.
Тема 11. Итоговое занятие. Конференция, выставка. (2 ч.)
Подведение итогов занятий. Подготовка конференции, выставки фотографий. Компьютерная презентация результатов работы юных любителей животных.
Раздел 5: Ожидаемые результаты.
В итоге 1 года обучения обучающиеся должны:
Приобрести понимание социальной реальности и повседневной жизни приобретение школьниками знаний о значении животных в жизни человека; о принятых в обществе нормах охраны и заботе животных; об основах здорового образа жизни; о правилах поведения с разными животными; о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования.
Сформировано позитивное отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к животным, родной природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру.
Приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия: школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.
Личностные результаты:
- осознавать роль животных в жизни людей;
- эмоционально «проживать» добытую информацию, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- развитие ценностных отношений к Малой Родине, природе, животным.
Метапредметне результаты :
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
- учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД:
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя);
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им.
Раздел 6. Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия |
1 | Традиции содержания животных у разных народов. |
2 | Животные помощники. |
3 | Красота и привлекательность животных. |
4 | Содержание и разведение животных. |
5 | Основы кинологии. |
6 | Воспитание щенка. |
7 | Как ухаживать за взрослой собакой. |
8 | Основы практической фелиологии-науки о кошках. |
9 | Воспитание котят. |
10 | Как ухаживать за взрослой кошкой. |
11 | Основы содержания комнатных птиц. |
12 | Разведение птиц в неволе. |
13 | Обучение птиц подражанию человеческой речи. |
14 | Корма и правила кормления. |
15 | Основы содержания мелких грызунов. |
16 | Особенности жизни грызунов в природе. |
17 | Особенности содержания и разведение грызунов в неволе. |
18 | История аквариумистики. |
19 | Размещение и оборудование аквариума. |
20 | Основные группы рыб их разведение. |
21 | Уход за аквариумом. |
22 | Основы воспитания и дрессировки животных. |
23 | Правила дрессировки собак, основные команды. |
24 | Обучение животных различным трюкам. |
25 | Общество охраны животных. |
26 | Лечение животных. |
27 | Приобретение животных. |
28 | Уход за животными. |
29 | Культура содержания и этика взаимоотношения с животными. |
30 | Права и обязанности хозяев животных. |
31 | Защита животных от жестокого обращения. |
32 | Выставка фотографий любителей животных. |
33 | Итоговое занятие. |
Раздел7: Перечень учебно-методической литературы литературы:
- Гуржи и А. Н. Аквариумные, наземные и древесные земноводные / А. Н. Гуржий. — М., 1999,
- Дрийверова М. У. У нас дома животные / М. У. Дрийве-рова. — М., 1995.
- Дурова Н. Ю. Мой дом на колёсах: рассказы / Н. Ю. Дурова. — М., 1993.
- Жердев Э. С. Пернатая радуга: справочное пособие для любителей птиц / Э. С. Жердев. — М., 1988.
- Животные в доме: энциклопедия. — М., 1994.
- Круковер В. 500 практических советов владельцам собак / В. Круковер. — М., 1998.
- Круковер В. Всё о собаках / В. Круковер. — М., 1999.
- Махлин М. С. Аквариум в школе / М. Д. Махлин, Л. П. Солоницина. — М., 1984.
- Махлин М. Д. Путешествие по аквариуму / М. Д. Махлин. — М., 1993.
- Мередит С. Хомячки / С. Мередит. — М., 1999.
- Пайере X. Кошка / X. Пайерс. — М., 1997.
- Полонский В. Д. Мир аквариума: большая иллюстрированная энциклопедия / В. Д. Полонский. — М., 2000.
- Романова Н. Дайте кошке слово / Н. Романова. — М., 1996.
- Старк К. Кошки и котята / К. Старк. — М., 1999.
- Старк К. Собаки и щенки / К. Старк. — М., 1999.
- Фрей Г. Твой аквариум / Г. Фрей. — М., 1991.
- Хэрриот Дж. О всех созданиях — больших и малых / Дж. Хэрриот. — М., 1995.
- Ясвин В. А. Азбука содержания животных / В. А. Ясвин, М. Ф. Пупинын. — М., 2001.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение, 2010.
- Примерная основная образовательная программа начального общего образования. – М.: «Просвещение», 2010.
- Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. – М.: «Просвещение», 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/02/picture-39024-1541154929.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука содержания животных"
Актуальность данной программы в том, что ее содержание отражает основные принципы построения экологического образования детей, начиная с младшего школьного возраста. Программа позволит подготовить дет...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/05/picture-334617-1383660496.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука содержания животных" , 3 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Азбука содержания животных» разработана на основе примерной программы внеурочной деятельности доктора педагогических наук В.А. Ясвина. Разрабо...
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/30/picture-474243-1409375978.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука содержания животных"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука содержания животных" составлена для младших школьников 9-10 лет....
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/02/picture-461023-1404319257.jpg)
Анализ кружка "Азбука содержания животных"
Выполнение учебного плана:Кружок «Азбука содержания животных» научно-познавательное направление.По программе учебных часов- 68,дано- 68 часов.Цель программы – удовлетворение познавательных...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/25/picture-28452-1474798194.jpg)
Дополнительная общеразвивающая программа научно - познавательной направленности « Азбука содержания домашних животных»
Актуальность. Ведения этого курса связана с проблемой детского творчества на фоне обостряющихся противоречий между деятельностью общества и состоянием окружающей среды. Хотелось творческую деятел...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/16/picture-608737-1426499011.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности (начальная школа) "Азбука содержания животных"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука содержания животных" разработана в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения для обучающихся 1-4 классов....
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/31/picture-204807-1364721348.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука содержания животных"
Программа по внеурочной деятельности "Азбука содержания животных" Программа рассчитана на 2 года обучения....