Рабочая программа по окружающему миру 4 класс "Школа России"
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему

Голубева Екатерина Владимировна

Рабочая программа с развёрнутым тематическим планированем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okr._mir.docx73.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №11 имени В.Д. Бубенина»

Петропавловск-Камчатского городского округа

                                             Утверждено:                                                        Согласовано:                                         Проверено:                                                    

                                                                                                                                                                                                           

                                             Директор школы:                                              Зам. директора по  УВР:                      Председатель МО:                                                                                                                                                                                                                                                                  

                                           

                                             ________________Н.Ф. Вернергольд             _________________Е.Н. Калига           _______________А.А. Бородина                                           

Рабочая программа

по  учебному курсу «Окружающий мир»

4 класс

(УМК «Школа России»)

на 2012-2013 учебный год

Составитель программы: учитель начальных классов

Серова Екатерина Владимировна

Петропавловск-Камчатский

2012год

Пояснительная записка

Учебная программа по предмету «Окружающий мир» составлена на основе программы Плешакова А. А. «Окружающий мир» курс «МИР ВОКРУГ НАС».

Программа Плешакова А. А. «Окружающий мир» курс «МИР ВОКРУГ НАС» входит в учебный комплект «Школа России».

          На изучение учебного материала по учебному предмету «Окружающий мир» курс «МИР ВОКРУГ НАС» в тематическом планировании отводится 68 часов (2 ч в неделю), что полностью соответствует количеству часов по БУП ОУ 2004 г. и программе.

Курс «Мир вокруг нас» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В XXI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества. Особую остроту экологические проблемы будут иметь в России, поскольку наша страна решает сложнейшие задачи экономического и социального развития в условиях крайнего дефицита экологической культуры в обществе.

           Учебный курс «Мир вокруг нас» носит личностно-развивающий характер. Его цель — воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.

Приоритетной задачей курса является формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у ребенка современной экологически ориентированной картины мира, развивается чувство сопричастности к жизни природы и общества, формируются личностные качества культурного человека — доброта, терпимость, ответственность.

К числу важнейших задач курса относятся воспитание любви к своему городу (селу), к своей Родине, формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде, развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественно-научных и обществоведческих дисциплин в основной школе.

При этом средствами учебного предмета целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной деятельности.

Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.

   В 4 классе в центре внимания учащихся находится Россия — ее природа, история, хозяйство. При этом наша Родина рассматривается как часть глобального мира, а мы, ее граждане, как часть человечества. Курс открывается темой «Земля и человечество», при изучении которой учащимся предлагается посмотреть на мир с точки зрения астронома, географа, историка, эколога. Важно отметить, что в этом разделе детям впервые предлагаются в систематизированном виде элементарные сведения об истории, исторических источниках. При этом дети в общих, наиболее существенных чертах прослеживают также и историю взаимоотношений человечества и природы, получая представление об истоках современных экологических проблем.

   Изучение курса продолжается в теме «Природа России», которая знакомит детей с разнообразием природы нашей Родины, с природными зонами, с характерными для этих зон экологическими проблемами и способами их решения. Далее в теме «Наш край — часть большой страны» изучаются формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоемы, почвы, природные сообщества, сельское хозяйство, охрана природы края, где живут учащиеся.

    Следующая тема программы  «Страницы всемирной истории»  формирует у учащихся представления об основных периодах развития человечества. Путь человечества от начала истории до современности предстает перед детьми целостно, в виде ряда сменяющих друг друга образных картин, наполняющих конкретным содержанием понятие «лента времени».

   Далее изучается тема «Страницы истории Отечества». Она предусматривает первоначальное знакомство детей с историей родной страны, с наиболее важными историческими событиями и яркими историческими личностями. Программа ориентирована на развитие у ребенка интереса к прошлому страны, формирование потребности в получении и расширении исторических знаний. Отбор фактического материала определяется его доступностью для учащихся данного возраста, возможностью вести работу по развитию образного мышления и эмоциональной сферы младших школьников, по формированию у учащихся патриотических, гражданских и нравственных качеств. Тема призвана показать причастность к истории каждого человека, каждой семьи, раскрыть связь времен и поколений, познакомить учащихся с образцами благородного служения Отечеству.

  Логическим продолжением раздела об истории Отечества является тема «Современная Россия», которая знакомит детей с государственным устройством, государственной символикой и государственными праздниками нашей страны, с многонациональным составом населения России, ее регионами. В этой теме изучаются также важнейшие вопросы о правах человека и правах ребенка.

Цели курса

Изучение окружающего мира в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

•        развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;

•        освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и в обществе;

•        воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

 Задачи:

  • Формирование ценностно -окрашенного образа окружающего мира;
  • Формирование личностных качеств культурного человека;
  • Развитие чувство сопричастности к жизни природы и общества;
  • Воспитание любви к своей Родине, малой Родине;
  • Формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде;
  • Развитие интереса к познанию самого себя.

В учебно-методический комплект «Школа России» входят:

  • Учебник: А.А.Плешаков. Мир вокруг нас. 4 класс. Ч.1,2.-М.:Просвещение, 2011.
  • Тесты.Е.М. Тихомирова,-М- «Экзамен» 2011.
  • «Школа  России» Концепция и программы для начальных классов – М.: «Просвещение», 2004.

Содержание курса

№ п/п        

Название темы (раздела)

Количество часов по программе        

1.

Земля и человечество

9 ч.

2.

Природа России

10ч.

3.

Родной край – часть большой страны

15ч.

4.

Страницы всемирной истории

5ч.

5.

Страницы истории человечества

20ч.

6.

Современная Россия

9ч.

Итого за год

68ч.

Формы организации учебного контроля ЗУН.

I четверть

Контрольная работа

3

Тест

5

II четверть

Контрольная работа

2

Тест

5

III четверть

Контрольная работа

3

Тест

7

IV четверть

Контрольная работа

3

Тест

5

Всего:

Контрольная работа

11

Тест

22

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся,

обеспечивающие преемственную связь с курсом математики в 5 классе:

В результате изучения окружающего мира ученик должен

знать/понимать

•        название нашей планеты, родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села);

•        государственную символику России;

•        государственные праздники;

•        основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;

•        общие условия, необходимые для жизни живых организмов;

•        правила сохранения и укрепления здоровья;

•        основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе);

уметь

•        определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);

•        различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы;

•        различать части растения, отображать их на рисунке (схеме);

•        приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2—3 представителя из изученных); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;

•        показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы; равнины, моря, реки (без указания названий); границы России, некоторые города России (родной город, столицу, еще 1—2 города);

•        описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

•        обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;

•        ориентирования на местности с помощью компаса;

•        определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;

•        установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;

•        ухода за растениями (животными);

•        выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья и безопасного поведения;

•        оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;

•        удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей Родине.

Учебно-тематический план.

  IV КЛАСС (68 ч)

 Земля и человечество (9 ч)

 Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля — планета Солнечной системы. Луна — естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо — великая «книга» природы.

  Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.

  Мир глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.

  Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды — задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.

Практические работы: знакомство с картой звездного неба; поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте; знакомство с историческими картами.

Природа России (10 ч)

   Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).

   Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.

    Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.

   Практические работы: поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов; поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений различных природных зон, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни.

Родной край — часть большой страны (15 ч)

  Наш край на карте Родины. Карта родного края.

  Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края.

    Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.

   Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.

    Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.

     Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.

      Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.

   Экскурсии: знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными луга, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными пресного водоема, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя.

   Практические работы: знакомство с картой края; рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств; рассматривание гербарных экземпляров растений различных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с культурными растениями края.

Страницы всемирной истории (5 ч)

   Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения — свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.

Страницы истории России (20 ч)

   Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.

   Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь — страна городов. Киев — столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.

  Наше Отечество в XIII —XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья — собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва.

   Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII —XV вв.

    Наше Отечество в XVI —XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI —XVII в

  Россия в XVIII в. Петр Первый — царь-преобразователь. Новая столица России — Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.

  Россия в XIX — начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX - начале XX в.

   Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20—30-е гг. Великая Отечественная война 1941 — 1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы — всенародный праздник.

     Наша страна в 1945—1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».

     Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура  1'ш сии в XX в.

     Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.

    Экскурсия: знакомство с историческими достопримечательностями родного края (города, села).

     Практическая работа: найти и показать изучаемые объекты на исторических картах.

Современная Россия (9ч)

  Мы — граждане России. Конституция России — наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.

   Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство.

   Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.

  Многонациональный состав населения России.

   Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.

тематическое планирование


п/п

Дата проведения

Наиме-
нование раздела программы

Тема урока

Кол-во ча-сов

Тип
урока

Элементы
содержания

Характеристика деятельности учащихся

Вид
контроля

Элементы
дополнительного
содержания

1

Земля и че-
ловечество

(10 ч)

Мир глазами астронома

1

Комбиниро-ванный

Солнце.

Земля – планета,
общее представление о форме и размерах Земли

использовать полученные знания для удовлетворения познавательного интереса о нашей планете

Текущий

Астрономия.
Солнце – небесное тело, источник света и тепла (общее представление о влиянии на земную жизнь)

2

Планеты Солнечной системы. Практическая работа

1

Комбиниро-ванный

Солнце.

Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли

работать

с готовыми моделя-

ми (глобусом и картой), создавать несложные
модели

Фрон-

тальный опрос

Название планет Солнечной системы, их порядковое расположение от Солнца.

Характеристика природных условий на каждой
планете

3

Звездное небо – великая книга
Природы

1

Комбиниро-ванный

Солнце.

Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли

работать с готовыми моделями (глобусом и картой), создавать несложные модели планет и созвездий

Фрон-тальный опрос

Звездное небо. Карта звездного неба. Созвездия

4

Мир глазами географа.
Глобус
и географи-
ческая карта

1

Комбиниро-ванный

Глобус как модель Земли. Элементарные приемы чтения плана, карты
(без масштаба).

Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте

показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря

Фрон-тальный опрос

Наука «география». История
создания глобуса. Первооткры-
ватели

5

Пояса Земли

1

Практического применения знаний

Условия жизни
на Земле: свет,
тепло. Элементарные приемы чтения плана, карты
(без масштаба)

показывать
на карте, глобусе ма-
терики и океаны, горы, равнины, моря, тепловые пояса Земли

Фрон-тальный опрос

Тепловые пояса Земли. Карта
«Тепловые пояса Земли»

6

Мир глазами историка

1

Комбиниро-

ванный

Способы позна-
ния окружающего

мира. История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена

описывать отдельные (изученные)

события из истории
Отечества

Тест

(10 мин)

Науки «история» и «археология»

 

7

Когда и где? История – путешествие в глубь времен

1

урок-игра

Способы позна-
ния окружающего мира. История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена

описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества, использовать ленту времени

Фрон-тальный опрос

Счет лет в истории. Работа с лентой времени

8

Прошлое
и настоящее глазами
эколога

1

Комбиниро-ванный

Человек – часть природы. Зависимость жизни и природы человека
от природы и ее состояния

использовать приобретенные знания  для оценки воздействия человека на природу,
выполнение правил
поведения в природе
и участие в ее охране

Тест
(5 мин)

Красная книга России (отдельные представи-
тели растений
и животных),
заповедники, национальные парки (общее представление)

 9

Сокровища Земли под охраной человечества

1

Комбиниро-ванный

Охрана памятников истории и культуры. Правила поведения в природе

Фрон-тальный опрос

Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы

10

Сокровища Земли под охраной человечества (продолжение)

1

Комбиниро-ванный

Охрана растительного и животного мира

использовать знания для оценки воздействия человека на природу

Самостоятельная
работа
(10 мин)

Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы

11

При-
рода
России
(11 ч)

Равнины и горы России

1

Экскурсия

Россия на карте.

Неживая и живая
природа.

Формы земной
поверхности.

Моделирование форм поверхности из песка, глины или пластилина

показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий)

Фрон-тальный опрос

Образование гор

12

Моря, озера и реки России

1

Комбиниро-ванный

Водоемы, их разнообразие, использование человеком

показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий)

Тест

(10 мин)

Великие озера
России

 13

Зона арктических пустынь

1

Комбиниро-ванный

Растения и живот-ные, их разнообра-
зие. Понимание
связи неживой
и живой природы.

Условия, необходимые для жизни

приводить примеры представителей разных групп растений и животных арктических пустынь

Фрон-тальный опрос

Природные зоны России, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей 2–3 природных зон

14

Тундра. Природа тундры

1

Комбиниро-ванный

Растения и живот-ные, их разнообра-
зие. Понимание связи неживой и живой природы.

Условия, необходимые для жизни

приводить примеры представителей разных групп растений
и животных тундры

Фрон-тальный опрос

Природные зоны России, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей 2–3 природных зон

15

Леса России

1

Урок- игра

Роль растений
в природе и жизни людей. Понимание связи неживой
и живой природы

приводить примеры представителей разных групп растений
и животных леса

Графический диктант

Природные зоны России, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей 2–3 природных зон

 16

Лес и человек. Прове-рочная работа по теме «Леса России» (15 мин)

1

Комбиниро-ванный

Роль растений
в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям и животным

приводить примеры представителей разных групп  растений и животных (2–3 представителя из изученных), раскрывать особенности их внешнего вида и жизни

Прове-
рочная
работа

Природные зоны

17

Зона степей

1

Комбиниро-ванный

Растительный
и животный мир, особенности труда и быта людей,
влияние человека на природу зоны, охрана природы

приводить примеры представителей разных групп растений и животных степей

Фрон-тальный опрос

Природные зоны России, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей 2–3 природных зон

18

Пустыни

1

Комбиниро-ванный

Растительный
и животный мир, особенности труда и быта людей,
влияние человека на природу зоны, охрана природы

приводить
примеры представителей разных групп
растений и животных пустыни

Фрон-тальный опрос

Природные зоны России, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей 2–3 природных зон

 19

У Черного
моря

1

Комбиниро-ванный

Растительный
и животный мир, особенности труда и быта людей,
влияние человека на природу зоны

приводить
примеры представителей разных групп растений и животных Черноморского побережья

Фрон-тальный опрос

Природные зоны России, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей 2–3 природных зон

20

Экологическое равно-
весие

1

Комбиниро-ванный

Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу. Правила поведения в природе

Работа с Красной книгой родного края

Красная книга России (отдельные представители растений и животных), заповедники, национальные парки (общее представление)

21

Обобщение по разделу «Природа
России»

1

Урок-игра

Формы земной
поверхности. Разнообразие растений и животных

использовать
полученные знания
для поиска дополнительной информации о родной стране

Тест
(10 мин).

Тематический

Природные
зоны России

22

Родной край – часть

Наш край

1

Комбиниро-ванный

Наблюдение
в природе, срав-
нение свойств

Текущий

Природные сообщества родного края (2–3)

 

большой страны (12 ч)

наблюдаемых объектов. Родной город: название, основные достопримечательности

показывать
на карте родной край,
выполнять основные
правила поведения
в окружающей среде

23

Поверхность нашего края

1

Экскурсия

Особенности
поверхности
(на основе наблю-
дений). Формы поверхности: равнина, горы, холмы, овраги (узнавание в природе, на рисунке, карте)

показывать
на карте, глобусе горы, равнины, реки, различать объекты природы
и изделия; объекты
неживой и живой
природы

Текущий

Изменение
поверхности
родного края

24

Водоемы нашего края

1

Комбиниро-ванный

Водоемы родного края (названия, краткая характе-
ристика)

показывать на карте, глобусе материки и океаны, моря, реки

Графический диктант

Природные сообщества родного края (2–3)

25

Наши подземные богатства

1

Комбиниро-ванный

Практическое знакомство с полезными ископаемыми своего края. Опыты с природными объектами, простейшие измерения

использовать
полученные знания для  удовлетворения позна-
вательных интересов,
поиска дополнительной информации о подземных богатствах

Текущий

Природные ископаемые родного края. Их использование человеком

 26

Земля-кормилица

1

Комбиниро-ванный

Почва, ее состав

определять
признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры); различать объекты природы и из-
делия; объекты неживой и живой природы

Текущий

Почва, ее значение для жизни

27

Жизнь леса. Лес – при-
родное сообщество

1

Комбиниро-ванный

Растения и животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни. Правила поведения в природе. Водоемы, их использование человеком, охрана (на примере наиболее распространенных водоемов местности, края)

использовать полученные знания для  удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, о жизни леса, луга и пресного водоема,
приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2–3 представителя из изученных), леса, луга и пресного водоема,

Работа с Красной книгой

Растения и жи-
вотные
красной книги: сообщества
лес, Грибы.

Съедобные
и несъедобные
(узнавание)

28

Жизнь луга. Луг – при-
родное сообщество

1

Комбиниро-ванный

Графический диктант

Растения и жи-
вотные
красной книги: сообщества луг

29

Жизнь
пресного
водоема

1

Урок-игра

Текущий. Фрон-тальный опрос

Растения и жи-
вотные
красной книги: сообщества водоем

 

раскрывать особенности их внешнего вида и жизни, различать части растения, отображать их в рисунке (схеме)

30

Растениеводство
в нашем крае

1

Комбиниро-ванный

Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям

выполнять правила ухода за культурными растениями

Тест

(10 мин)

Природные сообщества родного края (2–3). Виды растениеводства

31

Незаметные защитники урожая

1

Комбиниро-ванный

Роль животных
в жизни людей,
бережное отношение к животным

устанавливать взаимосвязи в природе, ухаживать за культурными растениями

Фрон-тальный опрос

Виды растениеводства

32

Животноводство
в нашем крае

1

Комбиниро-ванный

Роль животных
в жизни людей,
бережное отношение к животным

ухаживать за домашними животными

Фрон-тальный опрос

Виды животноводства.

Ветеринария

33

Обобщение по разделу «Родной
край – часть большой
страны»

1

Урок-игра

Родной город: название, основные достопримечательности. Правила поведения в природе

выполнять
правила поведения
в природе

Тест

(10 мин)

Природные сообщества родного края (2–3). Особенности труда людей родного края, профессии. Важные сведе-

 

ния из истории
родного края

34

Страницы всемирной истории
(6 ч)

Начало истории человечества

1

Комбиниро-ванный

Человек – часть
природы и член общества. Охрана памятников истории и культуры.

Способы познания окружающего мира

Фрон-тальный опрос

История первобытного чело-
века. Счет лет
в истории

35

Мир древности: далекий
и близкий

1

Комбиниро-ванный

Фрон-тальный опрос

История древнего мира: Древний Египет, Древний Рим. Счет лет
в истории

36

Средние века: время рыцарей и замков

1

Комбиниро-ванный

Фрон-тальный опрос

История феодального общества. Рыцарь

37

Новое время: встреча
Европы
и Америки

1

Комбиниро-ванный

Выдающиеся люди разных эпох

работать с географической картой

Фрон-тальный опрос

Открытие
Америки

38

Новейшее время: история продолжается сегодня

1

Комбиниро-ванный

Выдающиеся люди разных эпох

Фрон-тальный опрос

Новейшая
история

39

Обобщение по разделу

1

Комбиниро-

Счет лет в истории. Человек –

использовать приобретенные знания

и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обогащения жизненного опыта, решения практических задач

Тест

(10 мин)

Новейшая история. Страны

 

«Страницы всемирной истории»

ванный

часть природы
и член общества

и народы мира
(общее представление о много-
образии стран,
народов); название 2–3 стран,
их главные достопримечательности, расположение на карте

40

Стра-
ницы истории
Оте-чества
(20 ч)

Жизнь древних славян

1

Комбиниро-ванный

История Отечества. Отдельные  яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России: картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Москва – столица России

показывать
на карте границы России, некоторые города России, описывать отдельные (изученные) события из истории
Отечества

Фрон-тальный опрос

Древняя Русь

41

Во времена Древней Руси

1

Комбиниро-ванный

Фрон-тальный опрос

Древняя Русь

42

Страна
городов

1

Комбиниро-ванный

Тематический

Столицы Древней Руси

43

Из книжной сокровищницы Древней Руси

1

Комбиниро-ванный

Выдающиеся
люди разных эпох. Охрана памятни-

описывать отдельные (изученные)

события из истории
Отечества

Фрон-тальный опрос

Музеи. Экспонаты Древней Руси

 

ков истории
и культуры

44

Трудные времена на Рус-ской земле

1

Комбиниро-ванный

Россия на карте
(границы, города, места  изученных сражений, исторических событий). Выдающиеся люди разных эпох.

Охрана памятников истории
и культуры

показывать
на карте границы России, некоторые города России, описывать
события Куликовской
битвы

Фрон-тальный опрос

Жизнь древних славян на Руси

45

Русь расправляет крылья

1

Комбиниро-ванный

Фрон-тальный опрос

Историческая
карта

46

Куликовская
битва

1

Комбиниро-ванный

Фрон-тальный опрос

Историческая
карта

47

Иван Третий

1

Комбиниро-ванный

описывать отдельные (изученные) события из истории
Отечества

Фрон-тальный опрос

Реформы Ивана Третьего

48

Мастера печатных дел

1

Комбиниро-ванный

Выдающиеся люди разных эпох

использовать
полученные знания
для удовлетворения

Фрон-тальный опрос

История книгопечатания на Руси

49

Патриоты
России

1

Комбиниро-ванный

Выдающиеся люди разных эпох

Фрон-тальный опрос

 50

Петр Великий

1

Комбиниро-ванный

Выдающиеся
люди разных эпох. Города России. Санкт-Петербург

познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родной стране

Тест
(8 мин)

Реформы Петра Великого

51

Михаил
Васильевич Ломоносов

1

Комбиниро-ванный

Выдающиеся люди разных эпох

Фрон-тальный опрос

Образование
на Руси

52

Екатерина
Великая

1

Комбиниро-ванный

Выдающиеся люди разных эпох

Тематический

Правление Екатерины Великой

53

Отечественная война 1812 года

1

Комбиниро-ванный

Выдающиеся люди разных эпох

работать с исторической картой

Фрон-тальный опрос

Историческая
карта

54

Страницы истории
XIX века

1

Комбиниро-ванный

Россия на карте
(границы, города, места  изученных исторических
событий)

показывать
на карте границы России, некоторые города России

Фрон-тальный опрос

Историческая
карта

55

Россия вступает в XX век

1

Комбиниро-

Отдельные яркие
и наиболее важ-

использовать
полученные знания

для удовлетворения познавательных интересов о родной стране, описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества

Тематический

Название основных достоприме-

 

ванный

ные события общественной
и культурной
жизни России

чательностей столицы России, характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой; герб столицы

56

Страницы истории 20–30-х годов

1

Комбиниро-ванный

Россия на карте
(границы, города). Отдельные  яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России: картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена

описывать исторические события в начале  XX века в России

Фрон-тальный опрос

Название основных достопримечательностей столицы России, характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой; герб столицы

57

Великая война и Великая Победа

1

Комбиниро-ванный

Государственные праздники (День Победы)

Фрон-тальный опрос

Историческая
карта

 58

Страна, открывшая путь в космос

1

Комбиниро-ванный

Выдающиеся люди разных эпох.

Государственные праздники

описывать
исторические события, пользуясь исторической картой

Фрон-тальный опрос

История покорения космоса

59

История
вокруг нас

1

Комбиниро-ванный

Охрана памятников истории
и культуры

использовать знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете

Тест

(10 мин).

Темати-ческий

Название основных достопримечательностей столицы России, характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой; герб столицы

60

Современная Россия
(9 ч)

Основной
закон России и права человека

1

Комбиниро-ванный

Человек – член общества. Россия
(Российская Фе-
дерация) – наша Ро-дина. Государст-
венные праздники
(День Конституции)

использовать знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации

Фрон-тальный опрос

Конституция – Основной закон Российской
Федерации

61

«Дети имеют право на особую заботу
и помощь»

1

Комбиниро-ванный

Всенародные праздники, отмечаемые в России (День защиты детей)

Фрон-тальный опрос

Права ребенка

 62

Мы – граждане России

1

Комбиниро-ванный

Человек – член общества. Президент Российской Федерации – глава государства. Федеральное собрание

описывать традиции, обычаи, народов, населяющих Россию

Тематический.

Тест
(5 мин)

Важнейшие события, происходящие в современной России. Народы, населяющие Россию (2–3): обычаи, характерные особенности быта

63

Славные символы России

1

Комбиниро-ванный

Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный  флаг России, Государственный гимн России, правила поведения при прослушивании гимна

описывать историю создания гимна,
герба, флага

Фрон-тальный опрос

Название основных достопримечательностей столицы России, характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой; герб столицы

64

Такие разные праздники

1

Комбиниро-ванный

Государственные праздники (День
независимости, День защитника Отечества, День Конституции), другие всенародные

описывать
государственные
праздники, традиции
народов России

Фрон-тальный опрос

Важнейшие события, происходящие в современной России.
Народы, насе-
ляющие Россию
(2–3): обычаи,

 

праздники, отмечаемые в России (Новый год, Рождество, 8 Марта, День защиты детей)

характерные особенности быта

65

Путешествие по России

1

Комбиниро-ванный

Города России. Москва – столица России. Отдельные  яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России: картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Россия на карте (границы, города, места  изученных исторических событий). Охрана памятников истории и культуры

показывать на карте границы России, некоторые города России (родной город, столицу, 1–2 города), использовать знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране

Текущий

Народы, насе-
ляющие Россию
(2–3): обычаи,
характерные особенности быта

66

Путешествие по России

1

Комбиниро-ванный

Текущий

Народы, насе-
ляющие Россию
(2–3): обычаи,
характерные особенности быта

67

Путешествие по России

1

Комбиниро-ванный

Текущий.

Графический диктант

Народы, насе-
ляющие Россию
(2–3): обычаи,
характерные особенности быта

68

Что мы узнали и чему научились за год (итоговый урок)

1

Урок-игра

Тест

(10 мин)

Учебно-методические средства:

Для обучающихся :

1.Учебник : «Окружающий мир » 4 класс А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова, Москва, «Просвещение», 2010 г 1 часть

2.Учебник : «Окружающий мир» 4 класс А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова,Москва, «Просвещение», 2010 г 2 часть

3.Рабочая тетрадь по окружающему миру 4 класс, А.А.Плешаков 1 часть   Москва,   Просвещение, 2011 г.    

4.Рабочая тетрадь по окружающему миру  4 класс А.А.Плешаков, 2 часть    Москва, Просвещение, 2011 г.    

5. Тесты по окружающему миру 4 класс А.А.Плешаков

 Для учителя :

1.Концепция и программы для начальных классов«Школа России» Москва,  «Просвещение», 2008г

   2. Учебник : «Окружающий мир» 4 класс А.А.Плешаков ,Е.А.Крючкова  Москва, «Просвещение», 2010 г 2 части

   3. Методическое пособие « Окружающий мир 4 класс» Москва, Просвещение, 2010 г.

   4. Контрольные работы в начальной школе по окружающему миру 1-4 класс Москва « Дрофа» 2006 год

   5. Контроль в начальной школе :Традиционные и тестовые задания. Сборник 4класс  .- М. : Начальная школа,2009 . ( Прилож. К журналу)

  6. Растительный мир нашей Родины» В.В.Петров Москва Просвещение  2007 г

  7. Животный мир нашей Родины» В.П.Герасимов Москва Просвещение 2005 г

  8. .Большая книга леса Ю.Дмитриев Москва  « Детская литература» 2004г

  9. Я иду в начальную школу .Природоведение Москва « Первое сентября» 2003г

Электронные пособия : 

Окружающий мир,  4 класс. Поурочные планы.  Издательство «Учитель»2011г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру "Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру на 1-4 класс по УМК "школа России", 1-2 классы -33 часа....

Рабочая программа по окружающему миру (Школа России) 3 класс

Рабочая программа по окружающему миру (Школа России) 3 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ. ШКОЛА РОССИИ.4 КЛАСС.

Рабочая программа по окружающему миру.Школа России.4класс.Автор:Плешаков.Этот материал будет интересен тем, кто дорабатывает по старому....

Рабочая программа по окружающему миру "Школа России" 1 класс по ФГОС

Данный материал содержит пояснительную записку и календарно - тематическое планирование по окружающему миру для 1 класса по ФГОС....

рабочая программа по окружающему миру "Школа России" 2 класс

Авторская программа  по курсу окружающий мир (человек, природа, общество) А.А. Плешакова. Расчитана на 68 часов (2 часа в неделю)...