Рабочая программа по окружающему миру 3 класс "Школа России"
рабочая программа (окружающий мир, 3 класс) по теме

Голубева Екатерина Владимировна

Рабочая программа с развёрнутым тематическим планированем и КИМам по предмету

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy.docx66.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №11 имени В.Д. Бубенина»

Петропавловск-Камчатского городского округа

Утверждено:                                                        Согласовано:                                         Проверено:                                                     Рассмотрено на                                    

                                                                                                                                                                                                           заседании педагогического совета

Директор школы:                                              Зам. директора по  УВР:                      Председатель МО:                                    Протокол №_____                                          

                                                                                                                                                                                                                               

________________Н.Ф. Вернергольд             _________________Е.Н. Калига           _______________А.А. Бородина            от «____» ________2011г.                                 

Рабочая программа

по  учебному курсу «Окружающий мир»

3 класс

(УМК «Школа России»)

на 2011-2012 учебный год

Составитель программы: учитель начальных классов

Серова Екатерина Владимировна

Петропавловск-Камчатский

2011год

Пояснительная записка

Рабочая учебная программа по предмету «Окружающий мир» составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта , Примерной программы начального общего образования по окружающему миру,системы учебных курсов с экологической направленностью «Зелёный дом» (Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы. Часть II. Зелёный дом. Автор А. А. Плешаков. Рекомендовано Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2005).

В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс « Окружающий мир» изучается с I по IV класс по 2 часа в неделю. Объём учебного времени составляет 270 часов, из них 20 % - резерв свободного учебного времени. В третьем классе на изучение окружающего мира выделяется 70 часов. Имеющийся резерв свободного времени предназначен для увеличения количества часов на изучение некоторых тем программы, для использования разнообразных форм организации учебного процесса, различных форм контроля знаний, умений и навыков, для внедрения современных методов обучения и педагогических технологий, для более глубокого изучения интегрирующих компонентов.

Окружающий мир как учебный предмет несёт в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребёнка. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника.

Само название  «Окружающий мир» свидетельствует об интегрированном подходе к изучению своей страны, своего края, включает сведения из таких областей знаний, как география, история, биология, экология, этнография и др.

Сведения из указанных областей знаний рассматриваются во взаимосвязи. Идея «всё связано со всем» как бы цементирует разнообразные элементы содержания курса, значительно усиливая его воспитательный и развивающий потенциал. «Красной нитью» через всё содержание курса проходит тема гражданского образования школьников.

В ходе изучения курса «Окружающий мир» происходит четверная интеграция (курс «Мир вокруг нас», курс «Мы – дети природы», курс «Экология для младших школьников» и курс «Основы безопасности жизнедеятельности), которая реализуется на уроках окружающего мира. Основным является курс «Мир вокруг нас», на изучение остальных курсов отводится 10-15 минут от общего времени урока. Если темы курсов не просто близки, а полностью совпадают, то они изучаются в единстве на протяжении всего урока.

Курс «Мир вокруг нас», как и программа «Зелёный дом» в целом, имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях.

Учебный курс «Мир вокруг нас» носит личностно-развивающий характер. Его цель – воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.

Приоритетной задачей курса является формирование в сознании ученика единого, целостно окрашенного образа мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе  у ребёнка происходит  становление современной экологически ориентированной картины мира, развивается чувство сопричастности к жизни природы и общества, формируются личные качества культурного человека – доброта, терпимость, ответственность.

К числу важнейших задач курса относятся также воспитание любви к своему городу (селу), к своей Родине, формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде, развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественно-научных и обществоведческих дисциплин в основной школе.

При этом средствами учебного предмета целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов (сенсорное развитие, развитие мышления, внимания, памяти, воображения), речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирование учебной деятельности.

Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органическом единстве.

В 3 классе в начале учебного года изучается тема «Как устроен мир», в которой развиваются представления детей о природе, человеке, обществе как составных частях окружающего мира, об их взаимодействии, а также об экологии как науке и её роли в сохранении нашего природного дома.

Далее содержание программы раскрывается в теме «Эта удивительная природа». В ней систематизировано и последовательно рассматриваются различные природные компоненты (воздух, вода, растения, животные и др.). Применительно к каждому компоненту изучаются его особенности, значение в природе и жизни людей, охрана данного природного компонента. Особое внимание уделяется раскрытию разнообразных экологических связей, отражающих целостность природы.

Затем изучается тема «Мы и наше здоровье», нацеленная на формирование представлений о человеке как части живой природы, о строении и жизнедеятельности нашего организма как единого целого. Большое внимание уделено в этой теме вопросам гигиены, подробно рассматривается понятие «здоровый образ жизни». Логическим продолжением данной темы является следующая – «Наша безопасность», в которой представлены основы безопасного поведения, как в повседневной жизни, так и в экстремальных ситуациях. Необходимое внимание уделяется вопросам экологической безопасности.

Важнейшие представления детей об обществе, его устройстве, о взаимосвязях между человеком и обществом, обществом и природой формируются в теме «Чему учит экономика». Учебный материал данной темы отобран с учётом большой воспитательной, развивающей и практической значимости экономических знаний. Он тесно увязан с естественно-научным и экологическим материалом курса и рассматривается нами как одно из ключевых направлений интеграции знаний о природе, обществе и человеке.

Подобную интегративную функцию выполняет и тема «Путешествие по городам и странам», которой завершается программа 3 класса. Учебный материал этой темы представлен в форме путешествия по городам России, по странам ближнего зарубежья, европейским странам, а также по знаменитым местам мира. Такой подход позволяет преподносить в единстве знания из областей географии, истории, экономики, экологии, раскрывая при этом в яркой, образной форме ведущие идеи курса.

Интегрированный курс краеведения «Мы – дети природы» является неотъемлемой составляющей образовательного компонента «Окружающий мир». Его изучение на первоначальном этапе обучения является особенно актуальным. Начальная школа – важнейший период для выработки правильного миропонимания и высоконравственного отношения к истории родного края, своего народа.

Курс краеведения «Мы дети природы» является одним из средств воспитания гражданственности, патриотизма, формирования у учащихся личной ответственности за сохранение природных богатств края, их приумножения.

Главная цель курса – формирование у учащихся целостных представлений об окружающей природе, социальной среде родного края и месте человека в ней, воспитание любви к родной природе на основе познания её ценности, формирование у школьников личной ответственности за сохранность природных богатств родного края.

В соответствии с поставленной целью определяются конкретные задачи курса:

  • дать знания о природных богатствах края, быте, традициях коренных народов, их культуре, хозяйственной деятельности, рассматривая их в неразрывном  органическом единстве;
  • развивать наблюдательность, речь, общий кругозор школьников, экологическую культуру, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребёнка;
  • формировать образное представление о прошлом и настоящем Камчатского края, воспитывать любовь и уважение к своей малой родине.

Задачи курса краеведения «Мы – дети природы» определяют его содержание и структуру.

Содержание и методика преподавания курса направлены на развитие личности младшего школьника с учётом психологических особенностей детей данного возрастного периода. Ученик становится субъектом учебной деятельности, исследователем, открывающим для себя новые знания.

Следующей неотъемлемой частью предмета «Окружающий мир» является курс «Экология для младших школьников». Целью данного курса является формирование ответственного отношения к окружающей среде и здоровью на основе правовых и нравственных норм, принятых в нашем обществе. Ответственное отношение является показателем гражданской активности и сознательности личности, которое проявляется в реальных делах и поступках человека, не допускающего возникновения негативных последствий в окружающей среде, приносящих ущерб ей и здоровью людей.

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначен для формирования у учащихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, приобретения основополагающих знаний и умений распознавать и оценивать опасные ситуации и вредные факторы среды обитания человека, определять способы защиты от них, а также ликвидировать негативные последствия и оказывать само- и взаимопомощь. Главное здесь – научить детей избегать необоснованного риска, замечать опасности и предотвращать их проявление, а если беда случилась, не растеряться и действовать быстро и грамотно.

Программа учитывает психологические и физиологические особенности учащихся, поэтому в начальной школе изучаются в основном правила дорожного движения, правила поведения на воде, безопасности в помещении и окружающей среде, а также основы медицинских знаний и охрана здоровья детей.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что содержание, цели и задачи всех четырёх интегрированных курсов тесно взаимосвязаны и представляют собой единое целое, поэтому их изучение реализуется в одном курсе «Окружающий мир».

Изучение окружающего мира в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
  • освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и в обществе;
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

В процессе освоения содержания «Окружающего мира» учащиеся приобретают общие учебные умения, навыки, осваивают способы деятельности, предусмотренные стандартом начального общего образования. К числу важнейших относятся, в частности, наблюдение объектов окружающего мира, их устное описание, соотнесение полученных результатов с целью наблюдения (опыта); выявление с помощью сравнения отдельных признаков объектов; проведение простейших измерений разными способами с использованием соответствующих приборов и инструментов; работа с простейшими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов; работа с учебными и научно-популярными текстами и др.

Новизна и отличие данной рабочей программы от примерной заключается в её интеграции: включён курс «Мы – дети природы» и курс «Экология для младших школьников». В связи с эти были конкретизированы и детализированы темы курса «Окружающий мир» и требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся.

Освоение содержания курса осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами литературного чтения, изобразительного искусства и художественного труда, а также сочетается с внеучебной деятельностью.

При организации учебного процесса особое внимание будет уделено использованию информационно-куммуникационных технологий, различным формам проведения уроков (уроки-сказки, уроки-игры, викторины, уроки-путешествия, экскурсии), использованию активных и интерактивных методов обучения. Следует также отметить, что в основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий реализацию развивающих целей учебного предмета. Такой подход предусматривает создание проблемных ситуаций, выдвижение детьми предположений, поиск доказательств, формулирование выводов, сопоставление результатов с эталоном. При этом учитель выступает в роли организатора учебного процесса, а ученик – в качестве субъекта учения.  Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного достижения целей курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия предполагается проводить не только в классе, но и на улице, в парке, музее и т. д.

В соответствии с общей направленностью курса особое значение при реализации программы придаётся новым для практики начальной школы видам деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

Контроль знаний, умений и навыков осуществляется на каждом уроке в форме беседы, фронтального и индивидуального опроса, тестовых заданий, перфокарт, графических диктантов, кроссвордов. По окончанию изучения больших тем программы проводятся проверочные работы.

На каждом уроке под руководством дети работают в тетради «Проверим себя». Основная цель работы с тетрадью – развитие у учащихся самоконтроля, интереса к результатам своего учебного труда. При этом тетрадь готовит детей к выполнению проверочных заданий различных типов, с которыми они постоянно будут встречаться в дальнейшем. Следует отметить, что в тетради представлены все типы заданий, применяемые в начальной школе для проверки знаний учащихся по образовательному компоненту «Окружающий мир» (с выбором ответа, на поиск ошибки, на завершение работы, со свободным ответом и др.). Тетрадь может применяться для фронтальной, групповой, индивидуальной работы, для работы в парах.  

Подведение итогов по интегрированному курсу «Окружающий мир» проводится также по результатам практической деятельности школьников.


Содержание тем учебного курса

3 класс (70 часов)

Как устроен мир – 5 часов

Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе. Роль природы в жизни людей.

Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира.

Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество.

Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу. Меры по охране природы.

Экскурсия: ознакомление с разнообразием природы, распознавание природных объектов с помощью атласа – определителя, наблюдение изменений в природе, происходящих под влиянием человека.

Практические работы: посадка деревьев или кустарников, изготовление кормушек для птиц.

Эта удивительная природа – 20 часов

Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые, жидкие, газообразные тела и вещества.

Воздух. Свойства воздуха. Состав воздуха. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.

Вода. Свойства воды. Очистка воды от примесей с помощью фильтра. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для растений, животных, человека. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Необходимость экономии воды при ее использовании.

Разрушение твердых пород в природе. Почва. Состав почвы. Представление об образовании почвы, роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.

Разнообразие растений. Группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.

Разнообразие животных. Группы животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери или млекопитающие. Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.

Грибы, их разнообразие и строение. Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.

 «Великий круговорот жизни». Основные звенья этого круговорота: организмы-производители, организмы-потребители и организмы-разрушители. Роль почвы в круговороте жизни.

Практические работы: обнаружение крахмала в продуктах питания; изучение свойств воды, очистка загрязнённой воды с помощью фильтра; рассматривание плодов и семян растений, определение признаков их приспособленности к распространению ветром, животными; распознавание природных объектов с помощью атласа – определителя.

Мы и наше здоровье – 8 часов

Организм человека. Органы. Их функции в организме. Системы органов.

Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств  (зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания), их значение и гигиена.

Кожа, ее функции. Гигиена кожи. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании..

Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.

Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.

Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме. Удаление из организма вредных продуктов жизнедеятельности; органы выделения.

Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики – враги здоровья.

Практические работы: знакомство с внешним строением кожи, упражнения в оказании первой помощи при небольших повреждениях кожи; изучение содержания питательных веществ различных продуктов (по информации на упаковках); подсчёт ударов пульса.

Наша безопасность – 10 часов

Как действовать  при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.

Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно- указательные, знаки сервиса.

Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. лёд на улице, водоёме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.

Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: клещи, змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.

Экологическая безопасность. Как защититься от загрязнённого воздуха и от загрязнённой воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.

Экскурсия: знакомство с дорожными знаками в окрестности школы.

Практическая работа: знакомство с устройством и работой бытового фильтра для воды.

Чему учит экономика – 15 часов

Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.

Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.

Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.

Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность и её основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, лёгкая промышленность, пищевая промышленность и др.

Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.

Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.

Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи.

Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества в ХХI веке.

Практические работы: рассматривание и определение образцов полезных ископаемых; знакомство с культурными растениями, составление устного описания рассмотренных растений; знакомство с современными российскими монетами.

Путешествие по городам и странам - 12 часов

Города Золотого кольца России. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.

Страны, граничащие с Россией - наши ближайшие соседи.

Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики. Основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.

Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и т.д.)

Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека.

Практические работы: поиск и показ на карте изучаемых географических объектов.


Требования к уровню подготовки учащихся по предмету к концу 3 класса.

Обучающиеся должны знать:

  • человек – часть природы и общества;
  • что такое тела и вещества, разнообразие веществ;
  • основные свойства воздуха и воды, круговорот воды;
  • взаимосвязи между живой и неживой природой, внутри живой природы;
  • основные группы живого;
  • строение тела человека, основные системы органов;
  • правила гигиены и здорового образа жизни;
  • правила безопасности в быту и на улице, дорожные знаки;
  • потребности людей, товары и услуги;
  • роль природных богатств в экономике; основные отрасли сельского хозяйства и промышленности; роль денег в экономике; бюджет;
  • некоторые города России; страны, граничащие с Россией; страны зарубежной Европы.

Обучающиеся должны уметь:

  • различать наиболее распространенные на Камчатке растения, животных;
  • устно описывать объекты природы;
  • проводить простейшие опыты и наблюдения, практические работы, фиксировать их результаты;
  • объяснять взаимосвязи между природой и человеком;
  • выполнять правила личного поведения в природе, посильную работу по охране природы;
  • выполнять правила личной гигиены и безопасности;
  • владеть элементарными приёмами чтения карты;
  • приводить примеры городов России, стран – соседей России, стран зарубежной Европы и их столиц.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;
  • ориентирования на местности с помощью компаса;
  • определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;
  • установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
  • ухода за растениями (животными);
  • выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
  • оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в её охране;

Класс

Учебники

(автор, название, год издания, кем рекомендован или допущен, издательство)

Методические материалы

Дидактические материалы

Материалы для

 контроля

Интернет-ресурсы

1

2

3

4

5

3

А.А.Плешаков Мир вокруг нас 3 класс

  1. Методическое

пособие

Е. П. Фефилова,

Е. А. Поторичина  Поурочные разработки по курсу «Мир вокруг нас».

2.Тетрадь «Проверь себя»

1.наглядный материал,

2. карточки,

3. тесты,

4.раздаточный материал,

5 .доска,

6. картинки

7. ИУМК «Начальная школа»

 

Тексты для контроля

1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ТЕХНОЛОГИИ СОЗДАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ К УРОКАМ

http://svetly5school.narod.ru/metod1.html

2.В помощь современному учителю http://k-yroky.ru/load/67

3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/  

  • удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.

Перечень учебно-методического обеспечения.


Тематическое планирование.

п/п

Наименование раздела программы

Тема урока

Коли-чество

часов

Характеристика деятельности учащихся

1

2

3

4

5

1

Что такое окружающий мир- 5 часов

Разнообразие природы

1

- называть объекты живой природы.

- устно описывать объекты природы;

- проводить простейшие опыты и наблюдения, практические работы, фиксировать их результаты;

- объяснять взаимосвязи между природой и человеком;

- выполнять правила личного поведения в природе, посильную работу по охране природы;

2

Человек. Разумное существо

1

3

Общество

1

4

Мир глазами эколога

1

5

Природа в опасности. Охрана природы

1


6

Эта удивительная природа – 20 часов

Тела, вещества, частицы

1

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;

 приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2–3);

– раскрывать особенности их внешнего вида и жизни

 – использовать знания и умения для ухода за растениями;

– определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры)

- раскрывать особенности внешнего вида и жизни представителей разных групп животных

- рассказывать о разнообразии животных, называть их группы;

-  различать представителей наиболее распространённых в данной местности растений, животных, съедобные и несъедобные грибы;

- проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы;

- объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком.

7

Разнообразие веществ

1

8

Воздух и его охрана. Состав, свойства

1

9

Вода и жизнь

1

10

Превращения

и круговорот воды

1


11

Берегите воду

1

12

Как разрушаются камни

1

13

Что такое

почва

1

14

Разнообразие растений

1

15

Солнце, растения и мы с вами

1


16

Размножение

и развитие растений

1

17

Охрана

растений

1

18

Разнообразие животных

1

19

Кто что ест. Цепи питания

1

20

Невидимая сеть и невидимые пирамиды

1

21

Размножение

и развитие

животных

1


22

Птицы и звери

1

23

Охрана

животных

1

24

В царстве

грибов

1

25

Великий

круговорот жизни

1

 26

Мы и наше здоровье – 8 часов

Организм

человека

1

- использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта для удовлетворения познавательных интересов

- проводить простейшие опыты и наблюдения, практические работы, фиксировать их результаты;

- объяснять взаимосвязи между природой и человеком;

выполнять правила личного поведения в природе, посильную работу по охране природы;

- выполнять правила личной гигиены и безопасности;

27

Как мы воспринимаем окружающий мир

1

28

Надежная защита организма

1

29

Опора тела

и движение

1

30

Наше питание

1

31

О дыхании,

о движении крови

1

Закаляй свой организм

1

33

Здоровый образ жизни. Обобщение

1

34–35

Наша безопасность – 10 часов

Огонь, вода

и газ

2

- выполнять правила личной безопасности; обращаться с бытовым фильтром для очистки воды.

- - использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта для удовлетворения познавательных интересов

- проводить простейшие опыты и наблюдения, практические работы, фиксировать их результаты;

- объяснять взаимосвязи между природой и человеком;

выполнять правила личного поведения в природе, посильную работу по охране природы;

36

Чтобы путь был счастливым

1

37–38

Дорожные

знаки

2

 39

Опасные места

1

40–

41

О молниях, змеях, собаках и прочем

2

42–

43

Экологическая безопасность

2

44

Чему учит экономика – 15 часов

Для чего нужна экономика?

1

- использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта

- определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры)

- различать объекты природы и изделия; объекты живой и неживой природы

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для ухода за растениями и животными

- рассказывать об особенностях растениеводства и животноводства

45

Три кита экономики

1

46–47

Полезные ископаемые

2

48

Растениевод-

ство

1

49

Животноводство

1

50–51

Какая бывает промышленность?

2

 52

Что такое деньги?

1

53

Государственный бюджет

1

54–55

Семейный бюджет

2

56–57

Экономика

и экология

2

58

Обобщение. Чему учит экономика

1

 59–

60

Путешествие по городам и странам - 10 часов

Золотое кольцо России

2

– показывать на карте изученные страны мира;

– использовать приобретенные знания и умения в практической жизни для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о нашей планете;

– использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта

- владеть элементарными приёмами чтения карты;

- приводить примеры городов России, стран – соседей России, стран зарубежной Европы и их столиц.

61

Наши ближайшие соседи

1

62

На севере

Европы

1

63

Что такое Бенилюкс?

1

64

В центре

Европы

1

 65

Путешествие по Франции

и Великобритании

1

66

На юге Европы

1

67-68

По знаменитым местам мира

2

69-70

Обобщение. Путешествие по городам и странам

2


Список литературы.

Для учителя

  • Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4). В двух частях. Часть 2. Плешаков А. А. Зелёный дом (система учебных курсов с экологической направленностью). / Сост. сборника программ И. А. Петрова, Е. О. Яременко. – М.: Просвещение, 2002.
  • Мир вокруг нас: Программа и темат. планирование для нач. шк.: Кн. для учителя / А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2003.
  • Интегрированная программа по краеведению «Мы – дети природы» / Под. ред. Т. К. Орловой. – Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 2003.
  • Региональные программы по экологии для образовательных учреждений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры: Учебное пособие / Г. Н. Гребенюк, Н. А. Иванова, Е. С. Овечкина и др.; Под общ. ред. Г. Н. Гребенюк. –Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2005.
  • Программно-методические материала: Основы безопасности жизнедеятельности / Сост. Б. И. Мишин. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2001. – 128 с.
  • Тематическое планирование по основам безопасности жизнедеятельности. 1-4 классы. / Авт.-сост. Г. Н. Шевченко. – Волгоград: Учитель, 2003.
  • Мир вокруг нас: Учеб. для 3 кл. нач. шк. В 2 ч. / А. А. Плешаков. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2003. – 160 с.: ил. – (Зелёный дом).
  • От земли до неба: Атлас-определитель для учащихся нач. кл. / А. А. Плешаков. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2005.- 222 с.: ил. – (Зелёный дом).
  • Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: Книга для учащихся начальных классов / А. А. Плешаков, А. А. Румянцев. – М.: просвещение, 2006.
  • Зелёные страницы: кн. Для учащихся нач. кл. / А. А. Плешаков. – 11-е изд. – М.: Просвещение, 2008. – 223 с.: ил. – (Зелёный дом).
  • Мир вокруг нас. Проверим себя: Тетрадь для учащихся 3 класса четырёхлетней начальной школы. В 2 ч. / А. А. Плешаков. – М.: Вита-Пресс, 2009.
  • Мир вокруг нас. Рабочая тетрадь для учащихся 3 класса. В 2 ч. / А. А. Плешаков, Е. А. – М.: Вита-Пресс, 2009.
  • Экология для младших школьников: Рабочая тетрадь для учащихся 3 класса / Г. Н. Гребенюк, Н. А. Иванова, Е. С. Овечкина и др. Под общ. ред. Г. Н. Гребенюк. Издание 2. – Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2005. – 66 с.: ил.
  • Целоусова Т. Ю., Максимова Т. В. Поурочные разработки по курсу Окружающий мир. 3 класс. – М.: «ВАКО», 2004, 320 с. – (Зелёный дом).
  • Хрестоматия по краеведению для 3 класса «Мы – дети природы».
  • Природоведение. Поурочные планы. 3 класс (по учебнику А. А. Плешакова) / Сост. Л. Н. Брыкина. – Волгоград: Учитель, 2003.
  • Природоведение. 3 класс (поурочные планы по учебнику А. А. Плешакова «Мир вокруг нас»). Программа 1 – 4, 2-е изд. / Сост. Муковникова О. Г. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2002.
  • Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника: Учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования / Под общ. ред. В. Н. Кирьянова – М.: Издательский Дом Третий Рим, 2005. – 80 с.
  • Мы – пешеходы, мы пассажиры: Учебно-методическое пособие для учителей начальной школы / Автор-составитель М. Н. Плесовских. – Самара: Издательство «Учебная литература»; Ханты-Мансийск: Государственное образовательное учреждение «Институт повышения квалификации и развития регионального образования», 2006. – 176 с.
  • Королёва Е. В. Предметные олимпиады в начальной школе: Методические рекомендации для руководителей образовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2008. – 68 с. (Метод. биб-ка).
  • Школьные олимпиады для начальных классов / О. А. Ефремушкина. – Изд. 6-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 186, [2] с.: ил. – (Здравствуй, школа!).
  • Окружающий мир. Олимпиады. 3-4 классы. / Сост. Г. Т. Дьякова – Волгоград: ИТД «Корифей». – 80 с.
  • Николаенкова Е. И. Я иду на урок в начальную школу: Тесты по природоведению. – М.: Издательство «первое сентября», 2000.
  • Я иду на урок в начальную школу: Природоведение. Часть I, II: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2000.
  • Культурные растения. Домашние животные: Познавательные задачи и вопросы / Е. Б. Жадобко. – М.: Чистые пруды, 2005.
  • Личностно-ориентированный подход в работе педагога / Под. ред. Е. Н. Степанова. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
  • Электронные ресурсы:
  • Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия: В 2-х дисках: CD-ROM. – М.: «Кирилл и Мефодий», 2007.
  • Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия: В 6-ти дисках: CD-ROM. – М.: «Кирилл и Мефодий», 2004.
  • Электронный атлас Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Люби и знай свой край. [Электронный ресурс]. – ОАО НПЦ «Мониторинг», ООО «Сибпромкомплекс», 2004. – 1 оптич. диск (CD-ROM).
  • Югория. Энциклопедия Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. [ Электронный ресурс]. – Администрация Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, 2004. – 1 оптич. диск (CD-ROM).
  • Мир природы. Познавательный материал об окружающем мире. 6-12 лет. [Электронный ресурс]: наглядное пособие по естествознанию для младших школьников. –  М.: ЗАО «Новый диск», 2006. – 1 электронный оптич. диск (CD-ROM).
  • Интернет-ресурсы: материалы сайтов:
  • Живые существа: электронная иллюстрированная энциклопедия.
  • Мир животных.
  • Редкие и исчезающие животные России.
  • Экологическое образование детей и изучение природы России.
  • Библиотека по географии. Географическая энциклопедия.

           -    География. Планета Земля.

Для учащихся

  • Мир вокруг нас: Учеб. для 3 кл. нач. шк. В 2 ч. / А. А. Плешаков. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2003. – 160 с.: ил. – (Зелёный дом).
  • От земли до неба: Атлас-определитель для учащихся нач. кл. / А. А. Плешаков. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2005.- 222 с.: ил. – (Зелёный дом).
  • Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: Книга для учащихся начальных классов / А. А. Плешаков, А. А. Румянцев. – М.: просвещение, 2006.
  • Зелёные страницы: кн. Для учащихся нач. кл. / А. А. Плешаков. – 11-е изд. – М.: Просвещение, 2008. – 223 с.: ил. – (Зелёный дом).
  • Мир вокруг нас. Проверим себя: Тетрадь для учащихся 3 класса четырёхлетней начальной школы. В 2 ч. / А. А. Плешаков. – М.: Вита-Пресс, 2009.
  • Мир вокруг нас. Рабочая тетрадь для учащихся 3 класса. В 2 ч. / А. А. Плешаков, Е. А. – М.: Вита-Пресс, 2009.
  • Экология для младших школьников: Рабочая тетрадь для учащихся 3 класса / Г. Н. Гребенюк, Н. А. Иванова, Е. С. Овечкина и др. Под общ. ред. Г. Н. Гребенюк. Издание 2. – Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2005. – 66 с.: ил.
  • Хрестоматия по краеведению для 3 класса «Мы – дети природы».

Приложение.

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

(контрольно-измерительные)

I четверть

КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ ЗА I ЧЕТВЕРТЬ.

  1. Определите, есть ли ошибка в высказывании (подчеркни  «да» или  «нет»).

К телам живой природы относятся: растения, снег, дождь, снег, животные и человек.

  • да
  • нет

Воздух – смесь газов.

  • да
  • нет

В почве не живут животные.

  • да
  • нет

  1. Отметь правильное высказывание.

Солнце – звезда.

Солнце – планета.

  1. Вставь пропущенные слова.

а)На географической карте горы обозначаются_________________ цветом, леса - ______________ цветом, а водоёмы________________  цветом.

б)Солнце – источник света и ____________ .

  1. Напиши, какую  «работу выполняют» корень, лист.

Корень ______________________________________________________

Лист________________________________________________________

  1. Отметь явления, которые связаны с уменьшением тепла в окружающей среде.

Спячка животных; гнездование; листопад; замерзание водоёмов; осадки в виде дождя; осадки в виде снега; таяние снега.

  1. Как человек использует ветер (движение воздуха)?
  2. Нарисуй план своего пути от дома до школы.
  3. Запиши названия ядовитых растений, произрастающих в нашей местности.

II четверть

КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ ЗА II ЧЕТВЕРТЬ.

  1. Зачеркни лишнее слово в каждом ряду.
  • Белый медведь, бурый медведь, акула, тигр.
  • Олень, лось, заяц, сова.

  1. Соедини название животного и слово, обозначающее способ его взаимодействия с сородичами.

пчёлы                   лебеди          муравьи              слоны

живут парами      живут колониями      живут стадами      живут семьями

  1. Отметь правильное высказывание. Каково положительное влияние насекомых на жизнь растений?
  • опыляют растения
  • повреждают органы растений
  • уничтожают вредителей
  • заражают растения
  • уничтожают больные растения
  1. Напиши названия птиц, которые живут в нашем крае.
  2. Отметь неверные ответы.

Паук – насекомое.

Паук – не насекомое.

У животных нет органов чувств.

У животных есть органы чувств.

6. Закончи предложения.

     Звери, птицы, рыбы - ______________________________ животные.

Насекомые, пауки, раки, черви - _____________________ животные.

     Какова роль животных в природе?

III четверть.

КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ ЗА III ЧЕТВЕРТЬ.

  1. Запиши имена великих русских князей, которые много сделали для развития русского государства.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Приведи примеры устаревших древнерусских имён.

____________________________________________________________________

  1. Закончи предложения.

Первым русским царём стал_____________________________________.

Первым российским императором ________________________________.

Последний русский император ___________________________________.

  1. Установи историческую последовательность названий нашего государства (поставь цифры 1, 2, 3, 4).

Советская Россия, Древняя Русь, Московская Русь, Россия.

  1. Закончи предложение.

Большевики пришли в России к власти в __________ году.

  1. Дополни предложения.

До появления христианства наши предки были______________, то есть верили _______________________.

Христианство на Руси было принято в ___ веке, при великом князе___________.

    7. Как питались наши предки?

IV четверть.

   

ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ ЗА ГОД.

  1. Исправь ошибки, если они есть.

1560 год – это 16 век

1235 год – это 12 век

1945 – год – это 20 век

  1. Отметь правильные ответы.

Крестьяне работали на помещиков.

Помещики работали на крестьян.

Ремесленники работают в поле.

Ремесленники изготавливают полезные в хозяйстве предметы.

  1. Закончи предложения.

Крепостные крестьяне – это ____________________________________.

Ремесленники – это ___________________________________________.

  1. Напиши, какие ремёсла были в России в 17 – 18 веках.
  2. Запиши, какие условия нужны были для того, чтобы люди занимались этой деятельностью?

Ловля рыбы - ______________________________________

Обработка дерева - _________________________________

Производство металла - _____________________________

Изготовление посуды - _______________________________

  1. Напиши, несколько наиболее важных, на твой взгляд, достижений, которые относятся к 19 веку.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Закончи предложения.

Первый искусственный спутник Земли был запущен в космос _______________.

Первым космонавтом в мире стал советский лётчик _____________________ .

Он пробыл в космосе _____________________  минут.

8. Какие технические достижения советского времени тебе известны? Напиши.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру "Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру на 1-4 класс по УМК "школа России", 1-2 классы -33 часа....

Рабочая программа по окружающему миру (Школа России) 3 класс

Рабочая программа по окружающему миру (Школа России) 3 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ. ШКОЛА РОССИИ.4 КЛАСС.

Рабочая программа по окружающему миру.Школа России.4класс.Автор:Плешаков.Этот материал будет интересен тем, кто дорабатывает по старому....

Рабочая программа по окружающему миру "Школа России" 1 класс по ФГОС

Данный материал содержит пояснительную записку и календарно - тематическое планирование по окружающему миру для 1 класса по ФГОС....

рабочая программа по окружающему миру "Школа России" 2 класс

Авторская программа  по курсу окружающий мир (человек, природа, общество) А.А. Плешакова. Расчитана на 68 часов (2 часа в неделю)...