Обобщающие уроки по окружающему миру
статья (окружающий мир) по теме
Обобщение знаний имеет большое значение. В процессе этой работы происходит систематизация знаний, полученных при изучении всей темы, закрепление ее наиболее важных положений, устанавливается взаимосвязь между предметами и явлениями природы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchayushchie_uroki_po_okruzhayushchemu_miru.docx | 16.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщающие уроки по окружающему миру
Мамасуева Нина Ивановна, учитель начальных классов ГБОУ школы № 102 г.Санкт-Петербурга
Обобщение знаний имеет большое значение. В процессе этой работы происходит систематизация знаний, полученных при изучении всей темы, закрепление ее наиболее важных положений, устанавливается взаимосвязь между предметами и явлениями природы. Таким образом, обобщающие уроки способствуют прочному и сознательному усвоению знаний, а также оказывают существенное влияние на развитие памяти, речи, мышления учащихся.
Обобщение возможно в том случае, если у школьников имеется определенный запас фактического материала. Необязательно, чтобы накопился большой объем этих знаний.
В процессе изучения окружающего мира у учащихся накапливается определенный круг представлений о неживой и живой природе. Например, к концу обучения во втором классе учащиеся имеют представления о неживой и живой природе, в частности об изменениях в мире растений, насекомых, птиц, диких зверей и домашних животных, о сезонном труде людей в зависимости от времени года. Эти представления и составляют конкретные фактические знания, которые являются материалом для обобщения.
В курсе окружающего мира практически на каждом уроке есть элементы обобщения. Важно, чтобы эти уроки не превратились только в уроки повторения и закрепления изученного материала. Рекомендовано во втором классе проводить четыре обобщающих урока, а в третьем-четвертом классах – семь уроков.
Одновременно обобщающие уроки выполняют и контрольно-измерительную функцию, так как дают возможность учитывать уровень и прочность сформированных ранее у учащихся знаний, и если есть в этом необходимость, то исправлять и пополнять эти знания.
Научить учащихся обобщать материал можно по плану:
1. Выделять главное, основное содержание в обобщаемом материале.
2. Выделять основные характеристики предметов, отношения между ними.
3. Сравнивать предметы между собой, выделять общие, фундаментальные особенности, которые могут лечь в основу обобщения.
4. Формулировать на основе обобщения вывод (общую тенденцию, закономерность и т.д.).
При правильной организации урока эффективным методом обобщения и систематизации знаний может быть беседа, основным условием ее эффективности является уровень или степень подготовки учащихся по теме. Учащихся надо готовить к такой работе: они должны владеть фактическим материалом, навыками сравнения, знать свойства предметов, их основные характеристики. При недостаточной подготовке учащихся беседа-обобщение может превратиться в монолог учителя.
Для обобщения и систематизации знаний нужно составить такие вопросы, ответы на которые позволили бы получить обобщение знаний по этой теме. На уроке желательно использовать наглядные пособия, которыми учащиеся пользовались в ходе изучения материала.
В структуре обобщающего урока можно выделить следующие моменты:
- организация учащихся, в ходе которой выясняется их подготовка к уроку, проверяется наличие необходимых наглядных пособий, обобщаются тема, цели и задачи предстоящего урока;
- проверка знаний, умений и навыков по изученной теме (как правило, отдельные учащиеся получают задания, выполняют их, а остальные учащиеся дополняют по мере необходимости);
- обобщающая беседа по теме;
- заключительное слово учителя, в ходе которого отмечается, какой материал темы и как усвоен учащимися.
Для проверки усвоения материала учащимися всего класса, а также степени сформированности умений и навыков можно провести небольшую самостоятельную работу или тест.
В качестве примера:
Обобщающий урок в 3 классе «Растительный и животный мир нашей местности»
Цели: обобщить, конкретизировать, углубить и систематизировать знания о природе; показать значение разнообразия природы для развития народного хозяйства; установить взаимосвязь между природой и трудовой деятельностью человека; научить учащихся анализировать материал, сравнивать природные объекты, делать выводы, развивать наблюдательность в процессе демонстрации экранных пособий и гербарного материала; продолжить развитие умения работать с текстом; способствовать природоохранительному воспитанию учащихся.
Оборудование: глобус, физическая карта России, карта природных зон, гербарий растений нашей местности, слайд-фильм «Растения и животные нашей местности», творческие работы учащихся(мини-проекты, рефераты, рисунки, кроссворды), дополнительная литература.
Методы и методические приемы: работа с картой, демонстрация экранных пособий, гербарного материала и слайд-фильма, беседа, работа с текстом дополнительной литературы.
В начале урока дается задание классу: определить местоположение Ленинградской области на глобусе и карте. В ходе беседы выяснить, что характерно для природы нашего региона, в какой природной зоне она находится, какие в ней преобладают растения и животные и т.д.
Вопрос, требующий обобщенного ответа: Какие сезонные изменения в жизни растений и животных характерны для нашей местности?( В ответе должно быть отмечено, что сезонные изменения зависят от расположения природной зоны по отношению к экватору).
Далее учащиеся вспоминают названия растений и животных своей местности, уточняют характерные особенности их строения и жизнедеятельности. Выяснение характерных особенностей растений и животных местности и сравнение их с другими позволяют установить зависимость между основными факторами неживой и живой природы ( беседа сопровождается наглядным материалом).
Учащиеся делают вывод о природе своей местности, отвечают на вопрос, как изменяется труд людей в зависимости от природных условий и от времени года.
В конце урока учитель должен подвести учащихся к выводу: растительный и животный мир разнообразен; человек использует богатства природы в своей хозяйственной деятельности, но должен бережно относиться к ним и охранять их.
По методике проведения обобщающие уроки достаточно сложны. Успешно они проходят в том случае, если учитель с первого урока изучения раздела или темы начнет готовиться к ним: продумает систему формирования знаний; установит строгую последовательность объяснения основных и дополнительных понятий; выберет методы и приемы, средства работы, способствующие организации такой мыслительной деятельности учащихся, которая ведет к самостоятельным выводам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщающий урок по окружающему миру "Земля и человечество" 4 класс
Обобщающий урок по окружающему миру "Земля и человечество" 4 класс УМК "Школа России"...
Обобщающий урок по окружающему миру на тему "Здоровье и безопасность" для 2 класса
Обобщающий урок по окружающему миру на тему "Здоровье и безопасность" для 2 класса...
Конспект обобщающего урока по окружающему миру на тему "Лес и человек"
Данный урок являетсяпоследним уроком по теме "Экологическое равновесие природных зон". Урок представлен в форме игры-путешествия с использованием большого количества загадок и игрового материала...
Обобщающий урок по окружающему миру в 3 классе
Тема урока: «Планета заболела»Обобщающий урок по окружающему миру в 3 классеХод урока.I. Организационный этап.Звучит мелодия из песни «Звездная страна», на ее фоне учитель читает стихи.Ах, как часто, ...
КИМ к обобщающему уроку по окружающему миру
КИМ к обобщающему уроку по окружающему миру 2 класс "Школа России"...
Обобщающий урок по окружающему миру в 3-м классе по теме: "Сохраним и сбережем воздух и воду, полезные ископаемые и почву"
Цели урока: закрепление знаний по теме, обобщение материала....
Урок по реализации регионального содержания в образовании. Конспект обобщающего урока по окружающему миру «Путешествие по Архангельской области»
Урок по теме «Путешествие по Архангельской области» предназначен для учителейначальных классов, а также для руководителей курсов внеурочной деятельности краеведческой направленности. Данны...