Конспект и презентация к уроку окружающего мира "Земля- кормилица"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Григорьева Ольга Владимировна

Урок к  УМК "Школа России". Помогает познакомить учащихся с различными видами почв, их образованием, составом, с природоохранной деятельностью человека, объяснить почему землю называют кормилицей, повторить сведения о полезных ископаемых.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mir_vokrug_nas.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 10

С. Юца

                                                                          Учитель начальных классов

                                                                                                  Григорьева Ольга Владимировна 

Урок окружающего мира. 4 класс.

Тема: «Земля – кормилица»

Цели: познакомить учащихся с различными видами почв, их образованием  составом, с природоохранной деятельностью человека. Объяснить, почему землю называют кормилицей, повторить сведения о полезных ископаемых;

        развивать познавательную активность, мышление, умение анализировать, делать выводы, наблюдать, сравнивать, высказывать своё мнение, развивать речь;

        воспитывать интерес к предмету «Мир вокруг нас», бережное отношение к природе, к земле.        

        Оборудование: тест для индивидуального опроса, презентация, карточки со схемами, загадки, цитата, раздаточный материал.

Ход урока.

  1. Организация внимания учащихся.
  2. Актуализация ранее изученного.

Тест «Наши полезные богатства»

  1. Месторождения полезных ископаемых отыскивают:

А.- археологи;

М. - геологи;

В. - строители.

2. К полезным ископаемым относятся:

А. - кирпич, бетон, бензин;

Б.  станки, вазы, ножницы,

О. - нефть, газ, глина.

3. В строительстве используют:

А. - торф, железную руду, самоцветы;

Л. - песок, глина, гранит;

В. - мрамор, каменный уголь, малахит.

4. Металлы получают из:

А. - каменного угля, янтаря, мела;

И. - жемчуга, торфа;

О. - железной руды, медной руды.

5. При помощи буровых установок добывают:

Д. – нефть, природный газ;

Г. – соль, алмазы;

В. – мрамор, гранит.

6. В шахтах добывают:

И. – известняк, ракушник, гранит;

Е. – каменный уголь, железную руду;

У. – поваренную соль, жемчуг, графит.

7. В карьерах добывают:

Ц. – известняк, песок, глину;

Ч. – золото, малахит, мрамор;

Э. нефть, торф, бурый уголь.

- Выпишите слово, которое получилось.

(П/о: молодец.)

  1. Фронтальный опрос.

–Какую тему мы изучали на прошлом уроке?

- «Наши подземные богатства».

- Что мы называем подземными богатствами?

- Полезные ископаемые.

- С какими полезными ископаемыми мы познакомились?

- Сейчас мы и проверим, кто из ребят изучил эту тему лучше остальных и поиграем в игру «Угадай полезное ископаемое».

Я буду называть признаки полезного ископаемого, а вы угадайте о каком полезном ископаемом идёт речь.

        - Кто желает сам загадать полезное ископаемое?

1. Лёгкий, впитывает влагу, хорошо горит, служит подстилкой для скота.

                \Торф.

2. Добывается в шахтах, тяжёлая, прочная,  ковкая,  состоит из мелких, плотно соединённых зёрен.

\ Железная руда.

  1. Чёрный, с заметным блеском, твёрдый, тонет в воде, горюч.

\ Каменный уголь.

  1. Прочная, тяжёлая порода, бывает серого, розового, красного цветов. Состоит из зёрен нескольких минералов: полевого шпата, кварца и слюды.

\ Гранит.

  1. Обычно белый или серый камень, образовался из остатков живых организмов.

\ Известняк.

6. Тёмная маслянистая жидкость, горит, из неё получают бензин, керосин, мазут.

                \Нефть.

  1. Образовался при разрушении гранита, используется в строительстве и при производстве стекла.

\ Песок.

  1. Обладает пластичностью, используется в строительстве и гончарном деле.

\ Глина.

Микроитог.

3. Проверка домашнего задания.

        

        

Слайд 2.

Слайд 3.

Слайд 4.

Микроитог.

  1. Изучение нового материала.

Слайд 5.

……….  -кормилица.

Меня бьют, колотят,

Ворочают, режут,

А я всё терплю и

добром плачу.

  1. Сообщение темы и целей урока.

-Посмотрите на доску. Прочитайте тему нашего урока.

-Но что там?

-В названии нашей темы потерялось слово.

-Давайте найдём его, разгадав загадку:

        \ Загадка – на доске.

-Земля.

        Слайд 6.

-Как вы считаете, почему о земле так говорят?

-А вот правы вы или нет нам предстоит выяснить и узнать, почему землю называют кормилицей?

2. Объяснение нового.

Слайд 7.

Отгадайте загадку:

-Сам чёрен, да не ворон,

Есть рога, да не бык,

Шесть ног, без копыт…  (Жук)

        Слайд 8.

- Правильно, это жук.

- А теперь послушайте рассказ о приключениях жука, который он мне поведал…

-Глубоко – глубоко в земле жил маленький жучок. Был он неугомонный и любознательный. Но ему было скучно и одиноко.

Слайд 9.

 «Неужели эта неприглядная и сырая земля – мой дом?» - постоянно думал он. И решил он проложить себе путь наверх. В пути жук неожиданно обнаружил других обитателей. А вот каких, мы узнаем позже.

-А где же жил жучок?

-В почве.

-Что такое почва?

-Верхний слой земли, на котором растут или могут расти растения. Точнее: почвой мы можем называть верхний плодородный слой земли.

        Слайд 10.

- Конечно, всё время жить в темноте жуку не хотелось и, увидев в трещинке земли лучик яркого солнца,

Слайд 11.

поспешил наверх. Прокладывая путь наверх, он неожиданно задумался: кто же мог построить дом ему и его друзьям? Как же и из чего образовалась почва? На этот вопрос жучок решил искать ответ.

Слайд 12.

-  Как же прекрасно было на поверхности! Вокруг всё было зелёным, дул лёгкий ветерок,

Слайд 13.

внезапно полил и так же прекратился дождик.

        Вдруг, на пути жучка возникла небольшая  горка.

Слайд 14.

Грустная она стояла. Попыталась она рассказать жучку, что произошло с её мамой –

Слайд 15.

старой горой, да не очень хорошо у неё  это получилось. Что же могла она поведать жучку?

-Давайте, призовём нам на помощь свою фантазию. Как же и из чего образовалась почва?

-А образовывалась она долгие, долгие годы и во все времена года.

- Какие времена года мы знаем ?

-У вас на партах карточки, обозначающие времена года. Расположите их по- порядку начиная с самого тёплого.

-Молодцы, а сейчас вы мне поможете сочинять сказку.

-Какими словами обычно начинается сказка?

-Жили – были…

Слайд 16.

-Итак, жила – была…

        - Гора.

-Её ласково согревало..

Слайд 17.

- Солнышко.

                - Нежно обнимал…

Слайд 18.

-Ветерок.

                -Часто поливал…

-Дождик.

Слайд 19.

                

-В какое время года это могло произойти?

-Летом.

Слайд 20.

        -Но вот пришла…

-Осень.

Слайд 21.

        

-Днём гору ещё согревало…

-Солнце.

        Слайд 22.

- Но ночью прилетал холодный ветерок.

        -И приносил с собой…

-Дождь.

        Слайд 23.

- Осень сменила зима с морозами и метелями.

        Слайд 24

-И снова наступила весна.

        Слайд 25.

-Днём с весёлыми ручейками и ласковым солнышком. Ночью с холодами. Ах, как не нравилось горе эти перемены. Ночью приходилось съёживаться от холода, а днём греться на солнышке. И у горы появились морщины – трещинки.

        Слайд 26.

-Из чего состоит гора?

-Земля, глина, песок, камень и т. д.

-Какое полезное ископаемое хорошо удерживает влагу?

-Глина.

        Слайд 27.

                Почва

Глина

-Так в почве появляется глина. Гора переживала и плакала, а трещины становились всё глубже и глубже. Ветер часто проносил над горой песок. Многие песчинки прятались от ветра в трещинках горы. Так в почву попал песок.

Слайд 28

                Почва

Глина             Песок

-Однажды там спряталось зёрнышко травы.

- Попробуем проследить, что произошло с зёрнышком.

-Рассмотрите картинки, которые лежат у вас на партах.

Слайд 29.

-Что изображено на них?

- Расположите эти картинки последовательно.

        Слайд 30

1. Зерно  2. Дождь и солнце.   3. Зелёная трава  4. Жёлтая трава   5. Сухая трава

-Что было сначала?

- Под воздействием чего зёрнышко превратилось в зелёную траву?

- Что случилось далее с зерном? Что произошло потом?

-Так зёрнышко превратилось в перегной – гумус.

Слайд 31.

Гумус – это перегной, который образовался из остатков растений и животных.

Слайд 32.

                Почва

Глина             Песок      Гумус

-А так как в растениях и животных есть минеральные соли, то вместе с ними они попали и в почву.

Слайд 33.

                Почва

Глина             Песок      Гумус      Соли

-Что уже мы обнаружили в почве?

4. Физминутка

- Так что же входит в состав почвы?

-Но это ещё не всё. Сейчас мы вместе проведём опыт и узнаем, что ещё входит в состав почвы.

Опыт № 1.

-Возьмите стакан с водой и опустите туда кусочек почвы. Что вы видите?

- Из почвы пошли пузырьки.

-О чём это говорит?

-В почве есть воздух.

Слайд 34.

                Почва

Глина             Песок      Гумус      Соли      Воздух

Опыт № 2.

- Возьмите бумажную салфетку, положите на неё немного почвы и сильно сожмите. Что осталось на салфетке?- Мокрое пятно.

-О чём это говорит?

-В почве есть вода. 

Слайд 35.

                Почва

Глина             Песок      Гумус      Соли      Воздух   Вода

-Так что же входит в состав почвы?

-Как вы думаете, от чего зависит плодородие почвы?

     - От количества перегноя.

    -В природе существует большое количество типов почв. Это зависит от места расположения на территории страны, от состава почвы.

Слайд 36.

- Вот перед вами чернозём. Эти почвы особенно богаты гумусом. Он придаёт им очень тёмный или чёрный цвет. Эти почвы самые плодородные. Их можно встретить в степях. Эти почвы преобладают в нашем крае.

Слайд 37, 38

- Меньше гумуса в подзолистых почвах. Они сероватого цвета. Подзолистые почвы преобладают в тайге и смешанных лесах. Они бедны гумусом и минеральными солями, поэтому малоплодородны.

Слайд 39, 40

-Серая лесная почва. Этот вид почвы формируется в лесах, где много влаги.

Слайд 41, 42.

-При близком залегании грунтовых вод образуются болотные почвы. Они содержат толстый слой торфа.

Слайд 43, 44..

-В тундрах распространены тундровые почвы.

Слайд 45, 46

-Для лугов характерны луговые почвы. В них хорошо заметен толстый слой дёрна, образованный переплетающимися корнями травянистых растений.

Слайд 47, 48

- Солончаки – это почвы, которые содержат соли и образуют на поверхности солевую корку. Такие почвы не пригодны для выращивания культурных растений. Весной, после таяния снега, в понижениях образуются «мочаки» - участки сырых засоленных колодцев.

Слайд 49, 50

-Изучением почв занимаются учёные – почвоведы.

Слайд 51.

-Какая  почва самая плодородная? Почему?

-Знаменитый русский учёный В.В.Докучаев говорил, что почва дороже золота. Почему?

-Мы познакомились с типами почв, их составом и  образованием, но так и не ответили на вопрос «Почему землю называют кормилицей?» А рассказать об этом к нам пришла гостья.

        \Выходит ученица в костюме земли.

        Расскажу вам сказку о волшебной кладовой. Положишь в неё горстку зерна – получишь взамен сто горстей. Спрячешь картофелину – вытащишь много картофелин. Она у нас под ногами. И зовётся она – почва. Да только она иногда добра и щедра, когда люди в ней добры и когда они умело землю обрабатывают: пашут, удобряют, поливают. И правильно. Как это так: всё у земли брать, а взамен ничего не класть? Да тут мигом опустеет любая кладовая. Так и с волшебной кладовой. Издавна кормит людей матушка – земля. Но не всегда люди догадывались, какое богатство она в себе таит. Во времена, когда люди ещё не умели пахать и сеять, они брали только то, что земля для них сама припасла: ягоды, грибы, сочные стебельки. Потом люди смекнули, что можно специально приносить зёрна с собой из полей  и сажать возле жилья. Вот и заколосились первые колоски хлебов. Сперва ячменя, потом пшеницы, ржи.  Вот так  и стала земля доброй и щедрой, даря людям богатый урожай.

-Кто приходил в гости? О чём поведала? Что называют волшебной кладовой? Почему?

-Посеешь горсточку зерна, а соберёшь сто горстей.

-Что издавна делает земля – матушка?

-Кормит людей, на ней растут растения, который человек употребляет в пищу.

-Да не только человека кормит земля. Насекомых, птиц, зверей.

-Как можно назвать землю?

-Кормилицей, матушкой.

- Один сантиметр почвы образуется в природе за 250 – 300 лет, 20 см – за 5 -6 000 лет. О чём это говорит?

-Почву нужно охранять.

-Давайте, подумаем, как можно защитить почву?

- Чтобы защитить почву, на полях, необходимо сажать полезащитные лесные полос, а зимой проводить снегозадержание. Один распространённый способ снегозадержания – устройство снежных валов. Их нарезают с помощью трактора специальными снегопахами на расстоянии 5-10 м  один от другого.

- Надо сажать леса;

- Надо правильно распахивать почву;

-Правильно использовать ядохимикаты.

-Если их употреблять больше нормы, они накапливаются в почве, загрязняют её. В результате гибнут черви, личинки насекомых, бактерии, без которых почва теряет плодородие.

Слайд 52.

Охрана почвы

Снегозадержание      

 Правильно использовать ядохимикаты

Сажать леса      

 Правильно распахивать почву

  1.  Итог урока.

Слайд 53.

-Вот и пришло время узнать кого встретил наш жучок, когда спешил наверх. Возьмите карточки, соедините цифры по точкам и изобразите возле каждой цифры, кого встретил жучок, прорывая путь наверх.

- Что встретил жучок?

-Воздушная капелька, капелька воды, песчинка, комочек глины, соль, гумус.

-Что интересного вы заметили, когда соединили цифры по точкам?

-Буква П .

-Что является домом для этих обитателей? Кто догадался?

-Почва.

-Да, это действительно так! Очень обрадовался жучок: «Теперь – то я знаю, что и мой дом – почва и  живу здесь среди друзей!»

- Что называется почвой?

-Как нужно охранять почву.

6. Выставление отметок.

7. Рефлексия.

Если вам понравился урок, нарисуйте жучку улыбку, а если не понравился нарисуйте ему ротик вниз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и анализ урока окружающего мира в технологии деятельностного метода с учетом формирования универсальных учебных действий по теме «Природные зоны. Тундра ».

Конспект урока окружающего мира посвящен природной зоне тундра. Урок разработан на основе ТДМ. Также представлен анализ урока с учетом формирования УУД....

конспект и презентация урока окружающего мира в 4 классе "Петр I: царь и человек"

Урок-исследование помогает учащимся понять личность Петра I, раскрыть положительные и отрицательные стороны его правления, выдающиеся заслуги перед Отечеством, воспитать на его примере любовь к Родине...

Конспект и презентация урока окружающего мира "Что такое луг?" для учащихся 4 класса УМК "Школа России"

Данный подробный конспект урока по окружающему миру разработан для учащихся 4 класса УМК "Школа России", занимающихся по учебникам А. А. Плешакова. В данной разработке предоставлен сам конспект и ...

Конспект и презентация урока окружающий мир 1 класс УМК школа 21 века

Материал позволит учащимся научиться различать животных по типу питания.Красочная презентация....