Урок "Экологическая безопасность"
методическая разработка по окружающему миру по теме
Методическая разработка урока по окружающему миру
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_ekologicheskaya_bezopasnost.zip | 1.96 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальная бюджетная
средняя общеобразовательная школа № 8
Методическая разработка урока
Предмет: окружающий мир Класс: 3
Тема: Экологическая безопасность.
Тип урока: изучение нового материала.
Автор разработки:
Смирнова Галина Геннадьевна
учитель начальных классов средней школы №8,
первая квалификационная категория
г. Муром – 2012г.
Методический комментарий.
Все более широкое внедрение ИКТ в учебно-воспитательный процесс показывает интерес к нему со стороны педагогов. Это обосновано следующими факторами:
- красочность и наглядность информации;
- эстетичность подачи материала;
- расширение горизонтов получения дополнительной информации, в том числе готовых электронных пособий;
- экономия времени урока;
- возможность разнообразия подачи информации;
- удобство размножения раздаточного материала;
- возможность создания банка дидактических материалов в памяти компьютера;
- другие.
Все эти факторы, несомненно, способствуют повышению эффективности урока.
Работа была выполнена на основе программ «Word», «PowerPoint», входящих в состав офисного пакета «Microsoft Office XP». Поэтому для использования разработанных документов вам потребуется операционная система «Windows 98» и выше с соответствующим офисным пакетом программ.
Для развития познавательного интереса учащихся урок спроектирован и проводится с помощью компьютерной техники. Для удобства использования данного проекта учителями каждый слайд снабжен записями автора, в которых указано рекомендованное время демонстрации слайда и возможные приложения. Многие слайды включают в себя анимацию, гиперссылку и голосовое сопровождение, которые срабатывают по щелчку мышки.
Предлагаемая разработка урока рассчитана на разноуровневый состав класса. Данный урок входит в раздел «Наша безопасность» и способствует формированию у учащихся навыков экологической безопасности и потребности в здоровом образе жизни. Поэтому знания, полученные на уроке, важны не только для усвоения курса, но и для применения в повседневной жизни.
Структура урока соответствует выбранному типу урока и включает следующие этапы:
- Организационный момент, включающий формирование групп, постановку темы и целей урока, предполагаемых видов деятельности, эмоциональный настрой.
- Актуализация опорных знаний, жизненного опыта учащихся.
- Изучение нового материала
- Рассказ учителя с элементами беседы с использованием компьютерных слайдов
- Работа с учебником
(физкультминутка)
- Групповая лабораторная работа
- Групповая работа по составлению памяток экологической безопасности
- Закрепление и использование полученных знаний при выполнении самостоятельной работы в группах, задания которой включают практическую интерпретацию теории и представлены в виде теста на соответствие.
- Формирование домашнего задания – творческое задание, сообщение перечня заданий из учебника.
- Подведение итогов урока в виде рефлексии, предполагающей самооценку и суждения учащихся о своей деятельности на уроке, о том, какое сложилось у каждого ученика мнение об уроке и что им хотелось бы пожелать.
На уроке используются различные формы работы: коллективная (фронтальная) работа, работа в группах и индивидуальная.
Разнообразие используемых на уроке активных методов (словесные – лекция с использованием компьютерных слайдов, беседа; наглядные – слайд-шоу, практические – лабораторная работа, выполнение тестового задания, составление памяток экологической безопасности; работа с учебником и др.) способствует включенности в работу учащихся с различными видами восприятия и позволяет учащимся лучше усвоить новый материал. Возрастные особенности учащихся предполагают соблюдение принципов занимательности, доступности, наглядности материала.
Большое внимание на уроке уделяется формированию адекватной самооценки через сравнение своих результатов с образцами и составления
картины деятельности» на уроке. Важно на уроке использовать местный материал.
Ц е л и: создать условия для | Образовательные: | Усвоения предметных знаний | Знакомства детей с терминами:
Составления правил личной экологической безопасности |
Формирования предметных умений | Формирования умений - моделировать и использовать для очистки воды простейшее фильтрующее устройство - применять знания о природе в новой ситуации. | ||
Формирования межпредметных умений (ОУУН) | Развития умений
| ||
Развивающие: | Развития речи | Развития умений
| |
Развития внимания |
| ||
Развития познавательного интереса | Развитие интереса к предмету и познавательного интереса через показ важности и полезности информации для каждого человека. | ||
Воспитательные: | Развития личностных качеств |
| |
Формирования активной жизненной позиции |
|
Структура целей урока:
Педагогический и методический сценарий урока.
Этап урока | Дидактическая задача | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Показатели выполнения задачи | Приложения |
3 мин | Создание рабочей атмосферы, эмоционального настроя. | Психологическая подготовка учащихся к активной работе на уроке. | Выполнение психологического упражнения. | Кратковременность, быстрота включения учащихся в деловой ритм, готовность класса и оборудования. | Компьютерные слайды 1 |
5 мин | Активизация и актуализация опорных знаний и умений. | Сообщение темы урока, целей, предполагаемых видов деятельности. | Формирование дидактической цели; формирование потребности в усвоении знаний. | Принятие цели учащимися. | Компьютерные слайды 2 - 6 |
Физкультминутка. 17 мин
| Формирование у учащихся общих знаний:
Составить правила личной экологической безопасности
| Изложение новых знаний в лекционной форме с использованием компьютерных слайдов. Организация деятельности учащихся по усвоению новых знаний. Организация практической работы в группах. | Усвоение новых знаний. Выполнение практической работы по очистке воды при помощи фильтрующего устройства. | Включение учащихся в активную УПД. | Компьютерные слайды 7 - 13 |
4. Закрепление знаний и их обобщение в ходе групповой работы и фронтальной устной работы. 10 мин | Систематизация знаний. | Организация групповой работы. Организация устной работы (ответы на вопросы) | Выполнение тестового задания на соответствие. Ответы на вопросы учителя. | Правильность и быстрота выполнения задания, активность участия в коллективной работе. | Компьютерные слайды 14 - 19 |
5. Информация о домашнем задании и инструктаж по его выполнению. 2 мин | На основе выявленных результатов дать домашнее задание, которое развивало бы и закрепляло полученные знания. | Сообщить д/з, провести инструктаж по его выполнению. Задать обязательное и творческое д/з Проверить правильность понимания д/з и методики его выполнения. | Запись домашнего задания, постановка вопросов по содержанию и выполнению домашнего задания. | Принятие домашнего задания. Точность и корректность вопросов. | Компьютерные слайды 20 |
6. Подведение итогов урока. 3 мин. | Анализ успешности овладения ЗУН и способами деятельности. | Организация общения для самостоятельного подведения итогов. Рекомендации учащимся по ликвидации пробелов. Оценка активности учащихся. Оценка качества учебной деятельности учащихся отметками. | Составление «картины» деятельности на уроке: «Мы узнали…», «Мы учились…», «Мы смогли…», «У нас не получилось…», анализ её успешности: « На уроке было легко…», «На уроке было трудно…», «На следующем уроке необходимо поработать над…». | Формулировки новых знаний и умений, путей их формирования, причин успеха и неуспеха. | Компьютерные слайды 21 |
Приложения.
Приложение №1.
Информация для использования при объяснении нового материала.
Каждый знает, как должно выглядеть образцовое рабочее место, убранная комната или сверкающая чистотой квартира. А вот для наведения и поддержания порядка в окружающей нас среде нужны хорошо подготовленные специалисты.
«Экос» по-гречески значит «дом», «логос» - «учение, наука». Экология – это наука о нашем общем доме. Термин «экология»был предложен в 1866 году немецким биологом Эрнстом Геккелем. Но только со второй половины ХХ века человечество всерьёз приступило к изучению взаимодействия организмов между собой и с окружающей средой. Всё живое на Земле взаимосвязанно, причем так тесно, что микроскопическое происшествие на уровне мельчайших бактерий способно привести к необратимым последствиям в жизни людей.
Эколог пытается определить, какое влияние оказывают друг на друга человек и природа и как добиться взаимопонимания и сотрудничества между ними.
Для развития науки и техники требуется огромное количество угля, нефти. Древесины. Для развития сельского хозяйства распахиваются всё новые земли. При возведении гидроэлектростанций сооружаются плотины, изменяются русла рек. Затапливаются большие территории. Мы получаем свет и тепло. Но при этом губим тысячи животных и растений.
Природа переживает сегодня немалые потрясения. Чаще звучат слова: неблагоприятная экология, экологический кризис. Экологическая катастрофа…
Человек выбросил ведро мусора в компостную кучу. Прошёл год, и мусор превратился в компост, который затем используют для подкормки растений. Природа сама может справиться с этим вопросом.
Но заводы выбрасывают в атмосферу десятки тысяч тонн вредных для всего живого веществ: газов и пыли. С этим природа уже не может справиться самостоятельно, и тогда проливаются кислотные дожди, убивающие всё живое. Новая экологическая беда.
Приложение №2
Стихотворение
Мы приехали на речку
Воскресенье провести,
А свободного местечка
Возле речки не найти!
Тут сидят и там сидят!
Загорают и едят,
Отдыхают, как хотят,
Сотни взрослых и ребят.
Мы по берегу пошли
И поляночку нашли.
Но на солнечной полянке
Тут и там – пустые банки,
И, как будто нам назло,
Даже битое стекло!
Мы по бережку прошли,
Место новое нашли.
Нам и здесь до нас сидели:
Жгли костры, бумагу жгли –
Тоже пили, тоже ели,
Насорили и ушли!
Мы прошли, конечно, мимо…
- Эй, ребята! – крикнул Дима -
вот местечко хоть куда!
Родниковая вода!
Чудный вид! Прекрасный пляж!
Распаковывай багаж!
Мы купались, загорали,
Жгли костёр, в футбол играли –
Веселились как могли!
Пили квас, консервы ели,
Хоровые песни пели…
Отдохнули и ушли!
И остались на полянке
У потухшего костра:
Две разбитых наши склянки,
Две размокшие баранки –
Словом, мусора гора!
Мы приехали на речку
Понедельник провести,
Только чистого местечка
Возле речки не найти!
Зелёные массивы города Заринска
Приложение №3
Примерные памятки экологической безопасности.
Воздух
- не занимайся физкультурой и спортом вблизи автомобилей – во время пробежки ты будешь вдыхать большое количество вредных газов;
- не ходи по туннелям, где воздух особенно загрязнён;
- не оставайся в закрытом помещении (гараже) во время работы двигателя автомашины – ты можешь потерять сознание, а при сильном отравлении вредными газами даже умереть;
- не гуляй по улице во время тумана – это может быть смог;
- разводи комнатные растения, которые очищают воздух;
деревья, кустарники и цветы очищают городской воздух;
- попроси взрослых не курить в квартире.
Вода
- нельзя купаться возле промышленных стоков;
- пей только кипяченную или очищенную фильтром воду;
- не пей воду из неизвестных источников.
Продукты
- не собирай грибы, ягоды, овощи, фрукты, лечебные травы вблизи автомагистралей, железных дорог, свалок, заводов;
- перед едой мой фрукты и овощи в тёплой кипячёной воде;
- не ешь продукты, у которых истёк срок хранения;
- все продукты должны иметь сертификат качества, который находиться у продавца.
Приложение №4
Описание процесса эксперимента по очистке воды
В большой пластиковой бутылке с завинчивающейся пробкой сделай отверстие диаметром равным толщине соломки для коктелей . Вставь соломку в дырочку так, чтобы снаружи осталось четыре см. Отрежь у бутылки донную часть и переверни горлышком вниз. На дно горловой части положи слой ваты, на него поочерёдно слой крупных и мелких камешков, затем слой крупного и мелкого песка. Всё это накрой вырезанным по диаметру кружком промокательной бумаги. Вылей на промокашку грязную воду, то есть воду, смешанную с грязью. Из соломки польётся совершенно чистая вода. Пить её нельзя! Сделанный фильтр не способен очистить её от химических примесей, а только от механической грязи.
Приложение № 5
Физкультминутка
Ветер дует нам в лицо.
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо всё выше, выше.
(Каждая строчка сопровождается соответствующими движениями)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА И ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 3 КЛАССЕ НА ТЕМУ «БЕРЕГИТЕ ВОДУ! БЕЗОПАСНОСТЬ НА ВОДЕ».
На данном уроке расширяются знания учащихся о воде, её роли в природе, в жизни человека, о необходимости бережного отношения к водным ресурсам. На уроке закладываются основы понимания взаимосвязи окру...
урок-презентация по пожарной безопасности "Пожарная безопасность. Служба спасения 01"
Урок-презентация по пожарной безопасности для 1-4 классов...
ПРОГРАММА по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма и безопасности дорожного движения «Планета дорожной безопасности»
Данная программа составлена для учащихся специальной (коррекционной) школы. Включает комплекс профилактических мероприятий по безопасности дорожного движения. Состоит из тематического планирования вос...
ИНСТРУКЦИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К РОДИТЕЛЯМ ПО СОБЛЮДЕНИЮ ПЕРВИЧНЫХ ПРАВИЛ БЕЗОПАСНОСТИ
Инструкция для родителей1.Правила дорожного движения2.Правила поведения в транспорте3.Ребенок на улице4. Ребенок дома5.Ребенок и водоем...
Внеклассное мероприятие по пожарной безопасности « Школа безопасности»
Внеклассное мероприятие по пожарной безопасности "Школа безопасности" .Цели: Продожить знакомство с правилами безопасности в быту,отрабатывать правильность действий во время пожара, воспитывать уважен...
Памятка родителям «Обеспечение безопасности детей» (ПДД, пожарная безопасность, безопасное поведение при работе с интернетом).
Памятка родителям «Обеспечение безопасности детей»....