"Как тебя зовут"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме
Урок проводился в соответствии с календарно-тематическим планированием в рамках тематического блока «Из истории имён». На занятии предполагалось дать представление о происхождении имен, фамилий; познакомить учащихся с традицией празднования именин; развивать речь учащихся, воспитывать уважение к традициям и обычаям народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 96.03 КБ |
презентация | 155 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока окружающего мира (3 класс). УМК «Начальная школа XXI века».
Тема: Как тебя зовут.
Цели: дать представление о происхождении имен, фамилий; познакомить учащихся с традицией празднования именин; развивать речь учащихся, воспитывать уважение к традициям и обычаям народа.
Оборудование:
- Конспект урока, презентация, слайд – фильм.
- Компьютер, мультимедийный проектор, .
- Раздаточный материал – карточки с текстом учебника.
Ход урока
- Организационный момент
1. Девиз урока.
- Для того, чтобы всё у нас получилось, предлагаю обратить внимание на девиз урока, который, надеюсь, поможет нам в успешной и плодотворной работе.
Мы - умные!
Мы - дружные!
Мы - внимательные!
Мы - старательные!
Мы отлично учимся!
Всё у нас получится! (Слайд 1) Читают хором.
2. Игра «Здравствуйте, меня зовут…»
- Прежде, чем начать урок я предлагаю поиграть в игру «Меня зовут…», а заодно и познакомиться с гостями.
- По цепочке каждый произносит фразу « меня зовут…или моё имя» и называет своё имя.
- Начнём с меня: меня зовут Татьяна Леонидовна.
- Для того чтобы в классе стало светлее, за каждый правильныйответ, вы будете награждены солнышком, а в конце урока подсчитаем, кто же больше всех набрал солнышек
3. Деление слов на группы.
- А сейчас, прочтите слова и разделите их на 3 группы: Ольга, Иванович, Стрельцов, Иванов, Петрович, Денис, Игорь, Юлия, Олегович, Любимов. (Слайд 2)
(По щелчку появляется каждая группа со своим названием).
- Дайте название каждой группе.
- Как вы думаете, о чём пойдёт сегодня речь на нашем уроке? (Ответы детей).
2. Целеполагание:
- Сегодня на уроке мы поговорим о происхождении и значении имён для человека. А также познакомимся с традициями знакомого вам праздника – именины.
ТЕМА: « Как тебя зовут» (Слайд 3)
-Какие задачи поставим перед собой?
- Я вам помогу. (Слайд 4)
- Что вы должны узнать?
- С чем познакомиться?
УЗНАТЬ о происхождении имен и фамилий.
ПОЗНАКОМИТЬСЯ с традиционным праздником «Именины»
- Что же вы знаете об основном предназначении имени (отчестве)?
- Официальное русское именование триедино, его составляют:
имя, отчество и фамилия. (Карточки на доску)
- Каждому из вас при рождении тоже было дано имя, - самое красивое, самое ласковое. А вот знаете ли вы, как оно произносится полностью? Сейчас мы это выясним, а заодно поиграем.
3. Игра «Назови своё имя»
- Ваша задача: произнести своё полное имя как можно ласковее, или так, как вы хотели, что бы вас называли.
4. Работа с текстом в учебнике. Чтение и анализ текстов учебника. (с. 97 – 99 тексты перепечатаны из учебника на отдельные карточки).
- Когда в стародавние времена родители давали имена своим детям, они хотели, чтобы эти имена что-то обозначали.
- О том, как рождались имена в далёкой древности, вы узнаете самостоятельно, поработав в парах с текстами в учебнике на стр. 97-99. (тексты перепечатаны из учебника на отдельные карточки). (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
- Текст из учебника напечатан на листе. (Слайд 4) Рядом с каждым предложением текста находится клетка. В эту клетку вы должны будете вставить условный знак, который находится под текстом, и означают они следующее:
٧ | это я знал | «!» | очень важно, следует запомнить |
«+» | это новое для меня | «?» | удивлен, возмущен |
- Если в чём то будете испытывать затруднение, можете работать сообща, вспомните девиз (Слайд 5)
ДЕВИЗ
Чтобы разобраться самому, нужно думать сообща.
и придите на помощь друг другу, если возникнет такая необходимость.
(С помощью специальных значков ученики производят разметку текстов.) (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)
5.Проверка работы в парах. Выявление полученных знаний.
- Продолжаем работу и выясним, как вы справились с заданием в группах. (Слайд 6)
- - Назовите, что вам было известно?
- -Что нового вы узнали?
- - Что вас удивили или возмутили.
- - Что считаете важным и необходимым для запоминания?
- - Что могли означать имена в древности?
- Что такое «оберег»? (Карточка)
- Как же рождались имена? (подчёркивало особенности, могло быть номером, отражать радость родителей, указывать на время и место появления, профессию родителей)
- Что может означать имя «Снежана»?
- Что может означать фамилия «Кузнецов»
6. Просмотр фильма. Ознакомление с традициями празднования «Именин».
- Существует ли праздник, связанный с именем человека?
Я предлагаю посмотреть фильм, который не только познакомит вас с этим праздником, расширит представления о нём, но и раскроет для вас некоторые понятия.
В фильме мало слов, но постарайтесь их запомнить, также он сопровождается замечательными картинами и музыкой. Посмотрев его, вы должны рассказать о том, что вы поняли.
7. Анализ просмотренного фильма.
- Какие понятия связывает этот праздник?
- Чем «Именины» отличаются от праздника «День рождения»?
- Что такое «Святцы»? ( это календарь, в котором каждый день назван по имени того или иного святого?
8. Игра «КАРАВАЙ»
- Я предлагаю вам отдохнуть и обыграть традиционное празднование именин. Дело в том, что я обратилась к «Святцам» и выяснила, что среди ребят нашего класса есть такие имена, которые можно давать при рождении ребёнка в весенние месяцы. Поэтому, я приглашаю к доске детей рождённых весной. А именно – Кристину, Максима, Алесю. И в центр нашего круга, сегодня выпала честь встать именно им, а остальные водят хоровод.
9. Игра «Данетка» обобщить полученные на уроке знания.
- А теперь, задайте вопросы друг другу вы, но только такие, чтобы ответ был «Да» или «Нет».
(Вопросы задают дети)НА остаток времени
10. Итог урока:
- -Вспомним, какие задачи мы ставили перед собой в начале урока?
- -Можете ли вы считать поставленные перед собою задачи достигнутыми?
- -Почему мы смогли справиться?
- - Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- -Для чего нам нужны эти знания? Где вы можете их применить?
- - Что больше всего вам понравилось?
11. Оценивание.
10. Домашнее задание.
- Узнай, что означают имена членов твоей семьи. (Слайд
- Закончить наш урок мне хотелось бы словами Дейла Карнеги:
Имя человека — самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке.
Дейл Карнеги (Слайд 7 )
Этап урока | Инструкция к заданию | Время |
1. Организационный момент. | 1. Девиз урока. Хоровое чтение девиза урока. 2. Игра «Здравствуйте, меня зовут…» По цепочке каждый ученик произносит фразу «Здравствуйте, меня зовут…» и называет своё имя. Игру начинает учитель. 3.Деление слов на группы. Разделить слова на группы и дать название каждой группе. (имя, отчество, фамилия) | 1 мин 1 мин 1 мин |
2. Целеполагание. | 1. Объявление темы урока. 2. Постановка задач урока. | 2 мин |
3. Знакомство с новой темой. | 1. Вступительная беседа. 2. Игра «Назови своё имя». Произнести своё полное имя как можно ласковее. 3.Работа в парах. Чтение и анализ текста. | 1 мин 2 мин 10 мин |
4. Закрепление изученного материала. | 1. Просмотр слайд - фильма. 2. Анализ просмотренного фильма. 3. Игра «Каравай». | 3 мин 2 мин 5 мин |
5. Обобщение полученных знаний. | 1. Игра «ДаНетка». Задать вопросы друг другу такие, чтобы ответ был «Да» или «Нет». | |
6. Итог урока. |
| 2 мин |
Из истории имён.
1. Прежде всего имя отражало радость родителей по случаю рождения дитяти – Ждан, Любим, Любава, Милуша. ◻
2. Имя часто подчёркивало внешность и характер ребёнка – Неупокой , Бессон, Хорош, Злоб, Мил. ◻
3. Имя могло быть «порядковым номером» ребёнка в семье – Третьяк, Пятыш, Сёмушка, Вторак. ◻
4. Младенцу давали имя – оберег, которое охраняло, оберегало дитя от дурного глаза – Опухлой, Ончутка (чёрт). При этом родители считали так: «Если злой дух придёт за нашим ребёнком, вряд ли ему понравится такое имя». ◻
5. Имя могли дать по цвету волос (Черныш, Беляй), по росту (Мал, Верзила), или в честь зверей и птиц – Заяц, Кот, Гусь. ◻
6. Имя могло указывать на место и время появления ребёнка на свет – Суббота, Зима, Дорога, или говорило о профессии родителей – Сом, Пушкарь, Муковоз. ◻
«٧» - это я знал | «?» - удивлён, возмущён |
«+» - это для меня новое | «!» - очень важно, следует запомнить |
Из истории имён.
1. Прежде всего имя отражало радость родителей по случаю рождения дитяти – Ждан, Любим, Любава, Милуша. ◻
2. Имя часто подчёркивало внешность и характер ребёнка – Неупокой , Бессон, Хорош, Злоб, Мил. ◻
3. Имя могло быть «порядковым номером» ребёнка в семье – Третьяк, Пятыш, Сёмушка, Вторак. ◻
4. Младенцу давали имя – оберег, которое охраняло, оберегало дитя от дурного глаза – Опухлой, Ончутка (чёрт). При этом родители считали так: «Если злой дух придёт за нашим ребёнком, вряд ли ему понравится такое имя». ◻
5. Имя могли дать по цвету волос (Черныш, Беляй), по росту (Мал, Верзила), или в честь зверей и птиц – Заяц, Кот, Гусь. ◻
6. Имя могло указывать на место и время появления ребёнка на свет – Суббота, Зима, Дорога, или говорило о профессии родителей – Сом, Пушкарь, Муковоз. ◻
«٧» - это я знал | «?» - удивлён, возмущён |
«+» - это для меня новое | «!» - очень важно, следует запомнить |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ольга, Игорь, Иванович, Стрельцов, Иванов, Петрович, Денис, Юлия, Олегович, Любимов. Имена Ольга, Игорь, Денис, Юлия Отчество Иванович Петрович Олегович Фамилии Стрельцов, Иванов, Любимов
Тема урока: «Как тебя зовут»
Девиз «Чтобы разобраться самому, нужно думать сообща!»
Из истории имён. Прежде всего имя отражало радость родителей по случаю рождения дитяти – Ждан, Любим, Любава, Милуша. Имя часто подчёркивало внешность и характер ребёнка – Неупокой , Бессон, Хорош, Злоб, Мил. Имя могло быть «порядковым номером» ребёнка в семье – Третьяк, Пятыш, Сёмушка, Вторак. Младенцу давали имя – оберег, которое охраняло, оберегало дитя от дурного глаза – Опухлой, Ончутка (чёрт). При этом родители считали так: «Если злой дух придёт за нашим ребёнком, вряд ли ему понравится такое имя». Имя могли дать по цвету волос (Черныш, Беляй), по росту (Мал, Верзила), или в честь зверей и птиц – Заяц, Кот, Гусь. Имя могло указывать на место и время появления ребёнка на свет – Суббота, Зима, Дорога, или говорило о профессии родителей – Сом, Пушкарь, Муковоз. √ - это я знал « ?»- удивлён, возмущён «+» - это новое для меня «!» - очень важно следует запомнить
Имя человека — самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Дейл Карнеги
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как тебя зовут?
Презентация к 2 занятию курса обучения английскому языку на первой ступени обучения....
Как тебя зовут?
Внеурочное занятие по развитию речи по теме "Как тебя зовут?"...
Презентация по теме "Как тебя зовут?"
Данная презентация поможет ученикам на начальном этапе в игровой форме освоить учебный материа. Тема "Знакомство" вводится одной из первых, лексика детей не богата английскими словами. Зрит...
Как тебя зовут?
Занятие № 10 к авторской программе "Речевая копилка"...
Как тебя зовут? (продолжение)
Занятие № 11 к авторской программе "Речевая копилка"...
Как зовут тебя мой край?
Как зовут тебя мой край?...
План конспект урока «Как тебя зовут?»
План конспект урока «Как тебя зовут?» Название УМК: "Forward" 2 класс под редакцией М.В. Вербицкой....