План работы кружка "Юный эколог"
учебно-методический материал (окружающий мир, 3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа кружка внеурочной деятельности «Юный эколог» предназначена для начальной школы и рассчитана на 34 часа (1 час в неделю)
Преподавание кружка основано на получении учащимися знаний и навыков в области экологии по программе «Окружающий мир» и дополнительных сведений научного энциклопедического характера.
Актуальность кружка заключается в том, что современное экологическое образование подразумевает непрерывный процесс обучения, воспитания и развития, направленный на формирование общей экологической культуры и ответственности подрастающего поколения. Начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
Без воды, почвы, воздуха жизнь на Земле не была бы возможна. Трудно представить, чтобы все это вдруг исчезло, как случилось со многими видами растений и животных. Однако каждый должен помнить, что и вода, и почва, и воздух могут поменять свое качество. Люди в результате производственной деятельности способны сильно ухудшить состояние всех этих важнейших составных природы.
Человек будущего – это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой.
Формирование экологической культуры есть осознание человеком своей принадлежности к окружаемому его миру, единства с ним, осознание необходимости принять на себя ответственность за осуществление самоподдерживающего развития цивилизации и сознательное включение в этот процесс.
Нужно задуматься о том, как же сохранить эту планету ее биосферу такой, в которой люди могли бы существовать, условия которой оставались хоть мало-мальски пригодными для их жизни. А еще лучше, как сохранить эту биосферу в том же виде, который дает возможность не существовать, а жить человечеству долго и счастливо.
Чтобы преодолеть духовное отчуждение от жизни земной природы, детям необходимо научиться воспринимать и ценить прекрасное в природе, в людях, творениях рук человеческих.
Основными формами и методами обучения являются беседы, практикумы, экскурсии, опыты, мониторинг, поисковая и исследовательская деятельность.
Цель:
- освоить основные понятия и закономерности экологии и применять эти знания при рассмотрении природных явлений;
- научить детей смотреть на природу глазами эколога, понимать суть окружающих нас явлений;
- научить детей соблюдать нравственные и правовые принципы природопользования;
- активировать созидательную деятельность по изучению и охране окружающей среды
Задачи:
Образовательные
- формировать систему знаний об экологических проблемах;
- учить овладевать методами практической работы экологической направленности;
- обучать методам самостоятельного поиска, систематизации, обобщения научной информации современности и пути их разрешения
Воспитательные
- формировать мотивы, потребности и привычки экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни
Развивающие
- развивать систему интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности;
- развивать стремление к активной деятельности по охране окружающей среды.
В целом эта программа позволит полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал знаний о природе, обеспечит более надежные основы экологической ответственности учащихся начальной школы.
3 класс
№ | Тема занятий | Содержание занятий | Дата |
1 | Введение | Беседа о лете. Изучать природу – значит любить и охранять её. Обмен впечатлениями, чтение рассказов М.Пришвина о природе. | сентябрь |
2 | Науки о природе. Экология - наука о доме. Как изучают природу | Чтение познавательной литературы из серии «Экологические катастрофы». | сентябрь |
3 | Наблюдения в природе, описание живых объектов. | Экскурсия. Выявление связей между живой и неживой природой на примере сезонных явлений в природе. Условия, в которых мы живем | сентябрь |
4 | Солнце - источник тепла и света на Земле. Климат и сезоны года. Сезонные явления нашей местности. | Презентация. Мини проэкты | сентябрь |
5 | Особенности весны, лета, осени, зимы. | Просмотр учебного фильма | октябрь |
6 | Неблагоприятные и необычные явления природы. | октябрь | |
7 | Как уменьшить влияние опасных явлений погоды на природу родного края. | Групповая проектная деятельность | октябрь |
8 | Условия жизни в горах, в лесу, в городе. Как сделать воздух в городе чище. | Круглый стол | октябрь |
9 | Вода - это жизнь. Вода горной реки. Природные родники и их охрана. | Просмотр учебного фильма Игра: «Какая вода в реке», «Чем мы можем помочь реке?» Кто и как живет рядом с нами Мир растений и человек | ноябрь |
10 | Многообразие цветущих и не цветущих растений области. Свет, тепло, влага в жизни растений. | Экскурсия в парк | ноябрь |
11 | Нужны ли комнатные растения в доме. Чужестранные пришельцы на подоконнике - что мы о них знаем. | Круглый стол | ноябрь |
12 | Почему надо беречь и охранять растения. Растения Красной книги Саратовской области. | Операция «Красная тетрадка»: изучить растения родного края | декабрь |
13 | Грибы - удивительное царство. | Игра «Грибники и грибы», «Не топчи грибы», конкурс рисунков «Фантастический гриб». | декабрь |
14 | Грибы ядовитые и съедобные. Грибы - плесени. Где растут лишайники, о чем они могут рассказать. | Игра: «Что растет в родном краю». | декабрь |
15 | Многообразие животных родного края | Опытно-исследовательская работа: маскировка животных. | декабрь |
16 | Какие рыбы встречаются в водоемах края. Аквариумные рыбы - что мы знаем о них. | Игра: составление рассказа о рыбе по схеме модели «Рыбы». Опытно-исследовательская работа: Внешнее строение рыб, их различие и сходства. Рыбы в воде передвигаются легко, свободно, могут плыть в разных направлениях, быстрее и медленнее. | январь |
17 | Почему лягушка - земноводное животное. Как дышит, чем питается лягушка. Почему надо охранять земноводных. | Презентация | январь |
18 | Древние ящеры и современные ящерицы. | Учебный фильм | февраль |
19 | Почему птицы - пернатые. Перелетные, зимующие и кочующие птицы края. | Прогулка – наблюдение в парк | февраль |
20 | Как помочь птицам зимой. Какие птицы прилетают к кормушке. | Опытно-исследовательская работа: поведение птиц во время кормления, питание птиц зимой и летом, повадки птиц. Изготовление кормушек. | февраль |
21 | Домашние птицы. Кормление и уход за ними. | Составление рассказа о птицах по схеме «Птицы». Конкурс «Кто больше знает птиц». | февраль |
22 | Млекопитающие родного края. | Доклады детей | март |
23 | Домашние животные. Кормление и уход за ними. | Опытно-исследовательская работа: как кошка языком чистит шерстку, определение любимого корма животных (хомяк, морская свинка, попугай и т.д.) | март |
24 | Кто и как живет в почве? Что надо знать о бактериях. Почему надо поддерживать чистоту в доме и соблюдать правила личной гигиены. | Презентация «Человек и природа» | март |
25 | Зависимость человека от природы. | Просмотр учебного фильма. | март |
26 | Пищевые, лекарственные, ядовитые растения. Культурные растения. | Опытно - исследовательская работа: рассматривание листа мяты через лупу. | апрель |
27 | Охота в истории людей. Традиции охоты и рыбной ловли. | апрель | |
28 | Природа - источник сил, вдохновения и оздоровления. | апрель | |
29 | Отрицательное воздействие человека на природу. | Проектная работа: Нормы и правила поведения в природе. «Азбука поведения в природе» Творческая работа: составление и зарисовка природоохранных и запрещающих знаков. Выставка и обсуждение знаков. | апрель |
30 | Человек - звено в цепи взаимосвязей в природе. | Творческая деятельность: рисунки «Я - человек – часть природы» | май |
31 | Почему надо соблюдать правила поведения в природе. | Правила поведения в природе. Викторина «Охрана природы». Составление загадок о правилах поведения в природе. | май |
32 | Что охраняют в заповедниках и заказниках. | Операция «Красная тетрадка»: изучить животных родного края | май |
33 | Охранять природу - значит охранять здоровье. | Опытно-исследовательская работа: рассматривание с помощью лупы своей кожи и кожи товарища. Игра: «Чем помогает кожа?», «Что нельзя делать, чтобы не повредить кожу» | май |
34 | Обобщение знаний. | Составить книгу жалоб, поступающих от растений, животных, птиц, обитающих на территории Саратовской области. Прогулка-путешествие. | май |
Список учащихся, посещающих кружок
- Автайкина Юлия
- Борзов Артем
- Венцкус Александр
- Голубятников Тимофей
- Давлетова Алина
- Капеистов Роман
- Коваленко Родион
- Магеррамова Арзу
- Марамзин Кирилл
- Пашина Екатерина
- Бурмистров Дмитрий
- Перепелкина Анна
- Троценко Максим
- Уткин Алексей
- Филиппова Ева
- Антонов Ярослав
- Шамрай Роман
- Шерстянкин Александр
- Яковлев Иван
20. Гранкина Полина
21. Старков Андрей
22. Белозерова Софья
23. Кучаев Георгий
24. Столярчук Ярослав
25. Лештаева Антонина
Литература
Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию.- изд. Детство-пресс, 2004.
Давыдова Г.Г., Корепанова М.В. Познаю себя.- Волгоград, 1999.
Зайцев Г. Уроки Айболита.- изд. : Акцент,1996.
Козлова С., Князева О. Мой организм.- М.: Владос, 2001.
Люцис К. Растительный мир в картинках.-М.: Владос, 2004.
Неволина Е. Большая книга животных.- М.: ОЛМА ПРЕСС «Звездный мир», 2003
Тамбиев А. Экологическая азбука для детей. Животные.- М.: Школьная пресса, 2000.
Шорыгина Т.А. Деревья. Какие они?-М.: Гном и Д, 2001.
Шорыгина Т.А. Домашние животные. Какие они?-М.: Гном и Д, 2002.
Шорыгина Т.А. Какие звери в лесу?-М.: Гном и Д, 2000.
Шорыгина Т. А. Какие месяцы в году?-М.: Гном и Д, 2002.
Шорыгина Т.А. Насекомые. Какие они?-М.: Гном и Д, 2001.
Шорыгина Т.А. Птицы. Какие они?- М.: Гном и Д, 2000.
Шорыгина Т.А. Фрукты. Какие они?- М.: Гном и Д, 2003.
Шорыгина Т.А. Цветы. Какие они?- М.: Гном и Д, 2001.
Шорыгина Т.А. Экологические сказки для малышей.- М.: Прометей,2003.
Я познаю мир: Дет. энцикл.: экология, география, животные, медицина, растения.-М.: Издательство АСТ, 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кружковая работа по экологии
Дару үләннәре - әнием күчтәнәче....
План проведения "Недели экологии" в начальной школе
Материал для организации и проведения "Недели экологии", чтобы привлечение внимания школьников к экологическим проблемам города, округа, страны и всей планеты....
План работы по воспитанию и социализации обучающихся начального и основного общего образования на 2017-2018 год (план работы на 2017 - 2018 г. )
Цель духовно-нравственного развития и воспитания – воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного и компете...
План экскурсии по экологии
План экскурсии по экологии...
План работы профессионального обучающего сообщества План работы профессионального образовательного сообщества учителей начальных классов МОУ СОШ №4 «Центр образования» «Lesson-Study» Смысловое чтение как ресурс для развития ключевых компетенций 21 века
План работы ПОС по смысловому чтению...
Перспективный план мероприятий по экологии в 2021 году
Перспективный план мероприятий по экологии в 2021 году объединения "Зелёная планета"...
Перспективный план работы педагога- психолога ОУ в начальной школе. План работы педагога- психолога на уч.год.
Материалы раскрывают содержание и направление деятельности педагога- психолога ОУ с обучающимися 1-4 классов.План работы включает мероприятия, сроки реализации и используемы программы, формы кон...