№ | Этап урока
| Деятельность учителя
| Деятельность ученика | УУД
|
1 | Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Создаёт эмоциональный настрой, проверяет готовность обучающихся к уроку.
-Добрый день! Возьмитесь за руки.
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Всем, всем добрый день
И работать нам не лень.
Посмотрите друг на друга. Глазами и улыбкой пожелайте удачи на уроке.
| Дети встают, берутся за руки.
Развернувшись к соседу по парте, ребята вслух повторяют правила работы на уроке:
Понапрасну не болтай,
Рассуждай и убеждай.
Здесь не нужен шум и гам,
Ты решай задачи сам.
Если же не сможешь вдруг,
Пусть придёт на помощь друг.
| Личностные:
способность откликаться на добрые чувства;
Коммуникативные:
проявляют интерес к общению на уроке.
Регулятивные:
понимают цель и смысл выполняемых заданий.
|
2 | Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности | Как только я назову насекомое – тихо сядьте:
Белка, кобра, окунь, бабочка, лягушка.
Жителей какого царства я назвала?
А какие царства живой природы вы знаете?
Назовите основные признаки живой природы?
Отгадайте загадку:
Дышит и растет, а ходить не может (растение).
- По каким признакам определили, что это растение?
- Назовите жителей царства растений.
Проблема: К какой группе этого царства они относятся? |
Ответы детей.
Дети предлагают варианты. | Регулятивные:
понимают цель и смысл выполняемых заданий.
Познавательные: умение обобщать и классифицировать по признакам
Коммуникативные: умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами
|
3 | Выявление места и причины затруднений (постановка учебной задачи)
|
Почему не можем ответить на это вопрос?
Сформулируйте задачи урока.
|
- Задачи нашего урока, выяснить - какие бывают растения, на какие группы можно разделить царство растений. | Регулятивные: умение определять цель деятельности на уроке
Познавательные: умение обобщать и классифицировать по признакам
Коммуникативные:
учатся уважать мнение собеседника. |
4 | Построение проекта выхода из затруднения
| Чтобы ответить на эти вопросы, вы будете работать в группах, и проводить исследования.
У каждой группы свое задание. Работать необходимо по плану. (На слайде три группы растений и план работы)
1.Рассмотреть карточки
2.Какое растение лишнее? Почему?
3.Что объединяет остальные растения?
4.Как можно назвать их одним словом?
5.Какие из них можем встретить в Саратовской области?
Выберите группу, в которой вы будете работать, возьмите конверты и приступайте к работе. |
Содержание карточек:
1 группа (дуб, береза, эвкалипт, сосна, ель, одуванчик)
2 группа (орешник, можжевельник, смородина, малина, сирень, шиповник, берёза)
3 группа (подорожник, одуванчик, женьшень, крапива, ромашка, колокольчик, сирень) | Коммуникативные:
адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих во взаимодействии; умение работать в группе.
|
5 | Реализация построенного проекта |
Учитель фиксирует выводы учащихся в схеме.
Учитель сообщает дополнительную информацию об эвкалипте (Сообщение могут сделать сильные ученики)
Название «эвкалипт» мотивируется устойчивым русским словосочетанием «вековая липа». По трем явным признакам:
- эвкалипт крупное, стройное дерево с хорошо оформленной кроной, как и столетняя липа;
- эвкалипт своими пахучими листьями освежает и ароматизирует вокруг себя воздух, так же как липа;
- многие виды эвкалиптов время от времени полностью сбрасывают с себя кору. Деревья так защищаются от насекомых-вредителей, кора затем нарастет снова, но сходство с ободранной липой полное.
Эвкалипт в определенном смысле дерево-первопроходец. Он способен высасывать из земли и испарять в воздух громадное количество влаги. По всему миру его используют для высушивания болот, а также в фармакологии и косметологии.
Дополнительная информация о можжевельнике:
Можжевельник живет в лесной и лесостепной зонах европейской части СНГ, в Западной и частично Восточной Сибири. Его сажают для украшения территорий, используют в медицине.
Дополнительная информация о травянистых растениях:
Женьшень житель Азии, второе его название корень жизни. Широко используется в медицине и косметологии. Но не все травянистые растения имеют маленький рост.
Бамбук достигают огромных размеров (может вырасти до 38 м, при этом окружность стебля достигает 80 см, то есть около 25 см в диаметре). Из корневища бамбука очень быстро и бурно вырастают многочисленные стебли, длиной 18 м и выше, на которых имеются листья длиной 18 и шириной 1,3 см. Цветёт обыкновенный бамбук раз в 25-30 лет, очень обильно и одновременно на больших территориях, образует плоды, а затем отмирает полностью или отмирают только его наземные побеги, а корневища сохраняются. Молодые побеги бамбука используются в пищу, применяются в традиционной восточной медицине. Из жёсткой, лёгкой и очень прочной древесины можно строить дома. Бамбук используется для изготовления мебели. Из него делают головные уборы, плетёные корзины и шторы, палочки для еды и многое другое.
Итак, подведем итог первого исследования: на какие группы можно разделить растения? Назовите их отличительные особенности?
Оценка работы групп
Молодцы, ребята! Каждая группа получает знак «Исследователи природы».
| В группах учащиеся наблюдают, обмениваются информацией, делают выводы по плану, выбирают отвечающего.
Выступления обучающихся от группы.
1.– Лишнее растение одуванчик, т.к., остальные растения деревья. У деревьев – один высокий толстый ствол, прочная кора, от ствола отходят длинные и короткие ветки. В Саратовской области встречаются дуб, береза, сосна, ель.
2. – Лишнее растение – берёза потому, что остальные растения – это кустарники. Высота кустарников ниже деревьев. Они имеют несколько тонких стволиков, которые гнутся, кора более нежная.
3. – Лишнее растение – сирень, т.к. остальные растения цветы и травы, а сирень – куст. Травянистые растения имеют один или несколько мягких стеблей, которые легко ломаются и рвутся. Растут у самой земли. В Саратовской области встречаются все, кроме женьшеня.
Обучающиеся делают вывод по самостоятельному наблюдению.
| Познавательные: умение на основе анализа объектов делать выводы
Коммуникативные: умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами , умение слушать, понимать и уважать мнение собеседника.
|
| Физкультминут
ка с использованием ЭОР
2 мин
| Демонстрация слайдов (ЭОР). Учитель предлагает выполнить комплекс упражнений на снятие усталости, осуществляет контроль. | Дети выполняют упражнения | Личностные: сохранение здоровья.
Коммуникативные: адекватно оценивают собственное поведение |
6 | Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
| Рассмотрите в таблице, как растения расположены в природе.
Какой вывод можно сделать?
- Откройте учебники на странице 42. Прочитаем об этом.
- Как называются этажи растений?
- Какие растения расположены в верхнем ярусе?
- Какие растения в самом низу?
- Какой ярус занимают кустарники?
- От чего зависит название леса?
Речевая разминка. Инсценировка «Деревья в лесу».
Что общего вы заметили у всех растений?
Какие части имеют растения?
Откройте рабочую тетрадь.
Отметьте части растений на схеме.
Проверьте работу друг друга.
- Какие части растений вы запомнили? | - Самые высокие – деревья, средние – кустарники, низкие - травы
- Растения располагаются как будто живут на разных этажах.
Чтение вслух обучающимися
Ответы детей.
Дети показывают инсценировку «Деревья в лесу» (приложение)
В рабочей тетради учащиеся указывают части растения.
Проверяют работу друг друга.
Ответы детей. | Коммуникативные: умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами
Познавательные: умение выявлять сущность, особенности объектов; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные:
умение работать в парах.
Регулятивные: осуществляют действия по заданному правилу, умение определять успешность выполнения задания |
7 | Самостоятельная работа
| Прежде чем дети приступят к выполнению самостоятельной работы, учитель просит каждого ученика спрогнозировать, насколько успешно справится с этим заданием, и свое предположение зафиксировать на дорожке успеха.
Поиграем в игру: «Угадай-ка»!
Отгадав загадку, вы должны правильно вписать название растения в табличку.
Русская красавица
Стоит на поляне.
В зеленой кофточке,
В белом сарафане. (Береза)
Весной зеленела,
Летом загорела,
Осенью надела
Красные кораллы. (Рябина)
Никто не пугает,
А она вся дрожит. (Осина)
Кудри в речку опустила,
И о чем-то загрустила,
А о чем она грустит,
Никому не говорит. (Ива)
Что же это за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год. (Ель)
Держит девочка в руке Облачко на стебельке. Стоит дунуть на него – И не будет ничего. (одуванчик)
Красненька Матрёшка, Беленько сердечко. (малина)
Из-под снега расцветает, Раньше всех весну встречает. (подснежник) Мои кусты легко узнать: Цвету я гроздьями весною (сирень)
- Проверьте результаты игры.
Оцените свою работу: на дорожке успеха
Менее 4 правильных ответов
4-5 правильных ответов
6-7 правильных ответов
8-9 правильных ответов |
Свое предположение дети отмечают на дорожке успеха
Дети вписывают название растения в таблицу:
Проверяют результаты (на слайде таблица с ответами)
Оценивают свою работу | Познавательные: выполняют логические действия, проводят сравнение и классификацию по заданным критериям
Регулятивные:
контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности.
Личностные:
проявляют стремление к успешности в учебной деятельности
Регулятивные: умение определять успешность выполнения своего задания |
8 | Включение в систему знаний и повторение
| - Как прекрасен мир! Как разнообразен и удивителен по своей красоте и аромату мир растений. Но растения не только радуют нас. С древних времён люди постигали целебные свойства растений и передавали их из поколения в поколение.
- Вспомните названия растений, которые вы посчитали лишними, работая в группах.
На самом деле лишних растений не бывает. Все они нужны в природе.
Послушайте сообщения ребят об этих растениях
А теперь закройте на минутку глаза и представьте, что на земле нет ни одного растения, ни кустика, ни дерева, ни травинки и даже цветочные горшки в нашем классе опустели. Как вы думаете, что бы произошло на планете?
Итак, какой же вывод можно сделать? Для чего растения на земле? Как мы должны с ними обращаться?
Какое исследование вы проводили сегодня, и что оно помогло вам выяснить? (Слайд со схемой проблемного вопроса).
Задайте вопросы своему соседу.
В нашей школе ежегодно проходит акция по выращиванию герани и сирени. Этим учащиеся школы не только украшают территорию района, но и очищают воздух нашего города.
|
Ответы детей (берёза, одуванчик, сирень)
Сообщения обучающихся (приложение 2)
Ответы обучающихся
Мы наблюдали за различными растениями и выяснили, что царство растений можно разделить на три группы- деревья, кустарники, травы
Дети задают вопросы:
Как соседствуют растения?
Чем похожи все растения?
В чем отличия деревьев от кустарников?
В чем отличия травянистых растений от кустарников? и др. | Регулятивные: саморегуляция.
Личностные: проявляют стремление к успешной учебной деятельности.
Коммуникативные:
умение слушать других.
Познавательные:
смысловое восприятие познавательного текста Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации
Познавательные:
Умение задавать вопросы в устной форме
Личностные: формирование основ экологической культуры, здоровьесберегающего поведения |
| Домашнее задание | Найти загадки о растениях нашего края, оформить книжку-малышку. |
| Познавательные:
поиск необходимой информации
Личностные: стремление к успешной учебной деятельности. |
9 | Рефлексия учебной деятельности на уроке | Учитель предлагает рефлексию в технике «Закончите предложения».
Молодцы, ребята. Спасибо за отличный урок! Сегодня вас по праву можно назвать исследователями – друзьями природы. | Учащиеся формулируют конечные результаты своей работы на уроке, закончив любое из предложений:
Сегодня я узнал…
Было интересно … ,
Мне было трудно…
Я выполнял задания…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я почувствовал, что…
У меня получилось …
Я смог…
Я попробую…
Меня удивило…
Мне захотелось…
| Регулятивные: умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |