Перспективная начальная школа. Рабочая программа по окружающему миру. 1 класс
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) на тему
Автор: О.Н. Федотова (2011 год издания)
УМК «Перспективная начальная школа»
Адресованность:
Рабочая программа составлена для 1 класса гимназии.
Особенность по отношению к ФГОС ООН и ФГОС ООО:
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения. В основе данной рабочей программы:
1.Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ МО Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
2.Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством Образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2012-2013 учебный год: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 822 от 23.12.2009 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012-2013 учебный год».
3.Региональный перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях Белгородской области, на 2012-2013 учебный год.
4.Учебный план МБОУ « гимназия» на 2012-2013 учебный год.
5.Приказ Департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области № 819 от 23.03.2010 г. «Об утверждении положения о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательного учреждения».
6.Положение о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин ОУ.
7.Инструктивно-методическое письмо «О преподавании в начальных классах общеобразовательных учреждений Белгородской области в 2012-2013 учебном году» в общеобразовательных учреждениях Белгородской области в 2012-2013 учебном году».
8. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 1. – 5-е изд., перераб. – М. – Просвещение, 2011. 400 с. – (Стандарты второго поколения). – «Примерная программа по окружающему миру»;
9. Программы по учебным предметам. Базисный учебный план внеурочной деятельности: 1 – 4 кл.: в 2 ч./ Сост. Р.Г. Чуракова – М.: Академкнига/Учебник, 2011. – Ч. 1: 240 с. (Проект «Перспективная начальная школа») – «Программа по окружающему миру».
10. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования. /Под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б. Логиновой – М.- Просвещение, 2011. 120 с;
11. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования
Концепция (основная идея) программы:
«Перспективная начальная школа» - оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 169 КБ |
![]() | 199.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование уроков окружающего мира в 1 – д классе
Тема учебного занятия | Тип учебного занятия | Характеристика основных видов деятельности учащихся | Дата проведения | Д/з | Примечание | |
план | факт | |||||
Раздел 1. Наблюдение как способ получения ответов на вопросы об окружающем нас мире (8 ч) | ||||||
Личностные УУД Мотивация учебной деятельности. Развитие готовности к сотрудничеству, дружбе. Проявление познавательной инициативы на основе жизненного опыта. Умение идентифицировать себя с героями интриги Метапредметные Следование точным инструкциям учителя и условным обозначениям учебника и тетради. Оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (школьный коллектив, семья). Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание: как обращаться к учителю, одноклассникам, родителям; Предметные Познакомить со знаково-символическими средствами для поиска необходимой информации в учебнике.: Описывать на основе иллюстрации объекты, выделять их основные существенные признаки; Описывать на основе иллюстрации и предложенного плана объекты и явления живой и неживой природы | ||||||
1. Знакомство с учебником. Семья. | ППНЗ | Отвечают на вопросы, высказывают предположения, рассуждают, слушают, рассматривают рисунки и условные обозначения. Беседуют по иллюстрациям. | 5.09 | |||
2. Где живет семья Ивановых | ППНЗ | Отвечают на вопросы, рассуждают, слушают, играют, рисуют. Беседуют по иллюстрациям. | 7.09 | |||
3. Мы познаем мир | ППНЗ | Отвечают на вопросы, высказывают предположения, рассуждают, слушают, рассматривают рисунки, делают выводы, играют, раскрашивают рисунки, маркирование (отмечают галочкой). Беседуют по иллюстрациям. | 12.09 | |||
4-5. Мы познаем окружающий мир с помощью органов чувств | Пр ЗУН | Парная работа, отвечают на вопросы, высказывают предположения, наблюдают, делают выводы. Маркируют (цветом и галочками). Беседуют по иллюстрациям. | 14.09 19.09 | |||
6. Заключительный урок по теме «Мы познаем мир». | О | Отвечают на вопросы, рассуждают, слушают, самостоятельно выполняют задания. | 21.09 | |||
7. Что нас окружает | ППНЗ | Отвечают на вопросы, высказывают предположения, рассуждают, играют в игру «Объекты живой природы», маркируют, делают выводы. Самостоятельное выполнение изделия из листа бумаги. Беседуют по иллюстрациям. | 26.09 | |||
8. Что нас окружает | Экск | Отвечают на вопросы, высказывают предположения, рассуждают, наблюдают, делают выводы. Беседуют по иллюстрациям. | 28.09 | |||
Раздел 2. Живая природа (12 ч) | ||||||
Личностные УУД Ритуал вхождения в урок. Мотивация учебной деятельности на основе жизненного опыта. Проявление познавательной инициативы на основе жизненного опыта (разговор о комнатных растениях). Метапредметные Следовать инструкции при выполнении задания Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. Устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели (подведение итогов опыта). Предметные Проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков; Описывать на основе иллюстрации явления живой природы. Подведение под понятие (дикие и домашние животные) на основе выделения существенных признаков. Использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника | ||||||
9-10. Животные – часть живой природы
| ППНЗ | Отвечают на вопросы, высказывают предположения, рассуждают, изображают животных с помощью мимики и жестов, отгадывают загадки, штрихуют, делают выводы. Беседуют по иллюстрациям. | 3.10 5.10 | |||
11-12. Дикие и домашние животные | ППНЗ | Отвечают на вопросы, высказывают предположения, рассуждают, отгадывают загадки, делают выводы, вырезают и наклеивают карточки с изображением домашних животных. Беседуют по рисункам | 10.10 12.10 | |||
13. Насекомые – часть живой природы | ППНЗ | Отвечают на вопросы, высказывают предположения, рассуждают, слушают, маркируют и раскрашивают иллюстрации, делают выводы. Беседуют по иллюстрациям. | 17.10 | |||
14. Растения – часть живой природы | ППНЗ | Работа в парах, Отвечают на вопросы, высказывают предположения, рассуждают, учатся ставить цель Проведение опыта (наблюдение за прорастанием семян и ростом растений). Беседуют по иллюстрациям. | 19.10 | |||
15. Деревья, кустарники, травянистые растения | ППНЗ | Отвечают на вопросы, высказывают предположения, рассуждают, самостоятельно маркируют. Беседуют по иллюстрациям. | 24.10 | |||
16. Части растений | ППНЗ | Отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают предположения, маркируют, дорисовывают недостающие части растений, работают со стрелками-указателями. Беседуют по иллюстрациям. | 26.10 | |||
17. Растения и их части | Экск | Отвечают на вопросы, высказывают предположения, рассуждают, наблюдают, делают выводы. | 7.11 | |||
18-19. Способы размножения растений | ППНЗ | Работают в парах; Отвечают на вопросы, рассуждают, проводят опыт, слушают, делают выводы. Беседуют по иллюстрациям | 9.11 14.11 | |||
20. Заключительный урок по теме «Живая природа» | О | Отвечают на вопросы, рассуждают, слушают, самостоятельно выполняют задания. | 16.11 | |||
Раздел 3. Природа и ее сезонные изменения (38 ч) | ||||||
Личностные УУД Мотивация учебной деятельности на основе имеющихся знаний. Ориентация на их практическое применение. Осознание ценности природы и ответственности за ее сохранение. Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу Метапредметные Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Взаимоконтроль. Следование точным инструкциям учителя и условным обозначениям учебника и тетради. Умение строить монологическое высказывание. Развитие навыков сотрудничества со сверстниками, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Предметные Поиск и выделение информации из различных источников (учебник, хрестоматия). Проведение несложных наблюдений с использованием простейшего оборудования. Делать выводы на основании полученных результатов. Различать изученные объекты живой природы (во время зимы) и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков (устанавливать соответствие между временем года и окружающей природой, занятиями людей, | ||||||
21. Природа и ее сезонные изменения | ППНЗ | Беседуют по иллюстрациям. Отвечают на вопросы, рассуждают, слушают. Делают выводы. Раскрашивают, дорисовывают. Участвуют в игре-пантомиме. | 21.11 | |||
22-23. Жизнь растений осенью | О | Беседуют по иллюстрациям. Отвечают на вопросы. Рассуждают, сравнивают, делают выводы, слушают. Участвуют в игре-пантомиме (показывают, какую работу они помогали взрослым выполнять осенью в саду или огороде). | 23.11 28.11 | |||
24. Жизнь растений осенью | Экск | Работают с лупой, тетрадью и блокнотом. Наблюдают, делают выводы. Работают с дневником наблюдений (Т.№ 19). | 30.11 | |||
25. Труд людей осенью | О | Отвечают на вопросы, рассуждают, слушают, делают выводы, составляют рассказ, наклеивают и раскрашивают рисунки овощей и фруктов (Т. № 18). Беседуют по иллюстрациям учебника. | 5.12 | |||
26. Как животные готовятся к зиме (птицы)
| ППНЗ | Отвечают на вопросы, рассуждают, слушают, играют, рисуют. Маркируют, раскрашивают птиц. Беседуют по иллюстрациям. | 7.12 | |||
27.Как животные готовятся к зиме (звери) | ППНЗ | Отвечают на вопросы, рассуждают, слушают, играют, рисуют. Делают выводы. Беседуют по иллюстрациям учебника. | 12.12 | |||
28. Как животные готовятся к зиме | О | Отвечают на вопросы, рассуждают, слушают, делают выводы. Беседуют по иллюстрациям. | 14.12 | |||
29. Пришла зима | ППНЗ | Отвечают на вопросы, рассуждают, слушают, наблюдают, рисуют. Маркируют опасные ситуации. Беседуют по иллюстрациям. | 19.12 | |||
30. Снежные загадки | ППНЗ | Наблюдают, рассуждают, слушают, сравнивают, отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение, беседуют по иллюстрациям. Проводят опыт, делают выводы. | 21.12 | |||
31. Зима пришла. | Экск | Отвечают на вопросы, высказывают предположения, рассуждают, слушают. Ведут наблюдения в природе. Фиксируют полученные данные. Делают выводы. Раскрашивают рисунки, рисуют (Т. № 24). | 26.12 | |||
32-33. Жизнь лесных зверей зимой. | ППНЗ | Отвечают на вопросы, беседуют по иллюстрациям, работают в парах. Слушают рассказы, рассуждают, делают выводы. Сравнивают следы лап. Раскрашивают рисунки (Т. № 25). Работают с дневником наблюдений (Т. № 27). Рисуют следы животных (Т. № 27). | 28.12 16.01 | |||
34-35. Как помочь птицам зимой. | ППНЗ | Отвечают на вопросы, высказывают предположения, рассуждают, делятся наблюдениями, сотрудничают в группах и вступают в диалог. Рисуют кормушку. Беседуют по иллюстрациям. Слушают рассказы. Играют. | 18.01 23.01 | |||
36-37 Есть ли жизнь в воде подо льдом. | ППНЗ | Отвечают на вопросы, высказывают предположения, рассуждают, делятся наблюдениями, сотрудничают в группах и вступают в диалог. Рисуют кормушку. Беседуют по иллюстрациям. Слушают рассказы. Играют. Разыгрывают пантомимы. | 25.01 30.01 | |||
38. Как зимуют деревья, кустарники и травы. | ППНЗ | Беседуют по иллюстрациям. Высказывают свои предположения, слушают, отвечают, проводят опыт, работают в тетради, начинают эксперимент для длительного наблюдения, с помощью учителя делают выводы. Выполняют рисунки по результатам наблюдений. Слушают рассказы. | 1.02 | |||
39. Учимся различать деревья и кустарники зимой. | ППНЗ | Отвечают на вопросы, строят высказывания, слушают, рассматривают иллюстрации в учебнике, работа с хрестоматией, делают выводы. Выполняют практическую работу с природным материалом. | 6.02 | |||
40. Учимся различать деревья и кустарники зимой | Экск | Ведут наблюдения в природе. Отвечают на вопросы. Фиксируют результаты наблюдений (Т. № 31). | 8.02 | |||
41. Пришла весна. | ППНЗ | Отвечают на вопросы, высказывают предположения, рассуждают, слушают, беседуют по иллюстрациям. Раскрашивают рисунки. Дорисовывают предметы. Проводят опыт, наблюдают, делают выводы. | 20.02 | |||
42-43. Первоцветы. | О | Слушают рассказы, отвечают на вопросы, высказывают предположения, наблюдают, сравнивают, делают выводы. Соотносят название растения с его изображением (Т. № 33). Беседуют по иллюстрациям. Раскрашивают рисунки. | 22.02 27.02 | |||
44. Жизнь растений весной. | Экск | Слушают, отвечают на вопросы, высказывают предположения, наблюдают, сравнивают, делают выводы. | 29.02 | |||
45-46. Как животные весну встречают. | О | Отвечают на вопросы, высказывают предположения, рассуждают, слушают. Соотносят гнездо и птицу, которая в нем живет. Раскрашивают рисунки. Беседуют по иллюстрациям. | 5.03 7.03 | |||
47-50. Про больших и маленьких. | О | Отвечают на вопросы, высказывают предположения, рассуждают, слушают. Беседуют по иллюстрациям. Работают в группе и парах. | 12.03 14.03 19.03 21.03 | |||
51. Лето пришло. | ППНЗ | Отвечают на вопросы, высказывают предположения, рассуждают, слушают. Беседуют по иллюстрациям. Выполняют пантомимы. Формулируют правила безопасного поведения в летнее время года. | 2.04 | |||
52. В лес по ягоды пойдем. | ППНЗ | Рассматривают иллюстрацию, отвечают на вопросы. Раскрашивают рисунки. Придумывают и отгадывают загадки. | 4.04 | |||
53-54. С лукошком за грибами. | ППНЗ | Отвечают на вопросы, высказывают предположения, рассуждают, слушают. Беседуют по иллюстрациям. Формулируют правила сбора грибов. Читают рассказы. Вырезают и наклеивают карточки с изображением грибов. | 9.04 11.04 | |||
55. Зеленая аптека. | ППНЗ | Отвечают на вопросы, высказывают предположения, рассуждают, слушают. Соотносят название лекарственного растения с его изображением (Т., № 37). Рисуют. Беседуют по иллюстрациям. Формулируют правила сбора лекарственных растений. | 16.04 | |||
56. Лекарственные растения | Экск | Слушают, отвечают на вопросы, высказывают предположения, наблюдают, сравнивают, делают выводы. | 18.04 | |||
57. Природа и мы. | ППНЗ | Отвечают на вопросы, беседуют по иллюстрациям, составляют предупредительные знаки. Высказывают предположения, делают выводы. | 23.04 | |||
58. Игра - путешествие в Природу | О | Отвечают на вопросы, работают с иллюстрацией, в малой группе. Осуществляют контроль по «Карте успеха». | 25.04 | |||
Раздел 4. Наша Родина – Россия (8 ч) | ||||||
Личностные УУД Ритуал вхождения в урок. Осознание себя как гражданина России, чувство сопричастности и гордости за свою Родину. Осознание своей этнической принадлежности. Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу Навыки социальной адаптации детей в общественном транспорте. Правила поведения в транспорте. Проявление познавательной инициативы, в ходе заданий вместе с героями интриги Метапредметные Координировать и принимать различные позиции во взаимодействии («гражданин», «пешеход», «пассажир»). Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Взаимоконтроль. Следование точным инструкциям учителя и условным обозначениям учебника и тетради. Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника Предметные Устанавливать причинно-следственные связи (связь названий городов и улиц с географическим положением; цветов флага с их значением). Различение государственной символики. Использовать карту для выявления признаков и свойств объекта (страны): размеры, границы. Умение читать дидактические иллюстрации с размещенными внутри словами | ||||||
59. Наша Родина - Россия. | ППНЗ | Слушают, отвечают на вопросы, беседуют по иллюстрациям. Рассуждают, делают выводы. Слушают гимн страны. | 30.04 | |||
60. Москва - столица нашего государства. | ППНЗ | Слушают, отвечают на вопросы, работают с иллюстративным материалом. Рассуждают. Работают в парах. Составляют план экскурсии. | 2.05 | |||
61. Кремль – сердце Москвы. | О | Слушают, отвечают на вопросы, работают с иллюстративным материалом, рассуждают, высказывают предположения. | 7.05 | |||
62. Экскурсия в город. Транспорт. | ППНЗ | Слушают, отвечают на вопросы, делают выводы, демонстрируют образцы социального поведения. | 14.05 | |||
63. Наш город. | Экск | Слушают, отвечают на вопросы, демонстрируют образцы социального поведения. | 16.05 | |||
64. Наша Родина - Россия. | О | Слушают, отвечают на вопросы, работают в парах. | 21.05 | |||
65. Клуб «Мы и окружающий мир» | О | Слушают, отвечают на вопросы, работают с иллюстрациями | 21.05 | |||
66. Что мы знаем и умеем? | О | Слушают, отвечают на вопросы, работают с иллюстрациями. | 23.05 |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
по учебной программе
«Окружающий мир»
Автор: О.Н. Федотова (2011 год издания)
УМК «Перспективная начальная школа»
Адресованность:
Рабочая программа составлена для 1 – д класса МБОУ «Прохоровская гимназия».
Особенность по отношению к ФГОС ООН и ФГОС ООО:
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения. В основе данной рабочей программы:
1.Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ МО Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
2.Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством Образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2012-2013 учебный год: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 822 от 23.12.2009 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012-2013 учебный год».
3.Региональный перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях Белгородской области, на 2012-2013 учебный год.
4.Учебный план МБОУ «Прохоровская гимназия» на 2012-2013 учебный год.
5.Приказ Департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области № 819 от 23.03.2010 г. «Об утверждении положения о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательного учреждения».
6.Положение о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин ОУ.
7.Инструктивно-методическое письмо «О преподавании в начальных классах общеобразовательных учреждений Белгородской области в 2012-2013 учебном году» в общеобразовательных учреждениях Белгородской области в 2012-2013 учебном году».
8. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 1. – 5-е изд., перераб. – М. – Просвещение, 2011. 400 с. – (Стандарты второго поколения). – «Примерная программа по окружающему миру»;
9. Программы по учебным предметам. Базисный учебный план внеурочной деятельности: 1 – 4 кл.: в 2 ч./ Сост. Р.Г. Чуракова – М.: Академкнига/Учебник, 2011. – Ч. 1: 240 с. (Проект «Перспективная начальная школа») – «Программа по окружающему миру».
10. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования. /Под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б. Логиновой – М.- Просвещение, 2011. 120 с;
11. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования
Концепция (основная идея) программы:
«Перспективная начальная школа» - оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации. Предпосылками для создания программы стали: основные положения Л.В. Выготского, научные идеи развивающего обучения Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова, «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», «Концепция содержания непрерывного образований (дошкольное и начальное звено)», «Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Начальное общее образование». Педагогическая поддержка индивидуальности ребенка при обучении выводит на первый план проблему соотношения обучения и развития.
Система заданий разного уровня трудности, сочетание индивидуальной учебной деятельности ребенка с его работой в малых группах и участием в клубной работе позволяют обеспечить условия, при которых обучение идет впереди развития, т.е. в зоне ближайшего развития каждого ученика на основе учета уровня его актуального развития и личных интересов. То, что ученик не может выполнить индивидуально, он может сделать с помощью, соседа по парте или в малой группе, А то, что представляет сложность для конкретной малой группы, становится доступным пониманию в процессе коллективной деятельности. Высокая степень дифференциации вопросов и заданий и их количество позволяют младшему школьнику работать в условиях своего актуального развития и создают возможности его индивидуального продвижения.
Обоснованность (актуальность, новизна, значимость):
Основные задачи начального общего образования: развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающим. Решение этих задач возможно, если исходить из гуманистического убеждения, опирающегося на данные педагогической психологии: все дети способны успешно учиться в начальной школе, если создать необходимые условия. И одно из этих условий - личностно-ориентированный подход к ребенку с опорой на его жизненный опыт. Предлагаемый учебно-методический комплект (УМК) «Перспективная начальная школа» исходит из того, что ОПЫТ ребенка - это не только его возраст, но также и тот образ мира, который определяется его укорененностью в природно-предметной среде. ОПЫТ ребенка (адресата УМК), который важно учитывать, - это не только опыт городской жизни с развитой инфраструктурой, разнообразными источниками информации, но и опыт сельской жизни - с естественно-природным ритмом жизни, сохранением целостной картины мира, удаленностью от крупных культурных объектов. Младший школьник, живущий в селе, должен чувствовать, что тот мир, который его окружает, учитывается авторами УМК, что каждое пособие комплекта адресовано ему.
Данный учебный предмет входит в образовательную область «Обществознание и естествознание» таким образом, курс «Окружающий мир» является интегрированным и включает в себя такие области как «Естествознание» и «Обществознание».
Общие цели учебного предмета:
- формирование у школьников целостной картины окружающей его природной и социальной среды и его места в этой среде как личности;
- формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми, обществом и природой.
Основная задача первого года обучения – формирование их потребности и заинтересованности в знаниях по окружающему их миру.
Сроки реализации данной программы: 2012 – 2013 учебный год
Основные принципы отбора материала и пояснение логики структуры программы:
Основная задача первого года обучения – формирование их потребности и заинтересованности в знаниях по окружающему их миру. Поэтому в первый год школьной жизни дети в основном знакомятся с тем материалом, который они будут изучать и в следующих классах. Программа первого класса как бы систематизирует знания и опыт прежних встреч детей с объектами живой и неживой природы, с изделиями. Рассматриваются растения, грибы, животные, одежда, природные явления (выпадение снега, дождя, замерзание воды и пр.), так как в дошкольный период именно эти объекты и явления окружающего мира были хорошо известны детям. Это создает условия наиболее комфортного прохождения адаптационного периода обучения, когда формируется учебная деятельность и переход от наглядно-образного мышления к теоретическому.
Одной из основных задач обучения детей в первом классе является формирование деятельности наблюдения. Основным компонентом этой деятельности является направленное восприятие, она включает анализ и синтез, осмысление и истолкование воспринятого. Главный прием, который заложен в методический аппарат комплекта, это прием сравнения. Наблюдая и сравнивая под руководством учителя, младший школьник делает первые самостоятельные выводы.
Изучение окружающего мира преследует цель обучения детей правилом поведения в быту, на улице, в природе, правилом личной гигиены. Для того, чтобы эти навыки стали достаточно устойчивыми, необходимо отрабатывать правила поведения непосредственно на уроках-экскурсиях, в практике общения, которые, на ряду с традиционными формами урока, являются распространенной формой изучения данного курса. В рамках первого учебного года разработана система длительных опытов-наблюдений. Учебный комплект для первого класса включает: учебник, тетрадь для самостоятельных работ, хрестоматию, методическое пособие.
Предполагаемые результаты освоения учебного предмета
«Окружающий мир» в 1 классе
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих умений:
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир»
в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий на уроке.
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Выразительно читать и пересказывать текст.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является сформированность следующих умений.
- называть окружающие предметы и их взаимосвязи;
- объяснять, как люди помогают друг другу жить;
- называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека;
- называть основные особенности каждого времени года.
- оценивать правильность поведения людей в природе;
- оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения).
Инструментарий для оценивания результатов:
Объектом оценки предметных результатов в 1 классе является освоение учащимися предметных знаний и способов действия для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач в ходе текущих и итоговых проверочных работ.
В качестве содержательной и критериальной базы оценки выступают планируемые предметные результаты. В 1 классе остается безотметочное обучение, оценка выставляется в следующем виде:
а) Не освоил - нет материалов о результатах достижений.
б) Освоил нормально - в материалах по этому предмету явно преобладают оценки (самого ученика и педагога-эксперта) «нормально» /«зачёт».
в) Освоил хорошо или отлично - в материалах по этому предмету явно преобладают оценки (самого ученика и педагога-эксперта) «хорошо» и «отлично».
Объектом оценки метапредметных результатов в 1 классе является следующие оценки:
а) Не сформировано - нет материалов о результатах достижений.
б) Сформировано нормально - в материалах по этим действиям явно преобладают оценки (самого ученика и педагога-эксперта) «нормально» /«зачёт».
в) Сформировано хорошо или отлично - в материалах по этим действиям явно преобладают оценки (самого ученика и педагога-эксперта) «хорошо» и «отлично»
Система условных обозначений:
У – урок
В – вводный
Кб – комбинированный
К – контрольный
П – повторение
Пр - применение
И – итоговый
Д/з – домашнее задание
Р/ош – работа над ошибками
ППНЗ – первичное предъявление новых знаний
ОНУ – овладение новыми умения
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Программа разработана на основе авторской программы по окружающему миру О.Н. Федотовой, Г.В. Трафимовой, Л.Г. Кудровой «Программы по учебным предметам», М.: Академкнига/учебник , 2011 г. – Ч.1: 240 с) УМК «Перспективная начальная школа», соотнесённой с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г), программы «Окружающий мир» Федотовой О.Н., Трафимовой Г.В., Трафимова С.А. (УМК «Перспективная начальная школа»). В авторскую программу изменения не внесены. Программа обеспечивается УМК:
- Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир: Учебник. – М: Академкнига/ Учебник. 2011.
- Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Наш мир в вопросах и заданиях: Тетрадь для самостоятельной работы – М: Академкнига/ Учебник. 2011.
- Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Давай знакомиться, Мир. Хрестоматия. – М: Академкнига/ Учебник 2011.
- Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Методическое пособие для учителя. – М: Академкнига/ Учебник 2011.
Цели и задачи курса:
Цель изучения курса «Окружающий мир» - формирование исходных представлений о природных и социальных объектах и явлениях, как компонентов единого мира; практико-ориентированных знаний о природе, человеке, обществе; метапредметных способов действий (личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных).
Окружающий мир как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся осваивают основы адекватного природного и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Данный курс наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно – нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно–ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
- Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
- Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм.
- Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
- Искусство как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества.
- Человечество как многообразие народов, культур, религий.
- Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
- Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви в России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
- Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
- Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально – культурного многообразия России и мира.
- Семья как основа духовно – нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно – ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
- Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
- Традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовно – нравственной консолидации российского общества.
- ЗОЖ в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно - и социально – нравственное.
- Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Общая характеристика учебного процесса:
основные технологии, методы, формы обучения и режим занятий
Предмет «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, готовит поколение нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, ориентированных как на личное благополучие, так и на созидательное обустройство родной страны и планеты Земля. Значение курса «Окружающий мир» состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо - и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в развитии и воспитании личности.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нем заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях дает ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти свое место в ближайшем окружении, попытаться прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем свое личное и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и обще - культурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создает прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Логические связи данного предмета с остальными предметами учебного плана
Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он имеет ярко выраженный интегрированный характер, соединяющий в равной мере природоведческие, исторические, обществоведческие и другие знания, что даёт возможность ознакомить учащихся с некоторыми доступными для их понимания положениями естественных и социально-гуманитарных наук. Интегрированный характер самого курса, а также реализация межпредметных связей с литературным чтением, русским языком, математикой, технологией в УМК «Перспективная начальная школа» обеспечивают в полной мере формирование у детей целостной картины мира, осознание места человека в этом мире, определение своего места в ближайшем окружении, в общении с людьми, обществом и природой. В 1 классе изучаются разделы «Человек и природа», «Человек и общество».
Курс начального образования по окружающему миру ориентирован на ознакомление обучающихся с некоторыми элементарными способами изучения природы и общества методами наблюдения и постановки опытов, на выявление и понимание причинно-следственных связей в мире, окружающем ребёнка, с привлечением многообразного материала о природе и культуре родного края. С внедрением стандартов второго поколения важнейшей задачей образования в начальной школе становится формирование универсальных (метапредметных) и предметных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе. Эта задача решается в ходе образовательного процесса всеми образовательными областями, каждая из которых имеет свою специфику.
ОПИСАНИЕ МЕСТА ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Данный учебный предмет входит в образовательную область «Обществознание и естествознание» таким образом, курс «Окружающий мир» является интегрированным и включает в себя такие области как «Естествознание» и «Обществознание». В авторскую программу изменения не внесены.
Согласно программе, БУП Белгородской области и УП МБОУ «Прохоровская гимназия» на изучение курса «Окружающий мир» в 1 классе отводится 66 часов (2 часа в неделю, 33 учебные недели).
Количество часов в 1-й четверти - 18.
Количество часов во 2-й четверти - 14.
Количество часов в 3-й четверти - 18.
Количество часов в 4-й четверти - 16.
Учебно-тематический план
№ | Название раздела | Количество часов |
1 | Наблюдение как способ получения ответов на вопросы об окружающем нас мире | 8 |
2 | Живая природа | 12 |
3 | Природа и ее сезонные изменения | 38 |
4 | Наша родина - Россия | 8 |
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ КУРСА ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Окружающий мир»
к концу 1 класса:
В результате изучения раздела «Человек и природа» учащиеся научатся:
*сравнивать и различать природные объекты и изделия человека;
*различать предметы и выделять их признаки;
*проводить групповые исследования;
*проводить групповые исследования (опыты) на выявление признаков предметов;
*объяснять, как при помощи органов чувств мы различаем предметы и их признаки;
*сравнивать и различать деревья, кустарники, травы, называть их основные отличительные признаки, используя полученную информацию в результате наблюдений;
*назвать условия, необходимые для жизни растений и животных;
*проводить несложные наблюдения за природными явлениями и проявлениями, такими, как смена дня и ночи, сена времен года;
*называть зимние, весенние, летние и осенние месяцы;
*описывать сезонные изменения в природе;
*наблюдать взаимосвязь между жизнедеятельностью растений, животных и сменой времен года;
*приводить примеры животных своего края: птиц, зверей, рыб;
*приводить примеры домашних и диких животных;
* проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Времена года в нашем крае»
Обучающиеся получат возможность научиться:
*различать природные объекты и изделия человека, характеризуя их
основные отличительные признаки;
*называть основные органы чувств человека и их основные функции;
*называть и характеризовать условия, необходимые для жизни растений и животных;
* проводить индивидуальные наблюдения и опытные исследования на выявление признаков предметов;
*оказывать помощь птицам в зимнее время года.
В результате изучения раздела «Человек и общество» обучающиеся научатся:
*проводить наблюдения во время экскурсий по школе, находить свой класс и место в нем;
*различать и оценивать формы поведения, которые допустимы или недопустимы в школе: до урока, на уроке, на переменах;
*оценивать необходимость подготовки к уроку;
*знать название своего города, название своей улицы, номер своего дома, адрес школы;
*называть столицу России, приводить примеры ее достопримечательностей;
*узнавать государственную символику России;
*знать первый куплет и припев гимна России;
*выполнять правила поведения при прослушивании Государственного гимна.
Обучающиеся получат возможность научиться:
*выполнять правила поведения , которые допустимы или недопустимы в школе: до урока, на уроке, на переменах;
*подготавливаться к уроку, помогать одноклассникам;
*называть имя своего края, своего города, название своей улицы, номер своего дома, адрес школы;
*называть столицу России, приводить примеры ее достопримечательностей;
*узнавать государственную символику России;
*рассказывать о результатах экскурсии по городу к местам исторических
событий и памятникам истории.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- обогащения жизненного опыта с помощью наблюдения;
- выполнение изученных правил охраны и укрепления здоровья;
- выполнение правил поведения в природе и участие в её охране.
В результате изучения раздела «Правила безопасного поведения» обучающиеся научатся:
- называть свои имя и фамилию, домашний адрес, телефон родителей, называть имя своего учителя и номер школы»;
- использовать мобильный телефон для связи с родителями;
- называть и соблюдать правила безопасного поведения на улице;
- называть и оценивать правила безопасного поведения во время каникул;
- приводить примеры несъедобных грибов своего края;
- приводить примеры ядовитых ягод своего края.
- Рассказывать об оказании первой помощи при укусе пчелы или осы.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- обогащения жизненного опыта с помощью наблюдения;
- установления связи между сезонными изменениями в живой и неживой
природе;
- выполнение правил поведения в природе и участие в её охране.
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
- В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
- Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
- Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
- Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
- Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
- Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Содержание тем учебного курса окружающего мира в 1 классе
Таблица распределения часов на 2012 – 2013 учебный год
Раздел учебного курса | Элементы содержания | УУД | Формы контроля | |||
Личностные | Метапредметные | |||||
Познавательные УУД | Регулятивные зачетУУД | Коммуникативные | ||||
Раздел 1. Наблюдение как способ получения ответов на вопросы об окружающем нас мире (8 ч) | Населенный пункт, в котором живет ребенок: его адрес, важнейшие (2-3) предприятия, учреждения культуры, быта, их назначение, достоприме-чательности. Окружающий ребенка мир — природа живая и неживая (на уровне различения объектов живой и неживой природы, объектов природы от изделий). Органы чувств человека. Свойства объектов, которые можно определять с помощью органов чувств. Получение знаний с помощью органов чувств о естественных и искусственных объектах окружающего мира. Практические работы: различение звуков, определение вкуса, температуры, мягкости, твердости, формы, влажности, цвета с помощью органов чувств. | Учиться участвовать в беседе, в действиях интриги, проявлять интерес к предмету изучения | Формирование умения поиска начала урока по условным обозначениям. Умение работать с разными источниками информации (РТ, учебник, тетрадь, словарь). | Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно | Умение слушать и вступать в диалог, учитывать позицию собеседника. Договариваться о распределении работы между собой и соседом | устный опрос |
Раздел 2. Живая природа (10 ч) | Признаки живой природы (дышат, питаются, растут, приносят потомство, умирают). Животные как часть живой природы. Насекомые, рыбы, птицы, звери как группы животных. Дикие и домашние животные. Растения — часть живой природы. Какие бывают растения: травы, кустарники, деревья. Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и семян. Способы распространения растений. Распознавание деревьев по листьям, плодам, кронам. Практические работы: наблюдения за прорастанием семян, ростом растений, способами распространения семян | ориентироваться в учебнике; находить ответы на вопросы в тексте, рисунке делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; | Умение применять пользоваться условными обозначениями. Формирование умения читать дидактические иллюстрации | определять и формулировать цель урока с помощью учителя проговаривать последовательность; учиться высказывать свою версию; учиться работать по плану учителя | Умение слушать, вступать в диалог. Учет позиции собеседника. Выполнение работы по цепочке. Умение строить монолог (Почему…?) | тестовые диагностические работы |
Раздел 3. Природа и ее сезонные изменения (38 ч) | Сезонные изменения в живой и неживой природе. Съедобные и несъедобные ягоды. Знакомство с грибами (шляпочные): съедобные и несъедобные. Лекарственные растения. Правила сбора ягод, грибов, лекарственных растений. Безопасное поведение в природе. Знакомство с термином «Экология». Красная книга России. Практические работы, наблюдения, экскурсии: урок-экскурсия осенью с целью наблюдения за изменениями в природе. Опыты: лед — это замерзшая вода, тонкий лед опасен, чист ли белый снег. Рассматривание с помощью лупы зачатков листьев в почках. Длительное наблюдение за распусканием почек. Урок-экскурсия «Деревья и кустарники родного края зимой». Наблюдения за повадками домашних животных, за жизнью насекомых, диких птиц. | преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. | Проводить сравнение сезонных изменений. Различать сезоны. Узнавать грибы (съедобные, несъедобные) Оценка достоверности получаемой информации | Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно. Контроль и самоконтроль процесса и результатов деятельности | Умение слушать и вступать в диалог. Учет позиции собеседника. Умение строить монологическое высказывание (Ты тоже так считаешь …?). | Практическая работа |
Раздел 4. Наша родина — Россия (10 ч) | Первоначальные представления о родном Крае, о Родине: Россия — многонациональная страна. Столица нашей Родины — Москва. Достопримечательности Москвы (Красная площадь, Кремль). Знакомство с государственной символикой: флаг России, герб России, гимн России. Экскурсия по посёлку, достопримечательности родного края. | преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно рассказывать о родном поселке | Знать и выполнять правила поведения на экскурсии. Называть столицу, достопримечательности | Контроль и самоконтроль процесса и результатов деятельности | Умение слушать, вступать в диалог. Учет позиции собеседника. Умение строить выступление | Комплексная контрольная работа |
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Для характеристики количественных показателей используются следующие обозначения:
Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного на класс)
К – полный комплект (на каждого ученика класса)
Ф – комплект для фронтальной работы (не менее одного на двух учеников)
П – комплект для работы в группах (один на 5-6 учащихся)
№ | Наименования учебного оборудования | Необходимое оборудо вание | Имею щееся | % Готовнос ти |
1 | Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | |||
Учебно-методические комплекты по окружающему миру УМК «Перспективная начальная школа» для 1-4 классов (программа, учебники, рабочие тетради, хрестоматии) Научно-популярные и художественные книги для чтения, в соответствии с основным содержанием обучения. Детская справочная литература (справочники, справочники-определители, энциклопедии об окружающем мире, природе, труде) Методические пособия для учителя | К П П Д | |||
2 | Печатные пособия | |||
Таблицы природоведческого и обществоведческого содержания в соответствии с программой обучения Плакаты по основным темам естествознания Портреты выдающихся деятелей России (политических, военачальников, писателей, поэтов, композиторов) Географические и исторические настенные карты Атлас географических и исторических карт. Иллюстрированные материалы (альбомы, комплекты открыток) | Д Д Д Д К Ф | |||
3 | Компьютерные и информационно-коммуникативные средства | |||
Электронные справочники, электронные пособия, обучающие программы по предмету | Ф | |||
4 | Технические средства обучения | |||
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц. Магнитная доска. Видеомагнитофон. Телевизор. Персональный компьютер Мультимедийный проектор. Сканер, принтер, цифровая фотокамера, цифровая видеокамера со штативом | Д Д Д Д Д/П Д Д | |||
5 | Экранно-звуковые пособия | |||
Видеофрагменты и другие информационные объекты, отражающие темы курса окружающий мир Аудиозаписи соответствующие содержанию обучения Видеофильмы соответствующего содержания Слайды соответствующего содержания Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения | Д Д Д Д Д | |||
6 | Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование | |||
Термометры для определения температуры воздуха, воды. Термометр медицинский. Лупа. Компас. Часы с синхронизированными стрелками Микроскоп Лабораторное оборудование для проведения опытов и демонстраций в соответствии с содержанием обучения. Оборудование для уголка живой природы: аквариум, клетка для птиц, предметы ухода за растениями и животными. Рельефные модели Модель «Торс человека» Модели светофоров, дорожных знаков, средств транспорта. Муляжи овощей, грибов, фруктов. Макеты архитектурных сооружений, исторических памятников | К Д К К Д Д К/Ф Д Д/П Д/Ф Д Д П | |||
7 | Натуральные объекты | |||
Коллекции полезных ископаемых. Коллекции плодов и семян растений. Гербарии культурных и дикорастущих растений. Живые объекты (комнатные растения, животные) | Ф/П Ф/П Ф/П Д | |||
8 | Оборудование класса | |||
Ученические столы двухместные с комплектом стульев Стол учительский тумбой Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий. Настенные доски Подставки для книг, держатели схем и таблиц | К Д Д Д К | |||
9 | Игры и игрушки | |||
Настольные развивающие игры по тематике предмета «Окружающий мир» (лото, игры – путешествия и т.д.) Наборы ролевых игр, игрушек, конструкторов. Наборы карандашей, красок, альбомов для рисования | П П К |
Приложение к программе
Комплексная контрольная работа
- Пояснительная записка
Контроль полученных за год знаний и навыков применительно к различным учебным задачам, отрабатываемым в ходе обучения проводится в форме комплексной контрольной работы. Данная контрольная работа разработана с учетом требований ФГОС НОО для 1 класса («Мои достижения. Итоговые комплексные контрольные работы. 1 класс» О.Б. Логинова, С.Г. Яковлева. – 3-е изд. - М. – Просвещение, - 2011). В комплект входят 4 варианта итоговой комплексной работы для первоклассников (по 5 экземпляров + текст в 20 экземплярах) и методические рекомендации для учителя. Итоговая комплексная работа – это система заданий по чтению, русскому языку, математике и окружающему миру, составленных к предлагаемому для чтения тексту. В работах содержатся задания различного уровня сложности. В методических рекомендациях для учителя даются общее описание целей, структуры, особенностей содержания и формы заданий, указания по проведению, оцениванию, интерпретации и использованию результатов и формы фиксации результатов.
- Текст комплексной контрольной работы прилагается.
- Решение комплексной контрольной работы прилагается.
- Рекомендации по проверке и оценке результатов выполнения работы и интерпретация результатов приведены в Сборнике методических рекомендаций для учителя на страницах 23 – 30.
Список литературы
для учителя:
1. «Перспективная начальная школа» Программы четырёхлетней школы, М., Академкнига/Учебник, 2011, стр 121-128.
2. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 1 класс: Учебник. - М.: Академкнига/Учебник, 2011.
3. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 1 класс: Тетрадь для самостоятельной работы. - М.: Академкнига/Учебник, 2011.
4. Федотова О.Н., Трафимова Г.В, Трафимов С.А. Окружающий мир. 1 класс: Хрестоматия. - М.: Академкнига/Учебник, 2009.
5. Федотова О.Н., Трафимова Г.В, Трафимов С.А. Окружающий мир. 1 класс: Методическое пособие для учителя. - М.: Академкнига/ Учебник, 2011.
6. Алексеев СП. Что такое, кто такой. - М.: Педагогика-пресс, 1996.
7. Алтынов П.И. Краткий справочник школьника. - М.: Дрофа, 1997.
8. Чудакова Н.В. Я познаю мир. История. - М.: Аст, 1997.
9.Электронное методическое пособие по окружающему миру, О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, 1 класс, Издание 2е, дополненное, МОСКВА, АКАДЕМКНИГА/УЧЕБНИК, 2007.
для обучающихся:
1. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 1 класс: Учебник. - М.: Академкнига/Учебник, 2011.
2. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 1 класс: Тетрадь для самостоятельной работы. - М.: Академкнига/Учебник, 2011.
3. Федотова О.Н., Трафимова Г.В, Трафимов С.А. Окружающий мир. 1 класс: Хрестоматия. - М.: Академкнига/Учебник, 2011.
4. Федотова О.Н., Трафимова Г.В, Трафимов С.А. Окружающий мир. 1 класс: Методическое пособие для учителя. - М.: Академкнига/ Учебник, 2011.
5. Алексеев СП. Что такое, кто такой. - М.: Педагогика-пресс, 1996.
6. Алтынов П.И. Краткий справочник школьника. - М.: Дрофа, 1997.
7. Чудакова Н.В. Я познаю мир. История. - М.: Аст, 1997
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса по УМК " Перспективная начальная школа"
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена в соответствии со следующими нормативными документами: Законом РФ «Об образовании» ст.32 п.2.7, г Федеральным компонентом государственно...

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс - УМК "Перспективная начальная школа"
Рабочая программа по окружающему миру в 1 классе составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО и авторской программой О.В.Федотовой, Г.В.Трафимовой....

Перспективная начальная школа. Рабочая программа по русскому языку. 1 класс
Рабочая программа по УМК "Перстективная начальная школа" для 1 класса составлена в соответствии с требованиями 2012 года по фгос...

Перспективная начальная школа. Рабочая программа по математике. 1 класс
«Математика»Автор: Чекина Л.А.(2011 год издания) ПО УМК «ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА» Адресованность: Рабочая программа составлена для 1 класса гимназии....

Перспективная начальная школа. Рабочая программа по математике. 1 класс
Пояснительная запискапо учебной программе«Математика» ПО УМК «ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА» Адресованност...

Рабочая программа по окружающему миру ; класс
Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...

Рабочая программа по окружающему миру ! класс. УМК "Школа России"
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе ФГОС, примерной образовательной программы начального общего образования , авторской программы А.А.Плешакова "Окружающий мир"...