Из опыта экологического обучения младших школьников (комплект «Зелёный дом»)
статья по окружающему миру по теме

 

                                                               Дунаева Светлана Александровна

                                                                          учитель начальных классов

                                                         первой квалификационной категории

                                                                   МОУ «Каслинская СОШ №27»

                                                        Каслинского муниципального района

                                                                                    Челябинской области      

             

         Из опыта экологического обучения младших    школьников (комплект «Зелёный дом»)

 

        В настоящее время экологическое образование в начальной школе становится все более приоритетным направлением в педагогической теории и практике. Это связано с тяжелой экологической ситуацией на земле. Одна из причин такого положения - экологическая неграмотность большей части населения и неумение предвидеть последствия вмешательства человека в природу.

    Поэтому международными организациями ЮНЕСКО и ЮНЕП и другими был поднят вопрос о необходимости пересмотра содержания и сроков экологического образования жителей нашей планеты. Экологическое образование младших школьников необходимое и важное звено в естественнонаучном просвещении. От этого зависит дальнейшее отношение человека к природе.

     Экологическое образование должно начинаться с раннего детства. Дети восприимчивы к добру, они очень любознательны. И в эту пору следует закладывать нравственные основы, развивать чувство прекрасного, умение видеть красоту природы.

    Цель моей работы научить детей  наблюдать, узнавать и бережно относиться к окружающему их миру. Это обеспечивает комплект «Зелёный дом», по которому я работаю пятый год.

      Работа над комплектом в издательстве «Просвещение» началась в 1997 году и не прекращается до настоящего времени. Автор комплекта Андрей Анатольевич Плешаков. Ему же принадлежит программа курса «Мир вокруг нас».

       В заключительном разделе программы так сформулированы основные задачи данного курса: «…в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения её экологической допустимости. Определять возможные причины наблюдаемых в природе отрицательных явлений, изменений, предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу, определять необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения»

            В комплект входят учебники и рабочие тетради для каждого из четырёх классов, тетради «Проверь себя» и три учебных издания.

         В 1 классе целостный образ окружающего мира дети получают через «мозаику» его компонентов в процессе поиска ответов на детские вопросы: Что? Кто? Как? Когда? Почему? Зачем? и др.

         Первоклассники учатся задавать вопросы об окружающем мире и искать в доступной им форме ответы на них. Многие первоклассники читают с трудом. Но и для них работа  с пособиями комплекта «Зелёный дом» посильна. Крупный шрифт, красочные иллюстрации, имеющие определённую смысловую нагрузку, небольшой объём текста на странице обеспечивают постепенное приучение учащихся к новому для них виду познавательного труда. Иллюстрации дополнены схемами, снабжены вопросами и заданиями. Часто выполнение задания завершает вывод, обобщающий знания.

        Например, предлагаю проследить по рисунку жизнь растения. Дана схема развития дуба из жёлудя. После работы над этой иллюстрацией вывод воспринимается как нечто закономерное:       растение живое;

 Всё живое проходит несколько стадий развития: растёт, приносит потомство и умирает.

     Такой подход постепенно приучает использовать иллюстрации в качестве источника знаний. А это значит, что со временем маленький ученик научится более внимательно присматриваться к предметам и явлениям окружающего мира, стараясь узнать новое, понять то, что ещё вчера казалось необъяснимым – продвинуться в узнавании мира, который его окружает.

        О чём бы ни шла речь, всегда есть возможность вернуть мысль учащихся к самому главному – необходимости бережно относиться к окружающему миру. Иногда это просто забавный рисунок, изображающий учёную черепаху или её помощника – любопытного умницу муравья. Они «изучают» окружающий мир вместе с учащимися,  помогают понять, почему не следует собирать букеты из дикорастущих растений, ловить бабочек, стрекоз и кузнечиков, шуметь в лесу…

      Методические находки автора учебников предлагаю учащимся с первых уроков второго класса: вспомни…, продолжи мысль…, подумай…, проверь себя. Эти высказывания подсказывают пути отыскания правильного ответа.

       Рубрике «На следующем уроке» уделяю особое внимание, и у учащихся возникает потребность заранее больше узнать о том, что будет на следующем уроке и по желанию подготовить собственный рассказ, поделиться знаниями с одноклассниками.

         Новые слова  выделены шрифтом, даётся объяснение, и  дети их записывают в словарик.

          На уроках использую моделирование – это практический метод обучения, он включает в себя: -  построение модели,

                                                     -  исследование её;

                                                     - перенос полученных сведений на подлинный объект изучения.

         В 1 классе мы с детьми использовали  модели частей компьютера, светофора, игрушки-модели транспортных средств, их нужно было вырезать и склеить.  Изготовляли модель Солнца из пластилина.

 Выполняли модель термометра(2 кл), «Круговорота воды в природе», «Дыхание растений»(3 кл). В качестве основы для моделирования использую схемы.  Чтобы сделать разнообразной работу с готовой моделью или по её созданию, использую различные приёмы, например:

      - привести примеры объектов, которые соответствуют демонстрируемой модели (мяч, шар соответствует модели Солнца);

      - «расшифровать» схему (расшифруй схему (пронумеруй предложения) «Значение природы для людей»);

      - придумать символ, обозначающий один из элементов создаваемой модели;

      - дополнить (закончить) моделируемый ряд (заполни пропуски в схемах развития животных, заполни пропуски в цепях питания и др.);

      - подумать, что будет, если убрать один из элементов моделируемого объекта (что произойдёт, если из цепи питания исчезнут хищники?).

            Эти приёмы развивают логическое мышление, память, внимание детей к окружающему миру, направлены на закрепление и повторение.

             К каждому учебнику предлагается рабочая тетрадь с творческими заданиями. Они направлены на формирование основ экологического мышления и постепенное включение детей в посильную деятельность по охране окружающей среды (рисование плакатов, запрещающих знаков). Середину тетради занимает «Научный дневник» - несколько страниц с отдельной обложкой и цветными полями. Дневник предназначен для записи наблюдений. На каждое время года (или месяц) отводится только одна неделя наблюдений. Так легче удержать интерес детей и постепенно приучить их к монотонной, но полезной работе. Например, в 1классе даётся такое задание, понаблюдай за Луной в течение месяца (по 1 разу в неделю). Нарисуй, как будет выглядеть Луна. С помощью взрослых запиши число и месяц каждого наблюдения.

       Для проверки и контроля знаний есть тетради «Проверь себя» и проверочные тесты, они разработаны для каждого класса.

       Помогает в работе атлас-определитель и две книги для чтения «Зелёные страницы» и «Великан на поляне».

       При изучении тем «Разнообразие растений», «Разнообразие животных», «Жизнь растений», «Жизнь животных», «Как растения размножаются», «Как животные размножаются», «Охрана растений», «Охрана животных», «В природе все взаимосвязано» использовала книгу «Зелёные страницы».

       Например, проверку по теме «Жизнь животных» я проводила в форме пресс-конференции.

- У нас в гостях бобр (Коля А.). Он отвечает на вопросы журналистов, представителей прессы (все ученики класса). А в конце урока вы дадите устную заметку о нем и фотозарисовку.

Вопросы журналистов (детей):

- Как тебя зовут?

- Где ты живешь?

- Чем ты питаешься?

- Где и как проводишь зиму?

- Какую пользу приносишь нам, людям?

- Почему ты не мерзнешь зимой?

- Для чего тебе хвост?

- Сколько ты можешь продержаться в воде?

- Есть ли у тебя друзья?

- Зачем тебе зубы?

- Как ты заботишься о бобрятах?

     А вот устная заметка Миши К. после этой пресс-конференции:

    Бобр - дикий зверь. Он травоядное животное, потому что питается корой, листьями. У него теплая шубка, коричневая, темно-коричневая и очень редко белая. Но хвост у него голенький, на конце хвоста толстая кожа. Хвост спасает бобра летомl от жары.

       Также я с ребятами, использую атлас-определитель «От земли до неба» - оригинальное, впервые разработанное для учащихся начальных классов пособие. В 1 классе ученики работают с атласом-определителем в парах, в группах, индивидуально находя нужную информацию по заданию.  Со 2 класса его использование становится обязательным (работа с атласом-определителем помечена специальным значком в учебнике).

          Атлас-определитель включает материал о живой и неживой природе: дети с удовольствием находят ответ на любой вопрос, который у них возникает при изучении окружающего мира: камни, растения, животные, грибы, лишайники, звёзды и другие небесные тела.

          Атлас-определитель дети используют на уроке и при подготовке домашних заданий. Книга познавательна и становится надёжным помощником во время прогулок, походов и экскурсий в природу с родителями. Со временем у детей вырабатывается привычка более внимательного отношения к окружающей природе, способность задавать осмысленные вопросы и находить ответы, используя справочную литературу.

         Дети с удовольствием выполняют рисунки, схемы, модели по различным темам, творческие задания. Изготовляли модель, показывающую развитие тех животных, которые их заинтересовали. Оформляли книжки-малышки «Берегите растения», «Берегите животных». Составили сборник «Пословицы о здоровье». Придумывали фантастический рассказ о том, что случилось бы на Земле, если бы исчезли растения. Записывали рассказ о своей семье и дополняли его фотографиями. Играли в игры, которые развивают восприятие, память, мышление и воображение. Дети изготовляли своими руками маски и, представляя себя в роли царей одного из царств растений, животных, грибов или бактерий, выступали на уроке с речью, с которой они могли бы обратиться к своим подданным. Такой творческий подход развивает воображение, что помогает при изучении нового материала и воспитывает бережное отношение к природе. Экологические знания, вызывающие эмоциональную реакцию у детей, входят в их самостоятельную игру, становятся её содержанием.  Поэтому если учащиеся использовали в игре природоведческий сюжет, это означает, что полученные представления оказались яркими, запомнились, вызвали эмоциональный отклик.

             Таким образом, система учебных пособий А.А.Плешакова «Зелёный дом» предоставляет  реальную возможность дифференцировать обучение, научить детей бережно относиться к окружающему их миру. Содержательная связь учебников и дополнительных материалов делает самостоятельную учебную деятельность учащихся более увлекательной и результативной.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                               Дунаева Светлана Александровна

                                                                          учитель начальных классов

                                                         первой квалификационной категории

                                                                   МОУ «Каслинская СОШ №27»

                                                        Каслинского муниципального района

                                                                                    Челябинской области      

             

         Из опыта экологического обучения младших    школьников (комплект «Зелёный дом»)

 

        В настоящее время экологическое образование в начальной школе становится все более приоритетным направлением в педагогической теории и практике. Это связано с тяжелой экологической ситуацией на земле. Одна из причин такого положения - экологическая неграмотность большей части населения и неумение предвидеть последствия вмешательства человека в природу.

    Поэтому международными организациями ЮНЕСКО и ЮНЕП и другими был поднят вопрос о необходимости пересмотра содержания и сроков экологического образования жителей нашей планеты. Экологическое образование младших школьников необходимое и важное звено в естественнонаучном просвещении. От этого зависит дальнейшее отношение человека к природе.

     Экологическое образование должно начинаться с раннего детства. Дети восприимчивы к добру, они очень любознательны. И в эту пору следует закладывать нравственные основы, развивать чувство прекрасного, умение видеть красоту природы.

    Цель моей работы научить детей  наблюдать, узнавать и бережно относиться к окружающему их миру. Это обеспечивает комплект «Зелёный дом», по которому я работаю пятый год.

      Работа над комплектом в издательстве «Просвещение» началась в 1997 году и не прекращается до настоящего времени. Автор комплекта Андрей Анатольевич Плешаков. Ему же принадлежит программа курса «Мир вокруг нас».

       В заключительном разделе программы так сформулированы основные задачи данного курса: «…в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения её экологической допустимости. Определять возможные причины наблюдаемых в природе отрицательных явлений, изменений, предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу, определять необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения»

            В комплект входят учебники и рабочие тетради для каждого из четырёх классов, тетради «Проверь себя» и три учебных издания.

         В 1 классе целостный образ окружающего мира дети получают через «мозаику» его компонентов в процессе поиска ответов на детские вопросы: Что? Кто? Как? Когда? Почему? Зачем? и др.

         Первоклассники учатся задавать вопросы об окружающем мире и искать в доступной им форме ответы на них. Многие первоклассники читают с трудом. Но и для них работа  с пособиями комплекта «Зелёный дом» посильна. Крупный шрифт, красочные иллюстрации, имеющие определённую смысловую нагрузку, небольшой объём текста на странице обеспечивают постепенное приучение учащихся к новому для них виду познавательного труда. Иллюстрации дополнены схемами, снабжены вопросами и заданиями. Часто выполнение задания завершает вывод, обобщающий знания.

        Например, предлагаю проследить по рисунку жизнь растения. Дана схема развития дуба из жёлудя. После работы над этой иллюстрацией вывод воспринимается как нечто закономерное:       растение живое;

 Всё живое проходит несколько стадий развития: растёт, приносит потомство и умирает.

     Такой подход постепенно приучает использовать иллюстрации в качестве источника знаний. А это значит, что со временем маленький ученик научится более внимательно присматриваться к предметам и явлениям окружающего мира, стараясь узнать новое, понять то, что ещё вчера казалось необъяснимым – продвинуться в узнавании мира, который его окружает.

        О чём бы ни шла речь, всегда есть возможность вернуть мысль учащихся к самому главному – необходимости бережно относиться к окружающему миру. Иногда это просто забавный рисунок, изображающий учёную черепаху или её помощника – любопытного умницу муравья. Они «изучают» окружающий мир вместе с учащимися,  помогают понять, почему не следует собирать букеты из дикорастущих растений, ловить бабочек, стрекоз и кузнечиков, шуметь в лесу…

      Методические находки автора учебников предлагаю учащимся с первых уроков второго класса: вспомни…, продолжи мысль…, подумай…, проверь себя. Эти высказывания подсказывают пути отыскания правильного ответа.

       Рубрике «На следующем уроке» уделяю особое внимание, и у учащихся возникает потребность заранее больше узнать о том, что будет на следующем уроке и по желанию подготовить собственный рассказ, поделиться знаниями с одноклассниками.

         Новые слова  выделены шрифтом, даётся объяснение, и  дети их записывают в словарик.

          На уроках использую моделирование – это практический метод обучения, он включает в себя: -  построение модели,

                                                     -  исследование её;

                                                     - перенос полученных сведений на подлинный объект изучения.

         В 1 классе мы с детьми использовали  модели частей компьютера, светофора, игрушки-модели транспортных средств, их нужно было вырезать и склеить.  Изготовляли модель Солнца из пластилина.

 Выполняли модель термометра(2 кл), «Круговорота воды в природе», «Дыхание растений»(3 кл). В качестве основы для моделирования использую схемы.  Чтобы сделать разнообразной работу с готовой моделью или по её созданию, использую различные приёмы, например:

      - привести примеры объектов, которые соответствуют демонстрируемой модели (мяч, шар соответствует модели Солнца);

      - «расшифровать» схему (расшифруй схему (пронумеруй предложения) «Значение природы для людей»);

      - придумать символ, обозначающий один из элементов создаваемой модели;

      - дополнить (закончить) моделируемый ряд (заполни пропуски в схемах развития животных, заполни пропуски в цепях питания и др.);

      - подумать, что будет, если убрать один из элементов моделируемого объекта (что произойдёт, если из цепи питания исчезнут хищники?).

            Эти приёмы развивают логическое мышление, память, внимание детей к окружающему миру, направлены на закрепление и повторение.

             К каждому учебнику предлагается рабочая тетрадь с творческими заданиями. Они направлены на формирование основ экологического мышления и постепенное включение детей в посильную деятельность по охране окружающей среды (рисование плакатов, запрещающих знаков). Середину тетради занимает «Научный дневник» - несколько страниц с отдельной обложкой и цветными полями. Дневник предназначен для записи наблюдений. На каждое время года (или месяц) отводится только одна неделя наблюдений. Так легче удержать интерес детей и постепенно приучить их к монотонной, но полезной работе. Например, в 1классе даётся такое задание, понаблюдай за Луной в течение месяца (по 1 разу в неделю). Нарисуй, как будет выглядеть Луна. С помощью взрослых запиши число и месяц каждого наблюдения.

       Для проверки и контроля знаний есть тетради «Проверь себя» и проверочные тесты, они разработаны для каждого класса.

       Помогает в работе атлас-определитель и две книги для чтения «Зелёные страницы» и «Великан на поляне».

       При изучении тем «Разнообразие растений», «Разнообразие животных», «Жизнь растений», «Жизнь животных», «Как растения размножаются», «Как животные размножаются», «Охрана растений», «Охрана животных», «В природе все взаимосвязано» использовала книгу «Зелёные страницы».

       Например, проверку по теме «Жизнь животных» я проводила в форме пресс-конференции.

- У нас в гостях бобр (Коля А.). Он отвечает на вопросы журналистов, представителей прессы (все ученики класса). А в конце урока вы дадите устную заметку о нем и фотозарисовку.

Вопросы журналистов (детей):

- Как тебя зовут?

- Где ты живешь?

- Чем ты питаешься?

- Где и как проводишь зиму?

- Какую пользу приносишь нам, людям?

- Почему ты не мерзнешь зимой?

- Для чего тебе хвост?

- Сколько ты можешь продержаться в воде?

- Есть ли у тебя друзья?

- Зачем тебе зубы?

- Как ты заботишься о бобрятах?

     А вот устная заметка Миши К. после этой пресс-конференции:

    Бобр - дикий зверь. Он травоядное животное, потому что питается корой, листьями. У него теплая шубка, коричневая, темно-коричневая и очень редко белая. Но хвост у него голенький, на конце хвоста толстая кожа. Хвост спасает бобра летомl от жары.

       Также я с ребятами, использую атлас-определитель «От земли до неба» - оригинальное, впервые разработанное для учащихся начальных классов пособие. В 1 классе ученики работают с атласом-определителем в парах, в группах, индивидуально находя нужную информацию по заданию.  Со 2 класса его использование становится обязательным (работа с атласом-определителем помечена специальным значком в учебнике).

          Атлас-определитель включает материал о живой и неживой природе: дети с удовольствием находят ответ на любой вопрос, который у них возникает при изучении окружающего мира: камни, растения, животные, грибы, лишайники, звёзды и другие небесные тела.

          Атлас-определитель дети используют на уроке и при подготовке домашних заданий. Книга познавательна и становится надёжным помощником во время прогулок, походов и экскурсий в природу с родителями. Со временем у детей вырабатывается привычка более внимательного отношения к окружающей природе, способность задавать осмысленные вопросы и находить ответы, используя справочную литературу.

         Дети с удовольствием выполняют рисунки, схемы, модели по различным темам, творческие задания. Изготовляли модель, показывающую развитие тех животных, которые их заинтересовали. Оформляли книжки-малышки «Берегите растения», «Берегите животных». Составили сборник «Пословицы о здоровье». Придумывали фантастический рассказ о том, что случилось бы на Земле, если бы исчезли растения. Записывали рассказ о своей семье и дополняли его фотографиями. Играли в игры, которые развивают восприятие, память, мышление и воображение. Дети изготовляли своими руками маски и, представляя себя в роли царей одного из царств растений, животных, грибов или бактерий, выступали на уроке с речью, с которой они могли бы обратиться к своим подданным. Такой творческий подход развивает воображение, что помогает при изучении нового материала и воспитывает бережное отношение к природе. Экологические знания, вызывающие эмоциональную реакцию у детей, входят в их самостоятельную игру, становятся её содержанием.  Поэтому если учащиеся использовали в игре природоведческий сюжет, это означает, что полученные представления оказались яркими, запомнились, вызвали эмоциональный отклик.

             Таким образом, система учебных пособий А.А.Плешакова «Зелёный дом» предоставляет  реальную возможность дифференцировать обучение, научить детей бережно относиться к окружающему их миру. Содержательная связь учебников и дополнительных материалов делает самостоятельную учебную деятельность учащихся более увлекательной и результативной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы по учебному комплекту "Планета Знаний"

Обучение не стоит на месте. Сейчас много внимания уделяют развитию всесторонней личности. В комплекте "Планета Знаний" предоставляются разнообразные формы обучения, творческая самостоятельность....

Методическая разработка экологического мероприятия «Экспедиция по зелёной планете»

Данное мероприятие имеет экологическую направленность и может быть использовано для работы, как в учебное время, так и во время летних каникул в пришкольных лагерях. Игра рассчитана на детей возраста ...

Проект по экологическому обучению и воспитанию в направлении по изучению и сбережению водных ресурсов Республики Бурятии «Живые алмазные бусинки родного края»

проект по сбережению водных ресурсов, включает в себя тематическое планирование на год, разработки мероприятий....

Обобщение опыта. «Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»

Экологические проблемы выдвинули перед школьной  теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения  к природе, способного решать вопросы рационального природопол...

Экологическая игра "Думай по - зелёному"

Экологическая игра "Думай по зелёному"...

Интегрированное занятие по экологическому воспитанию «Путешествие в зелёную страну».

Тема:  «Путешествие в зелёную страну».Цель: Обогащать сознание детей таким содержанием, которое способствует накоплению представлений об экосистеме «Лес», готовит его...