Урок о М.В. Ломоносове
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Тарасова Людмила Алексеевна

Урок проведен в 4 -г классе ГБОУ лицей № 590 Тарасовой Л.А.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_o_lomonosove_m._v.doc95.5 КБ

Предварительный просмотр:

      Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

лицей № 590 Красносельского района Санкт-Петербурга






Конспект урока

Михаил Васильевич Ломоносов – русский учёный.


Урок

1

Дата проведения

01.09.11                                          

класс

4 «Г»

Учитель

Тарасова Людмила Алексеевна

Учебный год

2012-2013

Санкт-Петербург

2012-2013 гг.

Михаил Васильевич Ломоносов – русский учёный.

 «…он все испытал и все проник».

                                                                                                                         А. С. Пушкин

Цели:

-ознакомить с личностью великого ученого Михаила Васильевича Ломоносова

-воспитывать гордость за культуру русского народа

-развивать кругозор

План:

  1. Организованное начало урока.

  1. Сообщение темы и задач урока.

-Сегодня у вас необычный день. Вы первый раз пришли в школу. Сегодня вы стали учениками-первоклассниками. Как вы думаете, зачем детям надо ходить в школу?

-А кто из вас хочет всему научиться?

-А кто хочет очень хорошо учиться на одни 5 и 4?

-Как вы думаете, что необходимо делать ученику, чтобы учиться на «отлично»?

-Сегодня на уроке мы поговорим о человеке, который благодаря огромному желанию учиться стал великим русским учёным.

Это – Михаил Васильевич Ломоносов.

  1. Работа по теме урока.

       300 лет назад в деревне Денисовке Архангельской губернии на берегу реки Двина родился мальчик. Назвали его Михаил Васильевич Ломоносов. Мать его вскоре умерла, Мишу воспитывали мачехи. Отец его был рыбаком, очень знаменитым в тех краях. Отец Ломоносова построил большой корабль «Чайка» и оснастил его по современному. Это был самый быстрый корабль во всей округе. На нём Михаил плавал с отцом в разные края. В этих путешествиях мальчик многое повидал. Наблюдая за разными природными явлениями,  у Михаила возникало много вопросов.

-Откуда по небу приходят тучи?

-Почему в ясную погоду звёзды на небе как бы подмигивают, мерцают?

-Почему лёд, твёрдый как камень, тает, а камни нет?

Но никто не мог ему дать ответов на эти вопросы. Один добрый человек посоветовал ему учиться грамоте, потому что есть такие книги, в которых обо всём написано. С тех пор научиться читать, найти и прочитать эти умные книги – было самым большим желанием юного Ломоносова. Эта мечта сбылась. Он выучился читать,  и каждый раз старался найти время на чтение книг. Мачеха не любила, когда он занимался чтением, часто ругала его за невыполненную по дому работу. Приходилось Ломоносову от мачехи прятаться, он готов был читать с утра до вечера.

       Позже он услышал от людей, что в Москве есть такие школы, которые учеников всему учат.  Стал просить Михаил отца отпустить его учиться, но отец даже слышать об этом не хотел. Тогда Михаил Васильевич Ломоносов убежал из дома и пошёл вместе с рыбным обозом пешком в Москву. Там он поступил в школу в первый класс. Нелегко пришлось Ломоносову первое время в школе. Все одноклассники над ним смеялись. Ведь им было по десять лет, а Ломоносову было уже 20.

Позже Ломоносов учился в Петербурге, а затем за хорошую учебу был отправлен в Германию учиться у лучших профессоров. Отучившись, Ломоносов вернулся в Петербург.

       За всю свою жизнь М. В. Ломоносов сделал очень много открытий. В самых разных областях науки.

-изобрёл телескоп и трубу ночного видения

-открыл первую русскую химическую лабораторию

-объяснил происхождение минералов

-сконструировал термометр

-сконструировал приборы для морского кораблевождения

-составил «Полярную карту»

-составил книгу о русской истории

-изобрёл способ изготовления стекла разных оттенков, из таких стёкол изготовил 40 мозаичных картин

-он писал стихи и сочинения

       Ломоносов был очень известным человеком. За свои заслуги перед отечеством М. В. Ломоносову первому в России было присвоено звание академика. Он был великим русским ученым. Этот человек – был, есть и будет гордостью русского народа.

  1. Закрепление изученного.

-Что нового или интересного узнали и запомнили о Ломоносове М. В. ?

  1. Рефлексия.

Давайте попробуем составить своё мозаичное панно, как это делал М. В. Ломоносов.

Перед вами картинка, составленная из разных мелких частей.

-Что она изображает?

-Из каких частей состоит цифра «пять»?

-Какие фигуры можете назвать?

-Если раскрасить каждую фигуру в определённый цвет, получится мозайка или мозаичное панно.

Треугольники – красным цветом

Квадраты – синим

Прямоугольники – зелёным

Ромбы – жёлтым

  1. Итог урока.

-Как вы думаете, почему мы составили мозаичное панно в виде цифры пять?

  1. Организованный конец урока.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Имя Ломоносова на карте.

Творческий мини - проект учащихся 2 класса...

Презентация о М.В.Ломоносове

Презентацию  можно  использовать  на  уроках  окружающего  мира  УМК    "Школа  России"...

«Жизнь знаменитых людей. К юбилею М.В. Ломоносова»

Задачи: 1.     Познакомить ребят с жизнью выдающегося ученого. 2.     Развивать речь, память поэтические способности ребят. 3.     Вос...

"Ломоносову - зоо лет"

Представленный материал используются во внеклассной работе учителя.Предлагаемое внеклассное мероприятие нацелено на формирование у ребёнка интереса к наукам и к деятельности Ломоносова, на воспитание ...

Урок по окружающему миру в 4 классе по теме "Вклад М.В. Ломоносова в развитие русской науки"

На уроке учащиеся 4 класса рассматривают роль в истории русской науки не только М.В. Ломоносова, но и императора Петра 1. Проводится работа в группах....

Тема: «Мальчик из Холмогор» урок-конференция к 300-летию М.В. Ломоносова

Ресурс паредставляет собой конспект урока и презентацию по окружающему миру. Способствовует формированию у учащихся представления о жизни и деятельности М.В.Ломоносова; развивает кругозор, коммуникати...

Конспект урока математики "Путешествие с Ломоносовым" 4 класс

Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Содержит разнообразные формы работы учащихся от индивидуальной до парной и интерактивной с нетбуками. Содержание урока позволяет ребятам через реш...