«Жизнь знаменитых людей. К юбилею М.В. Ломоносова»
классный час (2 класс) по теме
Задачи: <?xml:namespace prefix = o /??>
1. Познакомить ребят с жизнью выдающегося ученого.
2. Развивать речь, память поэтические способности ребят.
3. Воспитывать любовь к трудолюбию, желание познавать новые науки, стремление к учёбе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час: «Жизнь знаменитых людей. К юбилею М.В. Ломоносова»
Задачи:
- Познакомить ребят с жизнью выдающегося ученого.
- Развивать речь, память поэтические способности ребят.
- Воспитывать любовь к трудолюбию, желание познавать новые науки, стремление к учёбе.
Приготовить:
Снимки:
- Дом Ломоносова,
- Первые книги “Грамматика”, “Арифметика”,
- Ломоносов на пути в Москву,
- В славяно-греко-латинской школе,
- В химической лаборатории,
- По теме “Мозаика”.
1. Сегодня у нас необычное занятие.
Оно посвящено замечательному человеку, ученому, поэту, химику, географу, ритору, математику и просто замечательному и умному человеку. Имя его: Ломоносов Михаил Васильевич.
- Кто уже слышал это имя и фамилию? Нет? Не беда. В нашей школе идёт декада, посвященная этому человеку, его делам и научным открытиям.
Историческая справка: (готовят ребята 4 класса).
1 ученик. Михаил Васильевич Ломоносов родился 19 ноября 1711 года в д. Денисовка (по другим сведениям – Мишанинской) Архангельской губернии, вблизи г.Холмогоры, который до возвышения Архангельска был географическим и экономическим центром Поморья. Василий Дорофеевич Ломоносов, отец будущего ученого, успешно занимался рыбным и зверобойным промыслом, имел собственное судно. Детство Михаила Ломоносова прошло в труде, не только нелегком, но часто и опасном. Вместе с отцом Михайло совершал плавания по Белому морю; приходилось бывать на Соловецких и доходить даже до Новой Земли. В этих походах закалялось мужество будущего ученого, развивались трудолюбие и выносливость, наблюдательность и отвага, воля и уверенность в себе. Ломоносов жадно познавал труды и красоты бытия.
(Показ на фотографии дом, в котором жил Ломоносов).
2 ученик. Михайло Ломоносов рано научился грамоте, сохранилось придание о том, что дьячок, учивший мальчика, довольно скоро признался: “Не мне отрока, а отроку меня учить подобает”. Все свободные часы Ломоносов проводил за чтением, любил беседовать со стариками.
В 1725 году в руки пытливого подростка попали две книги – “Грамматика” (Смотрицкого) и “Арифметика” (Магницкого).
(фотография книг)
“То были врата учености моей” - сказал о них Ломоносов.
Василий Дорофеевич сперва поощрял “книжное прилежание” сына, радовалась и маменька. Однако после её смерти, Василий Дорофеевич снова женился, и мачехе не нравилось, что пасынок отнимает время от работы, “всячески старалась произвести гнев в отце моем, представлял, что я всегда сижу по-пустому за книгами”, - с горечью вспоминал Ломоносов.
3 ученик. В декабре 1730 года, морозной ночью, отважный юноша покинул отчий дом. (фотография). В столицу двигался рыбный обоз, и Михайла пристроился к нему, чтобы добраться до Славяно-греко-латинской академии, где, как он знал, “учености заморской преизбыточно”.
- “Великовозрастному” ученику пришлось начинать с нуля, где учились ребята 8-10 лет.
- Ломоносов терпеливо сносил насмешки, и “Несказанную” бедность своего бытия.
- Способный юноша делал поразительные успехи: в течение года прошёл 3 класса.
- В свободное от занятий время, посещал библиотеку, чтением расширял свои познания.
Преподаватели не могли не обратить внимание на способного ученика. В это время из Сената пришло распоряжение направить “в науках достойных учеников” в Петербург, в гимназию при Академии наук. Ломоносов оказался в их числе.
В январе 1736 года вместе с 11 воспитанниками академии Ломоносов прибыл в Петербург.
Не прошло и года, как “студиозус” оказался в Европе, где “новые науки давно пришли в явленье”. Стране нужны были горные инженеры и металлурги, и несколько студентов отправились в Германию для обучения химии и горному делу.
Закончив курс наук в Марбурге, в июле 1739 года будущий ученый изучает горное дело, посещает рудники и шахты.
В июне 1741 года он, полный сил и энергии, возвращается в Россию и приступает к работе в Петербургской академии наук, где и служил до конца своей жизни.
(Мозаика)
4 ученик. Древняя Русь знала искусство мозаики, но впоследствии секреты мастерства были утрачены. И ученый-художник решил возродить древнюю технику на современной почве, используя новейшие достижения естественных наук. Ломоносову удалось создать рецепт для производства смальт и наладить их изготовление. У него получилось “превосходное зеленое, травяного цвета, весьма похожее на настоящий изумруд, красивое берилловое, бледно- пурпурное” и другие стекла. Ученый разработал методы отливки и шлифовки смальт, отыскал рецепты мастики с помощью которой стекло можно было крепить на медной основе. Открытие Ломоносова создали широкие возможности для развития российской стекольной промышленности. (Фотографии, открытки, мозаика).
Вы прослушали историческую справку о жизни М.В. Ломоносова.
До наших дней научные открытия Ломоносова имеют большое значение.
А с чего всё начиналось? С самообразования.
А сейчас мы с вами проверим свои научные и ученические способности.
Математика.
Магия чисел.
Число 9 раньше на Руси считали…
2. Прочитай пословицу.(семь раз отмерь, один отрежь)
Русский язык.
На заумную затею
Приглашаю грамотеев.
Ну-ка, милый грамотей,
Посиди и попотей.
- Перед вами песочные часы. Попробуйте пересыпать песочек с буквами так, чтобы у вас сложились слова.
Кто сколько слов пересыплет за минуту.
(ар, рак, арка, барак, батрак, карта и т.д.)
Чтение.
Конкурс стихов (Чья команда расскажет больше стихов).
Технология.
Расставьте все по порядку. (Соедини стрелкой).
Игрушки из картона вырежу | иголкой |
Пуговицу пришью | молотком |
Гвоздь забью | клеем |
Бревно распилю | ножницами |
Солнышко приклею | пилой |
Разминка для всех.
Отвечаем дружно хором.
Трактор водит …… | (тракторист) |
Электричку ….. | (машинист) |
Стены выкрасил …. | (маляр) |
Доску выстрогал …. | (столяр) |
В доме свет провел … | (монтер) |
В шахте трудится … | (шахтер) |
В жаркой кузнице … | (кузнец) |
Кто все знает Молодец!
Физкультура.
Игра “Запретное движение”.
Договариваемся какое движение будет запретным. Делаем спортивные движения все, кроме того, которые договорились не делать.
Рисование + технология.
МОЗАИКА
М.В. Ломоносов возродил на Руси искусство мозаики.
У вас сегодня есть возможность попробовать на сколько это кропотливый труд мозаика. Только вы складывать будете не мозаику, а пазлы.
Подведение итогов.
Ну вот, дорогие мои ломоносовцы! Вы замечательно справились со всеми заданиями. Показали свое мастерство во всех науках.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра "Поле чудес" на тему "Знаменитые люди Вологодской земли"
В этой игре ребята 4 класса расширили знания о знаменитых людях Вологодчины. Они узнали о Дмитрии Прилуцком - основателе Спасо-Прилуцкого монастыря, Александре Федоровиче Можайском - ученом и изобрета...

презентация к игре "Поле чудес" "Знаменитые люди Вологодской земли"
Это дополнение к документу игра Поле чудес Знаменитые люди Вологодской земли. Украшение мероприятия....
презентация "Знаменитые люди Смоленщины"
презентация "Знаменитые люди Смоленщины" поможет учителям в проведении классных часов или во внеурочной деятельности....

Знаменитые люди Скандинавских стран
В 3 классе при изучение учебного курса "Окружающий мир" ребята знакомились с зарубежными странами: их географическим положением, климатом, символами страны, достопримечательностями, известными людьми,...
Фамилии знаменитых людей в названиях улиц родного города
презентация к классному часу по теме...
Знаменитые люди Фрунзенского района СПб
Знаменитые люди Фрунзенского района СПб...
« Устный журнал: Юбилей М.В.Ломоносова. 300 лет».
Классный час в форме устного журнала /листается по одной странице и сопровождается рассказом учителя/....