Рабочая программа по окружающему миру 4 класс "Начальная школа 21 века"
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему
Предлагаемая программа отражает один из возможных вариантов раскрытия Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009) по предметным областям «Естествознание. Обществознание. (Окружающий мир)» и используется для обучения в четырехлетней начальной школе в образовательном учреждении любого типа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4_klass.docx | 47.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Мотмосская средняя общеобразовательная школа
«Принято» решением педагогического совета Протокол от 17.06.2014 № 10 | «Согласовано» Зам. директора по УР __________ ____________________ | «Утверждено» Директор школы: _______________ Приказ от 17.06.2014 № 233 |
Рабочая программа
по окружающему миру
4 класс
на 2014 – 2015 учебный год
Разработала:
учитель начальных классов
О.В.Дулина
г. Выкса
2014
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» разработана:
- на основе авторской программы Н. Ф. Виноградовой «Окружающий мир», приведённой в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования (Окружающий мир: программа 1-4 классы/ Н.Ф.Виноградова. – М. – Вентана-Граф, 2013. – 184 с.)
- в соответствии с основной общеобразовательной программой начального общего образования МБОУ Мотмосская СОШ.
Предлагаемая программа отражает один из возможных вариантов раскрытия Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009) по предметным областям «Естествознание. Обществознание. (Окружающий мир)» и используется для обучения в четырехлетней начальной школе в образовательном учреждении любого типа.
Основная цель обучения предмету Окружающий мир в начальной школе — представить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира. В данном контексте к общечеловеческим ценностям относятся: экологически ценные правила взаимодействия со средой обитания; нравственный портрет и духовное богатство человека современного общества; исторический аспект «складывания» общерусской культуры, развитие национальных традиций, взаимосвязь и взаимодействие культур народов России.
На основе установленных целей изучения предмета Окружающий мир были определены его функции: образовательная, развивающая, воспитывающая. Образовательная функция заключается в создании условий для формирования у школьников разнообразных сведений о природе, обществе, человеке, развития способности ориентироваться в изменяющемся мире, освоения доступных для понимания младшим школьником терминов и понятий. Развивающая функция обеспечивает формирование научных взглядов школьника на окружающий мир, психическое и личностное развитие обучающегося, формирование его общей культуры и эрудиции. Воспитывающая функция предмета связана с решением задач социализации ребенка, принятием им гуманистических норм жизни в природной и социальной среде.
В основе построения курса лежат следующие принципы:
1. Принцип интеграции — соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений. Реализация этого принципа особенно важна по двум причинам: во-первых, она дает возможность учесть одну из важнейших психологических особенностей младшего школьника — целостность, нерасчлененность восприятия окружающего мира, а во-вторых, обеспечивает познание отдельных сторон действительности в их взаимосвязи, так как ее отсутствие рождает «болезнь блуждания от одного предмета к другому и интеллектуальную бестолковость» (Г. Гегель). Интеграция затрагивает не только общий подход к отбору содержания в системе «человек-природа-общество», но и более частные составляющие этой системы: «человек и предметный мир», «человек и другие люди», «человек и его самость», «человек и творческая деятельность». Это обеспечивается представленностью знаний из различных предметных областей — природоведческие, географические, гигиенические, психологические, исторические и др.
2. Педоцентрический принцип определяет отбор наиболее актуальных для ребенка этого возраста знаний, необходимых для его индивидуального психического и личностного развития, а также последующего успешного обучения; предоставление каждому школьнику возможности удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты.
Актуализация содержания обучения предполагает его отбор с учетом специфики социальных ролей данной возрастной группы, социально значимых качеств, обеспечивающих успешное взаимодействие с различными сторонами действительности.
3. Культурологический принцип понимается как обеспечение широкого эрудиционного фона обучения, что дает возможность развивать общую культуру школьника, его возрастную эрудицию. Именно поэтому большое внимание в программе уделяется общекультурным сведениям — творчество выдающихся российских граждан, научных открытиях, истории развития техники, искусства, литературы и др. Для реализации этого принципа в программу введен специальный раздел «Расширение кругозора школьников».
4. Необходимость принципа экологизации содержания обучения Окружающему миру определяется социальной значимостью решения задачи экологического образования младших школьников. Этот принцип реализуется двумя путями: расширением представлений школьников о взаимодействии человека с окружающим миром (рубрики «Человек и растение», «Человек и животные», «Человек и природа»), а также раскрытием системы правил поведения в природе, подчиняющиеся принципу «Не навреди». Действие принципа распространяется не только на отношение человека к природным объектам, но и к другим людям (элементы социальной экологии).
5. Принцип поступательности обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения, возможность успешного изучения соответствующих естественно-научных и гуманитарных предметов в основной школе.
6. Краеведческий принцип обязывает учителя при изучении природы и социальных явлений широко использовать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий, исторический, художественный музеи и т. п. Все это обеспечивает обогащение чувственных представлений школьников и облегчает усвоение естественно-научных и обществоведческих понятий.
Отбор конкретного естественно-научного и обществоведческого содержания обучения подчинялся определенным требованиям.
Центральной идеей, на которой строится интеграция разных знаний, является раскрытие роли человека в природе и обществе, прослеживание становления трудовой деятельности людей, история развития культуры общества. Эти знания от класса к классу расширяются и углубляются, наполняются новыми понятиями и терминами.
При отборе понятий, которые должен усвоить младший школьник к концу обучения в начальной школе, учитывалось следующее:
— уровень представлений, накопленных ребенком на эмпирическом уровне, в том числе в дошкольном детстве;
— необходимость постепенного и последовательного перевода ученика с этапа общей ориентировки в термине или понятии на этап осознания существенных его характеристик;
— зависимость усвоения понятия от уровня сформированности логической связной речи, коммуникативных умений, обеспечивающих развитие у младших школьников представлений о языке науки конкретной образовательной области, осознанное оперирование усвоенными терминами и понятиями;
— преемственность и перспективность в предъявлении терминологии и понятийного аппарата, то есть реализацию пропедевтического значения этапа начального образования, формирование готовности к дальнейшему усвоению научных понятий.
3. Конструирование содержания программы предполагало связь теоретических сведений с деятельностью по их практическому применению, что определило необходимость дать в программе перечень экскурсий, опытов, практических работ.
В программе представлены следующие ведущие содержательные линии:
Человек как биологическое существо: чем человек отличается от других живых существ, индивидуальность человека, здоровье и образ его жизни, знание себя как необходимое условие эмоционального благополучия и успешной социализации.
Темы: «Человек — биологическое существо (организм)» (4 класс).
Человек и другие люди: может ли человек жить один, как нужно относиться к другим людям, правила культурного поведения и почему их нужно выполнять.
Темы: «Человек и общество» (4 класс).
Человек и мир природы: что такое природа, может ли человек жить без природы, почему люди должны беречь природу.
Темы: «Человек — биологическое существо (организм)» (4 класс).
Человек и общество: чем богата и знаменита родная страна, почему гражданин любит свою Родину, что это значит «любить Родину», семья как ячейка общества.
Темы: «Человек и общество, в котором он живет» (4 класс).
История родной страны: как рождалось и развивалось наше государство, какие важнейшие события произошли в его истории, как развивалась экономика, техника, культура и искусство в нашей стране.
Темы: «Человек и общество, в котором он живет» (4 класс).
Представленная в программе логика изложения содержания образования в рамках предмета Окружающий мир адекватно отражается и в средствах обучения. Важнейшая особенность содержания предмета рассматриваемого учебного курса — определенность, жизненность, реальность всех воспринимаемых явлений, тогда как в других учебных предметах создаются, в основном, искусственные — учебные ситуации, которые, «в чистом виде» в жизни не встречаются. Это объясняет особую уникальность уроков познания земного мира: обеспечение развития многих интеллектуальных умений, которые с успехом могут использоваться при изучении других предметов. Причем эта особенность процесса изучения мира распространяется на все его стороны — природу и общество, предметный мир и человека, его деятельность и творчество. Эта особенность предмета продиктовала две технологические позиции, представленные в средствах обучения:
1) организацию целенаправленной деятельности восприятия (наблюдения, опыты и пр.);
2) усиление внимания к поисковой и исследовательской деятельности учащихся.
Формы организации учебного процесса.
Формой организации учебного процесса является урок. В ходе обучения осуществляется восприятие, осмысливание, закрепление знаний и применение их на практике. Эти звенья выступают на уроке в различных сочетаниях и определяют разнообразное построение. В связи с этим определились следующие типы уроков: комбинированный, уроки изучения нового материала, уроки закрепления знаний, уроки обобщения и систематизации изученного, выработки умений и навыков, контрольные уроки.
Программа предусматривает проведение уроков обобщения. Их цель: оживить знания школьника, систематизировать их, создать стройную картину определенного исторического периода развития нашего государства. Особенно важны уроки обобщения в четвертом классе, именно здесь систематизируются знания, полученные за все четыре года обучения, и создается возможность четко представить обобщенное видение исторических эпох: «Древняя Русь», «Московское государство», «Россия», «Советская Россия», «Современная Россия».
Формами организации учебной деятельности учащихся являются: фронтальная, коллективная (групповая, парная), индивидуальная.
Формы текущего контроля: устный опрос, фиксация результатов наблюдений в дневниках наблюдений; работа с физической картой полушарий; поиск информации в популярной литературе о природе, в справочных изданиях и словарях, в иллюстрированных определителях растений, атласах, картах; планирование и выполнение мини-проектов, исследований; подготовка сообщений, письменные проверочные и самостоятельные работы, письменные контрольные работы, тестирование
В конце учебного года проводится комплексная работа на межпредметной основе.
Программа рассчитана на проведение двух уроков в неделю. Общее число часов: 4 класс — 68 часов. Распределение часов по темам условно, учитель по своему усмотрению может изменить соотношение часов.
Количество проверочных работ:4
Количество практических работ:4
Количество экскурсий:1
В последние годы в среде практических работников появилось осознание важности изучения окружающего мира не только для дальнейшего успешного обучения, но для интеллектуального и особенно для духовно-нравственного развития младших школьников. Эта позиция зафиксирована и в стандарте второго поколения, где цели изучения этого предмета объединяют его вклад в процесс воспитания школьника. Особое значение этой предметной области состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, познании учащимся самого себя, своего «Я».
Таким образом, изучение Окружающего мира позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов обучения, т. е. реализовать социальные и образовательные цели естественно-научного и обществоведческого образования младших школьников.
Личностные результаты представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как ученика и школьника. Это:
готовность и способность к саморазвитию и самообучению,
достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.
Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это:
формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;
воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.
Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:
осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);
использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественно-научного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяет рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета. Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:
познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.
Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).
Содержание программы
4 класс (68 ч)
Человек — живое существо (организм) (16 ч)
Человек — живой организм. Признаки живого организма. Органы и системы органов человека. Нервная система. Головной и спинной мозг. Кора больших полушарий (общие сведения). Роль нервной системы в организме.
Опорно-двигательная система: скелет и мышцы (общие сведения). Ее значение в организме. Осанка. Развитие и укрепление опорно-двигательной системы. Движения и физкультура.
Пищеварительная система. Ее органы (общие сведения). Значение пищеварительной системы. Зубы, правила ухода за ними. Правильное питание как условие здоровья.
Дыхательная система. Ее органы (общие сведения). Значение дыхательной системы. Защита органов дыхания (от повреждений, простуды и др.).
Кровеносная система. Ее органы. Кровь, ее функции. Сердце — главный орган кровеносной системы (общие сведения). Предупреждение заболеваний сердца и кровеносных сосудов.
Органы выделения (общие сведения). Их роль в организме. Главный орган выделения — почки. Кожа, ее роль в организме. Защита кожи и правила ухода за ней. Закаливание.
Как человек воспринимает окружающий мир. Органы чувств, их значение в жизни человека. Эмоции: радость, смех, боль, плач, гнев. Зависимость благополучия и хорошего настроения людей от умения управлять своими эмоциями. Охрана органов чувств.
Внимание, память, речь, мышление. Условия их развития.
Универсальные учебные действия:
характеризовать человека как живое существо, организм: раскрывать особенности деятельности различных органов;
объяснять роль нервной системы в организме;
Твоё здоровье (12 ч)
Человек и его здоровье. Знание своего организма — условие здоровья и эмоционального благополучия. Режим дня школьника. Здоровый сон. Правильное питание. Закаливание.
Вредные привычки.
ОБЖ: когда дом становится опасным. Улица и дорога. Опасности на дороге. Поведение во время грозы, при встрече с опасными животными. Детские болезни (общее представление о гриппе, аллергии и др.).
Универсальные учебные действия:
раскрывать принципы здорового образа жизни;
рассказывать о вреде курения, наркотиков, алкоголя;
конструировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания;
Практические работы: Составление режима дня школьника для будней и выходных. Подсчёт пульса в спокойном состоянии и после физических нагрузок. Оказание первой помощи.
Человек — часть природы (2 ч).
Чем человек отличается от животных. Мышление и речь. Развитие человека от рождения до старости. Детство. Отрочество. Взрослость. Старость. Условия роста и развития ребенка: значение чистого воздуха, питания, общения с другими людьми и игровой деятельности ребенка.
Универсальные учебные действия:
характеризовать человека как часть природы: выделять общее и отличное от организма животного;
устанавливать последовательность возрастных этапов развития человека;
характеризовать условия роста и развития ребенка;
Человек среди людей (5 ч)
Доброта, справедливость, забота о больных и стариках — качества культурного человека. Правила культурного общения.
ОБЖ: почему нужно избегать общения с незнакомыми людьми.
Универсальные учебные действия:
различать положительные и отрицательные качества человека, приводить житейские примеры проявления отзывчивости, доброты, справедливости и др.
Родная страна от края до края (10 ч)
Природные зоны России: Арктика, тундра, тайга, смешанные леса, степь, пустыня, влажные субтропики (растительный и животный мир, труд и быт людей).
Почвы России. Почва — среда обитания растений и животных. Плодородие почв. Охрана почв.
Рельеф России. Восточно-Европейская равнина, Западно-Сибирская равнина (особенности, положение на карте).
Как развивались и строились города. Особенности расположения древних городов. «Кремлевские» города. Улицы, история и происхождение названий.
Россия и ее соседи. Япония, Китай, Финляндия, Дания (особенности географического положения, природы, труда и культуры народов).
Гражданин и государство. Россия — наша Родина. Права и обязанности граждан России. Правители древнерусского и российского государства. Первый царь, императоры России. Символы царской власти в России. Первый Президент России. Государственная Дума совре Универсальные учебные действия:
описывать картины природных зон, узнавать на рисунках (фото, схемах) особенности разных природных зон;
моделировать схему строения почвы, характеризовать особенности разных почв;
находить на карте равнины и горы России (своего края);
выделять особенности кремлевских городов, узнавать по рисункам (достопримечательностям);
составлять рассказ-описание о странах-соседях России;
Человек — творец культурных ценностей (12 ч)
Что такое культура. Школы, книги, библиотеки как часть культуры в разные времена (исторические эпохи). О чем рассказывают летописи. Первые школы на Руси. Первые печатные книги. Иван Федоров. Просвещение в России при Петре I, во второй половине ХVIII века. Первые университеты в России. М.В. Ломоносов. Школа и образование в ХIХ веке, в Советской России. Возникновение и развитие библиотечного дела.
Искусство России в разные времена (исторические эпохи). Памятники архитектуры (зодчества) Древней Руси. Древнерусская икона. Андрей Рублев. Художественные ремесла в Древней Руси. Музыка в Древней Руси. Древнерусский театр.
Искусство России ХVIII века. Памятники архитектуры. Творения В.И. Баженова. Изобразительное искусство ХVIIIвека. Возникновение публичных театров.
Искусство России ХIХ века. «Золотой век» русской культуры. А.С. Пушкин — «солнце русской поэзии» (страницы жизни и творчества). Творчество поэтов, писателей, композиторов, художников (В.А. Жуковский, А.Н. Плещеев, Н.А. Некрасов, В.И. Даль, А.А. Фет, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, М.И. Глинка, П.И. Чайковский, В.А. Тропинин, И.И. Левитан и др.).
Искусство России ХХ века. Творчество архитекторов, художников, поэтов, писателей. Известные сооружения советского периода (Мавзолей, МГУ, Останкинская телебашня и др.). Произведения художников России (А.А. Пластов, К.Ф. Юон, Ф.А. Малявин, К. Малевич и др.). Поэты ХХ века (М.И. Цветаева, С.А. Есенин, В.В. Маяковский, Б.Л. Пастернак, А.Т. Твардовский и др.). Детские писатели и поэты (К.И. Чуковский, С.Я. Маршак и др.). Композиторы и их произведения (С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович). Современный театр.
Универсальные учебные действия:
ориентироваться в понятии «культура», «наполнять» его характеристику конкретными примерами;
составлять рассказы-повествования об исторических событиях, связанных с развитием культуры Российского государства;
называть основные события в культурной жизни России и их даты (в разные исторические времена);
называть имена выдающихся деятелей, писателей, композиторов разных исторических эпох;
Человек – защитник своего Отечества (5 ч).
Борьба славян с половцами. Александр Невский и победа над шведскими и немецкими рыцарями. Монгольское иго и борьба русских людей за независимость родины. Куликовская битва. Дмитрий Донской.
Отечественная война 1812 года. М.И. Кутузов.
Великая Отечественная война. Главные сражения советской армии с фашистами. Помощь тыла фронту.
Расширение кругозора школьников. Литературные памятники Древней Руси. Новгородские берестяные грамоты. «Поучение» Владимира Мономаха. Первые книги по истории России. Борьба русского народа с польскими захватчиками в ХVII веке. Минин и Пожарский. Иван Сусанин. Партизанская война 1812 года. Василиса Кожина. Отражение борьбы русского народа за свободу родины в произведениях изобразительного и музыкального искусства. Боги войны. Ордена и награды. Военные костюмы разных эпох.
Универсальные учебные действия:
составлять рассказ-повествование об основных событиях, связанных с освободительными войнами Руси и России, называть даты их протекания.
Экскурсии. В краеведческий музей.
Практические работы. Работа с исторической картой (в соответствии с заданиями в учебнике и рабочей тетради).
Гражданин и государство (3 ч)
Россия – наша Родина.Русский язык – государственный язык России. Права и обязанности граждан России. Символы государства.
Универсальные учебные действия:
характеризовать права и обязанности гражданина России;
обобщать информацию, полученную в разных информационных средствах.
Планируемые результаты обучения
1. К концу обучения в четвертом классе учащиеся научатся:
— характеризовать признаки живого организма, характерные для человека;
— моделировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания;
— устанавливать последовательность возрастных этапов развития человека; характеризовать условия роста и развития ребенка;
— оценивать положительные и отрицательные качества человека; приводить примеры (жизненные и из художественной литературы) проявления доброты, честности, смелости и др.;
— анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту); в соответствии с учебной задачей находить на географической и исторической карты объекты; оценивать масштаб, условные обозначения на карте, плане;
— описывать характерные особенности природных зон России, особенности почв своей местности;
— составлять рассказ-описание о странах-соседях России;
— различать год, век, арабские и римские цифры, пользоваться терминами «историческое время», «эпоха», «столетие»;
— соотносить события, персоналии с принадлежностью к конкретной исторической эпохе;
— называть имена наиболее известных правителей разных исторических эпох ( в рамках изученного), рассказывать об их вкладе в развитие общества и его культуры;
— различать (называть) символы царской власти, символы современной России. Называть имя Президента современной России;
— описывать основные события культурной жизни России (в разные исторические эпохи), называть их даты (в рамках изученного);
— называть имена выдающихся деятелей, писателей, композиторов разных исторических эпох.
К концу обучения в четвертом классе учащиеся могут научиться:
— применять в житейской практике правила здорового образа жизни, соблюдать правила гигиены и физической культуры; различать полезные и вредные привычки;
— различать эмоциональное состояние окружающих людей и в соответствии с ним строить общение;
— раскрывать причины отдельных событий в жизни страны (войны, изменения государственного устройства, события в культурной жизни) /в рамках изученного/.
Календарно – тематическое планирование
№ | Дата проведения | Раздел программы, количество часов | Тема урока | Количество часов | Предметное содержание | Характеристика деятельности учащихся (формирование УУД) | |
план | факт | ||||||
1-2 | Человек - живое существо (организм), 16 ч | Организм человека. Нервная система. | 2 | Человек — живой организм. Органы и системы органов человека. Восприятие, память, внимание, мышление человека. Отличие человека от животного. Человек и здоровье. ОБЖ. Человек среди людей | Характеризовать функции разных систем органов. Конструирование ситуаций, раскрывающих правила охраны здоровья. Характеристика правил поведения во время болезни. Сравнение: организм человека и животного. Учебные диалоги. Чтение, заполнение рисунков – схем «Строение систем». Чтение и обсуждение текстов. Проектная работа. Работа с рубриками. | ||
3 | Двигательная система организма человека. | 1 | |||||
4-5 | Пищеварительная система. | 2 | |||||
6 | Дыхательная система. | 1 | |||||
7 | Кровеносная система. | 1 | |||||
8 | Как организм удаляет ненужные ему жидкие вещества. | 1 | |||||
9 | Кожа. | 1 | |||||
10-13 | Как человек воспринимает окружающий мир. | 4 | |||||
14 | Мир чувств. | 1 | |||||
15 | Внимание. | 1 | |||||
16 | Память. | 1 | |||||
17-18 | Твоё здоровье, 12 ч | Режим дня. | 2 | Правила здоровой жизни. Режим дня школьника. Правильное питание. Закаливание. Вредные привычки. Опасности в доме. Правила работы с бытовыми приборами. Опасности на дороге. ПДД. Правила оказания первой медицинской помощи. Опасные животные | Высказывание предположений и оценивание физического развития. Составление режима дня. Работа в парах. Составление таблицы «Продукты питания». Правила закаливания, работа с фотографиями. Правила здорового образа жизни. Составление плана поведения при пожаре. Практическая работа «Правила оказания первой медицинской помощи». Составление памятки «Признаки ядовитых растений» | ||
19 | Правила закаливания. | 1 | |||||
20 | Можно ли снять усталость? | 1 | |||||
21-22 | Поговорим о вредных привычках. | 2 | |||||
23-24 | Когда дом становится опасным. | 2 | |||||
25-26 | Улица полна неожиданностей. | 2 | |||||
27-28 | Если случилась беда. | 2 | |||||
29 | Человек- часть природы, 2 ч | Чем человек отличается от животного. | 1 | Отличия человека от животных. От рождения до старости: различные возрастные этапы развития человека | Работа с иллюстрационным материалом. Составление рассказа о значении речи в жизни людей. Работа в группах. Коммуникативная деятельность: описательный рассказ на тему «Развитие человека от рождения до старости» | ||
30 | От рождения до старости. | 1 | |||||
31 | Человек среди людей, 5 ч | Поговорим о доброте. | 1 | Основные человеческие качества: добро, справедливость, смелость, трудолюбие и вежливость | Работа с иллюстрационным материалом. Пересказ и умение делать выводы о прочитанном произведении. Умение вести беседу. Правила общения. Работа в группах. Моделирование ситуаций, раскрывающих поведение человека среди людей | ||
32 | Что такое справедливость. | 1 | |||||
33 | О смелости. | 1 | |||||
34-35 | Умеешь ли ты общаться? | 2 | |||||
36 | Родная страна: от края до края, 10 ч | Природные зоны России. Зона арктических пустынь и тундра. | 1 | Природные зоны России. Почвы России. Рельеф России. Как возникали и строились города. Кремлёвские города России. Россия и соседи. | Характеристика основных природных зон России. Различение (по описанию, рисункам, фото) природных зон. Работа с картой: выполнение учебных задач. Различение: кремлёвские города и их достопримечательности. Учебные диалоги. Чтение и обсуждение текстов о природных зонах. Просмотр видеофильмов о странах – соседях России. | ||
37 | Природные зоны России. Тайга и зона смешанных лесов. | 1 | |||||
38 | Природные зоны России. Степи и пустыни. | 1 | |||||
39 | Почвы России. | 1 | |||||
40-41 | Рельеф России. | 2 | |||||
42 | Как возникали и строились города. | 1 | |||||
43 | Россия и её соседи. Япония. | 1 | |||||
44 | Россия и её соседи. Китай. | 1 | |||||
45 | Россия и её соседи. Королевство Дания. | 1 | |||||
46 | Человек – творец культурных ценностей, 12 ч | Что такое культура. | 1 | Культура в разные исторические времена. Искусство – часть культуры. | Соотнесение произведения искусства с его автором. Называние имён выдающихся деятелей литературы и искусства разных исторических эпох и их произведений. Работа с рубриками учебника. Учебные диалоги. | ||
47 | Из истории письменности. | 1 | |||||
48-49 | О первых школах и книгах. | 2 | |||||
50 | Чему и как учились при Петре I. | 1 | |||||
51-52 | Русское искусство до XVIII века. | 2 | |||||
53-54 | Искусство России XVIII века. | 2 | |||||
55-56 | Золотой век русской культуры (XIX) | 2 | |||||
57 | Искусство России XX века. | 1 | |||||
58-59 | Человек - защитник своего Отечества, 5 ч | Как Русь боролась с половцами. | 2 | Человек — воин. Героические страницы истории | Коммуникативная деятельность: повествовательные рассказы на темы «Войны в Древней Руси», «Великие войны России». Установление последовательности важнейших исторических событий | ||
60 | Отечественная война 1812 года. | 1 | |||||
61-62 | Великая Отечественная война 1941-1945 годов. | 2 | |||||
63-65 | Гражданин и государство, 3 ч | Гражданин и государство. | 3 | Государственный язык России. Гражданин и государство. Символы государства | Характеристика прав и обязанностей гражданина России | ||
66 | Проверка метапредмет-ных результатов обучения, 1 ч | Контрольная работа | 1 | ||||
67-68 | Работа над проектом, 2 ч | Определение темы. Работа над проектом. Защита проекта. | 2 | Постановка проблемы, из которой вытекает и цель, и задачи деятельности учащихся. Определение метода деятельности, направленной на ее решение. Поиск способов решения проблемы, задача достижения цели в определенных условиях. | |||
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
1 . Литература
Для учителя:
1.Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. 1-4 классы.Программа. – М.: Вентана-Граф, 2013.
2.Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. 3-4 классы. Методика обучения. – М.: Вентана-Граф, 2010.
3.Виноградова Н.Ф., Соколова Л.А. Твоя Родина – Россия. – М.: Просвещение, 2006
4.Журова Л.Е. Беседы с учителем. Методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2008.
5.Журова Л.Е., Евдокимова А.О., Кочурова Е. Э. и др. Проверочные тестовые работы. Учебное пособие для 4 класса. – М.: Вентана-Граф, 2007.
Для ученика:
1. Окружающий мир: 4 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 - х ч. /
Н. Ф. Виноградова,М.: Вентана-Граф, 2014. – (Начальная школа XXI века)
2. Окружающий мир: 1 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ Н. Ф. Виноградова, М.: Вентана-Граф, 2014.(Начальная школа XXI века).
Оборудование:
1.Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.
2.Учебные диски.
Таблицы:
- Произведения изобразительного искусства.
- Набор рисунков «Тела живой и неживой природы».
- Физическая карта России. Карта природных зон
- Политическая карта мира
- Таблица «Кожа человека и уход за ней»
- Таблица «Скелет человека»
- Таблица «Берегите позвоночник от искривления»
- Таблица «Берегите зрение»
- Таблица «Берегите зубы»
- Таблица «Пища»
- Таблица «Утренняя зарядка»
- Таблица «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»
- Таблица «Физический труд»
Перечень доступных и используемых ЭОР
Библиотека по географии. Географическая энциклопедия http://www.geoman.ru
География. Планета Земля http://www.rgo.ru
География России: энциклопедические данные о субъектах Российской Федерации http://www.georus.by.ru
География: сайт А.Е. Капустина http://geo2000.nm.ru
Все флаги мира http://www.rubricon.com/flags/flags.asp
Страны мира: географический справочник http://geo.historic.ru
Территориальное устройство России: справочник каталог "Вся Россия" по экономическим районам http://www.terrus.ru
Коллекция "Исторические документы" Российского общеобразовательного портала http://historydoc.edu.ru
Отечественная история 70 лет битве под Москвой http://pobeda.mosreg.ru
Великая Отечественная война: краткое описание, биографии полководцев http://www.1941_1945.ru
Виртуальный музей декабристов http://decemb.hobby.ru
Герои страны: патриотический интернет проект http://www.warheroes.ru
Династия Романовых http://www.moscowkremlin.ru/romanovs.html
Интернет проект "1812 год" http://www.museum.ru/museum/1812/
История России с древнейших времен до наших дней http://clarino2.narod.ru/rus_history.htm
Ленинград. Блокада. Подвиг http://blokada.otrok.ru
Наша Победа. День за днем http://www.9may.ru
Образование Киевской Руси http://oldru.narod.ru
Отечественная история: подборка публикаций и документов по истории России http://lants.tellur.ru/history/
Коллекция "Русская и зарубежная литература для школы" Российского общеобразовательного портала http://litera.edu.ru
BiblioГид — книги и дети: проект Российской государственной детской библиотеки http://www.bibliogid.ru
Русская виртуальная библиотека http://www.rvb.ru
Официальная Россия: сервер органов государственной власти Российской Федерации http://www.gov.ru
Президент России: официальный сайт http://www.president.kremlin.ru
Президент России — гражданам школьного возраста http://www.uznay-prezidenta.ru/
Государственная Дума: официальный сайт http://www.duma.gov.ru
Федеральная служба государственной статистики: базы данных, статистическая информация http://www.gks.ru
Владимир Даль. Электронное издание собрания сочинений http://www.philolog.ru/dahl/
Имена.org — популярно об именах и фамилиях http://www.imena.org
Крылатые слова и выражения http://slova.ndo.ru
Виртуальный каталог икон http://www.wco.ru/icons/
Виртуальный музей живописи http://www.museum-online.ru
Виртуальный музей Лувр http://louvre.historic.ru
Государственная Третьяковская галерея http://www.tretyakov.ru
Государственный Русский музей http://www.rusmuseum.ru
Государственный Эрмитаж http://www.hermitagemuseum.org
Портал детской безопасности http://www.spas-extreme.ru/
Журнал ОБЖ http://www.school-obz.org/
Herba: ботанический сервер Московского университета http://botsad.msu.ru/links.htm
BioDat: информационно аналитический сайт о природе России и экологии http://www.biodat.ru
FlorAnimal: портал о растениях и животных http://www.floranimal.ru
Forest.ru: все о российских лесах http://www.forest.ru
Биология: сайт преподавателя биологии А.Г. Козленко http://www.kozlenkoa.narod.ru
БиоДан — Тропинка в загадочный мир http://www.biodan.narod.ru
Внешкольная экология: программа "Школьная экологическая инициатива" http://www.eco.nw.ru
Государственный Дарвиновский музей http://www.darwin.museum.ru
Живые существа: электронная иллюстрированная энциклопедия http://www.livt.net
Занимательно о ботанике. Жизнь растений http://plant.geoman.ru
Изучаем биологию http://learnbiology.narod.ru
Концепции современного естествознания: электронное учебное пособие http://nrc.edu.ru/est/
Медицинская энциклопедия. Анатомический атлас http://med.claw.ru
Мир животных http://animal.geoman.ru
Опорно- двигательная система человека: образовательный сайт Палеоэнтомология в России http://www.palaeoentomolog.ru
Проблемы эволюции http://www.macroevolution.narod.ru
Редкие и исчезающие животные России http://nature.air.ru/
Санкт Петербургская общественная организация содействия экологическому образованию http://www.aseko.ru
Чарлз Дарвин: биография и книги http://charles-darwin.narod.ru/
Экологическое образование детей и изучение природы России http://www.ecosystema.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру «Начальная школа XXI века» 2 класс
Программа разработана на основе:- авторской программы по окружающему миру под редакцией Н.Ф. Виноградовой и снабжена учебно-методическим комплектом «Начальная школа XXI века»...
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа 21 века."
Источники:1. http://school32-blg.ucoz.ru/load/programmy/fgos/rabochaja_programma_po_okruzhajushhemu_miru/31-1-0-962. http://s08013.edu35.ru/2011-01-20-09-03-29/rabochie-programmy/245-rabochi...
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...
Рабочая программа по окружающему миру Начальная школа 21 века
Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.), требований к результатам ...
Рабочая программа по окружающему миру Начальная школа XXI века 1 класс
Рабочая программа по окружающему миру Начальная школа XXI века 1 класс...
Рабочая программа по окружающему миру. Начальная школа 21 века
Рабочая программа по курсу « Окружающий мир » разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта Начального Общего Образования, Конц...
Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа 21 века"
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к результатам освоения младшими школьниками основ начального курса окружающего мир...