Наши помощники - домашние животные и культурные растения
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

Урок окружающего мира в 1 классе по программе Школа-2100

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_okruzhayushchego_mira_v_pervom_klasse_po_os.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира в первом классе по ОС "Школа 2100".

Наши помощники – домашние животные и культурные растения

Цель урока:

Обобщить и систематизировать знания учащихся о домашних животных и культурных растениях.

Познакомить с ролью домашних животных в хозяйстве человека.

Познакомить с разнообразием домашних животных и их особенностями.

Познакомить с ролью культурных растений в хозяйстве человека.

Познакомить с разнообразием культурных растений и их особенностями: садовые, огородные, полевые.

Воспитывать бережное отношение к домашним животным и растениям.

Технология группового обучения.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование:

Мультимедийный проектор и презентация.

Энциклопедии о животных.

Раздаточный материал (морковь, картофель, лук).

Картинки и иллюстрации с овощами, фруктами, полевыми культурами.

Карточки для самостоятельных работ.

Кроссворд, картинки для кроссворда.

Картинки животных.

 Ход урока

(Презентация.) (Слайд 1)

1. Организационный момент.

Дети рассажены на 3 группы.

– Сегодня на уроке мы вспомним все о чем мы узнали на прошлых уроках и узнаем еще много интересного.

2. Актуализация знаний и постановка проблемы.

– На какие две группы можно разделить животных? (Слайд 2)

– Какие животные относятся к диким, а какие к домашним? (Слайд 3)

– Расскажите о своих исследованиях домашних животных.

(Доклады от каждой группы.)

– Какими бывают растения? (Слайд 4)

– Какие растения относятся к дикорастущим, а какие к культурным? (Слайд 5)

– Я загадаю вам загадки, а вы, отгадав их, назовете мне тему нашего урока.

Сама пестрая,

 Ест зеленое,

 Дает белое. (Корова.) (Слайд 6)

Хвост крючком.

 Нос пяточком. (Поросенок.) (Слайд 7)

Хвост с узорами,

 Сапоги со шпорами,

 Утром распевает,

 Время считает. (Петух.) (Слайд 8)

Уродилась я на славу,

 Голова бела, кудрява,

 Кто любит щи,

 Меня ищи. (Капуста.) (Слайд 9)

В огороде вырастаю.

 А когда я созреваю,

 Варят из меня томат,

 В щи кладут

 И так едят. (Помидор) (Слайд 10)

В огороде у дорожки

 Стоит солнышко на ножке,

 Только желтые лучи

 У него не горячи. (Подсолнух.) (Слайд 11)

– Как вы думаете, какая у нас будет тема урока?

– Кем являются для нас домашние животные и чем являются культурные растения? (Слайд 12)

3. Совместное открытие новых знаний.

– Каких животных и какие растения разводят люди для получения продуктов питания?

– Для чего еще разводят животных?

– На прошлом уроке мы узнали, от кого произошли собаки. Уточните. (От волков.) (Слайд 13)

– Как вы думаете, от кого произошли коровы? (От быка тура.) (Слайд 14)

– Свиньи? (От кабанов.) (Слайд 15)

– Лошади? (От диких лошадей.) (Слайд 16)

– Кошки? (От диких кошек.) (Слайд 17)

– Но в природе диким животным приходится трудно. Главная проблема – им надо найти пищу или приспособиться к тому, что ее долго не будет.

– Как животные приспосабливаются к трудным условиям природы? (Медведь.)  (Слайд 18)

Медведи..

– Когда медведь впадает в спячку, его сердце бьется медленно, пищеварение и дыхание замедляются, а температура тела медведя падает до 10 градусов. В таком состоянии медведь постепенно использует свои запасы жира, которые накопил летом. Медведь может находиться в зимней спячке несколько месяцев. Впадают в спячку медведи для того, чтобы компенсировать временное отсутствие еды. Если медведя разбудить во время спячки, он может погибнуть от недостатка еды, так как для возвращения обратно в спячку медведю требуется новая энергия, которой может у него уже не быть. Белые медведи зимой спят больше, чем летом, но это не зимняя спячка. Температура и дыхание белых медведей остаются в норме, а во время потепления белые медведи могут гулять целый день. Самки белых медведей спят зимой больше, чем самцы. Они залегают в берлогу, их заносит снегом иногда на недели. Во время этого зимнего сна у белых медведиц рождаются детеныши. Некоторые животные приспосабливаются к тому, чтобы их не съели другие хищники. Какие животные и как это делают? (Заяц – длинные уши, ноги, смена окраски.) (Слайд 19) Нужно животным и приспособиться и к смене погоды: зимой холодно, летом – жарко. Как животные к этому приспосабливаются? (Линька. Лиса летом и зимой, песец) (Слайд 20)

Вывод: “В природе диким животным надо самим заботиться о себе и своем потомстве”.

– Когда у диких животных появляются детеныши? (Весной, в то время, когда достаточно пищи.)

– А заботу о домашних животных взял на себя человек.

– Чем питается корова? (Травой.)

– А в зимнее время, когда на пастбищах нет травы? (О животных заботятся люди. Чтобы у коров круглый год был корм, люди заготавливают сухую траву – сено, в хранилища закладывают картофель, морковь, свеклу, зерно.)

– Где содержатся животные, как устроен дом, в котором они живут?

(Животноводческая ферма, скотный двор) (Слайд 21)

– Здесь (иллюстрации) в ряде длинных помещений расположены коровники. Для каждой коровы отведено место – стойло. К стойлу подведены автопоилки и кормушки. Коров доят с помощью электродоилок. За коровами смотрят доярки, за их здоровьем следят врачи – ветеринары, поэтому коровам не надо менять цвет шерсти, не надо запасать корм, ведь за ними ухаживает человек.

– Почему человек ухаживает за коровами?

– Какую пользу приносят коровы?

– Молоко в специальных цистернах привозят на молокозавод. Что там из него получают? Некоторых коров забивают на мясо, рога и копыта идут на изготовление клея, из рогов умельцы делают украшения.

Фронтальная работа с учебником с. 66–67.

– Но человек научился изобретать разные машины, многие из которых заменили животных.

– Труд каких домашних животных заменили машины? (Лошади, собаки, петухи.) с.66

Может быть домашние животные уже не нужны? (Нет.) Ни одна машина не может давать молоко как … (Корова)

Ни одна механическая игрушка не может стать таким другом, как … (собака.)

Игра “Собери пару: животное и его детеныш”.

-Как называют детенышей домашних животных?

(Работа с раздаточным материалом по группам)

– Какую еще пользу приносят животные человеку? Т.с.63 № 1.

– В какое время года домашние животные появляются? (В любое, зависит от человека.)

– В чем отличие домашних животных от диких животных? (У домашних достаточно пищи.)

4. Самостоятельное применение знаний.

Работа в группах. Заполните таблицу. (Корова, лошадь, курица) Приложение 1.

Работа с энциклопедиями.

Слова для справок: конюшня, коровник, овчарня, птичник, трава, сено, силос, овес, зерно, шерсть, кожа, мясо, рога, копыта, яйца, перо, молоко, езда, спорт. (Слайд 22)

Выступление команд.

Физкультминутка. Юнна Мориц “Попрыгать-поиграть”.

Стоит в лесу избушка,

 А в ней живет Петрушка

 Попрыгать-поиграть!

 Олени,

 Носороги,

 Медведи из берлоги

 Приходят друг за дружкой

 Попрыгать-поиграть!

 Косули и еноты,

 Ежи

 И бегемоты

 Идут после охоты

 Попрыгать-поиграть!

 Малиновка,

 Овсянка,

 Живая обезьянка,

 У всех одно и тоже –

 Попрыгать-поиграть!

5. Совместное открытие новых знаний.

Давайте разгадаем кроссворд “Что и где растет?”.  Приложение 2.

 – Каждая группа находит ответ, выделенный в строке. Выходит и выбирает правильное слово (вывешивает на доске карточки со словами).

Проверяем. (Слайды 23, 24, 25)

 – Какие три группы растений мы выделили?

6. Самостоятельное применение знаний.

Практическая работа.

Морковь, лук, картофель (раздать каждой группе овощ)  Приложение 3.

– Съедобными бывают разные части растения: у моркови и редиса-корнеплод, это видоизмененный корень. У картофеля образуются клубни-видоизмененные побеги (стебли и листья), как и луковица у лука (тоже видоизмененный стебель с листьями).

7. Итог урока. Рефлексия.

– Что узнали нового?

– Человек не может обойтись без растений и животных, живущих рядом с ним. Они помогают ему жить. Но и человек должен заботиться о животных и растениях, которые он приручил (Слайд 26).

8. Творческое домашнее задание.

– Провести научное исследование и выяснить, пища из каких растений съедена сегодня (Слайд 27).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру 1 класс "Мои помощники-домашние животные и культурные растения"

урок в 1 классе по окружающему миру на тему: "Мои помощники-домашние животные и культурные растения"...

урок окружающего мира "школа 2100" 1 класс "Наши помощники- домашние животные"

Дети на уроке обобщат и расширят знания о пользе домашних животных для человека, расширят знания о народных приметах, получат дополнительные сведения о пользе домашних животных, обогатят словарн...

презентация к уроку окружающего мира "Наши помощники- домашние животные" 1 класс

Презентация составлена к уроку с учётом требований ФГОС....

урок окружающего мира 2 класс ПНШ "Наши помощники-домашние животные"

Цель: углубление и расширение знаний детей о домашних животных....

Методическая разработка урока окружающего мира "Наши помощники - домашние и культурные растения"

Методическая разработка урока окружающего мира по теме "Наши помощники - домашние животные и культурные растения", 1 класс "Школа 2100"...

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе по теме: "Наши помощники - домашние животные"

Цель: дать ученикам представление о домашних животных; познакомить с ролью и значением домашних животных в жизни человека....